Психология работы с проблемными сотрудниками. Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора уголовно-исполнительной системы министерства юстиции российской федерации

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу сайт рассказала Светлана Нефедова , консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

Личные (психологические) качества - с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

Деловые качества - умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

Профессиональные качества - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить - заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу , трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение - негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.


7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость . Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм - это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.


Психология управления персоналом в малом бизнесе немного проще, нежели в компаниях гигантах, в связи с камерностью предприятий и малым количеством сотрудников. Суть везде одна – эффективное управление персоналом идет рука об руку с элементарными знаниями в области психологии управления. Для результативной деятельности компании можно использовать 7 практических советов для руководителя , которые будут представлены ниже.

Для большого бизнеса знания, касающиеся менеджмента в сфере кадров, сопряжены с интенсивным обучением руководителей на специальных курсах и тренингах. В небольшом бизнесе можно обойтись малыми силами, уяснив несколько основных правил управления персоналом, в условиях небольшого коллектива.

Основные принципы управления персоналом

1. Повышение мотивации

Правильно мотивированные сотрудники - эффективные сотрудники. У каждого человека свои мотивы для деятельности. Грамотный руководитель знает кого, когда и как мотивировать.

2. Внимательность к атмосфере в коллективе

Хороший начальник не оставит без внимания тот факт, что в коллективе присутствуют враждебность, откровенное хамство и постоянные конфликты.

Практические советы для руководителя

7 практических советов для руководителя, основанных на главных принципах управления персоналом:

1. Не поощряйте кляузничество

Кляузничество или иными словами доносы главный враг благоприятной атмосферы в коллективе. Поощряя скрытые жалобы друг на друга, руководитель настраивает сотрудников на враждебные недоверчивые отношения в команде, предполагаемых единомышленников.

Во-первых , в маленьком коллективе очень скоро станет известно, кто является доносчиком. И сведения поступать перестанут, а человек приносивший их, станет изгоем в коллективе.

Во-вторых , в атмосфере недоверия производительность труда становится низкой, поскольку нет ощущения свободы действия. Без определённой свободы сотрудники перестают брать на себя ответственность, что пагубно сказывается на общей эффективности труда.

Чтобы не было необходимости в доносах, нужно ввести правило открыто высказывать свое мнение. Сотрудники должны иметь право высказаться, соблюдая субординацию, и быть услышанными.

2. Соблюдение должностных инструкций

Очень часто на предприятиях происходят споры, с взаимными претензиями, о том, кто, что должен делать и под чьим руководством. Споры такого рода могут отнимать массу времени, сил, энергии сотрудников и руководителей, в том числе. Возникать они могут лишь в том случае, если нет четких должностных инструкций.

Важно составить список, в котором следует указать должности, порядок подчинения и четкие указания к исполнению трудовой деятельности каждого должностного лица.

3. Разрешение конфликтных ситуаций

Компетентный руководитель умеет разрешать конфликты, касающиеся непосредственно трудовой деятельности. Именно начальник должен стать рефери в спорах такого порядка. Это имеет непосредственное отношение к .

Если спорная ситуация возникла в связи со сложностями в работе, значит управляющий изначально упустил из виду возможные причины конфликта. Главная задача руководителя организовать рабочий процесс таким образом, что бы конфликтных ситуаций можно было избежать. В случае возникновения споров, начальник должен помочь подчиненным найти выход из сложившейся ситуации, таким образом, что бы все остались удовлетворены решением.

4. Материальная мотивация

Часто руководители прибегают к наказанию посредством штрафов. Такой способ можно скорее назвать демотивацией. Желая получить сотрудника замотивированного работать продуктивно, начальник его штрафует, тем самым добиваясь прямо противоположного эффекта.

Действует только в одностороннем порядке, в случае улучшения материального положения подчиненного. Премии бонусы и тому подобные вознаграждения должны быть в компании, которая хочет иметь в своем штате людей, желающих себя проявить.

Штрафы могут помочь улучшить дисциплину или немного напугать работников, но точно не станут причиной повышения работоспособности и эффективного управления персоналом.

5. Личностно-ориентированный подход

Каждый член коллектива, работающего для одной цели, имеет свои мотивы, помогающие достигнуть ее. Карьера, материальная стабильность, приверженность общему делу, признание – лишь некоторые стимулы побуждающие к действию работающих людей. И разным людям присущи разные стимулы.

Зная стремления каждого сотрудника, грамотный руководитель сможет эффективно стимулировать мотивацию к труду. Отмечая заслуги каждого члена коллектива отдельно, хороший управляющий заручается поддержкой верного сотрудника, в любой ситуации.

6. Сплочение коллектива

Модное западное слово, прочно вошедшее в бизнес лексикон, означает совместное времяпрепровождение вне рабочего пространства. Различные корпоративные мероприятия типа вечеринок, пикников с элементами спортивных соревнований, обучающих семинаров и тому подобное очень позитивно влияет на атмосферу в коллективе.

