Подготовка к ВПР. Тесты по русскому языку (4 класс)

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Методика подготовки к ВПР в 4 классе: русский язык

Всероссийская проверочная работа по русскому языку для четвероклассников пройдет 17 и 19 апреля. Мария Кузнецова, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», дает рекомендации: на что обратить внимание в демоверсии и как в целом укрепить знания.

Стратегии подготовки

Нельзя определить единый, подходящий для всех классов способ подготовки к ВПР, но можно выделить пару общих стратегий. Если время позволяет, педагог ведет скрупулезную деятельность с самого начала учебного года. Школьники последовательно вспоминают и прорабатывают все темы ВПР, и только потом учитель дает проверочные работы с заданиями из разных разделов русского языка.

Однако времени часто не хватает, и во многих классах подготовка непосредственно к ВПР стартует только после новогодних каникул. Тогда учитель сразу предлагает отрабатывать похожие проверочные работы. Казалось бы, очевидно использовать для этого сборник упражнений с десятками повторений демоверсии ВПР в разных вариациях и тренировать учеников на основе этих заданий. Но такой подход малоэффективен, он негативно отражается на подготовке, рутина приводит к снижению мотивации.

Нет ничего страшного в том, чтобы сразу приступить к проработке заданий ВПР – однако лучше предлагать ребятам проверочные работы с разным расположением тем, разным соотношением простых и сдложных заданий. Выполнение упражнений не должно сводиться к механическим действиям.

Разноуровневые проверочные работы по русскому языку предназначены для подготовки к итоговой проверке уровня освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Выполнение работ будет способствовать обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности. Работы можно использовать и для проведения итогового контроля на уровне образовательной организации.

Задания демоверсии

Весь перечень заданий ВПР и их описание можно найти на сайте СтатГрад . Разберем некоторые темы, представленные в демоверсии.

Для начала рассмотрим небольшой текст во второй части образца, на нем основаны последующие задания. Каждое предложение в тексте пронумеровано, что может сбить ученика с толку. На самом деле эта нумерация полезна, она не даст ошибиться в пересчете, когда потребуется выполнить задание по конкретному предложению. Важно уделить время этим текстам, чтобы ребенок научился читать их, не обращая внимания на цифры, и улавливать смысл.

Задание №8
Постановка вопроса
Ученик придумывает вопрос по тексту для своих одноклассников. Здесь важна золотая середина. Составить простой вопрос по очевидному факту – это, конечно, показатель низкого уровня подготовки, дети должны уметь задавать каверзные вопросы. С другой стороны, кто-то из учеников может углубиться в творческий процесс и растратить на сочинение вопроса драгоценное время. Самым усидчивым ученикам нужно аккуратно объяснить, что на это задание не стоит тратить больше трех минут, даже если они в состоянии придумать очень интересный вопрос.

Задание №10
Синонимы
Школьник заменяет слово из определенного предложения на близкое по значению. Критерии оценки позволяют указать любой синоним, но правильнее будет научить ребенка подбирать слово в соответствии с контекстом.

Задания №12–14
Морфология
Учащийся выписывает слова, относящиеся к той или иной части речи. Также в заданиях №12 и 13, где говорится о прилагательных и существительных, нужно указать грамматические признаки одного из слов. В задании № 14, в котором идет речь о глаголе, ничего дополнительно указывать не требуется. Это не значит, что можно оставить без повторения грамматические признаки глагола. Если встает вопрос: повторить или нет тему, близкую к заданиям демоверсии, правильное решение – повторить.

Задание №15
Пословицы
Ученик сопоставляет частотное выражение с жизненной ситуацией. К сожалению, нет нормативного списка выражений, которые школьник должен знать к четвертому классу. Многие из тех пословиц, что были на слуху двадцать лет назад, сейчас уже неактуальны и незнакомы детям. Поэтому необходимо продумать, какие выражения могут встретиться в задании, и обсудить их с учениками.

Пособие предназначено для проведения итоговой проверки достижения планируемых результатов обучения по учебно-методической системе «Планета знаний» в 4 классе. В соответствии с требованиями нового стандарта для начальной школы (ФГОС) пособие включает не только материалы итоговых проверочных работ, но и характеристику проверяемых предметных и метапредметных умений, критерии оценивания выполнения каждого задания в баллах и процентах.

Дополнительные упражнения

Как уже было сказано, качественная подготовка подразумевает работу с разными упражнениями. Тетрадь «Русский язык: Разноуровневые проверочные работы: 4 класс» корпорации «Российский учебник» включает как работы, соответствующие модели ВПР, так и другие упражнения, направленные на развитие нужных умений. В тетради представлены задания на лексику, на синтаксис, на самостоятельное составление текста и на многие другие темы.

