Как развоздушить батарею отопления. Как спустить воздух из батареи, если нет крана маевского. Использование крана Маевского

Воздух, попавший в отопительную систему, является основным препятствием для ее правильного функционирования. С этим вопросом жители квартир и домов имеют дело, как правило, осенью, в начале отопительного сезона. Свист и шум в батареях, холодный стояк и радиаторы, коррозия элементов из металла – это все приводит к образованию воздушных пробок. Такое случается даже при отлично спроектированной и установленной системе отопления.

Причин для попадания воздуха в, казалось бы, зацикленную систему отопления, может быть несколько, но результат будет один – холодные радиаторы. Именно поэтому многие жильцы многоквартирных домов и мерзнут зимой в холодной квартире или частном доме.

Завоздушенность радиаторов происходит и в результате слива воды из труб на лето, который так любят проводить работники служб централизованного отопления.

Плохо соединенные стыки трубопроводов, которые так же присутствуют в системах централизованного отопления, дают не только утечку воды. Через них в систему засасывается воздух.

Причины попадания воздуха в трубы:

  • Окончание проведения ремонта системы (сборка, прочистка, продув, прокачка, разборка трубопровода);
  • Неправильный монтаж новой системы отопления;
  • Неисправность воздухозаборных систем;
  • Пониженное давление в водопроводных трубах;
  • Подключение системы водяного «теплого пола», трубы которого располагаются на разной высоте;
  • Неправильное наполнение отопительной системы.

Последний фактор чаще всего становится причиной попадания воздуха в зацикленную систему. Существуют специальные правила, согласно которых необходимо сливать и заливать воду в трубы, но, иногда, недобросовестные работники их не соблюдают, и в трубах образуются пустоты.

Рассмотрим, как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Если холодные биметаллические радиаторы наблюдаются в домах, то обязательно нужно убрать воздух с отопительной системы. Данную операцию можно осуществить различными способами.

Выбираемый метод зависит от способа циркуляции теплоносителя. Он может быть: естественным, или принудительным.

  • В системе с естественной циркуляцией водоснабжения, появившуюся воздушную пробку, возможно удалить с помощью расширительного бака, который находится наверху.
  • При нижней разводке развоздушивание обычно производят способом, схожим с удалением воздуха в системах, при циркуляционном насосе;
  • Стравить или продуть воздух из системы отопления с естественной циркуляцией вы можете, воспользовавшись расширительным баком;
  • Отопительные системы с применением насоса, в самой высокой точке специально устанавливают воздухосборник, предусмотренный для спуска или сброса скопившегося воздуха.

В последнем случае подающий трубопровод необходимо монтировать грамотно. В этом случае поднимающиеся по стояку скопления воздуха, удаляются через специальный кран-автоспускник. Во всех методах обратный трубопровод нужно прокладывать с уклоном по направлению слива воды. Так, при необходимости ремонта отопления, избавиться от воды можно наиболее быстро.

Воздухоспускной кран Маевского: как спустить воздух из отопительной системы

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Сам по себе спускник Маевского небольшой, и его производительность относительно маленькая. В виду этого, его установка применяется только для устранения небольших воздушных пробок в отдельной отопительной системе. В водопроводе данный кран-сбросник практически не применяют.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.

Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

Более подробно о принципе действия и сферах применения крана Маевского вы узнаете в нашем материале:

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Как выпустить воздух из батареи

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Чтобы вода беспрепятственно циркулировала по системе, необходимо вывести этот воздух и тщательно прокачать систему.

Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан крана Маевского, и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов. В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух. Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в алюминиевых радиаторах. Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Завоздушивание системы отопления: причины образования пробок

Вопрос удаления образовавшихся воздушных пробок из системы отопления на данный момент очень актуален, так как практически все сталкиваются с данной проблемой, по крайней мере, раз в жизни. При отсутствии кранов Маевского в радиаторах отопления, иногда спускать воздух могут при помощи метода вывинчивания заглушки на радиаторе, в котором скопился воздух. Данный способ вытравить воздух очень опасен, так как в случае неосторожного, или очень сильного отвинчивания заглушки может произойти ее срыв. Это повлечет за собой потоп в помещении. А так, как отопительная система обеспечивается большим давлением в системе, то устранение неполадки может затянуться надолго, и пострадает не одна квартира, а несколько. И выкаченный воздух не поможет вам избавиться от проблем.

В основном, звоздушивание системы – это следствие допущенных ошибок в проектировании отопления, или в последствии проведения частичной ее замены.

Нередко, нарушение работы системы центрального общего отопления имеет и другое происхождение. Иногда отопительные радиаторы могут заполняться воздушными пробками по причине физического износа элементов отопительной системы.

Что нужно для того, чтобы в системе не скапливались воздушные пробки:

  1. Необходимо убедиться, что отопительная система находится в нормальном, исправном техническом состоянии, и способна пропускать воду;
  2. Уточните, когда именно производилась замена системы отопления на вашем участке, возможно, требуется капитальный ремонт теплотрассы;
  3. Запуск центральной системы отопления жилого дома может производиться только специалистами, и в соответствии с правилами установки.
  4. При монтаже индивидуального отопления обязательно необходимо соблюдать общие требования для данной типовой схемы отопления.
  5. При заполнении воды в систему, необходимо одновременно постепенно удалять с нее воздух.
  6. Для своевременного удаления воздуха из системы, в верхней ее точке, или на верху полотенцесушителя, рекомендуется установить автоматический воздухоотводчик.

