Разница между социальными и гуманитарными знаниями. Социально-гуманитарное познание и его особенности

Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам. Но гуманитарная сфера имеет разные направления. Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека - психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее. Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход. Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа. Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями. Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее. Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции. Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью. Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах. Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором. Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом. Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму. Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать. Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее. Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах. Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках. Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью. Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время. Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

Структуру современного научного знания образуют два типа наук: 1) естественные, или науки о природе; 2) социально-гуманитарные, или науки о духе, объектом исследования которых являются человек и общество.

В основе такого деления наук, предложенного немецким философом В. Дильтеем (1833-1911), лежит различие объектов естественнонаучного и социально-гуманитарного типов познания. Впоследствии немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) провели различие между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания на основании используемых ими методов. Согласно В. Виндельбанду, естествознание использует номотетический метод (греч. nomos - закон; tetio - устанавливаю), т. е. законоустанавливающий; для социально-гуманитарного познания характерен идиографический метод (греч. idios - особенный, необычный; grapho - пишу), т. е. описывающий единичное, индивидуальное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет своей целью выявление и формулировку общих законов, выражающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (в первую очередь история) видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных, единичных фактов. Согласно Г. Риккерту, наукам о природе присущ генерализующий (обобщающий) метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия природы лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно в науках о духе используется индивидуализирующий метод, заключающийся в фиксации и объяснении единичных явлений. Рассматривая данные методы как взаимодополняющие, немецкие философы, однако, полагали, что номотетический, или генерализующий, метод в европейской культурной традиции воспринимается в качестве универсального метода научного познания, а его использование выступает критерием научности познавательной деятельности вообще.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, а также трактовка их специфических особенностей варьируется в классическом, неклассическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Классическая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; она абсолютизировала обобщающий метод, рассматривая его в качестве единственного метода научного познания. Для классического естествознания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и выражающего презумпцию (предположение) всеобщей гармонии природы. В качестве такого универсального закона мироздания выступил открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, составивший основу классической механистической картины природы. Сама идея единичного, индивидуального, неповторимого, не укладывающегося в рамки жестких закономерностей, отвергалась классическим естествознанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, которым - именно в силу этого обстоятельства - было практически отказано в научном статусе. Таким образом, различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассматриваются в классическом типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.

Характерная для классической науки абсолютизация естественнонаучного идеала рациональности с его стремлением свести (редуцировать) многообразие реального бытия к конечному числу наиболее общих законов, фиксирующих повторяющиеся связи между явлениями, нашла свое выражение в экспансии естественнонаучных методов в общественные науки и формировании в них номотетической традиции. Механистическая методология классического естествознания рассматривалась как универсальная научная методология, пригодная для объяснения не только природы, но и человека и общества. Возникновение и дисциплинарная организация в XIX в. таких социальногуманитарных наук, как социология и психология, были связаны с ориентацией на естественнонаучный идеал рациональности, т. е. со стремлением к объяснению социально-гуманитарной реальности по аналогии с природной, путем усмотрения в ней причинно-следственных связей, фиксируемых в законах. Примером тому, в частности, может служить марксистская интерпретация истории, которая пыталась увидеть в историческом процессе действие универсальных законов и рассмотреть историю в виде жестко детерминированной, инвариантной причинно-следственной связи событий.

Особенности гуманитарного знания нагляднее всего могут быть продемонстрированы при его сопоставлении с классическим типом естественнонаучного знания. Различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания обусловлены, во-первых, спецификой объекта научного исследования; во-вторых, отношением познающего субъекта к познаваемому объекту; в-третьих, методологией исследования.

1. Природа как объект естественнонаучного познания не создается человеком, не нуждается в нем для своего бытия и существует независимо от его воли и сознания. В этом смысле можно говорить о том, что природа как объект исследования представляет собой объективную, т. е. существующую без человека, реальность. В мире природы действуют законы бытия, законы сущего, которые человек не властен изменить, но может лишь познать.

Общество, социальный мир, являющееся объектом социальногуманитарного познания, создается самим человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, т. е. коммуникации, и существует благодаря постоянному воспроизводству актов коммуникации. Вместе с тем в процессе межсубъектного взаимодействия социально значимые акты коммуникации порождают социальные институты (примером такого института являются нормы права), которые, будучи результатом человеческой деятельности, начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу своего энергетического воздействия.

