Программа профилактике вич инфекции в школе. Профилактика вич-инфекции в образовательных учреждениях. Подвижная игра "Между огнями"

Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать. Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

В связи с этими причинами фельдшерам в школах необходимо вести санитарно-просветительное обучение учащихся и довести до сведения преподавателей о методах предотвращения заражения ВИЧ.

Высказывать опасения относительно провокации более рискованного поведения. Дети должны знать что, ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена также и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл).

В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. Расхождения могут касаться также отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение, и зависимости объема информации от возраста учащихся.

Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ, не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях.

Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта.

Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее труднопреодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков:

  • * эмоциональная неуравновешенность,
  • * юношеский негативизм,
  • * потребность испытать все на собственном опыте и т.п.

Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления.

Профилактика ВИЧ/ СПИДа в школе

1.Почему ВИЧ может жить только в организме человека ?

ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. Из – за своей простой структуры и небольшого набора составляющихон не может приспособиться к жизни в таких разных организмах , как, например, человек и насекомые. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно . Единственным местом, где этот вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости человеческого организма.

2. Как передается ВИЧ?

Уже в 1981 году, почти сразу после обнаружения новой болезни, врачи заподозрили, что она передается при сексуальных контактах и через кровь.Насекомые не участвуют в процессе распространения ВИЧ.

Жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ:


  • кровь;

  • сперма;

  • вагинальный и цервикальный секреты;

  • материнское молоко.
Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте). Но его концентрация там очень низкая.

3. Каким образом может произойти заражение?

Это может в следующих ситуациях:


  • сексуальный контакт;

  • переливание цельной крови или ее компонентов, не прошедших определенной обработки;

  • применение нестерильного хирургического и инъекционного инструментария, игл для введения каких – либо (включая наркотических) препаратов, прокалывание ушей, нанесение татуировок, гастро – и колоноскопов, других инструментов и оборудования, при использовании которых могут быть повреждены кожные или слизистые покровы;

  • при повреждении плацентарного барьера во время вынашивания ребенка ВИЧ – инфицированной женщиной: плацентарный барьер надежно защищает плод от различных инфекций, которые могут быть в организме матери , но если он поврежден, то вирусы и бактерии беспрепятственно проникают в плод;

  • при повреждении кожи или слизистой новорожденного во время прохождения родовых путей: при этом кровь и вагинальный секрет, который в большом объеме присутствуют в родовых путях, могут попасть в организм новорожденного .
4. Кто такие вирусы? Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку?

Вирус – это простейшая форма жизни. Среди вирусов есть две большие группы. Первая группа вирусов способна размножаться самостоятельно . Так как обладает генетической памятью в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Таким вируса нужно лишь найти источник необходимого материала, который они преобразуют в новые вирусы . Этот материал они обычно находят в клетках человек, разрушая их.


  • замену отработавших, состарившихся клеток различных органов нашего тела;

  • защиту организма от проникновения разного рода инфекций – вирусов, бактерий, грибков;

  • «ремонт» частей нашего тела, испорченных инфекциями и другими негативными воздействиями (радиация, отравления ядами, механические повреждения и прочее), а именно: заживление ран на коже и слизистых оболочках, восстановление поврежденных вирусами и грибками клеток печени и так далее.
7 . Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ? Как долго может прожить человек с ВИЧ – инфекцией? Как развивается заболевание?

Говоря о вирусах и других инфекциях, надо отметить, что невозможно почувствовать, произошло ли заражение. В момент проникновения вируса человек не испытывает никаких необычных ощущений. ВИЧ – инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2 – 3 до 10 – 15 лет. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы.Все течение заболевания - с момента заражения до момента смерти - можно разделить на з периода:


  • заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

  • период бессимптомного течения и малых симптомов;

  • СПИД.
Существуют тесты, определяющие наличие антитела к вирусу. Для того чтобы их обнаружить, необходимо сдать кровь в СПИД – центре или другом медицинском учреждении, проводящем такие исследования.

Спид - синдром приобретенного иммунодефицита. Иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любиминфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. При СПИДе иммунная система сильно повреждена.

8. Что чувствует человек в стадии СПИДа?


  • Постоянно плохое самочувствие;

  • Высокая вероятность физического уродства в связи с истощением и повреждениями кожи инфекциями;

  • Высокая вероятность нарушения зрения и деятельности мозга;

  • Полная или частичная потеря способности к самообеспечению (потребность в уходе).
По статистике СПИД развивается не у всех, кто инфицирован ВИЧ. Значительная часть инфицированных умирает не дожив до СПИДа. Причиной смерти могут быть как инфаркты, инсульты, так и передозировка наркотиков, осложнения гепатитов (циррозы и рак печени).

В единичных случаях бессимптомный период может продолжаться 15 и более лет. Прогноз относительно развития у таких инфицированных СПИДа пока не является определенным.

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего и старшего звена на тему: «ВИЧ/СПИД – миф и реальность»


Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена. Работа будет интересна классным руководителям для проведения тематического классного часа, упражнений по профилактике ВИЧ в школьных условиях. Использование ИКТ позволит сделать занятие интересным, наглядным, при необходимости получить мгновенно необходимую информацию. Внимание уделено созданию и поддержанию дружелюбной, доверительной атмосферы в течение всего занятия, мероприятие проведено с учетом возрастных особенностей учащихся. Подготовленный материал: памятки, буклеты позволит дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников и навыки безопасного поведения.
Цель.
Повышение уровня информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и Казахстане.
Задачи.
1. Акцентировать внимание учащихся на том, что защита прав человека содействует предотвращению распространения ВИЧ.
2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ/СПИДа.
3. Способствовать выработке у учащихся навыков определения степени риска для заражения ВИЧ.
4. Формировать ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, близких и друзей.
Тип занятия – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей: отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов.
Организация работы: упражнение «Точка», тест «Миф или реальность», беседа, рефлексия.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Оснащение: плакаты, памятки и буклеты; цветная бумага – формат А4, фломастеры, скотч, цветные магниты; для рефлексии: красные атласные ленточки, красная нить (моток или меньше).
Оформление кабинета: книжная выставка, газета, плакаты.


