Плюсы и минусы армии в ссср. Важный (для меня по крайней мере) пост. В экономической сфере

1. СССР был создан на неизвестных до того времени принципах: федерация суверенных республик с правом выхода из его состава

2 было осуществлено ускоренную модернизацию общества, грандиозную индустриализацию, что превратило. Советский. Союз на одну из супердержав мира. Уже в 1937 г по абсолютным объемам промышленного произ ицтва он занял второе место после. США (царская. Россия в 1913 г. была на пятом месте в миреіті).

3 советских. Союз смог выстоять в борьбе с гитлеровской. Германией, защитив вместе с другими союзными государствами мир от фашизма

4 результате проведения «культурной революции» ликвидирована неграмотность. К 1959 г ее полностью ликвидировали на территории. СССР (начало XX в две трети населения. Российской империи не умели читать и писать). Некоторые народы получили систему письменности, которой раньше не существовало. В декабре 1917 г большевики осуществили реформу орфографии русского языка, значительно ее упростила. Гораздо возросли масштабы. Здоб уття не только среднего, но и высшего образований, а й вищої освіти.

5 значительно внимание уделялось развитию научно-технического прогресса, что позволило достичь значительных успехов, в частности в освоении космического пространства

6. Значительная социальная мобильность, которая открыла широкие возможности для представителей низших слоев бывшей. Российской империи подняться в социальной иерархии до высоких уровней статуса и власти (от с крестьянина или рабочего до министра, генерала или академика).

7. С тем было ликвидировано нищета и обеспечено гарантированный прожиточный минимум, защищал от ужаса ожидания голодной смерти. В стране было ликвидировано безработицы, действовавшие системы получения безо платного образования, медицинской помощи, жилья и иін.

8. Несколько народов получили государственность, объединили земли, длительное время распределены между другими государствами (в частности, касается Украины)

9. Происходил ускоренное развитие ранее отсталых народов, много было сделано для ускорения их социального, экономического, культурного развития

10. Формировался советский патриотизм и интернационализм, который должен препятствовать появлению вражды на национальной почве, способствовать толерантности и демократизма

1. Декларируемое право выхода республик из состава. СССР не было обеспечено юридические механизмы реализации, а любые попытки отстоять национальные позиции квалифицировались как проявления"буржуазного нацио. Ализе"с последующим уничтожением носителей подобных идетдібних ідей.

2. Осуществление экономических трансформаций основывалось прежде всего на отмене частной собственности, рыночных отношений, предпринимательства. Зато ввели жесткую централизованную плановую командно-админис нистративных экономику, которая оказалась в конце концов нежизнеспособноою.

3. Ускоренная модернизация и индустриализация (и стали поставил перед. СССР задание совершить рывок и за десять лет пройти путь, на который индустриальный. Запад потратил 100-150 лет) проводились""сверху", пренебрегая потребностями низов, не считаясь с затратами материальных ресурсов и человеческой энергии. В жертву принесли миллионы человеческих жизней. Прежде всего это касается крестьянства. Последствиями были страшные голодомора, в результате которых по всему. Союзу умерло почти 10 млн человек, а наибольшее - в Украинльше - в. Україні.

4 победы в войне 1941-1945 pp была одержана слишком дорогой ценой сей день не установлены, сколько советских людей погибло. Назывались цифры и 20, и 27 млн, и более. Страну отброшено в своем развитии и на несколько десятилетий назад. Невиданного значение приобрел военно-промышленный комплекс, поскольку официально определили, если после. Первой мировой войны социализм победил на одной шестой части суши после. Второй мировой войны образовалась мировая социалистическая система, то после. Третьей мировой коммунизм победит на всем земном шаре. Советская система была слишком милитаризованная. Победители со временем пер етворилися на нищих, которым гуманитарную помощь присылали те, кого победили в прошлой войнлій війні.

5. Прорывы в научно-техническом прогрессе имели место прежде всего в тех отраслях, которые могли обеспечить военную мощь. Вместе с тем ряд наук провозгласили"продажными девками империализма"(генетика, кибернетика, психология, социология и др.). Господство"единственно верной науки - марксизма-ленинизма"- отрицало любые другие взгляды и привело к неприятие новаций, связанных с переходом к по стиндустриального обществустріального суспільства.

6. Проводилась политика"постепенной ликвидации классового общества", которая началась с уничтожения представителей дворянства, буржуазии, офицерства, духовенства, старой интеллигенции. В борьбе за"единство советского народа"велась линия на устранение национальных и социальных различий. Существенным фактором репрессии против тех, кто мешал осуществлению политики коммунистической партии. Прежде всего это касается валося интеллектуальной элиты страны, которая могла поставить такую??политику под сомнение. Запрещалось любое вольнодумствося будь-яке вольнодумство.

7. Концентрация власти в руках партийной номенклатуры, которая контролировала все сферы жизни - от экономики до настроений рядовых граждан. Система полицейского репрессивного контроля действительности сводила нани ивець все декларируемые демократические права и свободди.

8. Несмотря на то, что жизненный уровень советских людей постепенно рос, реальной оплаты за труд не существовало. Власти создали условия, при которых работники получали минимум, только поддерживал их працездатнис во. Условия труда и жизни уступали тем, которые были в развитых странах мира. Брак материальной заинтересованности и невозможность заработать больше приводили к низкой дисциплины и культуры труда. Постоянно наблюдался дефицит услуг и товаров народного потреблениявання.

9. Федерация суверенных республик самом деле была переходным этапом к"новой исторической общности - советского народа"Велась линия на устранение национальных различий и обеспечения силы интернаци иональнои империи. Республикам создавались различные условия. Среднеазиатские превращались в монокультурные, где главным было выращивание хлопчатника. К. Прибалтики шли средства на развитие высокотехнологичных й продукции. Центр сознательно усиливал разделение труда между республиками и связанную с этим многостороннюю экономическую зависимость и переплетение. Ресурсы и средства из каждой союзной республики взимали к ц. Энтре, откуда они распределялись между другими, особенно поддерживающие раньше отсталые регионы, многие из которых находились на патриархальном уровне. Цель состояла в том, чтобы ускорить процесс их развития, не учитывая местную специфику. Это порождало насилие и противоборстваилля і протиборство.

10 советских агитационно-пропагандистской системе не удалось действительности создать"новую советского человека"Особенно неудачным это намерение оказался в последний период существования. СССР

11. Понятно, что рассмотрены не все аспекты, и можно подумать над тем, какие позитивные и негативные тенденции и их последствия были представлены в истории. Советского. Союза. Это важно с точки зрения понимания я причин его распада и особенностей развития новых государств, образовавшихся на его обломках. Отдельно следует раскрыть сущность советской внутренней национальной политикиики.

Вопросы для самопроверки

Назовите два проекта создания новой многонационального государства, которые разрабатывало большевистское руководство. Чей проект победил?

На каких основаниях был создан. Союз. Советских. Социалистических. Республик?

Какие республики вошли в состав. Союза PCP в декабре 1922 г?

Почему. Советский. Союз был империей?

В чем заключалась особенность. СССР как централизованного государства?

Какой строй был создан в. Советском. Союзе?

Чем обусловлены массовые репрессии во времена советской власти?

Задания для самостоятельной работы

Составьте хронологию процесса. Союза. Советских. Социалистических. Республик

Какая теоретическая модель, по вашему мнению, лучше объясняет сущность строя, установленного в. Советском. Союзе?

Проиллюстрируйте на примерах возможность использования модели"восточная деспотия"для объяснения сущности советского образа бытия

Проанализируйте психологические основы популярности коммунистической идеи в прошлом и у части населения постсоветского пространства ныне

Большинство пожилых людей с ностальгией вспоминают о том времени, когда жили в Советском Союзе, убеждая молодое поколение в том, что именно это государство давало людям возможность бесплатно учиться, проходить лечение, работать и покупать продукты и вещи по оптимальным ценам. Вместе с тем все помнят о том, что именно с развалом СССР закончилась холодная война, которая в любой момент могла перерасти в Третью мировую войну. Так стоит ли переживать по поводу развала огромного государства или все же стоит перевернуть страницу истории и строить новое будущее?

Плюсы распада СССР

Самым главным плюсом распада СССР на 15 суверенных республик было окончание «холодной войны» . Многие люди боялись, что начнется Третья мировая война и государства используют ядерное оружие, последствием чего была бы гибель огромного количества людей. Кроме того не следует забывать о том, что радиация страшна и своими последствиями, как и итог большинство жителей планеты Земля имели бы большие проблемы со здоровьем, в основном это были бы онкологические заболевания.

Третья мировая война действительно могла начаться в любое время, так как противостояние между СССР и США усиливалось с каждым днем. С начала 50-х годов и до конца 80 –х угроза ядерной войны была настолько реальной, что многие были уверены, что она обязательно произойдет.

Конфликт между СССР и США стал меньше с приходом к власти Горбачева, который сделал немало для того, чтобы Советский союз наладил внешнеэкономические связи с другими странами. Были выведены войска из Афганистана, а когда случилась Чернобыльская катастрофа, СССР готово было сотрудничать со всеми странами, чтобы предупредить еще худшие последствия произошедшего.

Как известно, во время существования Советского Союза, люди не могли путешествовать как сейчас в западные страны, на отдых в Италию или Испанию. Советские граждане жили в условиях так называемого «железного навеса», при котором люди не могли выехать за границу. Во-первых, не могли позволить себе это финансово, а во-вторых, в условиях холодной войны поездке за границу обязательно предшествовала беседа с КГБ, которые старательно предупреждали советских туристов о том, что в других странах их могут завербовать или устроить допрос. Сейчас же таких проблем нет, люди могут спокойно ездить по всему миру, главное, чтобы позволяли средства. Туристическая сфера бизнеса приносит странам бывшего СССР немалые деньги.

Сегодня люди могут свободно смотреть иностранные фильмы, ходить на концерты заграничных звезд, а деятели культуры могут снимать кино, писать книги разных жанров и создавать любую музыку. В СССР же культурная жизнь страны была под неусыпным контролем, представители творческой интеллигенции могли творить только в рамках существующей идеологии, в ином случае лишались работы. По этой причине очень много музыкантов, режиссеров и писателей в свое время уехали из СССР.

Современному человеку сложно представить, что зайдя в супермаркет, он обнаружит абсолютно пустые полки. А в СССР такое бывало и нередко, товары были дефицитные, на мебель становились в очереди, а в магазинах колбасу и сыр буквально «разметали» за минуты. Конечно, что сказать, советская продукция имела отличное качество, однако дефицит товара был налицо. Сегодня проблем с продуктами, одеждой, мебелью и прочими товарами нет, главное, чтобы позволяли финансы купить желаемое.

Минусы развала СССР

После распада СССР в течении нескольких лет вышедшие из него страны переживали невероятный экономический кризис . Теперь хотя на полках и были продукты, купить их было населению просто не за что. Люди не получали заработную плату, а все их сбережения обесценились в результате неграмотной политики государства, коррупции и нахождению при власти воров в законе. Многие помнят то время, когда стихийно закрывались предприятия, школы и коммунальные предприятия, останавливалось строительство жилых домов и прочей инфраструктуры города.

СССР была сверхдержавой, которая имела высокий авторитет среди других стран. До середины 80-х годов это была успешная, экономически развитая страна с низким уровнем коррупции и преступности. Каждый год строилось огромное количество нового жилья, города расстраивались, людям была обеспечена работа и стабильная зарплата , производство расширялось и выпускники ВУЗов легко могли найти себе работу. Вряд ли какое-то из государств – выходцев из СССР может похвастаться таким политическим и экономическим уровнем развития как в Советском союзе.

Большим минусом распада СССР стала стихийная безработица . Многие люди остались без работы из-за закрытия заводов и фабрик и были вынуждены уезжать за границу, чтобы хоть как-то обеспечить свою семью. До сих пор уровень безработицы в постсоветских государствах очень высок.

90 – е годы называют не иначе как лихими, так как в тот период расцвет бандитизма был чрезвычайно высок. Никто не мог чувствовать себя в безопасности – рэкет, похищения, ограбления и убийства были обычными происшествиями. Сегодня бандитизм перестал быть таким открытым и все потому что преступники захватили власть, как следствие в каждой из стран СНГ процветает коррупция, чиновники бездействуют, бюджетные деньги растрачиваются на покупку дорогих авто, особняков и поездок за границу. Этот фактор очень сдерживает показатель уровни жизни населения и как следствие уровень экономического развития.

Выводы

Распад СССР имеет как негативные, так и положительные стороны. Самый главный плюс – миновала угроза ядерной войны, но вместе с тем страны, которые вышли из СССР и ныне переживают экономический кризис, безрезультативно борются с коррупцией, преступностью и хищением бюджетных денег. Пока будут существовать эти проблемы, о светлом будущем не может быть и речи.

Зимним днём 30 декабря 1922 г.-- 1-й съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. 90 лет прошло с тех пор, а мы до сих пор не можем определиться, чем было «первое в мире государство рабочих и крестьян». Беспрецедентным прыжком к свободе - или невиданным экспериментом над народом, призванным показать всему миру, как не надо развивать народное хозяйство?

Мощь и справедливость...

Армия. СССР был одной из двух мировых сверхдержав, а советская армия - мощнейшей в мире. На во-оружении состояло 63,9 тыс. танков - больше, чем во всех остальных странах. Ракетно-ядерный щит включал 1200 баллистических ракет на суше и 62 атомные подлодки на море. Численность Во-оружённых сил после войны доходила до 3,7 млн человек.

Равенство. Уровень благосостояния «низов» и «верхов» в стране различался, но не в десятки раз, советский средний класс составлял подавляющее большин-ство населения. Квалифицированный рабочий мог зарабатывать даже больше директора завода, на котором он трудился.

Отдых. Право на отдых было не пустым звуком для советских людей. К 1988 г. в стране работало 16 200 санаториев и домов отдыха, проживание и лечение в которых граждане оплачивали частично.

...или нищее рабство?

Упадок. Хвалёные всеобщее образование и медобслуживание под конец ХХ в. безнадёжно отстали от мирового уровня.

Лидерство в оборонке обернулось провалом в производстве промышленных товаров для населения: ширпотреб выпускался по остаточному принципу и в массе своей был отвратительного каче-ства.

Тюрьмы. Только с 1921 по 1940 г. к различным срокам заключения приговорили примерно 3 млн человек.

В 1930 - 1931 гг. были раскулачены и выселены более 380 тыс. крестьянских семей. На этапе становления СССР были репрессированы целые группы населения: предприниматели, священники и др. ГУЛАГ стал одним из символов советского строя.

Дефицит. Советский народ никогда за всю историю не жил в изобилии. Даже в относительно благополучные 70-е в дефиците оказывались то туалетная бумага, то колготки, то пиво, не говоря уже о колбасе.

Цензура. Цензура в СССР охватывала все области жизни, включая СМИ, литературу, музыку, кинематограф, театр, балет и даже моду. Выдающиеся писатели и поэты - Солженицын, Войнович, Довлатов, Бродский и др. - были вынуждены покинуть родину.

Советское образование в определённых кругах принято считать лучшим в мире. В тех же кругах принято считать современное поколение потерянным - дескать, эти молодые «жертвы ЕГЭ» не выдерживают никакого сравнения с нами, прошедшими горнило советских школ техническими интеллигентами…

Само собой, правда лежит далеко в стороне от этих стереотипов. Диплом об окончании советской школы если и является знаком качества образования, то разве что в советском же смысле. Действительно, некоторые учившиеся в СССР люди поражают нас глубиной своих знаний, однако при этом многие другие ничуть не менее сильно поражают нас глубиной своего невежества. Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов - увы, для советских граждан это было вариантом нормы.

Вместе с тем советские школы имели и неоспоримые плюсы - скажем, у учителей тогда была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Этот кнут создавал тот нужный для учёбы настрой, которого так не хватает сейчас во многих современных школах и вузах.

Плавно перехожу к сути поста. На «Справочнике патриота» усилиями команды авторов была создана давно уже назревшая статья о плюсах и минусах советского образования. Публикую эту статью здесь и прошу вас включиться в обсуждение - а при необходимости даже дополнить и поправить статью прямо на «Справочнике», благо это википроект, который доступен для редактирования всем:

В данной статье рассматривается советская система образования с точки зрения ее достоинств и недостатков. Советская система следовала задаче воспитания и формирования личности, достойной реализовывать для будущих поколений главную национальную идею Советского Союза - светлое коммунистическое будущее. Данной задаче были подчинены не только преподавание знаний о природе, обществе и государстве, но воспитание патриотизма, интернационализма и нравственности

== Плюсы (+) ==

Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%.

Разумеется, даже в эпоху позднего СССР многие люди старшего поколения имели за спиной всего лишь 3–4 класса образования, ведь далеко н все смогли пройти полный курс школьного обучения из-за войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать. Тем не менее, практически все граждане научились читать и писать.
За массовое образование надо сказать спасибо и царскому правительству, которое за 20 предреволюционных лет практически удвоило уровень грамотности в стране - к 1917 г. грамотной была уже практически половина населения. Большевики, в результате, получили огромное число грамотных и подготовленных учителей, и им оставалось лишь второй раз удвоить долю грамотных людей в стране, что они и сделали.

Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств . В ходе процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг. впервые внедрили образование на языках множества малых народов России (зачастую, попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих языков). Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.

С другой стороны, эта самая коренизация, частично свёрнутая в конце 1930-х, успела внести немалый вклад в будущий развал СССР по национальным границам.

Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее) . В царской России образование было связано с сословными ограничениями, хотя по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались, и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее образование могли представители любого сословия. С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.

Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию . Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки набирали лишь в первое десятилетие после революции).

Уважение к труду учителя и преподавателя . По крайней мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения . Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере, в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.

Очень качественное высшее техническое образование. Советская физика, астрономия, география, геология, прикладные технические дисциплины и, разумеется, математика, вне всякого сомнения были на высочайшем мировом уровне. Само за себя говорит огромное число выдающихся открытий и технических изобретений советской эпохи, и весьма внушительно выглядит список всемирно известных советских учёных и изобретателей. Впрочем, и здесь надо сказать отдельное спасибо ещё дореволюционной российской науке и высшей школе, которые послужили прочной основой для всех этих достижений. Но нельзя не признать, что Советскому Союзу удалось - даже несмотря на массовую эмиграцию русских учёных после революции - в полной мере возродить, продолжить и развить на высочайшем уровне отечественную традицию в области технической мысли, естественных и точных наук.

Удовлетворение колоссального запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному планированию). В ходе массовой индустриализации в СССР было создано несколько новых отраслей промышленности и существенно, в разы и десятки раз, увеличен масштаб производства во всех отраслях. Для подобного впечатляющего роста требовалось обучить множество специалистов, способных работать с самой современной техникой. К тому же, надо было восполнять значительные потери кадров в результате революционной эмиграции, гражданской войны, репрессий и Великой Отечественной войны. Советская система образования успешно справилась с подготовкой многих миллионов специалистов по сотням специальностей - благодаря этому были решены важнейшие государственные задачи, связанные с выживанием страны.

Сравнительно высокие стипендии. Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130-150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30% от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов и докторантов.

Развитое и бесплатное внешкольное образование. В СССР действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское внешкольное образование было бесплатным.

Лучшая в мире система спортивного образования. Советский Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Если в Российской империи спортивное образование только зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде начиная с 1952 года, когда СССР начал участвовать в международном олимпийском движении.

== Минусы (−) ==

Низкое качество гуманитарного образования из-за идеологических ограничений и штампов. Почти все гуманитарные и общественные дисциплины в школах и ВУЗах СССР были в той или иной мере нагружены марксизмом-ленинизмом, а при жизни Сталина - ещё и сталинизмом. В основе концепции преподавания истории России и даже истории древнего мира лежал «Краткий курс истории ВКП (б)», согласно которому вся мировая история преподносилась как процесс созревания предпосылок для революции 1917 года и будущего построения коммунистического общества. В преподавании экономики и политики основное место занимала марксистская политическая экономия, в преподавании философии - диалектический материализм. Эти направления сами по себе достойны внимания, однако они объявлялись единственно верными и правильными, а все остальные объявлялись либо их предшественниками, либо ложными направлениями. В результате, огромные пласты гуманитарного знания либо вовсе выпадали из советской системы образования, либо преподносились дозированно и исключительно в критическом ключе, как «буржуазная наука». История партии, политэкономия и диамат были обязательными предметами в советских ВУЗах, и в позднесоветский период они относились к числу наименее любимых студентами (как правило, они были далеки от основной специальности, оторваны от реальности и при этом сравнительно сложны, так что их изучение в основном сводилось к заучиванию шаблонных фраз и идеологических формулировок).

Очернение истории и искажение нравственных ориентиров. В СССР школьное и университетское преподавание истории характеризовалось очернением царского периода в истории страны, причём в раннесоветский период это очернение было куда более масштабным, чем постперестроечное очернение уже советской истории. Многие дореволюционные государственные деятели были объявлены «прислужниками царизма», их имена были вычеркнуты из учебников истории, либо упомянуты в строго негативном контексте. И наоборот, откровенные разбойники, вроде Стеньки Разина, объявлялись «народными героями», а террористы, вроде убийц Александра II, назывались «борцами за свободу» и «передовыми людьми». В советской концепции мировой истории крайне много внимания уделялось всяческому угнетению рабов и крестьян, всевозможным восстаниям и мятежам (конечно, это тоже важные темы, но отнюдь не менее важные, чем история технологий и военного дела, геополитическая и династическая история и т.д.). Насаждалась концепция «классовой борьбы», согласно которой представители «эксплуататорских классов» должны были подвергаться преследованиям или даже уничтожению. С 1917 по 1934 гг. история в ВУЗах не преподавалась вообще, были закрыты все исторические факультеты, традиционный патриотизм осуждался как «великодержавность» и «шовинизм», а взамен насаждался «пролетарский интернационализм». Затем Сталин резко сменил курс в сторону возрождения патриотизма и вернул в ВУЗы историю, однако негативные последствия послереволюционного отрицания и искажения исторической памяти ощущаются до сих пор: множество исторических героев оказались забыты, у нескольких поколений людей восприятие истории резко разорвано на периоды до революции и после, множество хороших традиций утеряно.

Негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины. В результате революции и гражданской войны в 1918–1924 гг. из РСФСР вынужденно эмигрировало порядка 2 млн человек (т.н. белая эмиграция), причём большинство эмигрантов были представителями наиболее образованных слоёв населения, в том числе крайне много эмигрировало учёных, инженеров и преподавателей. По некоторым оценкам, в тот период погибло или эмигрировало около трёх четвертей российских учёных и инженеров. Однако уже перед Первой Мировой войной Россия занимала первое место в Европе по числу студентов в ВУЗах, так что в стране осталось очень много подготовленных в царское время специалистов (хотя, в большинстве своём, довольно молодых специалистов). Благодаря этому возникший в СССР острый недостаток преподавательских кадров удалось в большинстве отраслей успешно восполнить уже к концу 1920-х годов (отчасти за счёт увеличения нагрузки на оставшихся преподавателей, но в основном за счёт усиленной подготовки новых). Впоследствии, однако, советские научные и преподавательские кадры были серьёзно ослаблены в ходе репрессий и идеологических кампаний, проводимых советской властью. Широко известны гонения на генетику, из-за которых Россия, в начале XX века бывшая одним из мировых лидеров в биологической науке, к концу XX века перешла в разряд отстающих. Из-за привнесения в науку идеологической борьбы пострадали многие выдающиеся учёные гуманитарных и общественных направлений (историки, философы и экономисты немарксистского толка; лингвисты, участвовавшие в дискуссиях по марризму, а также слависты; византологи и богословы; востоковеды - многих из них расстреляли по ложному обвинению шпионаже на Японию или другие страны из-за их профессиональных связей), но также пострадали и представители естественных и точных наук (дело математика Лузина, Пулковское дело астрономов, Красноярское дело геологов). В результате этих событий были потеряны или подавлены целые научные школы, и во многих областях возникло заметное отставание от мировой науки. Чрезмерно идеологизирована и политизирована была культура научной дискуссии, что, разумеется, негативным образом сказалось и на образовании.

Ограничения на доступ к высшему образованию для отдельных групп населения. Фактически возможности получать высшее образование в СССР 1920-х и 1930-х гг. были лишены так называемые лишенцы, в том числе частные торговцы, предприниматели (использующие наёмный труд), представители духовенства, бывшие полицейские. Дети из семей дворян, купцов, духовенства часто сталкивались препятствиями при попытках получить высшее образование в довоенный период. В союзных республиках СССР преференции при поступлении в ВУЗы получали представители титульных национальностей. В послевоенный период процентная норма на поступление в наиболее престижные ВУЗы была негласно введена в отношении евреев.

Ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, ограничения международного общения учёных . Если в 1920-е гг. в советской науке продолжалась дореволюционная практика, предполагающая очень длительные заграничные командировки и стажировки для учёных и лучших студентов, постоянное участие в международных конференциях, свободную переписку и неограниченное поступление зарубежной научной литературы, то в 1930-е гг. ситуация начала меняться к худшему. В особенности в период после 1937 года и до войны наличие иностранных связей стало попросту опасно для жизни и карьеры учёных, так как очень многих тогда арестовывали по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. В конце 1940-х гг. в ходе идеологической кампании по борьбе с космополитизмом дошло до того, что ссылки на работы зарубежных авторов стали расценивать как проявление «низкопоклонства перед Западом», и многие были вынуждены в обязательном порядке сопровождать такие ссылки критикой и шаблонным осуждением «буржуазной науки». Также осуждалось стремление печататься в иностранных журналах, и, что самое неприятное, почти половина ведущих научных журналов мира, включая издания вроде Science и Nature, были изъяты из свободного доступа и направлены в спецхраны. Это «оказалась на руку наиболее бездарным и беспринципным учёным», для которых "массовый отрыв от зарубежной литературы облегчал использование её для скрытого плагиата и выдачу его за оригинальное исследование«. В результате в середине XX века советская наука, а вслед за ней и образование, в условиях ограниченных внешних связей начали выпадать из общемирового процесса и „вариться в собственном соку“: гораздо сложнее стало отличать учёных мирового уровня от компиляторов, плагиаторов и лжеучёных, многие достижения западной науки остались неизвестными или малоизвестными в СССР. В послесталинский период ситуация с „закукливанием“ советской науки была исправлена лишь частично, в результате до сих пор существует проблема низкой цитируемости российских учёных за рубежом и недостаточного знакомства с передовыми зарубежными исследованиями.

Сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков. Если на Западе в послевоенное время установилась практика привлечения к преподаванию иностранцев - носителей языка, а также практика масштабного обмена студентами, при котором учащиеся могли несколько месяцев прожить в другой стране и наилучшим образом изучить разговорный язык, то Советский Союз значительно отставал в преподавании иностранных языков из-за закрытости границ и почти полного отсутствия эмиграции с Запада в СССР. Также по цензурным соображениям было ограничено поступление в Советский Союз иностранной литературы, фильмов, записей песен, что отнюдь не способствовало изучению иностранных языков. По сравнению с СССР, в современной России возможностей по изучению языков гораздо больше.

Идеологическая цензура, автаркия и застой в художественном образовании в позднем СССР. Россия в начале XX века и ранний СССР были в числе мировых лидеров и законодателей мод в области художественной культуры. Авангардная живопись, конструктивизм, футуризм, русский балет, система Станиславского, искусство киномонтажа - это и многое другое вызывало восхищение у всего мира. Однако к концу 1930-х гг. разнообразие стилей и направлений сменилось доминированием насаждаемого сверху социалистического реализма - сам по себе это был весьма достойный и интересный стиль, но проблема заключалась в искусственном подавлении альтернатив. Была провозглашена опора на собственные традиции, тогда как попытки новых экспериментов начали во многих случаях осуждаться («Сумбур вместо музыки»), а заимствования западных культурных методик - подвергаться ограничениям и гонениям, как в случае с джазом, а затем и рок-музыкой. Действительно, не во всех случаях эксперименты и заимствования были удачными, однако масштабы осуждения и ограничения были настолько неадекватны, что это привело к дестимулированию инноваций в искусстве и к постепенной утрате Советским Союзом мирового культурного лидерства, а также к появлению «подпольной культуры» в СССР.

Деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования . В период хрущёвской «борьбы с архитектурными излишествами» серьёзнейшим образом пострадала вся система архитектурного образования, проектирования и строительства. В 1956 г. Академия архитектуры СССР была реорганизована и переименована в Академию строительства и архитектуры СССР, а в 1963 г. была и вовсе закрыта (вплоть до 1989 г.). В результате эпоха позднего СССР стала временем упадка дизайна и нарастающего кризиса в области архитектуры и городской среды. Архитектурная традиция прервалась и была подменена бездушным строительством неудобных для жизни микрорайонов, вместо «светлого будущего» в СССР построили «серое настоящее».

Отмена преподавания основополагающих классических дисциплин. В Советском Союзе из школьной программы исключили такой важный предмет, как логика (её изучали в дореволюционных гимназиях). Логику вернули в программу и выпустили учебник только в 1947 году, но в 1955 году снова убрали, и, за исключением физмат-лицеев и других элитных школ, логику школьникам в России до сих пор не преподают. Между тем, логика - это одна из основ научного метода и один из важнейших предметов, дающий навыки по различению истины и лжи, по ведению дискуссий и противостоянию манипуляциям. Другим важным отличием советской школьной программы от дореволюционной гимназической стала отмена преподавания латыни и греческого языка. Знание этих древних языков может показаться бесполезным лишь на первый взгляд, ведь на них построена почти вся современная научная терминология, медицинская и биологическая номенклатура, математическая нотация; кроме того, изучение этих языков представляет неплохую гимнастику для ума и помогает развивать навыки дискуссии. Несколько поколений выдающихся русских учёных и писателей, работавших до революции и в первые десятилетия СССР, были воспитаны в традиции классического образования, включавшего изучение логики, латыни и греческого, и практически полный отказ от всего этого едва ли положительно повлиял на образование в СССР и России.

Проблемы с воспитанием нравственных ценностей, частичная утрата воспитательной роли образования . Лучшие советские педагоги всегда настаивали на том, что цель образования - это не только передача знаний и навыков, но и воспитание нравственного, культурного человека. Во многом эту задачу удавалось решать в раннем СССР - тогда удалось решить проблему массовой детской беспризорности и подростковой преступности, сложившуюся после гражданской войны; удалось поднять культурный уровень значительных масс населения. Однако в некоторых отношениях советское образование не только не справилось с воспитанием нравственности, но в чём-то даже усугубило проблему. Многие образовательные заведения дореволюционной России, включая церковное образование и институты благородных девиц, прямо ставили себе основную задачу воспитать нравственного человека и подготовить его либо к роли супруга в семье, либо к роли «брата» или «сестры» в общине верующих. При советской власти все подобные заведения закрыли, специализированных аналогов им не создали, воспитание нравственности возложили на обычную массовую школу, отделив её от религии, которую заменили пропагандой атеизма. Нравственной целью советского образования стало уже не воспитание достойного члена семьи и общины, как это было раньше, а воспитание члена рабочего коллектива. Для ускоренного развития промышленности и науки, возможно, это было неплохо. Однако едва ли такой подход мог решить проблемы высокого уровня абортов (впервые в мире легализованных в СССР), высокого уровня разводов и общей деградации семейных ценностей, резкого перехода к малодетности, нарастающего массового алкоголизма и крайне низкой по мировым меркам продолжительности жизни мужчин в позднем СССР.

Практически полная ликвидация домашнего образования . Очень многие выдающиеся деятели русской истории и культуры получили домашнее образование вместо школьного, что доказывает то, что такое образование может быть весьма эффективным. Разумеется, эта форма образования доступна не для всех, а либо для сравнительно обеспеченных людей, которые могут нанять учителей, либо просто для интеллигентных и образованных людей, которые могут посвятить достаточно много времени своим детям и лично пройти с ними школьную программу. Однако после революции домашнее образование в СССР отнюдь не поощрялось (во многом, по идеологическим причинам). Система экстерната в СССР была введена в 1935 году, но долгое время она была рассчитана практически исключительно на взрослых, а полноценная возможность экстерн-обучения для школьников была введена лишь в 1985–1991 гг.

Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек. Одной из сомнительных советских новаций в образовании стало обязательное совместное обучение мальчиков и девочек вместо дореволюционного раздельного образования. Тогда этот шаг был оправдан борьбой за права женщин, нехваткой кадров и помещений для организации отдельных школ, а также широким распространением практики совместного обучения в некоторых ведущих странах мира, в том числе в США. Однако новейшие исследования в тех же США показывают, что раздельное обучение повышает результаты учащихся на 10–20%. Всё достаточно просто: в совместных школах мальчики и девочки отвлекаются друг на друга, заметно больше возникает конфликтов и инцидентов; мальчики вплоть до последних классов школы отстают в обучении от девочек-одногодок, так как мужской организм развивается медленнее. Напротив, при раздельном обучении появляется возможность лучше учитывать поведенческие и когнитивные особенности разных полов для повышения результативности, самооценка подростков в большей мере зависит от успеваемости, а не от каких-то других вещей. Интересно, что в в 1943 году в городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое после смерти Сталина вновь было ликвидировано в 1954 г.

Система детских домов в позднем СССР. В то время, как в западных странах в середине XX века начали массово закрывать детские дома и устраивать детей-сирот в семьи (этот процесс был в целом завершён к 1980 г.), в СССР система детских домов не только сохранялась, но даже деградировала по сравнению с довоенным временем. Действительно, во времена борьбы с беспризорностью в 1920-е гг., согласно идеям Макаренко и других педагогов, главным элементом перевоспитания бывших беспризорников стал труд, при этом воспитанникам трудовых коммун давали возможность самоуправления, с целью выработки навыков самостоятельности и социализации. Эта методика давала отличные результаты, особенно с учетом того, что до революции, гражданской войны и голода большинство беспризорников всё же имели какой-то опыт семейной жизни. Однако позднее из-за запрета детского труда от этой системы в СССР отказались. В СССР к 1990 году было 564 детских дома, уровень социализации воспитанников детских домов был низкий, очень многие бывшие детдомовцы попадали в ряды уголовников и маргиналов. В 1990-е гг. число детских домов в России почти утроилось, однако во второй половине 2000-х начался процесс их ликвидации, и в 2010-х гг. он уже близок к завершению.

Деградация системы среднего профессионального образования в позднем СССР. Хотя в СССР всячески превозносили человека труда и пропагандировали рабочие профессии, к 1970-м гг. система среднего профессионального образования в стране начала явно деградировать. «Будешь плохо учиться в школе - пойдёшь в ПТУ!» (профессиональное техническое училище) - примерно так говорили родители нерадивым школьникам. В ПТУ брали не поступивших в ВУЗы двоечников и троечников, принудительно помещали туда малолетних уголовников, и всё это на фоне сравнительного избытка специалистов-рабочих и слабого развития сферы услуг из-за отсутствия развитого предпринимательства (то есть альтернатив в трудоустройстве, как теперь, тогда не было). Культурная и воспитательная работа в ПТУ оказалась поставлена плохо, учащиеся «ПТУ-шники» стали ассоциироваться с хулиганством, пьянством и общим низким уровнем развития. Негативный образ профессионального образования по рабочим специальностям держится в России до сих пор, хотя квалифицированные токари, слесари, фрезеровщики, сантехники относятся сейчас к числу высокооплачиваемых профессий, представители которых в дефиците.

Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, чрезмерная унификация и патернализм. Образование, как и СМИ и советская культура в целом, воспитывали в гражданах веру в могущественную и мудрую партию, которая всех ведёт за собой, не может лгать или делать крупных ошибок. Разумеется, вера в силы своего народа и государства - важная и необходимая вещь, но ради поддержки этой веры нельзя заходить слишком далеко, систематически замалчивать истину и жёстко подавлять альтернативные мнения. В результате, когда в годы перестройки и гласности дали свободу этим самым альтернативным мнениям, когда начали массово всплывать замалчиваемые ранее факты об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе по многим гуманитарным предметам. Наконец, граждане оказались неспособными противостоять откровенной лжи, мифам и медийным манипуляциям, что в итоге привело к развалу СССР и глубокой деградации общества и экономики в 1990-е годы. Увы, но советская образовательная и общественная система не смогли воспитать достаточного уровня осторожности, критического мышления, терпимости к альтернативным мнениям, культуры ведения дискуссии. Также образование позднесоветского образца не помогло воспитать в гражданах достаточной самостоятельности, стремления лично решать свои проблемы, а не ждать, пока за тебя это сделает государство или кто-то другой. Всему этому пришлось учиться на горьком постсоветском опыте.

