Эргономика в сфере дизайн проектирования. Эргономичный дизайн интерьера жилых помещений Эргономические требования к функциональным зонам жилого пространства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Кафедра графического дизайна

Реферат по дисциплине Основы методики дизайна

Подготовила: ст.гр ГД(З)-12 Юдина О. С.

Проверила: Ганоцкая Ольга Васильевна

Харьков 2014

1. Эргономика в дизайне. Анализ дизайн-объекта

Основные структурные элементы эргономики -- это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины. Цель эргономики -- повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек--машина--объект деятельности--среда» (сокращенно «человек--машина--среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Человек-оператор -- любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. -- для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, -- «потребитель», «зритель» и т.п.

Для своего сравнительного анализа я взяла такой предмет как стул.

С точки зрения наиболее эргономичного объекта выбрана модель офисного кресла из натуральной кожи с мягкими сидениями, с подлокотниками, регуляторам высоты сидения, оснащённое колёсиками для передвижения, удобной спинкой с изгибом по форме позвоночника в этой модели дизайн объекта был разработан в синтезе с эргономикой.

Для сравнения я выбрала стул по моему мнению с минимально эргономичными свойствами в форме женского тела. С твёрдым не регулирующимся сидением, без подлокотников, со спинкой не функционального действия, выполнен стул из пластика.

Вывод: В первом случае эргономические свойства способствуют улучшению качества использования, во втором примере стул служит больше как предмет эстетики, нежели объект комфортабельной мебели, что сводит его непосредственное предназначение на минимальный уровень использования. Из чего можно делать вывод, что эргономика является одной из важнейших комплектующих в разработке дизайн объекта.

2. Стандарт и эстетика в дизайне. Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.

Для своего анализа я выбрала рисунок из интернета неизвестного художника который пришёл по вкусу мне. На рисунке изображена девочка в окружении мужчин с головами зайцев мне кажется что это иллюстрация к произведению « Алиса в стране чудес».

Один из композиционных центров находится на соприкасающихся руках девочки и мужчины-кролика. Картина в целом построена на диагоналях и перспективе. Линии проходящие через картину добавляют в неё размеренность так к примеру Д1 является диагональю рисунка, Д2,Д3 и Д4 являются параллельными ей линиями которые подчиняют себе движение композиции в целом

Образцом из промышленного дизайна я выбрала коляску в стиле Сигвей (Ascanio Afan de Rivera).

Соотношение элементов коляски выбраны? и 1/3 принципов золотого сечения я тут не обнаружила, но модель пришлась мне по вкусу, лаконично, ярко, без излишеств.

Вывод: золотое сечение имеет огромную роль в работе художников и дизайнеров. даже если мы не можем его распознать я думаю оно всё равно присутствует. Создание целостности и законченности работы, создание определённого смысла и композиционного центра вот то, что даёт золотое сечение.

3. Использование бионики в дизайне

Применяя биологические принципы в графической деятельности, художник-дизайнер пытается вскрыть в природном аналоге особый эстетический вид закономерностей. Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функции того или иного организма, аналогичным функционально-утилитарным сторонам графической формы. От функции к форме и к закономерностям формообразования - таков основной путь дизайнерской бионики. Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе эволюции живых организмов и графических изображений лежат одни и те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций. Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.

Три года назад корпорация Mercedes Benz разработала бионическое транспортное средство, скопированное с тропической рыбы-кузовка. Несмотря на свою чемоданообразную форму, машина имеет крайне низкое сопротивление воздуха.

Сегодня бионика уже не разменивается на мелочи. Это установившаяся наука, которая получает выгоду от всё более быстрых компьютеров и расширяющихся возможностей микротехники: теперь учёные могут исследовать даже мельчайшие структуры растительного и животного мира.

4. Дизайн за рубежом

Развитие дизайна в Германии.

На немецкую пролетарскую культуру большое влияние оказали идеи Готфрида Земпера, который в своих программных работах “Наука, промышленность и искусство” и “Практическая эстетика” критикует индустриальную цивилизацию: “У нас есть художники, но фактически нет современного искусства...”

В течение 20 лет после объединения Германии в 1870 г. немецкая промышленность не имела ни времени, ни нужды обращать внимание на подобную критику. Многочисленные критики считали, что улучшение дизайна как в ремесле, так и в промышленности положительно отразится на будущем процветании страны. Германия, не имевшая дешевых источников сырья и не обладавшая рынками сбыта для недорогих товаров, могла бороться за место под солнцем, лишь поставляя продукцию исключительно высокого качества. Эта мысль была развита Фридрихом Науманом в его эссе “Искусство в эпоху машин”. В противовес луддизму Уильяма Морриса он утверждал, что подобного качества могут добиться лишь люди, обладающие художественным вкусом, но ориентированные на машинное производство. Индустриализация и германский национализм поощрили возрождение “исконно немецкой культуры”.

Развитие дизайна в Италии.

Именно в Италии особенно сильно проявилась связь дизайна с искусством. В отличие от немецкого и американского проектирования, итальянский дизайн образован в рамках старых традиций культуры и экономики, чье свободное экспериментирование привело в итоге к динамичным и индивидуальным формам. «Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия - философию, даже идеологию дизайна» - считает Умберто Эко. Философия заключается в самом стиле жизни итальянцев, их умении быть лучшими проводниками между прошлым и будущем. Поэтому итальянский стиль столь притягателен и находится в гармонии со временем: в каждом итальянском мастере присутствует внутренний, классический модуль красоты. Это чувство красоты, цвета и формы проявляется везде. После второй мировой войны в Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, экономика которой переживает бурное развитие. Италия, ничем особенным в области дизайна до войны не выделявшаяся, становиться, как было уже упомянуто ранее, дизайн - нацией.Особенность итальянского дизайна - «радость эксперимента» -, связана с пластмассами, появившимися с середины 60-х гг. и предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это доминирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года «Италия. Новое внутреннее пространство», прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора Андреа Бранци, заключается в том, что он существует вопреки условиям. Нет школы итальянского дизайна, нет музея дизайна, футуризм как формально-композиционная основа интернационального стиля родился преждевременно, многие дизайнеры находятся профессионально в промежуточной зоне между архитектурой и спонтанным творчеством, работы часто выполняют талантливые самоучки. Роль школы, аудитории, коллективного судьи и музея дизайна играют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абиттаре», «Интерни», «Модо» и др. Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизайне принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970-1980-х гг. Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер - Алессандро Мендини. Первые программные объекты - раскрашенные вещи. Идея Мендини - противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в результате что-то вроде арт -дизайна. Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее, эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, художественными, композиционными новациями. Радикальная дизайнерская группа «Strum» (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo). Одна из самых известных работ группы - экзотическая «мебель» для сидения и лежания из полиуретана «Pratone» (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools»В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году «Global Tools» - школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. «Global Tools» открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне «сделай сам» и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. «Global Tools» пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс. В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности «Global Tools» было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии. К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению «Пост-модернизм», которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Развитие дизайна в Франции.

Франция имела устойчивые традиции в развитии идей художественного конструирования. Здесь в 1920-е гг. сформировалась школа Ле Корбюзье, призывавшего к созданию средствами архитектуры и дизайна гармоничной предметной среды, к комплексному пересмотру окружающего человека мира вещей. Однако одних только традиций для успешного развития дизайна оказывается мало, необходимы еще достаточно сильные экономические стимулы.

До 1950-х гг. в стране почти не было дизайнеров-профессионалов. В 1952 г. по инициативе Вьено создается институт технической эстетики, задуманный как общественная организация, призванная объединять усилия представителей различных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Дизайн во Франции в послевоенные годы не приобрел такого размаха, как в других крупных европейских странах и США, однако ряд крупнейших французских объединений и фирм - «Эр Франс», «Алюминиум Франсэ» и др. - уделяли развитию дизайна большое внимание. Для них было очевидно, что использование услуг дизайнеров в производстве - один из основных источников повышения экономичности и рентабельности предприятия. Кристиан Диор (Christian Dior, 1905-1957 гг.) Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("The New Look") в моде послевоенного периода, основатель фирмы "Диор".

Развитие дизайна в Англии.

Развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью «способствовать всеми возможными средствами повышению художественно-конструкторского уровня изделий, выпускаемых промышленностью Великобритании», был создан Совет по дизайну - официальная организация, пользующаяся государственной субсидией. Совет начал широкую пропаганду одновременно в двух направлениях: среди промышленников, убеждая их привлекать дизайнеров к созданию новых изделий, и среди оптовых и розничных покупателей, прививая им высокую требовательность к качеству промышленных товаров.

С 1949 г. Совет издает журнал «Дизайн». При Совете по дизайну был создан и Дизайн-центр - постоянно периодически обновляемая выставка лучших дизайнерских изделий. Центр имеет также картотеку английских дизайнеров, которая предоставляет необходимые сведения заказчикам, желающим воспользоваться их услугами. В 1957 г. были учреждены премии Дизайн-центра, которые присваивались ежегодно 20 лучшим изделиям промышленного дизайна. Дуглас Скотт (Douglas Scott, 1913-1990 гг.) Первый профессиональный индустриальный дизайнер Великобритании. Супруги Робин и Люсьен Дэй в 50-е годы - ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своей молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобританию во всем мире. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

Развитие дизайна в США.

Разработка широкой программы овладения массовым рынком, альянс промышленности с художниками, ставшими первыми дизайнерами, не привёл в начале 20 века в США к возникновению дизайна как массового явления. Дизайнерский бум возникает только в конце 20-х годов под воздействием кризиса перепроизводства, повлёкший за собой процесс монополизации экономики, развитие промышленности. В такой ситуации в США складывается первый крупный центр современного дизайна. Таким образом, можно констатировать, что сформировался к этому времени специалист, деятельность которого была направлена на создание предметного мира, окружающего человека, т.е. дизайнер. Так возникает американский промышленный дизайн, представляющий собой универсальную модель развития « дизайн для всех». Между тем начальный период американского дизайна не имеет теоретического обоснования, но вопросы красоты и формы, их соотношение в продукте промышленности, волновали учённых, среди них:Горацио Грино, Джон Гриффитс, Уолт Уитмен, Френк Ллойд Райт, Артур Пулос и др.

Развитие дизайна в Японии.

Японская школа формообразования одна из немногих в мире обладает своеобразной узнаваемой эстетикой и органичным соединением национальной традиции с мировыми достижениями. В процессе развития японский дизайн как вид проектно-художественной деятельности во многом повторил те же этапы становления, что и ведущие дизайн-нации, Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. дизайн, как проектная деятельность, в Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной культуры с использованием передовой западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Одни и те же эстетические принципы были характерны как для аристократического искусства, так и для различных видов прикладного творчества. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм. В 1901 году в Токийском высшем политехническом училище открывается отделение промышленного проектирования. Именно в его стенах в 20-30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов. Также важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство.

1898-1945 годы в истории японского дизайна можно охарактеризовать как начальный период его становления. Главной особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями.

Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм. Это концепция дизайна, делающая упор на гумманизацию не техники как таковой, а среды, ею создаваемой, на проектирование, идущее не от техники к человеку, а от человека к технике, много общего с теми особенностями материально-художественной культуры, которые традиционно сложились у японцев. В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

Вывод: развитие Дизайна в мире проходило в общих чертах одинаково, учитывая различную ментальность народов с поправками на экономическую нестабильность и политические игры. Каждая из стран всё же прошла свой путь становления дизайна. Достигла определённого уровня и выбрала своё направление.

5. Ееро Аарнио (Eero Aarnio)

«Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником».

Великий новатор в области использования пластмасс в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.

Ееро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 г. он открывает свою студию и работает над интерьерами и промышленными объектами, а также в качестве фотографа и дизайнера-графика.

Поглощённый идеей создания новой мебели, Аарнио проектирует своё самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени.

Кресло Ball -- это «комната внутри комнаты» с уютной и спокойной атмосферой, защищённая от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло даёт возможность человеку, находящемуся внутри, видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира.

Как утверждает сам Ееро Аарнио, идея создания кресла была очевидна. «В доме у нас не было большого кресла, так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным». Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определён высоким ростом дизайнера. «...необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проём».

Первая модель кресла, которую Ееро Аарнио изготовил сам, до сих пор находится в его собственном доме. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось ещё 2 года, чтобы выпустить кресло в производство.

В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кёльне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов.

Про кресло Bubble Ееро Аарнио говорит: «После создания Ball мне захотелось, чтобы вовнутрь шара со всех сторон проникал свет». Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь.

Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile «Нью-Йорк Таймс» писала: «Это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело». Применение Pastil Chair и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла могут использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное -- это в жаркий день покачиваться в них на водной глади.

Многие модели Аарнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков было сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, он наконец придумал как дополнение к нему так называемое «Focus Chair», которое удовлетворяло бы его требованиям.

Кресло «Focus» сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью «Tonus 2000» самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5 x 26 x 32.25. Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как и выдающаяся форма.

Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Аарнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony (1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. « стул - это стул … но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное, чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку».

В 2005 году Аарнио создал детские предметы мебели для проекта «Mee too» итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI.

Как и другие проекты Аарнио, его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок ни повернул стул Trioli, он сможет на нём сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На прошедшей в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награждён премией Interior innovation award cologne.

Все проекты Ееро Аарнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.

В ноябре 2007 года Ееро Аарнио присвоено звание профессора.

В 2008 году Ееро Аарнио получил престижную премию в области промышленного дизайна -- Compasso d"Oro Award за модель стула Trioli, разработанного для компании Magis.

Вывод: Мне нравятся работы этого дизайнера, так как они вдохновляют на создание чего то нового из чего-то ранее не использованного. Аарнио является примером для подражания многих молодых дизайнеров, причём не только в итоговом результате своего труда но и в пути достижения цели, его смелость и инновации смешаны с чувством самоудовлетворения от полученного результата на создание которого могут уйти годы.

эргономика дизайн графический эстетика

Keinu rocking chair

6. Дизайн в Украине

Система дизайна и эргономики, что существовала в Украине к независимости, была неотъемлемой составляющей дизайн-ергономичного обеспечения потребностей промышленности и социально-культурной сферы прежнего СССР. В начале 90-х годов она прекратила свое существование, объемы дизайнерских и эргономичных разработок в связи со спадом производства резко сократились.

Проблема эффективного использования дизайна и эргономики начала разрешаться в Украине лишь в последние годы. Об этом свидетельствует ряд постановлений Кабинета Министров Украины по этому вопросу и разработанный на их выполнение Национальным НИИ дизайна совместно с Союзом дизайнеров Украины, Всеукраинской эргономичной ассоциацией.

Система дизайна и эргономики, что сформирована и действует на это время, складывается с:

Профессиональных структур, которые включают Совет по дизайну при КМУ (координирующий орган), главной организации из дизайна и эргономики (рабочий орган Совета), Техническом комитете по стандартизации "Дизайн таергономика" (ТК 121), региональные и отраслевые центры дизайна, дизайн-ергономични подразделы на предприятиях и в организациях, специальные учебные заведения, Союз дизайнеров Украины, Всеукраинская эргономичная ассоциация;

Потребителей продукта дизайн-ергономичной деятельности (организации и предприятия, которые осуществляют заказ на дизайнерское проектирование для создания своей продукции, структуры разных форм собственности, которые реализуют продукцию, созданную за проектами дизайна, организации, которые осуществляют контроль качеств этой продукции).

Объективными факторами, которые обусловливают необходимость развития дизайна в Украине есть:

Становление в Украине рыночных отношений и, как следствие, резкое увеличение импортной, часто некачественной продукции на внутреннем рынке;

Объявленный Правительством как ближайшая цель "постоянный подъем экономики", что должен привести к значительному росту производства продукции промышленного комплекса, назначенной как на экспорт, так и для внутреннего рынка;

Направление на европейскую интеграцию Украины, связанный с решением проблем повышения беспечности и качеств товаров и среды жизнедеятельности человека, созданием единственного "нормативного поля" в этих сферах;

Глобализация мировой экономики и связанные с ней требования "гуманизации" среды жизнедеятельности человека, повышения конкурентоспособности товарной продукции.

Отмеченные факторы обусловливают необходимость решения таких задач:

Повышение эффективности функционирования национальной системы дизайна и эргономики, адекватное прогнозируемому экономическому росту Украины, требованиям евроинтеграции и гуманизации среды жизнедеятельности человека, с приоритетным развитием промышленного дизайна и соответствующим повышением качеств подготовки специалистов по дизайну;

Развитие как государственного сектору дизайна, что должен осуществлять, главным образом, координирующие, научно-методические, нормативные и экспертные функции, дизайн-проектирование масштабных комплексных, системных и уникальных объектов, так и дизайнерских организаций негосударственной формы собственности, направленных на решение оперативных прикладных задач дизайн-ергономичного обеспечения хозяйственного комплекса Украины;

Государственное стимулирование развития дизайна (в первую очередь, промышленного).

Отмеченные проблемы предусматривается решать на основе:

Государственной координации организационных, правовых и экономических вопросов развития дизайна;

Проведение последовательной протекционистской политики в отрасли дизайна со стороны государственных структур;

Комплексной реализации системы мероприятий по развитию национального дизайна из определенных в Концепции приоритетов, согласно с разработанной на ее основе государственной программой.

Концепция разработана как открытая, с возможностью последующего определения дополнительных заданий, не ограниченных временами ее утверждение, и предусматривает реализацию системы мероприятий по развитию дизайна.

Сегодня стало очевидным, что экономическое развитие нашего государства, повышение благосостояния и духовности населения невозможные без привлечения к процессу производства промышленных изделий дизайнеров специалистов, предоставление им приоритетной роли на всех его этапах: проектировании, экспертизе, прогнозировании сбыта и отсутствие исследований, которые системно охватывают вышеупомянутые проблемы является фактором, который аргументирует актуальность проблемы дизайн-образования в Украине.

Реорганизация системы образования в Украине, когда учебным заведениям предоставлено право открывать те или другие специальности, привела к тому, что только за последние пять лет образовано более 30 дизайнерских факультетов и отделений как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях 1-4 уровней аккредитации. Значительное количество таких подразделов не имеет надлежащего опыта, квалифицированного преподавательского состава, ни методического обеспечения. Даже в учебных заведениях, которые накопили значительный опыт в подготовке дизайнеров, сегодня существуют проблемы, которые нуждаются в научном решении. Анализ ситуации, что сложилась в дизайн- образовании, обнаруживает вторую группу факторов относительно актуальности проблематики.

За последние годы в народном хозяйстве Украины становится более заметной тенденция преодоления кризисных явлений. Возрождается промышленное производство. Соответственно растет потребность в дизайнерских проектно-конструкторских организациях, увеличивается количество отечественных товаров на международном рынке. Потому особую проблему составляют программные вопросы перспективы развития отечественного дизайна.

Вывод: В основу современной модели специалиста заложено принцип формирования нового типа дизайнера-универсала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эстетика как философия искусства. Построение истории дизайна. Идеи о манипулятивной сущности товаров, замене "реальных" вещей их идеальными образами. Функция рекламы в мире потребления. Изучение феномена дизайна в рамках семиотики и визуальной культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Русский стиль в дизайне. Страсть народа к кружевам как отличительной черте русского дизайна интерьера. Изображения, характерные для русских кружев. Русская печь, украшенная изразцами и живописными рисунками. Мебель в русском стиле, народная роспись.

    презентация , добавлен 29.09.2011

    История минимализма в интерьере, его достижения и тенденции, отражение в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов. Функциональность и универсальность в дизайне ресторанов, кафе и баров, рекомендации по эффективному проектированию.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    История развития органического дизайна. Характеристика творчества Алвара Аалто. Анализ изделий, выполненных в стилистике органического дизайна. Анализ произведений Алвара Аалто и Росса Лавгроува. Общие черты и основные различия в творчестве дизайнеров.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Явление, соединяющее в себе искусство и технику. Возникновение и развитие промышленного дизайна, европейского дизайна и проблемы преподавания его основ. Преодоление разрыва между замыслом и исполнением. Предпосылки возникновения американского дизайна.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. Становление промышленного дизайна в США. Современные формы организации дизайнерской деятельности. Феномен японского дизайна.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2013

    Баухауз был основоположником современного формообразования в дизайне. Творческое достижение и прогрессивные идеи Баухауза составляют неотъемлемую часть нашего культурного достояния.

    реферат , добавлен 06.11.2003

    Дизайн как один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Теория развития дизайна: основные этапы и хронология исследования. Исторические периоды развития дизайна и их характеристика. Влияние научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    История развития дизайна в России. Дизайн в России сегодня. Специальное образование. Основные выставки и фестивали. Исторические этапы формообразования. Появление дизайн-студий, рекламных агентств. Создание Академии Графического Дизайна. Имена и студии.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Определение понятия и история развития кафе. Исследование особенностей стиля фьюжн. Описание объёмно-пространственной композиции данного кафе. Выбор цветовой гаммы помещения, экологической мебели и аксессуаров. Правила эргономики в дизайне интерьера.

Золотое правило выбора любого жилого помещения гласит, что у каждого члена семьи должно быть свое личное пространство, а лучше — отдельная комната. В годы советской власти из нас всеми силами выбивала стремление к обособленности и уединению — в масштабах целой страны. Появились коммуналки, "хрущевки", пятнадцатиметровые квартиры... И до сих пор мы не в силах противостоять сужению личного пространства. Людей все больше, а места — все меньше. Особенно трудно приходится тем, кто вынужден растить малышей в малогабаритных квартирах. Ведь всем известно, что детям нужен свет, простор и свой уголок, в котором они смогут уединиться, отдохнуть, подумать и заняться своими делами.

Решив завести ребенка, будущие родители понимают, что их ждет неминуемая перестановка в доме. Одни довольствуются этим минимумом, но некоторым нужно больше и тогда будущие папа и мама приступают к ремонту, обустройству и расширению своего жилья. Размеры наших квартир не всегда соответствуют нашим желаниям и требованиям, поэтому приходится искать оригинальные планировочные решения, чтобы освободить максимум места, впустить максимум света и при этом не обидеть никого из членов семьи, в том числе и будущее пополнение.

Санкционированная свалка

У итальянцев принято начинать Новый год с выбрасывания старых вещей в окно. Конечно, вряд ли стоит подвергать таким серьезным испытаниям соседей снизу, но, тем не менее, эта традиция — замечательный способ начать менять жизнь и быт семьи. Так что первое, с чего стоит начать перестановку или — с переезда всевозможного старья из всех укромных уголков квартиры прямиком на помойку. Однако полностью избавиться от старых вещей все равно не получится. Одна вещь вызывает ностальгическую улыбку, вторая досталась в наследство от троюродной прабабушки вашего мужа, третья может "вдруг пригодиться" и т.д. Поэтому нужно отвести этому барахлу тепленькое местечко. Пусть это будет коробка, старая тумбочка или ящик на балконе. Тогда весь хлам будет храниться в специально отведенном месте и не будет больше расползаться по дому. Есть еще один плюс — рано или поздно в коробке (тумбочке, ящике и пр.) закончится место и тогда все-таки придется решить задачу, что из этого старья имеет право пылиться дальше, а что — нет.

Важное правило: не размножайте санкционированные свалки в отдельно взятой квартире! Место для хлама должно быть только одно!

Большой семье — большие зоны

Функциональный минимализм — стиль , который очень популярен в Европе. Он предполагает использование в квартире (доме) только самых необходимых предметов мебели и интерьера. Безусловно, европейские квартиры, даже самые крохотные, существенно отличаются от российских, но если приложить некоторые усилия, то можно добиться ошеломляющих результатов. От грамотного дизайна напрямую зависит количество свободного пространства, как реального, так и визуального, что тоже немаловажно.

В последнее время особенно модно объединять комнаты, снося "лишние" стены. Однако такое решение — палка о двух концах. Пространства, безусловно, будет больше, но у обитателей квартиры могут возникнуть проблемы психологического характера, поскольку каждому из нас иногда все-таки требуется свой угол. К тому же в большой семье совершенно неудобно объединять, например, санузел или комнату с кухней. Придется применять в наших малогабаритных условиях другое новомодное решение — зонирование.

Основной принцип зонирования — это разделение всего жилого пространства на две зоны — приватную и общую. Поэтому, если позволяют условия, кухню и столовую можно, конечно, сделать единым пространством, но тогда эта зона будет единственной общей, остальные — приватными. Как правило, в семье с детьми это возможно только при наличии трех комнат в квартире. Если же комнат всего две, тогда использование шкафов-купе и складных диванов позволят легким движением руки при необходимости превратить приватную зону (например, спальню) в общую (гостиную). А если комната всего одна, тогда гостиную придется "выселить" на кухню. Современная встраиваемая техника и компактная кухонная мебель позволяют по максимуму использовать имеющееся в нашем распоряжении пространство. Останется только решить проблему, как разделить на детскую и спальню единственную комнату.

Вот тут-то и приходит на помощь второй принцип зонирования — смысловой переход из одной части жилья в другую. Хорошо, если зоны будут иметь некое разделение — перегородку, узкий стеллаж, оригинальную занавеску (из бамбука, перьев, стеклянных призм, медных монет и пр.) или невысокий подиум. В крайнем случае, смысловой переход из одной зоны в другую можно оформить с помощью цвета и света. К примеру, использование обоев разных цветов или разных фактур позволяет добиться нужного эффекта. Однако стоит помнить о том, что контрастная мебель и вообще контрастные цвета зрительно сужают пространство. Поэтому, если хотите его сохранить, то старайтесь использовать теплые и близкие друг к другу тона: белый, светлый желтый или серый, бежевый, кремовый или розовый. От ярких цветов и насыщенных рисунков тоже лучше всего отказаться.

Обои лучше всего выбирать с редким и светлым узором, расположенным вертикально, или же вообще обойтись без рисунка — это позволит "раздвинуть" стены и "возвысить" потолок. Можно использовать зеркала (от пола до потолка) или поставить зеркальный шкаф-купе. Каждую из зон можно осветить разными способами: с помощью компактных люстр, бра и точечных светильников.

Не менее важно "открыть" окна. Для этого потребуется пожертвовать бабушкиными тяжелыми шторами, их лучше сменить на жалюзи, занавески из ткани светлых тонов или на ролл-шторы. Тогда вы выиграете еще один кусок пространства за окном, ранее скрываемый увесистой тканью.

Балкон — санкционированная свалка или функциональная зона?

А что у вас на балконе? Несанкционированная свалка? Склад ненужных вещей? Так избавьтесь от них. Если на балконе и найдется что-то нужное (лыжи, санки, соленья-маринады и пр.), то всему этому можно найти другое место. Например, антресоли, кладовку или какую-нибудь малоприметную нишу, из которой легко соорудить мини-склад для вещей, требующих длительного хранения. Если в квартире нет антресолей, то их можно сделать самостоятельно и совсем не обязательно использовать для этого и без того крошеный коридор, антресоли имеют право на существование и в комнате. Ведь это не только кусок фанеры, прибитый под потолком и прикрытый пыльной занавеской. Современные дизайнеры умудрились даже такой атрибут нашего "совкового" детства превратить в настоящий элемент декора, скрывающий множество полезных вещей и расширяющий пространство над головой.

Таким образом, балкон (или лоджия) станет функциональной частью квартиры, из которой можно сделать сезонную зону отдыха, небольшой утепленный зимний сад и даже летнюю спальню, если подвесить хороший бразильский гамак или поставить компактную раскладушку.

Если грамотно утеплить балкон и вынести на него батарею, то вполне можно снять окно и балконную дверь и получить про запас еще немного полезного пространства. Но очень важно не забыть зарегистрировать в БТИ свои балконные нововведения, иначе вас оштрафуют за незаконную . Проще тем, у кого квартира в новостройке. В большинстве современных домов батареи и стеклопакеты уже входят в базовую комплектацию балкона, а вот в старых домах на такой "передел" нужно соответствующее разрешение.

Это Спарта!

Для правильного роста и развития каждому ребенку (и не только ребенку) требуется спорт. Не стоит огорчаться, если уместить в малогабаритной квартире целый спортивный уголок не получается. Вполне можно обойтись отдельными его частями, которые продаются во многих спортивных и детских магазинах. В этом даже есть свое преимущество — отдельные части спортивного уголка стоят, как правило, дешевле, чем весь комплекс.

Для малогабаритных квартир очень удобны шведские стенки, которые крепятся вертикально к стене от пола до потолка, занимают мало места и позволяют "навешивать" другие снаряды, например, доску для жима, съемный турник, баскетбольное кольцо. К тому же турник, прикрепленный к "стенке" можно переставлять по высоте по мере роста ребенка, так же, как и баскетбольное кольцо. Еще одно преимущество "стенок" — их легко изготовить и потому многие производители выпускают модели нестандартных размеров и под заказ.

Если нет возможности поставить шведскую стенку, то турник можно разместить в любом дверном проеме. Пока ребенок маленький, на турник будет удобно вешать качели и крепить прыгунки, а когда малыш подрастет, то можно будет использовать перекладину по прямому назначению и еще крепить к ней кольца, канат с узлами или боксерскую грушу. И не забудьте про мат! Если хорошенько поискать, то можно найти в продаже компактные маты небольших размеров.

Во многих спортивных магазинах продаются также складные беговые дорожки. Такой тренажер избавит всех членов семьи, поддерживающих спортивную форму, от необходимости искать по близости "зеленую" зону, и даст возможность заниматься бегом в любое время года в любых погодных условиях.

Важные неважности

Дальше всех в вопросах эргономики пространства ушли японцы. Под полом своих домов они хранят множество разнообразных вещей, для этих целей у них придумана целая система передвижных и секретных ящиков, которые двигаются по специально сконструированным полозьям наподобие "пятнашек".

Нам до японцев, конечно, далеко, особенно если учесть, что наши дома все больше строят из бетона по типовым проектам и никак не предусматривают такого рода конструкций. Но если вам позволяют высокие потолки (в "сталинских" домах, например) и не смущает далеко нескромный бюджет этого мероприятия, то можно попробовать заказать такую систему для дома прямиком с родины этого изобретения.

Если же ваш бюджет скромнее, придется обратиться к более близким по духу изготовителям и довериться их решениям. Кстати, большинство разработчиков уже давно не придумывают новых размеров для мебели экономкласса. Ведь, как правило, основная ее цель — сэкономить пространство. Поэтому все наиболее удобные параметры мебели и расстояния между ней давно посчитаны и выглядят следующим образом:

  • высота письменного/обеденного стола — 750 мм;
  • высота стула (сидение) — 450 мм;
  • высота кухонного стола (а также плиты, стиральной машины и пр. рабочих кухонных поверхностей) — 850 мм;
  • высота навесных полок (шкафчиков) в кухне — от 700 до 1000 мм;
  • расстояние между кухонными столами и навесными полами (шкафами) — от 450 до 600 мм;
  • глубина кухонных столов — 600 мм;
  • глубина бельевого шкафа (внутренний размер) — от 550 до 600 мм;
  • высота журнального столика — от 500 до 650 мм.

От дизайна интерьера зависит очень многое, будет ли ваше жилье комфортным, светлым и уютным или же наоборот — маленьким, гнетущим и мрачным. Поэтому если вы не можете сами распланировать пространство, то будет целесообразнее пригласить специалиста. Бытует мнение, что дизайнеры по интерьерам работают только на благо хорошо обеспеченных граждан в шикарных особняках и безразмерных пентхаусах. Однако практика показывает, что настоящие профессионалы не шарахаются и от малогабаритных квартир. Для некоторых асов задачка "как из минимума простора выжать максимум пользы" — это своеобразная азартная игра, что-то типа "перехитри пространство". Поэтому настоящие профессионалы смогут продумать дизайн вашего малогабаритного жилья до мелочей и создать из маленькой квартирки максимально комфортное и оригинальное жилье.

При дизайне интерьера нельзя забывать об эргономике. Эргономика – наука, комплексно изучающая деятельность человека в системе «человек – предмет - среда» с целью оптимизации труда, быта и отдыха. Любой вид домашней деятельности – приготовление и принятие пищи, стирка, одевание, и т.д.– требует достаточного и правильного организации пространства. Достаточное пространство позволяет выполнять работу, не затрачивая чрезмерных усилий, точно, надежно и безопасно. Упомянутые виды деятельности включают основные типы положения и движений человека – стояние, сидение, ходьбу, приседание, лежание. Ниже показаны параметры пространства для разных ситуаций.

Параметры пространства для приготовления пищи, стирки.

Параметры пространства в ванной и санузле.

Параметры пространства при движении за столом и у стойки

Параметры пространства для движения на рабочем месте.

7.2. Пространственное соотношение

Соотношение числа комнат и проживающих позволяет разместить тем или иным способом требуемое количество спальных мест в жилых помещениях квартиры. Размещение спальных мест по помещениям, как показатель использования помещений, характеризует уровень комфортабельности квартиры, ее качество.

Площадь общей комнаты (гостиной) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 кв. м, в квартирах с числом комнат 2 и более - не менее 16 кв. м. В комфортабельных квартирах общая комната имеет площадь 24-30 кв. м.

Площадь жилой комнаты должна иметь минимум 8 кв. м, для двух человек принимают 10 - 12 кв.м, для супружеской пары (главная спальня) - 13 - 15 кв. м, что позволяет поместить детскую кровать. В более комфортабельных квартирах комната на 1-2 человек принимается площадью 12 - 14 кв. м, спальня супругов - 16 - 18 кв. м. Чрезмерное увеличение площади спальни нарушает ее масштаб и делает неуютной. Площадь спальной жилой комнаты в мансардном этаже двух- и более комнатных квартир допускается не менее 7 кв. м при условии, что общая комната имеет площадь не менее 16 кв. м.

Площадь кухни должна быть не менее 8 кв. м. В малой однокомнатной и малой двухкомнатной квартирах городских домов допускается проектировать кухни или кухни-ниши не менее 5 кв. м. Еще меньшую площадь имеют кухни-ниши при условии оборудования их электроплитой и искусственной вытяжной вентиляцией.

Площадь душевой принимают равной 1,7-2,25 кв. м, совмещенного санузла - 3,3-3,85 кв. м, раздельного санузла (уборная и ванная) - в пределах от 3 до 6 кв. м и более, уборной - 0,96-1,8 кв. м, ванной - 2,6-3,3 кв. м. Минимальная ширина уборной - 0,8 м и глубина - 1,2 м.

Площадь кабинета может быть различной - от 10 кв. м в комфортабельном жилище до 30-40 кв. м и более в высококачественном жилище.

Оценка комфортабельности планировки квартиры (или отдельных помещений) производится по комплексу показателей - гигиенических, функциональных, психологических, эстетических и др. Но основным критерием комфортабельности и основой для хорошего решения всех показателей квартиры в целом являются функциональные требования.

В результате изучения процессов жизнедеятельности была разработана их номенклатура. Установлено, что в современной средней квартире осуществляются 40 бытовых процессов, которые необходимы, широко распространены и характерны для различных семей независимо от образа жизни. Для их выполнения необходимы 20 пространственных элементов - функциональных зон бытовых процессов.

Функциональная зона бытового процесса - это пространство, в котором осуществляется процесс жизнедеятельности (или группа родственных процессов), имеющее условные границы. Размеры функциональной зоны устанавливают исходя из антропометрических и эргономических требований. Функциональная зона бытового процесса состоит из трех частей: постановочной площади, где размещают оборудование (мебель) процесса, рабочей площади, предназначенной для использования человеком необходимого оборудования, и резервной площади, которая служит для перемещения человека при выполнении бытового процесса. Расчетный состав функциональной зоны квартиры устанавливают в соответствии с численностью семьи и уровнем жилищной обеспеченности.

Функциональные зоны объединяют в группы бытовых процессов по назначению и пространственным условиям их выполнения. Для обеспечения отдыха служат следующие группы бытовых процессов: сна, пассивного отдыха, личной гигиены, физкультуры, общения с природой, потребления культуры и общения; для реализации быта используют группы бытовых процессов: воспитания детей, приготовления и приема пищи, хозяйственной деятельности и хранения предметов и вещей; для организации труда необходимы следующие группы функциональных зон: профессионального труда, учебы и самообразования, любительской деятельности. Минимальные размеры между крайними предметами соседних зон должны быть равны 30 см для помещений, которые используют 1-3 человека, и 50 см - для помещений, предназначенных для 4 и более человек.

Группы бытовых процессов объединяют в группы зон по характеру пользования и требованиям изоляции. Различают несколько групп функциональных зон в квартире:

Личные зоны индивидуального пользования;

Общесемейные зоны индивидуального пользования;

Общесемейные зоны общего пользования;

Общесемейные зоны группового пользования;

Общесемейные зоны хозяйственного обслуживания;

Общесемейные зоны длительного хранения предметов и вещей. Группы зон чаще всего образуют помещения квартиры. Помещение - основной элемент пространственной организации квартиры, включающий в свой состав функциональные зоны бытовых процессов и коммуникационные площади.

Выделяют две основные группы помещений квартиры по назначению: жилые и подсобные. К жилым помещениям относятся гостиная, столовая, кабинет, библиотека, детская, спальня, холл и т. п. К подсобным помещениям относят: кухню, переднюю, ванную, уборную, коридор, кладовую, хозяйственно-рабочие помещения, встроенные шкафы, тамбур и открытые помещения - балкон, лоджию, веранду и террасу.

Планировочные параметры каждого помещения (площадь, пропорции, конфигурация, габариты) устанавливают в зависимости от числа функциональных зон. Число помещений в квартире зависит от уровня жилищной обеспеченности и степени дифференциации зон.

Общая жилая комната - основная и наибольшая по площади комната квартиры многофункционального и универсального назначения, служит общесемейным видам жизнедеятельности и прежде всего предназначена для активных форм отдыха (общения, занятий любительской и профессиональной деятельностью взрослых и детей, приема гостей, досугово-информационной деятельности). Поэтому собирательный образ функции общей комнаты в социальном жилище можно охарактеризовать как принятие духовной пищи.

Итак, общая комната является местом приема гостей и семейного общения, обеспечивает пространство для совместной жизни всех членов семьи или семейных контактов: внутренних и внешних. Таким образом, она выполняет функции гостиной, столовой, семейной комнаты и комнаты для занятий (кабинета), которые устраивают в комфортабельном жилище

По своему назначению общая жилая комната требует центрального положения в квартире.

Функциональные зоны общей комнаты:

Принятия пищи (столовая);

Хранения предметов досуга;

Любительской и/или профессиональной деятельности (занятий);

Общения;

Тихого отдыха;

Просмотра телевизора.

Зону питания располагают вблизи кухни, недалеко от входа в комнату или от раздаточного окна; функциональные зоны общения и тихого отдыха пространственно совмещаются (одна и та же мебель), но используются последовательно; зоны просмотра телевизора и прослушивания музыки проектируют исходя из минимальных и наиболее удобных расстояний между аппаратом и зрителем (слушателем) (250- 300 см) в стороне от проходов.

Личные жилые комнаты (спальни) предназначены для осуществления пассивных форм отдыха взрослых членов семьи и детей. Спальни проектируют для 1-2 человек и супружеской пары. Основное значение личного жилого помещения - это уединение, индивидуализация использования жилого пространства.

Эргономика - это отрасль науки, основанная на физиологии, технике и психологии. Он направлен на согласование функциональности задач с человеческими потребностями тех, кто их выполняет. Эргономичный дизайн фокусируется на совместимости объектов и сред с людьми, использующими их. Принципы эргономичного дизайна могут применяться к повседневным объектам и рабочим пространствам (отсюда и название – эргономичный интерьер ).

Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, как говорят, ориентирован на человека, ориентированного на удобство использования. Он направлен на обеспечение того, чтобы человеческие ограничения и возможности удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна. В эргономичной среде оборудование и задачи будут выровнены.

Массовое производство продуктов не учитывает, что люди бывают разных форм и размеров. Соотношения стула, которые хорошо работают, чтобы поддержать рамку тела высотой 6 футов, могут добавить стресс и проблемы для человека меньшего размера. Массовое производство может затруднить использование наиболее распространенных продуктов. Соображения, такие как размер и форма инструментов и то, как они вписываются в руку, которые будут их использовать, важны для эргономичного дизайна.

Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен объект, является центральным для достижения эргономической цели дизайна по оказанию помощи человеческой форме при их исполнении. Считается, что качественная эргономика снижает риск получения травм и ошибок, гарантируя, что технологии и человечество подходят и работают вместе. Повышенная точность и более эффективная производительность достигаются за счет удовлетворения человеческих потребностей с помощью технологий. Качество жизни также улучшается.

Плохое освещение и блики от компьютерных экранов на рабочих местах могут снизить производительность, добавив сложности. Эргономически неправильное освещение может привести к деформации шеи или усталости глаз и сократить время, в течение которого работник может выполнить задачу в этой среде. Эргономичное освещение может облегчить выполнение одной и той же задачи, улучшив способность работников видеть, уменьшая напряжение шеи и глаз и позволяя выполнять задачу дольше и более эффективно.

Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если они будут учитывать экологические требования солдат, которые их эксплуатируют. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и эффективность, а также безопасность. Число производителей, признающих преимущества эргономических принципов проектирования, продолжает расти.

Эргономика — это взаимодействие человека и других элементов системы для обеспечения благополучного существования! Создавая свое пространство самим или с помощью дизайнера, очень важно продумать эргономику интерьера и его функциональность! Нужно продумать планировку квартиры, разобраться, что мы хотим получить от определенной комнаты, кто живет в этом доме или квартире. Эргономика начинается с точных замеров и плана помещения, исходя из которых будет выстраиваться все остальное и вы сможете понять сколько у вас по той и другой стене есть расстояние. Можно начертить на миллиметровке свое помещение после этих замеров. И так вы сможете определить функциональность зон, комнат и функциональность мебели. Вы сможете понять какое помещение для чего лучше использовать, определиться с размещением необходимой мебели в самом начале. Чтобы всем в вашем доме было комфортно и уютно.

Дизайнеры знают габариты мебели, смогут с одного взгляда понять, четко место и какое расстояние нужно между предметами, где расположить розетки, грамотно решить проблему с освещением, чтобы не уставали глаза, это очень важно, поскольку глаза реагируют на пульсирование каждой лампочки, которое мы не замечаем, от чего мы говорим: «Как у меня устали глаза» и чувствуем дискомфорт в помещении. Так же дизайнер увидит всевозможные варианты расстановки мебели и обеспечит комфортными условиями для проживания всей семьи, а так же ваших гостей. Рассмотрит конкретную ситуацию вашей семьи и поможет по максимуму комфортно, функционально и красиво обустроить ваш дом!

Принципы эргономики

Эргономика – это наука, изучающая то, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Одной из ее целей является составление рекомендаций по организации комфортного окружения человека и повышения эффективности его взаимодействия с ней.

Эргономика в интерьере очень важна, это как фундамент вашей гармонии и удобства в доме. Дизайнеры могут грамотно увидеть все возможные варианты конкретно для каждого человека, так же дизайнер поможет вам удачно расположить больше вещей и сохранив при этом как можно больше места. Подберет для вас наилучшие варианты в мебели, может быть складной или вариант трансформер в какой-либо комнате будет уместнее. Поможет сэкономить на материалах, т.к. дизайнеры грамотно расставят и расположат все элементы в помещении, чтобы не были куплены лишние материалы или чтобы их правильно расположили и уложили, к примеру плитку. Так же они знают по опыту рынки товаров мебельных и строительных, хороших специалистов и строителей, которые помогут вам воплотить ваши мечты.

1. Свобода перемещения

Возможность свободно ходить из одного помещения в другое, не задевая предметы интерьера и не обходить их.

2. Приобрести функциональную мебель для сохранения большего пространства

Складную, раздвижную, с многочисленными местами для хранения.

3. Все предметы находятся на своих местах

Чтобы были удобны конкретному человеку или семье

4. Не нужно иметь много лишнего

Т.к. захламленная квартира выглядит очень тесной.

5. Зонирование помещения

Позволит соблюсти максимальную эргономику.

6. Освещенность естественная и искусственная

Освещенность разных комнат и зон, должна соответствовать функциям помещения, осуществляемой в нем деятельности, для сохранения физического и психического здоровья.

Эргономика жилищного пространства

Обратите внимание, сколько квадратных метров занимает определенная комната и как спокойно можно передвигаться человеку по всему дому, учитывая рост и вес — габариты человека. И посмотрите, как удачно разместили гардероб не занимая им место в детской комнате и спальне! Немного выделяем места коридора и получаем прекрасный гардероб с доступом из спальни и из детской. Кухня-гостиная, набирает все большую популярность, главное установить хорошую вытяжку, чтобы пар и запахи не доставляли проблем. И вы сможете готовить всей семьей, или если у вас готовит, кто-то один, то он не упустит интересный разговор и будет наслаждаться временем вместе с гостями, не выбегая в отдельную кухню! Прекрасно, если есть возможность выделить место под отдельную постирочную комнату, чтобы не хранить химию к примеру на кухне, рядом с продуктами и стиральная машинка своим шумом не побеспокоит вас. Так же посмотрите пожалуйста, на дневную и ночную зоны квартиры. Спальня и детская комната расположены дальше от входа и кабинета- от самых шумных зон. Так же, было бы прекрасно на начальном этапе, сразу сделать шумоизоляцию, чтобы наслаждаться спокойным сном и расслабиться в тихом помещении. Подробнее о шумоизоляции квартиры вы можете узнать .

Эргономика спальни

Здоровый отдых включает здоровый сон. Поэтому помещение спальни должно отвечать требованиям беспрепятственного перемещения по нему, создания условий для отдыха и крепкого сна. Один из удачных вариантов для комнаты- это сделать гардероб и небольшую зону сна. Вход через гардероб-например, справа вдоль стены и слева, проходим мимо шифоньеров и в конце комнаты поставить кровать. Хорошо, если расстояние между мебелью минимум 90 см., если в семье есть полный человек, ему будет комфортнее, если места в проходе будет больше. О том, как можно сохранять порядок и чтобы ваш интерьер всегда выглядел красиво, вы можете узнать некоторые секреты .

Проектируя спальню, нужно учитывать в эргономике ее пространства:

1. Расстояние от кровати до любого объекта, в том числе и до стен должно составлять не менее 0,7 м. Для пожилых людей расстояние следует увеличить до одного метра.
2. От кровати до двери должен быть максимально прямой проход. И лучше не ставить кровать сразу на против двери, т.к. вам будет не комфортно.
3. Лучше всего размещать кровать у окна в 0,9 м от стены или батареи отопления.
4.Двуспальную кровать следует устанавливать таким образом, чтобы обеспечить свободные подходы к ней с обеих сторон. И если будет такая возможность, для удобства с обеих сторон кровати вы сможете поставить тумбочки.

Эргономика гардеробной

Если изначально гардеробную сделать неправильно, то это будет первой предпосылкой для беспорядка. Вам просто будет неудобно пользоваться гардеробной, отсюда и возникнет беспорядок. Приходит на помощь эргономика — удобство и практичность!

Лучше не использовать занавески в гардеробной, поскольку занавески скапливают пыль и когда вы отодвигаете занавеску, чтобы взять вещи, вся пыль летит на вас и на вещи.

Эргономика детской

Основной принцип обустройства детской – безопасность. Здесь не должно быть острых углов, о которые ребенок способен удариться, скользкого пола, неудобно лежащих ковриков, за которые можно зацепиться и упасть. При размещении в одной комнате двух и более детей, каждому выделяют личное пространство. Если детская имеет скромные размеры, то в ней размещают двухъярусную кровать. Меблировка этой комнаты должна занимать не более 30% пространства, чтобы ребенок мог нормально физически развиваться, бегая и играя. Если есть возможность, лучше для ребенка выделить самую большую комнату, чтобы у него было больше простора для развития, т.к. чем больше места, тем больше он развивается, чтобы ребенок не на одном месте занимался лепкой, уроками, рисованием, музыкой, потом встал и тут же рядом сел на кровать. Прекрасно, если есть зона для сна, игр, учебы! В идеале комната 18 м! Так ребенок будет больше развиваться, будет самостоятельнее и все его необходимые вещи будут на нужном месте, под рукой. Для маленьких деток отлично подойдет стиль интерьера Монтессори, о нем вы можете узнать . А чтобы детки с удовольствием были аккуратными и бережливыми в любом возрасте, вы можете узнать о японском методе кайдзен в статье.

Очень удобное расположение мебели: шкаф-купе, мягкий диванчик и сразу при входе видим светлую, красивую и функциональную прихожую.

Место занимаемое человеком

В некоторых случаях даже лучше посоветоваться с дизайнером перед покупкой дома или квартиры, которые вы хотите приобрести, поскольку на этапе перед покупкой дома, можно разобрать все затратные моменты. Был интересный случай, когда семья приобрела прекрасный дом, очень светлый, в нем много пространства, но был такой момент — в доме было 40 окон, в каждой комнате по два окна! Помимо того, что вариантов с лучшей планировкой будет меньше. Но, разумеется они подобрали отличные для их семьи варианты, им очень просторно, там очень красиво и приятно жить, до сих пор они благодарны своему дизайнеру и дизайнеру очень приятно! Но из-за проблемы с большим количеством окон и материалов на каждое окно, они только в течении трех месяцев смогли повесить шторы на все окна!)

Спасибо за просмотр, надеюсь данная статья была полезной для вас! Если вам нужна помощь с эргономикой домашнего пространства, я с удовольствием помогу вам!

Фото и картинки взяты с просторов интернета.

Всего доброго и до скорого!