Политические партии и партийная система кнр. Партийная система китая. Общественные организации в КНР

08:32 — REGNUM Разобраться в различиях некоммунистических партий Китая, столь непонятных для иностранцев, и понять их содержание и цели предлагает 6 марта агентство «Синьхуа» в разгар сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Агентство отмечает, что удачный шанс поднять тему возник 6 марта, когда лидеры некоммунистических партий Китая выступили на пресс-конференции, представляя, каким образом они планируют интегрировать свои организации в китайскую систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций, а также, какой вклад они намерены внести в модернизацию страны.

Пресс-конференция проводилась в кулуарах продолжающейся первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 13-го созыва, являющего главным консультативным органом Поднебесной.

Кто же они?

  • Революционный комитет Гоминьдана (RCCK ) — партия создана в 1948 году в Гонконге левыми сторонниками Гоминьдана, порвавшими с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае.
  • Китайская демократическая лига (CDL ) — основана в 1941 году в Чунцине и состоит в основном из интеллектуалов, работающих в сфере культуры, образования, науки и техники. Изначально была сторонником «третьего пути» между коммунистами и националистами в период гражданской войны, однако сблизилась с КПК под давлением авторитаризма лидера Гоминьдана Чан Кайши .
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая (CNDCA) — была основана в 1945 году одним из бывших членов Китайской демократической лиги. Состоит преимущественно из патриотических промышленников, бизнесменов и интеллектуалов.
  • Ассоциация содействия развитию демократии (CAPD) — основана в 1945 году, преимущественно состоит из интеллектуалов сферы культуры, образования, печати и науки.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (CPWDP) — основана в 1930 году и состоит преимущественно из ведущих интеллектуалов в сфере здравоохранения, социальных ресурсов и экологической защиты.
  • Китайская партия стремления к справедливости была основана в 1925 году в Сан-Франциско. Состоит из китайцев, вернувшихся в Поднебесную, а также их родственников и китайцев, живущих за рубежом и связанных с китайскими эмигрантами. Партия придерживалась принципов федерализма и многопартийности и изначально возглавлялась двумя бывшими военачальниками Гоминьдана.
  • Общество «Цзюсань» (Общество «3 сентября») — основана в 1945 году интеллигенцией высшего и среднего звена, связанной с наукой, техникой, культурой, медициной и здравоохранением.
  • Лига демократической автономии Китая — основана в 1947 году выходцами с Тайваня, живущими на материке.

Как оно работает?

Лидеры партий принимают участие в политической жизни страны в вопросах консультации и обсуждении государственных отношений, а также следят за демократичностью процедур в стране.

Значительная часть членов некоммунистических партий также являются депутатами высшего законодательного органа Поднебесной — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — и имеют возможность участвовать в законодательных инициативах государства.

Некоммунистические партии также запустили ряд расследований по проблемам здравоохранения, образования, региональной экономической интеграции и борьбы с бедностью.

Доклады по результатам расследований напрямую поступают в ЦК Компартии Китая или Госсовет КНР и помогают сформулировать или скорректировать политику и законодательство, отмечает председатель ЦК Революционного комитета Гоминьдана Вань Эсян .

Новый тип партийной системы

Председатель КНР Си Цзиньпин поделился своим видением китайской политической системы во время панельной дискуссии с политическими советниками, которая прошла 4 марта в преддверии 1-й сессии Национального политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Система военного сотрудничества и политической консультации под предводительством КПК представляет собой «Новый тип партийной системы, взошедший на китайской почве» , — заявил Си, который по совместительству является генеральным секретарем ЦК Компартии Китая и председателем Центральной военной комиссии КНР, о чем уже сообщало ИА REGNUM .

В рамках проходящей сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) состоялось заседание лидеров восьми демократических партий и общественных движений. О том, что за политические силы собрались в столице Китая, который зачастую считается однопартийным государством, и о том, сулят ли происходящие процессы изменения в партийной системе КНР – читайте в материале .

Коммунистическая партия Китая (КПК) является правящей и принимающей все ключевые решения, но не единственной. Именно КПК, численность членов которой больше, чем население Германии, является самой многочисленной, хотя в остальных партиях состоят десятки и даже сотни тысяч человек. Сейчас в КНР сложилась своеобразная система "многопартийного сотрудничества". Партии здесь мало отличаются от общественных движений – они не претендуют на то, чтобы оспаривать власть КПК, а также участвуют в реализации её инициатив, таких как ликвидация бедности, в программах "Здоровый Китай", "Прекрасный Китай" и инициативе "Один пояс – один путь".

Большинство таких партий было создано ещё до образования КНР, к настоящему времени все они встроены в единую систему, каждая "привязана" к какой-то из социальных групп, либо имеет выраженное предназначение.

Революционный комитет Гоминьдана 民革 (осколок Гоминьдана, закрепившегося после гражданской войны на острове Тайвань) рассматривается как одно из средств "мирного объединения Родины", Ассоциация демократического народного строительства (АДНС) 民建 является партией, тесно связанной с экономическими кругами. Ассоциация содействия народной демократии (АСНД) 民进 преимущественно состоит из интеллигентов: работников образования, культуры, издателей. В Китайской Рабоче-Крестьянской партии (КРКП) 农工党 , несмотря на название, состоит много специалистов высокого уровня из числа медиков, фармацевтов и экологов. 75% членов Демократической лиги Китая民盟 (ДЛК) трудятся в сферах образования, культуры, науки. Партия стремления к справедливости Чжигундан 致公党 в основном объединяет китайских соотечественников-хуацяо, как вернувшихся на родину, так и живущих за рубежом. "Общество 3 сентября" 九三学社 состоит из научно-технической интеллигенции, после образования КНР к нему присоединились члены Академии наук и Академии инженерных наук. Лига демократической автономии Тайваня 台盟 состоит из представителей Тайваня. Китайская ассоциация промышленников и торговцев工商联 объединяет представителей негосударственного сектора экономики.

Совместные пресс-конференции лидеров демократических партий впервые начали проводиться в 2008 г. на 11-м съезде НКПСК. Сейчас китайские СМИ называют их десятилетней устоявшейся традицией. В 2008 г. на собрании присутствовали главы восьми организаций. В 2012 г. к ним добавился руководитель. В 2013 г. Чэнь Чанчжи , занимавший тогда должность ЦК АДНС, охарактеризовал отношения между КПК и малыми партиями следующим образом: "Компартии нужно иметь великодушие, демократическим партиям нужно иметь смелость" .

Нынешний председатель ЦК АДНС Хао Минцзинь отметил, что экономическое и социальное развитие страны столкнулось с новыми вызовами. При этом он подчеркнул важность последних указаний председателя КПК Си Цзиньпина . В январе АДНС внесла проект структурных реформ в области контроля за экологической ситуацией в провинциях Хунань и Хубэй. Также он подчеркнул, что многопартийная система Китая уходит корнями в китайскую почву, создан способ "сосредоточить мудрость и силы различных социальных кругов для осуществления больших дел".

Председатель ЦК ДЛК Дин Чжунли считает, что китайская система многопартийного сотрудничества позволит уйти от борьбы между партиями, от ситуации общей подавленности (тягостности) и проблемы "конкуренции ради конкуренции".

Систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций называл "большим вкладом в политическую цивилизацию человечества" председатель КПК Си Цзиньпин . Он же сделал заявление о рождении "партийной системы нового типа", но при этом лично встречался не с лидерами всех партий, а только двух – Демократической лиги и Чжигундана .

Также на недавнем совещании в рамках НПКСК присутствовали беспартийные и вернувшиеся на родину эмигранты (хотя и не уточняется, были ли они членами Чжигундана, который объединяет эмигрантов и репатриантов). Представителей других партий на той встрече не было.

Некоторые наблюдатели из России на фоне этой встречи и в связи с вносимыми в Конституцию КНР изменениями стали высказывать гипотезы о схожести начавшихся процессов с тем, что происходило в поздней КПСС, когда из Конституции СССР убрали упоминание о руководящей роли КПСС и разрешали создание других партий.

Однако портал "Фэнхуан синьвэнь" отмечает, что нынешнее собрание в Золотом зале прошло в ускоренном режиме, в частности, церемония совместного фотографирования прошла всего за минуту. К тому же, возможно "новая партийная система" подразумевает, напротив, сокращение количества партий. Известно, что руководство Китая, состоящее из членов КПК, стремится распространить методы партийного контроля на всю страну. Так, создаваемые надзорные комиссии становятся отдельной миссией и по функциям напоминают партийные комиссии по проверке дисциплины, однако смогут проверять любых должностных лиц, вне зависимости от того, являются ли они коммунистами или нет.

К тому же, одобрены поправки в Конституцию, как раз усиливающие роль КПК, о них писало ранее . На третьем пленарном заседании 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва 11 марта 2018 года законодатели КНР согласились с тем, что "руководство со стороны Коммунистической партии Китая является сущностной особенностью социализма с китайской спецификой". Также сняты ограничения на срок пребывания на руководящем посту Китайской Народной Республики.

По мнению экспертов, китайский лидер ослабляет фракционную борьбу среди руководителей партии и "фиксирует курс" страны, подразумевающий дальнейший рост экономики и укрепление политического влияния в мире. Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова Сергей Луконин считает, что начатые при нынешнем председателе КНР кампании будут продолжены.

"Кампании будут продолжаться, внешняя политика Китая будет развиваться по стратегическому плану, который осуществлялся ранее. Все, что мы наблюдали за время председательствования Си Цзиньпина, будет продолжено в будущем", - заметил Луконин в беседе с RT .

По словам Маслова, одной из основных задач китайского лидера будет достижение полного или частичного контроля над рядом секторов мировой экономики: перевозками, финансами, банковской сферой, энергетикой.

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.



4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

6. Революционный комитет Гоминьдана (РКГ). Основан в 1948 г. Насчитывает свыше 53 тыс. членов. Основной контингент партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом. Главное направление деятельности – содействие «ускорению завершения великого дела объединения родины», пропаганда и последовательное проведение в жизнь курса КПК на «возвращение Тайваня в лоно родины», всемерное развитие связей с соотечественниками на Тайване и за рубежами страны, содействие претворению в жизнь концепции «одно государство – две системы». Председателем партии является Хэ Лули.

7. Общество 3 сентября . Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

НПКСК не является государственным органом и отличается от обычных общественных организаций. Комитеты НПКСК всех уровней проводят раз в год пленарные заседания, а в период между сессиями привлекают своих членов для участия в различного рода деятельности: в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, проблем местного значения. Члены комитетов могут высказывать свои мнения, рекомендации и критические замечания. Тем самым как бы осуществляется «демократический контроль» за деятельностью правительства и проведением в жизнь Конституции и законов КНР.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

В апреле 2005 г. был принят новый документ по многопартийному сотрудничеству – «Соображения ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества», который и определяет порядок «политического участия» во власти демократических партий и беспартийных.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Тем не менее, аналитики отмечают, что политический вес некоммунистических деятелей вырос при правлении Дэн Сяопина и последующих поколений руководства КПК, в первую очередь, за счет установления политического обычая предварительного консультирова-ния с демократическими партиями и деятелями до принятия важнейших государственных решений. Кроме того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемых для обсуждения и принятия на партийных съездах и пленумах, по кадровым назначениям, проектам важных законов и др. Иногда представители других партий становятся инициаторами некоторых общественно-политических акций (освоение зоны дельты Янцзы). Как полагает Л.М. Гудошников, во всем этом просматривается поиск коммунистами взаимодействия и компромисса с социальными слоями, не совсем принимающими собственно коммунис-тическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой».

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Арсланов Г. Реформы в Китае: смена поколений на политическом олимпе // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4.

Буров В. Собственным путем. ХVI съезд КПК и социально-экономическое развитие Китая // Свободная мысль ХХI. – 2003. – № 1.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М.: Муравей, 2003.

Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. Отв. Ред. А.Д. Воскресенский – М.: «Восток-Запад, 2006.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Мамаева Н.Л. КПК на современном этапе развития (конец ХХ –начало ХХI века) // ПДВ. – 2006. – №2.

Михеев В.В. Стратегия «стабильности» (об итогах ХVI съезда КПК) // Аналитические записки ИПМИ. Т.1. №3. – М., 2002.

Михеев В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции //МЭиМО. – 2006. – № 7.

Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

Китайский рывок: оценки на Западе //Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.

Партия в эволюции политической системы в КНР // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 2.

Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2004. – № 3–4.

Портяков В.Я. От Цзян Цзэмина к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в. М.: ИДВ РАН, 2006.

Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2.

Портяков В.Я. От Цзян Цземиня к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале ХХI в. – М.: ИДВ РАН, 2006.

Решения ХVI съезда Компартии Китая. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2003. – №1.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. – 2007. –

Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. – М.: ИДВ РАН, 1999.

Вся политическая власть в КНР сосредоточена в руках партийных структур КПК, принятые ими решения реализуются через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах, руководящих структурах других политических партий и общественных организаций. По состоянию на 2002 год было зарегистрировано 66,355 миллионов членов КПК.

Создаваемые в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций в соответствии с Уставом КПК «партийные группы руководства» являются важным инструментом проведения партийной политики.

Имеет место практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а также руководящими структурами общественных (народных) организаций, прежде всего — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Основным организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма. В соответствии с этим принципом члены КПК обязаны подчиняться решениям партии и её органов; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим, меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК.

Особенностью политической системы КНР является существование массового общественно-политического движения под названием Единого патриотического фронта различных демократических партий и общественных организаций, «объединяющего всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины» (Преамбула конституции). Организацией, координирующей и направляющей деятельность Единого фронта, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). НПКСК не является государственным органом и в то же время отличается от обычных общественных организаций. Этот орган (до 1949 года назывался Политическим консультативным советом) содействия демократии и осуществления взаимного контроля политических партий был создан в 1946 году в Чунцине. В Единый фронт помимо КПК входят и некоммунистические демократические партии, общественные (народные) организации, беспартийные демократы, представители этнических меньшинств, Тайваня, Гонконга, Макао. В конституции зафиксирован принцип «многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Её руководящая роль, согласно конституции, является залогом достижения главной задачи современности — «постепенно осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвигать гармоничное развитие материальной, политической и духовной культуры».

Таким образом, Компартия не является единственной политической партией КНР. В стране существуют ещё 8 небольших партий, обозначаемых общим названием «демократические партии»:

— Революционный комитет Гоминьдана Китая: создан в 1948 году, объединяет 47 тысяч членов, большинство из которых — лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом;

— Демократическая лига Китая: создана в 1941 году, объединяет 117 тысяч членов, большинство из которых — представители творческой интеллигенции, деятели образования, культуры и науки;

— Китайская ассоциация демократического национального строительства: создана в 1945 году; объединяет 60 тысяч членов, большинство из которых — представители интеллигенции;

— Китайская ассоциация содействия развитию демократии: создана в 1945 году; в неё входят 56 тысяч членов, большинство из которых — деятели культуры, науки и просвещения;

— Крестьянско-рабочая демократическая партия: создана в 1930 году, нынешнее название поучила в 1947 году; объединяет 55 тысяч членов — работников медицины и здравоохранения, науки, образования и культуры;

— Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости): создана в 1925 году; объединяет репатриантов и родственников китайцев, проживающих за рубежом;

— Общество «3 сентября»: создано в 1944 году, своё нынешнее название получило в 1945 году в честь победы над Японией; насчитывает 57 тысяч членов — учёных и специалистов в области естественных и технических наук;

— Лига демократического самоуправления Тайваня: создана в 1947 году; насчитывает 1 400 членов.

Кроме политических партий в КНР также действуют массовые общественные (народные) организации, общей численностью около 2000. Крупнейшими из них являются: Коммунистический союз молодёжи, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодёжи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Всекитайская федерация студентов, Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами и др. Они также действуют под руководством КПК.

Тема 5. Партийная система КНР: проблемы реформирования.

1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта.


  1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта. В ходе вооруженной борьбы КПК и социалистического строительства в стране сформировался широкий патриотический Единый фронт, в который входят различные демократические партии и народные организации, все лица, поддерживающие преобразования, а также патриоты, выступающие за объединение Китая.
Организационной формой Единого фронта явился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) . Согласно действующей Конституции КНР, он призван сыграть «важную роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».

Функционирующим в сезонном порядке органом НПКСК является Всекитайский комитет НПКСК , призванный проводить курс «долговременного сосуществования компартии с демократическими партиями и беспартийными деятелями, а также осуществлять политику «взаимного контроля» участников Единого фронта». С этой целью ВК НПКСК должен проводить политические диалоги с КПК по политическим и социально-экономическим вопросам, вносить в высший орган государственной власти предложения и замечания по обсуждаемым вопросам.

Эти функции Единого фронта (называвшегося до 1965 г. «народно-демократическим фронтом») не осуществлялись во время «культурной революции» (1966-1976 гг.). Сессии ВК НПКСК в период с января 1965 по февраль 1978 г. не созывались.

Политическая и организующая роль КПК проявлялась через органы Единого фронта, в который непременно включались все демократические партии. С сентября 1949 г. по декабрь 1954 г. вместо единого устава всех организаций, входящих во Фронт, действовал организационный статут НПКСК. В декабре 1954 г. на первом заседании Всекитайского комитета НПКСК он был заменен Уставом НПКСК, а Общая программа НПКСК заменялась Конституцией 1954 г. В первом Уставе НПКСК подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли КПК в Едином фронте по мере его укрепления и развития. После принятия этого Устава все демократические партии решениями их центральных органов объявили программным документом каждой партии его «общие положения».

В 1956 г. руководство компартии, определившее принципы взаимоотношений КПК с демократическими партиями, выдвинуло упомянутый выше курс на «длительное сосуществование и взаимный контроль», что фактически позволило КПК установить жесткий контроль над демократическими партиями, дабы не допустить возникновения какой-либо оппозиции правящей партии в Китае.

Сложившаяся ситуации объективно способствовала созданию условий, приведших к утрате демократическими партиями самостоятельной политической роли под предлогом борьбы против установления многопартийной системы буржуазного типа, увеличения численности демократических партий до уровня, позволяющего играть контролирующую политическую роль. Парадоксальным представляется признание факта того, что превращение демократических партий в организационный придаток КПК привело к изменению не только форм деятельности, но и самой сущности Единого фронта, высший орган которого Всекитайский совет НПКСК – свел собственную деятельность к участию членов своего Постоянного бюро в заседаниях Постоянного комитета ВСНП. Не случайно во время «культурной революции» деятельность НПКСК вместе со входящими в его структуру демократическими партиями была парализована.

После «культурной революции» и принятия Конституции 1978 г. в китайской печати стала подчеркивать важность «уважения политических свобод демократических партий», однако от них по прежнему требовалось действовать в «тесном взаимодействии с КПК», «способствовать совершенствованию работы КПК в правительстве».

2. Проблемы реформирования Единого фронта на современном этапе.

В декабре 1982 г. сессия ВК НПКСК приняла действующий поныне Устав НПКСК, в котором были учтены важные политические перемены, произошедшие в стране после смерти Мао Цзэдуна, устранения приближенной к нему группы партийных работников, принятия Конституции 1982 г. Устав закреплял новую политическую ориентацию на отказ от установок «культурной революции», построение модернизированной державы, объединение Китая.

В соответствии с действующим Уставом 1982 г. ВК НПКСК формируется из представителей КПК, демократических партий и общественных объединений, беспартийных деятелей, соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня, а также приглашенных лиц . Единый фронт открыт для вступления в его члены всем партиям и организациям, одобряющим Устав, но при этом требуется и согласие ВК НПКСК.

По Уставу 1982 г. изменился статус и порядок деятельности демократических партий Китая (Революционный комитет Гоминдана, Демократическая лига Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, Китайская ассоциация содействия развитию, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжигундан, Общество 3 сентября, Лига демократической автономии Тайваня). Китайские исследователи считают, что все это – легальные политические партии, пользующиеся конституционной защитой. В преамбуле действующей Конституции закреплено существование демократических партий, которые, как сказано, должны рассматривать Конституцию в качестве основного критерия своей деятельности, обязаны защищать достоинство конституции и гарантировать её претворение в жизнь.

Такого положения не содержалось в Конституции КНР 1954 г. и в последовавших за ней Конституциях 1975 и 1978 гг., носивших на себе печать «культурной революции», не было даже упоминания о демократических партиях. Закрепление впервые их статуса в действующей Конституции КНР явилось существенным прогрессом.

Каждая партия самостоятельно принимает свой Устав, разрабатывает организационные принципы, определяет структуру, разрешает свои внутрипартийные дела . При этом дискутируется вопрос о том, что демократические партии самостоятельны только в организационном плане, в политическом они находились под руководством компартии. Политическое руководство КПК реализовывалось посредством «демократических консультаций», политико-воспитательных мероприятий, выполнения авангардной роли членами КПК. В 50 - начале 60-х гг. ХХ в. такая роль выполнялась «нераскрытыми» членами КПК, работавшими в демократических партиях.

С конца 70-х гг. закладывались основы такого сотрудничества и взаимодействия. За десять лет (1978-1988 гг.) КПК созвала 35 консультативных совещаний с демократическими партиями и беспартийными деятелями, которые в свою очередь предложили свои консультативные услуги по 3300 вопросам. Именно этот период был насыщен серьезными политическими переменами в Китае. За десять лет было реабилитировано около 6 млн. человек, неоправданно обвиненных и осужденных в годы «культурной революции», а также 540 тыс. членов КПК и других лиц, заклейменных как «правые» в 1957 г. Более 500 тыс. бывших офицеров и солдат Гоминдановской армии, перешедшие на сторону Народно-освободительной армии Китая, получили обратно конфискованное у них в годы «культурной революции» имущество, включая недвижимую собственность.

Деятельность Единого фронта перешла из политической сферы в области экономики и культуры, из крупных и средних городов – в уездные центры, из континентального Китая – в зарубежные страны и государственные образования.

После выдвижения в 1982 г. по инициативе Дэн Сяопина концепции «одно государство, две системы», и с началом реализации этой концепции образовались две организации Единого фронта: в континентальном Китае, действующая на основе принятия «политических принципов социализма» и организация соотечественников Тайваня, Сянгана и Аомыня, а также зарубежных китайцев, поддерживающих объединение страны.

В этой время ЦК КПК, руководимый Дэн Сяопином, объявил о том, что класс капиталистов больше не существует в Китае и классовые отношения претерпели существенные изменения. ЦК КПК принял решение о перенесении центра тяжести деятельности партии в область модернизации на основе «четырех принципов» (социалистического пути, руководства КПК, демократической диктатуры народа, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна) и новых политических установок по вопросам экономического развития, проведения реформ и открытия Китая для внешнего мира. Наступил новый период в деятельности Единого фронта.

Многопартийное сотрудничество под руководством КПК стало главной формой деятельности и демократических партий и всего Единого фронта . На расширенном заседании Совета Председателя ВК НПКСК (октябрь 1989 г.) было принято решение, указывавшее, что демократические партии являются дружественными партиями, тесно сотрудничающие с КПК. Политические консультации и «демократический контроль» как формы взаимодействия органов КПК и Единого фронта подлежали институционализации, внедрению в структуру современной политической жизни страны.

Однако при этом вновь отвергалась возможность создания многопартийной системы западного, буржуазно-демократического образца, не допускалось и мысли о возникновении оппозиционных партий, способных стать правящими взамен компартии.

Существо «демократических консультаций» КПК с демократическими партиями подробно не раскрывается в партийных документах. В общих чертах китайские политологи характеризуют консультации как «предварительные обсуждения» на встречах ответственных работников партаппарата КПК и демократических партий важных вопросов в ходе подготовки решений.

С начала 90-х гг. в печатных органах Единого фронта стала обосновываться необходимость институционализации многопартийного сотрудничества, а именно: включения в преамбулу Конституции положения о политических консультациях и демократическом контроле как основных функциях НПКСК, замены Устава НПКСК законом, четком определяющим содержание, формы и процедуры консультаций и контроля. Деятели Единого фронта также предлагали законодательно обязать Госсовет и местные народные правительства реагировать на запросы органов НПКСК. Они полагали, что назрело время принять закон о многопартийном сотрудничестве, либо закон о политических партиях, в которых содержались бы положения, определяющие характер межпартийных отношений, сферу деятельности каждой партии, обеспечивающие специфические интересы демократических партий.

Некоторые китайские политологи предлагали включить в Конституции КНР положения о «многопартийном сотрудничестве под руководством КПК», другие считают, что в Конституции должны быть перечислены названия всех разрешенных демократических партий и определен их статус. Третьи настаивали на конституционных гарантиях участиях демократических партий в государственных органах различных ступеней, увеличения численности представителей демократических партий в ВСНП и местных собраниях народных представителей и даже в создании фракции различных политических партий в этих органах.

Судя по имеющимся данным в конце 90-х гг. назрела необходимость совершенствования форм и характера взаимодействий КПК с демократическими партиями. В этой связи деятели Единого фронта выражали мнение, что контроль демократических партий как одна из предлагаемых их функций явно не эффективен. Поэтому они предлагали создать в рамках НПКСК специальный орган контроля или надзора.

Обсуждались и пути совершенствования форм консультаций КПК с демократическими партиями . В их числе – проведение «демократических консультативных совещаний», информационных конференций. Деятели Единого фронта предлагали возродить закрепленное в Конституции 1954 г. Верховное государственное совещание, ликвидированное во время «культурной революции».

Такое совещание созывалось Председателем КНР по своему усмотрению, он председательствовал на Совещании и кроме лиц, указанных в ст. 43 Конституции, приглашал на него тех, кого считал необходимым пригласить. Такая прерогатива Председателя являлась «одним из сильных элементов единоличной формы правления». В последующих Конституциях статья о верховном государственном совещании была исключена. Между тем такой политический институт потенциально представлял возможность эффективной координации многопартийного сотрудничества и консультации между различными политическими силами общества. Поэтому в условиях роста партийно-авторитарной тенденции он фактически переродился в новый политический институт расширенных совещаний при председателе ЦК КПК.

Практически «многопартийное сотрудничество» осуществляется следующим образом. При возникновении проблем в межпартийных отношениях Отдел Единого фронта ЦК КПК созывает ответственных работников демократических партий на совещание, в результате которого публикуется соответствующий директивный документ ЦК КПК. Демократические партии до последнего времени высказывались против чрезмерного контроля КПК на их деятельностью, отношения к ним как к придаткам парткомов КПК и их отделов Единого фронта. После массовых выступлений в 1989 г. подобные взгляды стали рассматриваться как проявление «буржуазно-либеральных воззрений».

Между тем демократические партии в 80-90 гг. объективно были призваны играть активную роль в проведении в жизнь принципа «одно государство, две системы», служащего инструментом мирного воссоединения страны. Так, перед демократическими партиями стояла важная задача «наведения мостов в отношениях КНР и Тайванем (Китайской республикой), укрепления контактов с подлежащими объединению с КНР Сянганом и Аомынем. Демократические партии в частности, вели активную работу с ветеранами тайваньской партии Гоминдан, их родственниками, представителями молодого поколения тайваньской интеллигенции, со многими политическими организациями на Тайване, а также с зарубежными экономическими партнерами КНР из числа лиц китайской национальности. В первой половине 80-х гг. ХХ в. только при содействии одной из демократических партий – Ассоциации демократического национального строительства Китая – в г. Гуаньчжоу были привлечены капиталы зарубежных китайцев на общую сумму 1млрд ам. долл. для строительства спидвея, современной гостиницы «Китай», предприятий обрабатывающей промышленности.

Деятельность 190 тыс. членов 8 демократических партий благоприятствовала проведению в КНР мероприятий по мирному объединению страны в рамках политики «одно государство, две системы». Многие члены этих партий, особенно китайцы Сянгана и Аомыня, а также бывшие военнослужащие и политические деятели Гоминдана, проживающие на Тайване, в силу различных социально-исторических причин имеют широкие связи в Китае и за его пределами и пользуются большим влиянием, которое играет позитивную роль и после присоединения в КНР бывших капиталистических анклавов – Сянгана и Аомыня – на правах особых административных районов.

В настоящее время демократические партии с их международными связями играют важную роль в деле расширения внешнеполитических и внешнеэкономических контактов КНР, оживления межпарламентских связей ВСНП и его Постоянного комитета с высшими органами власти зарубежных государств. Представители демократических партий входили в состав 11 делегаций ВСНП, которые например, в 1988 г. посетили 18 зарубежных стран и Европарламент, присутствовали на 4 международных конференциях.

В начале XXI в. огромное значение в жизни Единого фронта явилось выход в свет двух важных программных документов ЦК КПК, качающихся деятельности этого массового общественно-политического движения Китая. Первый документ «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» (март 2005 г.), второй «Мнение ЦК КПК об усилении работы НПКСК», опубликованный весной 2006 г. В этих документах подтверждена преемственность нынешнего руководства КПК в проведении партийной политики, касающейся НПКСК и демократических партий. В них подчеркивалось, что бесспорной предпосылкой взаимодействия с этими организациями является руководящая роль КПК. Также присутствуют новые характеристики демократических партий и НПКСК, новые требования к ним в раскрытии ещё большей их значимости в политической жизни страны. Отмечается их особая роль в строительстве социализма с китайской спецификой и строительстве социалистического, гармоничного общества.

Первый из названных документов полностью посвящен насчитывающему уже более полувека сотрудничеству КПК и демократических партий. Система многопартийного сотрудничества названа в документе «кристаллизацией политической мудрости КПК и китайского народа», а демократические партии характеризуются как «партий, принимающие участие в политической жизни, сочетающие в себе прогрессивность и широту охвата, отдающие все силы делу социализма с китайской спецификой». Во втором документе также много места отведено демократическим партиям как важной составной части НПКСК.

В обоих документах звучит требование об усилении роли демократических партий в политической жизни страны, необходимости широкой представительности их в составе НПКСК и его руководящих органов, а также необходимости уважать и гарантировать их права в открытом высказывании мнений от имени своей партии, в выдвижении предложений и т.д.

Документы ЦК КПК стали «новыми вехами в процессе развития Единого фронта и многопартийного сотрудничества», определяющими и направляющими деятельность Единого фронта. Их опубликование имело целью содействовать активизации деятельности организаций Единого фронта, поднятию их роли в общественно-политической жизни страны, большему вовлечению широких общественных масс в процесс выполнения задач, стоящих перед КНР.

В ноябре 2005 г. состоялось Всекитайское совещание заведующих отделами Единого фронта. В выступлении председателя ВК НПКСК Цзя Циньлиня подчеркивалось, что задачей Единого фронта на современном этапе должно стать содействие процессу социально-экономической модернизации в стране, мобилизации широких масс членов Единого фронта на проведение глубоких исследований, активного выдвижения предложений, большого сплочения, укрепления и расширения рядов Единого фронта, смены старого поколения, сохранения политической преемственности, воспитания и выдвижения деятелей из числа беспартийных и т. д.

Говоря о задачах, стоящих перед ВК НПКСК в 2006 г. Цзя Цинлинь отметил, что главным в выполнении своих функций у НПКСК будет концентрация сил для осуществления программы 11 пятилетки, в частности, таких задач, как строительство новой социалистической деревни, создание «социалистического гармонического общества», строительства ресурсноэкономического общества, создание условий для бережного отношения к окружающей среде, продвижение реформы финансовой, налоговой и банковской системы.

С начала XXI в. от членов ВК НПКСК, входящих в его состав лиц и специальных комитетов получено 4600 предложений, из которых рассмотрены и приняты 4496. Работа с предложениями является одной из важнейших функций, выполняемых НПКСК. За последний период не только возросло количество предложений, но также повысилось их качество, уровень, актуальность и конкретность, в результате чего предложения НПКСК выполняют важную роль в содействии КПК и правительству в большей демократичности и научности при принятии решений, а также в содействии согласованному социально-экономическому развитию. Более 44%, относились к области экономики, 29% - к области науки, образования, культуры, здравоохранения, 26% - к сфере политики, законодательства, социальных гарантий.

Наибольшее количество предложений НПКСК в 2005 г. было направлено Министерству финансов – 941, Комитету по развитию и реформам – 856, Министерству науки и техники – 179, Народному банку Китая – 114, Министерству кадров – 87, Канцелярии Госсовета по делам Тайваня – 61 предложение. Ряд предложений НПКСК после многократных обсуждений и согласований с соответствующими органами был учтен при составлении проекта 11 пятилетки. Среди вопросов, предлагаемых НПКСК – уменьшение налогов на крестьян, проблемы развития образования на селе, упорядочение финансовой системы, создание справедливых условий для развития экономики необщественных форм собственности, экономии природных ресурсов, решение проблем, связанных с привлечением молодежи, обучающихся за рубежом, к служению родине, расширение преподавания китайского языка за рубежом.

Развитие представительских функций демократических партий объективно повышает их политический статус в китайском обществе и на международной арене. Но пока совершенно очевидно, что рано говорить о достижении ими полноправного с КПК политического уровня. В этой связи представляется лишенным достаточных оснований утверждение некоторых китайских политологов утверждение о принадлежности демократических партий Китая к числу правящих только на том основании, что представители этих партий занимают номенклатурные должности в государственном аппарате. Действительно, в начале 80-х гг. такая практика, прерванная в конце 50-х гг., возобновилась. В 1983 г. из 19 заместителей Председателя ПК ВСНП 7 являлись членами демократических партий, 42 члена демократической лиги Китая занимали руководящие должности в местных народных правительствах различного уровня, 21 член Китайской ассоциации содействия развитию демократии возглавлял посты вице-губернаторов провинций и вице-мэров городов, 34 члена этой партии были руководителями функциональных подразделений народных правительств и городов центрального подчинения. В 1990 г. 84 представителя демократических партий и беспартийных деятеля занимали руководящие посты в центральных и местных органах государственной власти. В ходе политической реформы руководство КПК поставило вопрос о выдвижении представителей демократических партий на руководящие посты в органы государственного управления различных уровней.

Однако члены демократических партий участвуют в деятельности государственного управления КНР не как представители определенных партий, а на личностной основе. Например, они не могут быть отозваны своими партиями и заменены новыми её членами.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что поскольку до сих пор не проведена легитимация многопартийного сотрудничества, демократические партии Китая не являются правящими политическими партиями. Не являются они и партиями в научном смысле, поскольку представляют лишь различные социальные группы и располагают в них определенным политическим влиянием, но фактически не имеют даже политических программ. Система «многопартийного сотрудничества» должна быть закреплена в Конституции КНР, а затем на основе конституционных принципов принят закон о политических партиях, содержащий конкретные установления об их характере, задачах, политической компетенции, сфере деятельности. Для придания им определенного политического веса все партии должны иметь свои программы и уставы.

В рамках Единого фронта мог бы повышаться уровень политического участия демократических партий таким образом, чтобы Всекитайский комитет НПКСК увеличил бы норму представительства демократических партий в органах государственной власти и управления КНР, а собрания народных представителей выработали бы соответствующие политические установки и правовые нормы, предусматривающие повышение роли демократических партий, в том числе их рядовых членов.

Политическое участие демократических партий могло бы развиваться в ходе развертывания демократического процесса. В рамках Единого фронта сложилась бы система взаимных консультаций различных демократических партий, которая была бы задействована при проведении избирательных кампаний, при формировании делегаций, выезжающих за рубеж и т.д. Китайские политологи отстаивают мысль о необходимости предоставления демократическим партиям права направления запросов в органы государственного управления.

3. Общественные организации в КНР.

В Китае существует два вида гражданских организаций - общественные организации и гражданские непроизводственные объединения . Общественные организации представляют собой некоммерческие союзы, добровольно образованные гражданами, которые осуществляют деятельность, направленную на реализацию общих интересов своих членов в соответствии с уставными положениями объединения. Эти общественные организации включают в себя общины-землячества, деловые ассоциации, различные благотворительные фонды, союзы ученых, исследователей, адвокатов, общества дружбы их функцией является представление в системе социально-политических взаимоотношений государства, общества и частных лиц общих для определенных групп интересов и проведение деятельности, направленной на реализацию этих интересов. К числу таких общественных организаций относятся:

- Всекитайская федерация профсоюзов , основанная в 1925 г. Является самой массовой общественной организацией трудящихся, включающей более 150 млн. человек. В условиях рыночного реформирования в стране именно на профсоюзы возлагается роль связующего звена между правительством, предприятиями и трудящимися. При содействии профсоюзов и их участии были разработаны 1264 законодательных и нормативных актов, призванных защитить права трудящихся на предприятиях с различной формой собственности. В последнее время почти в 2,5 тыс. профсоюзных организациях созданы и действуют службы юридической помощи.

- Всекитайская федерация женщин . Призвана сплачивать и воспитывать широкие массы женщин, проводить в жизнь основную линию партии, выявлять активную роль в строительстве социалистической материальной и духовной культуры. Основные функции ВФЖ определяются таким образом: представлять и защищать интересы женщин, способствовать установлению равенства между мужчинами и женщинами. Высший орган власти этой организации – Всекитайский съезд женщин, созывающийся один раз в пять лет. Согласно статистическим данным сегодня из 19 отраслей народного хозяйства Пекина в 4 из них – гостиничном деле, общественном питании, финансах, образовании – доля женщин среди сотрудников превышает 50%. А число женщин-руководителей, по данным 2000 г. превышает 36,2% от общего числа руководителей по всей стране. Следует отметить также участие женщин Китая в предпринимательской деятельности. Среди тех, кто занимается бизнесом пятая часть – это женщины, а среди индивидуальных предпринимателей – 41%.

- Коммунистический союз молодежи Китая – массовая организация молодежи страны, руководимая КПК. Основан в 1922 г., основная цель деятельности «сплачивая широкую молодежь и отводя главную роль экономическому строительству, в великой практике построения социализма с китайской спецификой готовить молодежь быть достойными преемниками коммунистических идеалов, целеустремленными, нравственными, культурными и дисциплинированными».

- Всекитайская федерация студентов – объединенная организация союзов учащихся ВУЗов, аспирантуры, и средних школ.

- Всекитайская федерация промышленников и торговцев . Народная палата Китая, своего рода мост и связующее звено между КПК и Госсоветом, с одной стороны и деятелями негосударственного сектора, с другой. Насчитывает в своих рядах около 2 млн. человек.

- Всекитайское научно-техническое общество . Массовая организация научно-технических работников Китая, важная часть государства, продвигающая развитие науки и техники. В стране насчитывается 167 филиалов ВНТО, численность членов – 4,3 млн. человек.

- Всекитайская федерация работников литературы и искусства – народная организация, объединяющая всекитайские союзы работников литературы и искусства, союзы творческой интеллигенции разных провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и всекитайских союзов работников литературы и искусства, народных промыслов.

- Китайский комитет содействия развитию международной торговли. Всекитайская народная организация внешнеэкономической торговли, состоящая из влиятельных представителей, предприятий и коллективов торгово-экономических кругов Китая. В стране имеются 18 отраслевых филиалов при данном Комитете, в которые входят 70 тыс. коллективных членов. Кроме того, в стране создано 600 местных филиалов, за рубежом – 16 контор.

- Всекитайская федерация эмигрантов, возвратившихся из-за границы , основана 12 октября 1956 г. В своей деятельности руководствуется основными принципами Конституции КНР, наравне с защитой интересов китайского народа, согласно закону, защищает также права и интересы эмигрантов, возвратившихся из-за границы, их родственников и проживающих за границей соотечественников.

- Союз китайских писателей . Основан 23 июля 1949 г. Союз придерживается линии на служение народу и делу социализма, претворят в жизнь курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», прилагает силы на развития и процветание социалистической литературы с китайской спецификой, прилагает усилия в борьбе за строительство социалистической модернизации страны.

- Союз юристов Китая . Основан в 1949 г., его цели: сплачивать юридических работников всех национальностей страны, ставя во главу угла экономическое строительство, придерживаться четырех основных принципов и линии на реформу и открытость, претворять в жизнь принцип единства теории и практики, вести исследования по теории и практике социалистической законности, вносить вклад в укрепление социалистической демократии и законности Китая.

- Китайское народное общество дружбы с заграницей . Основано в 1953 г. целью является укрепление взаимопонимания и дружбы китайского народа с другими народами мира, стимулирование обмена в области экономики, культуры, науки и техники, образования.

- Китайская ассоциация инвалидов , основана в 1983 г. состоит из инвалидов и сотрудников инвалидной службы. Исполняет функции правительства, обслуживания и управления, представляет общие интересы инвалидов, защищает их законные права, сплачивает и воспитывает их,

- Фонд памяти Сунн Цинлин , основан в мае 1982 г. Цель Фонда: наследовать и развивать дело культуры и образования, науки и техники, благосостояния детей и юношества, которому посвятила свою жизнь Сунн Цинлин, способствовать здоровому росту детей и юношества, укреплять международные дружеские связи, защищать мир во всем мире.

- Всекитайская ассоциация журналистов . Основана в 1931 г., своей целью ставит сплочение журналистов разных национальностей всей страны, претворение в жизнь основной линии партии, проведении курса на служение социализму, служение народу. Защищает законные права и интересы журналистов, стимулирует социальный прогресс, борется за дело строительства социализма с китайской спецификой.

- Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников , основана в 1981 г. в своей деятельности руководствуется Конституцией КНР. Цели Федерации: под знаменем патриотического Единого фронта укреплять и поддерживать связи с тайваньскими соотечественниками, укреплять земляческие связи, активно способствовать великому единению нации, вносить вклад в мирное воссоединение Тайваня с континентом по принципу «одна страна – две системы».

- Общество выпускников военной академии «Хуанпу» . Основано в 1984 г. цель общества – развивать дух «Ханпу», налаживать связи с сокурсниками, способствовать воссоединению Родины и возрождению китайской нации.

- Китайское научное общество народной дипломатии основано в 1949 г. своими задачами ставит изучение международных проблем и внешней политики, осуществление международных обменов, развертывание народной дипломатии.

- Китайское общество Красного креста . Основано в 1907 г., преследует цели охраны человеческой жизни и здоровья, развития духа гуманизма, стимулирования дела мира и прогресса.

- Китайское общество идейно-политической работы среди рабочих и служащих основано в 1983 г. Его цель: претворять основную линию партии на начальном этапе социализма, тесно увязывать теорию и практикой реформы и открытости и социалистической модернизации, вести изучение идейно-политической работы, служить повышению идейно-моральных качеств рабочих и служащих, служить развитию общественно-производительных сил.

- Ассоциация лиц, обучающихся в Европе и Америке . Основана в 1913 г. Её цели: наследовать традиции патриотизма, сплачивать вернувшихся на родину студентов, обучавшихся в Европе и Америке, налаживать широкие связи с сокурсниками, родственниками и друзьями за рубежом, делиться знаниями и укреплять дружбу, сообща вносить вклад в дело возрождения китайской нации и воссоединения Родины.

Второй группой общественных объединений в КНР являются гражданские непроизводственные объединения , создающиеся на предприятиях, в учреждениях, в рамках общественных организаций, отдельными гражданами или другими общественными кругами на основе негосударственной формы собственности и занятые некоммерческой деятельностью. К таким институтам, как правило, принадлежат гражданские школы гражданские госпитали, службы социальной помощи, центры услуг гражданских общин, центры профессионального обучения, общественные исследовательские институты, публичные библиотеки, различные спортивные общества. В КНР, согласно официальным данным на 2006 г. зарегистрировано более 230 тыс. народных организаций.
Литература.


  1. Гудошников Л.М. и др. Китай после «культурной революции» М., 1979. 358 с.

  2. Гудошников Л.М., Асланова Р.М. Политическая система КНР (структура основных институтов власти). М., ЭИ. №1. 1996.

  3. Егоров К.А. КНР: политическая система и политическая динамика. М., 1993. 206 с.

  4. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в КНР. М.,1999. 212 с.

  5. КНР в 2006 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2007. 516 с.

  6. Многопартийность на Тайване / Под ред. Гудошникова Л.М. М., 1999.

  7. Общественные объединения КНР (80 – начало 90-х гг.) в 2 томах. Отв. Ред. Ф.Б. Белолюбский, Л.М. Гудошников. М., 1992.

  8. Степанова Г. Народный Политический Консультативный Совет Китая на современном этапе // ПДВ. 2001. №5. С.32-41.