Таким образом, объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная реальность; объектом познания социально-гуманитарных наук является общество как субъективно-объективная реальность, т. е., с одной стороны, как реальность, создаваемая и поддерживаемая человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, с другой - как объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В классическом естествознании отношения ученого и объекта исследования характеризуются определенной дистанцией между ними. Здесь ученый противостоит миру наблюдаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, используя различный инструментарий и определяя условия эксперимента. Ученый- естествоиспытатель никогда не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а наблюдает за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта своего исследования. Это связано с тем, что исследователь социальных отношений сам является их участником, т. е. включен прямо или опосредованно в те объекты и процессы, которые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социальногуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Соответственно социально-политическая, национальная, конфессиональная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных проблем, стратегию и даже результаты их исследования. Поэтому социально-гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, весьма часто оказывается подверженным влиянию той или иной разделяемой исследователем идеологии.

Итак, естественнонаучное познание характеризуется дистан- цированностью познающего субъекта от познаваемого объекта, а социально-гуманитарное познание, напротив, - включенностью познающего субъекта в познаваемый объект.

Кроме того, в классическом естествознании природа рассматривается как объект, пассивно поддающийся безграничной познавательной активности субъекта. В социально-гуманитарном познании объект познания прямо или опосредованно обнаруживает себя как деятельный субъект. Следовательно, познавательная активность субъекта в общественных науках принципиально ограничена и связана с самораскрывающейся активностью «объекта».

Таким образом, познавательное отношение в естествознании, являясь субъект-объектным, имеет монологический характер; познавательное отношение в социально-гуманитарных науках, являясь субъект-субъектным, имеет диалогический характер.

3. Для классического естественнонаучного способа познания в качестве метода исследования характерен редукционизм, т. е. сведение многообразия наблюдаемых явлений к конечной совокупности наиболее общих законов, которые позволили бы прогнозировать закономерное протекание каких-либо процессов в будущем. Классическое естествознание стремилось каталогизировать мир, при этом все индивидуальное, ситуационное, не вписывающееся в принятые исследователем принципы каталогизации, рассматривалось как несуществующее, как погрешность, которой можно пренебречь. В естественнонаучном познании главную роль играет монологичное объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Гуманитарные науки, напротив, как уже отмечалось, характеризуются обращением к действительности во всей ее полноте и неисчерпаемости индивидуальных проявлений. Здесь главное значение принадлежит уже не монологичному объяснению, а пониманию, «схватывающему» в процессе исследования индивидуальные особенности изучаемого явления.

Таким образом, если для естествознания важнейшим является обобщающее объяснение повторяющихся фактов, то для общество- знания - различающее понимание социальных явлений.

Важная особенность понимания, отличающая его от объяснения, заключается в присущей человеку способности к перевоплощению, воображению и интуиции, с помощью которых интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Чтобы интерпретировать цели, намерения, мотивации авторов текстов, как и любые действия людей как сознательных существ, необходимо понять их (встать на место Другого). Совершенно иначе обстоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где поэтому отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Именно по этой причине в естественнонаучном знании главное внимание уделялось вопросам объяснения, ибо они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Объясняющее знание не следует противопоставлять пониманию. Они взаимодополняюг друг друга. Знание всегда текстуально и носит общий характер, понимание - контекстуально и носит в силу этого индивидуальный характер. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и индивидуальное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр особенностей классического естественнонаучного знания, что привело к возникновению тенденции к снятию жесткого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что создает широкие возможности для междисциплинарного диалога.

Социально-гуманитарные науки возникли в середине 19 века. Их возникновение было обусловлено рядом социокультурных факторов. К ним можно отнести следующие факторы:

Наличие обществоведческих идей и историко-логических реконструкций в социальной философии;

Наличие значительного массива эмпирической информации об обществе и человек в исторической науке;

Практическая потребность общества в социально-гуманитарных знаниях для совершенствования управления им;

Наличие определенного круга подготовленных кадров для создания новых наук.

Появление социально-гуманитарных наук происходило постепенно, одни науки появлялись раньше, другие позже. Прежде всего, как статусные науки, возникли политэкономия (А. Смит, Д. Милль, К. Маркс) и социология (О. Конт, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм). Позднее В. Дильтей, проанализировав возникновение данных наук, предложил выделить из состава наук социально-гуманитарные науки вообще и назвать их науками о духе (работа: «Введение в науки о духе», 1883 год). Г Риккерт, поддержав идею Дильтея, предложил назвать данные науки – науками о культуре (работа: «Науки о природе и науки о культуре», 1889 год). Д. Милль вместо словосочетаний «науки о духе» и «науки о культуре» применил словосочетание «гуманитарные науки», что нашло поддержку в науке. Гуманитарными (синоним – общественными) науками стали называть науки, которые изучали различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В процессе развития социально-гуманитарных наук социальными науками стали считать науки о сферах общества, а гуманитарными – науки о духовной деятельности человека.