7. Разные подходы к мужчинам и женщинам

Женщины и мужчины совершенно по разному проявляют свою исполнительность. Мужчины особи менее эмоциональные чем представительницы слабого пола, поэтому считается, что поручения в виде приказа они принимают с присущей им рациональностью. Женщины сложно выполняют приказы, но очень отзывчивы к просьбам. Завуалировать приказ под просьбу, такую маленькую хитрость можно использовать, что бы повысить эффективность работы женщин.

Психология управления персоналом наука не столь простая, как может показаться на первый взгляд, но соблюдение нескольких не сложных правил, поможет руководителю избежать серьезных проблем во время производственной деятельности.

Сейчас хотелось бы рассмотреть психологию начальника .



(на картинке скрин из фильма "Духless ", если кому интересно...)


Начальник – это вовсе не занимаемая должность. Начальник –это образ жизни и мышления. В чем же заключается психология начальника? Руководителя от исполнителя в первую очередь отличает ответственность. Руководитель – это анализ прошлого, но постоянное стремление в будущее. Начальник – это всегда руководяще лицо по отношению к окружающим, будь то сотрудники или коллеги по работе. Начальник не объясняет, а подводит итоги и даёт инструкции.


Хороший руководитель отдаёт себе отчёт не только в действиях и поступках, но и в эмоциях. У него нет «пустых» или непроизвольных эмоций. Он должен не просто эмоционально реагировать, а с помощью эмоций оказывать влияние на окружающих.


Руководство предполагает не только контроль, но и вдохновение на будущие свершения. Но ведь не всё и не всегда идёт в жизни хорошо. Значит, начальник должен так указать на недостатки, чтобы сотрудники, сделав правильные выводы, не потеряли интереса к дальнейшей работе. Хороший начальник видит не только недостатки в работе, но и отмечает успех сотрудников.


Анализируя негативные моменты в прошлом, хороший руководитель предложит решение проблемы в будущем. Ведь мало видеть недостатки, важно уметь их преодолевать. Для хорошего руководителя важна чёткость и конкретность. Не стоит уходить от ясности формулировок, оставлять что-то недосказанным. Хороший начальник умеет слушать и слышать подчинённых, анализировать их видение проблемы и принимать к сведению. У талантливого руководителя всегда позитивный настрой. За временными трудностями он видит желаемый результат и концентрируется на нём, а не переживает неудачи.


Хороший руководитель концентрирует своё внимание на том, что есть на сегодняшний день, стараясь не зацикливаться на том, чего пока не хватает. Он больше внимания обращает на ресурсы, помогающие достичь успеха, а не на возможные опасности и непреодолимые трудности. Хороший руководитель в первую очередь видит достоинства своих сотрудников, стараясь ненавязчиво исправлять недостатки. Он концентрируется на опыте достижения успеха, оставляя позади неудачи и поражения.


Важной личностной характеристикой руководителя является позитивное отношение к жизни. Более того, хороший руководитель должен уметь передать своё настроение коллективу, как в целом, так и отдельным сотрудникам в частности, по необходимости вступая с ними в личный контакт.

Image by ratch0013 at FreeDigitalPhotos.net

Сегодня одной из самых популярных является профессия менеджера. По сути менеджер - это руководитель. Он должен обладать знаниями в области психологии управления , иметь лидерские качества и организаторские способности.

Человек, у которого в подчинении находится хотя бы один сотрудник, - уже менеджер. Но низшего звена. Его продвижение по служебной лестнице до управленца среднего и высшего звеньев зависит от того, насколько он справляется со своими задачами.

К задачам руководителя относятся:

  • планирование развития организации: стратегическое, тактическое, оперативное;
  • организация процесса труда: создание комфортных условий труда для всех подразделений и каждого сотрудника;
  • мотивация сотрудников: выявление потребностей сотрудников, которые нужно удовлетворить, для максимальной эффективности их труда и достижения целей организации;
  • организация благоприятного психологического климата в коллективе: разделение и координация труда;
  • контроль соблюдения сотрудниками корпоративной культуры и этики: разработка системы штрафов и поощрений в соответствии с выполнением/невыполнением установленных правил внутри коллектива;
  • ознакомление подчинённых с миссией организации: адекватное донесение до каждого сотрудника целей организации в локальном и глобальном масштабе;
  • деловое общение: контроль соблюдения принципов делового общения внутри коллектива;
  • контроль и оценка эффективности труда сотрудников: прозрачная и объективная система оценок, штрафов и поощрений;
  • доведение до сведения коллег ожиданий и планов вышестоящего руководства: максимально понятное разъяснение ближайших планов и целей;
  • принятие решений: умение самостоятельно оценить ситуацию и взять на себя функции стихийного лидера;
  • делегирование полномочий: адекватное распределение задач и ответственности внутри подразделения;
  • обучение персонала: контроль качества усвоения нового материала сотрудниками;
  • внимание к сотрудникам: чуткость к состоянию здоровья и просьбам работников.

