Национальные татарские серьги. Татарские женские ювелирные украшения. Сочетание оттенков в костюме татарочки

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

Меховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

XVIII в. Перевязь "бутимар". Нижегородская губ. Холст, нить шелковая, серебро, паста, коралл, позумент (галун), нить армированная, мастика, перламутр, стекло, нить хлопчатобумажная. Перевязь надевали на левое плечо под правую руку. К нижнему краю перевязи под правую руку пришивали мешочек или кармашек, куда клали молитву или заклинание. Есть предположение, что такая перевязь возникла под воздействием обычая мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана.

Вот фотография украшения хасите из сайта Национального музея Республики Татарстан

В экспозиции представлена особая «Татарская золотая кладовая», где экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д. В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.

Татарское ювелирное дело достигло наивысшего расцвета в XVIII - середине XIX вв. Древнейшим и наиболее крупным центром ювелирного дела была Новотатарская слобода в г. Казани, где располагались целые кварталы с ювелирными мастерскими, и районы Заказанья (Лаишевский, Сабинский, Мамадышский, Рыбно-слободский). Наиболее изящные и технически сложные украшения нередко изготовлялись женщинами.

Ювелиры владели всем технологическим процессом изготовления ювелирных изделий. Основным материалом служило серебро: низкопробное - для основной массы населения и высокопробное с позолотой - для высшего сословия. Золото, бронза и медь использовались крайне редко. Инструментарий ювелира был очень прост. Он состоял из наковальни, напильников, тисков, щипцов, зубил, волочильных досок, пробойников, ножниц, молотка и т.д. Преобладающее место в декоре ювелирных изделий принадлежало цветочно-растительному орнаменту, реже - геометрическому. Еще реже встречались зооморфные, сильно стилизованные мотивы, что было связано с догмами ислама, запрещавшими изображение живых существ.

Издревле наибольшее развитие в ювелирном деле получили чеканка - чуку, литье - кою, гравировка - чоку. Используя чеканку, ювелиры изготовляли преимущественно бляхи - составные части женских украшений, а также браслеты, застежки. Литье применялось при изготовлении жетонов, подвесок для украшений, а также блях. Отливкой из дешевых металлов имитировались старинные "екатерининские" и "елизаветинские" рубли и мелкая монета, которые, как и бляхи, использовались в качестве составляющих элементов украшений для татарок. Техника гравировки часто применялась при декоративном оформлении браслетов, нередко и блях. В виде мотива гравировки часто выступали связанные с восточными традициями благожелательные надписи, выполненные арабской вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Текст нередко сливался с растительным узором в единую орнаментальную композицию. Гравировка на изделиях часто сопровождалась чернью - каралту, реже - насечкой или инкрустацией из другого металла.

Наиболее квалифицированные мастера владели и техникой скани - челтәрләү. Казань - единственный город в Поволжье, где было высоко развито искусство скани, причем оно носило здесь особый характер. Так, в России сканые узоры расцвечивали эмалью. Татарская же скань является исключением, ее завитки дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров. С точки зрения техники татарская скань связывается исследователями скорее со среднеазиатской или греческой, чем с русской. Высшим достижением татарских ювелиров была бугорчатая скань - калкытып челтәрләү, когда каждый завиток сканого орнамента объемно возвышается над плоскостью изделия. Бугорчатой сканью выполнялись ювелирные украшения для женщин высшего сословия. Расцвет искусства скани приходится на середину XVIII - начало XIX в. Для сканых изделий этого периода характерны микроскопическая плотность и точность сканого заполнения, чистота отделки сканого орнамента. Имела распространение и связанная со сканью зернь: мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Из драгоценных и полудрагоценных камней часто использовались топазы, аквамарины, аметист, яшма, сердолик и бирюза, которые располагались на поверхности изделия обычно в виде розеток.

Муенса - женское нагрудное украшение

Чулпы - женские накосные украшения

еще фотографии на

Ювелирные изделия казанских татар, очень разнообразны и, в основном, изготавливались из серебра, и крайне редко использовалось золото. Это были всевозможные браслеты, серьги, серебряные кольца, пряжки для поясов, ожерелья, бусы, плечевые перевязи.

Основное производство украшений находилось в Казани. Рассвет ювелирного искусства казанских татар пришелся на середину XIX столетия. Для создания изделий применяли различные техники, среди которых были: литье, чеканка, золочение, гравировка, скань.

Самым оригинальным украшением татарских девочек и женщин считалась перевязь. Надевали её на правую руку через плечо. Иногда на них пришивали молитву из Корана помещенную в специальной коробочке.

Самыми распространенными ювелирными изделиями были серьги, кольца серебряные. Причем, именно серьги носили все от маленьких девочек до пожилых женщин. Необычные модели, изготовленные в форме вопросительного знака, были очень популярными среди татарок. Они представляли собой кольцо, несомкнутое с вертикальным стержнем, который отводился вниз. А завершалось оригинальное украшение металлическим шариком или напускной бусиной.

Серьги-лунницы и разнообразные модели в форме колец, с прикрепленными подвесками, были отличительным признаком этого народа. Самые распространенные изделия, с этническим мотивом, состояли из двух сканых блях. Обычно они выглядели в виде крупной грушевидной формы с малой пластинкой и подвесками. Их размеры могли достигать 13 сантиметров.

Известно, что татарские мужчины тоже носили украшения, но, в основном, это были кольца серебряные с камнями. Также они носили поясные пряжки. Их ювелирный ассортимент более скромный, по сравнению с женским.

Из драгоценных камней самыми любимыми у казанских татар были: сердолики, аквамарины, аметисты, яшма, бирюза, топазы. В украшении их располагали, в форме розетки или россыпью на краях изделия. В цветовой гамме преобладал зеленый и голубой оттенок, но часто встречались модели с желтыми и фиолетовыми тонами. Крайне редко использовали красный цвет.

Татарские ювелиры приобретали готовые ограненные кристаллы у гранильщиков с Урала, а потом, исходя из форм и размеров камней, изготавливали к ним гнёзда. Такие украшения встречаются сейчас больше в музеях, чем в ювелирных магазинах, но в бутиках можно повстречать много изделий с национальным татарским стилем.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В ДЗЕН

Лилия Грибач
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений

Мастер-класс «Изготовление женских татаро-башкирских украшений »

(слайд 1)

Цель : обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских украшений .

Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню;

дай сделать- и я пойму. (китайская пословица)

Приветствие : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на это мероприятие, посвященное вопросам "Изготовления женских татаро-башкирских украшений "

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос : "Чего я ожидаю от мастер-класса ?"

А теперь послушаем ваши ответы.

Актуальность (слайд 2)

От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения , которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.

Традиционная народная одежда – сокровищница народного творчества.

Ассортимент ювелирных женских украшений был широк , что связано с обще мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщин . Как правило, украшения изготавливались из серебра , золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь.

Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры - "комешче" - работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. (слайд 3) Традиционно женщина одновременно надевала несколько предметов : всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров . Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

По назначению татаро-башкирские украшения делятся на катего-рии : (слайд 4,5,6)

Головные : а) серьги («алка» –массивные миндалевидные серьги ска-ные с подвесками).

б). (слайд 7) Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме.

Шейно-нагрудные :

воротниковые

а). (слайд 8) («яка чылбыры» – застежки ворота «яка чылбыры» –состоящую из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. (слайд 9) От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни. Этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, богато украшен камнями );

б). (слайд 10,11) ожерелья («муенса» ,

нагрудные

а). (слайд 12,13) «изю» – (матерчатые нагрудники, чешуеобразно расшитые монетами, кораллами, бисером, позументом, накладными бляхами;

б). (слайд 14) перевязи «хасите» –широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями , на котором висят : пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости т богатства.

в). (слайд 15) пуговицы;

г). (слайд 16) брошки;

д). (слайд 17) бляхи. Широко использовались ювелирные бляхи, яв-лявшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений . При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы : плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями , но и имела значение амулетов-оберегов;

е). (слайд 18, 19) пряжки и поясные застежки («каптырма» );

Наручные

Наручные украшения :

а). (слайд 20, 21, 22) браслеты «блезик» –их носили постоянно, по од-ному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой;

б). (слайд 23) перстни– женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили и украшением , и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

в). (слайд 24) кольца («балдак» , «юзек» )

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. (слайд 25) К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. (слайд 26) Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты» ). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

(слайд 27) Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями : топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой . Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями : будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считают, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. (слайд 28) Наибольшее развитие получила чеканка :

пуансонная (точечная,

плоскорельефная и

высокорельефная.

Для изготовления перстней и имитаций старинных монет использова-лось литье. (слайд 29) В технике гравировки выполнялись браслеты и под-вески. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани. Существовала скань трех типов : (слайд 30)

накладная и

бугорчатая.

(слайд 31) Бугорчатой сканью (зернь) украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений , застежки для камзолов. Мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно.

(слайд 32) Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров . От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие нагрудные и головные украшения .

Технологический процесс изготовления филиграни распадается на подготовительные операции : заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.

(слайд 33) Другими видами ювелирной техники были литье и грави-ровка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

(слайд 34) Большой интерес представляют накосные украшения , которые отличаются исключительным разнообразием. По способу выполнения различались чулпы из специальных блях, соединенные коромыслицем, их изготовляли мастера –ювелиры . Чулпы можно было сделать и из серебряных монет, нанизав их на тесьму.

По способу ношения их можно тоже подразделить на два типа. 1). Накосники первого типа -это звенящие подвески к косам - чулпы, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении накосники издавали звон, по которому «татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». (слайд 35) Чулпы, как правило, состояли из блях : сплошных гравированных, литых или сканых, с характерной системой подвесок из монет или подобных же бляшек только меньших размеров.

(слайд 36) Чулпы из блях имели огромное количество вариантов как по форме основных блях, так и по количеству их и характеру соединения между собой в одном накоснике. По форме блях такие чулпы бывают лопастные, вазообразные, звездчатые и др. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются чулпы, состоящие из одной бляхи, из двух или трех блях. Встречались накосники, в которых было 6 и даже 9 блях. Такие массивные чулпы, соединенные в два или три ряда «коромыслицем» , прикреплялись сразу к обеим косам.

2). (слайд 37) В основе второго типа накосников (тезмэ) лежит полоса материи, равная длине кос, на которую в один или несколько рядов (2-4) нашивались специальные бляхи или монеты, мелкие в верхней и более крупные в нижней ее части или наоборот. В верхней части накосника нередко пришивалась крупная сканая бляха или амулет (бэти) .

В зависимости от территориальных традиций матерчатая основа накосника состояла из одной, двух или трех полос материи, скрепленных между собой перемычками. Нижний конец накосника редко оставался неукрашенным . Обычно он оформлялся (также в зависимости от традиций на данной территории) специальными бляхами, колокольчиками или позументными кистями. В большинстве случаев накосник состоял из одного, двух, трех рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму.

(слайд 38) Крепление накосника на голове также было различным. Чаще всего он держался с помощью тесьмы у основания кос. Наиболее массивные на голову петлей. Этот тип накосника, в отличие от первого, был исключительно девичьим и носился в комплексе с головным убором (калфаком) .

Считалось, что тяжелые накосники вырабатывают у девушки красивую, гордую осанку.

В нашей местности большее распространение получили накосники второго типа (тезме) . В наших краях чулпы как украшение старожилы помнят только по рассказам своих бабушек т. к. их использование прекратилось в 30-ых годах 20-ого века как пережиток старого.

Изготовление накосников по образцу (8 человек)

Калфак (слайд 39)

Калфак - самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму "мангайлык", берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.

Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше) . Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение "у него написано на лбу".

Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу.

(слайд 40) Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения , на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний.

Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе.

Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок) . Калфаки – наколки или по-татарски «мгез калфак» . Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.

(слайд 41) Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.

Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но в ос-новном преобладали темные тона : бордовый, черный, темно-зеленый и си-ний.

(слайд 42) В украшении головных уборов применялись цветной и бе-лый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.

(слайд 43) В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь , тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. (слайд 44)

Украшение калфака монетками по схеме.

Используемая литература :

1. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX – начало XX в.)

2. См. иллюстрацию А. Ф. Риттиха с изображением группы казанских татар в одеждах середины XIX в., где нарисована татарка в камзоле , к воротнику-стойке которого прикреплена «яка чылбыры» типа II (В кн.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967, с. 119).

3. Мухамедов Р. Г. Введение к альбому Л. Сперанской «Костюм казан-ских татар » . Казань, 1972, с. 7.

4. Воробьев Н. И. Казанские татары , с. 277.

5. Руденко С. И. Башкиры. М. ; Л., 1955, с. 194.

6. Мухамедова Р. Г. Традиционная одежда татар Среднего Поволжья и Приуралья (рукопись) .

7. Шитова С. Н. Женская одежда северных башкир. – В кн.: Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т. 1, с. 288; Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры. – Там же, с. 242.

Татарские ювелирные украшения и костюм сохранили самобытность и отличаются от традиций своих ближайших соседей. Татарстан находится в Среднем Поволжье, его окружают Удмуртская республика, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, далее на юг - Казахстан. На территории Татарстана находилось Булгарское царство с 8 века до 1230-х годов, до завоевания ее ханом Батыем и Золотой Ордой. Полагают, что на этноним и материальную культуру татар большое влияние оказали кипчаки. После распада Монгольской империи с 1438 по 1552 гг существовало независимое Казанское ханство, завоеванное Российской империей. С тех пор татарский костюм, по крайней мере костюм казанских татар, о которых и пойдет речь, мало изменился.

Королева Сююмбике

На этой копии с несохранившейся картины 17 века неизвестного автора изображена королева Сююмбике с сыном.

Иллюстрация из альбома Густава Теодора Паули 1862 года "Этнографическое описание народов России", изданого к тысячелетию Русского государства. Паули привлек к работе видных ученых и художников своего времени, издание содержит этнографические очерки и снабжено 63 хромолитографиями. Рисунки выполнены с натуры.

Татарский костюм отличается от финно-угорских и больше похож на костюмы Центральной Азии. В основе костюма платье из цветных, часто очень богатых тканей, изменялись со временем лишь детали разреза и оборки. Костюм включал шаровары, которые не видны под платьем и жилет, длина которого колебалась от бедра до колен. Татарский жилет широко распространился по всей Восточной Европе.

Отличительное украшение татарского костюма - нагрудная перевязь хасита (Khesite), которая была украшена ювелирными украшениями, которые начинали собирать с самого рождения девочки. Это не простое украшение, это одновременно оберег и личное имущство женщины. В специальные коробочки и кармашки зашивали суры из Корана, нашивали также ракушки каури и даже необычного вида пуговки. Ценность украшений зависела от богатства семьи девочки. Носили хаситу женщины всех возрастов, надевали ее через левое плечо под правую руку

Реконструкция 16 века

Еще одно характерное украшение: яка чилбыры - в оротниковая застежка c 5-ю цепочками, заканчивающимися драгоценными камнями.

Воротниковую застежку "яка чилбыры" также надевали на нагрудник

Изу - нагрудник закрывал разрез на рубахе впереди, украшался лентами, кружевами, вышивкой, а также драгоценными камнями

Широко представлены татарские украшения в Особой кладовой Государственного этнографического музея в Санкт-Петербурге. Кроме перевязей и воротниковых застежек распространены были серьги, накосники, бусы. ожерелья, пряжки для поясов, застежки. Ювелирные украшения изготавливали, в основном, из серебра, реже из золота.

Особенного расцвета ювелирное искусство казанских татар достигло в 19 веке, использовалось золочение, чеканка, литье, гравировка, скань. Из камней более всего были распространены темный сердолик и голубовато-зеленая бирюза, которым приписывали особенную магическую силу. Часто встречались дымчатые топазы, аметисты, горный хрусталь, малахит, агат, использовались вставки из цветного стекла.

Пектораль: ткань, кораллы, 21 монета, металл

Белязеки - браслеты конца 19 - начала 20 века. Музей республики Татарстан. Браслет был обязательным элементом татарского костюма. Замужние женщины носили парные браслеты на обоих руках, девушки - по одному или нескольких браслетов на одной руке.

Алка - серьги

Чулпа (коромысло) - наконсник , 19 век. Этому украшению также приписывалось магическое значение. Накосники украшались звенящими подвесками, монетами, отгоняющими злых духов.

А этот любопытный костюм женщины из болгарской деревни Пирин надевают для совершения обрядов, явно имеющих древние корни, на праздник Лазаря - "Lazaruvane". Фото