== Выводы (−) ==

В оценке советской системы образования сложно прийти к единому и исчерпывающему заключению ввиду ее противоречивости.

Положительные моменты:

Окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования
- Мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках.
- Ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы в Великой Отечественной войне и научно-технических достижений в послевоенный период.
- Высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации учителей и учащихся.
- Высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности.
- Упор на техническое образование позволял решать важнейшие для советского государства задачи.

Отрицательные моменты:

Отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации. Особенно сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков.
- Чрезмерная унификация и централизация школьного и, в меньшей степени, вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром. Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик и к нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений.
- Прямая вина в деградации семейных ценностей и общего падения нравов в позднем СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии демографии и общественных отношений.
- Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что привело к неспособности общества эффективно противостоять манипуляциям в ходе информационной войны.
- Художественное образование страдало от цензуры и высокой заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных методик; одно из важнейших следствий этого - упадок дизайна, архитектуры и градостроительства в позднем СССР.
- То есть, в своём гуманитарном аспекте, советская система образования в конечном счёте не только не помогла решить ключевые задачи по сохранению и укреплению государства, но и стала одним из факторов нравственного, демографического и социального упадка страны. Что, впрочем, не отменяет наличия впечатляющих достижений СССР в области гуманитарных наук и искусства.

PS. Кстати, про логику. Учебник логики, равно как и другие занимательные материалы по искусству ведения цивилизованной дискуссии, можно найти здесь:

PPS. «Хвосты» в день выборов fritzmorgen решил не выпускать, без политической составляющей они получились бы слишком пресными. Впрочем, пользуясь случаем fritzmorgen просит вас сегодня голосовать не сердцем, как в 1996, а всё же таки мозгом.

P3S. Если будете отпускать ехидные реплики по поводу ЕГЭ, пожалуйста, сразу указывайте в комментарии, пробовали ли вы решать задачи из ЕГЭ лично, или же вам про ЕГЭ «Мойша напел».

P4S. На всякий случай. Страница обсуждения статьи на «Справочнике патриота» находится вот по этому адресу:

Когда распался Советский Союз, кто-то горевал, а кто-то радовался, нас ждало будущее, не ясное, не понятное. Будущее, в котором все будет по-новому. С того времени прошло уже больше 20 лет, и, оглядываясь назад, нельзя не вспомнить то хорошее, что было в СССР.

Несомненным плюсом было бесплатное образование и возможность любому ученику из глухой глубинки поступить в один из самых престижных ВУЗов страны. При этом образование в СССР по праву считалось одним из лучших в мире.

Бесплатная медицина существует и в наши дни, но ее качество не идет ни в какое сравнение с тем, что было в не столь отдаленные времена.


Бесплатная жилплощадь - неоспоримый плюс Советского времени. Оборотной стороной этой медали были, зачастую, более, чем скромные метры, выделяемые на семью, однако сейчас мы не можем рассчитывать даже на самый минимальный минимум бесплатного жилья от государства.


В периоды кризиса, когда, как «домоклов меч» над головой возникает угроза потери работы, невозможно не вспомнить о том, что в СССР отсутствовала безработица .


Конечно, и в те времена существовала «элита», но разница в уровне жизни и возможностях была далеко не так велика, как теперь. Рабочий у станка с высокой квалификацией зарабатывал, порой, на уровне директора этого же завода.


Граждане имели не только право, но и реальные возможности периодически отдыхать на курортах , что почти полностью оплачивалось государством.


О высоком уровне развития науки красноречиво говорят успехи СССР в такой наукоемкой сфере, как освоение космоса.


Вооруженные Силы были мощнейшими в мире, как по числу военнослужащих, так и по техническому оснащению.


В соответствии со строгой идеологией , в детях воспитывали уважение к старшему поколению, ценность семьи, трудолюбие и проч.


В СССР не было никакой «толерантности», столь модной в наши дни, там была просто дружба народов .


Одним из серьезных минусов тех времен многие считают жесткую цензуру. Однако ее существование не помешало снять шедевры советского кинематографа, которые и сейчас остаются актуальными и любимыми всеми нами. Чего, к сожалению, нельзя сказать о сегодняшнем дне - нет цензуры, но и шедевров почти нет.


Самая главная «страшилка» о временах СССР - это дефицит. Дефицит распространялся на многие группы товаров, включая продукты питания. Но зато можно было не сомневаться в том, что, например, сардельки произведены из мяса, а сметана или творог - из молока, в соответствии с жесткими ГОСТами.

Пенсии в СССР нельзя назвать очень большими, но они обеспечивали безбедную старость.


Говоря о плюсах того времени, нельзя не сказать о стабильности и уверенности в своем будущем. Каждый точно знал, что и завтра, и послезавтра завод или фабрика, на которой он работает, не закроется вдруг, ВУЗ не сократят за ненадобностью, не повысят коммунальные платежи, не выселят из квартиры, а о значении слова «инфляция» знали разве что экономисты.