И не забывайте, что успех подготовки к проверочной работе во многом зависит от психологического состояния педагога и учеников. Поэтому нужно сразу настроить себя и свой класс на хороший результат.

Памятки

по русскому языку

для фотоальбомчиков

(каждый лист для 4 учеников)

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10 , звуков – 6

Согласных букв –21 , звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

Всегда мягкие: [ й ] , [ ч ] , [ щ ]

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Ж И Ш И - пиши с буквой И

Ч А Щ А - пиши с буквой А

Ч У Щ У – пиши с буквой У

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся

без мягкого знака.

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Сколько в слове гласных, столько и слогов .

Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.

Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится .

Ь, обозначающий мягкость

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

(пен ь , пен ь ки)

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(плат ь е, бел ь ё, мурав ь и, в ь юга, обез ь яна)

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

Д о ма – д о мик, н о сы - н о с

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н .

Зу б – зу б ы – зу б н ой.

Предложение

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее

Сказуемое

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное, побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное , побудительное.

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное , побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.

1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

2. Определи, какими частями речи они являются.

3. Определи предложение по цели высказывания : повествовательное, вопросительное, побудительное .

4. Определи предложение по интонации :

восклицательное, невосклицательное.

5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

Имя прилагательное

    по числам

    по родам (мужской, женский, средний)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

    по числам (единственное, множественное)

    по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Глагол действие предмета и отвечает на вопросы и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы : что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч. ( я рисую, ты рисуешь)

мн. ч . (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно .

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

– это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет

не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Предлоги пишут отдельно

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

(Я живу в доме.

Я живу в (каком?) доме?

Я живу в большом доме.)

    Слова, которые имеют общую однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

    Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными , или родственными.

( зим а, зим ушка, пере зим овать, зим овка)

    Общая часть родственных слов называется корнем .

( лес , лес ок, лес ник, лес ной, пере лес ок)

    Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или их частей.

О, Е – соединительные гласные.

(вод о провод, сам о лёт, везд е ход)

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Кузнецова М.И.

М.: 2017 - 112 с. М.: 2016 - 112 с.

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. Пособие составлено с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и результатов Всероссийских проверочных работ, прошедших в апреле 2017 года. Оно может быть использовано при работе с любым учебником «Русский язык» для 4 класса, входящим в Федеральный перечень. В тетрадь включены тренировочные задания, проверочные мини-работы (на 5-20 мин) по каждому разделу программы, две обучающие проверочные работы (каждая в двух вариантах). Ко всем заданиям и проверочным работам приведены ответы с комментариями. Для каждой мини-работы дана карточка самопроверки. Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, различными по способу представления (текст, таблица), форме ответа (выбор ответа, краткий или развёрнутый ответ). Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний ученика по предмету, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формат: pdf (2017 , 112с.)

Размер: 17,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2016 , 112с.)

Размер: 20,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Дорогой четвероклассник! 3
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 5
Звуки и буквы 5
Мини-работа 1 8
Состав слова 9
Мини-работа 2 12
Лексическое значение слова 13
Мини-работа 3 15
Части речи 17
Мини-работа 4 22
Словосочетание. Предложение 25
Мини-работа 5 31
Орфография и пунктуация 33
Мини-работа 6 38
Развитие речи 42
Мини-работа 7 47
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ 51
Проверочная работа 1 51
Вариант 1 51
Вариант 2 57
Проверочная работа 2 63
Вариант 1 63
Вариант 2 70
ОТВЕТЫ С ОБРАЗЦАМИ И КОММЕНТАРИЯМИ 77
Тренировочные задания 77
Звуки и буквы 77
Состав слова 80
Лексическое значение слова 82
Части речи 84
Словосочетание. Предложение 88
Орфография и пунктуация 92
Развитие речи 97
Обучающие проверочные работы 100
Проверочная работа 1 100
Проверочная работа 2 105
Уважаемые родители! 110

Дорогой четвероклассник!
В этом учебном году ты завершаешь обучение в начальной школе и тебе предстоит выполнить Всероссийскую проверочную работу по русскому языку. Не стоит её бояться, но важно быть к ней готовым. Эта работа позволит проверить, насколько грамотно ты умеешь писать и излагать свои мысли на письме, насколько хорошо ты теперь разбираешься в том, чему учился на уроках русского языка. Эта рабочая тетрадь поможет тебе подготовиться к Всероссийской проверочной работе.
Рабочая тетрадь делится на три части.
1. Тренировочные задания по каждому разделу русского языка. В некоторых заданиях надо будет выбрать один или несколько ответов и обвести номер правильного ответа или поставить рядом с ним галочку (v). Чтобы выполнить другие задания, потребуется записать несколько слов, заполнить таблицу, ответить на вопрос, дать письменное объяснение, составить план текста или написать небольшое сочинение на заданную тему. Ты сможешь повторить всё, чему ты научился на уроках русского языка, и проверить, насколько хорошо ты усвоил те или иные темы.
Задания сгруппированы по умениям, которые они проверяют, например:
I Проверь, умеешь ли ты различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Задания повышенной сложности отмечены звёздочкой (*).
Если ты не можешь выполнить какое-либо задание, постарайся понять причину этого. Возможно, ты не понял само задание, тогда тебе нужно ещё раз прочитать его, постараться понять, что предлагается сделать. Обратись за помощью к учителю или родителям. А может, ты поймёшь, что тебе не хватает знаний. Тогда найди эту тему в учебнике или справочнике и прочитай всё, что к ней относится, - так ты восстановишь то, чему ты учился, и лучше запомнишь данный материал.

ГОТОВИМСЯ К ЧАСТИ 2 ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания 1-3 входят в часть 1 ВПР по русскому языку (диктант и 2 грамматических задания).

Часть 2 ВПР по русскому языку включает задания 4-13.

ВАЖНО! Все ответы на вопросы старайся записывать аккуратно и грамотно. Возможно, некоторые задания лучше сначала выполнить на черновике. В случае, если по содержанию задание выполнено верно, но допущено более 2 грамматических ошибок, балл может быть снижен до 0.

Задание 4.

В этом задании необходимо поставить ударение в 5 словах. Чтобы подготовиться к этой работе, необходимо поработать с орфоэпическим словариком (орфоэпия - наука о произношении слов).

В конце учебника по русскому языку обычно есть небольшой орфоэпический словарик. Воспользуйся им.

Если у тебя нет учебника или в учебнике нет такого словарика, воспользуйся этим словариком [ссылка временно неактивна]

Читай слова вслух. Обрати внимание на те слова, которые ты привык произносить не с таким ударением, как в словарике. Выпиши их, поставь ударение. Постарайся запомнить, как правильно ставить ударение в этих словах.

Упражнение . Поставь ударение словах:

позвонила, позвала, понял, туфля, каталог.

Проверь себя по словарю.

Задание 5.

Чтобы справиться с этим заданием, тебе необходимо уметь определять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные. Обрати внимание, в задании нужно определить ЗВУКИ, а не БУКВЫ!

Упражнение. Определи, в каком из этих слов все согласные звуки - звонкие:

Арбуз, ворота, берёза, заяц, тетрадь.

Верно ли, что в слове АРБУЗ все согласные звуки - звонкие? Объясни, почему.

Задания 6-15 выполняются с использованием небольшого текста.

В качестве тренировки поработаем с текстом упр. 200 учебника "Русский язык" В. Канакиной.

(1)У бабушки Лиды жила собака Малька.

(2) Это была злющая собачонка. (3) Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра.

(4) Бывало, к старушке придут гости. (5) Собачонка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6) Откуда столько злости у собачонки Мальки?

Задание 6.

В задании 6 требуется сформулировать главную мысль или тему текста.

Чтобы выполнить задание, ответь на вопросы:

Подсказка: При оценивании этого задания учитывается не только содержание ответа, но и грамотность оформления. Не забудь, что ответ на вопрос - это предложение. Оно должно быть записано с заглавной буквы, а в конце должна быть поставлена точка. Постарайся сформулировать мысль кратко, чётко, грамотно. Внимательно перечитай текст. Часто главная мысль содержится в первом или последнем предложении текста. Чтобы быть уверенным, что в задании нет грамматических ошибок, удобно использовать в ответе слова, которые есть в тексте.

Задание 7 .

В этом задании необходимо составить план текста, который предложен для чтения.

Подсказка : Вероятнее всего, в тексте будет 3 абзаца, т.е. 3 части. Если абзацев больше, то обычно первый абзац - это вступительная часть, последний абзац - заключительная часть, между вступлением и заключением - основная часть.

ВАЖНО! Озаглавить пункты плана словами "Введение", "Основная часть", "Заключение" нельзя. Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста. Помни, что название каждого пункта плана - это предложение, и оформить его надо правильно, с заглавной буквы в начале и с точкой в конце (или другим подходящим для конца предложения знаком). За грамматические ошибки баллы могут быть снижены до 0. Поэтому старайся сделать названия пунктов грамотно. Удобно использовать слова из текста, чтобы быть уверенным в правильной записи.

Примерный план для нашего текста:

1. Питомец бабушки Лиды.

2. Характер и внешний вид Мальки.

3. Как Малька встречает гостей.

Задание 8.

Составь вопрос по тексту, чтобы понять, понял ли твой одноклассник содержание рассказа.

Подсказка: Это может быть любой вопрос, на который можно ответить предложением из текста. Можно взять любое предложение из текста и придумать вопрос по нему. Вопрос может быть совсем простым.

ВАЖНО! Не забудь правильно оформить вопрос (с большой буквы в начале и с вопросительным знаком в конце). Постарайся сформулировать вопрос так, чтобы быть уверенным в постановке других знаков препинания.

Примерные вопросы :

У кого жила собака Малька?

Какой характер был у собаки Мальки?

Как собака Малька встречала гостей?

Задание 9.

В задании 9 надо объяснить значение слова. Объяснение должно быть по возможности коротки и четким. Не забудь, что ответ надо грамотно записать и правильно оформить в виде законченного предложения. Очень хорошо, если ты запомнишь, что после слова, значение которого объясняешь, надо ставить тире.

Подсказка: если тебе трудно самому объяснить значение слова, посмотри, как это делают авторы школьного толкового словаря. Обычно небольшой толковый словарик есть в конце учебника по по русскому языку. Если у тебя нет учебника или в учебнике нет словарика, можно посмотреть толковый словарик здесь [ссылка временно неактивна].

Например:

Столица - главный город страны.

Чайник - ёмкость для заваривания чая.

Терем - большой богаты деревянный дом в Древней Руси.

Задание 10.

Тебе предложат подобрать синоним (близкое по значению слово к заданному) или антоним (слово, противоположное по смыслу данному).

Подсказка: если тебе трудно самому подобрать синонимы, посмотри на примеры, предложенные в словарике синонимов и антонимов. Обычно небольшой словарик синонимов и антонимов есть в конце учебника по по русскому языку. Если у тебя нет учебника или в учебнике нет словарика, можно посмотреть словарик синонимов и антонимов здесь [ссылка временно неактивна].

Задание 11.

Необходимо выписать слово, соответствующее по строению схеме.

ВАЖНО:

  • нужно искать подходящее слово не во всем тексте, а в одном предложении, номер которого будет указан в задании. Все предложения в тексте пронумерованы, поэтому найти предложение, с которым надо работать в этом задании, несложно;
  • слово надо выписать в той форме, в какой оно написано в предложении (т.е. с тем же окончанием);
  • выписанное слово надо разобрать по составу . Если выписано верное слово, но оно не разобрано по составу или разобрано по составу неверно, количество баллов может быть снижено.

Задания 12, 13, 14, 15.

Во всех этих заданиях требуется выписать слова, которые являются определенной частью речи, и указать их морфологические признаки (т.е. признаки слов как частей речи):

  • задание 12 - существительные;
  • задание 13 - прилагательные с существительными, к которым они относятся (то есть надо выписать не отдельные слова, а словосочетания сущ.+прил.);
  • задание 14 - местоимения;
  • задание 15 - глаголы.

Подсказка: в каждом задании морфологические признаки надо определять ТОЛЬКО У ОДНОГО из слов, а не у всех. Выбери слово, признаки которого тебе легче определить. Чтобы верно определить признаки прилагательного, определи признаки существительного, к которому оно относится. Признаки прилагательного такие же, как существительного к которому оно относится.

Запомнить, какие морфологические признаки у каких частей речи, легче с помощью схемы:

Вероятнее всего, спряжение у глагола ты пока определить не сможешь. К концу года ты изучишь этот материал и сможешь выполнить это задание полностью.

У местоимений бывают и другие характеристики, но для выполнения этого задания запомни те, которые указаны в таблице.

Задание 16.

Творческое задание. Надо составить краткую вежливую записку другу/родителям. Это может быть приглашение, отказ, благодарность за помощь.

ВАЖНО! Надо не только составить хороший по содержанию текст, но и грамотно, правильно его записать. За большое количество грамматических ошибок и неверную постановку знаков препинания количество баллов может быть снижено до 0.

Чтобы успешно справиться с этим заданием повтори или выучи правописание слов:

Извините, пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю, к сожалению, не могу прийти, хотелось бы.


17 апреля 2018 года был дан старт всероссийским проверочным работам ВПР по русскому языку в 4 классах. Первая часть ВПР по русскому языку — диктант.

19 апреля 4 классам предстоит выполнить вторую часть работы, которая включает 12 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.

В 2018 году участие в ВПР в 4-х классах является обязательным. Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

Варианты ВПР по русскому языку 4 класс 2018 год + критерии

часть 1 — диктант

Диктант часть 1
Задания Критерии
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1

Часть 2

Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Методика проведения диктанта ВПР по русскому языку 4 класс

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

− Обучающиеся слушают.

− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

− Обучающиеся записывают.

− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, чётко произнося слова.

− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.

Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.