Институт гуманитарных наук. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Обществознание. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Рутковская Е.Л., Королькова Е.С

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания с кратким ответом. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 176 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию содержит более 300 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом по всем основным разделам курса обществознания: "Человек и общество" ("Общество", "Человек", "Познание", "Духовная жизнь"), "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право". Ко всем заданиям даны ответы.

Формат: pdf

Размер: 1,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
Работа с признаками ключевых обществоведческих понятий 11
1. Общество 11
2. Человек 12
3. Познание 14
4. Духовная сфера 15
5. Экономика 17
6. Социальные отношения 18
7. Политика 20
8. Право 22
Характеристика социальных объектов на основе смоделированных жизненных ситуаций 24
1. Общество 24
2. Человек 26
3. Познание 28
4. Духовная сфера 29
5. Экономика 31
6. Социальные отношения 33
7. Политика 36
8. Право 38
Выявление структурных элементов обществоведческого знания 41
1. Общество 41
2. Человек 42
3. Познание 44
4. Духовная сфера 45
5. Экономика 46
6. Социальные отношения 48
7. Политика 50
8. Право 52
Выбор обобщающего понятия 54
1. Общество 54
2. Человек 55
3. Познание 56
4. Духовная сфера 57
5. Экономика 58
6. Социальные отношения 59
7. Политика 60
8. Право 61
Определение лишнего понятия в ряду однородной социальной информации 63
1. Общество 63
2. Человек 64
3. Познание 66
4. Духовная сфера 67
5. Экономика 68
6. Социальные отношения 69
7. Политика 71
8. Право 73
Установление соответствия между двумя рядами социальной информации 75
1. Общество 75
2. Человек 78
3. Познание 80
4. Духовная жизнь 83
5. Экономика 85
6. Социальные отношения 88
7. Политика 92
8. Право 95
Дифференциация в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений 99
1. Общество 99
2. Человек 101
3. Познание 104
4. Духовная сфера 107
5. Экономика 109
6. Социальные отношения 112
7. Политика 115
8. Право 118
Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту 122
1. Общество 122
2. Человек 127
3. Познание 131
4. Духовная сфера 136
5. Экономика 141
6. Социальные отношения 146
7. Политика 151
8. Право 156
Ответы 162

Задания, включенные в первую часть Единого государственного экзамена по обществознанию, отличаются по видам интеллектуальной деятельности, которые требуются для их выполнения.
В данном пособии рассматриваются задания, которые требуют не простого воспроизведения полученных знаний, а умения ими оперировать. Это касается прежде всего заданий с кратким ответом.
Определенная сложность этих заданий диктует целесообразность их выделения в отдельную группу и детального анализа.
Наличие умения оперировать знаниями является показателем того, что полученные знания стали осмысленными, что экзаменуемый понимает ту систему многоразличных связей, в которых существует тот или иной элемент знания, то или иное положение, понятие.

Преподаваемые дисциплины

Методология психолого-педагогических исследований; Основы педагогического проектирования при изучении истории и обществознания; Методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе; Философия как учебный предмет и особенности его преподавания и др.

Научно-преподавательский стаж

В педагогической сфере – с 1979 года; в Московском городском педагогическом университете работает по совместительству с 2017 года.

Заслуги, награды

Награждена почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Присвоено звание «Ветеран труда».

Уровень образования, квалификации

Образование высшее

Направление подготовки (или специальность)

Специальность "История и обществоведение", квалификация "Учитель истории и обществоведения".

Общий стаж

Трудовой стаж с 1979 года

Основные публикации
  • Learning and living democracy: Introducing quality assurance of education for democratic citizenship in schools — Comparative study of 10 countries (2009): Country-specific reports: Russian Federation. / Galina Kovaleva, Elena Routkovskaya. — Council of Europe, February 2009.
  • Рыжаков М.В., Захлебный А.Н., Лазебникова А.Ю., Вяземский Е.Е., Журин А.А., Коваль Т.В., Королькова Е.С., Либеров А.Ю., Рутковская Е.Л., Рахматулин Р.Я., Самойлова Е.А., Дзятковская Е.Н. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Коллективная монография по исследованиям 2008−2012 гг. / Под ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина. — Санкт-Петербург, 2012.
  • Approaches to civic and citizenship education around the world // The Russian Federation / Galina Kovaleva, Peter Polodzevets, and Elena Routkovskaya. — International Association for the Evaluation of Educational Achievement, 2013.
  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ по обществознанию: что нам показал взгляд «изнутри» // Преподавание истории в школе. 2016. № 3. С. 57−60.
  • THE ELECTRONIC FORMS OF SCHOOL TEXTBOOKS FOR HISTORY AND SOCIAL STUDIES / Aleksashkina L.N., Vorozheikina N.I., Korolkova E.S., Rutkovskaya E.L. — The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. С. 52−60.
  • Сорокин А.А., Половникова А.В., Рутковская Е.Л. Обновление содержания основного общего образования: История. Обществознание // Обновление содержания основного общего образования: История. Обществознание. Сер. «ФГОС: обновление содержания образования» Москва, 2017. С. 17−36.
  • Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2. С. 44−54.
  • Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сборник научных статей. М.: Книгодел, 2017. С. 20−33.
  • Ковалёва Г. С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 14−21.
  • Ковалёва Г. С., Амбарцумова Э.М., Богданова Н.Н., Демидова М.Ю., Иванова Л.Ф., Мансурова С.Е., Пентин А.Ю., Рослова Л.О., Рутковская Е.Л., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 8 класс: пособие для учителя / Москва, Санкт-Петербург, 2017. Сер. ФГОС: Оценка образовательных достижений
  • Демидова М.Ю., Иванова Л.Ф., Рождественская М., Рослова Л.О., Рутковская Е.Л., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 7 класс: пособие для учителя / Санкт-Петербург, 2016.
  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Работа с текстом на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 45−51.
  • Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. Электронные формы учебников: расширение пространства познавательной деятельности школьников при изучении истории и обществознания // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA -2017): cборник научных трудов международной научно-практической конференции. Москва, 2017. С. 468−476.
  • Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Королёва Г. Э. ЕГЭ 2018. Обществознание: сборник заданий — Москва: Эксмо, 2017.
  • Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Королёва Г. Э. ЕГЭ 2018. Обществознание: тренировочные задания. — Москва: Эксмо, 2017.
  • Рутковская Е.Л. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Человек и общество. — М.: Издательство «Экзамен», 2017.
О себе

Является старшим научным сотрудником Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Принимает участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в сфере социально-гуманитарного образования, является специалистом в области теории и методики обучения обществознанию. Имеет многочисленные публикации по актуальным проблемам социально-гуманитарного образования, концепции учебного предмета обществознание, Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных программ, действующих учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, методических и дидактических пособий по обществознанию, а также материалов, связанных с оценкой качества образования на уровне национальных и международных исследований (в области обществознания и финансовой грамотности).

Значительное место в работе занимает разработка теоретических и методических подходов к диагностике образовательных достижений учащихся по обществознанию, создание моделей педагогических измерителей, учитывающих специфику социально-гуманитарного знания и позволяющих адекватно оценить уровень и качество обществоведческой подготовки школьников.

Работала в течение девяти лет (2001−2009 г. г.) руководителем Федеральной комиссии разработчиков Единого государственного экзамена по обществознанию. Является автором материалов концептуального и методического характера, лежащих в основе современной модели ЕГЭ по предмету.

Принимает участие в конференциях, круглых столах, научно-методических семинарах по проблемам преподавания обществознания и развития финансовой грамотности учащихся в основной и полной средней школе. Неоднократно участвовала в международных конференциях по проблемам оценки качества образования и научно-практических аспектов преподавания школьного обществознания. Является одним из национальных координаторов международного сравнительного исследования по финансовой грамотности 15-летних учащихся PISA.

В 1974—1979 годах училась на историческом факультете МГПИ им. В.И.Ленина (сейчас МПГУ).
В 1990 году окончила очную аспирантуру Академии педагогических наук СССР.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук защищена в 1991 году.

Область научных интересов

Актуальные проблемы социально-гуманитарного образования. Концептуальные вопросы обществоведческого образования. Развитие финансовой грамотности учащихся в основной и полной средней школе.

Тематический тренажёр для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам курса обществознания «Человек и общество» («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества»), «Экономика», «Социология», «Политика» и «Право».
Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене.
В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.
Пособие предназначено преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по обществознанию. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.


Скачать и читать Обществознание, ОГЭ, Готовимся к итоговой аттестации, Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Шохонова Е.Э., 2019

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ЕГЭ 2019 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям -оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.


Скачать и читать Обществознание, ЕГЭ, Готовимся к итоговой аттестации, Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Шохонова Е.Э., 2019

Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2019 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию, а также большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
В сборнике также даны:
ответы на все варианты тестов и заданий части 2;
подробные критерии оценивания заданий части 2;
образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.


Скачать и читать ЕГЭ 2019, Обществознание, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.


Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий ОГЭ по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Основного государственного экзамена в 2019 году.


Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.

Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ОГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
Пособие содержит 32 варианта типовых тестовых заданий ОГЭ по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Основного государственного экзамена в 2019 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по общество-знанию, о степени трудности заданий, а также дать большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся - для самоподготовки и самоконтроля.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.

Предлагаемое пособие содержит задания всех типов ЕГЭ по обществознанию, соответствующих демоверсии 2019 г. Они помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки выполнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену.
Ко всем заданиям даны ответы и подробные критерии оценивания.
Пособие предназначено преподавателям, репетиторам, родителям, а также учащимся старших классов и выпускникам для самоподготовки и самоконтроля.


Скачать и читать ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

Тематический тренажёр по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена.
Пособие содержит более 300 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом по всем разделам курса обществознания, подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2.
Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.


Скачать и читать ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

Транскрипт

1 Е. Л. РУТКОВСКАЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПРАКТИКУМ ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО) Подробный разбор раздела Кодификатора «Человек и общество») Методика выполнения заданий ^ Трудная тема Задания для подготовки к экзамену Ответы

2 ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН Е. JL Рутковская ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ Рекомендовано ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ Подробный разбор раздела Кодификатора «Человек и общество» Методика выполнения заданий Трудная тема Задания для подготовки к экзамену Ответы Рутковская. Л. Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2015 УДК 372.8:3 ББК Р90

3 Р90 ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Человек и общество: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ / Е. JI. Рутковская. М. : Издательство «Экзамен», с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») ISBN Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам «Общество», «Человек», «Познание» и «Духовная жизнь общества» одного из самых трудных разделов обществознания «Человек и общество». Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. Приказом 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. УДК 372.8:3 ББК Справочное издание Рутковская Елена Лазаревна ЕГЭ ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ Издательство «ЭКЗАМЕН» Гигиенический сертификат РОСС RU. АЕ51. Н от г. Главный редактор Л. Д. JTanno. Редактор Н. В. Павлова Технический редактор Л. В. Павлова. Корректор О. Ю. Казанаева Дизайн обложки Л. В. Демьянова. Компьютерная верстка Е. Ю. Лысова, Москва, Луков пер., д. 8, по общим вопросам: по вопросам реализации: тел./факс (многоканальный) Формат 70x108/16. Гарнитура «Школьная». Бумага газетная. Уч.-изд. л. 3,38. Уел. печ. л. 9,8. Тираж 7000 экз. Заказ Общероссийский классификатор продукции ОК, том 2; книги, брошюры, литература учебная Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «Красногорская типография» , Московская область, г. Красногорск, Коммунальный кв., д ISBN Рутковская Е. Л., 2015 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2015

5 Содержание Предисловие Человек и общество... 7 Краткая характеристика раздела Кодификатора... 7 Задания раздела в структуре экзаменационной работы... 9 Подготовка к экзамену: на что обратить внимание Чем пользоваться при подготовке к экзамену Трудная тема Задания для подготовки к экзамену Содержательная линия «Человек» Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Мышление и деятельность Потребности и интересы Мировоззрение, его виды и формы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности Содержательная линия «Общество» Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI века (глобальные проблемы) Содержательная линия «Познание» Виды знаний Понятие истины, ее критерии Содержательная линия «Духовная жизнь общества» Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки Образование, его значение для личности и общества

6 Религия Искусство Мораль Задания на анализ и интерпретацию социальной информации, представленной в оригинальных источниках Ответы... * Содержательная линия «Человек» Содержательная линия «Общество» Содержательная линия «Познание» Содержательная линия «Духовная жизнь общества» Предисловие Книга, которую вы держите в руках, представляет собой практикум для подготовки к Единому государственному экзамену по общест- вознанию. Материалы практикума построены в соответствии с содержанием первого раздела Кодификатора элементов содержания и требова- нйй к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения Единого государственного экзамена по обществознанию. Они включают задания, подобные тем, которые будут представлены на экзамене, комментарии к ним и рекомендации по темам обществоведческого курса, охватывающим содержательные линии «Общество», «Человек», «Познание» и «Духовная жизнь общества». Задания, представленные в пособии, ориентированы как на теоретическое содержание обществоведческого курса, так и на социальные реалии, анализ которых требует применения соответствующих теоретических знаний. Комментарии к заданиям, представленным в пособии, учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые выпускниками на экзамене. Книга структурирована в разделы, каждый из которых посвящен определенному элементу содержания, заявленному в кодификаторе в качестве самостоятельного объекта проверки на экзамене. Вопросы типов и разновидностей заданий, их уровней сложности рассматриваются внутри этих разделов. По каждому разделу предъявляются задания для самостоятельной работы, помогающие формированию умений и навыков выполнения заданий формата ЕГЭ. Для более глубокого и прочного усвоения обществоведческого материала, выносимого на экзамен, в пособии описаны отдельные возможные методические приемы организации работы учителя и учащихся при изучении 4

7 указанных содержательных линий курса. Пособие содержит ряд конкретных методических советов по изучению и повторению отдельных вопросов курса. Особые акценты сделаны на те содержательные составляющие, которые оказывались наиболее затруднительными для экзаменующихся. Ко всем заданиям, помещенным в книге, представлены ответы. Данное пособие представляет собой одну из трех частей комплекта по подготовке к ЕГЭ, выпущенного издательством «Экзамен». Этот комплект включает еще два пособия-практикума: «Экономика и социология» и «Политика и право». Пособие учитывает типологию заданий, которые включаются в экзаменационную работу по обществознанию, и отражает все их типы. Книга, таким образом, рассчитана на то, чтобы помочь выпускникам и абитуриентам вузов, а также учителям, преподавателям, родителям подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию. Человек и общество Краткая характеристика раздела Кодификатора Этот раздел Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников несколько отличается от остальных разделов. Прежде всего, отметим его комплексный характер. Раздел «Человек и общество» включает дидактические единицы курса, восходящие к четырем традиционно выделяемым содержательным линиям школьного обществоведческого курса: «Общество», «Человек», «Познание» и «Духовная жизнь общества». Наиболее важной характеристикой раздела выступает интегральный характер представленных в нем знаний: он включает ряд стержневых сюжетов и проблем, отражающих интегральный характер общест- вознания в целом, а также основополагающие понятия, без которых невозможно освоение обществоведческого материала. К ним относятся, в частности, понятия «общество как система», «сферы общественной жизни», «социальные институты», «человек», «деятельность человека» и др. Основой представленного в разделе содержания является не одна определенная социальная наука (как, скажем, для следующих в Кодификаторе разделов экономика, социология, политика, правоведение), а целый ряд наук. Среди них философия, этика, психология, социология, культурология. 5

8 Междисциплинарная основа проявляется в представленности в рассматриваемом разделе проблем и подходов философских, социологических, культурологических, психологических и др. Рассмотрим, например, содержательный элемент «деятельность». Проблема структуры деятельности ориентирована на философское знание, проблема деятельности социальной и асоциальной обращается к знанию социологическому, а проблема мотивов деятельности выводит на психологическое знание. Знания раздела составляют теоретический фундамент курса и позволяют рассматривать общество в единстве экономических, социальных, политических и культурных институтов. К особенностям раздела относится его методологический характер. Составляющие его знания помогают прояснить социальную картину мира в целом и позволяют лучше ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, они выявляют динамические характе 6

9 ристики социальных объектов и процессов, что дает возможность осознавать противоречия и изменчивость общественного развития, фиксировать определенные тенденции в социальных процессах и прогнозировать его развитие в будущем. Человековедческий компонент раздела придает его содержанию личностно ориентированный характер, и это позволяет не только соединить теоретический компонент курса и его жизненно-практическую составляющую, но и вывести на осознанный выбор жизненной позиции и целый спектр научно обоснованных возможностей решения практических проблем по целенаправленному преобразованию человеком мира. Таким качеством обладает, к примеру, содержание, выходящее на виды деятельности и ее логическую структуру (мотивы, цели, субъект, объект, предмет, средства, методы, результат). Еще одной особенностью рассматриваемого раздела является открытый характер ряда включенных в него вопросов вопросов, не имеющих однозначных решений и требующих раздумий, сопоставления различных точек зрения и оценок. На экзамене такие вопросы включаются в содержание заданий с развернутыми ответами и требуют выражения собственной позиции и ее обоснования, аргументации. Теперь обратимся к конкретным темам, нашедшим отражение в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников и, следовательно, в экзаменационных вопросах. Содержательная линия «Общество» в Кодификаторе представлена пятью позициями. Назовем их: 1. Системное строение общества: элементы и подсистемы 2. Основные институты общества 3. Понятие общественного прогресса 4. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 5. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) Таким же количеством позиций представлена в Кодификаторе содержательная линия «Человек»: 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Мышление и деятельность 4. Потребности и интересы 5. Свобода и необходимость в человеческой деятельности Двумя крупными позициями представлена содержательная линия «Познание»: 1. Виды знаний 2. Понятие истины, ее критерии

10 И, наконец, шесть дидактических единиц первого раздела выходят на содержательную линию «Духовная жизнь общества»: 1. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 2. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 3. Образование, его значение для личности и общества 4. Религия 5. Искусство 6. Мораль Задания раздела в структуре экзаменационной работы В структуре экзаменационной работы рассматриваемый раздел Кодификатора представлен во всех частях работы и на всех уровнях сложности. В первой части задания раздела располагаются на позициях 1-4. Во второй части они могут быть расположены на любых из позиций работы. Следует помнить, что отбор заданий по каждой позиции второй части работы определяется, в первую очередь, не привязкой к определенному содержанию, а теми умениями, на проверку которых направлены задания. Поэтому во второй части на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного уровня сложности, позволяющие проверить одни и те же или сходные умения. Содержание, положенное в основу этих заданий, в различных вариантах ориентируется на разные разделы Кодификатора, в том числе и на раздел «Человек и общество». Помимо этого, тематические элементы раздела представляют теоретическую основу непосредственно для двух содержательных областей, с которыми связаны высказывания-темы задания-эссе, философию и социальную психологию. В отдельных случаях они выходят и на другие содержательные области. Так, например, высказывание В. Гюго «Всеобщий закон это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» было представлено в области правоведения. Однако, чтобы раскрыть его смысл и показать различные аспекты затронутой проблемы, безусловно, важно применить знания, полученные по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности». Теперь остановимся на уровнях сложности заданий различных позиций работы. Задания позиций 1-3, 22, 23, 24, 26 и первые два задания к источнику базового уровня сложности. Их, как правило, выполняют около 60% выпускников. Задания позиций 4, 25, 27 и 28 повышенного уровня 8

