Слова. Том II. Духовное пробуждение. Преподобный Паисий Святогорец Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке

Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.

Смотри также:

Старец Паисий Святогорец. Письма
В книге собраны письма известного во всём православном мире греческого афонского монаха, подлинного святого нашего времени, авторитетнейшего духовного наставника и писателя Старца Паисия Святогорца (1924-1994), направленные сестрам монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти. Эти мудрые наставления – бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. Особое внимание в письмах Старец Паисий уделяет монашествующим, однако великую пользу найдут для себя в этой книге и благочестивые миряне, поскольку, по словам Старца, Евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех. Эта книга, написаннаянеобыкновенно ярким и образным языком выдержала десятки переизданий на многих языках и стала настоящим бестселлером современной христианской литературы.
Старец Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории
Перевод с греческого. Салоники-Москва, 2009, 216 стр. В книге, написанной известным во всём православном мире греческим афонским монахом, подлинным святым нашего времени, авторитетнейшим духовным наставником и писателем Старцем Паисием Святогорцем (1924-1994) рассказывается о подвижниках Святой Афонской Горы, живших в недавнее время. Многих из тех о ком Старец Паисий рассказывает в книге он знал лично, о других слышал от старых афонских монахов. Это простые рассказы с глубоким духовным смыслом, живые примеры действия Благодати, которые возбуждают в читателе ревность и стремление терпеливо следовать по пути добродетели. В отдельной главе даны наставления Старца Паисия, адресованные всем православным христианам.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.
Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.
Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.

Книги о нашем современнике,

удивительном афонском подвижнике

Паисии Святогорце

пользуются особой любовью.


Слова старца Паисия Святогорца. В 6 томах

Великий святой современности, афонский монах старец Паисий Святогорец признан во всем православном мире как самый любимый и авторитетный духовник. Человек, получивший только самое элементарное образование, стал учителем для миллионов. В молодые годы старец, оставив мир, ушел на Святую Гору, но мир и там нашел его. Господь не позволил этому светильнику веры гореть под спудом. В его лице мир еще раз познал истинную любовь Христову. Старец Паисий жил ради ближнего. По-другому он не мог. Может быть, поэтому о старце Паисии Святогорце трудно сказать, что он «жил». Несмотря на то, что прошло уже почти двадцать лет со дня блаженной памяти, он всегда рядом. Удивительным образом отец Паисий приходит на помощь каждому, кто нуждается в поддержке. И это состояние очень ощутимо.

Книги Паисия Святогорца наиболее продаваемые в категории духовной литературы. Они изданы на десятках языков мира. Однако даже на бескрайних просторах интернета трудно найти форумы, где бы они просто обсуждались. А все потому, что говорит старец с читателем о самом сокровенном, том, что обсуждению с посторонними не подлежит. Каждое его слово находит живой отклик в человеческом сердце.

Сам отец Паисий Святогорец не оставил по себе письменного наследия. Серия «Слова» составлена сестрами монастыря «Суроти», основанного Паисием Святогорцем, неподалеку от Салоник. Построено повествование в виде вопросов старцу и его ответов на них. Каждый человек, независимо от уровня его духовности, найдет ответы на все животрепещущие вопросы. Поучения старца подготавливают читателя к ситуациям, в которых он, вне зависимости от своей воли, может оказаться.

(Из предисловия к 1 тому «Слов» старца Паисия,

издательский дом «Святая гора», Москва).

Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

монахиня Филофея с сестрами во Христе

Блаженный Старец, Паисий (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года (по старому стилю) в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). При обмене населением грудным ребенком был привезен в Грецию. Его родители поселились в небольшом городке Коница, где будущий Старец вырос и получил начальное образование.

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и, одновременно с этим, старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец, выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа. Когда в Греции началась гражданская война (1944-1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. В армии он продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой, самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными дарованиями.

Отдав долг Отечеству, Арсений встал на путь монашеской жизни — той, к которой стремился с самого детства. Еще будучи мирянином, он не раз переживал божественные опыты жизни во Христе. Но когда он стал монахом, особое благоволение к нему Святых, Пресвятой Богородицы и Самого Господа стало очевиднейшим. Отец Паисий подвизался на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями, без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.

12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по словам самого Старца, доставили ему пользу большую, чем подвижнические подвиги всей предыдущей жизни, он почил о Господе. Местом его блаженной кончины стал Свято-Иоанно-Богословский монастырь, расположенный близ селения Суроти, неподалеку от Салоник. Там же, слева за алтарем монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского, Старец Паисий Святогорец был погребен...

После своей кончины в июле 1994 года Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие — свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он «образовал себя» согласно Евангелию и поэтому, в первую очередь, учил нас всем своим обликом, а уже после этого — своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми — такими непохожими друг на друга, — Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо — изменение человека. «Бог, — говорил Старец, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека»...

По промыслу Благаго Бога, наша монашеская обитель обязана своим существованием Старцу Паисию Святогорцу. Именно отец Паисий получил благословение архиерея на основание монастыря, именно он приложил старание к тому, чтобы было найдено место для строительства. В 1966 году, познакомившись с отцом. Паисием. в больнице, после того как он перенес операцию на легких, мы пришли ему на помощь. С тех пор, будучи нам благодарным всем своим благородным и чутким сердцем, он чувствовал себя нашим старшим братом и говорил, что его долг — «пристроить своих сестер» — имея в виду основание монастыря.

В октябре 1967 года, когда в монастыре поселились первые сестры, Старец Паисий приехал к нам и два месяца пробыл в общине, помогая в налаживании общежительного строя обители. В течение последующих лет, живя на Святой Афонской Горе, Старец обычно навещал нас дважды в год, помогая своими бою просвещенными советами и личным примером духов ному становлению как обители в целом, так и от дельно каждой из сестер. Кроме этого, со Святой Афонской Горы, из этой, как он говорил, «духовной Америки», Старец помогал нам своею молитвой и письмами, которые присылал разным сестрам лично или же всем вместе.

Итак, в 1967 году Старец Паисий начал закладывать основы общежительного строя нашего монастыря. Он вникал во все стороны жизни обители — начиная от самых простых, житейских, вплоть до самых серьезных и духовных. Ему было тогда 43 года, но он уже был мужем совершенным в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Уже тогда отец Паисий обладал поистине старческой мудростью. С самых первых дней существования монастыря мы относились к его словам как к глаголам живота вечного (Ин. 6, 68) и осознавали, что они являются теми исходными и непреложными истинами, на которых должна строиться наша повседневная жизнь. Поэтому, боясь забыть то, что говорил Старец, мы спешили записывать его слова, с тем, чтобы в будущем использовать их как надежный канон нашей иноческой жизни.

Когда записями заполнились первые тетради, мы очень робко предложили их на суд Старца. Почему робко? Потому, что Старец всегда подчеркивал важность применения поучений на деле, потому, что он не хотел, чтобы мы лишь накапливали «сырье», «боеприпасы», не применяя услышанного на практике. Он требовал от нас духовной работы над услышанным или прочитанным. Старец говорил, что в противном случае множество записей и заметок не принесет нам никакой пользы, подобно тому, как множество оружия. и боеприпасов не приносит пользы государству, армия которого не обучена и не умеет пользоваться этим арсеналом. Уступая нашим настойчивым просьбам, отец Паисий согласился просматривать наши записи и в случае необходимости (если что-то из его слов было нами недопонято) вносить свои исправления и дополнения.

Старец духовно окормлял нашу обитель двадцать восемь лет. Все эти годы мы записывали его слова: во время собраний всей монастырской общины, а также во время заседаний духовного Собора монастыря, на которых он присутствовал. Поначалу сестры вели записи от руки, а в последние годы — с помощью магнитофона. Кроме этого, каждая насельница монастыря сразу же после своих личных бесед со Старцем записывала их содержание. Узнав обо всем этом, отец Паисий даже немножко поругал нас: «Да что вы всё это пишете? На черный день, что ли, копите? Задача в том, чтобы вы работали, применяли услышанное на деле. И кто его знает, чего вы там понаписали! А. ну-ка, принесите мне посмотреть!» Но когда мы показали ему записи одной из сестер, выражение его лица изменилось, он успокоился и с удовлетворением воскликнул: «Вот так дела, брат ты мой! Да эта сестра — прямо магнитофон какой-то! Точь-в-точь как я сказал, так и записала!..»...

Вcё это отец Паисий открывал нам не ради самовосхваления. Рассказами о себе он воистину подавал нам духовную милостыню. «Я рассказываю вам обо всем этом, — говорил он, — не для того, чтобы вы нацепили на меня медали и назвали молодцом. Рассказывая что-то о войне, об армии или о чем-то еще, пусть даже о смешном, я говорю не просто так. Я хочу на что-то обратить ваше внимание, хочу, чтобы вы ухватили суть. Пустого и бесполезного я не говорю никогда»...

При тематическом отборе материала и его подготовке к изданию нас вдохновляло и прижизненное желание Старца Паисия написать книгу, «касающуюся всех — мирян, монахов и священнослужителей». Старец не успел осуществить своего замысла, поскольку все время он посвятил людям, приходившим в его каливу. Несмотря на угасание телесных сил, он отдавал себя людям без остатка. В одном из его писем со Святой Горы мы читаем: «...А мои новости такие: много народу, сам же я устал и измучен. Людей с их проблемами все больше и больше, а о моих телесных силах что говорить — лучше молитесь, чтобы они не убывали. Приходится, и беречь себя немножко — ведь я никогда не имею права сказать «не могу». Можешь, не можешь — надо смочь»...

Творения старца Паисия

В 2015 году Издательство «Святая гора»

предлагает переиздание шеститомника.

I том: «С болью и любовью о современном человеке»

II том: «Духовное пробуждение»

III том: «Духовная борьба»

IV том: «Семейная жизнь»

V том: «Страсти и добродетели»

VI том: «О молитве»


Параметры книг: Слова старца Паисия Святогорца

Размер книг: 17 см x 24 см

Переплет: твердый
Бумага: белая, офсетна

Количество страниц: 2030
Вес собрания: 3 400 грамм
Тираж: 10000
Год издания: 2013
Издательство: Святая Гора

Приблизителеньная цена (на 27 января 2015 года): 1 850.00 руб


Содержание томов:


С болью и любовью о современном человеке.

Слова. Том I.

СОДЕРЖАНИЕ


Биографическая справка

Предисловие

Введение (из слов Старца)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О ГРЕХЕ И ДИАВОЛЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О том, что грех вошёл в моду

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О мирском духе

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О великом грехе несправедливости

ГЛАВА ПЯТАЯ

«Благословите, а не кляните..»

ГЛАВА ШЕСТАЯ

О том, что грех приносит несчастья

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О Божией Премудрости и окружающей среде

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что эпоха многих удобств равняется эпохе множества проблем

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О внешнем шуме и внутреннем безмолвии

ГЛАВА ПЯТАЯ

О том, что многое попечение удаляет человека от Бога

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

О ДУХЕ БОЖИЕМ И ДУХЕ МИРА СЕГО

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О мирском образовании и знании

ГЛАВА ВТОРАЯ

О рационализме нашего времени

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Новое поколение

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О бесстыдстве и неуважении

ГЛАВА ПЯТАЯ

О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

О ЦЕРКВИ В НАШУ ЭПОХУ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О просвещении

ГЛАВА ВТОРАЯ

О духовенстве и Церкви

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О праздниках и нерабочих днях

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О Православном Предании

Духовное пробуждение.
Слова. Том II.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие переводчика
Предисловие
Введение (из слов Старца)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБВИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Равнодушное поколение
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
" Вся убо чиста чистым..."
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ И БЛАГОГОВЕНИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
"Подвиг добрый"
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, как действует диавол
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О пользе, происходящей от доброго общения
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
О том, что благоговением приводится в умиление Бог
ГЛАВА ПЯТАЯ
О том, что даяние содержит в себе
божественный кислород

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О ДУХОВНОЙ ОТВАГЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О знамениях времён
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что жертва доставляет человеку радость
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О том, что отвага рождается от доверия Богу
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
О том, что для человека верующего мученичество является торжеством

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕБА

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О том, что Бог промышляет о человеке
ГЛАВА ВТОРАЯ
О вере в Бога и доверии Ему
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О том, что Бог помогает там,
где не хватает человеческих сил

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
О ДУХОВНОМ ОРУЖИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О молитве, оружии крепком
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что монастыри - это крепости Церкви
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О глубочайшем смысле жизни


Духовная борьба. Слова.

Том III.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О БРАНИ ПОМЫСЛОВ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О помыслах, добрых и недобрых

ГЛАВА ВТОРАЯ

О хульных помыслах

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О доверии помыслу

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О борьбе против помыслов

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О том, как принимать несправедливость

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О справеливости Божественной и человеческой

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О том, что грех мучает человека

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что необходимо попечение о совести

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О необходимости наблюдения за собой и познания себя

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление

ГЛАВА ПЯТАЯ

О том, что покаяние обладает великой силой

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ЧЁРНЫЕ СИЛЫ ТЬМЫ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О колдовстве

ГЛАВА ВТОРАЯ

Об одержимых нечистым духом

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Страшные прелести

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

«Прельщающе и прелъщаеми»

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

О СИЛЕ ИСПОВЕДИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О необходимости духовного руководителя

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, как правильно исповедоваться

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О том, что духовник — это врач души

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

О работе духовника над душами людей

Семейная жизнь. Слова.

Том IV.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Юные на жизненном распутье

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О слаженной семье
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что терпение сохраняет семью от распада

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О РОДИТЕЛЯХ И ИХ ОБЯЗАННОСТЯХ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О рождении детей
ГЛАВА ВТОРАЯ
О роли матери в воспитании детей
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Об ответственности родителей за воспитание детей

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ДЕТИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О детях, их радостях и трудностях
ГЛАВА ВТОРАЯ
Об уважении и любви детей к родителям

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О духовной жизни в семье
ГЛАВА ВТОРАЯ
Работа и духовная жизнь
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О воздержании в повседневной жизни

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
«Проидохом сквозе огнь и воду»
ГЛАВА ВТОРАЯ
О болезни
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О том, что телесные увечья — это благословение Божие
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
О духовных законах

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Об отношении к смерти
ГЛАВА ВТОРАЯ
«...да не скорбите, якоже и прочий, не имущие упования»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О жизни после смерти

Страсти и добродетели. Слова.

Том V.

Содержание:

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

СТРАСТИ.

Борьба со страстями

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. СЕБЯЛЮБИЕ — МАТЬ СТРАСТЕЙ

ГЛАВА 1. — Себялюбие и его последствия
ГЛАВА 2. — Свобода от рабства себялюбия

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ГОРДОСТЬ — КОРЕНЬ ЗЛА

ГЛАВА 1. — Гордость — генеральный штаб страстей
ГЛАВА 2. — Гордость многообразна
ГЛАВА 3. — Последствия гордости
ГЛАВА 4. — Ударим по гордости

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ОСУЖДЕНИЕ- ВЕЛИЧАЙШАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

ГЛАВА 1. — «Не судите, да не судими будете»
ГЛАВА 2. — Борьба с осуждением

ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ ДЕТИ СЕБЯЛЮБИЯ И ГОРДОСТИ
ГЛАВА 1. — Яд зависти
ГЛАВА 2. — Гнев — враг мира Божия
ГЛАВА 3. — Душевредная печаль

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

ДОБРОДЕТЕЛИ.

Взращивание добродетелей

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЕСТЬ ОДНА ДОБРОДЕТЕЛЬ — СМИРЕНИЕ

ГЛАВА 1. — «Бог смиренным даёт благодать»
ГЛАВА 2. — Труд по стяжанию смирения
ГЛАВА 3. — Смирение — великая сила духовной жизни

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОВЬ ДУХОВНАЯ

ГЛАВА 1. — Неисчерпаемая любовь Божия и наша любовь к Богу
ГЛАВА 2. — Любовь к ближнему
ГЛАВА 3. — Любовь ко всей твари

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ БЛАГОРОДСТВО И ЛЮБОЧЕСТИЕ

ГЛАВА 1. Благородство — величие Божие
ГЛАВА 2. Любочестие — любовь большой благодарности

ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ ДЕТИ ЛЮБВИ И СМИРЕНИЯ

ГЛАВА 1. Простота и чистота
ГЛАВА 2. Вера и надежда на Бога
ГЛАВА 3. Спасительное терпение
ГЛАВА 4. Духовная радость
ГЛАВА 5. Рассуждение — венец добродетелей

ДОБРОЕ БЕСПОКОЙСТВО
Доброе беспокойство — добрая тревога о «добром подвиге»

О молитве. Слова.

Том VI.

Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

ГЛАВА 1
Молитва есть разговор с Богом
ГЛАВА 2
Потребность молитвы
ГЛАВА 3
Чтобы Бог слышал нас
ГЛАВА 4
Подготовка к общению с Богом

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ПОДВИГ МОЛИТВЫ
ГЛАВА 1
Трудности в молитве
ГЛАВА 2
Диавол воюет с молящимся
ГЛАВА 3
Чтобы сердце согрелось в молитве
ГЛАВА 4
«Приидите поклонимся...»

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ:

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, АНГЕЛЫ И СВЯТЫЕ

ГЛАВА 1
Божия Матерь, наша нежная Мать
ГЛАВА 2
Ангел-хранитель

ГЛАВА 3
Святые — любимые дети Божии
ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ
«ПРОСИТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ»
ГЛАВА 1
Молитва о самих себе
ГЛАВА 2
Молитва о других
ГЛАВА 3
Молитва об усопших
ГЛАВА4
Псалтирь — гроза диавола

ПЯТАЯ ЧАСТЬ
МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
ГЛАВА 1
Сила молитвы
ГЛАВА 2
Молитвенное делание
ГЛАВА 3
Делание ума
ГЛАВА 4
Соработничество ума и сердца

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ
I ЛАВА 1
Периоды церковного года
ГЛАВА 2
Общая молитва
ГЛАВА 3
Участие в Таинстве божественной евхаристии
ГЛАВА 4
"Пойme Богу нашему, пойте»
СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ СОСТОЯНИЕ СЛАВОСЛОВИЯ
ГЛАВА 1
Славословие Бога
ГЛАВА 2
Область славословия
ГЛАВА 3
Дары Божии

ПРИЛОЖЕНИЕ
Псалтирь святого Арсения
Молитва с Псалтирью святого Арсения

Душеполезного чтения, мои хорошие.

преподобный Паисий Святогорец

Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке

© Ἱερὸν Ἡσυχαστήριον Μοναζουσῶν “Εὐαγγελιστὴς Ἰωάννης ὁ Θεολόγος”, 1998

© Издательство «Орфограф», издание на русском языке, 2015

От издателей

Дорогие читатели!

Вы держите в руках первое издание «Слов» старца Паисия Святогорца, выходящее после его общецерковного прославления как преподобного и богоносного отца . Если и раньше поучения старца Паисия были драгоценными жемчужинами, отражающими опыт весьма уважаемого подвижника Святой Горы Афон, то теперь Церковь признала, что и жизнь его свята и достойна подражания, и слова его принадлежат сокровищнице святоотеческой письменности, точно выражают священное церковное Предание.

Мощи преподобного Паисия почивают в Греции недалеко от Салоник, в исихастирии святого Иоанна Богослова близ селения Суроти. Там чувствуется особое присутствие старца Паисия, и сёстры исихастирия занимаются изданием наследия преподобного. Поскольку в России у исихастирия установились дружественные взаимоотношения со Свято-Преображенским скитом Данилова монастыря, то именно нашему скиту сёстры доверили подготовку нового издания «Слов» преподобного Паисия Святогорца. Понимая ответственность этой работы, братия скита и издательство «Орфограф» тщательно перепроверили перевод «Слов», исправили и дополнили примечания, сделали новые тематические указатели.

Надеемся, что благодаря пламенным молитвам и дерзновенному ходатайству пред Господом преподобного и богоносного отца нашего Паисия Святогорца это издание послужит на пользу читателей, сподвигнет всех нас «подвизаться любочестным подвигом», научит «включать в работу добрый помысел» и станет действенным лекарством от многих современных недугов.

Синаксарь

Преподобный отец наш Паисий Святогорец родился от благочестивых родителей Продро́моса и Евло́гии в селении Фа́расы в Каппадокии в 1924 году, незадолго до трагического переселения малоазийских греков из отеческих домов в пределы матери-Эллады. Новорожденного младенца крестил приходской священник Фарас – просиявший в святости преподобный Арсений Каппадокийский. Он дал мальчику имя Арсений, желая таким образом, «оставить после себя преемника-монаха», как он сам говорил.

Переселившись в Элладу, семья преподобного Паисия обосновалась в эпирском городе Ко́ница, где преподобный возрастал, питаясь, словно молоком, рассказами об исполненном чудес житии святого Арсения. Уже в пять лет отрок говорил, что хочет стать монахом. Когда Арсений научился грамоте, то его усладой стало Священное Евангелие и жития святых, и он с горячей ревностью подражал подвигам преподобных отцов. Получив начальное образование, отрок захотел учиться дальше не наукам, а ремеслу плотника – дабы в этом подражать Господу нашему Иисусу Христу. Став плотником, он трудился усердно и тщательно.

В возрасте пятнадцати лет он удостоился милостивого явления Христа. Господь явился преподобному после того, как тот любочестным помыслом премудро отразил диавольское искушение неверия. После этого в сердце Арсения ещё сильнее разгорелся огнь божественной любви и пламенное устремление к монашеской жизни.

Во время смуты и войны в Элладе (1940-1949 гг.) преподобный и как мирный житель, и как воин (в армии он служил радистом), показал несгибаемое мужество и самопожертвование. Он был готов в любое мгновение пожертвовать даже своей жизнью ради спасения других. Многократно оказываясь под вражеским огнём, он спасал ближних своей огненной молитвой, и сам многажды был спасён силою Божией.

После войны Арсений три года работал плотником, чтобы материально поддержать своих братьев и сестёр. В возрасте 29 лет, оставив мир и всё что в мире, он удалился на Святую Афонскую Гору. Воспламеняемый сильным влечением к безмолвию и постоянно направляемый Божественным Промыслом, он подвизался в разных обителях Святой Горы, а также он возродил монастырь Пресвятой Богородицы Сто́мион (недалеко от Коницы), который до этого был в запустении. Кроме этого, преподобный подвизался на горе Синай в келии святых Галактио́на и Епистимии. Все житие его было непрестанным постом, непревосходимым воздержанием, непрерывным бдением, неугасающей молитвой и деятельным чтением святых отцов. Особенно преподобный любил читать авву Исаака Сирина. Отец Паисий вёл предельно суровую жизнь, с воздержанием, мужеством и непрестанным славословием. Смиренно отдав себя этим сверхъестественным подвигам, он победил многокозненного диавола, соединился с Богом и был утешаем божественным веселием. Яко бесплотный живя на земле, он стал гражданином Неба, деянием на высоту созерцания восшел, небесных таинств причастником стал, красотою Христовою насладился и благословениями Божией Матери изрядно утешился.

Преподобный Паисий удостоился явлений многих святых: преподобного Арсения Каппадокийского, преподобного Исаака Сирина, святого мученика Лукиллиана, великомученика и целителя Пантелеимона, святого Власия Склавенского, великомученицы Екатерины, а также великомученицы Евфимии Всехвальной, которая посетила его в кали́ве и долго беседовала с ним. Помимо этих явлений преподобный видел своего анегла-хранителя, слышал ангельские песнопения и был осияваем небесным Светом.

Когда же святой весь стал светом, было уже невозможно, чтобы он оставался в безвестности, хотя он сам этого весьма желал. Его имя повсюду стало известно, и множество людей всякого возраста и чина стекалось к нему на Святую Гору, в его смиренную каливу близ Кариес, называемую «Панагу́да». Там преподобный прожил последние 14 лет своей земной жизни. Вожделевая безмолвия, он стремился переселиться в никому не известное место, чтобы оттуда невидимо оказывать милость людям и поддерживать мир молитвой. Однако получив извещение свыше, что на это нет воли Божией, старец остался в своей каливе для утешения и утверждения всех к нему приходивших. По ночам он предстоял пред Богом подобно горящей свече и с болью молился обо всём мире, поминая множество имён живых и усопших, а днём отдавал всего себя на утешение людям, реками стекавшимся к его каливе. Став верным управителем великих дарований, которыми Милостивый Бог его наделил, преподобный Паисий явился вместилищем многообразных дарований Святого Духа: приходивших к нему незнакомцев он называл по имени, тайны сердец человеческих не были от него сокрыты, о грядущих событиях он предупреждал, с иностранцами говорил на их родных языках, немощи телесные и душевные исцелял и власть над духами нечистыми имел, изгоняя их именем Христовым. Речи же его были я́ко словеса́ Бо́жии, по Апостолу, и указывали всем истинную цель земной жизни – приуготовление к жизни будущей, и побуждали людей к покаянию, исповеди и любочестному подвигу.

Был же преподобный в обращении с людьми сладок, прост, доступен, милостив, зело утешителен и, одним словом, он весь был любовь. Но обращаясь к тем, кто хотел нарушить Божий закон и отеческие предания, старец становился яко лев огнедышащий. Особенно же он ополчался против мирского мудрования, считая его опаснейшей ловушкой для верующих, и особенно для монахов.

Сей неустанный подвижник, претерпевший от юности многие телесные болезни, в конце жизни заболел раком. Преподобный благодушно переносил страдания, которые ему причиняла опухоль, и почил 12 июля 1994 года, прожив на земле 70 лет. Он преставился в священном исихастирии святого Иоанна Богослова, который находится недалеко от селения Суроти, возле Салоник. Сёстрами сего исихастирия он руководил 28 лет и им передал в дар святые мощи преподобного Арсения Каппадокийского, своего крёстного отца. Многострадальное тело преподобного Паисия покоится в Суроти близ храма святого Арсения.

Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης); в миру Арсений Езнепидис, (греч. Αρσένιος Εζνεπίδης) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом. В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.

В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш (†1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых. В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.

Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Схимонах Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 25 июля 1924 — 12 июля 1994) - один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX века, старец Афонской горы, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью.

Паисий родился в турецкой Каппадокии, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией в 1924 году. В сентябре 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.

В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны он хотел начать монашескую жизнь, но было необходимо сначала помочь своим сёстрам.

В 1950 году он пошел на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешёл в обитель Филофей, там стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантских учений. Старец пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай.

В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей.

В октябре 1993 года поселился в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти.

Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года, неподалеку от Салоник, в Свято-Иоанно-Богословском монастыре, расположенным близ Суроти, где был и похоронен за алтарём монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского.