Дидактическая игра что лишнее времена года. Мультимедийная дидактическая игра «Времена года. Дети играют с большим интересом

Дидактическая игра:

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

Выполнила: Гридневская Е.В.,

МДОБУ детский сад №23 «Солнышко»

г. Белорецк Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра - это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года - одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Дидактическая игра «Четыре времени года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы».

Варианты игры

Дидактическая игра "Приметы зимы"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра « Четыре времени года»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Дидактическая игра "Когда это бывает?

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.

Ход игры:

На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются

карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети

должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра "Какое время года?"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;

с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактическое упражнение "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

Ход игры:

На доске выставлены куклы: Зима и Лето. Дети

делятся на две команды. Им

предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна» (младший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо

времени года и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И по ходу рассказа допускает

ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

свой выбор.

Список литературы

Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова

«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова

«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

Что нам осень принесла.

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

Зимние развлечения.

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Весна.

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

Времена года.

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадать по описанию.

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Что похоже на солнышко?

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

День-ночь.

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Что изменилось?

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

Алексеева Ольга Александровна.

Воспитатель МБДОУ №122"Солнечный лучик", г.Чебоксары

Дидактическая игра "Времена года"

СКАЧАТЬ (с фото)

Дерево «Времена года».

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность -

они развивают у детей смекалку, выдержку,

самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Дидактические игры для дошкольников позволяют применить полученные знания на практике и узнать что-то новое. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных качеств: любознательность, активность; отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, изменяется поведение детей.

Дидактическая игра

«Времена года»

(вторая младшая группа)

Цель

  • Развивать у детей умений выделять характерные признаки времён года;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную речь и находчивость;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр.

Материал: дерево, картинки с признаками времен года, зайчик игрушка.

Словарная работа: листопад, таит снег, берлога, снегопад.

Ход игры:

1.Ребята заходят в группу и видят печального зайку (рядом с ним картинки времена года). Воспитатель:- Зайчик ты, что такой грустный? Ребята Зайка не знает, какое сейчас время года. Мы тебе поможем, расскажем о каждом времени года.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель:- Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Соответствующую картинку дети находят и относят к дереву «времена года».

3.Упражнение «Подбери пару»

Дети берут по одной картинки. Называют признак времени года (таит снег, солнце припекает, листья опадают и т.д.). По сигналу находят такую же картинку.

Воспитатель:- Ребята молодцы, правильно подобрали пары. Зайка хочет с вами поиграть.

4. «Зайки и лиса»

По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки «роют» землю)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

Воспитатель:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)
Воспитатель: - Ребята вы такие молодцы, помогли зайке.

А ты зайка больше не грусти, ребята тебе помогли.

Все признаки времен года нашли.

Дидактическое пособие для детского сада. Дерево «Времена года»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям. Полифункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года.
Задачи:
– Формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.
– Развивать сенсорное восприятие.
– Стимулировать творческую активность детей.
– Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является: дать знания о последовательности смены времен года.
Дети должны понять и запомнить, так называемую – годовую - схему «зима-весна-лето-осень».
Предлагаем Вашему вниманию дидактическое пособие: дерево «Времена года».

Каркас изготовлен из ДВП и прикреплен к закругленной подставке.
Макет дерева получился добротный, крепкий, устойчивый. Что немаловажно. Ведь он предназначен для дошкольников.
Каждый сектор оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе. Наполнен декоративными элементами (цветочками, листьями, снежинками, фруктами) и миниатюрными фигурками зверей и птиц.
Зимнее дерево напоминает дуб.


Расписано с лежащим на ветвях снегом. Снежные шапки будто нахлобучены на них, свисают волнами.
В ветках снуют синички и снегири, выполненные в технике сухого валяния из шерсти.


Они слетаются к кормушке. Кормушка сделана из спичечного коробка. Для того, чтобы придать натурализм этой сценке на дне кормушки клеем ПВА зафиксированы семена подсолнечника.


В сугробе под деревом прячется трусливый зайчишка. Снег выполнен из ваты, а зайка, как и другие зверюшки и птички, в технике фелтинг.


Мягкую порошу имитируют блестящие, серебристые снежинки.


Весеннее дерево похоже на яблоню в цвету.


На ветках прорисованы набухшие почки. Поверх приклеены белые цветочки. У ствола закреплен скворечник (из спичечного коробка). Чуть ниже – гнездышко (из шерсти) с яичками (из пенопласта).


На земле прорисован ручеек. По нему плывет бумажный кораблик (из газеты). Дерево утопает в молодой траве из ниток. К воде уже выбралась любопытная лягушка.


Вишневое дерево летом.


Густая зелена крона заполнена листочками из фетра и от искусственных цветов. Вишенки разрезаны пополам и приклеены на клей быстрой фиксации («Момент»). В кроне бабочки и пчелы.


У подножья дерева многоцветье. Ярко и красочно. По траве ползают божьи коровки.


Яблоня осенью.


На дереве созрел богатый урожай. Яблоки зеленые, желтые, красные. Крона бронзовая. На стволе – дупло. В нем живет белочка, которую трудно отыскать среди красно-желтой листвы.


Трава пожухла, вянет. Её прекрасно имитируют нитки для вязания с одноименным названием «травка». На полянку выбежал ежик. К дереву кто-то прислонил грабли. Мы не видим, кто именно, но понимаем, что он отошел отдохнуть. Ведь осенью так много дел по уборке урожая и подготовке сада-огорода к зиме.

Оксана Корнеева

Представляю вашему вниманию разработанные мною дидактические игры по мнемотехнике.

Как я говорила, работаю в этом направлении второй год.

Накопилось очень много материала. Если кому-то интересно, могу передать по электронной почте.

Долго думала, как же мне разнообразить игры.

Не помню, где я увидела кубики в виде животных - для описания животного.

А я решила использовать кубики для составления рассказа о признаках времени года.

Достоинства:

1. Доступность

Пособие переводит учебную ситуацию в игру, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях

2. Вариативность использования данного пособия позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить закрепление полученных навыков

3. Данное пособие осуществляет наглядно-образное мышление

Цели:

1. Систематизация знаний о временах года, их признаках

2. Развитие навыков составления описательных рассказов

3. Пополнение и активизация словарного запаса через органы чувств:

Осязание

Описание:

4 кубика (4 времени года,

размер 15х15см,

на гранях кубиков – 6 примет-признаков времен года.

Эти кубики рассчитаны на детей 3-6 лет.

Дети рассматривают и составляют рассказ о приметах и признаках времени года.

Первый кубик "ЛЕТО"

Второй кубик "ОСЕНЬ"


Третий кубик "ВЕСНА"

И последний четвертый кубик "ЗИМА"

Рассказ о признаках времени года в виде игры.


А ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (5-6 лет) я доработала небольшое усложнение:

КАРТОЧКИ "ВРЕМЕНА ГОДА":


Описание:

12 карточек: 4 времени года и к ним 6 признаков.

Дети принимали активное участие в их создании:

С карточками можно придумать очень много игр:

Например: "Собери время года"


Игра "Найди ошибку"

Дети играют с большим интересом.

Если кому-то пригодится, буду рада.

Как трудно бывает ребенку найти ответ на вопрос "Какое сейчас время года?". Я придумала игру,которая поможет детям разобраться в последовательности.

Я хочу познакомить вас с подвижно - дидактической игрой"Времена года"для детей старшего дошкольного возраста целью, которой является закрепление.

Дидактическая игра "Времена года"» прекрасно подходит как для одного ребенка, так и для небольшой группы деток. В игровой форме дошкольники.

Дидактическая игра «Времена года» для детей 3-4 лет Автор – составитель воспитатель Насрулаева Л. В (В игре участвует подгруппа детей) Цели:.

Дидактическая игра «Временна года. Березка». Совместно с родителями мы сделали многофункциональное дерево. С помощью этого дерева можно.

Дидактическая игра «Времена года» для средней группы Автор: Даниловская Оксана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ ДС№56, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск.