Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по закону российский федерации об образовании. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

выбрать тему... 1. законодательство, регулирующее отношения в области образования 2. права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф 3. особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности 4. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …

  • 1) государственной аккредитации
  • 2) лицензирования
  • 3) регистрации
  • 4) аттестации

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке

  • 1) основного общего
  • 2) среднего (полного) общего
  • 3) начального
  • 4) высшего профессионального

3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …

  • 1) Декларацию принципов толерантности
  • 2) Конституцию Российской Федерации
  • 3) Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • 4) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…

  • 1) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  • 2) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • 3) обеспечивает качество подготовки специалистов
  • 4) обеспечивает право на равноценное образование

5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …

6. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …

  • 1) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
  • 2) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • 3) подготовку детей в домах творчества
  • 4) углубленное освоение образовательных программ

7. Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием

  • 1) начальным профессиональным
  • 2) средним профессиональным
  • 3) высшим профессиональным
  • 4) дополнительным

8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

9. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…

  • 1) выдачи лицензии
  • 2) регистрации
  • 3) государственной аккредитации
  • 4) уплаты налогов

10. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …

  • 1) наглядность
  • 2) фундаментальность
  • 3) преемственность
  • 4) вариативность
  • 3) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
  • 4) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов
  • Нормативно-правовое обеспечение образования

    Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ

    1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …

    · государственной аккредитации +

    · лицензирования

    · регистрации

    · аттестации

    2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке

    · основного общего +

    · среднего (полного) общего

    · начального

    · высшего профессионального

    3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …

    · Декларацию принципов толерантности +

    · Конституцию Российской Федерации

    · нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

    4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…

    · является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования +

    · гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

    · обеспечивает качество подготовки специалистов

    · обеспечивает право на равноценное образование

    5.В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …

    · непрерывное образование +

    · семейное образование

    · самообразование

    · экстернат

    6.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …

    · всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации +

    · реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ

    · подготовку детей в домах творчества

    · углубленное освоение образовательных программ

    7.Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием

    · начальным профессиональным +

    · средним профессиональным

    · высшим профессиональным

    · дополнительным

    8.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

    · создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования +

    · разработка региональных программ подготовки педагогических кадров

    · обновление правовых основ непрерывного педагогического образования

    · создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

    9.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…

    · выдачи лицензии +

    · регистрации

    · государственной аккредитации

    · уплаты налогов

    10.К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится

    · наглядность +

    · фундаментальность

    · преемственность

    · вариативность

    11.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет

    · ученый +

    · педагогический

    · попечительский

    · ректорский

    12.К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится

    · усиление государственного контроля за качеством образования +

    · обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования

    · достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования

    · формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов

    Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

    1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …

    · Конвенция +

    · Декларация

    · Программа

    · Концепция

    2.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году

    3.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет

    4.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …

    · «Конвенция ООН о правах ребенка» +

    · «Всеобщая декларация прав человека»

    · «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

    · «Конституция Российской Федерации»

    5.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…

    · «Конвенции ООН о правах ребенка» +

    · «Всеобщей декларации прав человека»

    · «Конституции Российской Федерации»

    · «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»

    6.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …

    · реабилитация +

    · компенсация

    · депривация

    · адаптация

    7.Права учащихся образовательного учреждения определяются…

    · Уставом образовательного учреждения +

    · Типовым положением об образовательном учреждении

    · Общим собранием родителей

    · Общим собранием учеников

    8.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …

    · Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации +

    · Конституцией Российской Федерации

    · Декларацией принципов толерантности

    9.К принципам государственной политики в интересах детей не относится

    · светский характер образования +

    · государственная поддержка семьи

    · установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей

    · ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку

    10.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …

    · Конвенцией о правах ребенка +

    · Хартией прав человека

    · Национальной доктриной образования

    · Декларацией прав ребенка

    11.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …

    · свободу

    · личную неприкосновенность

    Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности

    1.Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это …

    · компетентность

    · мастерство

    · творчество

    2.Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …

    · образовательным учреждением +

    · местным органом управления образованием

    · попечительским советом

    · Федеральным органом управления образованием

    3.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …

    · квалификационная характеристика +

    · удостоверение о присвоении квалификационной категории

    · единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

    · квалификационный разряд

    4.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …

    · добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников +

    · добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию

    · закрытость процесса обсуждения результатов

    · обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников

    6.При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …

    · лично присутствовать +

    · участвовать в дискуссии

    · проходить повторную аттестацию в ближайшее время

    7.Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…

    · проведении аттестации +

    · написании характеристики учителя

    · повышении квалификации

    · планировании педагогической деятельности

    8.Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это …

    · «Квалификационные требования» +

    · «Должностные обязанности»

    · «Должен знать»

    · «Общие положения»

    10.Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять …

    · педагогический совет школы +

    · Министерство образования Российской Федерации

    · орган управления образованием субъектов Российской Федерации

    · муниципальный орган управления образованием

    11.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …

    · конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур +

    · сроки прохождения аттестации

    · состав аттестационной комиссии

    · срок действия установленной аттестационной категории

    12.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …

    · «Должен уметь» +

    · «Должностные обязанности»

    · «Должен знать»

    · «Требования к квалификации по разрядам оплаты»

    Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

    1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

    · муниципальными организациями местного самоуправления

    · Законом Российской Федерации «Об образовании»

    · Образовательной программой

    2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

    · Типовое положение об общеобразовательном учреждении +

    · Закон Российской Федерации «Об образовании»

    · Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

    · Федеральная целевая программа развития образования

    3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

    · гимназии +

    · профессиональные училища

    · колледжи

    · негосударственные образовательные учреждения

    4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

    · демократии +

    · децентрализации

    · светскости

    · непрерывности образования

    5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

    · создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности +

    · обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

    · сохранение школьных традиций

    · получение образования на родном языке

    6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

    · федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ +

    · частное лицо

    · коммерческая организация

    · орган местного самоуправления

    7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

    · договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением +

    · соглашением

    · контрактом

    · приказом

    8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

    9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

    · Уставом общеобразовательного учреждения +

    · Законом Российской Федерации «Об образовании»

    · администрацией школы

    · Советом школы

    10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

    · Уставом общеобразовательного учреждения +

    · приказом руководителя

    · желаниями учащихся

    · трудовым договором

    11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

    · статус образовательного учреждения +

    · характеристика материальной базы

    · расписание занятий

    · структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

    12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

    · Постановлением Правительства Российской Федерации +

    · Государственной думой

    · Министерством образования Российской Федерации

    · муниципальным органом управления образованием

    13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

    · Устав образовательного учреждения +

    · Типовое положение об образовательном учреждении

    · Программа деятельности образовательного учреждения

    · Концепция развития школы

    14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

    · организационно-правовой формы

    · уровня образования

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).

    Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означаю­щего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможно­сти реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

    Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащих­ся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эта­лон при оценке качества основных сторон образования.

    Чем вызвана стандартизация образования?

    Необходимость проведения стандартизации образования вызвана ко­ренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и сво­бодам личности потребовал переосмысления политики в области образова­ния. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетво­рение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образо­вания. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

    Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, измене­ние статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свобод­ный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение - все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обу­чающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муници­пальных, так и негосударственных, частных). Государственный образова­тельный стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает суще­ствование единого в стране образовательного пространства.

    Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего обра­зования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их докумен­тов об образовании за рубежом.

    Идея стандартизации образования для России не нова. Она существова­ла еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось по­нятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактиче­ски выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ. Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией, ограничивали учителя в ини­циативе, а учащихся в возможности выбора содержания образования в со­ответствии со своими интересами и способностями. Но тем не менее еди­ные учебные планы как бы выравнивали образование на всей территории Советского Союза. Фактически была проверена на практике идея введения образовательных стандартов.

    Существующие в настоящее время государственные образовательные стандарты не подчиняют учебный процесс жесткому шаблону, а, напротив, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для со­здания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) ва­риативных программ, разнообразных технологий обучения.

    Государственные образовательные стандарты разрабатываются на кон­курсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

    В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

    Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Федеральный компонент обеспечивает базовый стандарт образования по разным предме­там на всей территории страны.

    Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормати­вы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области род­ного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента учитываются по­требности и интересы в области образования всех народов стран, нацио­нальное своеобразие культуры.

    Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. За счет школьного компо­нента с учетом федерального и национально-регионального компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.

    Федеральный компонент стандарта - неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты - вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.

    В 2001 г. начат эксперимент по переходу на двенадцатилетнюю школу. В экспериментальные базисные учебные планы общеобразовательных учреж­дений с первого по двенадцатый классы введен ученический компонент. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы органи­зации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследователь­ской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.

    Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

    Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

    Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

    Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

    1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

    2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

    1. структуре основных образовательных программ;

    2. условиям реализации основных образовательных программ;

    3. результатам освоения основных образовательных программ.

    Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

    Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

    1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

    2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

    3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

    4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

    Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

    1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

    2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

    3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

    4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

    5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

    Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

    Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

    1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

    2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

    4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

    5. системы аттестации педагогических работников;

    6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

    7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

    Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

    Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

    Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

    При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

    Новая структура стандарта включает в себя:

    1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

    2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

    3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

    Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

    Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

    1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

    2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

    3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

    4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

    Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

    1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

    2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

    3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

    Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

    Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

    Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

    Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

    1. личностное развитие;

    2. социальное развитие;

    3. общекультурное развитие;

    4. интеллектуальное развитие;

    5. коммуникативное развитие.

    Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.