От какой даты идет отсчет нашей эры. С какого события начался отсчет “до нашей эры” и “наша эра”

Несколько лет назад мировая пресса на все лады обсуждала вопрос о том, с какого года следует начинать отсчет третьего тысячелетия: с 2000-го или с 2001-го. Только все эти разговоры не стоят и выеденного яйца — мы уже несколько лет живем в третьем тысячелетии. Если считать от Рождества Христова, конечно.

Речь пойдет не о знаменитом древнегреческом историке и рито­ре Дионисии, а о его тезке — вати­канском монахе, который жил в VI веке н.э. В 525 году папа Иоанн I поручил ему разработку нового календаря. Исполнительный священ­нослужитель взялся за дело с особым рве­нием. И надо сказать, нашел очень хороший ход: считать начало нашей эры, от дня рождения Иисуса, чем заслужил одобрение католических иерархов.

Работу он начал с попыток уточ­нения даты рождения Христа. Для этого воспользовался Евангелием от Луки и на основании содержащихся в его тексте данных вычислил, что это произошло в 754 году по рим­скому календарю. Но получилось так, что Лука, подробно описывая события жития Христова, кое в чем пренебрегал хронологией. А Диони­сий, зная Библию почти наизусть, был не слишком силен в обычной ле­тописной истории. Прошли годы. Новый календарь распространился по всему христианскому миру. И на­конец выяснилось, что прилежный Дионисий ошибся на несколько лет: историческое событие в Вифлееме произошло раньше, чем он вычитал у Луки.

Иисус родился, когда царствовал Ирод. А Ирод (и это истори­ческий факт, не подлежащий сомне­нию) умер в 4 году до новой эры. Мало того, евангельские данные и сведения, почерпнутые из других книг Библии, переносят дату рож­дения Христа на еще более ранний срок. Взять хотя бы такой библейс­кий текст. В нем говорится, что Иосиф с беременной женой Ма­рией сбежали из Назарета в Виф­леем, чтобы не попасть под пе­репись населения. Об этом свиде­тельствуют Матфей и Лука. Офи­циальная история говорит о двух переписях населения в Иудее, Одна из них была проведена в 6 и 7 годах н.э., то есть после рождения Христа, а стало быть, ее в расчет брать нельзя. Другую же провел Се- неций Сантурин в период с 8 по 6 год до н.э. Значит, в это время Иисус и родился? Скорее всего, да. Но и это с уверенностью утверж­дать нельзя.

Вифлеемская звезда. В Библии она просто звезда — и все. Но что же это за небесное тело было на самом деле? Американский ученый и писа­тель-фантаст Артур Кларк в одном из своих рассказов предположил, что это была вспышка Сверхновой. Но вряд ли. Если бы это было так, вспышка наверняка была бызарегистрирована астрономами Ки­тая, Греции и Рима, где в отличие от Иудеи наблюдение за звездным небом имело вековые традиции. Тог­да что же? Астрономы относительно недавнего прошлого и современные ученые выдвигают несколько версий.

В XVII веке великий Иоганн Кеп­лер подсчитал, что в 7 году до н.э. произошла конъюкция (сближение на небесной сфере) двух крупней­ших планет Солнечной системы — Юпитера и Сатурна. В результате получилось “светило”, по яркости превосходящее Сириус. В нынешнем веке англичанин Дэвид Хью прове­рил расчеты Кеплера, и они под­твердились. Мало того, выясни­лось, что в 7 году до н.э. конъюк- ции Юпитера и Сатурна происходи­ли трижды: в мае, сентябре и де­кабре, Кроме того, в 7 году до н.э. была еще и конъюкция Юпитера и Венеры, что давало еще более яр­кую светящуюся точку, а год спустя аж тройная конъюкция: Юпитера, Сатурна и Марса. Вифлеемской звездой могла быть и комета. В Евангелии от Матфея написано, что звезда «шла перед ними”. “Соединившиеся” планеты стоят в одной точке небеснойсферы. А вот кометы движутся по небосклону. В период, предшествовавший смерти Ирода, в небе появлялись две кометы — в 5 и 4 годах до н.э. Вторую из расчетов надо исключить. Она была слишком слабой и к тому же появилась незадолго до смерти царя, когда он был очень болен и младенцами не интересовался. Да и первая комета вызывает сомнение. Она была поярче, по форме напоминала веник и светила 70 дней. Но, судя по официальным хроникам, особого впечатления она не оставила. Остается знаменитая комета Галлея. Кстати, именно ее изобразил в 1303 году итальянец Джотто на фреске «Поклонение трех волхвов”. А комета Галлея перед началом новой эры появлялась на небосклоне в 12 году. Вот это уже ближе к истине. И подтверждается Евангелием от Иоанна, которое не потрудился проштудировать при подготовке календаря Дионисий. В нем иудеи говорят Иисусу: «Пятидесяти лет еще не имеешь, а Авраама видел?” Ну кто, скажите, будет так обращаться к 30-летнему парню? Скорее уж, к 40-летнему мужчине.

Выходит, Иисус родился в 12 году до н.э. Тут все сходится. И Вифлеемская звезда светила, двигаясь по небосклону, и царь Ирод был в расцвете сил и проводил переписи населения. А из этого следует, что мы уже не первый год живем в третьем тысячелетии. Если, конечно, считать от Рождества Христова.

Точкой отсчета считается Рождество Христово – Иисуса Христа. Правда, многие исследователи называют другие даты рождения Спасителя, а кто-то вообще отказывается верить в его существование, но условная календарная точка отсчета существует, и менять ее смысла нет. Чтобы не оскорблять приверженцев других религий и атеистов, эту условную дату, от которой отсчитываются годы, называют «нашей эрой».

Начало нашей эры

Согласно григорианскому календарю, наша эра началась с ее первого года. Иными словами, сначала идет первый год до нашей эры, а потом – сразу первый год нашей эры. Никакого дополнительного нулевого года, который мог бы стать «точкой отсчета», между этими годами нет.

Век – это временной отрезок длиною в 100 лет. Именно в 100, а не в 99. Следовательно, если первым годом первого века был первый год н.э., то последним его годом стал сотый год. Таким образом, следующий – второй век начался не с сотого года, а со 101-го. Если бы началом нашей эры был нулевой год, то период охватил бы время от него до 99-го года включительно, и второй век начался бы с 100-го года, но нулевого года в григорианском календаре нет.

Точно так же заканчивались и начинались все последующие столетия. Не 99-е годы завершали их, а последующие «круглые» даты с двумя нулями. Начинаются же века не с круглых дат, а с первого года. XVII век начался с 1601 года, XIX – с 1801. Соответственно, первым годом XXI века был не 2000 год, как думали многие, торопясь праздновать, а 2001. Тогда же началось третье тысячелетие. Двухтысячный год не начал XXI, а завершил XX век.

Астрономическое время

Несколько иной счет времени применяется в астрономической науке. Связано это с тем, что смена суток, а , и лет на Земле происходит постепенно, час за часом, а астрономам нужна конкретная точка отсчета, которая была бы общей для всей Земли, для любой ее части. В качестве таковой был избран тот момент, когда показатель средней долготы Солнца, если уменьшить его на 20,496 угловой секунды, равняется точно 280 градусов. От этого момента времени отсчитывается астрономическая единица времени, которая тропическим годом, или бесселевым годом – по имени немецкого астронома и Ф.В.Бесселя.

Бесселев год наступает на сутки раньше календарного – 31 декабря. Точно так же астрономы считают годы, поэтому нулевой год есть, таковым считается 1 год до н.э. В такой системе последним годом столетия действительно оказывается 99 год, а следующий век начинается с «круглой даты».

Но историки все же считают годы и века не по астрономическому календарю, а по григорианскому, следовательно, начинать каждый век следует с первого года, а не с предыдущего «нулевого».

Что такое новая эра ?

Вам наверное не раз пришлось встречать такие выражения: «это было в таком-то году до нашей эры», или же оборот: «это было в таком-то году нашей эры». Помните? Город Помпеи погиб в 79 году нашей эры, а Гай Юлий Цезарь ввел свой календарь в 45 году до нашей эры. Пора, пожалуй, объяснить, что это значит. Календарь - это счет времени по движению небесных сил. Но небесные светила подсказывают нам, сколько длится год, а вот откуда его начинать - об этом они помалкивают. Откуда хочешь - оттуда и начинай! Люди так и делали. Ведь у разных народов свое летосчисление, свой начальный день, или, как говорят, начальная дата. Даже и в наше время не то что в древности!
В Древнем Египте счет времени начинался от воцарения?- фараона, родоначальника новой династии. В Древней Греции - от первой Олимпиады, так назывались спортивные я древних греков; в Древнем Риме - от основания города а у нас на Руси в старину летосчисление велось от библейского сотворения мира - оно пришло к нам вместе с юлианским календарем из Византии.

Библия- это древнейшая книга евреев, как говорят, древнейший литературный памятник. У разных народов есть свои памятники-их называют мифами, эддами, сагами, - а у древних евреев-библейские сказания. Это очень интересная книга, во многих исторических сказаниях ее ученые находят отголоски исторических событий, которые происходили некогда на Древнем Востоке. Но есть в библии и просто сказки, к ним относится легенда о сотворении мира, очень наивная и очень поэтическая. Такие сказки были и у других народов, потому что людям очень хотелось объяснить себе, как же это все-таки получилось, что вот есть и земля, и небо, и растут леса, а в них водятся всякие животные. Откуда все взялось? Откуда появился и сам человек? Но и сейчас еще не на все эти вопросы могут ответить современные ученые, которые знают очень много, - что же говорить о людях древности!

Но как бы там ни было, а библейское сказание о сотворении мира было принято христианской церковью, другого объяснения она не искала и положила его в основу нового летосчисления.
На Руси летописцы всегда начинали свои записи о различных важных событиях с числа и года; «Лето 6612 было знамение на солнце» или же: «Лето 6553 сгорела церковь Святой Софии». Это обозначало, что произошло событие в таком-то году от сотворения мира, само слово «лето» обозначало год.
Между тем папа римский утвердил другую начальную дату- от рождества Христова, родоначальника нового религиозного учения - христианства.
В истории нет упоминаний об Иисусе Христе, - по-видимому, он живет только в легендах, созданных народом. Разумеется, никто не может сказать, когда именно, в какой день, в каком году родился человек, которого вовсе и не было. Но дату такую придумали, потому что не хотели признавать старого летосчисления календаря Юлия Цезаря. И вот церковь придумала, что родился Христос 25 декабря и счет ведется с этого дня. И говорят: «Такой-то год до рождества Христова» или же: «После рождества Христова».
Эту новую начальную дату в России ввел царь Петр I после 31 декабря 7208 года от библейского сотворения мира наступило 1 января 1700 года после рождества Христова.
Мы и посейчас придерживаемся этого летосчисления - не создавать же новое! Но только называем его просто новой или нашей эрой, то есть датой, с которой ведется новый счет времени.

Вы увидете, что Библия ясно говорит: вышеприведённое заявление - неверно.

Во-первых: адвентисткая церковь, как и многие другие, учит, что приказ о восстановлении Иерусалима был получен Ездрой в 7-ом году правительства Артаксеркса I в 457г до н.э. С этого года, игнорируя принцип библейского времени (см. стр.2), церковь начинает отсчитывать 69 недель как 483 года (мы обсудим эти 69 недель позже) и получает 27-ой год, когда по их мнению Иисус был окрещён (457до нэ - 483 года +1=27 г. ). .

Однако такая точка зрения не имеет надёжного основания.Лука совершенно ясно сказал (3:1), что Иоанн Креститель начал свою миссию крещения в 15-ом году правления Тиберия кесаря. Тиберий стал кесарем в 14 г., значит его 15-ым годом был 29-ый год. Это значит, что Иисус не мог быть окрещён ранее 29 года. Библия говорит, что Иоанн Креститель начал свою миссию в 29 году, она не говорит, что Иисус был окрещён в тот же –29ый год.

Фактически, когда Иисус пришёл креститься, Иоанна хорошо знали Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская ” (Мат.3:5; Марк1:5 ), так что вероятнее всего, он проповедовал дольше, чем несколько месяцев (никто не знает, который день Лука посчитал началом года. В то времяпо нескольким календарям год начинался со дня рождения Августа (23 сентября) http:// en. wikipedia. org/ wiki/ Julian_ year_(calendar ) . И если это было так, 29 год только бы начался) .

Адвентисты учат, что 27-ой год был пятнадцатым годом правления Тиберия, поскольку он замещал императора Августа два последних года до его смерти. Таким образом,учат они, его 15-ым годом правления был фактически 27-ой год. Однако внимательное изучение времени правления Августа ясно показывает, что то короткое время (менее двух лет), когда Тиберий был открыто признан Августом его приеемником и был допущен на заседания Сената, не было фактически временем его со-правления: он не издавал законов, не брал на себя ответственности за империю.

Тиберий не был лидером, он не умел говорить ни с народом, ни с Сенатом. Август приблизил его к себе, потому что Тиберий не был ему конкурентом, Август не боялся, что Тиберий привлечёт к себе уважение и почёт его подчинённых. До самой своей смерти Август оставался в твёрдом уме и здравой памяти, в год своей смерти он записал все свои победы, какие он совершил за свою жизнь ("Деяния Божественного Августа"). Август не нуждался в помощниках.

Будучи себялюбивым и гордым правителем, хорошо осознающим свои заслуги в укреплении империи, ему нравилось, когда люди видели контраст между ним, пусть старым, но мудрым вождём, яркой личностью, и будущим правителем, диковатым, отстранённым, подозрительным человеком, каким был Тиберий.
В то время никто не воспринимал Тиберия как правителя империи.

Даже после смерти Августа Тиберий не был готов принять ответственность за империю. Согласно Летописи Тацита , очень неуверенно он спрашивал Сенат, может ли он принять на себя контроль только какой-то части государства. Сенат ответил ему, что империя не может быть разделена и должна управляться одним умом.

Преемник Цезаря, не по крови, но по собственному выбору Цезаря, Август в совершенстве удовлетворил ожидания римлян. Как первый римский император Август организовал местное правительство и армию, восстановил Рим, покровительствовал культуре и искусствам. С его правления прекратились бесконечные войны, и начались 200 лет мира, вошедшие в историю под именем Pax Augustus (или Pax Romana) . То, что он сделал для империи было настолько велико и казалось невозможным для человека, что многие считали его богом и поклонялись ему даже после его смерти.

В то время, когда Август был жив, Тиберий был лишь тенью вождя. Сенат, и, особенно, массы, никогда не воспринимали его, как правителя империи, пока Август был жив. Лука не мог причислить два последних года Августа правлению Тиберия никоим образом. Именно поэтомув 29-ом, а не в 27-ом году Иоанн стал проповедовать, и Иисус мог прийти к нему в 29ом году или позже.
http://classics.mit.edu/Augustus/deeds.html
http://www.fordham.edu/halsall/ancient/
suetonius-augustus.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Augustus http://en.wikipedia.org/wiki/Tiberius http://www.jerryfielden.com/essays/suetonius.htm
http://www.roman-emperors.org/tiberius.htm
http://www.romansonline.com/Persns.asp?IntID=
2&Ename=Tiberius
http://www.unrv.com/early-empire/tiberius.php

Второе: в традиционном объяснении пророчества нет никакой логики в порядке указанных событий. Смотрите сами: сначала был построен храм, затем город, потом - городская стена. Из вышеуказанных книг мы знаем, что евреи были окружены врагами, которые всё время пытались не допустить восстановления храма. Соседние племена были аггрессивны и опасны для евреев. Евреи не могли построить храм и город, не восстановив сначала городских стен. Стена города имела далеко не эстетические цели, но защитные. Она должна была быть восстановлена первой.

Давайте начнём изучать данные книги шаг за шагом.

Из истории мы знаем, что в 539 г.до н.э. Кир II (559-521до н.э.) одержал победу над Вавилоном и дал указ о восстановлении храма (Ездра 1:1-3). В правительство Кира, в 539-8 гг.до н.э., первые евреи вышли из вавилонского плена в Иерусалим и другие иудейские города с Шешбацаром (Ездра1:8,11), областеначальником (Езд.5:14), который первый положил основания храма (Езд.5:16).

Это был Шешбацар, а не Зоровавель, кто получил с еребро и золото отКира (Ездра 1:8). Имя Шешбацара не было упомянуто в списке людей, кто вышли с Зоровавелем, потому что Шешбацар вел другую группу- самую первую.

Второй исход состоялся позже, с Зоровавел ем (Ездра 2:2), областеначальником (Аггей 1:14). Когда они пришли и начали строить город Иерусалим,соседние народы написали письмо царю Артаксерксу Iс жалобой на евреев, в письме они сказали: “Да будет это известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя ,пришли к нам - в Иерусалим, строят этот мятежный и негодныйгород, и стены делают, и основания их уже поставили ” (Ездра 4:12). Так когда состоялся исход с Зороавелем? В правительство Артаксеркса I (465-424 до н.э.). Что люди Зоровавеля стали делать сразу по приходе? Они стали ремонтировать стены и устанавливать основания.

Библия говорит, что во втором году по их возвращении (Ездра 3:8) основания храма были положены (Ездра 3:10). Как мы знаем, Шешбацар уже положил основания храма (Ездра 5:16). Этоозначает только, что слишком много лет прошло с тех пор, как Шешбацар положил основания, и ониуже были частично разрушены, и, вероятно,не были даже закончены: « Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен » (Езд.5:16) из-за сильной оппозиции, которую испытывали евреи от своих соседей.

Неемия (или Тиршафа 1:1; 10:1) был очень богатым и уважаемым человеком (Неем.7:70). Сначала он прибыл в Иерусалим с группой Зоровавеля (Неем.7:7; Ездра 2:2) и вместе со священником Ездрой он участвовал в празднике кущей (Неем.8:9,17), который они не имели “ от дней Иисуса, сына Навина ” (Неем.8:1,17). Праздник был проведён в седьмом месяце (Ездра 3:4,6), в первом году по возвращении группы Зоровавеля в Иерусалим (Ездра 3:6,8). После этого Неемия возвратился в Вавилон, чтобы продолжить свою работу виночерпия при двореАртаксеркса I . Приблизительно 10 годами позже (мы обсудим этот период времени позже), когда он был в Сузах (Неем.1:1, указывает, что Неемия не оставался на одном месте все эти годы), он услышал, что люди, которые ушли в Иерусалим - “ в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём ” (Неем.1:3). Неемия был очень раздосадован (1:3), потому что он был с людьми Зоровавеля, когда они ремонтировали стены. Вероятно соседние племена, которые были против восстановления Иерусалима, сожгли ворота

В 20-ом году правления царя Артаксеркса I (правил с 465 по 424 гг. до н.э.) Неемия испросил у царя разрешения идти в город его предков и обстроить его. Царь послал Неемию обстроить город (Неем.2:1,5,6) и дал ему древесину для строительства городской стены и ворот Иерусалима (2:8). Неемия не сказал, что это был указ о восстановлении города, скорее всего это был просто ответ царя на его просьбу.

В день сооружения стен твоих – в тот день отдалится указ ” – сказал пророк (Мих.7:11).

Стена была построена, несмотря на все трудности (Неем.4:16,17), несмотря на угрозы убийства Неемии (6:10) за 52 дня (6:15). Только после того, как стена была закончена, стало возможным строить что-либо внутри Иерусалима без угрозы смерти от окружающих племён.

Неемия сказал: « вы видите бедствие, в котором мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнём; пойдём, построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком уничижении » (2:17). Следовательно, Иерусалим был пуст до тех пор, пока не была построена стена. Строительство стен города было приоритетом.

Во время Неемии Иерусалим “был пространен и велик: а народа в нём было немного, и домы не были построены ” (Неем.7:4).

Указ о восстановлении Иерусалима был дан Неемиею, как областеначальником (Неем.5:14), по окончании строительства стен города. Таким образом, указ о восстановлении города Иерусалима был дан Неемиею в том же самом 20-ом году правления царяАртаксеркса I , в 446 г. до н.э.. Еслибы это был Ездра, кто получил приказ о восстановлении Иерусалима 14 годами ранее времени Неемии (как это принято считать), тогда бы в городе уже были бы построены какие-то здания.

Неправильное заключение, что время Неемии наступило после времени Ездры, и город с храмом были уже восстановлены до того, как Неемия прибыл, вероятно было сделано потому, что Библия сообщает, что во времена Неемии в Иерусалиме был храм Бога (Неем.6:10). Однако в то время даже место, где храм был прежде,называлось домом Бога.

Так, алтарь был построен в первом году по прибытии Зоровавельской группы (Ездра 3:1,2,6,8), в седьмом месяце. В том же самом седьмом месяце (Неем.9:1) они “ бросили...жребии о доставке дров, ...привозить их к дому Бога нашего ” (10:34). Значит, имелся только алтарь, но место уже называлось домом Бога.

Ездра сказал:“Во второй год по приходе своём к дому Божию в Иерусалиме, во второй месяц, Зоровавель... и Иисус.. и прочие братья их,священники и левиты.., положили основание храму Господню ” (3:8,11). Таким образом, место называлось домом Бога даже тогда, когда дом не имел основания.

Во времена Неемии в Иерусалиме не было ещё храма. Библия говорит, что Артаксерксес I остановил все работы над храмоми работы не продолжались до второго года правления Дария (Езд.4:24). Если бы храм был бы уже построен, когда Неемия пришёл, то как бы тогда Артаксерс остановил работы над храмом? Помимо приказа Артаксеркса остановить работы над храмом Ездра также упоминает помощь Артаксеркса I в строительстве храма (Езд.6:14). Это ведёт к недоразумению: остановил ли он работы или помог с работами? Царь остановил работу над храмом, но позволил Неемии достроить крепость при доме Божием (Неем.2:8; 13:7). Это была крепость, где был алтарь, на месте храма, и она звалась домом Божиим. Храм ещё построен не был.

Храм был восстановлен тогда, когда все люди Иерусалима уже имели свои дома (Аггей 1:4,9), а во времена Неемии домов ещё не было (Неем.7:4). Таким образом, в противовес традиционным утверждениям, храм не мог быть построен до Неемии.

В главе 4 Ездра описал трудности восстановления храма,через которые евреи прошли от начала исхода из Вавилона до времени Ездры. Читайте внимательно эту главу.

Соседние народы были враждебно настроены против евреев (Ездра 4:5): “во все дни Кира (Кир II , от исхода из Вавилона в 538до н.э. до 521 г. до н.э.)…и до царствования Дария (Дарий I 521-486 до н.э.)”.

Во время господства сына Дария I – Ахашвероша (486-465до н.э.) против евреев было выдвинуто обвинение (Ездра 4:6), которое произошло в то же самое время, когда король издал указ об истреблении всех евреев в его царстве (Есфирь 3:7,13. В русских переводах книги Есфирь иногда вместо имени Ахашвероша употребляется имя Артаксеркса. Это – неверный перевод).

После этого Артаксеркс (Артаксеркс I правил 465-424 до н.э.) остановил все работы в храме и “остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария ” (Ездра 4:7,21,24). Это был Дарий II , он правил с 424 до 404 до н.э..

Таким образом, во втором году правления Дария II (Ездра 5:5), в 423 до н.э. “Возбудил Господь дух Зоровавеля…и дух Иисуса …и они пришли стали производить работы в доме Господа ….во второй год царя Дария ” (Аггей 1:14-15). Захария (4:9) сказал: “Руки Зоровавеля положили основание Дому сему, его руки и окончат его ” (евреи фактически считали, что Зоровавель, а не Шешбацар положил основание храму, потому что почти ничего не осталось от первого основания и оно не было даже закончено: “и с тех пор до селе он строится, и ещё не окончен ”(Ездра 5:16).


Как видим, если бы Зоровавель пришёл в Иерусалим в 538 г.до н.э., как это принято считать, то во времена Дария
II , т.е.через 116 лет, его уже бы давно не было бы в живых.


Когда царю Дарию
II было доложено, что евреи начали строить храм по повелению царя Кира, он сначала повелел найти это распоряжение в книгохранилище (Езра 5:17,6:1). И только удостоверившись в том, что такое распоряжение Кира действительно существовало, он издал указ продолжать строительство храма. Кир II Великий был легендарным царём Персии, и все его указы были авторитетны для каждого последующего царя. Поэтому евреи смело ссылались на указ Кира даже в то время, когда у власти находились другие цари. Так люди Зоровавеля сказали своим соседям о приказе Кира во время правления Артаксеркса I (Езра 4:3).

В 6-ом году правления Дария II (Ездра 6:15) храм Бога был закончен. Итак, храм был восстановлен в 419 г. до н.э..