Народное собрание афин. Народное собрание в Древней Греции: определение, место проведения, полномочия

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.

Развитие Древнеафинского государства..

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Реформы солона

Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого

политического деятеля той эпохи Солона. Прежде всего, они (реформы) способствовали переходу от родового

общества к классовому.

Вот что написал о Солоне Плутарх: Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так

сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в

долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым 6ую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги

под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других

продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал

этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой

физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе

одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и

совершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, -пожалуй, единственный человек, за

которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в тоже время не угнетен

нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам.

Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон:

неимущим он оп секрету обещал раздел земли, а людям богатым -обеспечение долговых обязательств.

Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием:

богатые - как человека зажиточного, бедные- как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были

прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг под “залог тела” ...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а

бедных - еще больше -тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...

Желая оставить все высшие должности за богатыми, как и было прежде, а к прочим должностям, в

исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан.

Так, тех, кто производил в совокупности 500 мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал

их “пентакосиомедимнами” , вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить 300 мер; этих

называли “принадлежащими к всадникам” ;” зев гитами” были названы люди 3го ценза, у которых было 200 мер тех

и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались “фетами” ; им он не позволил исполнять никакой

должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть

судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии, стало в высшей степени

важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение

которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.

Солон составил совет А реопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был его членом как бывший

архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй

совет, выбрав в него по 100 человек от каждой из 4ех фил(“Совет 400от”) . Им он поручил предварительно, раньше

народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного

обсуждения. А “верхнему совету” он предоставил надзор за всем и охрану законов...

Итак, из вышеописанного мы видим, что к тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.) ,

задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его

жену, детей разрешалось продать в рабство за границу. Над основной массой общинников возникла угроза всеобщего

закабаления.” Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну” , -горестно отмечал Солон.

Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты,

политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и

ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он

провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и

делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое значение имели земельная и политическая реформы. Солон отменил часть долговой кабалы. Все

долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили

название “Сисахфия” . Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность

ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считают, что Солон установил максимум

земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были

уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных

землевладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки,

можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным

наделом родовое общество не знало. Солон содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему

мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин и т.д. Родители

в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политической реформе Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Все свободные

граждане Афин делились на 4 разряда, о чем уже говорилось выше.

Одновременно предусматривалось, что только лица из 1го разряда могли избираться военачальниками и

архонтами. Из представителей 2го разряда формировалось конное войско(всадники) , из остальных - пешее войско.

Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные

лица. В работе собрания участвовали также и неимущие граждане.

Одновременно был учрежден “Совет четырехсот” - по 100 человек от каждой филы. В его состав могли

избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль

возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось регулярно. Проекты многих решений готовил Совет, а в

необходимых случаях действовал от имени собрания.

Солон также учредил суд присяжных-“галиэю” , причем в ее состав избирались граждане всех разрядов.

Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию афинской

рабовладельческой демократии.” Галиэя” была не только главным судебным органом Афин, она также

контролировала деятельность должностных лиц.

Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить

социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых

выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев,

купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой

которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.

Ввиду того, что после Солона власть захватил тиран Писистрат, реформы были упразднены, оставлены без

применения. Но, пришедший после свержения писистатидов, Клисфен продолжил дело Солона. В результате его

реформ государственный строй стал еще более демократическим, чем при Солоне.

Значение рефор салона

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права

Реформы Клисфена [править] Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось. Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и др. местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена. [править] Реформа городского Совета

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица. [править] Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии, ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последдующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм. [править] Результат

Реформами Клисфена завершено было объединение Аттики, начатое по легенде Тезеем, и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды» (V, 78). [править] Ссылки

РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обнищание повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях.

Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций. Основные функции ареопага были переданы народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Борьба была очень острой: глава аристократической партии, потерпевшей поражение, отправился в изгнание, Эфиальт пал от руки своих противников.

Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.

Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной для третьего и четвертого класса граждан - зевгитов и фетов. Несколько позже были восстановлены суды по демам.

Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.

В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.

Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.

При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участие в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе - жителей Афин.

Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе - совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританий по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританий по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функции. Совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все-таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.

Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. Переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.

Утверждение в Афинах строя рабовладельческой демократии

В истории не только пентеконтаэтии, но и Греции античной эпохи в целом утверждение в Афинах государственного строя рабовладельческой демократии явилось событием исключительно важным по своему значению и далеко идущим историческим последствиям.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Этот строй называется демократией потому, что власть здесь принадлежит не немногим, а большинству граждан». Так говорил вождь афинской демократии Перикл в приписываемой ему Фукидидом речи над могилой первых павших в начавшейся Пелопоннесской войне афинян. К речам политических деятелей, передаваемым античными историками, следует относиться осторожно.

И хотя цитированная речь Перикла дошла до нашего времени в тексте одного из самых замечательных и надежных историков античной эпохи, но этот принцип исторической критики должен сохранить свою силу и здесь. Сам Фукидид предупреждал своих читателей по поводу содержащихся в его повествовании речей, что он передает их не дословно, но только так, «как каждый оратор... скорее всего мог говорить».

При этом речь Перикла носила сугубо официальный характер и была произнесена в торжественной обстановке, следовательно, мы вправе ожидать от нее некоторой идеализации существовавшего тогда в Афинах государственного строя. Наконец, многие из содержащихся в этой речи намеков вообще нам непонятны: они были понятны лишь современникам Перикла.

И тем не менее определение, которое дается в этой речи афинскому государственному строю, безусловно, выражает его политическую сущность. Демократией античные последователи этого правопорядка называли лишь такой государственный строй, при котором верховная власть принадлежала большинству граждан, организованных в народное собрание. Следует подчеркнуть слово «граждан». Не большинству населения, но именно большинству граждан, ибо в древности эти понятия не совпадали. Именно поэтому, определяя античную демократию, не следует ни на минуту забывать, что речь здесь идет об одной из разновидностей рабовладельческого государства, со всеми присущими природе этого типа государств особенностями.

У античных греков не было статистики. Основываясь на имеющихся в распоряжении современной науки источниках, нельзя поэтому установить точно численного соотношения между различными группами населения античных государств, особенно если подходить к ним с точки зрения их деления по политическим признакам.

Однако, оперируя всякого рода косвенными данными (касающимися площади города, сведений о подвозе хлеба, данными о численности войск, участвовавших в том или ином сражении, и т. п.), можно с уверенностью сказать, что в Аттике и Афинах свободные, достигшие совершеннолетия, полноправные граждане мужского пола (ибо женщины в Афинах, как и в других греческих городах, никогда политическими правами не пользовались) вряд ли составляли даже в самое лучшее время более 20-30 процентов от общего числа населения, в массе своей состоявшего из бесправных рабов и ограниченных в своих политических правах метеков.

По терминологии литературных и эпиграфических источников, только это незначительное меньшинство населения и представляло собой демос - народ; к нему относятся, следовательно, слова Перикла из той же передаваемой Фукидидом его речи о «равноправии для всех».

В отличие от демократического олигархический строй представлял собой такой политический порядок, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялись не всем гражданам, но только известной их части, выделенной по признакам знатного происхождения или, как это было в Афинах после тимократической реформы Солона, по признакам имущественного ценза.

С точки зрения того содержания, какое вкладывали сами древние греки в термины «демократия» и «олигархия», переворот, который произошел в Афинах в самом конце VI в. до н. э. и был закреплен реформами Клисфена, не привел еще афинян к окончательному утверждению демократической, в античном понимании, формы государственного строя.

Энгельс называет этот переворот революцией. Он был революцией в том смысле, что афинский демос в результате длительной и упорной борьбы навсегда низвергнул власть старой аристократии и ликвидировал пережитки родового строя, препятствовавшие дальнейшему развитию производительных сил общества. Этой революцией закончился длительный процесс становления новых форм социального строя, основанных уже на началах классового деления, и процесс становления государства как аппарата господства нового класса.

Но реформы Клисфена не затронули закона об имущественном цензе. Политические права афинских граждан и после Клисфена продолжали зависеть от их имущественного положения. Наибольшим влиянием в государственной жизни пользовался совет пятисот, формировавшийся из зажиточных граждан первых трех имущественных разрядов. Высшие же должности в государстве могли занимать только богатые граждане, принадлежавшие к первым двум разрядам.

Не утратил своего прежнего значения и ареопаг. Не было проведено ни одной меры для повышения материального уровня жизни бедноты. Реформы Клисфена при всех этих условиях были победой демоса, ниспровергшей власть родовой аристократии, но еще не победой демократической формы государственного строя. Они являлись лишь первым шагом в этом направлении. Для окончательного его утверждения потребовался еще ряд десятилетий, заполненных напряженной политической борьбой.

Следующий по времени этап в борьбе за демократизацию государственного строя в Афинах связан с именем Фемистокла. Выступив еще в конце 90-х гг. V в. до н. э. со своим предложением о всемерном увеличении морских сил Афинского государства, он тем самым, по сути дела, выдвинул новую политическую программу. Превращение флота, в котором служили наименее обеспеченные афинские граждане, в основную военную силу государства неизбежно должно было повысить удельный вес неимущих и малоимущих слоев афинского гражданства в политической жизни Афин, а следовательно, роль народного собрания, так как именно эти слои составляли в нем большинство.

2.1. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем,на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором – рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства,в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия),устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица,имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек,и это количество собиралось не без труда.

С начала VI в. до н. э. высшим органом власти в Афинском государстве стало народное собрание, на котором могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Собиралось оно первоначально десять раз в году, а с V в. до н. э.- приблизительно три раза в месяц. В начале года на первом очередном собрании и в течение года через каждые три очередных собрания на четвертом проверялась работа всех должностных лиц, выслушивались сообщения о государственных преступлениях, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам.

Большинство афинских государственных должностей замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие в государстве посты, и некоторые другие ответственные лица ежегодно избирались на народном собрании открытым голосованием.

С конца V - начала IV в. до н. э., чтобы привлечь большее число граждан к участию в народном собрании, была установлена небольшая плата за его посещение. Но выплачивали ее только тем, кто приходил вовремя, без опоздания.

Народные собрания в городах-государствах древней Греции выросли из родовых и племенных сходок первобытных времен. Но в классовом рабовладельческом обществе эти собрания всегда состояли только из свободных коренных жителей, граждан своего города, или только из более богатой части их, т. е. из меньшинства местного населения. Самым демократическим было афинское народное собрание, но и оно выражало интересы меньшинства. Точных сведений о количестве населения Аттики не сохранилось. Но на основе сравнения различных исторических материалов можно предположить, что оно доходило до 400-450 тыс. человек и состояло примерно из 80 или 90 тыс. граждан, считая вместе с их семьями, большого количества свободных, но неполноправных метэков и массы рабов, принадлежавших афинским гражданам, метэкам и государству. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во время наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии - в середине V в. до н. э.- их было 30-35 тыс., в остальное же время - не более 20 тыс.

Происходили народные собрания в Афинах обычно на невысоком и пологом холме - Пниксе, неподалеку от Акрополя, изредка на рыночной площади - агоре или в Пирее (портовом пригороде Афин). Поэтому на собрания собирались главным образом жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто приходить в Афины было неудобно, а во время сельских работ - просто невозможно.

Отчетливого понятия о кворуме 2 в древности не существовало. Обыкновенно на собраниях «афинского народа» (так себя называло собрание афинских граждан) присутствовало только 2 или 3 тыс. человек, но для принятия особенно важных решений требовалось наличие не менее 6 тыс. граждан. По-видимому, собрать большее количество граждан было просто невозможно. За 5 дней до созыва народного собрания специальные глашатаи ходили по Аттике и громко объявляли перечень дел, назначенных на рассмотрение.

Место собрания оцепляли красными канатами, возле которых снаружи ходили афинские полицейские. Обязанности полицейских выполняли рослые и сильные рабы. Они были вооружены короткими кинжалами и хлыстами.

Граждане по одному проходили на оцепленную канатами площадь. Каждого входящего проверяли специальные контролеры. Если на собрание пытался пройти не гражданин Афин, то его по приказу контролера выталкивал полицейский. Граждане рассаживались прямо на земле, громко разговаривали между собой, пили и ели.

По обычаю, перед началом собрания жрец приносил в жертву богам поросят и обходил с ними вокруг всех собравшихся. Затем глашатай громко выкрикивал молитву, в которой просил богов даровать благополучный исход собранию.

Начиналось собрание всегда рано утром по сигналу и заканчивалось обычно в тот же день. Затянуться оно могло до захода солнца и наступления сумерек. Но если во время собрания случались «дурные предзнаменования», например гроза, то оно тотчас же прекращалось.

Перечень дел, подлежавших рассмотрению на собрании, или его «программа», как выражались древние греки, подготавливался дежурной пританией - одной десятой частью членов «совета 500». Избранный на этот день по жребию председатель пританов руководил народным собранием. Сразу после его открытия председатель приказывал читать решения «совета 500», которые подлежали утверждению. Если присутствовавшие поднятием рук соглашались с предложенными решениями, то решения считались принятыми. Но если какой-нибудь проект вызывал возражения членов собрания, его начинали обсуждать.

Каждый из присутствовавших мог выступить с речью, но говорить он должен был только по существу дела. Ораторской трибуной на собраниях обыкновенно служил большой камень. Перед тем как подняться на него, оратор надевал себе на голову венок. Это означало, что он занят общественно полезным делом. Если оратор говорил не на тему, пустословил или допускал оскорбительные слова, угрожал кому-либо и т. п., то председатель имел право лишить его слова и даже оштрафовать. Если оратор, несмотря на лишение его слова, упорно продолжал говорить, то с согласия собрания специальные служители могли удалить его силой.

Далеко не все афинские граждане умели выступать с речами. В народном собрании постоянно ораторствовали одни и те же лица, находившиеся в курсе государственных дел. В большинстве случаев это были богатые и знатные граждане, специально обучавшиеся ораторскому искусству. Опытные ораторы умели убеждать не искушенных в политике посетителей собрания: ремесленников, торговцев и крестьян. Постановления и законы народные собрания принимали большинством голосов обычно поднятием рук. Какие-либо нововведения разрешались только в рамках и в духе уже действовавших законов. Если председатель народного собрания находил, что внесенное оратором предложение противозаконно, то он просто запрещал ставить его на голосование. Правда, за это на председателя могла быть подана жалоба, которая потом разбиралась в суде присяжных. В общем изменение каких-либо законов в Афинском государстве было весьма сложной общественной процедурой.

Вопросы о пересмотре действующих законов ставились и обсуждались в начале каждого нового года. Если при этом кем-либо из присутствующих предлагался новый проект закона и его большинство собравшихся граждан находили заслуживающим внимания, то этот законопроект передавали для изучения в «совет 500».

Текст старого закона, который предполагалось отменить, и текст законопроекта выставлялись на белой доске на видном месте, чтобы все могли с ним ознакомиться. Заключение «совета 500» обсуждалось на очередном собрании.

Если законопроект снова получал одобрение большинства членов народного собрания, то его передавали в специально выбранную для этого комиссию из числа членов суда присяжных. Комиссия, обсудив законопроект, опять передавала его в «совет 500». Причем, если она законопроект одобряла, на заседании «совета 500» происходило состязание сторон. Члены комиссии выступали за утверждение законопроекта, а специально избранные из числа противников закона представители народного собрания защищали старый закон.

После тщательного обсуждения здесь, наконец, решали, принять ли новый закон, или оставить старый. Но и после утверждения нового закона в течение года каждый афинский гражданин имел право опротестовать его.

Если после нового обсуждения в народном собрании протест признавался правильным, то принятый, было, закон отменялся, а его автора наказывали: штрафовали, лишали права вносить новые законопроекты, а в исключительных случаях приговаривали даже к смертной казни.

В V в. до и. э. каждый год на первом очередном народном собрании председатель спрашивал собравшихся граждан, нет ли среди афинского народа лиц, замышляющих свергнуть демократический строй. Если большинство присутствовавших заявляло, что такие лица есть, то созывалось особое народное собрание, на котором происходило тайное голосование.

Каждый участник собрания писал на глиняном черепке имя того афинского гражданина, которого считал опасным для демократического строя, после чего черепок опускался в урну. Потом председатель собрания и его помощники подсчитывали общее количество опущенных в урны черепков. Голосование имело законную силу, если было собрано не менее 6 тыс. черепков. Гражданин, имя которого было написано на большинстве черепков, признавался опасным для государства и подвергался остракизму, т. е. изгонялся за пределы страны на продолжительный срок (остракизм - в буквальном переводе «черепкование»). В других случаях применяли тайное голосование при помощи бобов или камешков. Белые бобы и камешки обозначали «за», черные - «против». Перикл - первый стратег, выборный глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета - в одной из своих речей сказал: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве». Последнее утверждение неверно. Хотя действительно права афинских граждан были велики, сами граждане составляли незначительное меньшинство населения этого рабовладельческого государства и только небольшая часть граждан активно участвовала в политической жизни. Афинская рабовладельческая демократия была наиболее прогрессивной формой власти в древней Греции, но и она по своему существу оставалась властью привилегированного меньшинства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

V век до н. э. вошёл в историю Древней Греции под названием «золотого». Это время расцвета демократии - власти народа, реализованной через проведение народных собраний. Именно на них принимались законы, избирались правители и вершился суд над гражданами республики. Аналогичные форумы были во всех античных государствах. У германцев это был тинг, в древней Руси - вече, у тюрков - курултай, в Древнем Риме - комиции. Как называлось народное собрание в Древней Греции и в чём его суть?

Участники

Всё начиналось с племенных сходок, которые в городах-государствах переросли в собрания граждан, решавших основные вопросы жизнедеятельности. Их начало датируется VI столетием до н. э. Форумы собирались с периодичностью до 10 раз в году, а позднее стали регулярными, и происходили не реже трёх раз в месяц. Кто приглашался на народное собрание в Древней Греции? Политические права принадлежали только мужчинам. Условия два: они должны быть свободными гражданами, включёнными в специальные списки, и иметь возраст старше 20 лет. Не допускались рабы, метеки (переселенцы), женщины и дети.

Приблизительные расчёты историков таковы: из 450 тысяч жителей Аттики в пору расцвета пользовались гражданскими правами лишь 35. На собраниях же присутствовало всего несколько тысяч. Древние греки не соблюдали кворум, но для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан.

Главным достижением демократии было отсутствие имущественного ценза. Более того, в конце «золотого века» участникам народного собрания платили небольшие деньги. Это делалось для того, чтобы крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники могли отрываться от работы без ущерба для себя. На главном форуме можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных гиматиях и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах:

  • склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя;
  • рыночная площадь, или агора;
  • Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции.

Место собрания обносили со всех сторон верёвкой красного цвета. Самые сильные рабы, вооружённые кинжалами и хлыстами, выполняли роль полицейских. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. На холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. По традиции выполнялся ритуал принесения жертвы богам. Жрецы проносили среди собравшихся убитых поросят, после чего читалась молитва, возвещавшая о начале форума.

Основные вопросы

На каждый день избирался эпистат. Это был председатель собрания, который хранил ключи от казны и печать, вёл приём послов. Нельзя было быть избранным на этот пост дважды. С 510 г. до н. э. руководство городами-государствами в перерыве между собраниями осуществлял «совет пятисот». Исполнительная власть избиралась при помощи жребия. От каждого из 10 округов - фил, формировались списки на 50 человек. Какие ещё вопросы рассматривало народное собрание Древней Греции?

Среди его основных полномочий были следующие:

Значение слова

Народное собрание в Древней Греции называлось экклесией. Полномочия форума служат подсказкой, как переводится данное слово с греческого языка. Это «обращение», «собрание», а по сути, - главный орган власти демократической республики. В период её расцвета вождям приходилось превращаться в настоящих ораторов, ибо перед ними стояли задачи убеждать и вести за собой афинских граждан. Настоящим мастером красноречия был Перикл. О нём говорили: будучи положенным противником на обе лопатки, он всё равно сумел бы убедить слушателей в том, что одержал победу. В его бытность была введена оплата за некоторые государственные должности, чтобы небогатые люди могли избираться в органы власти, не боясь потерять основной источник дохода.

В пришедших на смену олигархических республиках, чем являлось народное собрание в Древней Греции? Определение даёт ответ, что оно всё равно оставалось одним из атрибутов власти. Хотя уже далеко не высшим её органом. Права собрания ограничивались советами и коллегиями, где главную роль играли знатные и богатые граждане. Настоящее же народовластие завершилось вместе с окончанием «золотого века».

Народное собрание- экклезия было институтом важных государственно-политических решений. По традиции и по закону, в собрании могли принимать участие все полноправные граждане полиса, приписанные к дему (в V-IV вв до н э таких насчитывалось около 40-50 тысяч), старше 20 лет(после отбытия обязательное воинской службы). Реально, однако, было установлено две численные квоты: 1) большая в 6 тысяч граждан, при принятии наиболее важных решений, 2) малая- 1/10 от цензового списка, при принятии обычных решений в собрании. В основном в экклезии участвовал афинский демос - ремесленники, торговцы, в наименьшей степени- землевладельцы Афин.

Рабы, метэки (поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные) политических прав не имели и потому в народных собраниях не участвовали. Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 40-50 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел количество в 6 тысяч человек собиралось не без труда.

Присутствие квалифицированного большинства (6 тысяч человек) требовалось для решения трех вопросов: об остракизме, санкции на перемену законов и о передаче прав полиса новому магистрату. Собрание не связывало себя единым решением: могли быть и повторные голосования по тому же вопросу, отмена предыдущего голосования. Подача голосов осуществлялась поднятием рук, и только в особо важных случаях- баллотированием камешками.

Порядок деятельности

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Одно из собраний каждого месяца считалось главным: на нем проверялась деятельность должностных лиц, решались вопросы о снабжении города продовольствием и др. Главное собрание шестого месяца решало вопрос об остракизме. Собрания проходили в театре или на городской площади. Начинались они рано утром и продолжались в течение всего светового дня. Если решение вопроса затягивалось, собрание могло быть продолжено на следующий день.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.

Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Время выступления в народном собрании не ограничивалось; оратору лишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительные выражения - за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающего на 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качеств государственного деятеля. В реальной жизни главную роль в собрании играли профессиональные политики (демагоги), выражающие интересы. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. правящих верхов. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук {хейротония). По окончании подачи голосов председатель объявлял результаты голосования. Принятое решение записывалось и сдавалось на хранение в архив. Наиболее важные решения вырезались на деревянных досках или каменных плитах и выставлялись в акрополе. Закрытое голосование (посредством глиняных черепков, цветных камешков, бобов черного и белого цвета и т.п.) проводилось при вынесении судебных приговоров, а также при решении вопроса об остракизме.

Компетенция

Главная функция народных собраний - законодательство. В компетенции собрания было рассмотрение любых вопросов - от международных дел до частных просьб. Здесь принимались государственные законы, рассматривались вопросы войны и мира с иностранными державами, избирались должностные лица и заслушивались их отчеты, решались проблемы использования государственных имуществ (земель и рудников), решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием молодежи, даровались гражданские права иностранцам и т.д.

Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган "хранителей законов", наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

Акты собрания подразделялись на законы, создающие общие нормы, и на постановления, касающиеся частных вопросов (псефизмы}. В работе собрания мог принимать участие каждый из присутствующих. Автор законопроекта (а им формально мог быть любой афинский гражданин) нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности нового постановления («жалоба на противозаконно») мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа. Сами афиняне считали это право одним из фундаментальных устоев своей государственности, поскольку оно сводило на-нет всякие попытки ревизии афинской конституции в антидемократическом духе.

Остракизм

народное собрания остракизм афинский

В общем виде определение остракизма можно сформулировать следующим образов: это форма узаконенного изгнания(обычно на 10 лет), посредством голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве являлось политически опасным или нежелательным. К условиям существования афинского полиса V в. до н.э. полностью применимо положение К.Маркса, которое характеризует классовую борьбу между гражданами: "... классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов". Оказывая заметное влияние как на социально-политическую борьбу, так и на расстановку политических сил в Афинах в целом, действие закона об остракизме совпало с персидской агрессией, "пятидесятилетием", расцветом афинской рабовладельческой демократии и первой половиной Пелопоннесской войны. Период расцвета классической цивилизации венского государства был связан не только с блестящими достижениями в области материальной и духовной жизни, но и с могучим по своей разрушительной силе все более нарастающим и крепнущим противоречием между полисным к личностным началами. Будучи выражением коллективной воли граждан полиса, решения оcтракофории (процесса голосования черепками) имели силу общеобязательного закона. В этом проявлялся важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности-коллективу. Любой афинянин, занимавший самое высокое положение в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически без особой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенное большинство его сограждан. Таким образом, изгнание остракизмом - убедительный пример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбой отдельных граждан.