Обществознание краткий курс для егэ. Краткий курс обществознания к егэ

Вам понадобится

  • - четыре часа свободного времени ежедневно в течение 2-3 недель;
  • - усидчивость и старательность;
  • - 2-3 книги по обществознанию различных авторов;
  • - необходимые нормативно-правовые акты в актуальной редакции;
  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

Лучшими твоими друзьями на ближайшее время должны стать терпение и усидчивость. Обществознание - предмет хоть и , но объем информации, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ, велик, поэтому придется потрудиться, чтобы уничтожить пробелы в познаниях. Если ты будешь выделять ежедневно часа четыре на подготовку , то уже через 2-3 недели изучишь весь курс данного предмета. Но тебе придется максимально сконцентрироваться на усвоении информации, чтобы не перечитывать один и тот же материал несколько раз.

Сделай краткие шпаргалки. Так ты закрепишь и обобщишь весь массив информации. Пусть тебе и не придется ими воспользоваться, но в процессе их написания ты дополнительно повторишь самое важное из всего курса. Если шпаргалки делать лень, можно подчеркнуть карандашом в книге основные тезисы каждого параграфа - перечитаешь , а потом аккуратненько сотрешь карандаш ластиком.

Не ограничивайся одной книгой - используй 2-3 учебника различных авторов. Зачем это надо? Сколько юристов, столько и мнений. Обществознание устройство государства и общества, авторами, имеющими . На одну только тему «что первично: государство или общество?» существует несколько гипотез, которые необходимо знать. Если ты будешь готовиться к ЕГЭ только по одной книге, твои знания будут ограничиваться мнением одного конкретного человека по тому или иному вопросу. Но на экзамене могут попасться весьма каверзные вопросы и иметь материал для рассуждений просто необходимо.

Инструкция

Если призадуматься, то выяснится, что школьные дают довольно неплохие по поводу подготовки к сдаче ЕГЭ. Они в основном заключаются в следующем: сиди дома и учи, учи и еще раз учи. Но от перегрузки может случится как нервный срыв, так и переутомление, что в равной степени нежелательно испытывать перед экзаменом. Лучше готовиться , но заранее.

Предварительную подготовку следует начинать примерно за год. В смысле за учебный год. Как только первого сентября переступили , так сразу же можно приступать к поискам . Надежней всего прибегнуть к помощи тех, кто преподает в . У таких людей значительно больше опыта, плюс, они могут подсказать некоторые «хитрости», которые помогут при сдаче экзамена. Опять же немаловажную роль играет наличие рекомендаций. Когда приходит «со стороны», то приходится верить ему на слово. А ведь на самом деле не известно, что это за преподаватель и как он обучает.

тоже, чтобы получить 100 баллов по
Задания А1-А4 включают в себя тему "философия". Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо достать учебник за и очень внимательно перечитать такие темы, как "Человек", "Общество", "Истина" и "Природа".
Задания А5-А9 - это первая половина , экономика. Задание А8 - почти всегда задача с графиком. Не стоит его пугаться, все обозначения будут пояснены в самом задании.
Для ответа на вопросы А13-А16 вам придется вспомнить политику. Хорошие знания конституции приветствуются.
И, наконец, задания А17-А20 - право. А19 в этом разделе - задача.
Помните, что в части А может быть только один правильный ответ.

2. Часть В

Задания части В считаются самыми сложными, но не стоит пугаться. Ниже описаны возможные "подводные камни", а предупрежден - значит вооружен.

В1 - задание, в котором надо вставить пропущенное слово. Скорее всего, вы встретите там таблицу с определениями, так что не ленитесь чаще повторять термины! За это задание, если оно выполнено верно, - 1 балл.
В2 - выбрать два термина, которые выпадают из логического ряда, иными словами, убрать лишнее. Также оценивается в 1 балл.
В3 - задание на установление соответствия. Верно выполненное, пополнит вашу копилку 2 баллами. За одну ошибку - 1 баллом.
В4 - выбрать правильный ответ из списка. Здесь ответов может быть несколько: и 3, и 4 из, допустим, 6. Оценивается также, как В3.
В5 не вызовет затруднений, если нет проблем с русским. А смысл задания в определении типа текста: факт, теория или оценка. Небольшая подсказка: если есть числа ( , например), то это факт. Если есть оборот "я считаю" или " мнению", - оценка.
В6 - вставить пропущенные слова. И снова терминология вам в помощь!
Задание В7 - аналогично В4. Оценивается так же, как и В6, В5: 1-2 баллами.
Ну и самое легкое - найти обобщающее слово - задание В8. Ну и оценивается соответственно - 1 балл.

Важно! В бланк ответов на экзаменах и истории номера вносятся без пробелов, точек, запятых! Помните, что проверяет их компьютер.

3. Часть С

С1-С4 - работа с текстом. Первые два выполняются строго по тексту, в С3 и С4 требуется добавить и ваши познания. Максимальное количество баллов за С1 - 2, за С3 и С4 - 3.
В задании С5 потребуется раскрыть смысл понятия и составить два предложения по теме. Максимально можно набрать 2 балла.
С6 - признаки какого-либо явления. За правильный ответ вы получите 3 балла.
Правильно решенная задача С7 также принесет 3 балла. С темой тут угадать невозможно.
С8 - составить план. Ученики не любят это задание, хотя оно также высоко оценивается - 3 балла.
С9 - эссе. На выбор вам будут даны 5 высказываний на 5 тем: философия, экономика, социология и социальная , право. Категорически не рекомендуется выбирать философию: это очень размытая тема и большинство выбирающих эту тему, согласно статистике, только зря исписали листы, не получив ни балла. А так - на ваш вкус. В любом случае, не игнорируйте это задание. Даже если вы просто раскройте смысл высказывания, вы уже получите 1 балл. Объем вашего эссе не ограничен, требуйте столько листов-бланков, сколько вам необходимо: вам обязаны их выдать. И пишите разборчиво: задания части С проверяют люди.

Итак, теперь вы знаете, что вас ждет, а значит, ничего не мешает вам спокойно и продуктивно готовиться.

Ни пуха, ни пера! Удачи на экзаменах!

Видео по теме

Источники:

  • ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Особенности КИМ 2009 года

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: справочный материал

Клышникова Любовь Ивановна

Учитель истории и обществознания

1. Что изучает обществознание?

2. Общество.

3. Человек.

4. Познание.

5. Культура и духовная сфера.

6. Экономика.

7. Социальная сфера

8. Политика.

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки - явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки - Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.



Науки изучают общества в узком и широком смыслах .

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.



Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход (К. Маркс) Цивилизационный подход (А. Тойнби) Культурологический подход (О. Шпенглер)
В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ). Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба. Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом.Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Человек.

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека)

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация : агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.

Межличностные отношенияотношения между различными индивидами по различным основаниям.

Межличностные отношения

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

Мировоззрение:

обыденное , религиозное , мифологическое,научное , философское , гуманистическое .

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Виды познания.

I.Ненаучное познание:

Обыденное (житейское)

Практическое (народная мудрость)

Религиозное

Мифологическое

Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Культура и духовная сфера.

I. Культура(от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание»)

Черты культуры : функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало).

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии.

Структура культуры :

форма – воплощение достижений культуры содержание – значение для личности и общества.

Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная, гуманистическая.

Виды культур: доминирующая (господствующая), элитарная (для избранных), массовая (для большинства, коммерческая, через СМИ), народная (на традициях, фольклор, анонимная), донорская (из которой заимствуют элементы), рецепиентная (которая заимствует элементы другой культуры), мертвая (устарело содержание).

Субкультура – культура социальных групп.

Контркультура – субкультура, которая враждебна доминирующей.

Термины:

Аккумуляция культуры –пополнение культуры новыми элементами, знаниями.

Культурная трансмиссия – передача культуры через обучение.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культур.

Аккультурация культуры – процесс взаимовлияния двух или более культур.

Ассимиляция культуры – поглощение малой культуры со стороны более крупной.

Адаптация культуры – приспособление культур друг к другу.

II. Духовная сфера.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная - научная, религиозная, художественная

2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности

3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства:произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Религия.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции : мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные: конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм – отрицание существование бога

Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание

Мораль.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Искусство.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Наука.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки : научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки :

1. Постепенного развития

2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки : познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки : производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук:

Естественныетехнические общественные (гуманитарные)

Образование.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования : экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

Образование в РФ:

дошкольноеобщеепрофессиональноедополнительное

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Экономика.

Социальная сфера

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связизависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку.(Т. Гоббс).

Признаки:

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому , по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества.(П. Сорокин).

Критерии дифференциации: доход (экономическая),объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж - оценка общества социальной значимости статуса личности.Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

Социальные слои:

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус

Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

Социальная мобильность

Социальная мобильность (П. Сорокин )– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Социальная мобильность : горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт (Г. Спенсер ) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта : конфликтная ситуация--инцидент--активные действия--завершение

Типы поведения в конфликте : приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострениемнационального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

Социальная политика : активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

Политика.

Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» - совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти3. деятельность государственных органов.

Функции политики :

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень , макроуровень (уровень государства) , мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства –основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объект у: внутренние и внешние

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления : 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.Монархия: 1 . абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета,2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм , 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти , 7. развитая система органов местного самоуправления .

Формы демократии : 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии : 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право : 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам : 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства ; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан ; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона , 2. соблюдение прав и свобод , 3. принцип разделения властей , 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть , 2. программа с целями и стратегией, 3. устав , 4. организационная структура , 5. наличие руководящих органов.

Виды партий : 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии : консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти : правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба ) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская ) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Ко

Право

Право

1. Система правил и норм поведения, установленная и охраняемая государством.

2. Возможность что-либо делать, осуществлять, иметь (право на труд, образование).

Признаки права (и нормы права): нормативность, обязательность, общий характер, формальная определенность.

Теории происхождения права: теория естественного права (Т. Гоббс), либеральной традиции (сначала право – потом государство), этатистской традиции (сначала государство – потом право), марксистская, социологическая. Этатизм – теория, утверждающая, что государство высший результат и цель общественного развития

Функции права – регулятивная, воспитательная, охранительная.

Правовая культура: правовые знания, отношение к праву, правоохранительная деятельность.

Отличия права и морали:

Источник (форма) права – специфические виды социальных явлений, которые формируют право и результат правотворчества государства. Источники (формы) права:

1. Правовой обычай – укоренившиеся в обществе в результате их повторения образцы поведения, превратившиеся в правила поведения.

Судебная практика.

Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?

Хотите упорядочить свою подготовку к ЕГЭ, сделать ее максимально продуктивной? Тогда Вы должны взять за основу кодификатор ЕГЭ. «Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете», считал знаменитый итальянский писатель А. Мандзони. Это мнение как никогда применимо к подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2019 года.

На дворе май месяц. До ЕГЭ по обществознанию всего один месяц. Как готовиться к экзамену в последний момент? Надо помнить, как поет Земфира, что «… все важные моменты пролетают с особенно высокой скоростью…».

«Эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» — считал Нильс Бор. Предлагаем ошибок не делать, а с рекомендациями экспертов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию ознакомиться!

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Любые достаточно сильные стрессы, позитивные или негативные, равно способны искалечить наш рассудок и даровать нам идеи и способности, которые мы не можем обрести никаким иным способом. Эту мысль популярного современного писателя Чака Паланика считаю как никогда актуальной при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Итак, как использовать стресс на ЕГЭ в свою пользу?

Всегда полезно посмотреть на то испытание, которое нам предстоит пройти, глазами оценивающих его результат. Например, футболисту — глазами арбитра, ну а нам — глазами экспертов ЕГЭ. Ознакомимся с рекомендациями составителей КИМов ЕГЭ 2015 по обществознанию!

Вы, конечно, уже знаете о потрясающем падении баллов на ЕГЭ по обществознанию в 2014 году. «Предупрежден — вооружен!». Поразмышляем о принципах оценивания ЕГЭ в 2015 году, заявленных ФИПИ в ключевых документах будущего экзамена — демоверсии и спецификаторе.

Каждая кампания ЕГЭ начинается с публикации основополагающих государственных документов по ЕГЭ по каждому предмету — демоверсии, кодификатора и спецификатора. Рассмотрим изменения, произошедшие в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2015.

Вы знаете что часть С даст Вам почти половину баллов на ЕГЭ по обществознанию? На ЕГЭ Вы будете считать каждый балл, поэтому, какими бы сложными не были письменные задания, их надо решать. Попробуем обозначить основные рекомендации экспертов ЕГЭ по части С?

Вы применяете текст Конституции РФ 1993 года для решения обществоведческих задач и при подготовке к ЕГЭ? Для Вашего удобства мы размещаем его в наших материалах для подготовки к ЕГЭ.

Вы не знаете, как строить сложный план на ЕГЭ по обществознанию? Вы сомневаетесь в правильности своих планов задания 35 демоверсии ЕГЭ 2015? Конечно, ведь оно считается одним из самых сложных, требует конкретики, знания теории и четких формулировок.

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут