Конспект урока биологии на тему «Иммунитет. Конспект урока биологии на тему «Иммунитет Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме

Тема урока «Иммунитет»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой. учебной информации средствами критического мышления.

Цель урока:

Образовательная:

Сформировать понятие иммунитет;

Познакомить учащихся с видами иммунитета;

С защитными свойствами организма

Воспитательные:

Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

Обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

Осуществлять всестороннее развитие личности.

Тип урока: комбинированный

Обобщение и систематизация знаний;

Изучение нового материала.

Методы обучения:

Частично-поисковый;

Репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

1.Инструктаж учителя по выполнению работы

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

Коды ответов:

Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.

Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

Норма оценок:

7 правильных ответов - «5»;

5-6 - «4»;

3-4 - «3»;

Менее 3 - незачет.

3.Проверка результатов биологического диктанта

4.Релаксационная пауза

Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. (Звучит легкая музыка)

II.Изучение нового материала

I Стадия. Вызов

Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования

Чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно

Видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке

В Византийской

Империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в

Европе погибла четверть

Населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло

Еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно

От оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных

Рубцов встречалось

Редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.

Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов

Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось

Без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.

В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,

Что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

В нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)

Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.

2.Запись темы урока «Иммунитет»

2.1.Индивидуальная работа

«Перепутанные логические цепочки» (слайд)

Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)

Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137

2. Работа с логическими цепочками

Беседа по прочитанному тексту (учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)

Работа с логическими цепочками

1. Индивидуальная работа

Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)

3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

4.Чтение текста.

5. Работа с логическими цепочками

6.Беседа по прочитанному тексту (учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.

5.Закрепление. Работа с учебником»

Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

6.Беседа

Какие виды иммунитета существуют?

(в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

Иммунитет

Естественный Искусственный

Врожденный приобретенный активный пассивный

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

Что такое вакцина?

Что такое сыворотка?

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,

(записывают в тетрадь)

7.Самостоятельная работа.Заполнение таблицы

«Двухчастный дневник»

Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)

8.Беседа по таблице

III. Итог урока:

IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».

Спасибо всем за работу на уроке. И в

Заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)

Приложение №1

ВАРИАНТ №1

Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия

I. Какие утверждения верны?

1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа

Б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови - это:

А) особый тип соединительной ткани;

Б) межклеточное вещество.

3. Эритроциты- это:

А) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

4. Лейкоциты - это:

А) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

Б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

В)бесцветные клетки непостоянной формы.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

Понятия: Утверждения:

Проникновению в организм болезнетворных организмов,

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

Крови. микробов и других чужеродных веществ.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,

Закрывающий рану.

ВАРИАНТ №2 Приложение №1

I. Какие утверждения верны?

1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

Б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

В крови, но много лимфоцитов;

В) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

В крови, по меньше лимфоцитов;

2. Кровь – это:

А) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

Б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

В) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 - 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

4.Тромбоциты – это:

А) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

Б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

В) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

Проникновению в организм болезнетворных организмов.

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов

Крови. и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,

Закрывающий рану.


Сергеева Е.Г.

Учитель биологии Iкатегории

МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

Урок по теме: Иммунология на службе здоровью

Цель урока:

Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательная:

Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Познакомить обучающихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела».

Воспитательные:

Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать поисково-информационные умения.

Обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Осуществлять всестороннее развитие личности.

Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рабочие карты обучающихся.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день дорогие друзья! Вы все пришли сегодня в школу. Вы улыбаетесь, а это значит, что вы все здоровы. И мы можем начать наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

(узнать, есть ли отсутствующие, если есть уточнить причину- болезнь)

Я не случайно сегодня обратила внимание на ваше здоровье.

Постановка проблемы: Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

(будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Тема: Иммунология на службе здоровью.

(записывают тему в рабочую карту ученика)

III.Целеполагание:

Итак, давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают)

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Цели урока : узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

Выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

IV. Открытие нового знания (работа с презентацией )

Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран (фрагмент из к/ф « Сказка странствий»- Чума в городе)

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке.Как вы думаете, почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится ?(люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было: Найти исторические факты распространения страшных инфекций

Историческая справка.

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

Английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

вакцинация

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? (прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

И попытаемся определить, что такое вакцинация?

(вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?(вырабатывают иммунитет)

А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? (вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

(сыворотка – готовые антитела )

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель: Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

(они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет, и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните кластер «виды иммунитета». Один человек сделает это у доски.(работает с интерактивной доской)

Иммунитет

Естественный Искусственный

Видовой наследственный активный пассивный

Приобретённый

Активный пассивный

(пояснить каждый вид)

Учитель: Нужно ли делать прививки? (обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

(нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.

Аллергия

аллергенной нагрузки на человека.

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

(поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?(Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам.Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

2 группа

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

4.Немного истории

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

4 группа

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови . (один человек у доски)

II III

Замечательно.

V. Первичное закрепление знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1. Иммунология – это наука об иммунитете

2. Побеждены многие болезни

3. Созданы вакцины против многих заболеваний

4. Разработаны лечебные сыворотки

5. Разработаны способы лечения плоскостопия

6. Разработаны методы пересадки органов

7. Изучен скелет человека

8. Разработана методика переливания крови

9. Анатомия наука о строении организма человека

10. Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11. Действие прямых и обратных связей в нервной системе

VI. Домашнее задание

§ 19.повт. §§ 17-19

VII. Рефлексия

Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель: Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Урок окончен. До встречи.

Предварительный просмотр:

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

2. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

4 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Предварительный просмотр:

Историческая справка.

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы,холеры, оспы. В 4 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн. человек. От чумы в 14 веке в Европе погибла четверть населения 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью. Её эпидемии производили трагическое опустошение.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400тыс человек. Ею заболевало2\3 родившихся, из восьми трое умирало. Особой приметой тогда считалось: «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.

В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. В Россию её завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из западной Европы. В России до 1917г. За 59 «холерных» лет заболело 5,6 млн. человек и почти половина из них погибла.

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-1919 годах унесла жизни сотен тысяч человек.

История развития Иммунологии.

Корни этой науки лежат в глубокой древности, так за 1000 лет до нашей эры китайские и индийские врачи знали о том, что человек, которому привито вещество из струпьев людей, переболевших оспой, при последующем заражении легче переносят эту болезнь. Китайцы, желая предотвратить оспу втягивали в нос, наподобие табака, высушенные и измельчённые корочки оспенных больных. Этот метод был назван – вариоляцией.

В 1762г. Английский медик Димсдал за вариоляцию, которую он сделал императрице ЕкатеринеII и наследнику престола, был награжден 10 тыс. фунтов стерлингов, ему был подарен портрет императрицы, присвоен титул барона, чин статского советника и звание лейб-медика, а так же установлена пенсия 500 фунтов в год. Но это не решало проблемы.

Английский ученый Эдуард Дженнер(1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

14 мая 1796г Э. Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Этот метод получил название вакцинация (то лат. «вакка»- корова) и благодаря ему в мире с 1979г. Не зарегистрировано не одного случая оспы.

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер(1822-1895) Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в лёгкой форме, то человек, перенёсший такую болезнь, окажется защищённым от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль и были созданы вакцины. Пастер разработал метод вакцинации. 6 июля 1885г навсегда вошёл в историю науки. Именно в этот день разработанной Л. Пастером вакциной против бешенства был привит мальчик Жозеф Мейстер, искусанный бешеной собакой. Этот человек впервые получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Большой вклад в развитие иммунологии внёс русский учёный И.И. Мечнииков. Разработал фагоцитарную теорию иммунитета. О которой мы уже вели речь на предыдущем уроке.

Аллергия

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы). Вещество, вызывающее аллергию называется аллергеном.

Аллергеном может быть: комнатная пыль, цветочная пыльца, стиральные порошки, антибиотики, шерсть собаки или кошки, корм для рыб, растения, продукты питания, тополиный пух, выбросы городских и сельских предприятий.

Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию, при этом выделяются вещества, повреждающие клетки. Возникает покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию. Раздражение слизистой бронхов к кашлю и усиленному выделению мокроты.

Последние десятилетия XX века характеризуются значительным ростом частоты аллергических заболеваний. Распространенность аллергии напоминает эпидемию, за последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой, необычной форме. Это связано с усилением аллергенной нагрузки на человека.

Ухудшающаяся экологическая ситуация, нерациональное питание, излишняя лекарственная терапия, бесконтрольное использование антибиотиков, стрессовые нагрузки, малоподвижный образ жизни, изменения в климате... Все это повышает подверженность организма человека воздействию аллергенов - даже тех, которые существовали всегда.

И если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии.

Немного истории

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени и хирургом Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено.

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам. Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости человеческой крови.

Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый Карл Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

В 1930 г. за открытие групп крови К. Ландштнейнеру была вручена Нобелевская премия.

В 1940 г. К. Ландштейнер и Александр Винер обнаружили в крови ещё один белок резус-фактор. У 15% людей нет этого белка.

Предварительный просмотр:

Дата_______________________

Тема _____________________________________________________________________

Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума - в знании.

Фалес из Милета.

Иммунология- это________________________________________________

Вакцина-это______________________________________________________

Вакцинация-это___________________________________________________

Сыворотка-это ________________________________________________________________

Признаки сравнения

Вакцина

Сыворотка

Что содержит?

Как организм получает антитела?

Как быстро развивается иммунитет?

Для чего применяют?

Аллергия – это ___________________________________________________________________

Схема переливания крови

II III

Задание (выберите правильные утверждения)

1. Иммунология – это наука об иммунитете

2.Побеждены многие болезни

3.Созданы вакцины против многих заболеваний

4.Разработаны лечебные сыворотки

5.Разработаны способы лечения плоскостопия

6.Разработаны методы пересадки органов

7.Изучен скелет человека

8.Разработана методика переливания крови

9.Анатомия наука о строении организма человека

10.Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.Действие прямых и обратных связей в нервной системе

Прочтите, что у вас получилось- это будут выводы из урока

Домашнее задание: § 19, повторить §§ 17-19


Страница 1 из 4

Васильева Н.В.

Учитель биологии МАОУЛ №1 г. Апшеронска

Цели урока:

Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные (демонстрация);

Частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;

Проблемные (проблемные вопросы);

Практические (решение теста).

Основные понятия урока:

Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

иммунная система, виды иммунитета, возбудители,заболевания, виды заболеваний, вакцина, лечебная сыворотка.

Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент - 3 мин.

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»: учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

А сегодня на уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока «Иммунитет».

II. Актуализация знаний -5-7 мин.

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

1. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста(для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)

.(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).

3. Задания для устного блиц - опроса: проверка вопросов по слайдам.

1. Что такое внутренняя среда?

2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

3. Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза?

4. Каков состав крови?

5. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

6. Что такое форменные элементы?

7. Какие форменные элементы крови тебе известны?

8. Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.

9. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?

10. От чего зависит количество лейкоцитов и лимфоцитов в крови человека?

Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса. (Приложение)

III. Изучение нового материала -20 мин.

Показ Презентации «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» (по ходу объяснения нового материала)

1. Знакомство с новым, постановка проблемы:

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету

Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете.

(запись темы в тетрадях, демонстрация слайда № 1-4 с темой урока).

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека (слайд №5).

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

Откуда взялись защитные свойства организма

Демонстрация слайда 6-7

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Как вы считаете есть ли особая защитная система в организме человека?

Ответы учащихся

Правильно, это иммунная система.

Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, доп материал.

Иммунная система в нее входят:

красный костный мозг;

тимус, или вилочковая (зобная) железа,

первичный орган иммунной системы;

лимфатические узлы;

селезенка.

2. Клеточный и гуморальный иммунитет

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте второй и третий абзац (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты

3. Физкультминутка. 1минута Упражнение «Привет солнцу, привет Земле»

4. Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток)

Демонстрация слайда:

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» - сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

Ответы учащихся.