11 сложности. Их, как правило, выполняют от 30 до 60% экзаменующихся. Задания высокого уровня сложности первой и второй частей выполняют, как правило, не более 30% участников экзамена. Учитывая тот факт, что содержание раздела служит в заданиях различных позиций основой для разных мыслительных операций и дает возможность проявить разные интеллектуальные умения и освоенные способы познавательной деятельности, познакомимся с этй- ми умениями конкретно. Сделаем это, еще раз обратившись к структуре экзаменационной работы и разновидностям имеющихся в ней заданий. Позиции 1 (здесь представлены задания с выбором ответа по содержательным линиям «Общество» и «Человек») и 2 (задания с выбором ответа по содержательным линиям «Познание» и «Духовная жизнь общества») проверяют следующие умения выпускников: 1) выявлять смыслы (значения) определенного понятия; 2) распознавать существенный признак определенного понятия, характерную черту социального явления (процесса), элемент его описания; 3) определять понятие (социальное явление, процесс) на основе его определения; 4) определять понятие (социальное явление, процесс) на основе его существенного признака (проявления, характеристики); 5) сравнивать социальные объекты, их характерные черты, устанавливать сходство либо различие. На позиции 3 представлены задания с выбором ответа, основанные на типичной ситуации социальной жизни и связанные с обращением экзаменуемых к определенным социальным реалиям. Эти социальные реалии могут быть связаны с любым входящим в объекты проверки тематическим элементом. Он может представлять любую из четырех заявленных выше содержательных линий. Разновидностью заданий 3 являются задания с диаграммами и графиками, а также задания, основанные на статистических данных, предъявляемых в других формах. Задания 3 проверяют следующие умения выпускников: 1) выявлять пример социального явления, процесса, ситуации; 2) распознавать социальное явление, процесс по предъявленному примеру либо по описанной ситуации; 3) оценивать деятельность и поведение людей на основе знаний, полученных в ходе изучения обществоведческого курса; 4) находить вывод, сделанный на основе статистической или графической информации; 5) переводить графическую информацию в словесно-описа- тельную. На позиции 4 представлены задания на анализ информации об определенном социальном объекте. Они требуют установления истинности 9

12 каждого из двух предъявляемых суждений. При этом верным может оказаться одно любое суждение, либо каждое из приведенных суждений, либо оба суждения могут оказаться неверными. Социальные объекты, заявленные в этих заданиях в качестве предмета рассмотрения, могут относиться к любому проверяемому тематическому элементу. Как и в охарактеризованной выше позиции 3, этот тематический элемент может представлять любую из четырех образующих данный раздел содержательных линий обществоведческого курса. Задания позиции 4 проверяют следующие умения: 1) оценивать различные суждения о социальных объектах на основе полученных социально-гуманитарных знаний; 2) оценивать различные суждения о действиях и поведении людей с позиций общественных ожиданий и представлений о рациональности. Задания с краткими ответами первой части работы ориентированы на проверку следующих умений: 1) выявлять структурные элементы социальных объектов с помощью схем и таблиц (22); 2) классифицировать понятия и социальные явления путем выявления их видовых и родовых характеристик (23); 3) устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, обществоведческими терминами и понятиями (24); 4) производить отбор проявлений и признаков социальных явлений и теоретических понятий путем выбора необходимых позиций из предложенного списка (25); 5) дифференцировать в социальной информации факты и мнения (26); 6) определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту (27); 7) распознавать характеристики, конкретизирующие определенное социальное явление (ситуацию) (28). Задания с развернутыми свободно конструируемыми ответами второй части экзаменационной работы проверяют наиболее сложные, комплексные умения. Открывает вторую часть фрагмент текста с четырьмя вопросамизаданиями по его содержанию. В целом этот фрагмент работы ориентирован на проверку умения извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по определенным темам социальной проблематики. Вместе с тем у каждого задания к тексту есть и свое требование к умениям экзаменующегося. Назовем их: 1) точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в 10

13 явном виде; 2) находить, осознанно воспринимать и использовать имеющиеся в тексте сведения, представленные не только в явном, но и в неявном виде; 3) характеризовать текст или его отдельные положения на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания, конкретизировать примерами отдельные положения текста; 4) использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, формулировать и аргументировать оценочные, а также прогностические суждения, связанные с проблематикой текста. Другие задания второй части также имеют свою специфику в плане проверяемых умений: 5) называть признаки социальных явлений; применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте; 6) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; конкретизировать теоретические положения с помощью примеров социальной жизни; 7) применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, для анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов; 8) составлять план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса; 9) подготавливать творческую работу (эссе) по одному из предложенных высказываний, раскрывая его смысл, обозначая различные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы), формулируя собственное отношение к позиции, занятой автором, с соответствующими обоснованиями и аргументацией. Содержание рассматриваемого раздела на каждой из позиций работы принимает форму, соответствующую конкретной модели задания. Вместе с этим требования задания каждой позиции строятся на общих, утвержденных для этой позиции форматах. 11

14 Подготовка к экзамену: на что обратить внимание Многие выпускники, готовясь к экзамену, допускают типичную ошибку. Приступая к той или иной теме, они идут за конкретными сюжетами, изложенными в учебнике. И так от темы к теме, не проводя никакого различия между изучением материала и его повторением перед экзаменом. В то время как повторение должно постоянно обращаться не только к самому учебному тексту того или иного параграфа. Что же еще должно включать в себя повторение? При повторении чрезвычайно важно остановить свое внимание на ведущих для темы понятиях, их признаках, проявлениях. И для этого, безусловно, мало пробежаться глазами по определению понятия. И недостаточно мысленно повторить признаки понятия, выделенные в учебнике. Чрезвычайно важно суметь передать смысл рассматриваемого понятия, затем следует представить рассматриваемое понятие в ряду других и определить специфику его признаков. Поясним это на примере понятия «деятельность». Прежде всего обратимся к смыслу данного понятия. Деятельность рассматривается в курсе обществознания и как характерное для человека отношение к внешнему миру, и как процесс преобразования внешнего мира человеком. Это значит, что в различных контекстах внимание может акцентироваться либо на сущности, либо на процессе деятельности, и выпускнику важно уметь различать эти две стороны деятельности. Далее рассмотрим деятельность в ряду других понятий. Обратимся, например, к понятиям «мотивы деятельности», «виды деятельности», «творческая деятельность», «трудовая и игровая деятельность». По отношению к перечисленным понятие «деятельность» выступает более широким, объемным, и поэтому его можно назвать родовым. Родовым называют такое понятие, объем которого шире и полностью включает в себя объем другого понятия. Видовым будет такое понятие, объем которого составляет лишь часть объема родового понятия. Объемом понятия называют множество обобщенных в нем предметов, объединенных общим признаком. Какой признак является общим для понятий «деятельность», «мотивы деятельности», «виды деятельности», «творческая деятельность», «трудовая и игровая деятельность»? Это активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Но, как вы знаете, активность характерна не только для человека, она свойственна и другим живым существам. И здесь, обратите внимание, мы подошли к очень важному вопросу: умению выделять не только характерные, свойственные социальному объекту признаки, но и признаки 12

15 особенные, отличительные, исключительные, характерные ТОЛЬКО для него. К примеру, говоря о том, что все живые существа приспосабливаются к существующим природным условиям, мы подчеркиваем, что человек не только приспосабливается, но и преобразует природную и социальную среду. Сравнивая поведение человека с поведением животных, отличающимся целесообразностью (птицы выкармливают птенцов и учат их летать, кошка учит котят ловить мышей, муравьи строят и защищают муравейник), мы акцентируем внимание на нескольких характерных только для человека признаках. Человек способен осознавать и формулировать цель, способен следовать этой цели не только на основе врожденных, природных механизмов, но и на основе опыта, а также на основе творческих усилий, выходящих за рамки опыта. Умение выделять общие и отличительные признаки социальных объектов лежит в основе выполнения целого ряда заданий Единого государственного экзамена заданий всех его типов, относящихся к различным частям экзаменационной работы. Прежде всего это умение требуется частью заданий с выбором ответа. Это задания, которые явно или неявно предполагают процедуру сравнения социальных объектов. В качестве примера приведем задание, которое напрямую в своих требованиях не предлагает сравнение, но, по сути, требует именно его. В данном случае сравнения обществ различных типов. Пример задания с выбором ответа. Какой из признаков отличает традиционное общество? 1) преобладание рутинных технологий 2) быстрое развитие промышленности 3) внедрение в производство научных достижений 4) интенсивное развитие информационных технологий Правильный ответ 1. В отличие от обществ других типов в аграрном (традиционном) обществе преобладают рутинные технологии. Вариант ответа 2 быстрое развитие промышленности отражает особенность индустриального общества, вариант ответа 3 внедрение в производство научных достижений можно рассматривать как общую характеристику обществ индустриального и постиндустриального типов, вариант ответа 4 интенсивное развитие информационных технологий представляет собой особую характеристику постиндустриального (информационного) общества. Умение выделять общие и отличительные признаки проверяет и значительная часть заданий с кратким ответом задания нескольких моделей и разновидностей. Это, прежде всего, задания на заполнение пропусков в схеме или таблице, задания на установление соответствия и задания на выбор нескольких верных ответов из представленного списка. 13

16 Обратимся к примерам. Пример задания с кратким ответом на заполнение пропуска в таблице. Л Запишите слово, пропущенное в таблице. Формы освоения мира ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКА Искусство Отражение эстетического отношения к действительности, освоение и воплощение эстетических ценностей Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире Задание требует сравнить признаки искусства и науки как различных форм освоения мира. И если для искусства характерно отражение эстетического отношения к действительности, освоение и воплощение эстетических ценностей, то получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире особая характерная черта науки. Правильный ответ наука. Это слово должно быть вписано вместо пропуска в таблицу. Пример задания с кратким ответом на установление соответствия. U Установите соответствие между видами деятельности человека согласно данной классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) материально-производ- 1) практическая ственная деятельность деятельность Б) познавательная деятельность 2) духовная деятельность В) социально-преобразовательная деятельность Г) прогностическая деятельность Д) ценностно-ориентирующая деятельность Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д В бланк ответов должен быть записан ответ Остановимся на том, какие интеллектуальные действия следует проделать, чтобы его получить. 14

17 Прежде всего следует активизировать имеющиеся знания. В частности, важно знать, чем отличается практическая деятельность от деятельности духовной, т. е. знать признаки, характеризующие каждый из представленных видов деятельности. Знание этих признаков поможет определить, какой из перечисленных видов деятельности характерен для той или иной классификационной группы. Кроме того, необходимо знание отличий между самими видами деятельности. Так, чтобы правильно определить, в какую классификационную группу следует вписать прогностическую или ценностно-ориентировочную деятельность, следует знать их отличия друг от друга. В свою очередь, интеллектуальными действиями в данном случае будут: анализ классификационной группы и выявление ее особенностей, анализ каждого из представленных видов деятельности с целью выявления их признаков, соотнесение особенностей той или иной классификационной группы с признаками видов деятельности и формулирование вывода. Пример задания с кратким ответом на выбор нескольких верных ответов из представленного списка. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент 3) установление взаимосвязи различных понятий 4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков 5) получение новых суждений на основе уже имеющихся 6) сохранение в памяти целостного образа предмета Перечень вариантов ответа отчетливо свидетельствует о необходимости дифференцировать характерные проявления (формы) чувственного и рационального познания. К характеристикам (формам) чувственного познания следует отнести ответы 1 (отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета восприятие), 2 (отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент, ощущение), 6 (сохранение в памяти целостного образа предмета представление). Ответы 3, 4, 5 относятся к характеристике рационального познания. Умение выделять общие или отличительные признаки социальных объектов позволяет выполнить и определенные разновидности заданий с развернутыми ответами. Это могут быть задания к текстам источникам социальной информации. В этом случае сравниваемые понятия или социальные объекты будут представлены в тексте либо заявлены в нем как та 15

18 или иная группа социальных объектов либо сам текст даст основание для выделения их характерных признаков с опорой на знания и опыт. Это могут быть задания на конкретизацию, требующие выделения и иллюстрации конкретных признаков социальных объектов. Это могут быть и заданиязадачи, требующие вычленения тех или иных признаков социальных объектов из условия задания и указания не названных в условии признаков. Наконец, это могут быть задания по составлению плана развернутого ответа, отдельными пунктами которого могут быть общие и отличительные признаки одного или нескольких социальных объектов. Готовясь к экзамену, восстанавливая в памяти изученный теоретический материал, необходимо попытаться его конкретизировать примерами, иллюстрирующими различные стороны жизни человека и общества. Эти примеры можно найти, обратившись к собственным знаниям из разных школьных курсов, сообщениям СМИ, окружающей социальной жизни, собственному опыту. При этом следует опираться уже на весь изученный школьный обществоведческий курс, при необходимости обращаться к его различным разделам и темам, включать в работу по подготовке к экзамену и материалы по общест- вознанию для основной школы. Могут пригодиться учебники, которыми вы пользовались несколько лет назад, обучаясь еще в основной школе. Они помогут вам подобрать по ряду тем наглядные примеры- иллюстрации и связать теоретический материал, осмысленный в старшей школе на более высоком уровне, с реальными картинами окружающей и включающей вас социальной жизни. Постоянное обращение к примерам поможет вам успешно выполнить экзаменационные задания, построенные на обращении к ситуациям социальной жизни. Это задания, которые в своем условии содержат описание социальной ситуации и требуют ее анализа для ответа на поставленный вопрос. Пример задания с условием, включающим социальную ситуацию. Студенты изучают экономическую литературу о создании и использовании материальных ресурсов общества. Это пример деятельности 1) материально-производственной 2) учебно-познавательной 3) ценностно-ориентирующей 4) социально-преобразовательной Чтобы успешно выполнить задание, необходимо определить, для какой из классификационных групп характерна деятельность, отраженная в представленной ситуации. Классификационные группы представлены в вариантах ответа, и выпускнику важно провести их анализ и мысленное 16

19 выявление их особенностей на основе имеющихся знаний. Важно также провести анализ самой ситуации, представленной в условии, для выявления ее отличительной характеристики. Эта характеристика связана с процессом изучения, и ее выявление поможет определить деятельность студентов как учебнопознавательную (ответ 2). Социальная ситуация может быть представлена в условии не только в словесно-описательной форме, но и в графической в виде диаграммы или таблицы. Как правило, такие задания содержат определенную статистическую информацию. 17

20 Пример задания с условием, включающим графическую и статистическую информацию. В ходе социологического опроса, посвященного вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что должна давать школа в первую очередь?» Полученные данные представлены в диаграмме (% от числа опрошенных). Л знания воспитание поступления в вуз ШИ лет I лет лет гарантии Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? " / 1) Среди всех опрошенных преобладает следующее мнение: школа должна давать в первую очередь знания. 2) Опрошенные считают, что школа должна в первую очередь давать воспитание и общую культуру. 3) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для сорокалетних респондентов. 4) Знания как результат работы школы отмечают большее число юных респондентов, чем отвечающих зрелого возраста. Данное задание отражает требование Федерального государственного стандарта по обществознанию относительно умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд). В задании перед выпускником диаграмма. Требование задания наипростейшее среди всех заданий со статистическими данными. Необходимо просто «перевести» язык диаграммы в язык привычного вербального сообщения информации. Иными словами, необходимо придать словесную форму предъявленной в диаграмме информации. А вернее даже (поскольку задание имеет варианты ответа) распознать, в какой из альтернатив содержится утверждение, соответствующее информации, заложенной в диаграмме. При выполнении задания важно проанализировать способ предъявления информации в диаграмме. Это обычная столбчатая диаграмма, которая

21 часто используется в предъявлении результатов социологических опросов. На ней изображены столбцы, и величина каждого из них отражает количество респондентов, давших определенный ответ. Каждый столбец имеет свое особое изображение и отличается от других цветом или характером штриховки. Врезка с условными обозначениями дает информацию о том, мнения какой возрастной группы респондентов отражены в каждом конкретном столбце. При соотнесении вариантов ответа с данными диаграммы устанавливаем верный ответ: ответ 1. Разновидностью заданий, включающих социальную ситуацию, являются задания, содержащие запрос на недостающую информацию. Экзаменуемые должны определить, какой информации не хватает, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример задания, содержащего социальную ситуацию и запрос на недостающую информацию. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания? 1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования. 2) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования. 3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования. 4) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений. Как видим, все альтернативы ответа соответствуют реальным действиям учащегося К. При этом все они необходимы, чтобы провести исследовательскую работу на надлежащем уровне. Но какой же из предложенных вариантов ответа свидетельствует о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания? Выполнить задание поможет обращение к значению слова «эмпирические». Это слово буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». По отношению к методам научного исследования прилагательное «эмпирический» служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. К эмпирическим методам познания относят наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Правильный ответ ответ 4. Социальные ситуации могут предъявляться не только в условии задания, но и в вариантах ответа. 19

22 Пример задания с альтернативами ответа, построенными в виде социальных ситуаций. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ A) организация предпраздничной торговли Б) проведение референдума о доверии президенту B) принятие закона об общественных организациях Г) написание приключенческого романа Д) производство товаров массового спроса Е) проведение научного исследования ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 1) экономическая 2) политическая 3) духовная Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г Д Е В основе выполнения задания и обществоведческие знания, и личный опыт общественных отношений выпускника. Задействовав эти две составляющие обществоведческой подготовки, нетрудно найти ответ. Экономическую сферу в этом задании иллюстрируют организация предпраздничной торговли и производство товаров массового спроса, политическую проведение референдума о доверии президенту и принятие закона об общественных организациях, духовную написание приключенческого романа и проведение научного исследования. 20

23 Чем пользоваться при подготовке к экзамену При подготовке к экзамену прежде всего нужны школьные учебники. Учебники для 10 и 11 классов просто необходимы, без них невозможно системно повторить весь обществоведческий курс для старшей школы. Учебники более ранних лет обучения обществознанию в школе желательны и очень полезны. К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Кроме учебников, полезно пользоваться пособиями для учащихся. Их можно разделить на две большие группы. К первой относят пособия, помогающие осваивать обществоведческий курс. Они нужны и при изучении материала, и при его повторении, предэкзаменационной подготовке. Такими пособиями являются хрестоматии и дидактические материалы, содержащие фрагменты текстов различного жанра и направленности, объединяемые одним общим признаком они являются носителями информации о человеке и обществе. К этой же группе пособий относятся рабочие тетради, содержащие ряд познавательных заданий и помогающие продвигаться от раздела к разделу, от темы к теме. Сюда же следует отнести сборники познавательных заданий и практикумы, дополняющие задания учебника. К этой группе пособий, в частности, относятся: ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. М.: Экзамен. ЕГЭ Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. М.: Экзамен. Вторая группа пособий для учащихся это пособия по подготовке к экзамену, и среди них пособия по подготовке к ЕГЭ. Эти книги ориентированы не столько на отдельные темы и разделы курса, сколько на типы и модели заданий формата ЕГЭ, а также на структуру и содержание самой экзаменационной работы. Ко второй группе пособий следует, например, отнести пособия: Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания /А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, М.Ю. Брандт. М.: Издательство «Экзамен». Наибольшую ценность представляют пособия для подготовки к экзамену, которые содержат не только тексты заданий или варианты работ с ответами и критериями оценивания, но и разного рода комментарии. Именно такие книги книги с комментариями мы указали в приведенном выше списке. Это могут быть комментарии по выполнению заданий различного 21

24 типа и уровней сложности, это могут быть также комментарии по преодолению трудностей выполнения заданий отдельных моделей (скажем, заданий на анализ и интерпретацию текста или задания-эссе). Это могут быть и комментарии по отдельным трудным темам того или иного раздела курса. В наше пособие также включен специальный раздел «Трудная тема». Трудная тема К самым сложным вопросам курса можно отнести вопросы, связанные с содержательной линией «Познание». Прежде всего таковым является тематический элемент «Понятие истины, ее критерии». Понятия, рассматриваемые в этой теме, в большинстве своем являются философскими. А философские понятия, как известно, охватывают весьма широкий круг явлений и зачастую многозначны. Стремление к получению истинного знания как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире представляет собой сущность процесса познания. Само же понятие «истина» выглядит достаточно абстрактно и является сложным для значительного числа выпускников и поэтому требует особо тщательной проработки. Усугубляется данное обстоятельство тем, что в школьных учебниках существуют и «классическое» философское определение истины («истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности»), и наиболее часто употребляемое в современной науке («истина это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания»). Знание понятия «истина» на ЕГЭ чаще всего проверяется через более частные понятия «абсолютная истина» и «относительная истина». Выпускники должны помнить, что абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Относительная истина это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Умение применять это знание как на воспроизводящем, так и на преобразующем уровне обеспечивает успех на экзамене. Обратимся к примерам заданий, требующих применения знаний об истине на преобразующем уровне. Первое задание передает особенности относительной истины словами, наиболее похожими на текст школьных учебников, второе этот текст преобразует. При этом суждения второго задания практически идентичны суждениям первого. Примеры заданий. Ш Верны ли следующие суждения об истине? 22

25 А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Первое задание правильно выполнило 63% испытуемых, у 37% оно вызвало непреодолимое затруднение. Со вторым заданием справилось всего 43% выпускников, а 57% при его выполнении допустили ошибки. Почему такая разница в результатах, если суждения второго задания практически идентичны суждениям задания первого? Поиск ответа подводит к выводу: для успешного выполнения заданий по рассматриваемый теме необходимо умение преобразовывать и применять знания о ней. А для этого важно овладеть умением свободно оперировать терминами и понятиями, осваиваемыми при изучении всей содержательной линии «Познание». Далее остановимся на содержательном элементе «Виды знаний». Напомним: ученые выделяют следующие виды (формы) человеческого знания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ряд заданий ЕГЭ проверяет знание главной особенности получения социального знания совпадения субъекта и объекта познания. В ходе социального познания человек и общество в целом познают сами себя. Как результат получаемое социальное знание всегда связано с интересами познающего субъекта. Этим обстоятельством можно объяснить наличие разных, часто противоположных выводов и оценочных суждений, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Знание данной особенности важно для выполнения заданий с выбором ответа, в том числе на анализ двух суждений, например: Верны ли следующие суждения о социальном познании? А Отличительной особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания. 23

26 Б. Отличительной особенностью социального познания является использование научных теорий для изучения окружающего мира. Отдельным объектом проверки на экзамене является содержательный элемент «научное познание». Успешное выполнение заданий, связанных с научным познанием, во многом обеспечивают знания двух уровней научного познания: эмпирического и теоретического. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений. На теоретическом уровне научного познания происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Задания, построенные на знаниях уровней и методов научного познания, не выполняет, как правило, от трети до половины экзаменуемых. К примеру, затруднение у значительной части сдававших экзамен вызвало задание, требующее правильно указать метод, используемый на теоретическом уровне научного познания. Пример задания. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания? 1) описание научных фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы 38% выпускников выполнили задание неверно. Наиболее популярная ошибка при выполнении задания отнесение описания научных фактов к методам теоретического уровня научного познания и игнорирование выдвижения гипотезы, что характерно именно для теоретического уровня. Значительные затруднения выпускники испытывают при выполнении заданий, требующих применения полученных при изучении курса знаний в ситуации анализа конкретных оценочных суждений. Подчеркнем: данная модель задания показывает «в режиме реального времени», насколько успешно выпускники могут применять знания курса в процессе собственной познавательной деятельности. Рассмотрим следующее задание. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем. Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. 1) верно только А 2) верно только Б 24

27 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ни одно, ни другое суждение не являются верными. Экспериментальный путь познания далеко не единственный и тем более не универсальный метод получения истинного знания. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Помимо эксперимента в процессе эмпирического познания используются метод наблюдения, метод эмпирического описания, а в процессе теоретического познания метод гипотезы, метод формулирования научной теории. Моральные представления людей, которые упоминаются во втором суждении, не являются мерилом истинности знания. Зачастую, рождаясь, истинное знание не только не соответствует, но и противоречит моральным представлениям людей. Верно выполнили это задание всего 46% выпускников. 35% выбрали в качестве верного ответа первую альтернативу посчитали верным суждение А. Иными словами, им, видимо, ничего не известно о других методах познания. 11% посчитали верным суждение Б. Видимо, они не только не владеют соответствующим обществоведческим знанием, но и не могут применить при выполнении задания знание фактов из курса истории. Можно предположить, что умение анализировать истинность различных суждений относительно тех или иных социальных объектов или процессов не отрабатывается должным образом в процессе преподавания курса. В то же время федеральный компонент образовательных стандартов включает требование оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. 25

28 Задания для подготовки к экзамену Содержательная линия «Человек» Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) -fe: : : -шшз GH 1. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике 1) человека 2) индивида 3) индивидуальности 4) личности 2. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как 1) индивида 2) личности 3) физического лица 4) биологической особи 3. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как 1) индивида 2) личности 3) индивидуальности 4) гражданина 4. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека 1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды 2) ответственности за свои действия и их последствия 26

29 3) обусловленности поведения генетическими особенностями 4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве Главным проявлением личности человека явля- ется(- ются) 1) участие в жизни общества 2) характер протекания психических процессов 3) генетически наследуемые качества 4) особенности мышления и памяти К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится 1) общение с помощью членораздельной речи 2) потребность быть в обществе 3) способность абстрактно мыслить 4) приспособление к условиям среды И человек, и животные обладают 1) социальными потребностями 2) поведенческой активностью 3) стремлением к саморазвитию 4) сознательным отношением к действительности В отличие от животных, человек способен 1) сознательно воздействовать на среду обитания 2) проявлять заботу о потомстве 3) удовлетворять физиологические потребности 4) демонстрировать подражание Как животные, так и человек способны 1) взаимодействовать с себе подобными 2) изменять условия своего существования 3) преобразовывать окружающую среду 4) сознавать цель своих действий Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают 1) разнообразными ощущениями 2) членораздельной речью 3) рациональным мышлением 4) возможностями саморазвития

30 t.t шиши 12 з л ЭЙ В отличие от животных, человек способен проявлять 1) зависимость от среды обитания 2) инстинктивные реакции на воздействия среды 3) генетическую обусловленность поведения 4) критическое отношение к самому себе 12. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом. Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 13. Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека? А Познание человеком мира проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической. Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 14. Верны ли следующие суждения о формировании личности? А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности. Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 28


Программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию Пояснительная записка В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к форме аттестации ЕГЭ. ЕГЭ по

Мухтарова Екатерина Александровна ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ,ОГЭ,63 ч. (для курсов и индивидуальных занятий) Пояснительная записка Данная программа создана, с целью подготовки учащихся 9,11 классов к сдаче

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная гимназия 3 город Иваново УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии М.Ю. Емельянова Приказ 40/2 о от «21» мая 2014г. Согласовано Согласовано Утверждено

Таблица навигатор для подготовки к ЕГЭ по обществознанию Номер заданий содержание Проверяемый раздел Количество баллов Максимальное время на выполнение I часть 1 3 Понятийные задания базового уровня нацелены

Общие положения Изучение обществознания способствует развитию личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной

Учебные пособия издательства «Легион» допущены к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России 729 от 14.12.2009 Р. В. Пазин ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЗАДАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ НА ЕГЭ

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное учреждение «Областной центр мониторинга качества образования» ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2014 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ СБОРНИК АНАЛИТИЧЕСКИХ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей 1 имени академика Б.Н. Петрова» города Смоленска «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора Глушкова Н.В. «30» «08_» 2016г «ПРИНЯТО» педагогическим

Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2 1. Назначение КИМ ЕГЭ Контрольные измерительные материалы позволяют установить

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Познавательные и логические задания задачи по обществознанию» для обучающихся 10 класса Пояснительная записка Настоящая программа

Спецификация диагностической работы по обществознанию 1. Назначение диагностической работы Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по обществознанию Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Тренировочные задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов Познание окружающего мира А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 11» РАССМОТРЕНО на ШМС МБОУ «СОШ 11» г. Абакана протокол от 31.08.2016 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 города Гвардейска» 238210, Калининградская область, тел/факс: 8-401-59-3-16-96 гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: [email protected]

Особенности ЕГЭ по обществознанию - 2017 Вороникова А.В. учитель высшей категории эксперт по обществознанию Содержание КИМ определяет: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

ПРОЕКТ Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2 Спецификация контрольных

1) Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) Проект Спецификация контрольных измерительных материалов

МКОУ «Уржумская средняя школа» Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) Учитель: С.Н. Поврозюк 2016-2017 учебный год Введение. Рабочая программа по истории для основной школы составлена

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2 Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Спецификация контрольных

Принято с пролонгацией: Педагогическим советом Протокол 1 от «30» августа 2016 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

Приказ от «29» августа 2016 г.. 143 Рабочая программа Обществознание 10Б класс на 2016 2017 учебный год Холина Л.И. Высшая квалификационная категория г. Скопин, 2016г. Содержание учебного предмета. Структура

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию класс (на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 207 году единого государственного экзамена по обществознанию)

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Доцент кафедры гуманитарного образования МИОО САПЛИНА Е.В. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью ЕГЭ?

Пояснительная записка В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным. Программа

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования

1 Программа вступительного испытания по обществознанию для поступающих на обучение по программе бакалавриата разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Назначение КИМ для ОГЭ оценить уровень общеобразовательной подготовки

Комитет по образованию Администрации Ханты-Мансийского района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Бобровский» Приложение

Рабочая программа по обществознанию (10 класс, базовый уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 26 им. Е.М. Бакуниной» «РАССМОТРЕНО» На заседании МО Руководитель МО Л.В. Охременко Протокол от

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 113 с углубленным изучением информационно-технологического профиля Приморского района Санкт-Петербурга Принята

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного

ПРОЕКТ Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по обществознанию подготовлена Федеральным

Рабочая программа по обществознанию 10 класс на 2016 2017 уч. год п. Большой Исток 2016 г Рабочая программа по обществознанию 10 класс (70 часов) I.Содержание предмета Общество Что такое общество Общество

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010

1 2 АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

1. Основное содержание учебного предмета. Человек в обществе Общество Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

МОУ Ундоровский лицей «Рассмотрено» на заседании МО учителей общественных наук протокол сентября 2009 г. Руководитель МО / Дойко С. Л. «Утверждаю» Директор МОУ Ундоровского общеобразовательного лицея сентября

8. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8.1. Характеристика контрольных измерительных материалов по обществознанию 2008 года При разработке вариантов КИМ 2008 года была использована та же модель, что и в 2007 году. В КИМ ЕГЭ,

Аннотация рабочей программы по обществознанию (10-11 класс,физико-химический профиль) Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой,

Частное общеобразовательное учреждение «Немецкая гимназия «Петершуле» (ЧОУ Гимназия «Петершуле») Красногвардейский район г. Санкт-Петербурга РАССМОТРЕНА на заседании кафедры 20 г. СОГЛАСОВАНА Зам. директора

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году переводного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе социально-гуманитарной направленности 1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной