Собор архистратига михаила. Собор архистратига михаила и прочих небесных сил безплотных

Собор св. архистратига Миха ила и прочих сил безплотных установлен в начале IV в. на Лаодикийском соборе. Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое почитание ангелов как творцов и правителей Вселенной и утвердил православное их почитание.

Совершается празднество в ноябре – девятом месяце от марта, с которого тогда начинался год – в соответствии с числом 9-ти чинов ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил небесных в день Страшнаго Суда Божия, который свв. отцы называют “днем восьмым”, когда “приидет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).

Всех чинов архангельских – девять , по указанию св. Дионисия Ареопагита: херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.


Изображение херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.


Изображение херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.


Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архистратиг Михаил, икона 18 века

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Исусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

Архангел Михаил-Покровитель земли Русской

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород “”.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона “Благословенно воинство Небесного Царя” – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.


Благословенно воинство Небесного Царя, Государственная Третьяковская Галерея

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Архангел Гавриил – крепость Божия и благовестник таин Божиих.
Архангел Рафаил – врач болезней и путеводитель.
Архангел Уриил – возбудитель на молитву и просветитель потемненных.
Архангел Иегудиил – заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Архангел Варахиил – податель и ходатай Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела.
Архангел Салафиил – врач от трясавичныя болезни и молитель Бога о людях.
Архангел Гефаил – возжигатель любви к Богу.
Архангел Тахиил – помощник и защититель от бед и напастей.
(Смотри: Пролог 8 ноября; Откр. 12, 7-8; 3 Езд. 4, 1; Тов. 3, 16-17 и др.).


Собор Арх.Михаила_ предположительно 18в., реставрация 2010г., находится в частном собрании. http://pravicon.com/image-22046

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Молитва архистратигу Михаилу из старинного молитвенника:


Она же, набранная Константином Спекторовым


Молитва архангелу Михаилу, набранная Константином Спекторовым с указанной выше древней рукописи http://spektorov.narod.ru/slav/Mikhail.pdf

Текст молитвы в PDF:

Немного другой вариант молитвы, которая была написана при входе в соборный храм Чуда св. архистратига Михаила, построенный в начале XVI века в Чудове монастыре в Московском Кремле, у Спасской башни.

МОЛИТВА АРХИСТРАТИГУ МИХАИЛУ

Аще человек прочтет сию молитву, того дне не прикоснется к нему диявол ни зол человек.

Господи Боже великий, Царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила, на помощь мне грешному рабу своему имярек, избави мя Господи от враг моих видимых и невидимых, и запрети всем врагом моим, борющимся со мною, сотвори их, яко овца, и соруши их, яко прах пред лицем ветра, господи, господи, великий Михаиле архангеле, первый княже и воевода небесных сил безплотных, херувим и серафим шестокрылатых, и всех ангел и архангел, чюдный и страшный, и честный, архангеле Михаиле, буди мне помощник рабу своему имярек, в бедах и скорбех и в печалех, и в пустынях и в тесных местах, на рати и на реках, и на распутиях, у царей и у князей и у боляр, и у вельмож, и всякия власти и от всякия прелести вражия избави мя, господи, господи, великий архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего имярек, молящагося к тебе, и призывающа на помощь имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою, великий архангеле Михаиле, и победи вся противляющаяся мне, силою Пресвятаго Духа и молитвами пречистыя Богородицы, и святых святителей и исповедник, и безмездник, и святых мученик и мучениц, и преподобных отец и всех святых молитвами.
Великий Михаиле архангеле, помози мне грешному рабу своему имярек, избави мя от труса и потопа, и от огня и меча и мора, и от напрасныя смерти, и от смертоносныя язвы, и всякаго гада и врага льстиваго, и бури наносимыя соблюди, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

В статье использованы иллюстрации и материал с форума «Староверы »

Ссылки по теме

Одной строкой:материал от о.Александра Панкратова (Великий Новгород)

Для повышения кругозора дорогих читателей приводим дополнительную информацию, на протяжении нескольких лет собиравшихся по теме уважаемым старообрядческим священником и плодовитым интернет-обозревателем о.Александром Панкратовым .

Пришёл МихАйлов день, точнее, Собор святаго Архистратига МихАила и прочих святых Небесных Сил безплотных, – один из крупных, знАчимых и заметных дней в Святцах Церкви Христовой … поздравляю всех!

Разумеется, вчера вечером и сегодня утром в нашем храме была полная уставная служба. Теперь, к вечеру, сел за монитор и подумал: а о чём расскажу своим читателям – зрителям?
Ведь, казалось бы, почти все аспекты дня сего уже освещал …

Напомню, ещё в 2010-м 21.11 описал наши приходские будни, как технически совершается служба в условиях скромной, небольшой общИны, почти без глаголемых “помощников батюшки”.

Далее, в феврале 2011-го поведал, с большим кол-вом картинок, о древней обители св. Арх. Михаила, что “на Сковородке” , в окрестностях Новгорода, тесно связанной также с основателем нашего храма св. архиепискпом Моисеем, и о её, увы, разрушенных войной чудесных (возможно, лучших из новгородских) фресках XIV столетия. А также о том, что наши реставраторы теперь их потихоньку, буквально по крупицам, собирают и восстанавливают .

В том же 2011-м на Собор безплотных разместил неплохой фильм о новг. храме св. Арх. Михаила на Прусской ул., переделанном теперь в обл. библиотеку для незрячих.

В прошлом 2012-м в этот день поздравлял наших дорогих именинников, трёх священников, отцов МихАилов (было и видео с их служб, из Нижнего Новгорода , ещё

И прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе.

Лаодикийский Собор произошёл за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Он 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13; 12:1.

Иуд. ст. 9.

Откр. 12:7-8.

В книге “Руководство к написанию икон святых угодников” говорится о том, что святой Архангел Михаил “изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.” (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: “Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением” (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий) .

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 8:16 и 9: 21;

Лк. 1:9 и 26.

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в “Руководстве к написанию икон”, “изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало”. (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие) .

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге “Руководство к писанию икон” говорится о нем следующее: “Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.” (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

“Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.” (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу) .

3 Ездр. 5:16.

“И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.” (Цит.соч.,стр.11-12).

В книге “Руководство к писанию икон” говорится: “Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.” (Фарусов, стр. 226-227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия) .

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия , ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, “имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние”.

Как поясняется в “Руководстве к писанию икон”, Архангел Божий Иегудиил “изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.” (Фартусов, стр. 227).

“Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.” (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия) .

Упоминается в неканонической книге:

Тов. 3:16; 12:12-15.

Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В “Руководстве к написанию икон” вкратце поясняется, что: “Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.” (Фартусов, стр.226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий) .

Упоминается в неканонической книге:

3 Ездр. 4:1; 5:20.

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий “изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.” (Фартусов, стр. 226).

“Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,” поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия) .

Упоминается в неканонической книге:

3 Ездр. 4:36.

“В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)”, – пишет архимандрит Никифор в “Библейской энциклопедии ” (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября (ст.ст.) 21 ноября 2012 (нов. ст.) установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - «кто как Бог») - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) —
по причине достоинства образа, которым облечен человек.
Святитель Иоанн Златоуст

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных . Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I-го Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия , который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина . В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы . Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем — Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному:

Евр. 1:14 — «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии.

Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: Захар. 2:3-5 — «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: (т.е. пророку Захарии) Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него «. Рассуждая об этом, святый Григорий говорит:

— Когда один Ангел говорит другому: «иди, скажи «, — нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие — посылаются, высшие — посылают».

Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан.8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божествен­ную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, т. е. Девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного Суда Господня, каковой день божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступить как бы день восьмой.

Дан. 8:16 — «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение! «»

Мф. 25:31 — «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей «. Мф. 24:31 — «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их «, т. е. от востока, запада, севера и юга.

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!

Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий * . Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступление от Бога и ниспадение в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

— Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница * и сокрушилась на земле!

Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » (Ис.6:3). Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, — Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки.

Архангел Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

Как свидетельствует христианское предание, Архангел Михаил низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом. Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс – дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом…

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью.

Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16).

Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95).

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске.

Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистатизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи.

* По значению слова, Михаил — есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пр. Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан.10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называе­мый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю «; тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Апок.12:1-17); но, в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (гл. 19 и 20 ), и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в православ­ной церкви восходит к самым древним временам.

* Денница — заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарёй, но, возгордившись и восстав против Бога, низпал в бездну и подвергся вечному осуждению.

Празднование в честь Архангела Михаила совершается дважды в год: 21 ноября Эта дата установлена в честь Собора Архистратига Михаила и иных Небесных Сил бесплотных.

1 9 сентября Эта дата приурочена к чуду, которое совершил Архангел Михаил в Колоссах, развернув реку вспять и, тем самым, не допустив поругания над христианской церковью.

Надо всеми 9-ю чинами ангельскими назначен "один из главнейших князей", "Кто яко Бог" - святой Архангел Михаил, обладающий беспрецедентной божественной силой и выступающий заступником христиан и изгонителем сатаны с его падшими ангелами.

До того, как был образован зримый физический мир, Владыкой Небесным был создан иной мир, небесный, где обитают божественные творения - ангелы (что в переведении с греческого обозначает «вестники»). Посредством ангелов Владыка изрекает волю Свою. Бог сотворил ангелов по своему образу и подобию. Он желал, чтобы с участием воли созданных ангелов проходило их совершенствование, иными словами по их свободной воле для возрастания в богоподобии. Обусловленная часть ангелов, возглавляемая первенцем создания – Денницей, не возжелала быть уподобленными Господу. Однако большая доля небесных ангелов приняла решение пойти по стези благодеяний и верности их Творцу, и изгнали неверных.

За предводительство Небесного воинства ангелов отвечал священный Архистратиг Михаил. Архистратиг - представляет собой главу воинов, а "Михаил" в переведении с древнего еврейского языка обозначает "Кто как Бог". Сие имя носит известнейший из ангелов, кто пошел по пути Блага.

Священное писание и сказания показывают именования и прочих высших архангелов:

Архангел Гавриил является благовестником Господним, который преподнес добрую весть безгрешному праведнику и пророку Захарии о появлении на свет святого Иоанна Крестителя, а позднее и Деве Марии о беспорочном зачатии Иисуса Христа. Он же многими столетиями ранее занимался поучением пророка Даниила;

Архангел Рафаил - чье имя обозначает "лекарь Божий". Он является целителем недомоганий человеческих;

Архангел Уриил - несет огонь или свет Господний. Является просветителем потемненных, упоминание о нём можно найти в книге Ездры;

Архангел Салафиил - выступает молитвенником Господним, который побуждает людей к молитве;

Архангел Иегудиил - хвалитель Господний, упрочивающий веру, работающих во славу Царю Небесному;

Архангел Варахиил - благословение Господнее; раздатель его и молящий о благодеянии Господнем для людей.

Архангел Иеремиил - возвышение Господнее. Его имя упоминалось пророком Ездрой, однако нам не открыто место служения данного духа в Божественной Иерархии.

Святой архангел Рафаил упомянул лишь о семи из вышеуказанных архангелов: "Я являюсь одним 7-ми святых ангелов, возносящих молитвы святых и всходящих во славу Господа Святого".

Если следовать учению Святой Церкви, то Небесные духи распределяют на 9 чинов, по 3 в каждой из иерархий.

В высшую иерархию, самую приближенную к святой Троице, включены:

серафимы, расположенные ближе всех к Господу. Их зрел пророк Исайя: "Круг Него находились Серафимы, у каждого из которых по 6 крыльев".
херувимы - иными словами "многое понимание или излияние премудрости". Они неисчислимы и находятся у престола Бога, просвещая разумные зеницы для боговидения;
престолы - представляют собой основу и богоносов по благодати и служению. Посредством престолов проявляется правосудие Господнее, поддерживая царей, господ и судей в произведении праведного суда.

Средняя иерархия включает в себя:

господства - они владычествуют над более низкими ангельскими чинами, направляя силу к рассудительному обладанию и правлению, поставленным от Господа властям;
силы - преисполнены духовной твердости и ниспосылают чудеса угодникам Господним, умение излечивать и предугадывать будущее, протягивают руку помощи людям в несении повиновений, упрочивая духом в терпении;
власти - обладают властью над сатаной, оберегают человека от искушений, ратифицируют добрых подвижников в божественных подвигах и трудах.

Низшая иерархия так же насчитывает 3 чина:

начала - руководствуют низшими ангелами, наставляя их; они занимаются управлением Вселенной, охраняют царства и народы, наставляют людей на службу для ближних;
архангелами именуют великих проповедников, руководителей ангелов; они несут службу для понимания воли Господней и постижения ее, передавая ееболее низким чинам, а те в свой черед - людям;

ангелы (или как их еще именуют «вестники»), направляющие людей безгрешно жить для Царя Небесного, и приставлены в охрану всякому православному христианину для поддержания его от падения, ни при каких условиях не покидают подопечного.

Все чины обладают одним всеобщим именованием - ангелы, хотя по личному положению и по представленной благодати владеют различными прозваниями и служениями, как изрекал высокий апостол Павел: "Не все ли они подсобные духи, отправляемые на служение".