5. История создания вакцин и прививок.

1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

2. Вклад Л.Пастера в медицину. портреты

Стр.74 – 75. Сам. Работа с учеб. книгой, беседа по вопросам.

3. Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)

6. Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета. заполнение опорной схемы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом (Приложение)

IV. Закрепление -5 мин.

Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней теме урока, нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам (тест для первичного контроля знаний).

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.

Рефлексия:

Что Вы знаете об иммунитете? Что нового Вы узнали об иммунитете?

Заполняется графа, что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

V. Домашнее задание: цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.

Скачать презентацию к уроку биологии «Иммунитет».

Скачать презентацию к уроку биологии «Внутренняя среда организма».



Более старые статьи:

  • Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Класс: 8

Цель урока: ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.

  • Образовательные : раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.
  • Воспитательные : сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Развивающие : Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование: портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова, самодельная схема “Иммунитет”, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №2.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И.И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос, и рассмотрим значение защитных механизмов нашего организма.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №3.

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Один из первых, кому удалось это сделать, был ЭДУАРД ДЖЖЕНЕР.

Сообщение учащегося. Слайд №4

Эдвард Дженнер - английский врач и изобретатель вакцины от черной оспы.

Учитель: Дело Эдварда Дженнера продолжил Луи Пастер. Лиу Пастер первый понял, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микробы и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило не болеет этой болезнью больше.

Сообщение учащегося. Слайд №5. Слайд №6

Луи Пастер - французский химик, величайший исследователь.

Учитель: Ребята, вы видите портрет И.И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

Слайд №7.

Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Вы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.

Слайд №8.

Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

Мы с вами уже изучили явление фагоцитоза, но существует еще один путь защиты.

Суть его в том, что в ответ на появление чужеродных соединений в организме выделяются защитные вещества, которые ликвидируют чужеродные соединения.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличаются от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами.

В организме существует несколько видов лимфоцитов.

Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит.

(на доске проектируется избирательность антитела)

Учитель: Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.

2. Виды иммунитета.

Слайд №9.

Учитель: Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т.д.).

А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель: Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями: введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель: Вспомните, что вводил Э.Джженер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т.е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель: Что же происходит когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет.

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет.

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп.Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д - дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель: Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации)

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет, виды иммунитета.

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет, а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы ослабляющие иммунитет Факторы укрепляющие иммунитет
1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни
а) а)
б) б)
2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма
а) а)
б) б)
в) в
3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.
4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №9.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, сообщает домашнее задание: параграф 15, заполнить таблицу “История развития представлений об иммунитете”.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры

Организм человека имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

Внутренний механизм защиты – иммунитет;

Главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

Тема урока: Иммунитет.

Разработала: Куст И.В.– учитель биологии и химии

МБОУ Колюдовская СОШ

Задачи урока: давать определение иммунитета, называть органы иммунной системы, разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов; объяснять роль учёных в раскрытии сути иммунитета, изобретении вакцин и лечебных сывороток;

Формирование понимания ценности здорового образа жизни, умения использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Актуализация знаний по теме «Внутренняя среда организма»

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Вспомним основные понятия данной темы, используя карточку тренажёр.

Работаем в парах.

Отвечают на вопросы.

Работаёт в парах: один задаёт вопрос, а другой отвечает.

Опорная схема.

Изучение нового материала.

Мотивация. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание».

Что подразумеваются под «кораблями» и «гаваниями»?

Понятие «Иммунитет».

Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Частное проявление иммунитета – невосприимчивость к инфекционным заболеванием. Способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

В процессе эволюции сформировалась иммунная система.

Органы иммунной системы.

К органам иммунной системы относятся: костный мозг, вилочковая железа, селезенка, скопления лимфоидной ткани. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Иммунология – бионаука, изучающая защитные реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности. Иммунология возникла как отрасль медмикробиологии в 19 веке.

Основоположниками иммунологии явились Э.Дженнер, Луи Пастер, И.И.Мечников. В дальнейшем Беринг, Ландштейнер, Эрмих и др.

Понятие об антителах.

Антитела -белки, синтезируемые в организме в ответ на присутствие антигена.

Пример: в крови появился яд-токсин. На него антителом вырабатывается антитоксин, который нейтрализует токсин, образуя комплекс - антиген-антитело.

Антитела специфичны для определенного вида белка

Антитела могут сохраняться в крови длительное время, и организм становится невосприимчив к заболеваниям.

Виды иммунитета

Врожденный: наследуется потомством от родителей (люди с рождения имеют в крови антитела)

Приобретённый: вырабатывается после попадания в кровь чужеродных белков, например после перенесения заболевания (корь, ветрянка)

Искусственный активный: после введения вакцины (культура ослабленных микробов или их ядов)

Искусственный пассивный: после введения лечебной сыворотки (препарат антител готовых)

Без антидифтерийной сыворотки погибало 60-70% болевших дифтерией детей (при дифтерии поражаются слизистая горла).

Противостолбнячная сыворотка применяется для предотвращения заболеваний при попадании в рану земли.

Какие прививки должны делать подросткам?

В нашей стране действует Национальный календарь профилактических прививок, утверждённый Министерством здравохранения РФ. Согласно этому календарю, в 13 лет девочкам проводится вакцинация против краснухи. В этом же возрасте ранее не привитые подростки проходят вакцинацию против гепатита. В 14 лет – против дифтерии, столбняка, полимеелита, туберкулёза. В 15-16 лет ревакцинация против кори, эпидемического паротита. После 17 лет от дифтерии и столбняка.

СПИД – заболевание, вызываемое вирусом ВИЧ, поражающее Т-лимфоциты, разрушающее клеточный и гуморальный иммунитет.

Предлагают варианты ответов.

(это говорится о лейкоцитах).

Какие функции они выполняют?

Сообщения учащихся: 1) И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Фагоциты поглощают чужеродные вещества и вызывают местную воспалительную реакцию организма, сопровождающуюся отёком, покраснением и болью.

В очаг воспаления привлекаются новые фагоциты

Поглощая чужеродные тела и поврежденные клетки, фагоциты гибнут в больших количествах, превращаясь в гной.

И.И.Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета в 1863 году. Это клеточный иммунитет.

2)П.Эрлих открыл гуморальный иммунитет.

Специальные лейкоциты образуют особые белки-антитела, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ.

Клетки, вырабатывающие антитела называются лимфоцитами.

Клетка, узнающая чужеродное тело, Т-лимфоцитом. Она передаёт информацию о чужеродном белке В-лимфоциту, который продуцирует антитела (гамма-глобулины).

Т-лимфоциты, разрушающие чужеродные и раковые клетки, называются Т-киллерами.

Сообщения: Вклад Э.Дженера и Луи Пастера в развитие учения об иммунитете .

Монологическая речь

На основе сообщений уч-ся заполняют схему:

Механизмы иммунитета:

Клеточный (фагоцитоз)

Гуморальный (образование антител)

Монологическая речь.

Формулировка вывода из сообщения.

Закрепление

И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?

Вопросы для закрепления.

1.Кто открыл явление фагоцитоза?

2.Как проявляется местная воспалительная реакция, какие клетки ответственны за неё?

3.В каком году Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета?

4.Что такое Т-киллеры?

5.Что такое иммунитет?

6.От чего защищает иммунная система человека?

7.Что такое приобретенный иммунитет? Приведите примеры.

8.Кто и когда применил впервые прививки?

9.Что такое лечебные сыворотки? Какие лечебные вещества они содержат?

10.В каком случае применяется антистолбнячная сыворотка?

Отвечают, объясняют.

Творческая задача.

Фронтальная беседа.

Задание на дом

Изучить параграф

Подготовить сообщение: «Использование вакцин и лечебных сывороток в профилактике и лечении заболеваний»

Итоги урока

Рефлексия