Иверская икона Божией Матери – о чем молятся? Икона Иверская Божья Матерь: значение и в чем помогает образ

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам . Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.

Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.

Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.

В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета - одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.

Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, - сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители .

Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным

Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство - без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

Накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

С Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

На Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

Молебный канон иконе Божией Матери «Вратарница» (Иверская) в исполнении братии Иверского монастыря

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 8 Mb)

Краткая историческая справка

Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу. Икона помещается при входе в монастырь при вратах, в месте, определенном самой Пресвятой Богородицей, почему носит еще название «Вратарницы», или «Портаитиссы».

Первое достоверное известие об Иверской иконе относится к IX веку - времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некой благочестивой вдове, жившей недалеко от Никеи, было поручено хранить у себя заветный образ Богоматери. В скором времени убежище святыни было обнаружено. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, но когда один из них ударил ее копьем, то из лика Пречистой потекла кровь. Женщина упросила напуганных палачей пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп, а сама, со слезами помолившись Владычице, пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, чтобы сохранить его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание.

Вскоре об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Единственный сын вдовы, спасшийся благодаря матери от неминуемой смерти, принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где впоследствии, в Х веке, грузинским полководцем Торникием был основан Иверский монастырь.

Однажды насельники Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них. После усердной молитвы Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую поставили в часовне на берегу, и трое суток совершали пред ней молитвы. Потом образ перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на месте, где он находился, открылся источник чистой сладкой воды.

На другой день чудотворную икону обнаружили над монастырскими воротами и несколько раз тщетно пытались отнести ее на прежнее место - она вновь оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица Сама явилась старцу Гавриилу и определила место пребывания святого образа, произнеся утешительные для братии слова: «Не для того Я пребыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас… доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». После видения Богородицы старцу иноки построили в честь иконы, Хранительницы обители, надвратную церковь, в которой чудотворный образ пребывает по сей день. По преданию, явление иконы совершилось во вторник Пасхальной недели, поэтому в этот день и установлено ей празднование. В Иверском монастыре в день праздника братия с крестным ходом идет на берег моря, где произошло обретение иконы старцем Гавриилом.

В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки воззвали к Божией Матери о помощи, после чего внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, а оставшийся в живых военачальник Амира, пораженный чудом гнева Божия, раскаялся и просил молиться о прощении его грехов. Богоматерь многократно чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Когда монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

К замечательным чудесам от иконы, происходящим по сей день, относится и то, что, находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. В восприятии насельников монастыря образ имеет и апокалиптическое значение. На Святой Горе говорят, что когда святая Вратарница оставит Афон, то он прекратит свое существование. Это событие будет означать, что близок конец всей жизни на Земле. В соборном храме Иверского монастыря напротив царских врат висит большая неугасимая лампада - «Лампада Вратарницы», которая чудесно качается в те дни, когда надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой Седмицы.

Иконография

Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей деснице свою правую кисть, сложенную в благословляющем двуперстном знамении. Главы Богоматери и Спасителя венчают пышные металлические короны. Как выразил преосв. Порфирий общее впечатление от образа, Иверская Богородица «величественная с выражением вовсе не грозным» .

Икона, кроме ликов, сплошь покрыта чеканным серебряным окладом. Рельефы на окладе представляют апостолов: Филиппа, Фому, Андрея, Луку и др. призванных, видимо напомнить об апостольском служении самой Божией Матери. Для грузинских иноков, заказывавших драгоценный оклад, Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли.

По низу иконы идет характерная для того времени надпись на грузинском языке, относящаяся к серебряному окладу: «Царица. Мать человеколюбиваго Бога, пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина великаго Кай-хосроя Квар-Кварашвили, а я, раб твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодаря тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня грешнаго эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги инее, рассей все списки моих грехов. И поставь меня грешнаго у престола Сына и Бога твоего и безначальнаго святаго Отца Его и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» .

Стиль

По словам Н.П. Кондакова, одним из первых посмотревшего на чудотворный образ с научной точки зрения, «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе» . В подтверждение своей датировки исследователь отмечает «замечательную широту письма» иконы и общий «белесоватый тон», свойственный миниатюрам IX века, а также обращает внимание на лик Богоматери, имеющий «характерный длинный нос, слегка загнутый на конце, с темным штрихом на переносице, под глазами и округлым подбородком».

Рисунок поля чеканного оклада иконы состоит из разводов с розами внутри по грузинскому образцу. На грузинское происхождение, согласно Кондакову, указывает также грубый параллелизм складок и стиль рельефов. Кайма набрана горельефными разводами с пальметками. Венцы поздней работы, XVII века, с финифтью и имеют форму пышных корон. Напротив, венчики и металлические нимбы, окружающие лики Христа и Богоматери, древнего происхождения.

Чудотворные списки с иконы

В 1648 году, в царствование Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву впервые был привезен точный список с афонского чудотворного образа Иверской Божией Матери, написанный на кипарисовой доске, которую прежде облили водой, освященной на святых мощах и коснувшейся подлинной чудотворной иконы Портаитиссы. Спустя некоторое время афонский список отправили в новоустроенный Валдайский монастырь (после революции образ бесследно исчез), а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с чудотворной иконы, который в 1669 году установили в часовне у Воскресенских ворот . выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы.

«Московская-Иверская» стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Жители города всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, прежде всего приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней по выезде из города. Часто Иверскую икону возили по домам горожан, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, в 1852 году был сделан второй точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Весьма вероятно, что именно этот список, запечатлевшийся в памяти многих москвичей, был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках. Существует версия, согласно которой сам московский чудотворный образ пропал, когда в 1922 году все драгоценное убранство часовни было изъято властями.

Во время нашествия Наполеона в Россию, в 1812 году, первый список с иконы, сделанный в 1758 году, который временно замещал московскую святыню, был похищен французами. Как и второй дубликат, он представлял собой точное подобие главной иконы с нарисованной жемчужной ризой на главе и плечах Пресвятой Богородицы. В 1932 году этот образ чудесным образом был обретен в одной из антикварных лавок Парижа митр. Вениамином Федченковым. Усилиями прихожан Трехсвятительского парижского подворья . где образ пребывает и доныне, была собрана нужная сумма, необходимая для выкупа святыни. В правом клейме на парижском списке вписаны следующие слова: «Написася сия икона с настоящей чудотворной иконы Иверския Божия Матери, что у Воскресенских Ворот в Москве. ».

Еще одной чтимой святыней Москвы является Иверский образ храма св. Николая в Кузнецах (Москва, Вешняковский пер.), написанный в 1792 году священником Василием Ивановым. Эта икона была заместительницей Иверской-главной в часовне у Воскресенских врат с 1792 по 1802 гг. Затем митр. Филарет (Дроздов) подарил эту икону для Иверской церкви, находившейся на Большой Ордынке. В 1930-е годы, после закрытия храма, икону перенесли в Николо-Кузнецкую церковь, где она стоит до сего дня в киоте перед правым клиросом Сергиевого придела.

Наконец, в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный афонским монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней: / тако и мою немощь посети / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели, // благодатию Своею, Пречистая.


Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была[...]

Икона Иверская (Вратарница, Портатисса) - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, прин[...]

Икона Божией Матери «Вратарница»
Источник: Книга "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы ", 2001 (ISBN 5-7533-0187-8)
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» - самая знаменитая икона Афона. Вначале, согласно преданию, она находилась в малоазийском городе Никея, в домовой церкви некой благочестивой женщины, жившей со своим единственным сыном. Во время второго гонения на иконы императорские шпионы обнаружили этот образ и пригрозили женщине, что в случае, если та не даст им мзды, ее убьют. Запуганная мать пообещала, что на следующий же день разбойники получат свои деньги. А сама под покровом темной ночи, помолившись пред святою иконой, с благоговением подняла ее над головой, спустилась к побережью и опустила в море со словами: - Владычице Богородица, Ты имеешь силу и нас спасти от гнева нечестивого правителя, и Свою икону в морской пучине. В этот момент произошло нечто невероятное: чудотворная икона поднялась над волнами и направилась к западу. Взволнованная происшедшим женщина вернулась к сыну и говорит: - Сын мой, ради любви к Богородице я готова умереть. Ты же беги в Грецию [...]

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери, фото, описание и значение иконы. Явленные чудеса Иверской иконы Божьей Матери, а также описание: о чем молятся, почему именуют Вратарницей и многое другое в данной статье!

В грузинском монастыре на Афоне хранится первообраз чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Именуется она Иверской по названию обители. Существует несколько версий ее обретения, которые передавались сначала устно. Утверждать с точностью, что какая-либо из них достоверна на 100%, не представляется возможным.

Все описанные впоследствии истории приобретения образа грузинскими иноками, содержат элементы чудес. И если рассказы, быть может, свидетельствуют о разных святынях, то речь идет о единственной Матери Божией, которая творит чудеса. Не так важно каким путем икона оказалась на Святой Горе, как помощь, подаваемая Пречистой Девой .

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери

Разные эксперты, датируя время написания иконы, относят его к первой половине XIили началу XIIвека. Обнаруженные письменные сказания появились не раньше XV века, поэтому носят разрозненный характер. Истории появления образа до сих пор вызывают интерес ученых мужей. Благодаря чудесам, связанным с Богородицей, существуют и другие названия:

  • самое распространенное – Иверская;
  • греческое – Портаитисса;
  • русский перевод – Вратарница.

В иконографии изображение классифицируют как «Одигитрию», что по-русски значит «Милостивая». Отличительная деталь образа Богородицы – кровь, выступившая из раны на лице. Существует несколько греческих версий того, как она появилась. Каждая заслуживает внимания .

Появление Иконы: Версия I

Во времена правления Феофила (IXвек) близ города Никеи проживала вдова, которая имела образ Богородицы в домовом храме. Об этом узнали воины-иконоборцы. Они пришли к женщине, требуя заплатить за молчание, что не выполняет указ об уничтожении икон. Она уговорила их прийти на следующий день. Сама же, чтобы не надругались над святыней, пустила икону по воде в море. К удивлению образ больших размеров поплыл на запад в стоячем положении.

Повзрослев, ее сын ушел в монахи на Святую гору, где и рассказал эту историю. В то время Иверского монастыря еще не было (возможно речь идет о ранней грузинской обители Афо), поэтому и считают, что обретенный образ, либо слишком долго пребывал в воде (около 170 лет), либо в Иверский монастырь его перенесли из Афо, что вполне возможно. В некоторых историях добавляют, что рану лику Богородицы нанес один из воинов, который тут же раскаялся в своем поступке, когда увидел выступившую кровь .

Появление Иконы: Версия II

Самая распространенная история обретения чудотворного образа, отвергает первый вариант со вдовой, но и не объясняет откуда он приплыл, кто его написал, в какое время он появился в грузинской обители. Упоминается набег турок во главе с эмиром. По молитвам монахов Богородице, вражеские корабли затонули у берегов близ монастыря. А рану нанес яко бы слуга эмира, мстя за погибших товарищей.

Он угодил ножом в шею (которая имеет повреждения), и увидев кровь, пал на колени, раскаялся, и стал монахом. За свой кощунственный поступок просил называть его не иначе как Варваром. Эмир, видя как неожиданно погибла вся флотилия, пожертвовал монастырю огромную сумму на восстановление .

Почему икону именуют Вратарница

Несмотря на разные версии образовавшейся раны на лике Богородицы, почти все сказания сходятся в том, что монахи увидели чудесный образ, плывущий над водой, в столпе света. Попытались достать его с лодок, но ничего не получилось: при их приближении, икона удалялась.


Ночью одному благочестивому иноку приснился сон: Богородица сообщила, что он пройдя по воде, возьмет икону. После этого приняли решение исполнить это указание: отслужили литургию, и спустившись к морю крестным ходом, отправили преподобного Гавриила Святогорца (так звали монаха, увидевшего сон) за образом Пресвятой Царицы Небесной.

Идя по воде как по суше, инок взял образ, который доставили в Иверский монастырь, поместив в алтарь. Но на утро он неизвестным образом оказался над вратами обители. Его снова поместили в храме, но все повторилось. Наконец настоятелю во сне Богородица поведала, что не хочет дабы Ее охраняли, но желает Сама хранить иноков, находясь над воротами. Отсюда и произошло второе название –Вратарница .

Явленные чудеса Иверской иконы

Существует несколько сказаний о происхождении Иверской иконы, распространенные у славян. Причем эти повествования имеют самое раннее письменное свидетельство. В отличие от греческого варианта с вдовой, говорится о том, что святыня принадлежала богатому вельможе (купцу), проживающему в Трапезунде.

После его смерти, сына и наследника, который был мал годами, обобрали приказчики. Мальчику удалось сохранить только икону Богородицы. Он пустил образ по морю, а сам пошел просить милостыню. Тем временем Иверцы обрели чудотворный образ, как описано выше. Бедный юноша, волей судьбы, пришел на Афон проситься в послушники, но его никто не хотел принять.