Предварительная работа:
- конкурс коллажей «Мы за здоровый образ жизни»;
- подготовка и оформление книжной выставки «Миф и реальность»;
- запись песен о здоровом образе жизни;
- материал для данного мероприятия оформить в формате Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint 2007.
Роль учителя: консультирует, направляет и координирует действия в группах; готовит конспект и презентацию мероприятия, дипломы для активных участников и победителей конкурса «Мы за здоровый образ жизни», информацию о проведенном мероприятии, фото отчет; проводит линейку, где подводятся итоги и награждение активных учащихся.

Ход мероприятия

Позитивный настрой на работу. Ученики, проходя в кабинет, встают в большой круг возле доски.

Доброе утро, простите…

Данная ролевая игра показывает, как быстро распространяется ВИЧ/СПИД.
До начала занятия учитель предлагает 3-м учащимся выполнить роль ВИЧ-инфицированными, но при этом они должны сохранить в тайне полученное задание. Во время игры ученики должны слегка ущипнуть, чихнуть, но очень аккуратно, предложить кусочек конфетки и т.д. 3-4 учащимся предложить во время данной игры постоянно кашлять или чихать.


Ход игры:
1. Приветствие.
2. Все ученики встают, образуя круг.
3. Учитель предлагает ученикам пожать друг другу руки, обняться, можно послать поцелуй.
Время проведения игры 2 минуты.
По истечению отведенного времени учитель просит выйти на середину 3-х учащихся, которые играли роль инфицированных, а затем 3-х учащихся, которые играли роль больных простудными заболеваниями.


Беседа.
- Что символизировало в нашей игре рукопожатие?
Ответ: символизирует передачу ВИЧ-инфекции.
- Как вы считаете, передается ли ВИЧ/СПИД через рукопожатие?
Ответ: инфекция через рукопожатие не передается.
- А есть ли риск заразиться при чихании, поцелую, или если нас поцарапал ВИЧ-инфицированный?
Ответ: практически невозможно, так как заражение происходит через кровь, то есть в ранку должна попасть кровь.
- Можно ли отличить ВИЧ-инфицированного, от заболевшего простудными заболеваниями?
Ответ: нет, по внешним признакам это определить невозможно.
Учитель. Всем спасибо, займите свои рабочие места.
Спасибо нашим (называет по именам учеников), которые согласились сыграть столь трудную роль. Вы, конечно, должны понимать, что распределение ролей было условным, символическим и с окончанием игры утратило свое значение.
- А еще говорят, что при поцелуе можно заразиться, но если во время поцелуя вы проглотите килограмм зараженной слюны… (Реакция детей всегда потрясающая. )
Учитель.
- Как вы считаете, что в нашей игре обозначало рукопожатие?
Ответ: в нашей игре рукопожатие обозначало передачу ВИЧ-инфекции.
Учитель.
- Можно ли заразиться при рукопожатии ВИЧ/СПИДом?
Ответы учащихся удивили. 90% учеников ответили: «Да».
Учитель.
- Хотя, всем известно, что через рукопожатие инфекция не передается, заражение происходит по цепочке очень быстро, но чаще всего заражение происходит через кровь. Как быстро можно заразиться, в этом вы наглядно убедились в ходе игры.
Предлагаю вам познакомиться с памяткой.


Факты и цифры
Источником для большинства цифр послужил Отчет ЮНЭЙДС глобальной эпидемии СПИДа, издание которого опубликовано в 2006 году.
Учитель.
- Каждую минуту в мире добавляется 11 ВИЧ-инфицированных,
- 5 человек умирает от СПИДа,
- 15,2 миллиона детей потеряли мать или обоих родителей из-за СПИДа,
- дети до 15 лет составляют одну шестую всех смертей от СПИДа в мире,
- экономические потери к 2020 году составят более 20% ВВП в наиболее пострадавших от СПИДа странах.

Упражнение «Точка»

Работа в малых группах. Учитель предлагает выбрать цветные магниты: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Когда ученики выбрали свои цвета-магниты, учащиеся объединяются в группы по цветам. Занимают свои рабочие места. На столах заранее все приготовлено для совместной работы: лист бумаги и маркеры, скотч и ножницы.
Задание. Обсудите вопросы и подготовьте свои ответы-обоснования.
1. Откуда приходит беда.
2. Как может отразиться инфицирование ВИЧ/СПИДом на жизни отдельно взятого человека, семьи всего общества?
Время на подготовку – 10 минут.
Учащиеся работают в группах. Итоги обсуждения записываются или учащиеся создают постер, кластер. Каждая группа самостоятельно решает о форме защиты своего ответа.
Учитель наблюдает. Контролирует время. Можно включить таймер.
Так как я еще не использовала таймера на мероприятиях, это будет им интересно, и позволит сосредоточиться и на решении общей задачи, стать более организованными.


Каждая группа, по завершении времени, представляет итоги своей работы, для этого во время работы выбирает одного спикера. Группы представляют поочередно итоги своих групп: «красный стол», «синий стол», «зеленый стол», «желтый стол».
Свои работы группы вывешивают на магнитной доске, используя магниты того цвета, который выбрали. Это позволит учителю после занятия подвести итоги, вдумчиво проанализировать, как работали группы, сделать выводы, наметить/откорректировать дальнейшие пути воспитательной работы.
Затем, когда работы вывешены, спикеры озвучивают ответы, подготовленные группой, участники группы могут дополнить или ответить на вопросы, которые могли возникнуть в процессе обсуждения.
Выводы и обобщения.Итоги упражнения.

Упражнение-игра «Цветные полоски»

Цель: воспитание гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Задача: понять, что может ощущать человек в случае ВИЧ-инфицирования.
На лоб с согласия учеников крепятся красные, зеленые полоски и одному ученику желтая полоска.
Тот, кто не пожелает принять участие в этой игре, станут наблюдателями за выполнением задания и примут участие в обсуждение состоявшейся игры. Таких учеников у меня в классе не было, всем было интересно.
Учителю надо продумать, какому ученику он прикрепит желтую полоску, так как он будет «изолированным учеником», и это не должно сказаться на его эмоциональном состоянии после игры.
После игры учитель должен особо выделить/поблагодарить этого ученика и разъяснить всем ученикам, что он был выбран случайным отбором.
Задачи игры:
- все действия вы совершаются молча,
- вы должны объединиться в группы по цвету, которым вы стали носителем,
- вы можете помогать найти другим ученикам свою группу, но обязательно все действия выполняются молча, можно использовать знаки, жесты.
Время выполнения задания 2-3 минуты.