Нюансы эксплуатации зависят от типов и особенностей индивидуальной системы отопления. Обычно при правильном проектировании и грамотном монтаже системы, вода циркулирует правильно, и не завоздушивается.

Учимся, как развоздушить систему отопления: восстановление работы теплоносителя

Способы выведения воздуха из системы зависят от того, как именно циркулирует в ней теплоноситель. В случае, когда вода по трубам течет естественным путем, то воздушная пробка удаляется через расширительный бак, расположенный в верхней точке системы. При, так называемой, верхней разводке, трубопровод, который подает воду, подходит к расширителю под определенным углом. В случае, когда разводка нижняя, то скопившийся воздух спускают аналогично с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции воды, в системе предусматривается воздухосборник, расположенный обычно в верхней части, и отвечающий за сброс воздушного давления. Трубопровод подающий расположен с подъемом в направлении движения воды, а воздух в ней скапливается в воздухоприемниках и должен удаляться через специальные воздушники.

Если же система является закрытой, то данные воздухоприемники заменяют на автоматические воздухоотводчики, которые устанавливаются в нескольких местах отопительной системы. Через них сбрасывают воздух отдельно.

Как правильно развоздушить всю систему отопления:

  1. Определить место, где предположительно собрался воздух. Определить это можно по шуму в трубах и радиаторах. Завоздушенные места более холодные.
  1. Найти точку расположенная выше по движению теплоносителя, в которой имеется наличие воздухоотводчиков Маевского, через которые можно выпустить воздух.
  2. Включить подпитку всей системы и выпустить воздух.

Это универсальный, стандартный набор действий, позволяющий не задумываться, о том, как устранить завоздушивание всей системы отопления, а почистить трубы от воздуха индивидуально.

Как спустить воздух из радиатора отопления (видео)

Чтобы повысить температуру воздуха в помещении зимой, мы прибегаем к самым различным методам. Даже греем . Хотя иногда вопрос решается простым развоздушиванием системы отопления.

Теплоноситель обеспечивает нас теплом в течение холодного периода года. Однако часто возникают ситуации, при которых батарея не прогревается полностью. Возникают они по причине скопления воздуха в дальней части радиатора, который препятствует заполнению радиатора горячей водой. Следовательно, его нужно каким-то образом удалить. Для этой цели применяется кран Маевского, принцип работы которого основан на стравливании воздушных пробок при ослаблении запорного конусного клапана.

Устанавливается кран Маевского в верхней точке радиатора отопления. Управляться он может автоматически или вручную. При открывании вентиля всего на половину оборота, находящийся в системе воздух выходит из нее наружу, освобождая место для теплоносителя. Используется данное устройство на любых видах радиаторов, в том числе старого образца.

Воздушные пробки внутри системы отопления появляются неизбежно в следующих случаях:

  • когда проводится монтаж новой отопительной системы;
  • в случае ремонта системы и удалении из нее воды;
  • при установке новых радиаторов;
  • при подсосе воздуха в систему в процессе ее работы;
  • когда происходит постепенное выделение пузырьков воздуха из воды, что является естественным физическим явлением;
  • при наличии коррозийных процессов, которые сопровождаются выделением некоторого количества воздуха. Особенно подвержены таким процессам в городских квартирах алюминиевые батареи отопления.

Устройство и работа крана Маевского

Классический кран Маевского изготавливается из латунных сплавов, отличающихся стойкостью к образованию коррозии. Он представляет собой корпус, внутри которого находится конусный игольчатый клапан. Управляется данный клапан Маевского запорным винтом, регулируемым снаружи. Находясь в закрытом положении, клапан способен надежно удерживать теплоноситель внутри радиатора. При повороте винта в сторону открывается проходное отверстие крана, освобождая находящийся внутри отопительного прибора воздух.

Снаружи металлического корпуса часто имеется белый пластиковый кожух, придающий крану более благородный и современный вид. Устройство изделия может различаться в отдельных его модификациях, но принцип работы крана Маевского всегда остается неизменным. Устройства различаются диаметрами наружной резьбы , благодаря чему удается без проблем подобрать подходящий вариант для любого радиатора. Бывают краны с резьбой 1 дюйм, ¾ или ½ дюйма.

Для управления регулировочным винтом используется ключ для крана Маевского или обычная отвертка. Четырехгранный ключ удобен тем, что занимает мало места, позволяя управлять регулировочным винтом даже в случае нахождения радиатора в труднодоступном месте.

В некоторых случаях работой крана можно управлять и вовсе без использования инструментов. Для этого достаточно рукой повернуть вентиль, обеспечив начало стравливания воздуха.

Разновидности

Существует три разновидности воздухоотводчиков, различающихся между собой принципом действия и конструкцией:

1. Ручной кран Маевского . Это простейшее приспособление, которое управляется в ручном режиме. При обнаружении неравномерности прогрева радиатора кран можно открыть ключом или любой отверткой, а затем, по мере выхода из радиатора воздуха, завернуть кран в обратном направлении.

2. Автоматический кран . Отличием автоматического крана является отсутствие ручного управления его работой. Его конструкция и принцип работы несколько отличаются от функционирования ручного крана. Изготовлен автоматический кран из латуни в виде цилиндра, но игольчатого клапана в его конструкции не предусмотрено. Вместо него используется поплавок из пластика. Как работает кран Маевского с автоматическим управлением? Пластиковый поплавок, в зависимости от наличия в системе воздуха, перемещается внутри крана и управляет открытием и закрытием затворника. Все происходит без вмешательства людей.

Принцип действия автоматического крана Маевского фото выше демонстрирует визуально.

Все автоматические краны имеют возможность ручного управления, чем можно воспользоваться, когда происходит засорение проходного отверстия.

3. Кран со встроенным предохранительным устройством . У такой разновидности крана Маевского принцип его работы несколько отличается от привычного стравливания воздуха. Предохранительный клапан способен контролировать давление теплоносителя в системе. Если давление теплоносителя превысит предельное значение, достигнув 15 атмосфер, клапан сработает и начнет принудительно стравливать теплоноситель из отопительной системы. Тем самым предотвращается повреждение отдельных элементов системы в случае .

Особенно актуальна установка воздухоотводчиков с предохранительными клапанами в системах отопления из полипропиленовых и металлопластиковых труб, которые могут не выдержать повышенного давления.

Особенности выбора

При выборе модели устройства, следует учитывать некоторые особенности радиаторов:


Как установить кран Маевского

Установка крана выполняется непременно в верхней части радиаторного устройства со стороны, противоположной поступлению теплоносителя, так как именно в этом месте собирается воздух. Следует учитывать особенности каждой системы. Если в доме смонтирована вертикальная отопительная система, то краны Маевского устанавливаются на радиаторах верхнего этажа. Кроме того, воздухоотводчики устанавливаются на все приборы отопления, которые подводятся к стояку ниже верхней оси подключения.

При использовании горизонтальной системы краны монтируются на все без исключения отопительные приборы, на которых возможно их подключение.

Если установка крана Маевского осуществляется на напольный радиатор, расположенный горизонтально и параллельно поверхности пола, то его размещают в верхней части самой высокой точки радиатора. Регулировочный винт направляется вверх.

Во многих ванных комнатах имеются полотенцесушители, которые нагреваются благодаря циркулирующему внутри них теплоносителю. На таких приборах устанавливается кран Маевского для полотенцесушителя. Монтаж имеет некоторые особенности. Если полотенцесушитель имеет нижнее подключение, то для него уже предусмотрено место для вкручивания крана. А вот для модели, имеющие боковое подключение, необходимо дорабатывать. В подводящую трубу врезается тройник, в который вкручивается кран. Отверстие для выхода воздуха должно быть направлено в сторону от стены. Некоторые модели полотенцесушителей желательно оборудовать даже двумя воздухоотводчиками.

Порядок установки крана на радиатор

1. Перед началом установки крана необходимо слить из системы воду.

2. Выкрутить заглушку, находящуюся в верхней части радиатора.

3. Вкрутить на место заглушки кран. В стандартной комплектации крана предусмотрена резиновая прокладка, обеспечивающая герметичность его установки. Для более надежной герметизации рекомендуется накрутить на резьбу крана ФУМ-ленту или промасленные льняные волокна.

Если производится установка крана на старую чугунную батарею , не имеющую отверстия, то выполняется следующая доработка. В чугунной заглушке просверливается отверстие, имеющее немного меньший диаметр, чем у крановой резьбы. Производится нарезка резьбы внутри чугунной заглушки. После этого выполняется примерка и вкручивание крана-воздухоотводчика.

Особенности эксплуатации

Рассмотрим, как пользоваться краном Маевского. Для этого желательно подставить под батарею какую-то емкость и запастись сухой тряпкой. При помощи ключа или отвертки запорный винт проворачивается против часовой стрелки на четверть или половину оборота. Из системы с шипением начнет выходить воздух. Когда он выйдет полностью, из крана потечет вода. Необходимо дождаться, пока вода начнет поступать непрерывно. После этого запорный винт можно закручивать.


Если воздух успешно был стравлен, а батарея так и осталась холодной, то это является признаком ее засорения. Для прочистки засоренной батареи придется прибегнуть к помощи сантехников.

Совет: Если отопительная система имеет в своем составе насосы, осуществляющие принудительную циркуляцию теплоносителя, их необходимо отключить минут за 10 до стравливания воздуха. При включенных насосах воздух не будет накапливаться в верхней точке радиатора, а будет разноситься по системе потоком воды.

В случае, если отверстие крана засорилось, его можно прочистить при помощи иголки или другого острого предмета.

Если кран долго не использовался, вращение регулировочного винта может быть затруднено из-за образования на нем коррозии. Если возникла такая ситуация, воспользуйтесь спреем-смазкой WD-40. Уже через несколько минут после нанесения ее на резьбу винта, его можно будет легко открутить. По окончании отопительного сезона желательно смазать регулировочный винт силиконовой смазкой. В этом случае резьба не будет разрушаться от воздействия на нее теплоносителя.

При необходимости замены крана Маевского воспользуйтесь двумя разводными ключами. Одним ключом необходимо придерживать пробку на радиаторе, а вторым — выкручивать кран. Если этого не сделать, то выкручивание крана может ослабить пробку и привести к потере ее герметичности.

Мы разобрали, как спустить воздух краном Маевского из системы самостоятельно и как эксплуатировать устройство с автоматическим управлением. Если обеспечить необходимый уход данному устройству, своевременно его проверять и прочищать, прибор прослужит длительный срок, не доставляя никаких проблем своим владельцам.

Цена на кран Маевского зависит от его типа, материала изготовления, диаметра, и начинается от 30 рублей.

Вы когда-нибудь замечали, что ваша батарея остается полностью или частично холодной или из нее идут булькающие звуки?

Многие владельцы квартир сталкивались с таким явлением как воздушная пробка, которая возникает в системе отопления.

Это серьезное препятствие нарушает бесперебойную работу радиаторов и уменьшает эффективность отопления.

Образовавшиеся пробки ухудшают циркуляцию теплоносителя, что, в свою очередь, ускоряет коррозию трубопровода.

Для того, чтобы пузырьки воздуха не скапливались в отопительной системе, ее трубы монтируются с небольшим уклоном, обеспечивающим свободное восходящее движение воздушных пузырьков. Кроме того, в отопительных система закрытого типа имеются воздухосборники, а в системах с естественной циркуляцией устанавливают открытые расширительные баки.

Даже идеально спроектированная и выполненная система центрального отопления нуждается в периодическом стравливании воздуха. Как это осуществить, когда проблема назрела, рассмотрим в нашей статье.

Разделы статьи

Причины появления воздуха в системе

На пороге зима, близится начало отопительного сезона… Наконец-то настал долгожданный день, когда в доме станет тепло и комфортно, но, к сожалению, в комнатах по-прежнему прохладно: батареи внизу горячие, в верхней части – совершенно холодные.

Виной всему воздушная пробка в системе отопления.

Причин ее появления может быть несколько:

  1. в воде есть растворенный воздух – в процессе нагревания воды воздух начинает выделяться в виде пузырьков. Они поднимаются в верхние части трубопроводов, скапливаясь там, тем самым создавая воздушные пробки;
  2. завоздушивание возникает во время ремонта трубопроводов и последующей сборке;
  3. неправильное наполнение – систему необходимо наполнять медленно, удаляя одновременно воздух из распределителей, радиаторов. Нужно действовать по следующему принципу: чем более обширная и разветвленная система, тем медленнее ее следует наполнять;
  4. неудовлетворительная герметичность – не очень большие изъяны системы трудно заметить, к примеру, течь на соединительном стыке малозаметная, поскольку горячая вода быстро испаряется. Вот именно через такие неплотности воздух засасывается в систему отопления.

Источник: stroy-aqua.com

Как определить места завоздушивания?

Как известно, при воздушных «пробках» в системе отопления могут появляться посторонние звуки (к примеру, бульканье в трубопроводе, перетекание воды).

Место образования пробки можно определить, легонько простучав трубы и обогревательные приборы. Там, где звук удара получается наиболее звонким , и образовалась воздушная «пробка».

Способы удаления воздуха из систем водяного отопления

Поскольку отопление может быть как с естественной, так и с принудительной циркуляцией теплоносителя, то и воздух в системе отопления может быть стравлен разными способами.

Для систем с естественной циркуляцией (рассматривается верхняя разводка труб) воздушная пробка может удаляться через расширительный бак, который должен находиться в самой верхней точке относительно всей системы.

Подающий трубопровод следует прокладывать с подъемом к баку. Если же разводка нижняя – следует предусмотреть удаление воздуха так же, как в системе отопления с циркуляционным насосом.

Для систем с принудительной циркуляцией следует предусмотреть воздухосборник – в самой высшей точке, который будет отвечать за спуск воздуха.

Подающий трубопровод в этом случае прокладывается с подъемом по направлению движения теплоносителя, а пузырьки воздуха, поднимаясь по стояку, удаляются из системы отопления через воздушные краны, которые должны быть установлены в самой верхней точке.

В любом случае, обратные трубопроводы следует прокладывать с определенным уклоном – в сторону слива воды, чтобы ускорить опорожнение труб во время ремонтных работ.

В системах отопления закрытого типа предусматриваются автоматические воздухоотводчики – их устанавливают в нескольких точках по линии трубопроводов, сброс воздуха из которых производится отдельно.

Если монтаж системы отопления и прокладка труб под требуемым уклоном произведены правильно, то стравливание через «воздушники» будет простым и не влекущим за собой какие-либо проблемы.

Хотелось бы отметить, что удаление воздуха из труб сопровождается увеличением расхода теплоносителя и повышением давления в них. В случае завоздушивания отопительных батарей может иметь место плохая герметичность трубопроводов отопления либо неравномерный перепад температур.

Очень часто в жилых домах, оборудованных автономным котлом с открытой системой отопления, сброс воды может осуществляться непосредственно через расширительный бак: после опорожнения желательно прождать не менее получаса и только затем открывать «воздушник» на баке - воздух самостоятельно выйдет весь при повышении температуры воды в системе.

Где устанавливаются воздухоотводчики?

Основными («критическими») точками установки воздухоотводчиков являются:

  • Перегибы в системе трубопроводов («колено», поворот»).
  • Наивысшие отметки расположения трубопроводов.

Разновидности воздухоотводчиков

Воздухоотводчики могут быть ручными и автоматическими.

Ручные

Сюда относится кран Маевского, имеющий небольшой размер. Место его установки – на торце обогревательного прибора. Регулировка крана Маевского происходит достаточно просто – вручную, ключом либо отверткой.

Поскольку габариты крана небольшие, то и производительность его низка, поэтому такой «воздушник» можно применять лишь для местного удаления воздушных «пробок».

Источник: ultra-term.ru

Автоматические

Эти модели, как правило, не нуждаются в человеческом присутствии. Автоматический воздухоотводчик состоит из:

  • корпуса;
  • поплавка;
  • коромысла;
  • золотника.

Его принцип работы основан на вытеснении газа при поступлении его в камеру прибора.

Поплавковый механизм перемещается в камере. Если воздуха в системе нет, то он расположен в крайней верхней точке. Золотник соединяется с поплавком при помощи коромысла. Золотник перекрывает воздушный штуцер, пока в систему не попадет воздух. Фиксация золотника происходит под действием пружины.

Автоматический воздухоотводчик с клапаном монтируется вертикально . Воздушный штуцер при этом должен быть направлен вверх. Как правило, воздухоотводчик устанавливается в самой верхней точке любой системы, так как газ (воздух) легче воды и поднимается вверх.

Монтируется устройство просто. Для этого вам понадобится рожковый ключ. При его помощи воздухоотводчик вкручивается в резьбовой разъем с использованием средств герметизации. Нужно производить закручивание непосредственно за шестигранник на корпусе отводчика, в противном случае можно повредить устройство.

Во время установки автоматического воздухоотводчика воздушный клапан закрывается колпачком во избежание повреждений.

Чтобы в дальнейшем было удобно эксплуатировать прибор, его рекомендуют устанавливать после запорного клапана. В этом случае деинсталлировать воздухоотводчик можно, не сливая жидкость из системы.

Источник: flamcorus.ru

Как выпустить воздух из радиатора отопления с помощью крана Маевского?

При стравливании воздуха из радиатора необходимо одной рукой откручивать клапан, а другой придерживать тряпку, чтобы вода не попала на пол. Сначала пойдёт шипение, а когда появится вода в виде небольшой струйки или капель, в зависимости от давления в системе, нужно закрутить клапан обратно.

Не нужно бояться, что у вас затопит всю квартиру, так как отверстие в кране совсем маленькое.

Выкручивать клапан в большинстве случаев достаточно на один оборот , больше не нужно, так как поток воздуха и воды ограничен отверстием самого крана. А если вы выкрутите его совсем, то есть вероятность что обратно вы его с трудом вкрутите из-за большого давления воды. То есть принцип работы крана Маевского достаточно простой.

Автоматические краны Маевского лучше не ставить на старые чугунные радиаторы при использовании центральной системы отопления, так как вода в ней чаще всего грязная и при отверстии крана всего в 2 мм придется часто его снимать и прочищать швейной иглой или булавкой для нормального его функционирования.

Краны Маевского чаще всего устанавливаются либо на верхних частях радиаторов отопления, проще говоря, батарей, напротив верхнего присоединения трубы или термостата, так как воздух всегда стремится в самую верхнюю точку, либо на полотенцесушителе.

Устанавливается кран Маевского посредством его вкручивания в пробку радиатора. Необходимо лишь подобрать нужный размер резьбы 1 дюйм, ¾ дюйма или ½ дюйма. При отсутствии отверстия под кран пробку необходимо заменить.

Приобретайте краны с резиновой или силиконовой прокладкой, но для лучшей надежности можно также применить льняную подмотку или специальную ленту для уплотнения резьбового соединения.

При установке или замене крана необходимо придерживать ключом саму пробку, так как нужно помнить, что на всех заглушках и пробках радиаторов применяют левую резьбу.

Вследствие этого, вкручивая воздухоотводчик, вы ослабляете пробку радиатора отопления и, наоборот, при выкручивании воздухоотводчика происходит затягивание пробки.

Источник: eurosantehnik.ru

Проблемы алюминиевых радиаторов

Алюминий даже самых качественных приборов отопления может вступать в реакцию с теплоносителем с последующим выделением водорода. Интенсивность этого процесса зависит от качества теплоносителя (его уровня рН), температуры нагрева, а также от присутствия в системе отопления отдельных частей и элементов, изготовленных из стали, являющейся причиной возникновения процесса электрохимической коррозии алюминия.

Для защиты от коррозии металл изнутри покрывается слоем защитной пленки, действие которой со временем ослабевает, а затем полностью прекращается. Это значит, что при установке алюминиевых радиаторов процесс выделения водорода, способного также образовывать воздушные пробки и блокировать движение теплоносителя, неизбежен.

Все дело во времени: появление водорода может начаться буквально с первых дней работы прибора отопления, а может «запоздать» на несколько лет, а то и десятилетий.

Опасность алюминиевых радиаторов еще и в том, что процесс выделения водорода может идти с высокой скоростью, при которой газ не успевает подняться вверх и образует зоны высокого давления, способные полностью вывести из строя отопительную систему.

Трубы и радиаторы лопаются и восстановлению не подлежат.

Для удаления воздушных пробок из однотрубных отопительных систем, а также из систем отопления с алюминиевыми радиаторами, используются воздухоотводчики различной конструкции, устанавливают которые в места наиболее вероятного образования воздушных пробок.

Как спустить воздух из радиатора отопления? Каждый год этим вопросом задаются замерзающие владельцы квартир и частных домов. Проблема холодных и шумных батарей типична для начала отопительного сезона, причем казусы происходят даже с идеально смонтированными системами. Рассказываем, как устранить неприятность и провести профилактику завоздушивания.

Признаки скопления воздуха в радиаторах

Выявить завоздушенные батареи довольно просто. О скоплении газа говорят следующие симптомы:

  • явное снижение теплоотдачи (стояки горячие, а радиаторы не прогреваются);
  • треск, шум, журчание в системе;
  • снижение давления в трубах;
  • увеличение расхода топлива (при индивидуальном отоплении);
  • протечка теплоносителя;
  • прекращение движения жидкости в системе (при естественной циркуляции).

Воздух в радиаторе отопления грозит не только понижением температуры в помещении, но и более серьезными проблемами. Стальные батареи окисляются, покрываются ржавчиной и выходят из строя. Трубы и узкие места заиливаются и требуют промывки или замены.

Воздушная пробка – частая причина охлаждения радиаторов

Завоздушенность системы отопления может привести к поломке циркуляционного насоса. При нормальных условиях подшипники скольжения постоянно находятся в водной среде. При образовании газовых пробок они подвергаются «сухому трению», которое провоцирует выделение большого количества тепла. Излишний нагрев способен повредить скользящие кольца и вывести вал из строя.

Причины завоздушивания отопительной системы

Прежде чем разбираться, как удалить воздушную пробку из системы отопления, стоит определить причину ее образования. К самым распространенным факторам относятся:

  • проведение монтажных либо ремонтных работ;
  • некорректное направление либо угол уклона магистрали;
  • низкое давление, в результате которого пустоты заполняются воздухом;
  • естественное газообразование при сильном нагревании воды;
  • неправильное заполнение системы после монтажа или простоя;
  • нарушение герметичности стыков;
  • подключение системы водяного «теплого пола», расположенного ниже уровня радиаторов;
  • внутренняя коррозия труб;
  • слишком высокая скорость теплоносителя;
  • неисправность воздухозаборных устройств.

Важно! В алюминиевых радиаторах, установленных в многоэтажных домах, воздушные пробки встречаются чаще. Материал вступает в химическую реакцию с теплоносителем, в результате чего образуется много газов. В этом случае батареи лучше заменить на биметаллические, стальные либо чугунные. Временной мерой может стать монтаж автоматических воздухоотводчиков.

Кран Маевского входит в монтажные комплекты для радиаторов

Виды воздухоотводчиков

Для контроля загазованности радиаторов в квартирах и частных домах используются ручные либо автоматические клапаны сброса воздуха из системы отопления. Остановимся на каждом из них подробно.

Игольчатый радиаторный воздушный клапан состоит из корпуса и винта конической формы. Все детали плотно пригнаны друг к другу, что исключает протекание теплоносителя. Воздух из радиатора отопления стравливается через небольшое отверстие в боковой зоне. Кран Маевского можно открыть специальным ключом (идет в комплекте) либо отверткой. Некоторые модели откручиваются вручную.

В современных биметаллических, стальных и алюминиевых радиаторах предусмотрены отверстия для монтажа клапанов. Краны Маевского устанавливаются так, чтобы воздухоотводная трубочка находилась на противоположной от стены стороне и смотрела вниз.

Удаление воздуха при помощи крана Маевского

Важно! В системе с чугунными радиаторами целесообразно использовать автоматические воздухоотводчики, которые соответствуют особенностям материала.

Чтобы выпустить воздух из батареи отопления, соблюдайте следующую последовательность:

  • Подготовьте ключ (отвертку), емкость для воды и сухую тряпку.
  • Если в системе есть насос, отключите его на время проведения работы.
  • Подставьте емкость под кран и осторожно поверните его против часовой стрелки.
  • Из радиатора начнет выходить поток воздуха, он может быть смешан с грязью или ржавчиной.
  • Дождитесь, пока из отверстия не потечет вода, и перекройте кран.

Важно! Если качество теплоносителя оставляет желать лучшего, рекомендуется установить дополнительные отсекающие клапаны. Они монтируются до крана Маевского и защищают его от засоров.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздушный клапан для отопления самостоятельно выпускает скопившийся в радиаторе газ. Воздухоотводчик состоит из латунного корпуса, поплавка, шарнирного рычага и собственно клапана. От утечки воды оберегает запорный колпачок, от внешних загрязнений – подпружинная защита.

Система работает следующим образом:

  • В отсутствие воздуха поплавок фиксирует выпускной клапан в закрытом состоянии.
  • По мере скопления газа поплавок опускается, открывая клапан.
  • Воздух покидает камеру, и система возвращается к исходному виду.

Важно! Автоматические модели оснащены разъемами для восьмигранного ключа или отвертки. Эти формы позволяют открыть клапан в ручном режиме, если автоматика выйдет из строя.

Сепаратор воздуха

Сепараторы – сложные устройства, предназначенные для автономных отопительных систем. Принцип их действия заключается в заборе воздуха из воды, конвертации его в пузыри и последующем удалении. Чаще всего аппарат комбинируется с сепаратором шлама, улавливающим примеси грязи, ржавчины и песка.

Конструктивно система представляет металлический цилиндр с воздухоотводом вверху и вентилем для сброса шлама внизу. Внутри конструкции установлена металлическая сетка, создающая вихревые потоки. При прохождении сквозь трубку в теплоносителе образуются пузырьки, которые поднимаются вверх и выходят через воздухоотвод. Осевшую грязь удаляют через нижний сливной кран.

Устройство сепаратора воздуха и шлама

Удаление воздушной пробки в частном доме

Выгнать воздушную пробку из автономной системы отопления немного сложнее:

  • Определите ее локализацию. На проблемное место указывают журчащие шумы и холодные участки магистрали.
  • Продвиньтесь вверх по трубе до ближайшего клапана.
  • Приоткройте кран подпитки и постепенно стравите воздух.

Если стандартный способ не помогает, можно поднять давление и температуру теплоносителя. В большинстве случаев пробка сдвигается, и ее получается выпустить через разъемное соединение. Работать в таких условиях нужно аккуратно – велик риск обжечься горячей водой или паром.

Важно! Если в системе не предусмотрены разъемные стыки, придется сливать воду или ее часть и вновь заполнять магистраль.

Водяной пол, запитанный от радиатора, может привести к завоздушиванию всей системы

Система с естественной циркуляцией

При верхней разводке труб воздух из системы отопления можно удалить через расширительный бачок:

  • Присоедините к патрубку перелива длинный шланг и выведите его на улицу.
  • Отключите группу безопасности котла (если она есть).
  • Откройте кран подпитки примерно на 1/3 – напор должен быть небольшим.
  • Дождитесь, пока из шланга потечет вода, и перекройте подпиточный кран.
  • Обойдите все радиаторы и спустите из них воздух с помощью кранов Маевского.
  • Медленно откройте арматуру, отсекающую котел. Автоматически клапан группы безопасности будет издавать шипящий звук в процессе заполнения котла.
  • Добавьте в систему воду – уровень в баке должен составлять 2/3 от общего объема.
  • Включите котел и проверьте степень прогрева радиаторов.
  • При необходимости повторите развоздушивание батарей.
  • Наблюдайте за работой отопления и уровнем воды в расширительном бачке в течение недели.

Важно! Если открыть кран подпитки на полную мощность, высокое водопроводное давление принесет много растворенного кислорода. Это только усилит завоздушивание системы отопления.

Система с принудительной циркуляцией

Чтобы убрать воздушную пробку из системы отопления с нижней разводкой или принудительной циркуляцией, потребуется два человека. Один будет заполнять трубопровод и следить за показаниями манометра, второй – сбрасывать воздух из радиаторов, когда давление поднимется до 2 Бар. По достижении этой отметки подачу воды необходимо прекратить. При стравливании воздуха через краны Маевского давление в системе будет падать, в эти моменты нужно открывать водопроводный кран.

Важно! В закрытой отопительной системе роль автоматического воздухоотводчика выполняет мембрана расширительного бака. Под давлением газовая пробка выходит в атмосферу, а ее место занимает теплоноситель.

Следите за давлением в автономной системе отопления

Профилактика завоздушивания

Развоздушивание системы отопления – крайний метод. Чтобы он не вошел в привычку, необходимо принимать профилактические меры:

  • Спускайте воздух во время заполнения/дозаправки магистрали.
  • Во время отопительного сезона регулярно проверяйте давление в трубах.
  • Несколько раз в год тщательно осматривайте радиаторы и трубопроводы на предмет протечек.
  • Контролируйте расход топлива и потребление теплоносителя.
  • Не проводите ремонт самостоятельно, если не обладаете необходимыми навыками.

Основной причиной появления воздуха в радиаторах служат ошибки на этапе проектирования автономной системы. При разработке плана необходимо разработать многоступенчатую схему, включающую:

  • автоматический клапан на котле;
  • воздухоотвод на каждом коллекторе и стояке;
  • кран Маевского на каждом радиаторе.

Чтобы не решать в экстренном порядке вопрос с завоздушенными батареями, стоит «на берегу» позаботиться о правильном монтаже отопления, установке автоматических или ручных клапанов и регулярном обслуживании системы. Теплой вам зимы!

Видео: как стравить воздух из автономной системы, не сливая воду

Причиной низкой эффективности системы отопления часто оказывается воздух, который скапливается в трубах и батареях. Чтобы устранить неполадки, необходимо спустить лишний воздух из батарей.

Обычно для этого используется кран Маевского , но если его нет, применяют другие способы.

Причины завоздушенности в радиаторе

  • Высокая температура теплоносителя — горячая вода выделяет воздух, который перемещается в верхние части составляющих контура;
  • неправильный монтаж ;
  • некорректный запуск системы ;
  • недостаточное давление ;
  • изношенность, слабость уплотнений ;
  • плохая проводимость воды (засорения в трубах);
  • плохо проведённый ремонт или профилактика (это актуально в квартирах);
  • изношенность труб и радиаторов, ржавчина ;
  • отсутствие воздухоотвода в системе , неправильно установленные или неисправные воздухоотводчики.

Проведение ремонтных работ

Обнаружив признаки наличия воздуха в системе отопления, не стоит сразу приниматься избавляться от него. Сначала проверяют контур на целостность и герметичность. Ведь если имеются протечки, проблемы будут продолжаться.

Утечка теплоносителя

Утечка теплоносителя — потери жидкости, которые происходят из-за неплотных соединений и повреждений контура.

Фото 1. Протечка в трубе отопительной системы. Подобная неполадка может стать причиной плохой работы конструкции отопления.

Возможные места утечек и способы устранения:

  1. Участки труб. Для прекращения течи используются хомуты, холодная сварка. Если труба пластиковая, заменяется весь отрезок.
  2. Места стыков частей системы — уплотняются. Используется сварка.
  3. Неплотное соединение секций радиатора. Придётся снимать батарею и затягивать соединения (на алюминиевой). Чугунные радиаторы проклеивают тканью с эпоксидной смолой.

Это трудоёмкая часть работы по подготовке системы к отопительному сезону. Но сделать это необходимо, иначе можно остаться без тепла зимой.

Постоянная потеря теплоносителя приведёт к нестабильной работе системы.

Особенность системы тёплых полов

Наличие тёплого пола усложняет систему, воздух в петлях пола выгнать непросто.

Пробки воздуха появляются по причине:

  • уменьшения давления ;
  • сильного нагрева теплоносителя;
  • образования протечки ;
  • нарушения герметичности соединений;
  • ошибок, сделанных при монтаже (неровная поверхность, уклон трубы, ошибки в организации коллектора);
  • неграмотного первого запуска системы.

Чтобы система правильно запустилась, воздух из неё стравливают до включения котла и нагрева теплоносителя.

Если тёплый пол — основное средство получения комфортной температуры, то воздух в нём допускать нельзя.

Внимание! Обычная система работает, даже если там находится воздух. КПД понизится , но тепло все равно будет поступать. Когда в контуре появился воздух, то пол перестанет греть — причиной тому служат сложная укладка и малый диаметр трубопровода.

Выгонка воздуха из контура пола — длительный процесс:

  1. На коллекторе включается только один контур.
  2. Нагнетается давление выше рабочего (на 15—20% ).
  3. Запускается циркуляционный насос на малых оборотах. Для заполнения контура отводится некоторое время, чтобы теплоноситель вытеснил воздух. Затем активизируется следующий контур, так один за другим медленно заполняются все ветки, идущие через коллектор.
  4. Процесс длится нескольких дней. Его повторяют, пока не выйдет весь воздух.
  5. Это проделывается с холодным теплоносителем , нагрев включается только по достижении уверенности, что воздух полностью вышел.

Справка. При установке системы полезно подумать об оснащении напольного контура сепаратором — устройством для автоматического вывода воздуха из труб.

Вам также будет интересно:

Частота обновления теплоносителя

Жидкость — важная составляющая отопления, которую требуется правильно эксплуатировать.

Периодическая замена необходима, но не стоит этим злоупотреблять. Оптимальный срок годности жидкости в трубах — 12 месяцев при условии обязательного слива системы.

Синтетические теплоносители: пропиленгликоль, этиленгликоль остаются в системе до 7—8 лет.

Фото 2. Канистра с синтетическим теплоносителем для отопительной системы. Данное вещество служит дольше, чем обычная вода.

Концентрация синтетических соединений в составе жидкости удлиняет срок годности теплоносителя. Но если нет необходимости использовать антифриз , то можно обойтись простой водой.

Время замены подскажут фильтры грубой очистки: если они не нуждаются в промывке и замене, то вода в системе также пригодна, менять её не нужно.

Это важно, потому что каждая свежая порция жидкости — свежий набор солей и примесей, кислорода, который с новыми силами вступает в реакцию с внутренними поверхностями, оседая на них наслоениями, постепенно снижающими эффективность системы.

Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость , без примесей и активных веществ. То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы.

Если радиаторы засорились, то снимать их для очистки можно, не сливая, достаточно просто перекрыть вентили.

Пуск системы

Чрезмерное количество воздуха возникает при заливе теплоносителя в систему .

Чтобы изначально правильно запустить систему, теплоносителем её заполняют по определённому алгоритму.

Вода подаётся снизу вверх, при этом закрытыми должны быть только краны для слива жидкости .

Остальные клапаны остаются открытыми, пока из них не начинает идти вода. Так, постепенно закрывая каждый кран, систему заполняют и готовят к запуску.

После заполнения всего контура запускается принудительная циркуляция (насос) .

Как спустить воздух из батареи, если нет крана Маевского

Если радиатор не оснащён устройствами для спуска воздуха, избавляться от завоздушенности придётся более трудоёмким способом .

Для этих целей служит заглушка, уплотнённая паклей . Конструкция обычно покрыта краской в несколько слоёв. Такой вариант чаще встречается в старых домах с чугунными радиаторами.

Если слышны и ощутимы признаки завоздушенности (шумы и холодные батареи ), то действовать придётся по схеме, проверенной временем.

Для сохранения имущества и здоровья нужно позаботиться об отключении стояка . Если заглушка полностью выкручена, то будет потоп.