Вентиляция в гараже своими руками: схема и правильная реализация проекта. Как правильно сделать вентиляцию в гараже Правильная вентиляция в гараже

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

Галерея изображений

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Для равномерной вентиляции гаражного помещения круглый год наиболее подходит комбинированная система. Она не зависит от погоды и температуры на улице

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или .

Приточный воздух в гаражный подвал со смотровой ямой из общей вентиляционной системы не попадет - слишком низкий уровень. Требуется завести отдельную приточку и вытяжку в это помещение (+)

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Поместив электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке, можно контролировать циклы включения/отключения электромеханического элемента вытяжной системы

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Возможность построения комплекса с требуемыми “воздушными” характеристиками – преимущество модульного приточно-вытяжного комплекса (+)

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Галерея изображений


На вытяжные отверстия, которых в примере по два с каждой стороны от ворот, ставим пластиковые угловые отводы. К ним будет подключаться вытяжная механическая система


Так как планируется устройство механической вытяжной системы, для работы ее вентилятора устраиваем проводку и подводим силовую линию к удобному для подключения месту


Вверху, практически под потолком, крепим обрезок доски, на котором зафиксирован канальный вентилятор


По факту замеряем расстояния воздуховодов: от вытяжного отверстия до вентилятора и от вентилятора до необходимого для работы места


Прокладываем гофрированный воздуховод до вентилятора, соединяем его с вытяжным отверстием, крепим хомутами к стене


Для подвижного отрезка воздуховода, который планируется убирать, чтоб не мешал передвижению по гаражу, ставим кронштейн с металлическим стержнем на потолок

Большинство автомобилистов относится к средству передвижения очень щепетильно. Они своевременно проводят техническое обслуживание, устанавливают дополнительные элементы, декорируют своего железного коня, стараются обеспечить ему надежную и комфортабельную стоянку. При этом, всем известно, что во влажном гараже сохранить автомобиль в надлежащем состоянии, уберечь его от коррозийных явлений практически невозможно. Особенно «страдает» железный конь от неправильного хранения в весенне-осенний и зимний периоды, когда влажность существенно повышается. Уберечь его от пагубного воздействия окружающей среды поможет вентиляция в металлическом гараже.

Задачи вентиляционной системы

Вентиляционная система металлического гаража выполняет функции:

  • устранение паров, которые образуются внутри помещения, удаление конденсата и влажности;
  • обеспечение воздухообмена, с помощью которого в помещение поступает свежий поток и выводиться отработанные воздушные массы;
  • очистка воздуха от газа и иных химических веществ, губительных для человека;
  • предохранение от возникновения плесени и грибка, коррозии металла.

Внимание! Требования к воздухообмену в металлическом гараже регулируются СНиП 21.02.99. Согласно нормативному документу оптимальной температурой для стоянки автомобиля в закрытом помещении является температура +5 градусов при влажности 60%. Также указано обязательное требование к воздухообмену: обязательное обеспечение приточно-вытяжной вентиляционной системы с производительностью более 180 м3/час.

Естественная вентиляция в металлическом гараже своими руками

Естественная система для циркуляции воздуха в гаражном помещении монтируется очень просто. Это самый доступный и дешевый способ создания воздухообмена в металлическом гараже.

Принцип установки естественной вентиляции

Естественная вентиляция — снаружи канал защищается решеткой

  • С внешней стороны ворот устанавливаются переточные решетки, благодаря которым свежий воздух и попадает в помещение. Их устанавливают, как можно ближе к земле и утепляют для предотвращения скопления конденсата.
  • Устанавливается дефлектор, который размещается с противоположной к воротам стене. Его монтируют как можно выше к потолку.

Важно! Чем существенней разница между забором и выбросом воздуха, тем эффективней работает природная вентиляция. Увеличить разницу можно, установив трубу, высота которой над уровнем крыши должна составлять более 50 см.

Для повышения интенсивности воздухообмена площадь приточных решеток может быть увеличена. Оптимальной считаются показатели, когда площадь решетки в 2 раза больше площади вытяжного отверстия. Естественная вентиляция в железном гараже создается регулированной: в теплое время года вентиляция должна открываться на максимум, на то месть в холодное время следует жалюзи решеток держать полузакрытыми. Не стоит полностью закрывать вентиляционные шахты, так как это поспособствует образованию конденсата в помещении.

Схема вытяжной вентиляции в железном гараже создается в соответствии с предварительными расчетами: на 1 м2 площади гаража отвечает 1,5 см диаметра воздуховода. К примеру, при площади гаражного помещения в 13 м2 диаметр вентиляционного канала составляет 195 мм: 13*1,5=195 мм. При установке двух вентиляционных труб этот показатель делится пополам, то есть диаметр одной трубы составляет 97,5 мм;

Механическая вентиляционная система

В том случае, когда естественная вентиляция не справляется со своими функциями устанавливается механическая система. Механизация воздухообменных процессов предусматривает монтаж приточно-вытяжных конструкций, с помощью которых воздушные массы принудительно подаются в металлический гараж и принудительно выводятся из него. Трубы механической вентиляционной системы устанавливаются так же, как и при монтаже естественной вентиляции. Установка вентиляторов осуществляется в оба канала, как в притяжной, так и вытяжной.