Беседа по итогам игры:
Вопросы для всех учащихся:
- Как вы нашли свою группу?
- Как ваша группа относилась к ученику с желтой полоской?
- Почему ни кто из вас не предложил остаться в группе?
- Хотели бы вы, чтобы в вашей группе был не такой член группы как все?
Вопросы для ученика с желтой полоской:
- Что ты испытывал, когда тебя никто не хотел взять в группу?
Ответ: я не понимала, почему мне показывают, что я не в их группе.
- Что ты испытывала каждый раз, когда тебе говорили «нет» твои друзья?
Ответ: мне стало обидно, все смеются, радуются, мое настроение начинало портиться, мне стало обидно.
- Какая группа тебе отказывала в более тактичной форме?
Ответ: трудно сказать, никто не отказывал в грубой форме, но и не объяснял ничего, все показывали на лоб, но я впервые минуты и не догадалась, что это из-за другого цвета полоски.
- Членом, какой группы, ты хотел бы стать?
Ответ: там, где Р.
Вопросы для всего класса:
- Как часто вы испытываете чувство тревоги?
Ответ: часто.
- Может ли такая ситуация возникнуть по отношению к ВИЧ-инфицированным?
Ответ: да, об этом много написано, рассказано в различных передачах.
Учитель. Один участник упражнения оказался «не таким, как все». Эту ситуацию можно применить к ВИЧ-инфицированным.
- А если в наш класс поступил учиться «такой» ученик, как вы себя повели бы?
Ответы учащихся.
Только один ученик сказал, что руки он ему бы не подал.
Вывод-цитата:


Наблюдения, сделанные во время данного упражнения.
Ученик (имя специально не указываю в этом материале) меня немного удивил. Это отзывчивый, добрый, со здоровым юмором ученик. Я обратила внимание, что во время подготовки к этому мероприятию, он изучил много популярных статей, задавал вопросы, получил консультации у лечащего врача, вместе с мамой приняли участие в изготовлении коллажа. Все это хорошо, но это привлекло мое внимание. Задача: понаблюдать за учеником, попытаться разобраться, почему его так заинтересовал этот вопрос, что его так тревожит.

Тест «Миф или реальность»

Учащиеся должны быстро ответить на поставленные вопросы: да - нет , обосновать свой ответ.


Если необходимо, то учитель поясняет ответы. Не стоит торопить с ответами учащихся. Мы не должны играть в игры, мы должны научить детей ценить свою жизнь, жизнь близких, всех тех кто нас окружает.


Обратная связь. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали, отвечая на вопросы и выполняя упражнение?
- Будут ли полезны для вас полученные знания?
- Какие возникли у вас вопросы по данной теме?
Если возникли вопросы, то учитель разъясняет, информирует, уточняет. Если вопросы требует более точной информации, то в кабинете установлено оборудование и учитель/ученики могут, не выходя из кабинета, выйдя в Интернет, получить необходимую информацию.
- Ребята, вы изучали самостоятельно данную тему, используя материалы буклетов, ваши записи сформулируйте выводы.
При желании ученик может обосновать выбранное высказывание, цитируемый материал.
Выводы:


Учитель.
Сегодня у нас с вами был серьезный и очень важный разговор.Я надеюсь, что полученная информация поможет вам задуматься о важности здорового образа жизни.

Рефлексия

Ребята, мы сегодня с вами узнали, что заражение происходит через кровь, и я предлагаю вам, передавая красную нить, похожую на кровь, струящуюся по нашим венам, каждому сказать, что дало нам данное мероприятие, что нового мы узнали.
Учащиеся, взяв в руки нить, делятся своими знаниями, вопросами, впечатлениями.
Учитель. Всем спасибо за работу. Я надеюсь, что, приобретя знания, мы меньше будем волноваться без явных на то причин за свою жизнь и жизнь близких нам людей. Теперь мы точно знаем, откуда можно ждать беду. Помните, что только порядочность, нравственная чистота и сознательное отношение к своему здоровью защитит вас/нас от СПИДа.
Помните! СПИД - не спит! Я предлагаю вам познакомиться с работами, которые были подготовлены во время подготовке к нашему мероприятию.


Роль учителя:
- вручает дипломы 1,2,3 степени за подготовленные коллажи;
- раздает всем участникам буклеты и памятки «Мы за здоровый образ жизни», «Как происходит заражение»;
- проводит инструктаж по предварительному заданию для следующего занятия «Мы против наркотиков»;
- предлагает, объединившись в группы, написать памятки для учащихся среднего и старшего звена «Что ты можешь сделать для борьбы со СПИДом/наркотиками», раздает образец памятки.


Учащиеся обмениваются первыми впечатлениями, фотографируются.


Литература
1.Альмухамбетов Б.А., Ищанова М.А., Дорожкина Л.А. и др. ВИЧ/СПИД и образование. Информационный сборник для специалистов организаций управления образованием. Алматы, 2004. – 61с.
2.Дорожкина Л.А., Демеуова М.Е., Байсугурова В.Ю. и др. Руководство для преподавателей по профилактике ВИЧ/СПИДа в школьных условиях. – Алматы, 2004. – 108с.
3.Дорожкина Л.А., Байсугурова В.Ю., Бекбатырова Г.Т. Плотникова М.М. Руководство по профилактике ВИЧ инфекции для преподавателей педагогических колледжей. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью, Алматы. – 2004. – 108с.
4.Ищанова М.А., Дорожкина Л.А., Плотникова М.М. Информационный сборник по профилактике ВИЧ для руководителей школ и учителей. – Алматы. 2007. – 72с.
5.Плотникова М.М., Рязанова Г.Л., Калинич Н.Ф. Руководство для преподавателей по пробеме СПИДа и его профилактике (применение интерактивных методик обучения в школе). Для обучения подростков 11-18 лет общеобразовательных и профессиональных технических школ. – Алматы. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью (КМПА), 2002. – 96с. Сценарий устного журнала для 7-9 классов

Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов

«Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».

Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области Карцева Людмила Сергеевна.

Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Основные понятия : ВИЧ, СПИД, вирус, «период окна», наркомания, группа риска, права человека, ответственность, безопасный секс, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

Ход беседы.

1.Вступительное слово педагога.

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка… Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом – страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то – длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД – это далеко, СПИД – это не у нас, СПИД – все же редкость…

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, - человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

2. Разберемся в понятиях.

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы ВИЧ попал в кровь.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме. ВИЧ живет и размножается в клетках, которые называются Т-лимфоцитами и являются частью иммунной системы.

СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) – смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Характеризуется снижением функции иммунной системы до критического уровня и сопровождается тяжелыми поражениями различных органов и систем организма.

Таким образом, ВИЧ и СПИД – не одно и тоже.

ВИЧ приводит к развитию СПИДа. ВИЧ постепенно разрушает иммунную систему и, когда организм уже практически не способен противостоять самым простым болезням, ставится диагноз СПИД.

С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека (питание, привычки и прочее).

3. Вирус иммунодефицита и его происхождение.

Единого мнения о месте и времени возникновения ВИЧ на современном этапе нет. Наиболее вероятным местом происхождения ВИЧ считают тропическую Африку, где живет много видов обезьян, пораженных похожим вирусом. Во время разделки тушек убитых обезьян охотники повреждали собственные кожные покровы и через эти раны в организм проникал вирус. Затем при половых контактах вирус передавался половым партнерам охотников. Передаваясь от человека к человеку, вирус приспосабливался к клеткам человека и через определенное время превратился в самостоятельный вирус иммунодефицита человека.

Первые сообщения о заболевании, которое впоследствии получила наименование ВИЧ-инфекция, появились в США в 1981 году. В 1982 году была установлена инфекционная природа заболевания, а в 1983 году французские ученые под руководством Люка Монтанье в результате электронно-микроскопических исследований препаратов из лимфатических узлов больного выделили вирус, ставший причиной развития ВИЧ. С 1996 года это возбудитель носит название вируса иммунодефицита человека.

4. Где распространена ВИЧ-инфекция?

Эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся в 80-х годах и захватившая страны Северной Америки, Европы, Австралии и Латинской Америки, распространилась к началу 90-х годов на все страны мира. Болезнь не останавливается у границ государств, а перемещается беспрепятственно из одной страны в другую.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан. Сначала отмечался рост ВИЧ инфицированных в крупных городах. В настоящее время ВИЧ-инфицированные выявляются на всей территории РФ.

5. “Мозговой штурм”.

(Учащимся раздаются листки с таблицей “Можно ли заразиться СПИДом?», где они самостоятельно отмечают любым знаком, от чего можно заразиться, а от чего нет)

(Таблицу “Можно ли заразиться СПИДом…?” см. Приложение 1)

6. Пути передачи ВИЧ-инфекции .

ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

    Половым – во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

    Парентеральный (при попадании в кровь) :

При переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

При использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей) Вертикальный (от матери к плоду) – во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

СПИД – тяжелое и опасное заболевание. Его лечение предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

При дружеских объятиях и поцелуях;

Через рукопожатия;

При пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

Через предметы производственной и домашней обстановки;

Через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

В общественном транспорте;

Насекомыми, в том числе и кровососущими;

Воздушно-капельным путем.

7. Группы риска.

До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а «обычным людям» якобы можно не беспокоиться о заражении. «Групп риска» не существует, существует «рискованное поведение». Миф о «группах риска» не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к «группам риска» (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как «разносчики заразы», а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что «группы риска» придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех – независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.

8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса?

Можно с уверенностью сказать, что практически на сто процентов гарантированы от заражения ВИЧ-инфекцией люди, которые не имеют сексуальных контактов и не вводят себе наркотики внутривенно грязными шприцами. Однако в равной мере избежит заражения ВИЧ-инфекцией и тот человек, который ведет нравственно здоровый образ жизни и имеет единственного полового партнера, в свою очередь соблюдающего взаимную верность. Каждый сам ответственен за свое здоровье. Необходимо отказаться от рискованного сексуального поведения до брака, избегать беспорядочных и случайных половых связей, сохранять взаимную верность, использовать барьерные средства защиты (презервативы), не употреблять наркотические средства, а также использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.

Следует помнить, что :

Из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Наличие в организме заболеваний, передающихся половым путем увеличивает риск передачи ВИЧ почти в 6 раз, поскольку инфекции создают дополнительные пути проникновения вируса или способствуют его размножению.

СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабее, чему способствует курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение.

9. Зачем человеку знать свой ВИЧ-статус?

Иметь представление о состоянии своего здоровья.

Планировать рождение здоровых детей.

Вовремя начать применять специальные препараты, поддерживающие иммунную систему и останавливающие развитие болезни, и не допустить развитие СПИДа.

Чтобы быть более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения.

Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

Единственный способ выяснить присутствие ВИЧ в организме – сдать специальный анализ крови на ВИЧ.

Сдать кровь на ВИЧ следует через 3-6 месяцев после предполагаемого заражения, поскольку в течение этого срока в организме вырабатываются антитела к вирусу, которые обнаруживаются при лабораторном исследовании. Период после заражения до появления антител к ВИЧ в крови называется «периодом окна», и он опасен тем, что человек не может узнать, что он инфицирован, но при этом может передать инфекцию другому человеку.

Поскольку ВИЧ относится к разряду «медленных» вирусов, он долго будет находиться в организме, практически не проявляя себя. Обычно заражение ВИЧ происходит бессимптомно, однако вирус продолжает распространяться в организме. У большинства инфицированных людей самочувствие может оставаться хорошим в течение многих лет.

10. Что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным?

Нужно обратиться к врачу центра СПИД, чтобы узнать, в каком состоянии находится иммунная система, как укрепить здоровье, когда нужно принимать противовирусную терапию, как исключить риск передачи ВИЧ другим людям.

Следует подумать, кому нужно сказать о своем ВИЧ-статусе, а кому – нет.

Подробно узнать о своих правах и не позволять другим людям нарушать их.

Получить полную информацию о жизни с ВИЧ.

Определить, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой.

ВИЧ-инфицированный по-прежнему остается полноправным членом общества. Но так как ВИЧ-инфицированный представляет для окружающих определенную угрозу (заражение ВИЧ-инфекцией), 122 статья Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

11. Выводы.

Сейчас уже многим ясно, что СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД – это сложнейшая научная проблема. Для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны многое знать о СПИДе.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек вправе выбирать сам свой жизненный путь, свои ценности и идеалы, но помните: лекарств и прививок от СПИДа - нет! Никогда и ни при каких обстоятельствах не забывайте о том, что единственный «рисковый» случай может стать роковым! Относитесь ответственно к собственному здоровью!

12.Подведение итогов.

Ответы на индивидуальные вопросы.

Список используемой литературы.

    Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. - Л.: Медицина, 1991.

    Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А., Лозовская А.С., Романенко Г.Ф. Профилактика ВИЧ/СПИд и других инфекций, передающихся половым путем. – М., Медицина для Вас, 2003

    Азбука СПИДа: Пер. с англ. / Под редакцией. М. Адлера. – М. : Мир, 1991

    Профилактика ВИЧ-инфекции среди населения. Вопросы и ответы. – Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

Приложение 1.

Можно ли заразиться СПИДом…?

    При рукопожатии, объятиях?

    При совместном использовании общей посудой?

    При переливании крови?

    При пересадке органов и тканей?

    Через школьные и письменные принадлежности?

    При незащищенном половом контакте (без использования презерватива)?

    Через воздух при кашле, чихании, разговоре?

    В плавательном бассейне?

    При использовании нестерильных медицинских инструментом?

    Через документы, деньги, книги?

    При использовании общественным туалетом?

    При нанесении татуировки?

    При сдаче крови?

    При пользовании совместным постельным бельем, полотенцем?

Приложение2.

Контрольные вопросы.

К каждому из приведенных ниже вопросов предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте ответы, которые вы считаете правильными.

    Для сохранения здоровья необходимо:

А – соблюдать правила личной гигиены;

Б – употреблять алкогольные напитки, курить;

В – заниматься физической культурой;

Г – начинать раннюю половую жизнь.

    ВИЧ и СПИД – это:

А – одно и то же;

Б – два разных заболевания;

В – ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД;

Г – СПИД – это последняя стадия ВИЧ-инфекции.

    ВИЧ не передается через:

А – кровь;

Б – грудное молоко;

В – сперму;

Г – вагинальный секрет.

    Человеку необходимо знать свой ВИЧ-статус, чтобы:

А – вовремя начать лечение;

Б – получить путевку на курорт;

В – устроиться на работу;

Г – укрепить свое здоровье.

    Чтобы защититься от ВИЧ, необходимо:

А – регулярно менять постельное белье;

Б – воздерживаться от случайных сексуальных контактов;

В – иметь сексуальные отношения с разными партнерами;

Г – использовать презерватив при каждом сексуальном контакте.

    ВИЧ передается:

А – при сексуальных контактах без презерватива;

Б- при использовании общей посудой;

В – при рукопожатиях;

Г – через укусы комаров.

    ВИЧ не передается при:

А – дружеских поцелуях, объятиях;

Б – использовании нестерильных игл и шприцев;

В – плавании в бассейне;

Г – пользовании общественным туалетом.

    Пройти анонимное обследование на ВИЧ/СПИД можно:

А – в аптеке;

Б – в СПИД-центре;

В – в поликлинике.

Содержание проблемы и обоснование необходимости создания программы

Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

Обоснование необходимости организации профилактической работы в школе

После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.

Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:

  • Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
  • Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
  • Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
  • Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
  • Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.
  • Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи программы:

    • создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
    • формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
    • совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
    • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
    • формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
    • Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.

      Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:

      – Центр медицинской профилактики;

      – Центр по проблемам семьи – Кордея;

      – Центр Детского Творчества;

      – Образовательные учреждения города.

      Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний.

      – просмотр видеоматериалов, кинофильмов:

      а) с медицинскими работниками учреждений города;

      б) с работниками правоохранительных органов;

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Вмешательства на базе школ для профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций, передающихся половым путем, и беременности у подростков

      Предотвращают ли вмешательства на базе школ случаи ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и беременности? Вот вопрос, который задали исследователи из Йоркского университета, Совета по медицинским исследованиям Южной Африки и Стелленбосского университета в обзоре Кокрейн, опубликованном на этой неделе.

      Сексуально активные подростки в некоторых странах, особенно девочки, подвергаются высокому риску заражения ВИЧ и другими инфекциями, которые передаются половым путем (ИППП); в тоже время ранняя, нежелательная беременность может оказать существенное влияние на жизнь молодых людей. Программы в области сексуального и репродуктивного здоровья на базе школ широко распространены в качестве подхода, снижающего поведение высокого риска, с учетом того, что школьная среда играет очень важную роль в развитии молодежи. Программы сексуального воспитания, включенные в учебный план, популярны во многих странах и, в то время как есть некоторые доказательства того, что они могут улучшить знания и уменьшить самостоятельное принятие риска, этот обзор оценил число молодых людей, которые заразились ИППП, включая ВИЧ, а также число беременностей у подростков.

      Группа независимых авторов включила восемь кластер — рандомизированных испытаний с участием более 55000 человек в общей сложности, для оценки влияния вмешательств на базе школ. Авторы включили испытания, проведенные в странах Африки к югу от Сахары, в Латинской Америке и Европе; в шести испытаниях оценивали вмешательства на базе школ, в то время как в двух испытаниях оценивали программы, основанные на стимулировании, направленные на поощрение учеников оставаться в школе.

      «Образовательные программы сами по себе, в том виде, как они проводятся в настоящее время, вероятно, не оказывают влияния на число молодых людей, инфицированных ВИЧ, другими ИППП или на число беременностей», — сказала Доктор Amanda Mason-Jones из Йоркского университета, ведущий автор обзора, «особенно, если презервативы и противозачаточные средства или другие медицинские услуги находятся также не в свободном доступе для молодых людей».

      Этот обзор показал, что в тех исследованиях, в которых предусматривали стимулы (поощрения), такие как бесплатная школьная форма или небольшие денежные выплаты молодым людям, которые остаются в школе, не было определенных изменений числа случаев ВИЧ-инфекции, одно исследование показало снижение других ИППП, и, в целом, наблюдалось значительное снижение числа случаев беременности у подростков, хотя для подтверждения этого необходимы доказательства более высокого качества.

      «Предыдущие исследования были сфокусированы только на исходах, сообщаемых участниками исследований. Наш обзор — это первый обзор и мета-анализ, который включал только измеряемые биологические исходы», продолжила Доктор Mason-Jones. «Совершенно очевидно, что необходимо проводить в этой области дальнейшие исследования высокого качества, чтобы лица, принимающие решения, могли быть больше информированы относительно лучшего способа удержать молодых людей, особенно девочек, в образовании дольше. Школы или последующие образовательные и учебные заведения могут обеспечить благоприятную среду для информирования и рекомендаций в области здоровых отношений, но это должно сочетаться с соответствующими услугами в области здравоохранения, которые отвечают потребностям молодых людей и помогут улучшить их шансы в жизни».

      Обзор Кокрейн был скоординирован Группой Кокрейн по инфекционным заболеваниям (Cochrane Infectious Diseases Group, CIDG), базирующейся в Ливерпульской Школе тропической медицины. Группа Кокрейн по инфекционным заболеваниям работает с 1994 года под руководством профессора Пола Гарнера (Paul Garner) и поддерживается более чем 600 авторами из 52 стран.

      Прочитайте полный текст Кокрейновского обзора здесь.

      russia.cochrane.org

      Мероприятия по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции

      учреждения образования «Государственная средняя школа №3 г.п.Зельва»

      по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2013-2015 год в Гродненской области

      Организация участия школы в ежегодных социологических исследованиях для получения объективной информации о ходе эпидемического процесса по ВИЧ/СПИД, выявления условий и предпосылок распространения ВИЧ, оценки влияния профилактической деятельности на эпидемическую ситуацию ВИЧ-инфекции

      Организация и обеспечение работы консультативного телефона для учащихся школы по профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем

      Июнь, август, декабрь /Ежегодно/

      Освещение вопросов профилактики ВИЧ/СПИД во внеучебной деятельности в учреждении образования через сайт, газету «РИМТ», информационные стенды:

      — Пути передачи ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем

      — Ознакомление педагогов и родителей с итогами анкетирования, информирование родителей учащихся о возможности медицинского тестирования их детей в учреждениях здравоохранения на предмет употребления наркотических средств

      Специалисты СППС, классные руководители 1- 11 классов

      Обеспечение реализации программ по профилактике ВИЧ-инфекции в школе

      Заместитель директора по воспитательной работе,

      Заслушать отчет по выполнению Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2013-2015 годы на педагогическом совете

      Организация работы в учреждении образования волонтерского молодежного отряда, работающего по программе «равный обучает равного», по профилактике ВИЧ-инфекции:

      — уточнение списков участников волонтерского отряда

      Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе

      Разработка и реализация комплекса мероприятий в рамках Всемирной кампании против СПИД и Всемирного дня профилактики СПИД:

      Информационно-культурная кампания «Послание», включающая акцию

      Проведение в учреждении образования информационных и классных часов по проблеме ВИЧ/СПИД

      С 29.11 по 03.12.2013;

      С 01.12 по 03.12.2014;

      Освещение вопросов профилактики ВИЧ/СПИД, инфекций, передаваемых половым путем, на:

      в ходе индивидуальных бесед

      Проведение акции «Здоровое лето» в пришкольном оздоровительном лагере, включающей вопросы профилактике ВИЧ-инфекции

      Начальник пришкольного лагеря

      Педагог-психолог, педагог социальный

      Обеспечение участия учащихся в информационно-образовательных кино-видео-мероприятиях по проблеме ВИЧ/СПИД

      Педагог-психолог, педагог социальный, Педагог-организатор

      Участие в областных мероприятиях:

      — онлайн-конференции «Знать, чтобы жить»

      — флеш-мобе «Твоя жизнь в твоих руках»

      sch3zelva.schools.by

      Программа профилактики вич инфекции в школе

      Минздрав России, Минобрнауки России и Минкомсвязи России провели Всероссийскую акцию «Стоп ВИЧ/СПИД», в которой принял участие и наш колледж. В рамках акции были проведены следующие мероприятия:

      1. Подготовка, выпуск и распространение среди студентов очной и заочной форм обучения:

      • памятки по профилактике ВИЧ-инфекций;
      • газеты «Студенческий вестник»;

      2. Классный час «Бояться не нужно – нужно знать!»;

      3. Тренинг по снижению вреда, профилактики ВИЧ.

      Памятка по профилактике ВИЧ-инфекции

      ВИЧ-инфекция – болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека – антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций (инфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами при поражении иммунной системы) и вторичных злокачественных новообразований.

      Как установить, что человек заражён ВИЧ?

      С третьего месяца от момента заражения у инфицированного ВИЧ в крови появляются антитела, защитные тельца, специально направленные только против ВИЧ. Эти антитела к ВИЧ сохраняются всё время, пока в крови есть ВИЧ, то есть до конца жизни. Тест на ВИЧ показывает наличие антител в организме.

      Как ВИЧ передаётся?

      1. Половым путём.

      – при совместном приготовлении и употреблении инъекционных наркотиков;

      – при использовании нестерильных хирургических инструментов, шприцев, игл;

      – при переливании инфицированной крови или её компонентов, пересадки донорских органов, не прошедших тестирование на ВИЧ.

      3. От матери к ребёнку:

      – во время беременности, родов и кормления грудью.

      Профилактика ВИЧ-инфекции должна проводиться комплексно в отношении источников вируса, механизмов, путей и факторов передачи, а также восприимчивого населения, включая лиц из уязвимых групп населения.

      1. Мероприятия, проводимые в отношении источника ВИЧ-инфекции:

      – своевременное выявление и установление диагноза ВИЧ-инфекции;

      – специфическая терапия антиретровирусными препаратами по назначению врача (в том числе профилактическая химиотерапия у беременных);

      – направление потребителей инъекционных наркотиков на лечение наркотической зависимости;

      – запрет на въезд и депортация ВИЧ-инфицированных иностранных граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сокращает число источников инфекции на территории страны.

