Что значит общее грамматическое значение глагола. Урок русского языка "Глагол (общее грамматическое значение)"

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать ), состояния (бледнеть ), процесса (таять ), движения (лететь ).

Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.

Непостоянные грамматические признаки : наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.

Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.

Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть . Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть . Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.

Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую , нарисовал.

Группы глаголов по виду

Большинство глаголов могут образовывать видовые пары , различающиеся не лексическим, а только грамматическим значением вида. Видовые пара образуются при помощи: 1) приставки: делал – сделал; 2) суффиксов -ыва- / -ива-, -ва-, -а-, -ну- и др.: засеять – засеивать, поднимать – поднять, засыхать – засохнуть; 3) перемещением ударения: нар е зать – нареза ть, расс ы пать – рассып а ть ; 4) супплетивным способом: брать – взять, класть – положить, ловить – поймать.

Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать , воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.

Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту . К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.

Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать , ткать ), разрушения (ломать, сжечь) , восприятия (видеть, ощущать ), эмоционального отношения к субъекту (любить , очаровывать ), глаголы речи и мысли (спрашивать , обдумывать ).

Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты . Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться ; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.

Глаголы с постфиксом -сь / -ся являются непереходными.

Среди непереходных глаголов выделяют особую разновидность глаголов с постфиксом -ся (-сь). (Постфикс -ся используется после согласного, постфикс -сь – после гласного). Такие глаголы имеют категорию возвратности, которая передает особые семантические значения. В зависимости от значения возвратные глаголы представлены несколькими группами:

1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя ;

2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе ;

4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться и некоторые другие.

Большинство возвратных глаголов могут образовывать соотносительную пару без постфикса -ся: стучать – стучаться, дымить – дымиться . Однако в русском языке есть глаголы, которые не имеют таких соотносительных пар, являются «только возвратными» и без постфикса -ся не употребляются: бояться, гордиться, лениться, надеяться, стараться и т.п.

Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас . Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом . Время потрачено на вас.

Страдательный залог может выражаться: 1) постфиксом -сь / -ся: Последствия урагана ликвидируются; 2) формами страдательных причастий: Задача решена.

Не имеют форм залога: 1) все непереходные глаголы: идти, бежать и т.п.; 2) глаголы с постфиксом -ся, не имеющие пары без этого постфикса: бояться, проснуться; 3) личные глаголы в безличном значении с постфиксом -ся: не спалось, дышится легко.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.

Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида). Первое лицо единственного числа у глаголов повелительного наклонения отсутствует, формы множественного числа с призывом совершить совместное действие – читаем или давайте почитаем – омонимичны формам настоящего времени. Наиболее употребительными являются глаголы в форме 2-го и 3-го лица, единственного и множественного числа. Формы 2-го лица единственного числа имеют два типа окончаний: -и или нулевое окончание: пиш-и, читай- Ø. Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа постфикса -те: пиш-и-те, читай- Ø-те. При образовании форм повелительного наклонения у некоторых глаголов наблюдается чередование в корне: ви ть – ве й, ши ть – ше й . Формы 3-го лица единственного и множественного числа образуются при помощи частиц пусть, пускай: пусть читает, пусть читают. Особая аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частицы давай (давайте) и инфинитива несовершенного вида со значением призыва к совместному действию: давай читать, давайте решать.

У ряда глаголов при образовании форм повелительного наклонения наблюдаются особенности: 1) чередование и/е в корнях глаголов типа бить, пить, шить бей, пей, шей ; 2) сохранение суффикса -ва-, который отсутствует в форме настоящего времени, но есть в инфинитиве: давать – дают – давай, вставать – встают – вставай ; 3) у глагола лечь форма повелительного наклонения ляг ; 4) у глагола ехать супплетивная форма повелительного наклонения поезжай.

У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать .

В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.

Категория времени это словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершится после момента речи. Формы настоящего и будущего времени не имеют специального грамматического оформления, формы прошедшего времени выражаются суффиксом -л- или нулевым суффиксом в том же значении: прочита -л , принес- Ø . Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несовершенного вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать , будет читать (сложная форма). Если в предложении несколько глаголов будущего времени, то вспомогательный глагол обычно используется один раз: Я буду петь и плясать . У глаголов совершенного вида – простая форма будущего времени: прочитаю, прочитаешь, прочитает.

В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).

Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.

Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали .

Формальными показателями категории лица являются личные окончания: -у (-ю), -ем (-им), -ешь (-ишь), -ете (-ите), -ут (-ют), -ат (-ят).

Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.

Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными . Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить . Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными : брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут . Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное) .

Безличные глаголы

Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия или состояния, протекающие сами по себе, бессубъектно, называются безличными . Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. Могут употребляться в инфинитиве, изъявительном наклонении (в прошедшем, настоящем и будущем времени) и сослагательном наклонении. Могут быть с постфиксом -ся и без постфикса. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Скоро начнет светать. Смеркается. Вечерело. Знобило бы.

Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит , смеркается; 2) состояния человека: лихорадит , знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет ; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.

Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня . Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.

Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.

Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли . Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат . Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит .

Взаимосвязь глагольных категорий

1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени - простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени - сложная.

2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.

3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род - у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.

4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.

5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.

Четырнадцатое марта
Классная работа
Глагол
как часть речи

І. Понятие о глаголе

Глагол - самостоятельная часть речи, которая
обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать? (что сделал? что
делал? что сделает? что делает? ит.д.)
Начальная форма глагола – инфинитив
(неопределенная форма глагола)
Глагол, как и другие части речи характеризуется
следующими признаками:
1. общим грамматическим значением;
2. морфологическими признаками;
3. синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение

1.
2.
3.
4.
5.
Глаголы называют различные действия:
действия, связанные с трудовой деятельностью:
рубить, копать, вязать, шить и др.;
действия, связанные с умственной и речевой
деятельностью: думать, наблюдать, воображать,
говорить, решать и др.;
действия, называющие перемещение и положения в
пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и
др.;
действия, называющие различные состояния: грустить,
любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
действия, называющие то, что происходит в природе:
подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки
глагола:
вид,
наклонение,
время,
число,
лицо,
род,
спряжение.

Синтаксические признаки глагола:
в предложении глагол обычно является
сказуемым и образует вместе с
подлежащим грамматическую основу
предложения. Например, в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы
гуляет, подгоняет являются сказуемыми
и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Инфинитив

Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать?
или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не
указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет
действие.
Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти).
Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть
и др.
В предложении инфинитив может быть любым членом
предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым.
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:
возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(
делать – сделать).

Возвратные глаголы

1.
2.
3.
4.
Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются
возвратными: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и
т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он
стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся.
Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что
сделает? и т.д.
Возвратные глаголы имеют различные добавочные
значения, которые не имеют невозвратные глаголы:
возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е.
одевает себя, причёсывает себя;
взаимное значение: друзья обнимаются, целуются;
значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака
кусается;
страдательное значение: дом строится каменщиками
(подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию
со стороны другого предмета).

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Вид определяется по вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что
сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал,
скажет.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что
делать?(что делает? что делал? что будет
делать?): говорить, говорит, говорил, будет говорить.
Глаголы
несовершенного
вида
указывают
на
продолжительность и повторяемость действия: прыгать –
прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на результат
действия: выучить, ответить, выяснить.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать
однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается
один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут
различаться оттенками значений. Так глаголы делать –
сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать
различаются только видом. А глаголы писать – переписать,
ехать – приехать различаются не только видом, но и
лексическим значением.

1.
2.
3.
4.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов
несовершенного различными способами:
присоединением приставки: писать – написать, ехать
– уехать;
заменой суффиксов: решать – решить, прыгать –
прыгнуть;
изменением ударения: разрезать – разрезать,
насыпать – насыпать;
заменой одного слова другим: брать – взять, говорить
– сказать.
При образовании видов возможно чередование звуков
в корне:
чередование гласных: запирать – запереть;
чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать;
чередование согласных: освещать – осветить.

10. Наклонение глагола

Глагол имеет три наклонения:
изъявительное (Ученики решили эту задачу);
условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);
повелительное (Ребята, решите эту задачу!).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,
которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы
в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и
родам.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать
форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего
времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы,
пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого
предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном
наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и
поэтому не изменяется по временам.

11.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй
картинку!
Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово
пожалуйста, выражения: будьте добры, будьте любезны,
выделяемые запятыми.
Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному
человеку употребляется глагол в форме множественного числа
повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович!
Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.)
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно
к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и:
положат – положи, кладут – клади.
Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения
без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Формы повелительного наклонения множественного числа
образуются путём прибавления окончания –те к форме
повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте,
пойте.

12.

В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных
пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте,
жарься; спрячь, спрячьте, спрячься.
Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не
«поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во
мн.ч.: положите, поезжайте, бегите.
Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го
лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание
направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с
помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в
форме изъявительного наклонения настоящего или будущего
времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да
здравствуют музы!(А.Пушкин.)
В значении повелительного наклонения для выражения резкого
приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет!
В предложении глагол в повелительном наклонении является
сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а
существительное в им.п. является обращением.
!
Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц
пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее.

13. Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые
показывают, когда происходит действие: в прошлом,
настоящем, будущем (решали, решают, будут решать).
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое происходило до того, как о нём стали
говорить: Мальчик съел свою конфету.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, которое происходит сейчас, в момент речи:
Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени
глаголы могут также обозначать действия постоянные или
длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат
учится в средней школе.
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут:
Мальчик съест свою конфету после обеда.
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы
времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же
совершенного вида имеют только две формы времени прошедшее и будущее: решил – решит.

14. Прошедшее время

!
Прошедшее время глагола образуется от основы
инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел,
работать – работал.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без
суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в
форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли).
У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего
времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь –
стерёг, печь – пёк.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в
инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по
числам: читал - читали, писал - писали.
Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются
по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р.
имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме
прошедшего времени по лицам не изменяются.

15. Настоящее и будущее время

Формы настоящего времени образуются с помощью личных
окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут.
Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного
вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний:
прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем,
прочитаете, прочитают.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного
вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от
глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду
читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,
будут читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и
числам.

16. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по числам и лицам
Лицо
Ед.ч.
1
-у(-ю)
2
-ешь,
3
-ет, -ит
-ишь
Мн.ч.
-ем, -им
-ете,
-ут(-ют),
-ите
-ат(-ят)

17. Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Спрягаются
глаголы
только
в
изъявительном наклонении в настоящем и будущем
времени.
В русском языке два спряжения – первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ут, -ют, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, ат, -ят, относятся к 2 спряжению.
Спряжение можно определить по ударению. Если ударение
падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по
окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-).
Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по
инфинитиву.

18.

Ко 2 спряжению с безударными
личными окончаниями относятся:
все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить,
стелить и образованных от них);
семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть,
ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и
образованные от них);
четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать,
гнать (и образованные от них).
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

19. Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются
разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и
частично по 2 спряжению.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Я хочу
Мы хотим
Я бегу
Мы бежим
Ты хочешь
Вы хотите
Ты бежишь
Вы бежите
Он хочет
Они хотят
Он бежит
Они бегут

20. Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое
совершается без действующего лица. Безличные
глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при
них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и
числам. В настоящем и будущем времени они
употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало.
Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени –
только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью
подморозило Землю.
Часто безличные глаголы образуются от личных с
помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не
спится.

1.6.1. Грамматическое значение глагола. Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

46

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture . He wrote a letter . He will soon recover . Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more , most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

1.6.2. Словообразовательная структура глагола. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов, довольно распространены сложные глаголы, образованные путем конверсии, а также глаголы, образованные путем реверсии (термин Н. Н. Амосовой), т. е. путем отбрасывания конечной части существительного: to blackmail (от blackmailing ); to seabatke (от sea - bathing ).

Приводим наиболее распространённые суффиксы глагола. Суффикс германского происхождения: -en: to redden, to strengthen. Суффиксы романского происхождения: -fy: to magnify, to dignify; -ise: to fraternise, to mobilise.

1.6.3. Морфологическая классификация глаголов. Все английские глаголы подразделяются на две неравные группы на основании определённых морфологических свойств, а именно: по способу образования форм прошедшего времени и причастия второго.

Наиболее многочисленная группа - стандартные глаголы, образующие указанные формы (основные формы) путем прибавления Дентального суффикса, имеющего три фонетических варианта, в зависимости от конечного звука основы: /d/ после звонкого согласного или гласного - saved /seivd/, echoed /"ekoud/; / t / после глухого согласного - looked /lukt/ и /id/ после дентального - l oaded /"loudid/. На письме этот суффикс имеет одну форму -ed.

Вторую группу образуют глаголы нестандартные, распадающиеся на множество подгрупп. Они образуют основные формы

чередованием корневого гласного, иногда с прибавлением дентального суффикса. Это - непродуктивный способ, и глаголы, являющиеся, новообразованиями или романскими заимствованиями, т. е. появившиеся в языке в среднеанглийский период или позднее, принадлежат к стандартному типу, за незначительными исключениями. Однако нестандартная группа устойчива, даже несмотря на то, что ряд нестандартных глаголов перешел в стандартный тип.

Особую группу составляют глаголы неизменяемые: to put, to let, to hit, to cast.

В подгруппе, обычно называемой «смешанной», чередование гласного комбинируется с прибавлением дентального суффикса: to keep - kept - kept , to weep - wept - wept .

Глагол бытия образует претерит супплетивно: am - is - are ; was - were .

1.6.4. Функциональная классификация глаголов. Под функциональной классификацией здесь понимается классификация глаголов по их способности выступать в том или ином типе сказуемого Эта способность непосредственно вытекает из степени лексической полнозначности глагола. Глаголы знаменательные - это глаголы, лексически полноценные, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние. Глаголы служебные –это глаголы, функция которых в составе сказуемых является чисто грамматической.

Служебные глаголы подразделяются на вспомогательные и связочные. Вспомогательные глаголы участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент; их лексическая семантика совершенно утрачена, и поэтому они мoгут сочетаться с такими знаменательными глаголами, лексическая семантика которых противоречила бы семантике вспомогательного глагола, если бы последняя как-то проявлялась: ср. I have lost my umbrella , где глагол to lose был бы невозможен в сочетании с have Именно полная утрата вспомогательными глаголами лексической семантики обусловливает то положение, которое является основным признаком аналитической формы - отсутствие синтаксических от ношений между компонентами формы (1.0.5).

Вторым подклассом служебных глаголов являются глаголы связки. Их грамматическая функция состоит, по определению А. И. Смирницкого, в указании на связь предмета (явления) с каким-либо его признаком. Следовательно, глагол-связка функционирует как самостоятельная синтаксическая единица. Глаголы связки также выступают с обесцвеченной лексической семантикой но последняя в какой-то мере отражена в характере передаваемой ими связи. Глаголы to be , to keep обозначают сохранение признака глаголы to become , to get , to turn - его изменение.

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию это отношение - возможность, долженствование и т. п. - является их грамматическим значением. Можно ли рассматривать это значение как лексическое, остается неясным. Не исключено, что здесь

имеет место слияние грамматического и лексического в семантике передаваемого ими отношения.

Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствуют у них категории лица и числа, рудиментарно представленные в полнозначных глаголах (1.6.8); не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени. Формы будущего у них отсутствуют; значение будущего передается описательными оборотами.

Служебные глаголы способны также выступать в функции глаголов-заместителей или репрезентантов (2.0.7).

1.6.5. Видовой характер глагола. Видовой характер глагола - это зависимое грамматическое значение (см. 1.0.4), объединяющее глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные, непредельные и глаголы двойственного видового характера. Предельные глаголы - это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться: предел ставит барьер, действие исчерпало себя. Таковы глаголы, например, to arrive , to bring , to catch , to break , to discover ; невозможно продолжать прибывать (to arrive ), после того как прибытие совершилось; невозможно продолжать ловить после того, как то, что ловили, поймано и т. д. Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, обусловленный внеязыковой реальностью, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep , to live , to belong , to enjoy . Разумеется, все обозначаемые приведёнными глаголами действия рано или поздно заканчиваются, но не в силу внутреннего предела. Группа непредельных малочисленна. Она включает глаголы, обозначающие статичное отношение как объективного, так и субъективного порядка, а также глаголы положения в пространстве: to consist , to be , to love , to stand , to lie и т. п.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или Другом значении, в зависимости от контекста: to laugh , to feel , to move , to walk , to look :

Then, from t h e first court, Crawford walked smoothly into view. (Snow) The rain swept his face and he moved away quickly. (R. Williams) - предельное значение;

He mould have to walk the five miles north. (R. Williams) ... the long road into the town. Nothing moved along it, except the bare trees in the wind. (R. Williams) - непредельное значение.

Основными факторами контекста, способствующими реализации того или иного значения, являются обстоятельства, а также наличие однородного сказуемого, выраженного предельным или непредельным глаголом.

Как при всех семантических и семантико-грамматических классификациях, границы между группами неустойчивы. Непредельный глагол в некоторых условиях контекста может выражать

предельное значение; но предельные глаголы, как правило, не утрачивают значения внутреннего предела.

1.6.6. Соотношение видового характера глагола с его грамма тическими формами. Зависимое грамматическое значение предельности/непредельности рассматривается здесь по той причине, что оно реагирует на видовое значение глагольной формы, как будет показано ниже. Видовой характер глагола - отнюдь не грамматическая категория, так как он не имеет соответствующих формальных признаков. Но его способность либо согласовываться со значением видовой формы, либо, если видовой характер противоположен видовому значению формы, видоизменять это значение указывает на наличие в нем грамматического начала.

Необходимо подчеркнуть, что видовой характер глагола не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом. Непредельные глаголы соответствуют несовершенному виду: спать, лежать, жить. Но предельность может передаваться в русском как совершенным, так и несовершенным видом: ср. he approached - он при близился (совершенный вид), но he was approaching - он приближался (несовершенный вид).

1.6.7. Грамматические категории глагола. Английский глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные формы лица и числа; можно ли отнести их к категориям, вопрос спорный, так как они не представляют собою системного ряда форм (например, в претерите глаголов, за исключением глагола to be "быть", эти формы вообще отсутствуют).

Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы, - причастие, герундий, инфинитив, - имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

1.6.8. Категории лица и числа. Категории лица и числа - категории внутрипарадигматические, существующие в любой парадигме личных форм глагола. Таково положение, обычное для флективных языков: ср., например, русск. читаю, читаешь, чи таете и т. д., буду читать, будешь читать... Правда, в прошедшем времени русского глагола лицо не выражено в глагольной форме (я, ты, он читал, читала), но зато выражена категория рода, глагольной форме обычно несвойственная - результат происхождения этих форм из древнего причастия.

В английском категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа; came , stopped , looked и т. д. получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или

существительное, являющиеся подлежащим предложения: he came , the train stopped , they looked ,

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was , were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в единственном числе выражены первое и третье лицо, множественное число не имеет форм лица: am , is , are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица единственного числа: comes , looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание -s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность и не имеющая - s : это - так называемая форма первого лица, где, однако, отнесенность к лицу передается местоимением: I look . Окончание - s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к третьему лицу - they look - и не имеющая окончания -s. Таким образом, парадигматически форма глагола на -s изолирована. Однако, если обратиться к её функционированию в предложении, мы видим, что она очень чётко противопоставлена форме подлежащего, выраженного существительным: the train stop - s , the train - s stop . Таким образом, морфологически изолированная форма оказывается хорошо интегрированной синтаксически.

В парадигме будущего времени, по правилам школьной грамматики, существуют формы лица: для первого лица обоих чисел shall , для остальных - will . Категория числа, следовательно, даже по этим правилам отсутствует. Но и категория лица гораздо менее чётко выражена, чем это формулирует нормативная грамматика: во-первых, существует в разговорной речи форма -" ll , лишённая признаков лица или числа; во-вторых, наряду с употреблением формы -"ll , очень сильна тенденция употреблять will с местоимениями первого лица (см. 1.6.12.3).

Таким образом, как мы видим, категории лица и числа представлены фрагментарно и асимметрично. Это - остаточные категории (ранее они были выражены более системно). Следует заметить, что в кокни глагол бытия также утратил формы лица: в отрицательной форме для всей парадигмы презенса функционирует форма ain " t ; для первого лица в единственном числе возможна также форма I " se . Вместе с тем, в кокни свободно чередуются форма с - s и без нею (базисная форма) со значением единственного и множественного, числа:

CLIFFE: What do you do with yourself? BOY: I go to the races in me top hat. CLIFFE: Then? BOY: I reads till they puts the lights out. (R. Jenkins)

1.6.9. Система видовременных форм. Ведущей категорией в сиcтеме видовременных форм является категория времени. Реальное время - форма существования материи - находится в постоянном движении и непрерывно изменяется. Глагольные времена

(tenses) в реальной речи могут отражать реальное время (time), когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные временные формы выражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи. В любом фиксированном тексте глагольное время носит условный характер; в силу своей фиксированности оно «отстает» от реального времени. Поэтому, как правило, в письменном тексте глагольное время всегда условно; исключением являются, возможно, тексты, излагающие такие научные данные, которые продолжают на данном отрезке времени (реального) оставаться актуальными. В произведениях художественной литературы время всегда условно: автор произвольно выбирает ту точку отсчета, вокруг которой строится повествование.

Однако соотношение реального и условного времени не влияет на функционирование видовременных форм: для обозначения реального и условного времени используются одни и те же формы. Напомним, что реальное время может быть отражено только в живом устном общении; фиксация его на письме сразу сообщает ему условный характер.

Грамматическая категория времени (tense) - отношение действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь самую разнообразную протяженность, от периода, измеряемого минутами (в прямой речи), до бесконечного временного пространства. Прошедшее - отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момента речи; будущее - отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момента речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Соотношение с моментом речи действительно для глагольных форм, передающих динамическое развитие действия. Однако, наряду с этим, существуют видовременные формы, функцией которых является детализация действия в определённой временной сфере, а не динамическое его развитие. Если действие относится к настоящему, эти формы соотнесены с моментом речи. Если же выражаемая ими детализация касается действия в прошедшем времени, они соотносятся с точкой отсчета в прошлом; она может быть указана лексически или с помощью другого действия, происходящего в данный момент, но непосредственного соотнесения с моментом речи тогда не наблюдается (см. 1.6.12.2). Эту точку отсчета мы назовем временным центром прошедшего времени. Сам временной центр соотнесен с моментом речи через динамическое действие; но детализирующие формы соотнесены только с этим центром:

As we drank Brown"s health, I caught his dark, vigilant eye. He had tamed Winslow for the moment; he w as show-ing Jago at his best... (Snow)

Формы had tamed и was showing не развивают действия во времени, они не динамичны; они детализируют положение вещей,

обозначенное глаголами drank и caught , которые являются указателями на временной центр, т. e. точку отсчета в прошедшем времени.

В будущем времени для детализирующих форм также отмечается временной центр; однако соотнесённость с ним встречается в текстах редко, - видимо, в связи с тем, что связные повествовательные отрезки нехарактерны для будущего.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Сравните с русским видом, где только несовершенный вид имеет формы времени (объясняю - объяснял), но совершенный вид (объяснил) может быть соотнесен как с настоящим, так и с прошедшим временем. В самой форме указания на время нет.

В английском вид можно точнее определить как категорию, передающую характер протекания действия по отношению к моменту (отрезку) времени, указанному формой. Поэтому видовые формы названы видовременными формами (разрядами), чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском.

1.6.10. Систематизированный контекст. Инвариантное значение формы вытекает из отношения обозначаемого действия к точке отсчета и обнаруживается в минимальном контексте, включающем только главные члены предложения и, возможно, дополнение первое. Варианты значения возникают только при наличии определённого типа контекста, обычно обстоятельственных членов предложения, который мы назовем систематизированным контекстом. То или иное вариантное значение бывает обусловленное только определённым характерным для него систематизированным контекстом и не реагирует на другие виды контекста. Так, временная отнесенность действия в предложении I dine with ту sister , где глагол передает обычнее действие в сфере настоящего, может быть изменена добавлением обстоятельства времени, указывающего на будущее: Tomorrow I dine with my sister . Никакой другой контекст, например обстоятельства места, указание причины и так Далее, не создает данного варианта: I dine with my sister at home .; I dine with my sister because she likes it ... Обстоятельство будущего времени функционирует здесь как систематизированный контекст.

Прекрасным примером систематизированного контекста является широко известный пример немецкого лингвиста Дейчбейна: I always buy it at the same shop . Дейчбейн утверждает на основании этого примера, что презенс основного разряда (Indefinite) имеет заложенное в него значение повторности. Однако в приведённом примере значение многократности создается обстоятельством always и, до известной степени, определением same .

Систематизированный контекст чрезвычайно важен именно для гагола-сказуемого, представляющего собой динамический центр предложения. Как мы увидим ниже, именно систематизированный контекст обусловливает вариантные значения глагольных форм, обычно называемые «второстепенными», что вполне справедливо, но не раскрывает источника этих значений.

1.6.11. Парадигматические разряды. Английская видовременная система включает четыре парадигматических разряда 1: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами. Мы рассмотрим их в пределах действительного залога; значение тех же форм в пассиве в общем совпадает с их значением в действительном залоге; а те случаи, которые требуют особого рассмотрения, будут даны в разделе, посвященном страдательному залогу.

1.6.12. Основной разряд. Основной разряд, как указано выше, выражен простым глаголом в утвердительной форме презенса и претерита; отрицательная и вопросительная формы образуются

с помощью вспомогательного глагола do ; будущее выражено только аналитическими формами.

Таким образом, глагольная система действительного залога изъявительного наклонения включает только две неаналитические парадигмы: презенс - look , he look - s ; претерпит - looked .

1.6.12.1. Презенс основного разряда. В грамматиках основной разряд обычно называется «неопределённая форма». Это - перевод английского Indefinite. Поскольку этот разряд является стержневым во всей видовременной системе, мы будем называть его «основным», как в книге «Современный английский язык». Вместе с тем, название Indefinite не случайно: действительно, формы этого разряда не характеризуют действия со стороны характера его протекания, они только констатируют его наличие (или отсутствие) и помещают его в тот или иной временной отрезок.

Презенс, естественно, помещает действие в отрезок настоящего. Действие, обозначаемое презенсом основного разряда, может иметь неограниченную длительность, при которой настоящее растягивается, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее. Это - так называемые «общие истины»: Water boils at 100° С.

Презенс основного разряда может также употребляться в любом высказывании, констатирующем нечто обычное, какое-то положение вещей, существующее в данном отрезке времени: In the bird

1 Термин «разряд» имеет то же значение, что «форма», и введен во избежание повторений термина «форма», затемняющих смысл: «Все видовременные формы, роме презенса и претерита основной формы, выражены аналитическими формами ... А

Общее грамматическое значение. Глаголы называют различные действия: действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.; действия, называющие перемещение и положения в пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и др.; действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Слайд 3 из презентации «Признаки глагола» . Размер архива с презентацией 340 КБ.

Русский язык 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Общение и речевой этикет. Глубокое знание родного языка. Экология языка. Причины кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Коммуникативная функция. Аккумулятивная функция языка. Номинативная функция языка. Культурные условия. Необходимость экологии русского языка. Сознание человека. Функции языка. Культура общения в современном мире. Осознание причин кризисного состояния языка.

«Новый учебник русского языка» - Русский язык. От практики – к теории. Условия для успешной подготовки к экзамену. Учебники для 10, 11 классов. Создание развивающей среды. Ключевые положения. Кандидат педагогических наук. Работа с поэтическими текстами. Культуроведческий подход. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Памятки. Организация учебного материала. О музыке Шостаковича. Формирование способности к самооценке.

«Сочинение части С в ЕГЭ» - Основные проблемы. Пишем вступление. На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Требования к части С. Формулируем вывод. На что способно настоящее искусство. Формулируем позицию автора. Сформулировать – значит растолковать. Позиция автора. Учимся писать сочинение-миниатюру. Пишем основную часть. Совет. Что у нас получилось.

«Грамматические нормы» - Выберите правильную форму слова. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Предлог должен быть употреблен с существительным. Два студента. Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм. Ошибки в форме слова. Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам. Существительные мужского и среднего рода. Отметьте примеры с ошибкой в форме слова. Числительное ОБА имеет две формы рода.

«Часть С в ЕГЭ по русскому языку» - Соблюдение фактологической точности. Число допустимых ошибок четырёх видов. Часть С: критерии оценивания сочинения. Блок «Человек и язык/речь». Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Соблюдение пунктуационных норм. Требования к содержанию части С. Позиция автора по прокомментированной проблеме. Часть С: проблема прочитанного текста. Структурные компоненты задания. Часть С: аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

«Способы связи слов в словосочетании» - Задание В3. Виды связи в словосочетаниях. По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний. Как определить словосочетание. Отточенная художественно. Мой мозг. Записать предложения, выписать из них словосочетания. Тесты. Грамматическая основа. Согласование. Сколько простых словосочетаний со связью управление. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола.