История кулачных боёв на Руси. Ещё одна древняя традиция Масленицы - кулачные бои

Словосочетание “кулачные бои” вызывает множество ассоциаций. Плотные ряды бородатых мужиков на замёрзшей глади озера или реки, нарастающее напряжение перед дракой, страх в сердцах тех, кто пришёл биться в первый раз, готовность к бою и желание показать себя перед бывалыми бойцами. Так чем же на самом деле являлись кулачные бои? Диким обычаем, военной подготовкой или, может, неотъемлемой частью праздников? Давайте попробуем вместе и по порядку со всем разобраться.

Итак, речь в статье пойдёт о кулачных боях, а точнее, о кулачных боях на Руси. Этот обычай имеет глубокие корни в русской истории и представляет собой большое значение для нашего народа. Возможно именно поэтому эта исконная традиция, пусть и в видоизмененной форме, и сегодня пользуется такой популярностью. Кто-то называет её дикостью и варварством, мы же называем её Околофутболом. Однако обратимся к прошлому. Хорошо известно, что бои были частью языческих праздников, таких, как Красная горка или же всем известная Масленица (Комоедица). Есть все основания предполагать, что изначально бои составляли часть ритуалов в честь языческих богов – покровителей воинов.

Однако это не единственная их функция, известны случаи, когда кулачные бои были “судебным средством” и помогали подтвердить свою правоту. Впрочем в таких делах предпочтение чаще отдавалось поединкам с оружием. Труды летописца Нестора говорят о существовании боёв ещё в далёком X веке, в Англии же, к примеру, первая письменная информация об английском боксе появляется лишь в начале XIII века. Оно и понятно – на земле наших предков войны шли одна за другой, и иметь навыки боя было осознанной необходимостью.

У нас существовали три разновидности кулачного боя: “один на один”, “сцеплялка” и “стенка на стенку”. Как такового свода правил боёв не существовало. Основным правилом было взаимное уважение и желание, в первую очередь, проявить Дух Воина и показать молодецкую удаль, а не выместить злобу на своём одноплеменнике. На руки бойцы надевали меховые варежки или голицы (кожаные рукавицы без подкладки), которые смягчали удар. Сброшенные с рук, они означали, что бой перестал быть состязанием и превратился в драку – стало некого беречь от кулаков. Лежачих или присевших на корточки не били (“не бей лежачего”), в кулаки ничего не зажимали, ниже пояса удары не наносились, ногами не дрались. Так что, популярные нынче добивания, равно как и удары ногами в голову, вряд ли были бы высоко оценены. Кстати, в партере тоже не бились. Когда бой заканчивался, все весело расходились по домам, прощались по-дружески. Ну, почти все – кто-то отлёживался после удара “под микитки” (под рёбра, по почкам и печени), некоторые стирали снегом кровь с лица, приходя в себя. Тем не менее, жалобы и стоны чаще заглушались дружным смехом с обеих сторон. Чаще всего бои проводились зимой, летом они случались редко, и то – по приглашению бояр.

Один на один – название говорит само за себя. Самые почётные бои. В них зачастую участвовали дворяне, а поражение не считалось бесчестием. Редкой разновидностью боя “один на один” был поединок “удар на удар”. Один из таких боёв описал М.Ю. Лермонтов в своей известной Песне “Про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сам поединок заключался в поочерёдном обмене ударами, от которых нельзя было уклоняться. Разрешалось лишь закрывать руками наиболее уязвимые места. Кому принадлежало право нанести удар первым – решал жребий. Так продолжалось до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побеждённым или не падал.

“Сцеплялка” – сцепная драка. Каждый бился сам за себя и, соответственно, против всех. Боец старался выбрать себе равного по силе противника и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” с другим. Проводились “сцеплялки” редко и особой популярностью не пользовались.

Но наиболее зрелищным, распространённым и самым любимым всегда считался бой “стенка на стенку” (привет, Околофутбол!). О таких боях договаривались заранее, согласовывая место встречи и количество бойцов. Количество не всегда было равным, но разница была незначительна. Бились “деревня на деревню”, “улица на улицу”, “купцы против грузчиков” и т.д. В каждой команде выбирали предводителя (“атамана”, ”боевого старосту”). Поведение “стенки” воспроизводило построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности предпочитали плотный строй, а в городе выстраивались в одну или две шеренги. Движение происходило “широким плечом” или единым фронтом, разрыв своей линии был недопустим – за ним следовал прорыв неприятеля. Каждая команда старалась иметь резервы, своего рода засадные полки, иногда скрытые от противников и вступавшие в бой в решающий момент. (Вспомним Куликовскую Битву – сражение русских княжеств против войск Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года, тогда удар именно засадного полка русских в тыл ордынцев стал решающим и принес нашим предкам важнейшую победу). Стоит особо выделить “надежа-бойцов”, которые первоначально в схватке не участвовали, но наблюдали за ней со стороны. Они предназначались для того, чтобы разорвать строй соперника, вырывая оттуда по нескольку бойцов. Во время такого прорыва “надежа-бойцы” срывали с себя шапки и плотно зажимали их в зубы – кап в то время ещё не было. Против этих богатырей использовалась особая тактика: стенка расходилась, впуская “надежу” внутрь, где его уже встречали специально отобранные воины, которые, кстати, были мастерами боя “один на один”. Среди “надеж” было немалое количество “записных бойцов” – известных наемников, зарабатывающих себе на жизнь боями. В некоторых источниках говорится, что они иногда участвовали в охране торговцев. Всё это обязывало их уметь вести рукопашный бой против безоружного и вооружённого противника.

Кулачные бои имели огромную популярность, но и проблем с ними тоже хватало. После крещения Руси (988 год) языческий обычай оказался под запретом. Церковь называла бои “богомерзкой забавой”, а их участники наказывались отлучением, проклятьями и прочим. Но когда запреты останавливали бойцов? Естественно, бои продолжались. Широкое распространение кулачный бой вновь получил при Иване Грозном (1533-1584). Царь любил развлечь себя видом кулачных поединков. Суровый был правитель. А бои всё же запретили официально, и случилось это в середине XVII века. Но “кулачки” вновь возродились в народе, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских над шведами под Полтавой летом 1709 года. Победа была одержана именно благодаря силе и умениям русских в рукопашном бою. Шведы тогда потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными. С нашей же стороны потери составили менее полутора тысячи убитыми, и примерно в два раза больше оказалось раненых. Английский капитан Джон Перри, бывавший в России во времена правления Петра Первого, объяснял победы над шведами той закалкой и выносливостью, которые приобретал русский человек, упражняющий свои силы в кулачных боях с юных лет. Однако церковь продолжала давить и добилась своего: указом от 24 июля 1726 года Благодетельное правительство запретило бои, как “зловредную потеху”. В Европе же местные виды боёв быстро развивались и не испытывали никаких ограничений со стороны своих духовенств. На Руси дух был силён всегда, и стоит ли говорить, что, несмотря на очередной запрет, кулачные бои снова возродились и успешно продолжались? После большевистской революции 1917 года русский кулачный бой опять оказался в опале и был отнесён к “прогнившему наследию проклятого царизма”, в виду чего не нашёл своего законного места среди спортивных видов борьбы. Да и идеология кулачного боя, основанная якобы на церковно-христианской морали (хотя мы знаем, что духовенство всеми силами стремилось запретить “кулачки”), и сплочённость общины шла в разрез с коммунистической идеологией.

Впрочем, старая идея русского кулачного боя всё же нашла своё место в боевой подготовке двадцатого века. “Групповой бокс”, прообразом которого являлся бой “стенка на стенку”, практиковался в армейских частях. Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. В составе каждой было по 10 человек, то есть – стрелковое отделение. Нападать разрешалось только спереди и сбоку – как по одному, так и нескольким бойцам одновременно. Участник, заступивший за предел боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из схватки. По времени бои продолжались не более десяти минут. Также большую ценность народных боевых традиций замечали такие выдающиеся спортсмены, как Харлампиев – один из основоположников САМБО. Между прочим, его дед был знаменитым смоленским кулачный бойцом.

В наше время энтузиасты пытаются возродить традиции, проводят поединки, но и мы сами в силах возродить наследие наших пращуров. Столетиями кулачный бой верно служил нашему народу. Обязательно пригодится и нам!

Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, — тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Кулачный бой это древняя забава, наших русских удальцов. Идти на кулачный бой, это значило потешится или провесть праздник в полном разгуле, и это составляло особый род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.

Восточные народы вели сами битвы рукопашным боем: крепкий кулак защищал его так же хорошо, как оружие. По улучшении ручного оружия и изобретении огнестрельного, все изменилось. Битвы сделались наукой, а войны исполнителями предначертаний полководца.

Кулачная потеха на Руси, известна со времен ее самобытности. Летописцы наши говорят об ней, еще в начале XIII в., с какой-то восторженностью. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих союзников: Новгородцев и Смоленцев, к храброму отражению Великого Князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках. — В последствии времени кулачный бой сделался забавою нашего народа.

Кулачные бои производились один на один, стена на стена на стену или валкою. Употребительнее из них один на один. Бои начинались с зимнего Николы, и продолжались до сборного воскресения.

В праздничные дни сходились мальчики и взрослые за городом на обширном месте, или на городской площади, или на покрытой льдом реке: там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда охотники — бойцы. городские бойцы, всегда брали верх над деревенскими. Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестие брать подарки, которыми их сманивали на свою сторону и этим терялась их слава. Дети зачинали бой.

Записанные бойцы стояли в отдаленности, наблюдая за бьющимися; каждая из противных сторон, уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою. Когда стена гнала стену, тогда молодец — боец, или надёжка — боец, засучив рукава, летел бешеным зверем, с распущенными волосами, и наносил страшные удары. При общей свалки уже действовали не руки, но и ноги и колена; били безжалостно своих противников; но лежачего не били, от того и вошло в поговорку: лежачего не бьют. Кто более других удерживался на месте и более переносил удары тот приобретал уважение, и превозносился даже его недругами. По пробитии стены, оставались даже на месте одни бойцы — молодцы. Их битва была ужасная. Другие бежали на выручку товарищей, нападали на надёжу — бойца, который стоял уже бледный, как смерть.

Он не сдавался, переносил жестокие побои, и вдруг, уловив счастливою минуту, ударял: одного под глаза, другого в висок, и оба протягивались со стоном у ног его. Нажёжка — боец сопровождался всеобщим радостным криком: наша взяла! Но если он был не в состоянии перенести ударов, то одно его спасение, чтобы сохранить свою жизнь, надобно было упасть на землю, лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. По окончании боя, поклонники вели своего богатыря по улице, при пении громких песней и вводили его в питейный дом.

Видео: Русский кулачный бой (Скобарь)

Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта 19 и другими, строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили их со своего стола; бились об заклад, и сводили их для своей потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей, несбыточными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша родимой, Терёша Кунеинъ, Зубовы, Никита Долговъ и братья Походкины — Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.

Спорт, конечно, штука полезная, но небезопасная. Его вечный спутник - травмы.

Пальму первенства здесь держат, разумеется, боевые искусства. А среди них, наверное, рукопашные единоборства, как бы их ни называли - хоть бокс, хоть «кулачки».

Как бить лежачего

Последнее, то есть русский традиционный кулачный бой, многим сейчас кажется исключительно гуманной дисциплиной. По какой-то загадочной причине его портрет чрезмерно зализан и залакирован - тут и «лежачего не бить», и запрет на удары в голову и ниже пояса, и толстые мягкие «щадящие» рукавицы, и полная остановка боя при первой же крови, и общее рыцарское благородство всех участников.

Исторические источники - от свидетельств иностранцев до рассказов очевидцев и популярных лубков - рисуют совсем другую картину. Веселее прочих, конечно же, лубочные гравюры с характерными надписями вроде: «А вот боец, удалой молодец, хочет сделать супротивника дураком - бьёт его по глазу кулаком». Или: «Се - молодцы, кулашны бойцы, встали до драки, разбивают друг другу сраки».

Отзывы иностранцев не столь веселы. Наоборот, иной раз полны ужаса, но зато куда более информативны. Вот, например, австриец Сигизмунд Герберштейн , побывавший у нас в начале XVI столетия: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Русский патриарх Иоасаф показывает, что бывает после таких ударов: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Однако проходит ещё полтораста лет, и картина вроде бы меняется. Иностранцы, бывавшие в России времён Екатерины Великой , оставляют совершенно другие свидетельства о кулачных боях. Как, скажем, англичанин Уильям Кокс, историк и педагог , видевший тренировки и показательные поединки в имении графа Алексея Орлова. «На руках бойцов были толстые кожаные перчатки. Они никогда не наносили ударов прямо, а большею частью кругообразно и били только в лицо и голову. Но их обычаи в бою мешали несчастному случаю, также мы не заметили переломов руки или ноги, которыми обычно кончаются бои в Англии».

Смягчению нравов и возникновению более-менее внятного регламента способствовала целая серия указов на высочайшем уровне. Участников боёв предполагалось бить сначала батогами, вторично пойманных - кнутом, а на третий раз - «кнутом без пощады, и, выправя на них судебные издержки, ссылать в украйные города на вечное житьё».

Впрочем, запретительные меры никакого эффекта не возымели. И тогда было принято одно из самых мудрых решений. Если не можешь уничтожить какое-то явление - возглавь его. Делает это Екатерина I. Её указ от 21 июня 1726 года впервые вводит то самое правило, которое считается «исконным». Вот оно: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б».

Капустка, дёготь, мясо

Случаев смертоубийств действительно стало меньше. Однако травматизм никуда не делся. Да, за вложенную в рукавицу свинчатку наказывали очень жестоко. Но московские кулачные бойцы нашли остроумный выход. Их секрет раскрыл мемуарист Пётр Страхов : «Рукавицы намачивали водой, а потом замораживали. Подобной перчаткой можно было нанести тяжкие сотрясения».

В.Васнецов «Кулачный бой» Фото: Commons.wikimedia.org

Разумеется, тех, кому не повезло, лечили. С первой помощью проблем не было - бои обычно проводились на Масленицу, снега и льда хватало, так что к синякам и ушибам приложить было что. Более серьёзные повреждения, например сотрясение мозга, врачевали на первый взгляд варварски, как это описано у литератора Ивана Шмелёва :

«- Антошка с Глухим как, лежат?

Уж в бане парились, целы. Иван Иваныч фершал смотрел, велел тёртого хрену под затылок. Уж капустки просят…»

Между тем «капустка» здесь очень кстати - в старинных лечебниках от «головного удара и трясения» как раз рекомендуют настой капустного сока на льняном семени. Правда, курс лечения - целых две недели.

От синяков и шишек эффективно помогал берёзовый дёготь. Кстати, он используется и сейчас, поскольку содержится в мази Вишневского с её «антиотёчным и противовоспалительным действием».

Зато готовились к поединкам необычно. Сохранились воспоминания одного из самых отчаянных московских бойцов XIX столетия, Ивана Киреева. «Водили нас в баню и разминали силу - нарочитые были на то мастера по брюхомяльному делу. Потом, конечно, угощение «с водоворотом», покуда с катушек не свалимся. На другой день, чтоб сразу похмелиться-поправиться - ни-ни. И сидели голодом, чтобы, значит, застервенеть как полагается. А уж как до боя час ли, два ли, тут дают полный стакан, да закусить слегка - студню там, или ещё чего».

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепной бой». Этот вид единоборства - своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки - исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать - а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

Предприимчивость как ценность, свойство характера и образ действия, пожалуй, последнее, что ассоциируется с идеями и персонажами русской литературы. Духовность, самоотверженность, высокая любовь, верность и предательство, одиночество в толпе, агрессия и мертвящее влияние социума - все эти темы традиционно считались достойными описания и художественного анализа; многое же, калибром поменьше, записывалось в мелкотемье и могло претендовать на освещение разве что в фельетонной литературе.

Вообще предприимчивость, деловая активность, «находчивость, соединенная с практичностью и энергией» (как подсказывает словарь) - качество принципиально недворянское, и оттого писателями-дворянами презираемое и считавшееся недостойным описания. Учитывая же, что большая часть писателей XIX века принадлежали именно к дворянскому сословию, не приходится удивляться, что предприимчивые и положительно-активные герои в русской литературе - зверь редкий до экзотичности, хищный и малосимпатичный. К тому же (если продолжать неуклюжую метафору) где этот зверь обитает и чем живет - не совсем понятно: авторы в естественной среде обитания его явно не наблюдали.

О предприимчивости героев литературы XVIII века говорить не приходится: если исключить переводные повести, то ни трагедии классицизма с их жесткой нормативностью конфликта и выбором героев, ни тем более сентиментализм с известной сосредоточенностью на чувствах и чувствительности с предприимчивыми персонажами дела не имели. Комедии же (и примыкающий к литературе корпус сатирической журналистики времени Екатерины II) объяснимо сосредоточивались на особенностях и пороках тогдашнего русского общества, среди которых предприимчивость если и числилась, то где-то в далеком конце, после взяточничества, пьянства, невежества и прочих печально известных реалий.

Романтизм имеет к предприимчивости еще меньше отношения: невозможно представить Печорина, строящего схемы быстрого развития сельского хозяйства на Кавказе или обдумывающего хитрую аферу. О предприимчивости литературных героев можно говорить начиная с (условно) реалистического направления. Кроме того, учитывая, что литература все же имеет некое отношение к «реальности», стоит упомянуть и об историческом контексте. Сфера приложения практического живого ума была довольно ограниченной: успех в военной службе предполагал жесткий набор качеств и условий - знатности, состояния родителей, храбрости, щедрости, следования определенному кодексу поведения. Чиновничья служба трактовала предприимчивость весьма определенно - как карьеризм, средством к которому не в последнюю очередь была лесть начальству и угодливость (отсюда хрестоматийное «служить бы рад, прислуживаться тошно»).

Третий путь - придворная карьера - еще теснее был связан с понятием предприимчивости как лести, угодливости даже в мелочах - удачного слова или жеста в нужный момент. Идеал такой предприимчивости - известный Максим Петрович из «Горя от ума»:

...он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!..

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по вашему? по нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!

Что касается быстрого способа зарабатывания денег, то для бедных представителей благородного сословия и разночинцев путей было немного, и первый из них - игра в карты. Таким предприимчивым приобретателем был Германн из «Пиковой дамы» Пушкина, «сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал», живший «одним жалованьем» и не позволявший себе «малейшей прихоти». Однако анекдот о трех картах стал для Германна роковым соблазном, как предсказание трех ведьм для Макбета. Для того чтобы узнать секрет старой графини, Германн, как известно, соблазнял ее воспитанницу Лизу, обманом проник в дом, угрожал старухе пистолетом (незаряженным), и после ее смерти все же добился заветных трех карт. Эта предприимчивость стоила Германну и нажитого им состояния, и рассудка.

И если полуромантического Германна можно отнести к предприимчивым персонажам с определенными оговорками (не был ли он просто авантюристом, одержимым идеей быстрой наживы?), то безукоризненным и чуть ли не единственным в русской литературе образом, главной чертой которого является предприимчивость, можно назвать Чичикова из «Мертвых душ». Суть аферы Павла Ивановича, задумавшего скупить крестьянские «души» до подачи очередной «ревизской сказки» и заложить их, получив с государства деньги как за живых, известна всем со школьных лет. Договариваясь о покупках, Чичиков выступает отличным психологом: его тон, манеры и аргументы полностью зависят от характера помещика-продавца. Он обладает «обворожительными качествами и приемами» и знает «в самом деле великую тайну нравиться». Он проявляет и редкую предприимчивость в общении с самым хищным сословием, чиновниками - и одерживает верх:

«Когда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: «Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую».

«Да ведь какие крестьяне», отвечал ему на это тоже шепотом Чичиков: «препустой и преничтожный народ, и половины не стоит». Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст».

Гоголь сообщает читателю, что Чичиков обладал исключительной практичностью с самого детства: «оказался в нем большой ум... со стороны практической».

«Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, - признак подступающего голода, - он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом».

Павлуша дрессировал мышь, которую «продал потом... тоже очень выгодно»; после, чтобы получить выгодное место на службе, он искал и обнаружил слабое место своего начальника («которые был образ какой-то каменной бесчувственности») - его «зрелую дочь, с лицом... похожим на то, как будто бы на нем происходила по ночам молотьба гороху». Став ее женихом, Чичиков вскоре получил лакомую вакантную должность - и «о свадьбе так дело и замялось, как будто вовсе ничего не происходило». «С этих пор пошло легче и успешнее», - сообщает о герое Гоголь, и в конце «Мертвых душ» мы читаем об успешной предпринимательской (в широком смысле) деятельности Чичикова на поприще взяточничества, «комиссии для построения какого-то казенного весьма капитального строения» и таможни.

Как и полагается в великой русской литературе, аферы Чичикова заканчивались неудачами - и во втором томе «Мертвых душ» отпущенный из-под стражи Павел Иванович оказался «какой-то развалиной прежнего Чичикова». В том же втором томе есть и положительно прекрасный предприниматель - работящий и успешный помещик Костанжогло, который «в десять лет возвел свое именье до <того>, что вместо 30 теперь получает двести тысяч», у которого «всякая дрянь даст доход» и даже посаженный лес растет быстрее, чем у других. Костанжогло так невероятно практичен и предприимчив, что не продумывает специально новых способов оптимизации имения: доходы образуются сами собой, он же просто отвечает на «вызовы» обстоятельств:

««Да ведь и у тебя же есть фабрики», заметил Платонов.

«А кто их заводил? Сами завелись: накопилось шерсти, сбыть некуда - я и начал ткать сукна, да и сукна толстые, простые; по дешевой цене их тут же на рынках у меня и разбирают, - мужику надобные, моему мужику. Рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжение шести лет сряду промышленники, - ну, куды ее девать, - я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял. Ведь у меня всё так».

«Экой чорт», думал Чичиков, глядя на него в оба глаза: «загребистая какая лапа».

«Да и то потому занялся, что набрело много работников, которые умерли бы с голоду. Голодный год, и всё по милости этих фабрикантов, упустивших посевы. Этаких фабрик у меня, брат, наберется много. Всякой год другая фабрика, смотря по тому, от чего накопилось остатков и выбросков. [Рассмотри] только попристальнее свое хозяйство, всякая дрянь даст доход...»».

Впрочем, мы так никогда и не узнаем, что стало с Костанжогло и его имением дальше, а в сохранившихся отрывках сожженной второй части он похож больше не на человека, а на функцию: тонкость и психологичность художественного текста заменила дидактичность.

Еще один персонаж, сейчас же приходящий на ум при упоминании практичности и предприимчивости, - Штольц из «Обломова». Иван Гончаров часто уверяет читателя, что Андрей Иваныч - очень деловой, подвижный и предприимчивый человек, но, если попытаться понять, в чем именно состоит его успешность и деловая энергичность, узнаем мы немного. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», - сообщает автор, и само отсутствие интереса к деталям того, чем живут и как действуют предприимчивые люди в России середины XIX века, характерно проявляется в слове «какой-то».

В этой «какой-то» компании Штольц находится «беспрестанно в движении»; кроме того, он часто «ездит и в свет» и делает кому-то визиты - в этом и проявляется его деловая активность. В тот же «свет» он тащит и упирающегося Обломова, и, когда последний доказывает, что эти суетливые поездки - не менее бестолковое времяпрепровождение, чем лежание на диване, с Ильей Ильичом невольно соглашаешься. Любопытно, что деловые и предприимчивые герои в русской литературе нередко иностранного происхождения: Штольц (как и Германн) - наполовину немцы, а Костанжогло - лицо неизвестных (греческих?) корней (Гоголь говорит, что тот «был не совсем русской»). Вероятно, соотечественники настолько не вязались в общественном сознании с представлением о практичности и предприимчивости, что наличие таких качеств следовало объяснять примесью иностранной крови.

Логично предположить, что предприимчивых и практических людей в литературе стоит искать в их естественной среде обитания, купеческой, а значит, обратиться к Александру Островскому. К сожалению, его чаще интересуют нравы купеческого царства и драмы, происходящие вследствие этих нравов, и куда меньше - предпринимательские способности героев и истории их успеха (что в принципе объяснимо, иначе Островский был бы известен не как драматург, а как сочинитель производственных романов). Читателю же просто сообщают, что Василий Данилыч Вожеватов из «Бесприданницы» - «один из представителей богатой торговой фирмы», европеизированный купец, дешево покупающий пароход «Ласточка» у промотавшегося Паратова. Мокий же Парменыч Кнуров, «из крупных дельцов последнего времени», действует в пьесе уже как человек «с громадным состоянием».

Впрочем, Островский предлагает и пример положительного предприимчивого героя: таков Васильков из комедии «Бешеные деньги». Васильков в начале пьесы не похож на успешного человека: он неловок, провинциален и своими диалектизмами смешит персонажей-москвичей. Он обладает весьма скромным состоянием, но надеется разбогатеть честным предпринимательством, настаивая, что в новый век честность - лучший расчет:

«В практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее. Вы, кажется, не совсем верно понимаете практический век и плутовство считаете выгодной спекуляцией. Напротив, в века фантазии и возвышенных чувств плутовство имеет более простора и легче маскируется. Обмануть неземную деву, заоблачного поэта, обыграть романтика или провести на службе начальника, который занят элегиями, гораздо легче, чем практических людей. Нет, вы мне поверьте, что в настоящее время плутовство - спекуляция плохая».

В расчеты вмешивается чувство: «мешковатый» провинциал влюбляется в избалованную красавицу Лидию Чебоксарову и даже неожиданно женится на ней (остальные поклонники красавицы оказываются либо банкротами, либо не желают «законных и брачных наслаждений»). Прагматическая Лидия обнаруживает, что у мужа «не золотые прииски, а прииски брусники по лесам» и бросает его. Васильков же, раздумав пускать себе пулю в лоб, демонстрирует редкую предприимчивость и деловитость и в самое короткое время наживает капитал. «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет», - поясняет новые финансовые реалии один из героев комедии. От него мы и узнаем о предприимчивости волжанина Василькова, изумляющей ленивых москвичей:

«Поехал за границу, посмотрел, как ведут железные дороги, вернулся в Россию и снял у подрядчика небольшой участок. Сам с рабочими и жил в бараках, да Василий Иваныч с ним... Первый подряд удался, он взял побольше, потом еще побольше. Теперь получил какую-то телеграмму. «Ну, говорит, Вася, ближе мильона не помирюсь»».

Предприимчивый Васильков нашел применение и оставшейся у разбитого корыта жене: сделал ее экономкой и отправил «под начальство» к своей матери в деревню. Красоте и светским манерам Лидии (ее манеры мы, впрочем, не наблюдаем - красавица большую часть пьесы цинично рассуждает о достойном денежном обеспечении своих прелестей) Васильков тоже придумал употребление (возможно, оно изначально входило в его матримониальные расчеты):

«Когда вы изучите в совершенстве хозяйство, я вас возьму в свой губернский город, где вы должны ослепить губернских дам своим туалетом и манерами. Я на это денег не пожалею, но из бюджета не выйду. Мне тоже, по моим обширным делам, нужно такую жену... У меня в Петербурге, по моим делам, есть связи с очень большими людьми; сам я мешковат и неуклюж; мне нужно такую жену, чтоб можно было завести салон, в котором даже и министра принять не стыдно».

У комедии, как и полагается, счастливый финал, однако образ предприимчивого Василькова оставляет неприятный осадок.

Островский создал и редкий в русской литературе образ предприимчивой женщины - свахи. Область применения предприимчивости и деловых качеств для женщины на протяжении почти всего XIX века была еще скромнее, чем у мужчины, и чаще всего ограничивалась приисканием удачной партии и успешным ведением хозяйства. (Предприимчивая Вера Павловна из романа Чернышевского «Что делать?», основавшая швейную мастерскую, - персонаж единичный и совершенно схематический.) Чаще всего в литературе встречаются женщины, зарабатывавшие содержанием модных лавок, пансионов или учебных заведений для девочек, однако это в основном иностранки (немки или француженки), лица эпизодические и почти карикатурные.

Такова, например, героиня романа Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» Хиония Алексеевна Заплатина (для близких и друзей - просто Хина). Благодаря предприимчивости Хины, державшей в уездном уральском городе пансион и всегда бывшей в центре всех уездных слухов и сплетен, семья Заплатиных проживала куда больше официально получаемых ее супругом денег. Плодами предприимчивости Хины были «свой домик, стоивший по меньшей мере тысяч пятнадцать, своя лошадь, экипажи, четыре человека прислуги, приличная барская обстановка и довольно кругленький капитальчик, лежавший в ссудной кассе. Одним словом, настоящее положение Заплатиных было совершенно обеспечено, и они проживали в год около трех тысяч. А между тем Виктор Николаич продолжал получать свои триста рублей в год... Все, конечно, знали скудные размеры жалованья Виктора Николаича и, когда заходила речь об их широкой жизни, обыкновенно говорили: «Помилуйте, да ведь у Хионии Алексеевны пансион; она знает отлично французский язык...» Другие говорили просто: «Да, Хиония Алексеевна очень умная женщина»».

Предприимчивые женщины изображались обычно как беспринципные хищницы, способные ради своего удовольствия хладнокровно сломать жизнь тонкому нежному герою. Один из лучших подобных образов - Марья Николаевна Полозова из тургеневской повести «Вешние воды» (1872), молодая, красивая и богатая дама, успешно и с удовольствием ведущая финансовые дела семьи. Счастливо влюбленный в прекрасную итальянку Джемму (типичная тургеневская девушка плюс южный темперамент), главный герой повести Санин решает продать свое имение в России и жениться. Из-за границы продавать имение сложно, и он обращается по совету случайно встреченного однокашника к его жене. Тургенев расставляет акценты сразу: первое появление Полозовой в повести сообщает читателю, что она не просто красива, но расчетливо пользуется своей красотой («... весь форс состоял в том, чтобы показать свои волосы, которые были точно хороши»). «Знаете что, - говорит Марья Николаевна Полозову на его предложение о продаже имения, - я уверена, что покупка вашего имения - очень выгодная для меня афера и что мы сойдемся; но вы должны мне дать... два дня - да, два дня сроку». В два последующих дня Полозова демонстрирует настоящий мастер-класс по соблазнению мужчины, влюбленного в другую женщину. Здесь же автор сообщает и о ее коммерческих талантах:

«Она выказывала такие коммерческие и административные способности, что оставалось только изумляться! Вся подноготная хозяйства была ей отлично известна; она обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на i. Санин не ожидал подобного экзамена: он не приготовился».

Стоит ли удивляться, что прекрасная Марья Николаевна преуспела во всем: совершила выгодную для себя покупку, а Санин так никогда и не вернулся к невесте. Полозова - яркий, но явно отрицательный персонаж: основное сравнение при ее описании автором - «змея» (да и фамилия у нее соответствующая): «серые хищные глаза... эти змеевидные косы», «Змея! ах, она змея! - думал между тем Санин, - но какая красивая змея!», «Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество».

Предприимчивые и деловые героини освобождаются от отрицательных коннотаций только к концу XIX века. Петр Боборыкин в романе «Китай-город» (1882) программно проводит идею: купцы больше не представители и деятели «темного царства», они европеизировались, получили образование, за ними, в отличие от сошедших с парохода современности и мало на что годных дворян, - экономическое процветание и будущее России. Конечно, отечественная буржуазия, как и буржуазия вообще, не без греха, но тем не менее это молодая и полная энергии формация.

Молодая и почти красивая купчиха Анна Серафимовна Станицына хозяйственна и деятельна. Она следит за работой своих фабрик, вникает в детали производства и сбыта, внимательна к условиям жизни рабочих, устраивает школу для их детей, удачно вкладывает деньги в новые отрасли производства и энергично действует в торговых предприятиях. Ее предпринимательская деятельность и планирование новых торговых и фабричных сделок доставляет ей радость, она отличная, практичная и предприимчивая хозяйка. Интересно, что автор при этом рисует ее неудачливой в личной жизни: ее муж - мот и развратник, ставящий под угрозу разорения все ее успешные начинания и совершенно к ней равнодушный (по-видимому, Боборыкин не мог не сообщить о том, что предприимчивость и коммерческая жилка плохо уживаются со счастливой семейной жизнью). Кроме того, она с неприязнью и неловкостью воспринимает свою принадлежность к купеческому сословию: ее платье из дорогой и добротной материи слишком явно выдает ее происхождение, воспитание и вкус, и то же делают некоторые ее обороты речи и манеры.

Впрочем, она являет, пожалуй, единственный пример вполне вознагражденной предприимчивости: разведясь с мужем и поставив принадлежащее ей производство и торговлю на прочные рельсы, Станицына в финале овладевает мужчиной своей мечты - дворянином Палтусовым, оплатив его долги, вызволив из-под стражи и явно наметив себе в мужья и партнеры. Сам же Палтусов тоже представляет собой любопытный тип нового предпринимателя: из дворян, но метящего в конкуренты купцам, новым финансовым и торговым хозяевам старой Москвы (этих купцов и предпринимателей Боборыкин тоже зачем-то снабдил «рыбными» фамилиями: Осетров, Лещов). Ум, образование, предприимчивость (и особый дар действовать на нежные сердца богатых купчих) дают Палтусову возможность быстро продвигаться вверх в мире торговли и финансов, сколачивать капитал и тем самым идти к воплощению своей идеи: теснить в экономической и финансовой сферах «Тит Титыча», что «наложил на все лапу». ««В такой стране не нажиться? - думает Палтусов уже в самом начале романа. - Да надо быть кретином!..» Весело у него стало на сердце. Деньги, хоть и небольшие, есть... связи растут, охоты и выдержки немало... двадцать восемь лет, воображение играет и поможет ему найти теплое место в тени громадных гор из хлопка и миткаля, промежду миллионного склада чая и невзрачной, но денежной лавчонкой серебряника-менялы...» Однако в какой-то момент удачливый Палтусов предпринимает слишком рискованное дело: его бывший «патрон» кончает жизнь самоубийством из-за долгов, и герой с рыбной фамилией решает недорого приобрести его дом - на деньги, доверенные ему очередной купчихой.

«В душе бывшего подручного самоубийцы предпринимателя играло в эту минуту проснувшееся чувство живой приманки - большой, готовой, сулящей впереди осуществление его планов... Вот этот дом! Он отлично выстроен, тридцать тысяч дает доходу; приобрести его каким-нибудь «особым» способом - больше ничего не нужно. В нем найдешь ты прочный грунт... Палтусов закрыл глаза. Ему представилось, что он хозяин, выходит один ночью на двор своего дома. Он превратит его в нечто невиданное в Москве, нечто вроде парижского Пале-Рояля. Одна половина - громадные магазины, такие, как Лувр; другая - отель с американским устройством... В нижнем этаже, под отелем, - кафе, какое давно нужно Москве, гарсоны бегают в куртках и фартуках, зеркала отражают тысячи огней... Жизнь кипит в магазине-монстре, в отеле, в кафе на этом дворе, превращенном в прогулку. Кругом лавки брильянтщиков, модные магазины, еще два кафе, поменьше, в них играет музыка, как в Милане, в пассаже Виктора-Эммануила...

Не кирпичом ему хочется владеть, не алчность разжигает его, а чувство силы, упор, о который он сразу обопрется. Нет ходу, влияния, нельзя проявить того, что сознаешь в себе, что выразишь целым рядом дел, без капитала или такой вот кирпичной глыбы».

Палтусов и правда сумел приобрести этот дом, использовав капитал, доверенный ему влюбленной купчихой. Та, однако, внезапно умерла, а ее наследник срочно потребовал деньги, но найти огромную сумму Палтусову не удалось - вера в собственную предприимчивость и удачу подвела его. От окончательного позора Палтусова спасла Станицына: по-видимому, именно в союзе купечества и дворянства Боборыкин видел спасительный для России сплав культуры и практичности. В финале романа автор весьма прямолинейно описывает этот союз европейской и русской цивилизаций: «все вместит в себя этот луженый котел: и русскую и французскую еду, и ерофеич и шато-икем» - под оглушительный хор «Славься, славься, святая Русь!».

Идея живописать новый тип делового человека не оставляла писателя Боборыкина и дальше. В более позднем романе «Василий Теркин» (1892) его герой-предприниматель уже захвачен не просто стремлением к обогащению или победе дворян над купцами, но альтруистической идеей помощи отечеству и ближнему. Впрочем, о том, как именно герой собирается выстраивать свой альтруистический бизнес, читатель в основном только догадывается: проекты и дела Теркина выписаны в романе в стиле советских лозунгов брежневского времени («поведете вы поход против хищения и лесоистребления, против кулаческого разгрома и помещичьего недомыслия... к бережному уходу за таким народным сокровищем, как лес»). Основную же часть времени романа Теркин борется с плотской страстью и в итоге стряхивает с себя «мужское хищное влечение». Нечастые пассажи о собственно предпринимательской деятельности главного героя выглядят примерно так:

«У него, если только ему удастся еще этим летом начать хозяйствовать, порядки будут другие. Но на этих соображениях не остановилась его голова, быстро овладевавшая трезвой мыслью делового и предприимчивого волжанина. И не об одном личном ходе в гору мечтал он, сидя под навесом рубки на складном стуле. Мысль его шла дальше: вот он из пайщика скромного товарищества делается одним из главных воротил Поволжья, и тогда начнет он борьбу с обмеленьем, добьется того, что это дело станет общенародным, и миллионы будут всажены в реку затем, чтобы навеки очистить ее от перекатов. Разве это невозможно? А берега, на сотни и тысячи десятин внутрь, покроются заново лесами!»

Образ, задуманный Боборыкиным как положительный, в романе явно не удался (впрочем, и сам роман, пожалуй, одно из тех произведений, которые можно читать сугубо по рабочей надобности). Да и в целом русская литература XIX века предлагает в качестве деловых, энергичных и предприимчивых персонажей или явных плутов и мошенников, или лиц комических. Даже в тех (редких) случаях, когда автор прямо характеризует противозаконные аферы и бесчестные действия героев как проявления «самобытного русского гения» (например, в рассказе Лескова «Отборное зерно»), он делает это с явным лукавством. Те немногие герои, что замышлялись авторами как «положительно прекрасные» предприниматели, либо остались безжизненными схемами, либо их предприимчивая сторона выписана так неясно, смутно, что становится очевидно: их творцам было совершенно неинтересно вникать в детали финансовой деятельности и экономических операций.