      2. Мероприятия в отношении механизмов, путей и факторов передачи:

      – проведение дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и оборудования в медицинских учреждениях, а также оборудования и инструментария в парикмахерских, косметологических салонах, салонах, осуществляющих пирсинг и татуаж, применение одноразового инструментария;

      – обеспечение и контроль за безопасностью медицинских манипуляций;

      – применение барьерных методов контрацепции;

      – обследование доноров крови и любых других донорских материалов на наличие антител к ВИЧ при каждой сдаче донорского материала и выбраковка инфицированного донорского материала. Пожизненное отстранение ВИЧ-инфицированных и позитивных в ИФА (иммуноферментом анализе) при референс-исследовании от сдачи донорского материала.

      – предотвращение контакта ребенка с биологическими жидкостями матери должно сочетаться с назначением АРВ препаратов и достигается:

      во время родов при плановом проведении кесарева сечения у ВИЧ-инфицированных женщин;

      После родов путем замены грудного вскармливания ребенка ВИЧ-инфицированной матери на искусственное;

      По желанию инфицированной ВИЧ женщины ей может быть оказана помощь по профилактике нежелательной беременности.

      3. Меры в отношении восприимчивого контингента:

      – контактными лицами при ВИЧ-инфекции считаются лица, имевшие возможность инфицироваться исходя из известных механизмов, путей и факторов передачи возбудителя инфекции. Установление максимально полного круга лиц, имевших контакты с ВИЧ-инфицированным, позволяет информировать о методах и способах защиты от заражения ВИЧ в ходе дотестового консультирования и обследования на ВИЧ-инфекцию;

      – обучение безопасному поведению в плане заражения ВИЧ-инфекцией является основной мерой профилактики ВИЧ-инфекции среди контактных лиц и населения;

      – проведение превентивной химиопрофилактики. Для экстренной профилактики заболевания лицам, подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией, назначают антиретровирусные препараты, в том числе: новорожденным ВИЧ-инфицированных матерей; медработникам и другим лицам, пострадавшим при оказании помощи ВИЧ-инфицированным лицам; гражданам, в отношении которых имеются основания полагать наличие контакта, повлекшего риск инфицирования ВИЧ.

      xn—-9sbkadbi3ajaqkbfl0sxb.xn--p1ai

      Профилактическое занятие с учащимися 2-4 классов «Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа в начальной школе»

      Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа

      в начальной школе

      для учащихся 2-4 классов

      Цель: соответственно возрасту дать знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ- инфекции, контактах с ВИЧ- инфицированными;

      Формировать навыки ответственности за своё здоровье.

      Задачи: предоставить объективную информацию о ВИЧ/СПИДе;

      Научить детей контактировать с ВИЧ- инфицированными.

      Оборудование: карточки с надписями «ВИЧ/СПИД», «ВИЧ», «СПИД»

      Упражнение «Мозговой штурм»

      Цель : активизировать внимание, активность, восприятие, узнать об опыте

      дети (общие знания) о ВИЧ/СПИДе

      Посреди доски приклеена карточка №1.

      Ведущий : Скажите с чем у вас ассоциируется эта запись? Что вы чувствуете?

      Дети называют слова «болезнь, больница, вирус, горе, грусть, сожаление, смерть…», ведущий в хаотическом порядке записывает названные слова,

      Называет свои, если класс молчит.

      Ведущий: Молодцы! Я вижу, вы кое что знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту надпись и узнать больше о болезни, научиться предотвращать инфекцию и общаться с больными на СПИД людьми.

      Рассказ о ВИЧ/СПИД, историческая справка.

      На доске наклеены одна под другой карточки с первыми буквами слов: ВИЧ, СПИД, которые во время рассказа расшифровует ведущий.

      Если дети не понимают расшифрованных слов, то ведущий их истолковывает.

      В – вирус С -синдром

      И – иммунодефицита П -приобретенного

      Ч – человека. И- иммуно

      Ведущий: ВИЧ – это начальная стадия инфекции, а СПИД- это наличие нескольких хронических заболеваний- конечная стадия.

      Это заболевание впервые выявили в США, когда группа людей попала в больницу с воспалением лёгких, у них было выявлено несколько хронических заболеваний.

      В 70-тые года было выявлено новое инфекционное заболевание. Во многих странах земного шара СПИД принял характер эпидемии. Это заболевание способно за 10-20 лет поставить человечество под угрозу вымирания.

      СПИД –это смертельно опасное заболевание, которое современная медицина пока ещё не способна вылечить. Возбудитель заболевания-

      Специфический вирус, который называется ВИЧ.

      Вирусы, попадая в кровь, разрушают защитные силы организма человека, который делает его беззащитным перед другими заболеваниями. Диагноз, т.е. узнать болен человек или нет, может поставить только врач, по анализу крови.

      СПИД передаётся через кровь, через мужские и женские выделения организма, а также от беременной женщины ребёнку.

      В нашей стране складывается очень тревожная и опасная ситуация. Общее количество инфицированных составляет 1% населения страны (это 400000 лиц) и даль распространяется. Это вирус может поразить каждого. Не имеет значения, кто вы и где живёте.

      Лекарств от ВИЧ не существует. Единственный человек, который может уберечь вас от СПИДа,- это вы сами! Знания и осторожное поведение – наилучший защитник против распространения этого вируса.

      Игра «Факты и выдумки»

      Цель: проверка знаний от полученной информации.

      Ведущий: Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если, по вашему мнению, предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Внимание! начали.

      Можно ли определить по внешнему виду человека, определить болен он СПИДом. (-)

      Только мужчины могут заразиться СПИДом.(-)

      Дети не болеют СПИДом.(-)

      Пожав руку человека больного СПИДом, вы заразитесь этой болезнью.(-)

      Ничто не может убить вирус СПИДа, когда он попадает в организм.(+)

      Вы можете заразиться СПИДом через тетрадь, в которой писал ВИЧ-инфицированный человек.(-)

      Человек может заразиться СПИДом, сдавая кровь.(+)

      Можно заразиться СПИДом, прокалывая ухо.(+)

      Если здоровы, то не можете заразиться СПИДом. (-)

      Человек, который употребляет наркотики, может заразиться СПИДом. (пользуются шприцами)(+)

      Существуют лекарства от СПИДа. (-)(есть лекарства, которые поддерживают больного, но не вылечивают)

      Существует анализ крови, который определяет заражены вы вирусом СПИДа.(+)

      Передаётся ли СПИД через домашних животных. (-)

      Передаётся ли СПИД через посуду и еду? (-)

      Можно ли заразиться при укусах комаров.(-)(комары пьют вашу кровь, и долго не живут)

      Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, когда вам делают прививку, укол.(+)

      Можно ли заразиться если обнимать больного СПИДом.(-)

      Плавая в бассейне с инфицированным, можно ли заразиться.(-)

      Если больные СПИДом кашляют, чихают, можно ли от них заразиться СПИДом.(-)(в слюне больного маленькое количество инфекции, которая не угрожает нам)

      Можно ли дружить с инфицированными и не заразиться.(+)

      Советы Доктора Айболита

      Ведущий: Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который советует: «Чтобы обезопасить себя от заражения ВИЧ, выполняй такие правила:

      Придерживайтесь правил личной гигиены.

      Ни когда не берите в руки найденные на улице шприцы и другие медицинские приборы.

      Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализ крови только одноразовым шприцом.

      Если, играя на улице вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, лучше спиртом, помазать зеленкой. Расскажите родителям.

      Ни когда не контактируйте с кровью других людей.

      Игра «Закончи предложения»

      Цель: проверка усвоенного материала и отношение к больным СПИДом.

      Ведущий: Внимание! Начали!

      СПИДом можно заразиться через……..

      Зараженный ВИЧ определяется при помощи …….

      Чего не существует против ВИЧ……

      Заразиться болезнью можно….

      К больным СПИДом нужно относиться….

      ВИЧ это……, СПИД это…..

      Ведущий: Молодцы! Вы очень хорошо поработали! Ваши знания помогут вам защититься от распространения вируса. В старших классах вы узнаете намного больше о болезни СПИД. Желаю вам удачи!

      Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.

      В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.

      Просмотр содержимого документа

      «Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.»

      Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.

      ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района РТ

      Автор проекта: Соловьева Ангелина, ученица 8 класса ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Руководитель: Маканова М.М., воспитатель ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.»

      Рис.1 Модель внеклассной работы в старших классах……………..5

      Сроки реализации проекта ……………………………………………6

      План мероприятий по реализации проекта ……………………….7-10

      Ожидаемые результаты реализации проекта………………………..11

      Впервые об эпидемии инфекции ВИЧ и СПИД заговорили более 20 лет назад.

      Общее число ВИЧ-положительных граждан России к середине 2016 года достигло 1 062 476 человек. Почти 26 тысяч человек из них умерли.

      По данным Федерального Центра СПИД, на диспансерном учете в 2016 году состояло 628 тыс. инфицированных ВИЧ – 75% от общего числа живущих с ВИЧ россиян. 243 тыс. пациентов в этом году получали антиретровирусную терапию. При этом лишь 29% от числа зарегистрированных лиц с диагнозом ВИЧ были охвачены лечением.

      За первое полугодие 2016-го центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51,1 тыс. новых случаях ВИЧ среди граждан РФ, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан – на 3,9% больше, чем за аналогичный период 2015 г. С 2005 по 2015 год регистрировался ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в среднем на 10% в год.

      Также за 6 месяцев текущего года в Российской Федерации умерли 12,9 тысяч больных ВИЧ – на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

      Средний по России показатель заболеваемости в 2016 – 34,9 случаев на 100 тыс. населения. Больше всего новых случаев ВИЧ зафиксировано:

      В Кемеровской области (122,4 новых случаев ВИЧ-инфекции на 100 тыс. населения),

      Иркутской области (80,2),

      Свердловской области (78,6),

      Томской области (74,7),

      Челябинской области (73,0).

      Другой показатель – поражённость ВИЧ-инфекцией на середину года – составил 570,9 на 100 тыс. населения России. К числу наиболее поражённых относятся:

      Свердловская область (зарегистрировано 1592,6 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения),

      Иркутская область (1591,5),

      Кемеровская область (1568),

      Самарская область (1412,6),

      Оренбургская область (1183,7).

      Среди людей, которым в 2016 году впервые поставили диагноз, 52,8% инфицировались при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, 44,5% – при гетеросексуальных контактах, 1,5% – при гомосексуальных контактах, 1,1% инфицированные от матерей во время беременности, родов и при грудном вскармливании. При этом до сих пор регистрируются случаи заражения ВИЧ при оказании медпомощи. За первое полугодие было зарегистрировано 5 случаев с подозрением на заражение в российских больницах при использовании нестерильного медицинского инструментария.

      Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами на улице, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей со школьного возраста ценить,

      беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

      Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Задача, которая до сих пор

      решается слабо и бессистемно, — это пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем здоровье человека является непреходящей ценностью. Приоритетным направлением социально – педагогической помощи должно стать медико-педагогическое просвещение родителей, детей, с целью формирования здорового образа жизни.

      Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

      Именно для успешного будущего наших детей в школьном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

      Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье (совершенствование) подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.

      Проект ознакомления с человеческим организмом, здоровьем включает в

      себя следующие компоненты:

      Ценностный — формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью, мотивационно –

      Развивающий – формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие (на здоровье, на счастливую жизнь);

      Практический — практическое осуществление и применение познанного.

      Реализация проекта поможет воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.

      Цель и задачи проекта:

      Основной целью Проекта является стабилизация и снижение уровня инфицированности ВИЧ.

      — формирование у школьников знаний по проблеме ВИЧ/СПИД и навыков безопас-

      — воспитание у молодежи ценностных ориентиров и моделей поведения, способствующих профилактике заражения ВИЧ.

      -формирование у учащихся идей здорового образа жизни, предотвращение

      дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных

      профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения;

      -создание условий для формирования позитивного отношения к себе и

      -формирование у учащихся навыков ответственного поведения;

      -информирование учащихся о службах помощи для ВИЧ- инфицированных;

      организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции;

      Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

      Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние своего здоровья.

      Новизна и актуальность проекта заключается в разработке современной системы внеклассной оздоровительной работы в школе, объединяющая детей, их родителей и педагогов.