Появление социально-гуманитарных наук происходило в борьбе двух основных точек зрения:

– натуралистики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки ничем не отличаются от естественных наук, обладают равным статусом в обществе и должны применять такие же методы, как и естественные науки,

– гуманитаристики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки считаются более сложными науками, так как они изучают более сложный объект – общество, они объявляются более статусными науками, чем естественные науки и поэтому должны применять специфические методы.

Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества и духа (В. Степин). Социально-гуманитарные науки появились с целью исследовать различные сферы общества, которые имели специфические задачи и существовали относительно самостоятельно и автономно друг от друга. Они также преследовали цель – изучить тексты, в которых отражалась определенная социальная эпоха. Социальные науки стали изучать различные сферы общества (например, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология – духовную сферу общества и т.д.). Гуманитарные науки стали изучать тексты, источники информации, в которых содержались сведения об обществе и человеке (например, история изучала исторические источники, филология – письменные и т.д.).

Социально-гуманитарные науки являются феноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее время происходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная смена парадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – к идеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской.

В 20 – начале 21 веков социально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

По объекту исследования – естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;

По функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучить количественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;

По целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы, а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.

Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

Общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;

Различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,

Продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

Объектом исследования может стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практической значимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) и практического воздействия на объект исследования (эксперимент).

Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

Общество – это сложный объект познания:

Общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,

Общество – это арена действий сознательных и организованных людей,

В развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,

Общество объективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в виде знаковых систем, текстов (то, что существовало в прошлом).

Самой важной спецификой объекта социально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология – письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика – воспитание и обучение человека, психология – развитие души человека и т.д.).

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

Познавательная – дают знания об обществе;

Мировоззренческая – формируют систему взглядов человека на общество;

Методологическая – учат правилам социального познания и действия;

Аксиологическая – ориентируют на определенные идеалы, нормы;

Критическая – учат разумному сомнению в возможностях общества;

Воспитательная – формируют положительные качества ученого;

Рефлексивная – позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

Идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

Прогностическая – позволяют предвидеть тенденции развития общества в будущем.

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).науками.

Метод познания – это определенный способ, который направляет и регулирует познавательную деятельность человека. В познании метод определяет: направленность исследования, правила подхода к предмету исследования, характер интерпретации полученных знаний, процедуру познания, логику развертывания знаний. Методы познания – это достоверные легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знания, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать (Р. Декарт). Они определяются, во-первых, предметом исследования (например, в естественных науках применяются одни методы, в социально-гуманитарных – другие), во-вторых, целями ученого, который всегда находится в центре всей методологии (Л. Фейербах).

Методы научного познания являются общими и для естественно-математического, и для социально-гуманитарного познания. Вместе с тем, методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного) социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем:

– общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.;

– в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д.,

– в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод.

Метод естественных наук – это, прежде всего, номотетический метод (цель – поиск общего, открытие законов). Метод социально-гуманитарных наук – это идиографический метод (цель – поиск уникального, понимание смысла социальных явлений). Номотетический метод – это способ познания, ориетированный на выявление законов. Идиографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта. Номотетический метод направлен на познание неизменных в течение длительного времени природных явлений, идиографический метод – на познание постоянно изменяющихся социальных явлений. Номотетический метод применяется с целью освободить познание от ценностных оценок, идиографический метод - с целью их учета. В социально-гуманитарных науках могут применяться как номотетический метод (прежде всего, в социальных науках, например, в социологии), так и идиографический метод (прежде всего, в гуманитарных науках, например, в истории).

Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы:

– диалоговый,

– анализ документов,

– анкетирование,

– беседа,

– экспертная оценка,

– проектирование,

– тестирование,

– биографический,

– социометрический,

– метод «деловых игр» и др.

Каждый метод в социально-гуманитарных науках характеризуется своими особенностями и ориентирован на получение определенного знания. Так, например, анкетирование – это способ изучения социальных фактов с помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. В свою очередь, биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям.

Методы социального познания обладают как достоинствами, так и определенными недостатками (например, наблюдение является простым методом исследования, но в тоже время – пассивным, эксперимент является активным методом, но может влиять на естественный ход процесса и т.д.). В связи с этим в социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов. В настоящее время для развития методов характерно: усиление значимости междисциплинарных методов, сближение методов естественных и гуманитарных наук, применение «нестрогих методов», появление новых методов (методы: куматоида, абдукции, ситуативных исследований и т.д.).

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. В их познании можно использовать точные методы социального исследования. Социология кик наука должна быть свободна oт параллелей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от субъективных оценок

Социальные явления следует осмысливать в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Поэтому в центре изучения оказывается сам человек и его восприятие мира

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира

Результат исследования

Социальное знание – это анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.

Гуманитарное знание – это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания - результат социального познания.

Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание - это служение истине как ценности, как правде; естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца».

4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы:
- рассматривать социальную действительность в развитии;
- изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
- выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни - основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов:
1) действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
3) словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, - всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:
- свойства изучаемого объекта (события, факта);
- соотнесение изучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или идеалом;
- познавательные задачи, которые поставил исследователь;
- личная позиция исследователя (или просто человека);
- интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Размышляя о специфике социального и гуманитарного знания, отметим следующее (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание Гуманитарное знание
Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере
Объект: общество Объект: человек
Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.
Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.
Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития. Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Часть этого знания входит в компетенцию науки, отвечая всем критериям предмета научного познания. Есть, однако, и другая часть, которая связана с понятиями чувствования, интуиции, веры, или, например, эзотерическое знание. Поэтому понятие гуманитарного знания - более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом смысле научным знанием не являются. Обращение к таким понятиям как “бытие”, “любовь”, “жизнь”, “смерть”, “истина”, “красота” и т.п. предполагает многозначность, так как такого рода категории не имеют и не могут иметь “по определению” единственно верного смысла.

Для социальной науки главное - выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна.

С этой точки зрения социология, экономика, политология, право, политическая экономия - социальные науки, но не гуманитарные области, а филология, искусствоведение, история - классические образцы гуманитарного знания (хотя в них и используются ныне точные методы исследования). Если данное утверждение вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, то относительно культурологии споры подобного рода довольно часты в профессиональном сообществе. Тому есть, по крайней мере, две причины: во-первых, в российском обществе идет становление новой области знания, границы которой еще четко не очерчены, и, во-вторых, это связано с многозначностью понятия культуры: выбор той или иной базисной позиции диктует соответствующую исследовательскую процедуру. На наш взгляд, культурология принадлежит к междисплинарным наукам и имеет оба этих пласта.



Своеобразие гуманитарного знания, однако, выводится не только из предмета исследования и, может быть, не столько из него, сколько из ведущей познавательной ориентации.

Для гуманитарного типа познания важен текст как основа для рефлексии по поводу социокультурного смысла данного факта, исследователь пытается выяснить не только то, что история говорит о себе, сколько то, о чем она умалчивает, зашифровывая в своих текстах. Гуманитарное и социальное соотносятся так же, как природа и естествознание.

В частности, социальная наука должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Кроме того, для современного состояния социальных наук становится выраженной тенденция перехода к их новому качеству, когда они все более приобретают характер прикладных исследований, включая в свой методологический арсенал процедуры не только аналитические, но и разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Разумеется, интересующие нас сферы взаимодействуют между собой и взимодополняют одна другую. В свое время выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии.

Во второй половине ХХ века начинает проявляться тенденция на комплексное изучение человека и социальных систем, культурных объектов и процессов в ходе совместной жизни и деятельности. Появляется термин «социогуманитарное знание». Сравним естественнонаучное и социогуманитарное знание (см. Таблицу № 2).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

1) В сфере социально-гуманитарного знания особое место принадлежит философским методам .

2) Феноменологический метод направляет ученого на выявление смыслов и значений, которые придаются социальным явлениям участниками социальных действий.

3) Общенаучных методы : наблюдения, социальный эксперимент, методы описания и сравнения, историко-сравнительный метод, методы идеализации, моделирования, мысленного эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной либо в нескольких отраслях социально-гуманитарного знания . Среди специфических методов социально-гуманитарных наук можно выделить наиболее значимые:

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей; различают письменные опросы (анкетирование) и устные опросы (интервьюирование);

Монографический метод – метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений;

Биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на личных документах, в которой кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего;

Идиографический метод – метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий социальные факты на основе их отнесения к той или иной ценности.