Пильные цепи: технические параметры, уход и обслуживание, заточка. Заточка цепи для продольного пиления Заточка цепи бензопилы для продольного пиления

Режущий зуб пильной цепи состоит из основания зуба (1), лопатки зуба (2) и ограничителя глубины (3). Лопатка зуба имеет вертикально расположенное торцевое лезвие (4) и спадающие под углом назад верхнее лезвие (5), расположенное по горизонтали.

Для придания цепи оптимальных режущих свойств режущие звенья затачиваются определенным образом

Выделяют следующие углы заточки

\r\n

Задний угол заточки верхнего лезвия

\r\n

Задний угол верхнего лезвия образует спадающая под углом назад спинка зуба. Этот угол необходим для врезания верхнего лезвия в древесину.

Задний угол торцевого лезвия

\r\n

Суживающаяся назад лопатка зуба образует . Этот угол необходим для бокового обрезания стружки.

Передний угол

\r\n

Кромка торцевого лезвия образует с поверхностью скольжения режущего зуба передний угол заточки . Передние углы отдельных типов пильных цепей различаются между собой: например, у твердосплавных цепей Rapid Duro он равен 65°, а цепи для продольной распиловки Picco Micro X имеют передний угол равный 80°.

Передний угол верхнего лезвия

\r\n

Передний угол верхнего лезвия характеризует наклон верхнего лезвия назад. Этот угол измеряется относительно плоскости скольжения режущего зуба и составляет, в зависимости от типа пильной цепи, от 50° до 60°. Верхнее лезвие является главным лезвием, а передний угол верхнего лезвия – наиболее важным углом. Он с трудом поддается измерению, однако очень важен для эффективного пиления.

Угол заточки

\r\n

Угол заточки или, по-другому, угол в плане получается измерением от верхней режущей кромки под прямым углом к направляющей шине.

Угол заточки отдельных типов пильных цепей частично различается, в зависимости от условий применения цепи.

Основное правило: чем больше угол заточки, тем выше производительность резания при распиле непромерзлой мягкой древесины. Уменьшение угла заточки при распиле промерзлой и/или твердой древесины способствует более плавному ходу бензопилы и снижению вибрации.

Передний угол, угол заточки и угол верхнего лезвия изменяются при заточке. Эти углы оказывают решающее влияние на режущую способность пильной цепи, – соблюдайте обязательно предписанные значения.

Наша компания производит ремонт и заточку пильных цепей на фирменном оборудовании с соблюдением всех предписанных производителями значений углов заточки.

Угол цепи цепной пилы. Как правильно выбрать?

Даже популярный Стих не вечен: когда-то зубы бензопилы изнашиваются, что легко определить по характеру сформированных стружек. С тупой режущей кромкой стружка мелкая, потому что рабочая кромка не режется, но дерево мажет. Естественно, что усилия, затрачиваемые оператором, резко возрастают. Пришло время затачивать пилу . Как это сделать правильно. выберите оптимальную технологию, определите, какой угол заточки зуба должен быть и как его проверить?

Внешние признаки тупой режущей кромки зуба бензопилы

Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. Рис. 1), которая зависит от направления цепи. Он имеет две рабочие кромки: боковую, перпендикулярную оси движения звеньев, и верхнюю часть, расположенную под определенным углом к ​​направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубце предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту чипа, который должен быть удален. Так как основная сила резки падает именно на рабочий угол, то на каком углу для заточки зуба будет зависеть вся последующая работа с инструментом.

Рисунок 1. Функциональные части зубца бензопилы и их внешний вид

Прежде чем начать долгую работу с бензопилой, ей необходимо провести осмотр и провести пробную распиловку, в результате чего:

  1. Визуально установить наличие (или отсутствие) конического участка, прилегающего к углу зуба, а также радиальное закругление на нем. основные признаки притупления (см. Рисунок 2).

  1. Проверьте силу подачи, при которой инструмент работает стабильно, с быстрым сокращением производства. Для острых зубов начальный момент имплантации зуба в древесину происходит быстро и без значительного сопротивления материала.
  2. Выясните наличие вибраций цепи во время устойчивого среза. если они заметны, то зубы должны быть заточены.
  3. Изучите внешний вид недавно вырезанного конца (особенно, если инструмент используется для продольной распиловки). При наличии грубой стружки и вмятин цепные цепные пилы подвергаются заточке.

Углы шлифования и конфигурация зубья пилы

Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:

Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой собственный шаг зубьев, значение которого для домашних и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольной распиловки шаг меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность будет снижаться, но требуемые усилия будут значительно ниже. Верхние значения ступеней для домашних бензоколонков крайне редки, главным образом при вырубке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя не должна превышать 2500 Вт.

Толщина режущей кромки для большинства производителей бензопилы установлена ​​равной и равна 1,3 мм (имеются также края толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их чрезвычайно трудно заточить дома, а во-вторых, такие ссылки крайне мало функциональны: их можно использовать только для распиловки тонких ветвей).

Читайте так же

Высота профиля цепи может быть 0,625 мм или 0,762 мм, а для бытовых бензиновых инструментов в большинстве случаев используется низкий профиль. При затачивании ограничителей этот параметр очень важен, так как при уменьшении высоты превышения допустимых значений вибрация инструмента во время работы увеличивается, хотя качество разреза остается удовлетворительным. Поэтому, чтобы принять участие в уменьшении высоты ограничителя при заточке зуба, это не стоит.

Сравнительный тест цепей для продольного и поперечного пиления

Сравнительный тест цепей для продольного и поперечного распила для раскроя кругляка на пласти. Страница

Продольные и поперечные цепи для бензопил.

Как мы точим цепи , на примере наших бензопил!!!

Угол заточки цепной цепи зависит от основной цели инструмента. для поперечной резки или продольной распиловки. Так как продольная стойкость к пилению древесного сопротивления всегда заметно выше, то край зуба должен быть очень острым. Рекомендуется делать это в диапазоне 6 12 ° (для сравнения. с преобладанием поперечной резки. до 25 30 °). Естественно, что в первом случае заточка должна выполняться чаще и особенно осторожно, поскольку неприемлемо малый угол наклона зуба способствует его быстрому измельчению во. Это особенно важно для соединений, которые изготовлены из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.

Шаблон заточки цепной пилы

При покупке бензопилы рекомендуется получить специальный шаблон (см. Рис. 3), с помощью которого вы можете легко установить оптимальные углы зуба. Он контролирует значения задних углов верхней и конечной лопаток, а также переднюю кромку края (он указан в инструкциях производителя и может варьироваться от 65 до 80 °).

Особенно важно использовать шаблон для оценки значения заднего. Этот угол заточки цепей цепных пил в противном случае очень затруднен, но между тем он должен поддерживаться в довольно ограниченных пределах. от 50 до 60 °.

Измерение угла заточки выполняется путем определения угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной направляющей цепи.

Одного круглого файла недостаточно. Чтобы обострить ограничитель, вам нужен плоский файл и очистить рабочий участок, крючок, который удаляет сформированные опилки. В продаже есть также специальные держатели, на которых градуированы линии направления движения файла вокруг оси цепочки. Как видно из фиг.4, держатель можно установить на зуб сверху и опираться на его верхний край. Поскольку высота держателя адаптирована к определенному шагу цепи, его следует выбирать в зависимости от бензопилы конкретных моделей и марок.

Минимально необходимый набор для получения правильного угла заточки цепи вручную показан на рисунке 5.

Рисунок 5. Набор шлифовальных инструментов и инструментов

Сначала затачивайте зубы в одном направлении, а затем в другое. Начните с легкого нажатия инструмента в направлении от вас, постепенно увеличивая нагрузку. Во время шлифования круглый файл периодически поворачивается вдоль своей оси.

Механизированная заточка на машине

Заточка на машине намного удобнее и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие машины имеют электропривод и оснащены специальными шлифовальными кругами.

Для домашней мастерской стоит покупать компактные блоки, которые не занимают много места для хранения и подходят для быстрого и высококачественного шлифования цепей цепных пил от разных производителей. Такие устройства должны работать от стационарного источника питания 220 В, иметь низкое энергопотребление (до 100 Вт) и простоту установки на цепи.

При выборе машины на следующие технологические характеристики:

  • Возможность обработки зубьев различной толщины верхней кромки и различного шага цепи;
  • Возможность регулировки угла заточки в пределах, указанных ранее;
  • Наличие сменных шлифовальных дисков;
  • Постоянное значение ширины разреза.

Конструкция машины проста и включает в себя приводной двигатель, вал с сиденьем для шлифовального круга, ручку с элементами управления, устройство для крепления машины к цепи. Регулировка силы нажатия на заостренный элемент обеспечивается пружинным зажимом. Современные модели шлифовальных станков оснащены дифференцированным зажимом, который обеспечивает самоцентрирование изделия на машине. Для удобства работы на корпусе зажима имеется измерительная шкала.

Первые бензопилы появились в начале ХХ века. Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современных ножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали очень трудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубья делятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы и ориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево, вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринимались неоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная Джозефом Коксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсального пиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышенной производительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила свою предшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращают внимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечного типа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню. Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.

Шаг цепи – расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет 0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) – второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и 2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до 0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются». Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.

– пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толще стружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip – рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двух описанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.



Параметры режущего звена
Типы режущих звеньев
Порядок следования звеньев

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена мало изменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но все предпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы с вибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – очень важный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака к режущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет сама цепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее по всей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы «хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки в хвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системе смазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительные углубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не только увеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так что постоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя. Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические капли масла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы на любой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираются пилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал, указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы (проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И еще один момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различной длины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, что масляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители в России предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе (например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся в течение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологических преимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных. Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом . Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как это бывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемый симптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют свою чувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияние высокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальных амортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновения режущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепь сообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силу удара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила – благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает с режущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы на ведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пятка режущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть в момент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и сила этого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но и износ шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратном ударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердой поверхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовым циферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает, создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационные выступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты, конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может быть стандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резец приходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено заменено соединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущего звена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованием звеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело, если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние между резцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однако увеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность и скорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка – это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересует вопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа не существует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит от типа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними и т.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительно снижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шины земли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокой скоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне, разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды на реанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только для цепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться, зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно на одну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использовать поочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина, звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишь одну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, они будут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические удары при движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущая звездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованная специалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую» жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смысл мероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно «пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину и кратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этого двигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее, предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов с минимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступать непосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ и повышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шина свободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазки цепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системами улучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а, наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срок службы.

Заточка цепи требует соблюдения двух правил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высоту ограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным на заводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущих звеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всех режущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискует получить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузку на двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки на режущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Во всяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномерно и под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать, были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго и эффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления для заточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительным приборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин, потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется в процессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз, под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливают цепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любая новая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можно повысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки, автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловка производится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправить ограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

Инструменты для уходя за пильными цепями

Напильники для заточки пильных цепей подбирают индивидуально для каждой цепи, ориентируясь на ее шаг

Напильники для заточки пильных цепей бывают круглыми и плоскими. Первые необходимы непосредственно для правки режущих углов верхних и боковых граней. К помощи вторых прибегают, если надо подправить ограничитель пропила.

Напильники подбирают индивидуально для каждой цепи, ориентируясь на ее шаг. Так, низкопрофильные цепи с наиболее распространенным шагом 3/8″ подтачивают инструментом, диаметр которого не превышает 4 мм. Кстати, подтачивая звено, следует следить, чтобы примерно пятая часть напильника выступала над режущей кромкой.

Круглые напильники нередко оборудуют «державками», «файлами», «оправками», «калибрами» – тонкими металлическими пластинами с выгравированными прямыми линиями, упрощающими отслеживание углов. Оператору остается только следить, чтобы шина располагалась строго параллельно нужной полоске. И еще пара обязательных требований: инструмент нужно двигать только в одну сторону, с одинаковым количеством движений на каждый зубец – это обеспечит равномерное стачивание элементов цепи.

На каждые две-три заточки зуба подтачивают и ограничитель пропила, так как разница по высоте между ним и верхней режущей кромкой должна оставаться неизменной. Для контроля этого параметра предусмотрен специальный калибр – металлическая пластинка с прорезью. Его «надевают» на режущий зубец и плоским напильником стачивают «выглядывающий» из прорези ограничитель до уровня калибра.

На режущие зубья и на ограничитель пропила нанесены риски, показывающие, до какой степени их можно стачивать. Как только длина верхней грани зубца сравнялась с риской – цепь выработала свой ресурс и требует замены. Напильники со временем тоже выходят из строя, засаливаются.

Производители нередко объединяют круглый и плоский напильники и калибры в так называемые заточные наборы, подобранные к какому-то определенному типу цепи. Порой, помимо двух напильников и калибра, они содержат еще какие-нибудь вспомогательные приспособления. Например, Oregon «разнообразил» свой комплект очистителем для паза шины – своеобразным металлическим крючком для извлечения из него опилок.

Наборы напильников различной конфигурации, рукоятки для них и калибры встречаются в ассортименте таких производителей, как Bahco, Husqvarna, Oregon, Stihl и др.


производят не только как дополнение к напильникам. Их можно приобрести и отдельно. Например, в ассортименте Stihl имеется очень интересное устройство – «псевдоквадратная» пластинка, помогающая определить шаг пильной цепи и цепной звездочки, толщину ведущих звеньев и ширину паза направляющей шины.

А в ассортименте Oregon есть «направляющая пластинка». Она, как и калибр, помогает отслеживать углы при ручной заточке. Кусок пластика с нанесенными под определенными углами прямыми линиями крепится магнитами к шине пилы. Остальное, так сказать, дело техники.

Carlton разработал специальный «прибор» (File-O-Plate), позволяющий контролировать правильность соблюдения заточных углов и высоту ограничителя пропила. Выполненное из закаленной стали устройство используют для профилактики обратного наклона и серповидного края резца – при установке на пильную цепь оно позволяет заметить малейшие отклонения от нормы и подправить их с помощью напильника. Причем он, как и любые другие направляющие пластинки, не позволяет напильнику отклоняться от нужного направления, обеспечивая правильный угол заточки для всех зубцов.
. Чтобы с помощью напильника подточить цепь, снимать ее вовсе не обязательно, а вот надежно зафиксировать вместе с шиной – очень даже неплохо. Тяжелые тиски на случай мелкого ремонта с собой в лес не потащишь, а вот специальные струбцины – вполне. Подходящие есть в ассортименте Stihl и Oregon. Они снабжены острыми ножками, позволяющими буквально забить их в любой подходящий пень.

Ручные станки для заточки пильной цепи крепятся непосредственно к направляющей шине.

Заточные станки служат той же цели, что и напильники, но к их помощи обычно прибегают при сильном износе цепи или при больших объемах таких работ. В «профильных» мастерских и сервис-центрах такие станки не редкость.

Ручные станки приспособлены под установку непосредственно на направляющую шину. В принципе их основная обязанность – обеспечить движению напильника нужное направление и исключить даже вероятность отклонения. По сути, они выполняют ту же роль, что и калибры, однако их точность на порядок выше.

На электрических заточных станках обычно подтачивают цепи, которые имеют сильный износ, и обычным напильником их не подточишь.

Электрические станки требуют стационарного рабочего места, но и обслуживают по высшему уровню. К примеру, заточной станок Oregon 32653A подходит к любым цепям любого производителя, главное – установить точильный диск соответствующего размера. С помощью специальных шкал диск и затачиваемую цепь устанавливают под нужным углом. Существует несколько модификаций данного станка. Так, модель Oregon 106540 отличает гидросистема, обеспечивающая автоматический зажим тисков при опускании диска на зуб цепи и в процессе заточки каждого зуба. Для работы станка 106360 требуется источник сжатого воздуха на 6–8 бар, но зато производительность у него гораздо выше.

Stihl также не подвел своих приверженцев, выпустив электрический станок для заточки любых цепей Stihl. При наличии дополнительного оборудования станок подойдет для обслуживания режущих систем самых разных устройств – мотокос, мотоножниц, кусторезов.

Подобные электрические станки имеются и в ассортименте Alpina.


ПРАВИЛА ЗАТОЧКИ
Линия корректировки угла заточки верхней грани, нанесенная на обойму напильника, должна быть параллельна цепи
Напильник должен выступать над верхней гранью на 1/5 своего диаметра
Периодически стачивайте ограничитель пропила, чтобы глубина резания оставалась неизменной

Даже популярный Stihl не вечен: когда-то зубья бензопилы изнашиваются, что легко установить по характеру образующейся стружки. При затупленной режущей кромке стружка получается мелкой, потому что рабочая кромка не режет, а мнёт древесину. Естественно, что затрачиваемые оператором усилия резко возрастают. Пришло время заточить пилу. Каким образом это сделать верно – выбрать оптимальную технологию, установить, какой угол заточки зуба должен быть и как это проверить?

Внешние признаки затупившейся режущей кромки зуба бензопилы

Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. рис. 1), которая зависит и от направления движения цепи. У него две рабочих кромки: боковая, которая расположена перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, расположенная под определённым углом к направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубе предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту снимаемой стружки. Поскольку главное усилие реза приходится именно на рабочий угол, то от того, на какой угол заточить зуб, будет зависеть вся последующая работа с инструментом.

Рисунок 1 – Функциональные части зуба бензопилы и их вид

Перед началом длительных работ с бензопилой, ей необходимо выполнить осмотр и выполнить пробное пиление, в результате которых:

  1. Визуально установить наличие (или отсутствие) конического участка, прилегающего к углу зуба, а также радиусного закругления на нём – основных признаков затупления (см. рис. 2).

Рисунок 2

  1. Проверить усилие подачи, при котором инструмент работает устойчиво, с быстрым производством реза. Для острых зубьев начальный момент внедрения зуба в древесину происходит быстро, и без значительного сопротивления материала.
  2. Выяснить наличие вибраций цепи во время установившегося реза – если они ощутимы, то зубья необходимо затачивать.
  3. Осмотреть внешний вид только что разрезанного торца (особенно, если инструмент задействован для продольного пиления). При наличии грубых сколов и вмятин цепь бензопилы подлежит заточке.

Углы заточки и конфигурация зуба бензопилы

Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:

  • Шириной;
  • Толщиной;
  • Углом заточки.

Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой шаг зубьев, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы, и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие будет существенно ниже. Верхние значения шагов для бытовых бензопил принимают крайне редко, в основном, при валке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя при этом не должна превышать 2500 Вт.

Толщина режущей кромки у большинства производителей бензопил устанавливается одинаковой, и равной 1,3 мм (бывают и кромки с толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их крайне сложно заточить в домашних условиях, а, во-вторых, такие звенья крайне малофункциональны: их можно использовать лишь для распила тонких сучьев).

Высота цепного профиля может быть либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытового бензоинструмента в подавляющем большинстве случаев используется именно низкий профиль. При заточке ограничителей этот параметр весьма важен, потому что с уменьшением высоты сверхдопустимых значений вибрация инструмента при работе возрастает, хотя качество пропила остаётся по-прежнему удовлетворительным. Поэтому увлекаться снижением высоты ограничителя при заточке зуба не стоит.

Угол заточки цепи бензопилы зависит от основного предназначения инструмента – для поперечного или для продольного пиления. Поскольку при продольном пилении сопротивление древесины всегда заметно выше, то и кромка зуба должна быть очень острой. Рекомендуется делать её в диапазоне 6…12° (для сравнения – при преобладании поперечного распила – до 25…30°). Естественно, в первом случае заточка должна производиться чаще, и особенно тщательно, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию при работе бензопилы. Это особенно важно для звеньев, которые изготавливаются из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.

Шаблон для заточки цепи бензопилы

Приобретая бензопилу, целесообразно обзавестись и специальным шаблоном (см. рис. 3), при помощи которого можно легко установить оптимальные значения углов зуба. С его помощью контролируются значения задних углов верхнего и торцевого лезвий, а также передний угол кромки (он указывается в инструкции производителя, и может изменяться в пределах 65…80°).

Особенно важно применение шаблона для оценки значения заднего угла верхнего лезвия. Этот угол заточки цепи бензопилы определить иначе очень сложно, а между тем его необходимо выдерживать в довольно ограниченных пределах — от 50 до 60°.

Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи.

Угол заточки цепи бензопилы можно менять, в зависимости от того, какие работы будут производиться. С увеличением твёрдости древесины, его значение должно быть меньше. В целом считается оптимальным значением угла 10…12° – при продольном распиле, и 25…30° – при поперечном распиле.

Рисунок 3 – Внешний вид шаблона для затачивания зубьев бензопилы

Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5.5 мм, либо на станке. В первом случае крайне важно правильно располагать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки зуба. Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба

Одного круглого напильника недостаточно. Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Как видно из рис. 4, державка может быть установлена на зуб сверху, и опираться на его верхнюю кромку. Поскольку высота державки адаптирована под определённый шаг цепи, то её следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок.

Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на рис. 5.

Рисунок 5 – Комплект заточного инструмента и приспособлений

Сначала затачиваются зубья одного направления, а затем – другого. Начинают с лёгких нажатий инструмента в направлении от себя, постепенно увеличивая нагрузку. В ходе заточки круглый напильник периодически проворачивают вдоль своей оси.

Механизированная заточка на станке

Заточка на станке значительно более удобна, и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие станки имеют электропривод, и оснащаются специальными заточными кругами.

Для бытовой мастерской стоит приобретать компактные агрегаты, не занимающие много места при хранении, и пригодные для быстрого и качественного затачивания цепей бензопил от разных производителей. Такие агрегаты должны работать от стационарной электросети напряжением 220 В, обладать небольшим энергопотреблением (до 100 Вт) и лёгкостью своей установки на цепь.

Выбирая станок, необходимо обращать внимание на следующие его технологические характеристики:

  • Возможность обработки зубьев с различной толщиной верхней кромки и разным шагом цепи;
  • Возможностью регулирования угла заточки, в пределах, указанных ранее;
  • Наличие сменных шлифовальных дисков;
  • Постоянным значением ширины реза.

Конструкция станка проста, и включает в себя приводной электродвигатель, вал с посадочным местом для заточного диска, ручку с органами управления, приспособление для закрепления станка на цепь. Регулировка силы нажатия на затачиваемый элемент обеспечивается пружинным прижимом. Современные модели заточных станков снабжаются дифференцированным зажимом, которые предусматривает самоцентрирование изделия на станке. Для удобства проведения работ на корпусе зажима имеется измерительная шкала.

Опционно станки могут снабжаться также миниатюрной электрической лампочкой, которая производит подсветку рабочей зоны, а также гидроусилителем, облегчающим заточку.

Безопасность проведения работ обеспечивается откидным предохранительным щитком.

Даже при самой аккуратной эксплуатации бензопилы владелец рано или поздно сталкивается с необходимостью замены пильной цепи. Ассортимент представлен несколькими видами, отличающимися шагом, конфигурацией режущих звеньев и другими показателями. Лучшая цепь для бензопилы — это модель, рекомендованная инструкцией по применению.

Направляющая шина и цепь относятся к сменному оборудованию, поэтому владельцам бюджетных бензопил предоставляется возможность выбора более износостойкого и долговечного в работе пильного комплекта.

Фото: цепь для бензопилы

Желание повысить производительность пилы за счет установки более длинной гарнитуры, можно реализовать только при наличии у двигателя достаточного резерва мощности и вращательного момента.

Самостоятельно подобрать цепь для бензопилы оптимальную по стоимости и рабочим параметром лучше всего после консультации с опытным специалистом. Неправильный выбор комплектующих элементов гарнитуры может снизить производительность бензопилы или инициировать ее досрочный выход из строя.


Качество бюджетных и фирменных цепей существенно отличается. Многие владельцы дешевых бытовых бензопил предпочитают эксплуатировать свою технику с более совершенными пильными гарнитурами ведущих брендов Штиль, Хускварна и Oregon. Неофициальный рейтинг зафиксировал рост потребительского спроса на аналогичную продукцию торговых марок Hammer и PowerSharp.

Стандартная длина шины бытовой пилы мощностью 2-2,5 л.с. составляет 40-45 см. Размер высокопроизводительных аналогов профессионального класса доходит до 70 см.

Более высокий ценовой уровень фирменных шин и цепей компенсируется высоким качеством сложных распиловочных работ, увеличенным ресурсом, стабильностью рабочих характеристик на протяжении всего времени назначенного производителем срока службы.

Свойства износостойких цепей общего и специального назначения

Предназначенные для работы с древесиной виды цепей бытового и профессионального класса отличаются качеством материала продолжительностью ресурса и стоимостью. Предназначенная для работы по бетону уникальная по износостойкости алмазная цепь относятся к категории специального аварийно-спасательного оборудования.

Одним из вариантов выбора может быть износостойкая твердосплавная цепь. Межремонтный ресурс такого изделия на порядок выше, но для его заточки нужно специальное оборудование, позволяющее заточить режущие звенья под разными углами, соответственно для стандартного поперечного и для продольного пиления.

Твердосплавная цепь предназначена для производительной распиловки твердых пород древесины и легких строительных блоков. Следует иметь в виду, что при работе по газобетону или пенобетону ресурс пильной гарнитуры, даже самой престижной марки уменьшается в 2-3 раза.

Шаговые характеристики пильной цепи

Выбранная цепь должна соответствовать длине направляющей шины и особенностям ее конструкции. Один из основных параметров подбора цепи — это ее шаг, который традиционно измеряется в дюймах.

В режущих гарнитурах бензопил бытовой группы эксплуатируются плавные в ходу и безопасные в работе 3/8 дюймовые цепи, в метрическом стандарте — 0,325 мм.

Аналоги с увеличенным шагом типа 0,404″ предназначены для комплектации мощных и производительных бензопил профессионального уровня, поэтому в бытовой бензопильной технике практически не используются.

Самостоятельная установка гарнитуры с увеличенным шагом должна быть обязательно согласована с типом и тяговыми характеристиками силового агрегата.

Параметры хвостовика


Не менее важное условие правильного выбора пильной цепи — это толщина ее хвостовика, которая варьируется в диапазоне от 1,1 до 2-х мм. В дюймовом стандарте хвостовики представлены в размерах соответственно 0,043/ 0,04/ 0,05/ 0,058/ 0,063 и 0,08 дюйма.

Цепи с минимальной толщиной эксплуатируются в легких малокубовых моделях бюджетного уровня. В бытовых и полупрофессиональных бензопилах в большей степени востребованы стойкие к постоянным и переменным нагрузкам аналоги, толщиной от 1,3 до 1,6 мм. Усиленными цепями с хвостовиками 2 мм, комплектуется профессиональная бензопильная техника.

Конструкционные особенности

В цепи среднего и высокого класса каждое режущее звено оборудовано двумя хвостовиками, что неизбежно сказывается на повышении ее стоимости. Владельцам собственных бензопил предлагаются более доступные по стоимости модели пропускного или полупропускного типа.

В первом случае дополнительные элементы цепи располагаются непосредственно после режущего звена. Во втором варианте — соединительные элементы монтируются после каждой второй пары.

В стандартной, пропускной и полупропускной цепях количество пильных звеньев составляет соответственно 50, 40 и 37,5 процента. Упрощение конструкции дешевых изделий неизбежно сопровождается увеличением нагрузки на пильные звенья, необходимостью частой заточки и сокращением ее срока службы.

Длина

Этот показатель цепи определяется количеством звеньев. Ведущие производители указывают в сопроводительной документации длину цепи в дюймах или количество звеньев. При самостоятельной покупке любой модели рекомендуется знать оба параметра.

Особенности конструкции цепей профессионального уровня

Предлагаемый ассортимент можно разделить на цепи с чизельной и чипперной конфигурацией режущих звеньев. В первом случае звено в разрезе имеет схожесть с цифрой 7. Такой профиль обеспечивает повышенную производительность распиловочных работ повышенной сложности.

Существенный недостаток чизельной «семерки» — сложность ручной заточки, поскольку даже незначительное отклонение от заданного угла, основные преимущества семерочного профиля аннулируются.

Чипперные звенья имеют серпообразную форму. Увеличенная площадь контакта с распиливаемой древесиной создает дополнительные нагрузки на двигатель. В положительном плане — конструкции чипперных цепей ценится за стабильность работы при высоком уровне загрязнения и менее строгие требования к точности доводки режущих кромок.

Виды материалов

Стандартные пильные цепи производятся из качественной хромоникелевой стали. Для работы с плотной и мерзлой древесиной рекомендованы цепи с твердосплавными звеньями. Значимый недостаток таких моделей — это повышенная стоимость и необходимость применения специального заточного оборудования с корундовыми насадками.

Глубина распиловки и высота профиля цепи


Эти параметры следует знать владельцам профессиональных моделей, которые затачивают цепи вручную в домашних условиях. Глубина резания регулируется уменьшением высоты упора каждого режущего звена.

Параметры низкопрофильной и высокопрофильной цепи соответственно 0,025 и 0,03 дюйма. Знание типов профиля необходимо для правильного выбора высоты ограничителей.

Модели цепей для поперечной и продольной распиловки

Основной ассортимент пильных цепей с углом заточки режущих звеньев 25-35° предназначен для стандартной поперечной разделки древесины. Модели для продольной распиловки на отечественном рынке присутствуют в минимальном количестве.

При необходимости, проблема дефицита просто решается изменением угла заточки стандартных цепей до 5-15°. Шина в таком варианте эксплуатируется без изменения конструкции.

Вся приведенная информация действительна для китайских бензопил и их комплектующих. Большинство китайского бензопильного ассортимента составляют более или менее удачные копии ведущих европейских разработчиков, поэтому все стандарты практически идентичны.

Как проявляется необходимость заточки цепи?

Затупленные зубья пильной цепи существенно увеличивают время распиловки. Неисправность проявляется повышенной вибрацией, обратными ударами при заходе гарнитуры в пропил, выбросом мелкой стружки и явным запахом горелой древесины.

При помощи установленного на гарнитуре ручного заточного устройства, цилиндрического и плоского напильников, режущая кромка пильных звеньев восстанавливается без снятия цепи с шины. Более совершенный и производительный способ — доводка цепи в условиях специализированной мастерской.


дает существенный выигрыш по времени, гарантирует одинаковый угол на всех режущих элементах цепи. Пользовательские отзывы по автоматизированной заточке в большинстве своем положительные. В негативном плане отмечается шаблонная доводка каждого пильного звена, без учета его износа и других индивидуальных особенностей.

Рекомендации профи по эксплуатации и обслуживанию пильных цепей

Значительная часть эксплуатируемых гарнитур не полностью вырабатывает назначенный ресурс.

Основные причины форсированного износа:

  • низкая эффективность работы системы смазки;
  • высокая степень износа ведущей звездочки;
  • чрезмерное натяжение пильной цепи;
  • применение некондиционных и суррогатных цепных масел.

Специалисты советуют эксплуатировать комплект из нескольких цепей, меняя их по мере необходимости. В таком варианте можно задействовать преимущества более производительной механизированной заточки.

Изношенные и поврежденные цепи следует своевременно отбраковывать. Даже при наличии тормоза аварийной остановки и ловителя, эксплуатация выработавших ресурс деталей характеризуется повышенной травмоопасностью.

Как исключить риски покупки цепного фальсификата?

На отечественном рынке присутствует небольшой, но стабильный ассортимент поддельных деталей для бензопил и комплектующих материалов азиатского, в большинстве своем китайского производства.

При всем желании соответствовать качеству европейского уровня, технические и эксплуатационные свойства китайских копий далеки от совершенства, поскольку вырабатывают свой ресурс где-то на 50-70%.

Этот недостаток в определенной степени компенсируется более низкой стоимостью. С другой стороны, практика показывает, что продолжительную и беспроблемную работу бензопильной техники гарантирует только фирменная продукция.

Приобретение детали в лицензированном или фирменном магазине поможет избежать рисков покупки оформленной под брендовое изделие китайской подделки.