Односоставное определенно. Типы односоставных предложений

Определённо-личные предложения относятся к неполным предложениям, то есть предложениям, у которых отсутствует один из главных членов предложения, в данном случае, подлежащее.

Также к неполным предложениям относятся неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, инфинитивные (иногда их включают в безличные) и номинативные предложения. Почти все эти виды, кроме номинативных, бесподлежащные, т.е. у них отсутствует подлежащее.

Определение

Определённо-личное предложение – односоставное неполное бесподлежащное предложение, в котором в роли сказуемого выступает глагол 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени. Глагол в предложениях такого типа не нуждается в наличии местоимения, так как содержит в себе указание на действующее лицо.

Виды и примеры

В зависимости от формы выражения сказуемого различают два типа определённо-личных предложений:

1) Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Пример: Завтра съездим к брату.

Схожу ещё раз туда, посмотрю там внимательно и приду, может быть, с новостями.

Не хотите ли ещё кофе?

2) Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения:

Пример: Сегодня задержитесь на работе, доделайте отчёт.

Сегодня пойдёте туда опять?

Определённо-личные предложения близки к двусоставным предложениям. Для замены определённо-личного предложения двусоставным достаточно подставить в качестве подлежащего местоимения я, мы, ты, вы и т.д. Например : Посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану. – Я посмотрю, что там, и сразу вернусь, задерживаться не стану.

В тексте определённо-личные предложения зачастую можно объединить со связанным с ним по смыслу предложением в сложное предложение:

Мы вчера опять ходили туда. Посмотрели, послушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали. – Мы вчера опять ходили туда, смотрели, слушали, что говорят другие, но ничего нового не узнали.

Как правило, определённо-личные предложения – распространённые, т.е. включают в свой состав вспомогательные члены предложения. Нераспространённые определённо-личные предложения, чаще всего, являются неполными: контекстуальными, ситуативными либо диалогическими, причём предложение зачастую выражается одним словом:

– Идёт! (например, про приближающийся поезд)

– Ну что, сходил, узнал, какие документы нужны?

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Пойду сегодня в музей. Пойдешь со мной? или Знаю, что шутишь - а все-таки верю. Зачем же мучаешь ? (А.Н. Толстой)

Поторопитесь! Скоро начнется урок! или Ну как живешь?

Эти предложения имеют только один главный член предложения – сказуемое.«Определенно-личные предложения обладают наибольшей степенью логико-синтаксической членимости. Они сближаются с двусоставными предложениями по характеру выражаемой мысли». (В.В. Бабайцева. Л.Ю. Максимов. «Современный русский язык») Деятель в определенно-личных предложениях не назван, но мыслится в них определенно: он может выступать в виде местоимений : я, мы, ты, вы.

В определенно-личных предложениях актуализируется действие, именно этим они отличаются от двусоставных . Сравните:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа (А.С. Пушкин)

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (А. Блок)

Определенно-личные предложения не являются неполными без подлежащего . Если такие предложения трактуются как структурно-семантический тип двусоставных предложений, они могут быть квалифицированы как неполные. Действующее лицо в определенно-личных предложениях либо неизвестно, либо не важно для сообщения. Например:

Пусть говорят, а ты не слушай или Тише едешь – дальше будешь , Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда, Любишь кататься – люби и саночки возить. (п ословицы)

Предложение следующего типа: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным стогами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.А. Некрасов) относится к переходным (промежуточным) конструкциям между односоставными и определенно-личными предложениями. В таких предложениях нет подлежащего, но имеется определение к нему.

Своеобразные промежуточные конструкции образуют предложения, в которых имеются слова все, сам, оба с двойным подчинением:

Подите все! Оставьте одного царевича со мной. (А.С. Пушкин)

Сказуемое в определенно-личных предложениях может быть выражено:

1. Глаголом 1-го лица единственного числа изъявительного наклонения. Это «наиболее типичная форма определенно-личных предложений, так как эта форма имеет индивидуально-личное значение» (В. В. Виноградов).Особенно усиливается оттенок обобщения в пословицах и рассуждениях общего характера, где индивидуально-личное значение формы 1-го лица предельно ослаблено: Еду, еду не свищу, а как наеду – не спущу. (А.С. Пушкин) или Моя хата с краю – ничего не знаю . (пословица) Оттенок обобщенного значения создается их пословичным использованием.

2. Глаголом изъявительного наклонения в форме 2-го лица единственного или множественного числа. Эта форма имеет место в тех случаях, когда говорящий обращается к собеседнику, например: Что молчите? В последний раз задаю вопрос, слышишь?

3. Глаголом повелительного наклонения: Ну что ж, садись, светило! (В.В. Маяковский)

4. Глаголом в форме 1-го лица множественного числа.

Эта форма имеет следующие значения в определенно-личных предложениях:

а) Говорящий побуждает собеседника совершить совместное действие: Едем! Если в такое предложение вставить подлежащее, то оно утратит побудительное значение, таким образом, двусоставные и односоставные предложения могут отличаться семантико-грамматическими свойствами.

б) Говорящий обозначает действие другого лица, количество которых может быть определенно и не вполне точно: Еще на вашей свадьбе после войны водку будем пить. (Ю. Бондарев)

в) Глагол в форме 1-го лица множественного числа выражает отношение участливой сопричастности в обращениях к собеседнику (вместо 2-го лица единственного и множественного числа): Как себя чувствуем, как живем?

Сказуемым определенно-личных предложений не может быть глагол в форме 3-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени. Предложения с такими сказуемыми при отсутствии подлежащего являются двусоставными неполными.

Урок на тему «Определенно-личные предложения» знакомит нас с этим типом односоставных синтаксических конструкций. Рассматриваемые предложения всегда имеют в своем составе глагол в определенной форме. В ходе урока учитель научит различать неполные двусоставные предложения и определенно-личные.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Определенно-личные предложения

Определенно-личные предложения - это один из видов односоставных предложений, в котором главный член предложения имеет структуру и свойства, сходные со структурой и свойствами сказуемого.

Главный член определенно-личных предложений сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается глаголом в форме 1 и 2 лица ед. и мн. числа изъяв. и повелит. наклонения.

Глагол 1-го л. ед. ч. изъяв. накл. - Снова вижу знакомый город.

Глагол 2-го л. ед. ч. изъяв. накл.- Помнишь тот осенний вечер?

Глагол 1-го л. мн. ч. изъяв. накл. - Не забудем вашей доброты.

Глагол 2-го л. мн. ч. изъяв. накл. - Зайдете завтра за зарплатой?

Глагол 2-го л. ед. ч. повелит. накл.- Думай хорошенько!

Глагол 1-го л. мн. ч. повелит. накл. - Пойдемте в кино!

Глагол 2-го л. мн. ч. повелит. накл. - Зайдите ко мне обязательно!

Главные члены определенно-личных предложений могут иметь структуру не только простого глагольного , но и составного глагольного и составного именного сказуемого:

Когда станешь изучать (составное глагольное) химию, узнаешь (простое глагольное) много интересного;

Будете вожатыми (составное именное) в нашем лагере.

При этом вспомогательный глагол обязательно стоит в форме 1-го или 2-го лица.

Определенно-личные предложения сообщают о действиях или других признаках человека (то есть лица), при этом человека определенного. Этим человеком - в зависимости от формы глагола - может быть говорящий: Люблю тебя сейчас, не тайно, напоказ.

Определенно-личные предложения не всегда сообщают нам о действиях именно человека.

Они обозначают действия живых существ и даже неживых объектов, которые мы как бы «очеловечиваем», обращаясь с ними так же, как и с людьми.

Да перестань же гавкать! (обращение к собаке)

Ну, работай же как следует! (обращение к компьютеру)

Информация, о ком именно идет речь, уже содержится в личном окончании глагола, нам легко понять, о ком идет речь, поэтому обозначать субъект другими языковыми средствами, например местоимениями, необязательно.

Люблю тебя сейчас, не тайно, напоказ

(субъект действия - говорящий, глагол в 1 л. ед. числа).

Возьмем ся за руки, друзья!

(субъект действия - говорящий и другие люди, глагол в 1л. мн. числа)

Жди меня, и я вернусь

(субъект действия - слушающий, глагол во 2 л. ед. числа)

О, дайте , дайте мне свободу!

(субъект действия - несколько слушающих, глагол во 2 л. мн. числа)

Поэтому, несмотря на отсутствие слова, называющего субъект, определенно-личные предложения являются информативно достаточными и, безусловно, полными .

О действиях говорящего или слушающего может сообщаться в неполных двусоставных предложениях:

1. Я думаю, что 2) не ошиблась в нем.

Вторая часть этого предложения является неполным предложением: не ошиблась в нем.

Форма глагола в этом предложении не имеет морфологического признака лица и не указывает однозначно на субъект действия (я не ошиблась; ты не ошиблась; она не ошиблась - форма глагола везде одна и та же), но из контекста понятно, о ком идет речь, поэтому такая конструкция является неполной.

2. Я думаю, что 2) понимаю его.

Вторая часть предложения - это двусоставное неполное.

Определенно-личные предложения - это односоставные предложения, которые всегда сообщают о действиях определенного человека; всегда в своем составе содержат глагол в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения.

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б.. Русский язык.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык.

3. Тесты. Односоставные предложения ().

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

1. Найти грамматическую основу в предложениях текста.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «нет».

2. Найти односоставные предложения.

Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

Клюкву собирают поздней осенью.

Клюква - болотная ягода.

Хотелось бы мне с вами поговорить.

Ни души!

Не позволяй душе лениться!

Душа обязана трудиться.

А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна.

Не уходи, побудь со мною…

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).