Храм богоявления господня. Собор богоявления господня богоявленского монастыря на никольской Богоявленский собор площадь революции богослужения

Адрес: Богоявленский пер., 2

Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.

Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!

Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.

Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.

После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?

Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?

С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?

Контакты: Богоявленского монастыря

Адрес: Богоявленский пер., 2

Как проехать:

От станции метро "Площадь революции":
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.

От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Схема проезда:

Собор Богоявления Господня Богоявленского монастыря на Никольской. Улица всегда была одной из самых популярных среди жителей Москвы.

Еще в 12 веке неподалеку проходили дороги в московский Кремль из Ростова, Суздаля и Владимира.

Неудивительно, что место облюбовали торговцы, а вдоль улицы появилось несколько монастырей и храмовых сооружений, одно из которых - Собор Богоявления Господня при Богоявленском монастыре на Никольской, называемый в обиходе местом «за Торгом».

Краткая история собора Богоявления в Москве

Начальная история святыни загадочна.

Известно то, что монастырь сначала был возведен из дерева, а когда постройка сгорела, в 1340 году появилось сооружение (первое за пределами Кремля), сделанное из камня.

В Смутное время Собор Богоявления с монастырем на Никольской сильно пострадал: он оказался в самом центре военных действий. Поэтому Романовым пришлось восстанавливать сооружение с нуля.

Значение новый монастырь имел огромное.

Его игумены и архимандриты всегда принимали активное участие в жизни государства и правителей. Здесь же была открыта и высшая школа, первая в России.

При Романовых монастырь не только возродился, но и был дополнен новыми постройками, выполненными в стиле московского барокко.

При царе Петре Собор Богоявления Господня продолжил свой расцвет, однако имела место и первая секуляризация. А во времена правления Екатерины II храм жил только благодаря тому, что здесь покоились представители знатных фамилий России.

В войну 1812 года святыня выстояла, хотя во время взрыва в Кремле монастырь также изрядно пострадал.

В целом, судьба была благосклонна к Собору Богоявления на Никольской .

Лишь с 1919 года начались, по истине, сложные времена для храма: он был разграблен и закрыт (что-то из реликвий отдано музеям, что-то разрушено и осквернено).

В 1941 году стены Собора Богоявления пострадали вновь: немецкий бомбардировщик упал недалеко от сооружения и взрывной волной была разрушена верхняя часть постройки.

Реставрация началась лишь в 80-х годах. Постепенно восстанавливалось даже то, что было разрушено еще французами.

Сегодня Собор Богоявления на Никольской открыт для богослужений, при нем действуют воскресная школа, братство, музыкальный лицей. К 2014 г. планируется завершить реставрационные работы.

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.

От станции метро «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия) :
Выход в город «к Красной площади, улицам Никольская, Ильинка, Камерному музыкальному театру, магазинам: ГУМ, «Детский мир», «Гостиный двор»». Храм находится напротив выхода из метро.

От станции метро «Китай-город» (Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
Выход в город «К Новой площади, улицам: Ильинка, Маросейка, Политехническому музею, Гостиному двору». Подняться по лестнице, повернуть налево и подняться по эскалатору. В длинном переходе повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Идти по улице Ильинке до Богоявленского переулка (второй по правой стороне). Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета.

От станции метро «Лубянка» (Сокольническая линия):
Выход в город «на площади: Лубянская, Новая, к Театральному проезду, к улицам: Пушечная, Рождественка, Никольская, б. и м. Черкасским переулкам, Камерному музыкальному театру, Музею истории Москвы, Политехническому музею, авиакассам, аптеке № 1, универмагу «Детский мир»». Выйти на Лубянскую площадь, повернуть налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идти по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево).

Богослужения
Вторник: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Среда: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Молебное пение с акафистом пред иконой Божией Матери Казанской и Молебное пение об умножении любви - попеременно.
Четверг: 17.00 - Вечернее Богослужение.
Пятница: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Вечернее Богослужение.
Суббота: 8.00 - Исповедь; 8.30 - Часы и Божественная Литургия; 17.00 - Всенощное бдение.
Воскресение: 8.00 - Исповедь; 9.30 - Часы и Божественная Литургия (с мая по октябрь - 8.30).
Накануне церковных праздников в 17.00 - Всенощное бдение (с мая по октябрь - в 18.00), в самый день праздников в 8.00 - Исповедь, в 8.30 - Божественная Литургия.

Совершаются все церковные требы.

Престолы:
Верхний храм:
Богоявления Господня (главный престол); святого апостола Андрея Первозванного; святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.
Нижний храм:
Казанской иконы Божией Матери;
святителя Алексия, митрополита Московского.

Престольные праздники:
Богоявления Господня — 19 января (главный престол);
святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря;
святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого — 7 февраля;
Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября;
святителя Алексия, митрополита Московского — 2 июня.

История

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря был построен в 1693–1996 годах в стиле «Нарышкинское барокко», как главный храм Московского Богоявленского мужского монастыря, основанного в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским. Попечителями монастыря, начиная с XIV века, были св. блг. князь Иоанн Калита и московские бояре Воронцовы-Вельяминовы, Плещеевы, Долгоруковы и Галицыны. Здесь же находился родовой некрополь попечителей. В монастыре подвизались преподобный Стефан, брат преподобного Сергия и преподобный Дионисий Святогорец, преподобный Гавриил (Зырянов), преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). В 1313 году в монастыре принял монашеский постриг будущий святитель Алексий митрополит Московский.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но Богослужения в храме продолжались. В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось под склад, общежитие, типографию, а позднее храм передан Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.

В 1990 году храм был передан православной общине Русской Православной Церкви, а 19 января 1991 года в нем были совершены первые Богослужения. 31 мая было совершено малое освящение придела в честь святителя Московского Алексия; 25 апреля 1992 года освящен приставной престол в честь священномученика Владимира Киевского; 14 января 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение главного престола верхнего храма в честь Богоявления Господня; 31 октября 2003 года освящен престол в честь апостола Андрея Первозванного на северной галерее верхнего храма; 6 марта 2011 года освящен главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995–1999 годах проведены работы по воссозданию барабана и купола храма, разрушенных в советское время, и фасадов храма. Заново выстроены алтарные части Алексеевского и Алфеевского приделов нижнего храма, восстановлены иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Святыни

Выносной Крест с частью Честного и Животворящего Древа Креста Господня;

Крест-мощевик с соборной иконой и частицами мощей: святых апостола и евангелиста Луки, апостола Варнавы, святителя Василия Рязанского, святителя Митрофана Воронежского, преподобных Агапита врача безмездного и Дамиана целебника Киево-Печерских, преподобной Евфросинии Суздальской;

Касперовская икона Божией Матери с частицами святых мощей: Сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, свт. Иннокентия Иркутского, вмц. Варвары, прп. Иоанна Лествичника, прмцц. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, свв. блгг. Кн. Георгия Владимирского и кн. Петра и кн. Февронии Муромских; и с частицами Гроба Господня, дуба Мамврийского и камнем с горы Голгофы.

Иконы с частицами святых мощей:
o Апостола Андрея Первозванного;
o Апостола Варнавы;
o Вмц. Екатерины;
o Вмч. Димитрия Солунского;
o Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
o Прав. воина Феодора Ушакова;
o Прав. Марфы;
o Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары;
o Прп. Алексия Зосимовского;
o Прп. Аристоклия старца Московского;
o Прп. Варлаама Суздальского;
o Прп. Гавриила исп., Мелекесского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Германа Зосимовского;
o Прп. Иоанна Лествичника;
o Прп. Иова Почаевского;
o Прп. Лаврентия Черниговского;
o Прп. Максима Грека;
o Прп. Пимена Великого;
o Прп. Романа Киржачского;
o Прп. Софии Суздальской;
o Прп. Стефана Махрищского;
o Прп. Феодора Санаксарского;
o Св. Александра (Орлова) исп., пресвитера Маккавеевского;
o Св. блг. кн. Олега Брянского;
o Св. блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского;
o Св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского;
o Св. блгв. кн. Александра Невского;
o Св. блгв. кн. Даниила Московского;
o Св. блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;
o Св. блж. Андрея Симбирского;
o Св. блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского;
o Св. вмц. Варвары;
o Св. Сергия (Правдолюбова) исп., пресвитера Касимовского;
o Свв. блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских;
o Свв. блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев;
o Свв. блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских;
o Свт. Иннокентия, еп. Иркутского;
o Свт. Иннокентия, епископа Пензенского;
o Свт. Иннокентия, митр. Московского;
o Свт. Иоанна, епископа Суздальского;
o Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского;
o Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского;
o Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских;
o Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси;
o Свт. Феодора, еп. Суздальского;
o Свт. Феодосия Черниговского;
o Свт. Феофана, Затворника Вышенского;
o Свт. Филарета, митр. Московского;
o Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого;
o Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского;
o Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского.

Иконы с частицами покровов со святых мощей:
o Прп. Илии Муромца, Печерского;
o Свт. Спиридона Тримифунтского;

Мощевик с частицами святых мощей: прп. Иакова Низибийского, свт. Игнатия, еп. Ростовского, преподобных отцев от Хозроя избиенных, мучеников Никомедийских, мучеников Иорданских,

Икона равноап. Нины, просветительницы Грузии с частицей Креста равноап. Нины.

При храме действуют:
Воскресная школа для детей и взрослых, студии хорового пения и рисования (Запись в Воскресную школу проводится по воскресным дням в сентябре);
Приходская библиотека ;
Лекторий на темы, посвященные духовной жизни, основам христианской нравственности и принципам построения отношений в православной семье - по средам в 19.00, проводит протоиерей Геннадий Нефедов;
Вечерние певческо-регентские курсы (одногодичное образование по специальности певчий церковного богослужебного хора) и любительский хор (обучение навыкам церковного хорового пения всех желающих, запись в сентябре каждого года по результатам собеседования);
Иконописная студия (3-х годичное обучение желающих основам иконописи; набор по результатам собеседования, проверки профессиональных навыков и просмотра работ - 1 раз в 3 года).

Год основания: 2004

Настоятель: благочинный церквей Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин

Храм Богоявления Господня города Химки Московской области воздвигнут по инициативе верующих жителей города и при поддержке Администрации города. Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской Епархии, в присутствии главы города В. В. Стрельченко, совершил освящение закладного камня 15 мая 2004 года.

Архитектура храма Богоявления Господня византийского стиля. По вместимости церковь рассчитана на 1000 человек. Храм двухэтажный и четырехпрестольный. Нижний храм посвящен Рождеству пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля). Это крестильный храм, в котором планируется купель для полного погружения крещаемого в воду.

Верхний храм и центральный престол освящен в честь Богоявления Господня, (празднование 6/19 января), правый придел храма посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница» (празднование 9 октября/22 ноября), а левый придел - святителю Николаю (празднование 9/22 мая и 6/19 декабря).

Храм пятикупольный в едином объеме с колокольней. План в форме креста с ориентацией на восток. Так как храм имеет два этажа, то Архитектурным Фондом, главным архитектором В. Н Михайловым и решением Администрации города Химки, предусмотрены парадные лестницы (помимо центрального входа) к боковым входам и подъемники для инвалидных колясок. Колокольня имеет четыре внутренних яруса и звонницу с четырьмя арочными проемами. На территории храма располагается церковно-административное здание, а так же церковная лавка.

Здание церкви двухэтажное, четырехпрестольное, с пятью куполами в едином объеме с колокольней. Нижний храм посвящен Рождеству Иоанна Крестителя, верхний храм и центральный престол - Богоявлению Господню, правый придел освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а левый - во имя святителя Николая.

Колокольня имеет пять внутренних ярусов и звонницу с четырьмя арочными проемами. Колокола для храма были отлиты на заводе «ЗИЛ» мастерами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Подбором звучания колоколов, их количества, тональности и веса занимался главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалов.

Всего колоколов двенадцать, самый большой благовест весит две тонны. На колоколах отлиты образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница», а также лики святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая, святого равноапостольного князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской.

В храме находится множество святынь. Среди них ковчег с освященной копией гвоздя от Распятия Христова и частичкой самого гвоздя, точная фотокопия Туринской Плащаницы Христа Спасителя, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и блаженной Матроны Московской. В левой части центральной арки расположена сень с иконой преподобномученика Ефрема Нового, Неа-Макрийского чудотворца (Греция). Там же в ковчеге хранятся скуфья и тапочек святого Ефрема, частица древа, на котором мучили преподобного и земля с места его мучений. В храме также особо почитаются образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святого апостола Симона Кананита и мученика Василиска. Под ними в специальных ковчегах находятся камни с места мученической кончины этих святых.

С 2009 года в Богоявленском храме ежедневно совершаются богослужения, открыта воскресная школа, действует социальная служба и молодежное движение.

Рядом с Богоявленским храмом расположена часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она посвящена памяти погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в локальных войнах и техногенных катастрофах. Ежегодно 26 апреля, в день Чернобыльской трагедии, в часовне совершается панихида по погибшим.

Также к храму Святых апостолов Петра и Павла приписан домовый храм Святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Он был обустроен в 2005 году в хирургическом корпусе химкинской Центральной клинической больницы вместо существовавшей с 2004 года молельной комнаты. Духовенство окормляет находящихся на лечении больных и медицинский персонал. В настоящее время ведутся работы по строительству отдельно стоящего храма, в который смогут приходить не только находящиеся в больнице, но и все желающие.

Часы работы храма: с понедельника по субботу с 7:30 до окончания вечернего богослужения; в воскресенье: с 06:00 до окончания вечернего богослужения.

Проезд: от Ленинградского вокзала г. Москвы до станции Химки, далее автобусом/маршрутным такси № 3 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Речной вокзал» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 443 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Планерная» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 383, также троллейбусом № 202 до остановки «Стадион «Новые Химки»

Реквизиты храма:
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Богоявленского храма г. Химки МО Московской епархии Русской Православной Церкви
ИНН 5047069695 КПП 504701001 р/сч 40703810509010000660
Центральный филиал АБ «РОССИЯ» п. Газопровод Московская область
к/сч 30101810400000000132
БИК 044599132