Кроме вентилятора для создания механической вентиляции используются:

  • флюгер-диффузор, который монтируется на приточной трубе;
  • дефлектор, устанавливаемый на вытяжной трубе.

Комбинированная вентиляция металлического гаража

В металлическом гараже без подвала, площадь которого незначительна, достаточно будет смонтировать комбинированную вентиляционную систему. Способ действия конструкции заключается в подаче воздуха естественным путем, при этом вывод воздушного потока обеспечивается по средствам осевого вентилятора.

Совет! При комбинированной системе вентиляции гаража без погреба идеально подойдет бытовой вентилятор, мощность которого составляет 100 Вт. К примеру, модель СК-125С – установка которая обеспечит 10 кратный воздухообмен, что соответствует установленным нормам.

Что делать: в металлическом гараже появляется конденсат

Появление конденсата в виде капелек воды на стенах, потолке, а соответственно, и на автомобиле – явление опасное. Но с ним необходимо бороться, так как повышенная влажность приведет к быстрой коррозии металла, а соответственно к сокращению эксплуатационного периода самого автомобиля.

Конденсат в гараже может образовываться по двум причина причинам:

  • отсутствие отопления в гаражном помещении или некачественном его утеплении;
  • отсутствии вентиляционной системы или неверном ее монтаже.

Устранить образование конденсата самостоятельно не сложно, стоит лишь выполнить работы по утеплению гаража и смонтировать правильно вентиляцию. Если вентиляция в гаражном помещении есть и смонтирована она в соответствии с требованиями и нормами, тогда стоит задуматься о ее чистке. Возможно, в вентиляционную трубу попал мусор, который снижает эффективность всей системы. Вентиляционная система со временем способна загрязнятся пылью, маслянистыми отложениями, которые небезопасны для здоровья человека.

Совет! Отопление в металлическом гараже лучше всего размещать у стен ближе к полу. Тут все ясно – теплый воздух способен подыматься вверх, тем самым прогревая помещение и вытесняя холодные воздушные массы. А они в свою очередь будут выводиться с помощью вытяжных труб, размещенных в углах гаража.

Обслуживание вентиляции

Выполнив монтаж приточно-вытяжной вентиляционной системы в гараже можно надолго забыть об воздухообмене, но, к сожалению, не навсегда. Рано или поздно вентиляционные каналы загрязняться и потребуется их чистка:

  • проведение наглядного осмотра внешних элементов вентиляции. Выполнить осмотр можно с помощью обычного зеркала: сняв решетку, заглянуть в воздуховодный канал, используя зеркало;
  • выполнение процедуры очищения с помощью механических действий и специальных химических средств, направленных на устранение пыли и маслянистых отложений.

Только свободный поток воздуха, поступающего в закрытое помещение, способен обеспечить полноценный воздухообмен. Чистить систему вентиляции необходимо один раз в год. Такой простой процесс позволит всегда иметь свежий воздух в гараже.

Установка приточно-вытяжной системы вентиляции в металлическом гараже должна проводиться в обязательном порядке, так как она является важным правилом хранения автомобиля в гаражном помещении.

Стандартная конструкция гаража предусматривает, как минимум, одну вентиляционную систему, в которой воздухообмен в помещении осуществляется за счет естественной вентиляции. Понятно, что производительность и напор в этом случае значительно уступают схемам принудительного вентилирования с использованием вентиляторов и воздуходувок, но естественная вентиляция в гараже обладает неоценимым качеством - практически стопроцентной надежностью и устойчивостью работы при ее правильном проектировании.

Принцип работы и схема естественной вентиляции

В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара - теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.

Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:

  • Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
  • Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
  • Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.

Важно! Тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, естественная вентиляция очень широко используется для обустройства всевозможных помещений и построек, в том числе подвалов и гаражей, вследствие своей необычайной простоты и надежности.

На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.

Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.

Как сделать эффективной естественную вентиляцию

Чтобы система естественного воздухообмена удовлетворяла минимальным санитарным требованиям к помещению гаража, при ее планировании и обустройстве необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Приточные отверстия должны располагаться на максимально низком расстоянии от поверхности земли, срез вытяжной трубы стараются расположить на максимальной высоте. При этом подводов может быть несколько, а труба вытяжки для помещения гаража только одна, для подвала необходимо устанавливать свою отдельную вытяжную трубу;
  2. Чтобы уменьшить количество застойных зон и обеспечить максимальное обтекание транспорта, хранящегося в гараже, приточные окна вентиляции должны делаться на максимальном горизонтальном удалении от вытяжной трубы.
  3. Для обеспечения вентилирования помещения площадью в 15 м 2 с нормальной кратностью воздухообмена 4- 5 раз в течение часа, потребуется вытяжная труба 100 мм. При увеличении площади гаража с каждым дополнительным квадратным метром диаметр трубы увеличивается на 10 мм.

Совет! Таким образом, для естественной вентиляции стандартного гаража в 24 м2 теоретически необходима труба почти в 200 мм. На практике такие вытяжные каналы не используют, вместо одной толстенной трубы устанавливают две «сотки».

Кроме того, приведенный расчет выполнялся для стандартной высоты среза трубы вентиляции в 3000 мм над грунтом. Одна труба для вентиляции гаража, поднятая на высоту в 5 м, покажет производительность на 40% больше суммарной пропускной способности двух труб с высотой установки в 3 м.

Увеличение диаметра вытяжного канала от расчетного значения не всегда приводит к увеличению тяги. Уменьшение диаметра делает работу естественной вентиляции более стабильной, но снижает производительность. Оптимальную величину производительности естественной вентиляции можно получить, исходя из приведенных расчетов. При этом размеры приточных окошек должны соответствовать диаметру вытяжки.

Особенности компоновки и устройства естественной вентиляции гаража

Самый простой вариант построения системы естественной вентиляции изображен на схеме.

Для забора естественной вентиляцией внешнего воздуха, холодного и тяжелого, используются два приточных окна диаметром, равным диаметру вытяжной трубы. Из-за того, что вход в вентиляцию располагается на максимально низкой высоте, всего 10- 15 см над грунтом, срез окна чаще всего закрывается перфорированной стальной пластиной, чтобы предупредить возможное проникновение в помещение гаража насекомых и грызунов. Из-за решетки полезная площадь заборных окон уменьшается вдвое, поэтому приходится устанавливать два окна.

Если в гараже хранится автомобиль или другое транспортное средство, зачастую приточные окна естественной вентиляции выполняют в виде вентиляционных решеток на нижней части гаражных ворот. Вытяжную вентиляцию располагают на задней стене в виде двух приемных труб малого диаметра, примерно 50- 70 мм. Приемное окно одной из труб устанавливают в районе потолка, вторую на высоте 60- 70 см над полом. В результате большая часть воздуха, засасываемого естественной вентиляцией гаража, будет разделена на два потока. Третья часть воздушной массы будет протекать под автомобилем, нагреваться и засасываться нижним срезом вытяжной системы. Две трети потока будут обтекать автомобиль по наружной поверхности, и засасываться припотолочным вытяжным каналом.

Таким образом, у хозяина гаража есть возможность сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии без использования дорогостоящей приточно- вытяжной вентиляции. При желании достаточно просто собрать естественную вентиляцию гаража своими руками.

Постройка естественной вентиляции для помещения гаража

Чтобы изготовить своими руками систему естественного воздухообмена помещения гаража, необходимо сделать две простые вещи. Первое - с помощью цилиндрического сверла вырезать в стене отверстие, диаметром 120 мм. Если стены усилены арматурой, то проще сделать заборное окно в виде щели или нескольких отверстий меньшего диаметра. Срез располагается на высоте 20 см над отмосткой фундамента гаража. Срез приемного окна затягиваем тонкой стальной сеткой или решеткой, чтобы мышам и крысам было неповадно искать убежище в гараже.

Более сложным является установка вытяжной трубы. Прежде всего, потребуется асбестовая или пластиковая труба, диаметром в 100 мм. Не используйте стальные, чугунные или жестяные, алюминиевые трубы под вытяжку. Лучше всего подойдет асбестоцемент или стеклопластик, на худой конец обычную канализационную пластиковую трубу, усиленную обмоткой на пенополиуретановой пене. Про металл забудьте и выкиньте из головы. В стальной трубе воздух очень быстро остывает, и тяга падает почти в два раза. В зимнее время можно легко получить обратную тягу или удар, когда холодный воздух пойдет внутрь помещения через вытяжной канал.

Для установки вытяжки выбираем место в верхней точке гаража, пересекая помещение по диагонали. Отверстие под вытяжку режем аккуратно несколькими цилиндрическими сверлами по бетону. Чем выше труба, тем лучше тяга, но больше опасность опрокидывания под порывами ветра или из-за птиц, способных часами сидеть на теплом защитном козырьке вентиляционной системы. В некоторых случаях крышку набивают острыми гвоздями или шурупами. Основание трубы усиливают насадкой из пены и рубероида.

В завершении тягу в вытяжном канале проверяют с помощью небольшого импровизированного факела или сигаретного дыма.

Для нормальной работы естественной вентиляции гаража пространство между приточным окном и вытяжной трубой не должно загромождаться шкафами, стеллажами, любыми предметами, препятствующими движению потоков воздуха. Если вам необходимо обеспечить в гараже локальный отвод воздуха, например, от рабочего стола или верстака, где выполняются сварочные работы, в этом случае необходимо проложить дополнительный воздуховод от вытяжной трубы к месту работы.

Для подвального помещения обычно устанавливают приточную систему, при этом заборные окна располагают на высоте от 40 до 80 см, а наружный воздух направляют внутрь подвала по дополнительному каналу, изготовленному из той же канализационной, стальной или асбестоцементной трубы. Для вывода воздуха изготавливается и устанавливается свой вытяжной канал, диаметром в 60- 70мм.

Заключение

Наличие подвального помещения с хранилищем овощей сказывается на состоянии автомобильной техники, хранимой в гараже, самым негативным образом. Поэтому специалисты рекомендуют либо выполнять отдельный вход в подвальное помещение, либо оснащать гараж принудительной приточно- вытяжной вентиляцией. Из-за слабой тяги естественная вентиляция требует регулярной чистки каналов и воздуховодов. Как минимум, раз в году каналы вытяжки естественной вентиляции прожигают факелом из свернутой газеты, чтобы удалить огромное количество паутины и мусора, скопившегося за лето.

Гараж – помещение относительно небольшое, но к его обустройству не стоит относиться небрежно. Оно должно предохранять транспортное средство от внешнего воздействия: непогоды, угона и т.п. Но и внутри нужно создать полезный для людей и техники микроклимат. Этого несложно достичь, если вытяжка в гараже устроена правильно.

Мы расскажем, как лучше организовать вентиляцию в гаражном пространстве, как усилить ее при необходимости. В статье описаны все виды проверенных на практике систем, разобрана специфика их устройства. С учетом наших рекомендаций отвод отработанного воздуха перестанет быть проблемой.

Конечно, гараж – это технический, а не жилой объект, хотя некоторые автовладельцы с этим утверждением могут и не согласиться. Если автолюбитель проводит в гараже значительную часть своего личного времени, да еще и использует подвал или собственно гараж для хранения продуктовых запасов, тем более следует обеспокоиться проблемой правильного воздухообмена в таком специфическом помещении.

Для начала, здесь высока концентрация выхлопных газов, паров топлива и других технических жидкостей. Даже короткое пребывание в подобной атмосфере для человека крайне вредно.

Галерея изображений

Вторая проблема, связанная с неправильным вентилированием гаража – это избыток влаги. Водяные пары скапливаются внутри помещения и конденсируются на различных поверхностях, в том числе и на автомобиле. В результате риск появления и скорость протекания коррозионных процессов резко возрастает, проще говоря, транспортное средство ржавеет.

Нередко в гаражах или устроенных под ними погребах хранят овощи, консервацию, другие продукты или вещи, которым не нашлось места в доме или квартире. Контакт с влагой, а также воздействие технических паров не принесет всем этим объектам никакой пользы. А решить проблему можно просто, достаточно позаботиться об эффективной вентиляции.

При плохом вентилировании на стенах и потолке гаража могут появляться капельки конденсата. В дальнейшем эта влага попадает на транспортное средство, что может вызвать его коррозию

Что нужно знать о вентилировании помещений?

Каждому, кто хотя бы раз сталкивался с проблемой воздухообмена в помещениях, известно, что различают естественную, принудительную и комбинированную систему вентилирования. С первым вариантом все просто: он основан на разнице температуры воздуха внутри и снаружи.

Организация вентилирования гаража без смотровой ямы: стрелки “а” указывают на направление движения воздушных потоков, буквой “б” обозначено расположение приточных вентиляционных отверстий, “в” – короб вентиляции

Как известно, теплый воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Идея состоит в том, чтобы прохладные воздушные массы поступали в помещение с улицы, поднимались вверх и естественным образом уходили через вытяжное отверстие. Одновременно они должны замещаться новыми потоками свежего воздуха, который поступает снаружи.

В гараже такое вентилирование организовать несложно. Для этого нужно обеспечить достаточно широкие отверстия для притока и вытяжки воздуха, но большое значение будет иметь и перепад температур внутри и снаружи помещения.

С этим условием в зимний период никаких проблем не возникает, но вот летом, когда везде стоит практически одинаковая жара, эффективность функционирования естественной вентиляции резко снижается.

Чтобы обеспечить поступление свежего воздуха в гараж, можно вместо отверстия в стене поставить на ворота специальные приточные решетки

Альтернативным вариантом в такой ситуации является , т.е. с использованием дополнительных средств. В приточное и вытяжное отверстие устанавливают специальные вентиляторы, которые, в зависимости от назначения, нагнетают воздух в помещение, или удаляют его.

Но ставить одновременно два устройства для одного небольшого гаража не всегда разумно и оправданно с экономической точки зрения. Выгоднее использовать комбинированную систему вентилирования, для которой нужно только одно устройство.

Например, устанавливают приточный вентилятор, он нагнетает свежий воздух, а отработанные воздушные массы вытесняются через вытяжное отверстие.

В гаражах более приемлемой считается вытяжная система. Устанавливают вентилятор, который эффективно удаляет насыщенный вредными парами и избыточной влагой воздух. Свежие воздушные массы будут поступать в помещение естественным образом через приточную часть системы.

Как организовать естественную вентиляцию?

Чтобы обеспечить правильное естественное вентилирование гаража, необходимо помнить ряд основных правил:

  • Отверстие для притока воздуха размещают внизу, примерно в 10 см от уровня пола.
  • Вытяжное отверстие делают вверху, почти под потолком или даже прямо в потолке.
  • Оптимальный вариант размещения этих отверстий – по диагонали, т.е. если приток осуществляется в нижнем переднем углу, то вытяжку нужно поставить в верхнем дальнем углу.
  • Размеры отверстий необходимо правильно рассчитать, чтобы обеспечить достаточно интенсивный воздухообмен.
  • Приточное отверстие всегда должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.

Хорошо, если вентиляция была просчитана и создана еще при строительстве гаража. Если же этот момент был упущен, придется выполнить ряд относительно несложных монтажных работ. Бывает и так, что вентилирование предусмотрено, однако нужных результатов не дает. В этом случае понадобится улучшить систему, например, с помощью установки вытяжного вентилятора.

Если работу естественной вентиляции вы считаете неэффективной, то есть возможность модернизировать систему, например, путем увеличения высоты вытяжной трубы:

Галерея изображений

По завершению подготовительного процесса приступаем непосредственно к сборке системы и к фиксации высокой трубы растяжками:

Галерея изображений

Как все правильно рассчитать?

Вентиляционные расчеты во многих случаях требуют специальных знаний и применения сложных методик. Если есть желание и позволяет кошелек, создание проекта можно заказать у специалистов. К счастью, гараж – это небольшое помещение с простой конфигурацией.

Размеры вентиляционных отверстий рассчитывают по формуле:

П сеч =П гар ×15

В которой:

  • П сеч – площадь сечения вентиляционного отверстия;
  • П гар – площадь гаража;
  • 15 – коэффициент, отражающий размеры вентиляционного отверстия на единицу площади помещения.

Т.е. нужно площадь гаража умножить на 15 мм. Согласно этой упрощенной методике для гаража площадью 24 кв. м. (6*4) понадобится приточное отверстие диаметром 360 мм. Эти выкладки очень условны, поскольку методика не учитывает высоту помещения и другие его особенности.

На практике эти показатели можно варьировать. Для рассмотренного выше гаража площадью 24 кв. м. в одном конкретном случае были с успехом использованы две трубы по 150 мм на притоке и одна такая труба – на вытяжке.

Для повышения эффективности естественного вентилирования можно использовать дополнительные средства:

  • – специальный колпак, который устанавливают на край вертикального отрезка вытяжной трубы, чтобы создать внутри конструкции разреженную атмосферу и ускорить движение воздушных масс.
  • Диффузор – это флюгер для наружной части приточной трубы, для его работы используется напор ветра.
  • Обычная лампа накаливания – она устанавливается внутри вытяжной трубы и нагревает поток воздуха, ускоряя его движение.

Эти простые устройства могут существенно улучшить качество вентилирования в гараже.

Галерея изображений


Пару вентиляционных отверстий, которых изначально было по два с каждой стороны от ворот, оснащаем пластиковыми угловыми отводами. К ним будет крепиться гофрированная труба


Механическая вентиляционная система нуждается в электропитании. Для этого проводим силовую линию и ставим розетку специально для вентилятора


На уровне расположения вытяжных вентиляционных отверстий устанавливаем канальный вентилятор, который предварительно крепим к обрезку доски


Гофрированную трубу разрезаем на два рукава. Первый отрезок будет проложен от вытяжного отверстия до вентилятора, второй - от вентилятора до самого дальнего предположительного места работ, например, до половины высоты смотровой ямы


Подсоединяем гофрированный воздуховод к вытяжному отверстию и ведем его до вентилятора. Фиксируем трубу на стене хомутами


Устанавливаем на потолке кронштейн с металлическим стержнем и ведем до него воздуховод


Для того чтобы обеспечить возможность убирать воздуховод, закрепляя его на потолке, чтобы он не мешал передвижению по гаражу, ставим деталь фиксации кронштейна


Для того чтобы увеличить эффективность сбора токсинов вытяжной трубой, оборудуем рукав воронкой. Из проволоки делаем каркас, который оборачиваем фольгой. Воронку фиксируем скотчем на металлическом кольце, благодаря чему ее можно будет снимать с трубы и устанавливать снова

Погреб и смотровая яма

Выше был рассмотрен вариант вентилирования обычного гаража. Если же внутри имеется подвал и/или смотровая яма, об этих объектах следует позаботиться отдельно. В случае с подвалом в обязательном порядке придется устроить отдельный вентиляционный канал. Это необходимо, поскольку внизу влаги скапливается гораздо больше, чем в верхней части помещения.

Схема вентилирования подвала, расположенного в гараже: приточную трубу следует опустить как можно ниже, а вытяжную трубу выводят высоко вверх

Если вентилирование отсутствует, эта влага будет проникать в гараж и нанесет вред хранящемуся в нем транспортному средству. Вентиляция, которая устроена в гараже, даже при использовании принудительных методов притока и удаления воздуха, обычно не может обеспечить достаточно интенсивный обмен воздушных масс.

Для эффективного вентилирования подвала следует сделать два отверстия: приточное и вытяжное. Рекомендуется обеспечить поступление воздуха в южной части погреба, а вывод воздушных потоков – с севера.

Приточную трубу обычно вводят в погреб через пол гаража и опускают как можно ниже. Вытяжку устраивают в противоположном углу, эту трубу через пол гаража выводят вверх и наружу. Как и при устройстве вентиляции в гараже, сечение отверстий для притока должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.

Чем больше перепад высоты между краем подачи и вытяжки, тем более эффективным будет вентилирование погреба. Оптимальной считается разница в три метра или больше. Чтобы увеличить перепад, вертикальную часть вытяжной трубы, которая выведена на улицу, нужно просто сделать повыше. Здесь также можно установить дефлектор или защитный колпак.

Иногда установка приточной трубы по каким-то причинам не возможна. В таком случае рекомендуется оставлять люк немного приоткрытым, чтобы свежий воздух, поступающий в гараж, перемещался в подвал. Отсутствие притока свежего воздуха сделает бесполезными все усилия по организации эффективной вытяжки из погреба в гараже.

Если гараж отапливается, зимой на вытяжной трубе может появляться конденсированная влага. Чтобы предотвратить обледенение трубы устанавливают специальный стакан для конденсата.

Для неотапливаемого гаража эта мера не требуется. Продукты и предметы, которые хранятся в погребе, в зимнее время следует размещать не ближе, чем полуметре от приточного отверстия, иначе они могут промерзнуть.

Схема естественного вентилирования гаража со смотровой ямой: стрелками “а” обозначено движение потоков воздуха, “б” – расположение вентиляционных щелей для смотровой ямы

Смотровая яма – небольшой по объему объект, поэтому отдельное вентилирование для нее обычно не предусматривают. И все же стоит позаботиться о хорошем притоке воздуха. Для этого на той стороне смотровой ямы, которая обращена к приточному отверстию вентиляции гаража, нужно сделать щели примерно в 10-15 см. Можно приоткрыть подобным образом и две стороны ямы.

Со стороны вытяжки также нужно сделать такую щель, но она должна быть в два раза уже. Ради безопасности можно в некоторых местах прикрыть эти щели досками. Устанавливая автомобиль, нужно проследить, чтобы он не перекрывал вытяжную щель, поскольку это опасно для транспортного средства.

Правила и варианты устройства вентиляции в гараже для самостоятельных мастеров изложены .

Организовать качественную вытяжку в гараже не так уж сложно. Нужно правильно выбрать систему и установить ее или же улучшить уже существующий вариант вентиляции. Это положительно скажется и на состоянии автомобиля, и на здоровье владельцев гаража.

Хотите рассказать о том, как сделали или модернизировали вентиляцию в собственном гараже? Есть полезная информация или возникли вопросы в ходе ознакомления со статьей? Пишите, пожалуйста, комментарии и оставляйте фото по теме в расположенном ниже блоке.

Большинство автовладельцев стараются держать свои транспортные средства в специально оборудованном помещении – гараже. Создание оптимальных условий для сохранности автотранспорта, запасных частей, необходимых инструментов напрямую зависит от хорошего воздухообмена между гаражом и внешней средой. Только наличие эффективно функционирующей вентиляции позволяет избежать коррозии металла от скопившейся влаги, обеспечивает выветривание выхлопных газов, запаха смазки и бензина. Грамотно установленная вентиляция гаража, совмещённого с погребом, делает возможным сохранение урожая овощей и зимних заготовок. Изучив виды вентиляционных систем, а также способы их монтажа и условий применения можно решить, как правильно сделать вентиляцию в гараже своими руками или усовершенствовать уже имеющуюся.

Нужна ли вентиляция в гараже?

В соответствии с нормативными документами РФ, свежий воздух должен поступать в помещение, где хранится автомобиль, в объёме, по меньшей мере, 180 литров ежечасно. В Европе данный норматив равен 360 литрам в час. Считается, что обновление воздуха в соответствии с данной нормой делает пребывание автовладельцев в закрытом гараже безопасным на предмет отравления выхлопным газом. СО 2 может уже при уровне 0,2 % привести к потере сознания или даже гибели человека. Опираясь лишь на эту информацию понятно, что вентиляция гаража — это залог сохранения здоровья всех, кто в нем может находиться даже непродолжительное время.

Вентиляционная система в гаражном помещении, несмотря на его:

  • размеры (для одной или нескольких машин),
  • наличие надстроенных комнат (мастерских),
  • помещений нижнего уровня (смотровых ям, погреба, подвала),

выполняет не только функцию выведения вредных газов. Она устраняет излишнюю влагу, скапливающуюся в гараже, а также предотвращает образование агрессивного конденсата, как в самом помещении, так и внутри автомобиля. Повышенная влажность — это вероятность образования грибка и плесени на всех поверхностях, а их споры приводят к аллергии и заболеваниям дыхательных путей человека. Хорошая вытяжка поможет предотвратить подобные проблемы.

Виды вентиляции гаража

Вид будущей вентиляции зависит от следующих характеристик гаражного помещения:

  • площади;
  • количества этажей;
  • материала постройки.

Различают 3 типа систем воздухообмена для гаража:

  • естественная
  • принудительная (механическая)
  • комбинированная

Естественная

Имеет в наличии 2 канала, обеспечивающих естественную воздушную циркуляцию в гараже. Первый канал предназначен для притока уличного воздуха внутрь, по второму идет вытяжка воздушных масс наружу. Смена воздуха происходит посредством разницы температур внешней среды и внутри гаража. В проект чаще всего закладывается именно этот вид вентиляционной системы как малозатратный, легко монтируемый (даже самостоятельно) и энергонезависимый.

Принудительная

Основана на использовании механического способа притока и вывода воздуха, реализуемого с помощью специальных вентиляторов, встроенных в вентканалы. Принудительная вентиляция проводит полную смену воздушных масс в помещении гаража. Однако, данный вид вентиляции полностью обусловливается наличием электроэнергии, отсутствие которой делает такую систему недейственной и бесполезной.

Комбинированная

Совмещает описанные ранее вентиляционные системы. Вентилятор устанавливается на один из вентканалов (на вытяжку из гаража или на приток воздуха с улицы), второй при этом остается с естественной вентиляцией. Производительность комбинированной системы может изменяться за счет увеличения мощности встроенного вентилятора. При отсутствии подачи электричества из комбинированной она превращается в естественную вентиляцию, правда сила тяги будет достаточно слабой из-за лопастей вентилятора.

Чтобы определиться в выборе системы вентиляции для гаража, необходимо знать технологию организации и удостовериться в возможности монтажа выбранной системы.

Технология организации естественной вентиляции

Рассмотрим основную схему естественной вентиляции с двумя независимыми вентканалами.

При организации полноценной циркуляции воздуха в гараже следует учесть следующие моменты:

  • Входной люк для поступления воздуха располагается внутри гаража выше пола на 10 см, а сам вентканал изгибается под 90° и поднимается на 30 см от земли. От осадков и грызунов желательно защитить вентиляционный вход козырьком и решеткой. Если использовать для поступления воздуха специально прорезанные отверстия в воротах гаража или его передней стене, то они делаются по площади в два раза больше, чем сечение трубы для входной вентиляции и их так же необходимо защищать решетками.
  • Вытяжка должна быть расположена у задней стенки гаража в верхнем противоположном углу по отношению к входному вентканалу. Начинается вытяжная труба на 10 см ниже потолка, а заканчивается не менее полуметра над крышей. Защищается от осадков козырьком и, желательно, дефлектором для стимуляции тяги.

Естественная вентиляция базируется только на действии физических законов и погодных изменениях:

  • движение воздуха в гараже происходит благодаря разнице температур и плотности воздушных масс внутри и снаружи постройки, смене выходящего теплого входящим охлаждённым воздухом
  • скорость обмена потоками зависит от силы ветра, стремящегося на замену теплого воздуха (с низкой плотностью), сохраняющего температуру при хорошей изоляции гаража
  • движение при воздухообмене задано стремлением теплого воздуха вверх туда, где давление понижено.

При простоте конструкции и экономии средств при создании естественной вентиляции стоит не забывать о существующих минусах:

  • летом на улице теплее, чем в гараже, и процесс смены воздуха будет идти очень слабо
  • перепад давления приведет к сквознякам, а они очень вредны для здоровья
  • если гараж маленький, то разница в давлении и температуре тоже будет небольшая, а это ухудшит циркуляцию воздуха
  • не всегда ветер дует во входное отверстие
  • необходимо регулярно чистить каналы зимой от замёрзшего конденсата

Монтаж естественной вентиляции

Как правильно сделать естественную вентиляцию в гараже своими руками? Необходимо строго придерживаться расчетов и соблюдать всю последовательность монтажа вентканалов.

  1. Для расчета вентиляции необходимо знать площадь гаража. На 10 квадратных метра площади будет требоваться 150 мм диаметра вентканала. К примеру, при площади гаража 20 м 2 понадобится, соответственно, труба с сечением 30 см (2,0 х 15=30). Выходит, если трубы только две, то они обе должны быть с таким сечением, если же используется несколько вытяжек или приточных входов, то можно разделить диаметр на количество входов. Получается, приточный канал — один диаметр трубы 30 см, а вытяжка, оборудованная в двух местах — две трубы, каждая не менее 15 см (30:2=15).
  2. Для установки труб или коробов согласно расчету и схеме, описанной в технологии организации естественной вентиляции, понадобятся:
  • трубы необходимой длины,
  • уголок для приточной трубы,
  • инструмент для изготовления отверстий в стене и крыше,
  • герметик для заделывания щелей,
  • дефлектор на вытяжку,
  • защитные решетки и козырек.

Система принудительной циркуляции воздуха

Погодные условия не влияют на механическую систему вентиляции в помещении гаража, но она полностью зависима от подачи электроэнергии. При этом принудительная вентиляция может иметь выходы венткаалов в любой части гаража и поддерживать норму воздухообмена на все сто процентов.

Составляющие системы принудительной циркуляции воздуха в гараже:

  • конструкция приточной установки состоит из фильтра, электрического обогревателя и вентилятора
  • модуль вытяжной установки имеет в своей конструкции два вентилятора или специальный канальный агрегат.

Воздух в принудительной вентиляции до поступления в гараж очищается и нагревается (если это необходимо), а грязный выводится через несколько независимых воздуховодов или одним, объединённым на выходе.

Монтаж принудительной вентиляции

Принудительная вентиляция в гараже своими руками успешно монтируется на основе предварительного расчета всего оборудования.

Размер вентиляционных отверстий можно рассчитать как по основной формуле, описанной выше (в расчете естественной вентиляции), так и по другой, подходящей для монтажа одноканального воздухообмена. При расчете отверстий необходимо знать третью часть площади гаража, так как она должна быть равна сумме величин всех предполагаемых отверстий.

Можно упростить монтаж принудительной вентиляционной системы, используя моноблок, который объединяет вытяжку загрязненного и подачу свежего воздуха с улицы. Есть возможность сэкономить, приобретая моноблок с пластинчатым рекуператором тепла воздуха. Данный аппарат потребляет наименьшее количество энергии (по сравнению с другими приборами для создания принудительной вентиляции).

Необходимо учесть, что только принудительная вентиляция способна делать нормативную смену воздуха в подземных гаражах и только она зимой отлично справится с поступающим низкотемпературным воздухом, не создавая перепадов температур и крайне вредных сквозняков.

Технология монтажа комбинированной вентиляции

У механической вентиляции существует хорошая альтернатива — это комбинированная система вентиляции гаража. Совмещая в себе (достаточно удачно) естественную систему воздухообмена и механическую (принудительную) вентиляцию, комбинированная система циркуляции воздуха отличается по определенным моментам.

Естественная вентиляция Принудительная вентиляция Комбинированная вентиляция
Приток и вытяжка воздушных масс в гараже находится в зависимости от погоды Стабилизирует приток и вытяжку воздуха вне зависимости от погоды
Строгое соблюдение схемы расположения вентканалов Каналы размещают как удобно, а не по одной определенной схеме (исключение: каналы нельзя располагать напротив друг друга)
Энергонезависимая Полностью зависит от подачи электричества На половину зависит от подачи электричества

В комбинированной вентиляционной системе при расчете диаметра вентканалов действует тот же принцип, что и при естественной вентиляции гаража, то есть, сколько воздуха входит, столько должно выйти. Если монтаж комбинированной вентиляции проводится самостоятельно, то, выбирая встраиваемый вентилятор на вытяжку в гараж, необходимо рассчитать его производительность, и при покупке посмотреть в прилагаемых документах соответствие показателей, не забывая, что приток свежего воздуха должен соответствовать или быть выше нормы (180 л/ч).

Вариант самостоятельного расчета мощности в зависимости от объема вентилируемого помещения: воздух желательно сменять от пяти до семи раз в час. Значит, умножим объем гаража на кратность смены воздуха. Пример: объем гаража равен 54 м 3 . Умножаем на 5, получается 270 м 2 . Эта цифра и есть рекомендованная производительность вытяжного вентилятора.

Устанавливая комбинированную вентиляцию в гараже можно быть уверенным в ее эффективной работе в любое время года. При этом один вентилятор потребляет меньше энергии, чем несколько.

Выбор, какая система вентиляции гаража подойдет в каждом конкретном случае, решают сами автовладельцы. Они должны знать, что если существуют нижние уровни в гараже (смотровая яма, технический подвал, погреб), то необходимо разобраться в особенностях проектирования и монтажа вентиляции и этих построек.

Вентиляция гаража со смотровой ямой

В смотровой яме без вентиляции воздух не циркулирует и застаивается, накапливая сырость и затхлость, что пагубно влияет на днище автомобиля, запчасти и инструменты. Организации естественной вентиляции будет достаточно для решения данной проблемы — приточная труба просто опускается непосредственно в яму. Можно сделать автономную вентиляционную систему смотровой ямы, расположив вентканалы (d = 10 см) по стандартной схеме:

  • в противоположных углах ямы;
  • один — на расстоянии 0,1 м от пола ямы;
  • второй — на 0,1 м ниже пола гаража;
  • выходы каналов на улице необходимо защитить от осадков, мусора, грызунов.

Зимой яму лучше всего закрывать, чтобы не скапливать мусор и сырость от въезжающего автомобиля.

Вентиляция гаража с подвалом

В случае совмещения погреба с помещением гаража можно использовать описанные выше виды вентиляции гаража. Организация единой системы воздухообмена между улицей, помещением гаража и подвалом производится по общей схеме с некоторыми особенностями:

  • необходимо максимально исключить наличие изломов и поворотных узлов вентиляционных каналов (особенно для естественной вентиляции);
  • трубу вытяжки утеплить для предотвращения образования конденсата;
  • использовать трубы одного диаметра по всей системе вентиляции.

Примеры схем различных видов вентиляции гаража с подвалом:

Схема принудительной вентиляции усложняется только выводом воздуховодов в погреб, если мощность рассчитана правильно на весь объем помещения гаража и подвала.

Как вывод, соблюдая все нормы и правила при создании вентиляции в гараже своими руками, можно добиться следующего:

  • выведения всех вредных веществ, скапливающихся в помещении (что важно для безопасности людей и построек)
  • предупреждение развития коррозии на металле автомобиля и инструментах
  • оптимального уровня влажности и температуры
  • сохранности продуктов в подвальном помещении гаража.