Все эти задачи можно разделить на две подгруппы:

  1. объектно-логические (или административные) - сюда относится всё, что касается процессов труда;
  2. социально-психологические - здесь акцент делается на человека и его эмоциональную составляющую.

Только в сочетании эти компоненты способны обеспечить эффективность управления. Крен в сторону первого приведёт к постоянной «текучке» кадров, потому как он будет способствовать созданию нездоровой атмосферы в коллективе. В таких условиях способны продуктивно работать далеко не все. Крен в сторону второго чреват углублением в сопереживание сотрудникам без выхода на новый уровень развития компании.

Если все перечисленные выше задачи выполняются управленцем на должном уровне, продвижение по службе не заставит себя долго ждать.

В то же время каждый из нас - человек со своим набором личностных характеристик. Исходя из этого, менеджер сам выбирает наиболее близкий для него стиль управления.

Выделяют три стиля руководства:

    1. авторитарный : все решения и инициатива исходят только от руководителя, стиль общения формальный, приветствуются наказания и штрафы, подходит харизматичным людям, склонным к тирании;
    2. демократический : советуется с подчинёнными, позволяет неформальное общение, стимулирует персонал по-разному, подходит жизнерадостным людям, настроенным на конструктив;
    3. либеральный : ждёт инициативы от подчинённых, исполнительно подходит к указаниям вышестоящего начальства, по своей воле практически не общается с коллективом, не имеет авторитета, часто поощряет сотрудников, подходит безвольным людям, не обладающим лидерскими качествами, уверенностью и самоуважением.


Безусловно, каждый мудрый руководитель за годы управленческой деятельности вырабатывает ряд своих техник скрытого воздействия на подчинённых. Мы расскажем лишь о некоторых таких приёмах:

Пронзительный взгляд

Именно он на уровне подсознания даёт понять собеседнику, что с вашим мнением нужно считаться.

Энергетическая пауза

Этим трюком стоит пользоваться, если вас застали врасплох, задав неудобный вопрос или отпустив в ваш адрес двусмысленный комментарий. Он заключается в пристальном взгляде в глаза, оппонент уже готовится услышать ваш ответ, но вы не отвечаете. Тогда он отводит взгляд, а вы начинаете говорить на отвлеченную тему.

Поощрение в ответ на требование

Когда коллега отчаянно требует чего-то от вас, дайте ему поощрение, провоцируя на дальнейшую беседу в более спокойном ключе — он перейдёт к оправданиям и извинениям.

Защита

Бывает, люди сознательно или несознательно начинают использовать технику пронзительного взгляда, чтобы подавить оппонента. Если вы заметили, что кто-то упражняется на вас, поймайте его взгляд, улыбнитесь и сразу же выйдите из игры.

Неприятный человек = маленький ребёнок

В жизни и на работе не всегда приходится общаться только с теми, кто нам приятен. Если во время общения с неприятным человеком представить его в образе маленького ребёнка, злость отойдёт на второй план. Ребёнок просто не воспитан. Что с него взять?

Называть вещи своими именами

Подчинённые часто используют различные способы манипулирования в общении с начальником, проверяя его на вшивость. Это могут быть и бесконечные просьбы, и требования, повторяющиеся сотни раз, или постоянное увиливание от дел. Важно называть вещи своими именами. Это обезоруживает. Просто спросите коллегу: «Вы манипулируете?».

Говорить « нет »

Для руководителя крайне важно это умение, чтобы ему не сели на шею. Именно «нет», а не «не знаю», «возможно» и т.д.

Не оправдываться

Научиться отказывать - это половина дела. Вторая половина заключается в том, чтобы не испытывать за свой отказ вины и не уходить в оправдания своего отказа. Воспитывайте в себе внутренний настрой того, что вы всё делаете правильно, даже если вынуждены отказать.

Не доказывать свою правоту

Доказательства показывают, что вы не слишком уверены в своей правоте. Если же вы ничего никому не доказываете, вашу правоту никто не опровергает.

Вступить в права

Если вас повысили, как можно скорее вступите в свои права. Сделайте что-то, чего вы не могли сделать, занимая нижестоящий пост. Тем самым вы обозначите свои полномочия, и больше ни у кого не возникнет вопросов и сомнений на ваш счёт.
Умение управлять коллективом складывается из эффективного менеджмента, выбора адекватного стиля руководства, приёмов психологии скрытого управления человеком и работы над собой во всех этих направлениях. Задаваясь целью стать начальником, необходимо прокачать свои навыки по всем этим пунктам. В противном случае руководство может оказаться вам не по зубам.