Получив везде отказ, он решил помолиться в Иверском храме, где и увидел святую икону. Рассказав настоятелю свою историю, просил остаться. Иноки решили, что перед ними мошенник, и выгнали его, даже не покормив. Молодой человек лег спать недалеко от монастыря. Утром братия обнаружила, что чудотворный образ исчез. Бросились на поиски, и увидели его висящим в воздухе над спящим юношей. После этого покаялись в своем неверии, и приняли в обитель нового послушника.

Подводя итог всему вышеописанному, перечислим самые известные чудеса, связанные с Иверской иконой:

  • Зафиксированы многочисленные исцеления больных, слепых, бесноватых и увечных калек.
  • Много раз братия спасалась молитвами, обращенными к чудотворному образу, от набега пиратов и разбойников.
  • Известна история о талантливом певчем, которого из зависти отравили накануне престольного праздника. Он выпил масло из лампадки перед чудотворным образом Пресвятой Девы, и полностью нейтрализовал действие яда.
  • Широко известен случай, когда в обители испортились все запасы муки: В тяжелые годы, монастырская братия решила брать плату с посетителей обители. Когда некий юноша, прося ночлега, не имел чем заплатить, его не пустили в монастырь. В печали он пошел прочь, и встретил женщину, которая дала ему золотую монету. Паломник вернулся, заплатил за приют и пищу. В этот момент все припасы братии пришли в негодность. Настоятель, все понял, когда увидел древнюю монету (номисм). Расспросив посетителя, убедился, что тот получил золотой от Самой Богородицы. После этого в обители вернулись к прежнему гостеприимству всех приходящих.

Примечание: Обращаясь к чудотворной иконе с изображением святого лика, христиане молятся не образу, а живой Богородице, которая известна как Скоропослушница (быстро отвечающая на молитвы). Это подтверждается многочисленными паломниками, получившими помощь не только от первообраза, находящегося в Иверской обители. Много совершилось чудес по молитвам, обращенным к чудотворным спискам иконы Божией Матери, которых насчитывается около сотни .

Почему так почитают Иверскую икону в России

Матерь Божия наша покровительница. В России находится несколько списков Иверской иконы. Первый из них заказал для царя Алексея Михайловича патриарх-грекофил Никон. Он хранился в часовне Воскресенских (переименованных в последствие в Иверские) ворот Китай-города. По одной из версий, царь брал этот образ (или копию) в поход на Смоленск, который был под властью Литвы и Речи Посполитой. Смоленск освободили. Образ оставили в Новодевичьем монастыре как дар. Так же известны:

  • Списки Иверской иконы царевен Софьи и Евдокии.
  • Несколько чудотворных ликов находятся в разных обителях Святой Горы.
  • Был чудотворный список в Монреале (Канада), но пропал.
  • Кроме греческих работ, существуют образы, написанные московскими иконописцами уже с нашей чудотворной Вратарницы у Воскресенских ворот.
  • Последний прибыл с горы Афон в Россию в 1995 году. Он находится в восстановленной Воскресенской часовне.

Иверская Вратарница почиталась не только царскими особами, но и простым народом за обилие чудес, которые совершает Дева Богородица, при обращении к Ней. Почему списки считаются такими же чудотворными как и первообраз? Потому что создаются в особых условиях, проходя ряд священнодействий. Иконописец не только постоянно молится, но и пищу вкушает только по субботам и воскресеньям. Он ни с кем не общается, пока работа не будет закончена и т. п.

Примечание: В России к Богородице особое отношение. Русский народ любит Ее и почитает, начиная с обращения в православие. Матерь Божия – покровительница России и всех ее христиан. Широко известна ее помощь и защита в страшных войнах как в древности, так и ныне. Множество чудес явила Она и во времена ВОВ, которые многих солдат обратили к вере .

О чем молятся Иверской иконе Божией Матери?

В состав молебна перед чудотворным образом Вратарницы, находящемуся в Иверской часовне у Воскресенских ворот, входит молитва, которая содержит просьбы, встречающиеся чаще всего. Хотя надо понимать, что ограничений никаких быть не может. Как просите любого человека, так и обращаясь к Богородице, можно молиться обо всем. Обычно просят:

  • защитить от клеветы и злых людей;
  • уберечь от внезапной смерти без покаяния;
  • претворить преследуемые скорби и несчастья в радость;
  • исцелить от (любых) болезней и мн. др.

Заключение: На Святой Горе Афон есть предание, которое гласит, что перед концом света Иверская икона Богородицы покинет Святое место. Как образ появился чудесным способом, так он и исчезнет. Это будет знамением того, что приблизилось Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.