Психология саморазвития человека, методы и этапы

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно, к ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение даёт возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление ("подведение" себя под определенные нормы и требования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: "Мечту достигают упорным трудом", "Победи себя, если хочешь победить других", "Иди вперед и не сдавайся" и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Если Вы не уверенны в себе, постоянно получаете от жизни пинки и набиваете шишки, не получая при этом ни малейшего удовольствия от жизни, выход из этой ситуации существует только один, и это саморазвитие.

Достаточно не простая задача, скажу я вам, но человеку на самом деле все под силу, нет ничего невозможного. Невозможно - это всего лишь слово, и при большом желании даже самые сокровенные мечты превращаются в реальность. Необходимо лишь постоянно трудится и страстно хотеть изменить себя и свою жизнь.

Невозможное возможно, запомните это и в путь с гордо поднятой головой все к новым вершинам и знаниям.

Первое чему необходимо научиться для собственного саморазвития это правильно читать любую книгу. Дадим несколько практических советов, как извлечь из книги максимальную пользу.

Перед тем как начинать личностный рост, нужно понять что такое процесс саморазвития, проникнуть в его суть для более глубокого понимания предмета.

Если углубиться в историю психологии, немало ученых писали о личностном развитии, проведем небольшой обзор моделей личного развития, как классиков так и более современных психологов.

Можно с полной уверенностью сказать, что успешность человека измеряется как внешними, так и внутренними факторами. В зависимости от этого можно выделить несколько типов людей, которые стремятся к реализации своих жизненных целей.

Встречаются люди, которые живут, абсолютно не имея перед собой поставленной цели, не имея таковой, просто не возможно поставить перед собой конкретные задачи, выполнение которых будет способствовать воплощению ваших желаний. Очень важно в саморазвитии и жизненном росте поставить их, сделаем первый подготовительный шаг.

Очень важно для достижения тех или иных жизненных результатов поставить перед собой правильные цели. Постепенное выполнение поставленных задач будет продвигать вас к воплощению ваших самых сокровенных желаний. Ваши мечты сбудутся.

Интересная методика управления делами которая поможет правильно раставить приоритеты в течении дня, как для работы над собой так и над своими жизненными задачами.

В процессе саморазвития очень важно знать себе цену, так как это означает знать в первую очередь чего от жизни хотите получить вы и каких результатов в конечном итоге вы достигнете.

Случается так, что в процессе своего саморазвития, да и развития в жизни в целом, опускаются руки и наступает момент, когда ничего не хочется делать и кажется что абсолютно ничего больше не получиться, есть несколько весомых причин не опускать руки.

Для каждого из нас знакомо состояние лени, когда не хочется ничего делать, упадок сил и апатия ко всему. С этим состоянием необходимо и нужно бороться, в этом заключается важная часть саморазвития человека. О том, как это сделать наиболее эффективно мы поговорим с вами в этой статье...

На самом деле это очень важно, особенно когда Вы хотите развиваться и совершенствоваться как личность. Без этого довольно часто возникают различные в первую очередь внутренние проблемы, которые могут не давать душевного покоя очень долгое время.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Думаю, что мы уже разобрались, в предыдущей статье: « » Поэтому в этой статье мы с вами выясним как выработать маршрут к «себе лучшему», с чего начать движение и на что обратить особое внимание, чтобы уже в ближайшее время получить ощутимые результаты. О том, как заниматься саморазвитием, написано очень много. Я постараюсь выбрать главное, с моей точки зрения, и изложить это главное максимально доступно.

Итак, начнем мы, пожалуй, с изучения этапов, которые традиционно проходит личность в своем развитии. Ведь личностный рост, как и все в этом мире формируется не одномоментно, а проходит в своем развитии ряд фаз.

Этапы саморазвития

  • Самопознание . Еще в IV веке до нашей эры, семеро античных мудрецов сформулировали и начертали на храме бога Аполлона в Дельфах абсолютную и универсальную истину: «Познай самого себя». Человек, мыслящий, должен четко представлять свои жизненные приоритеты, идеалы, качества, которые позволят двигаться «вперед и вверх». Только дав ответ на вопрос: «Кто я в этом мире?», можно пытаться искать ориентиры и направление движения.
  • Постановка целей . Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными, но в любом случае они должны быть гибкими и не должны противоречить друг другу. Кроме того, итогом целеполагания должен быть конкретный результат и процесс – систематические занятия. Сама по себе проблема постановки жизненных целей в аспекте саморазвития – это очень важная и емкая тема, которую мы обсудим в одной из следующих публикаций.
  • Способы достижения поставленных задач. Саморазвитие – это процесс очень индивидуальный. Поэтому универсальных советов по достижению вершин личностного роста просто не может быть. Ответ на вопрос о способе совершенствования себя (физического, ментального или духовного) можно долго искать в умных книгах, а можно получить, как говорится, «просто с неба». На ум приходит история о американском бизнесмене и азартном игроке МС Девисе. Случайно, из-за дорожного затора, попав на детскую лекцию об уничтожении живой природы, он вдруг обрел смысл своей жизни. За двадцать лет бизнесмен-меценат вложил в проект Nokuse, рассчитаный на триста лет, девяносто миллионов долларов. Благодаря чему на землях, выкупленных у деревоперерабатывающих компаний, высадили восемь миллионов саженцев болотной сосны.
  • Действие . Мое любимое выражение: «Дорогу осилит идущий». Ведь только начав действовать, сделав к мечте хотя бы один шаг, можно надеяться на достижения результата.

Программа саморазвития включает в себя различные направления, в том числе, совершенствование характера, формирование волевых качеств, развитие интеллекта, духовности, физической формы. В целом, саморазвитие является как мощным фактором делового успеха, так и успеха в личностной сфере жизни человека.

Способы саморазвития

  1. Выбрать приоритеты . Чтобы идти к вершине, не останавливаясь и не блуждая, человеку нужно четко представлять направление движения. Стивен Кови, известный коуч и бизнес консультант, акцентировал внимание на том, что большинство сегодня главной метафорой своей жизни выбирает часы, тогда как следовало бы ориентироваться, в первую очередь, на компас. Главная задача личности – найти свой истинный путь. Следует в центре внимания держать не скорость, планы и расписания, а приоритеты.
  2. Осознание полноты жизни . Часто в потоке жизни человек воспринимает мир либо как серую вязкую субстанцию, либо в виде пестрого хаотичного калейдоскопа. Чтобы воспринять полноту момента, гармонию мира и его многогранность стоит применить принцип «быть здесь и сейчас». В любой момент можно дать себе команду: «Стоп. Осознай. Почувствуй».
  3. Концентрация внимания. У индейцев есть история, что мозг человека – это маленькая обезьянка. Она постоянно куда-то лезет, чешется, что-то рассматривает, жует, но ее можно приручить. Так же нужно поступить и с сознанием. Когда ум скачет с мысли на мысль, с идеи на идею, скажите ему: «Вернись! Смотри сюда!» Кстати, хочу вас заверить, что этот прием действует безотказно. Я проверил на себе и пришёл к выводу, что с помощью самоконтроля можно полностью сфокусироваться на задаче, отбросив все остальное. Так я аккумулирую сознание и КПД в процессе стает в разы выше.
  4. Записывайте мысли. Чтобы сформировать и укрепить любое намерение, советую фиксировать все гениальные и не очень мысли всплывающие в вашем сознании по поводу той или иной проблемы. Используйте для этого блокнот, органайзер или диктофон. Дав установку своему подсознанию генерировать идеи в заданном направлении, вы вскоре получите очень много подсказок и поймете, что и как делать дальше. Кроме того, при разборе полетов мысли, обращайте внимание на повторяющиеся задачи. Замечено, что отложенная трижды задача не стоит потраченных на ее решение усилий.
  5. Время. Бережно относитесь к такому ценному ресурсу, как время. Используйте методики тайм-менеджмента. Стоит поучиться произвольной забывчивости, так как часть проблем решаются сами собой, и поработать над умением отслеживать и блокировать «пожирателей времени»: пустые разговоры, общение в сетях, поглощение и реакция на ненужную информацию.
  6. Окружение . Общение с людьми, которые могут вас чему-то научить, воодушевить, повести за собой. В то же время, советую ограничить взаимодействие с теми, кто тянет вас вниз, грузит нытьем и жалобами.
  7. Движение к цели . Освоив искусство маленьких шагов, вы будете неукоснительно продвигаться к поставленной цели. Малейшее движение в очерченном направлении уже является результатом.
  8. Многовекторность . Умение за одну единицу времени достигать нескольких результатов. Например, став на беговую дорожку, можно воткнуть в уши наушники с кислотной музыкой, а можно послушать аудиокнигу или повторить слова иностранного языка. Какой вариант эффективнее? Бесспорно – второй! Но тут нельзя увлекаться, если задача серьезная, лучше всецело сконцентрироваться на ней.
  9. Стресс. Автор книги «Как работать 4 часа в неделю» Тим Феррис советует научиться использовать стресс. Звучи парадоксально. Не правда ли? Но именно определенный уровень стресса формирует в вас достаточную мотивацию. Оказывается, есть, так называемый, «хороший» стресс – эмоциональные всплески (не всегда со знаком плюс), которые заставляют выйти из зоны комфорта.

Конечно, способы саморазвития этим списком не исчерпываются. Каждая духовная практика, каждый гуру психологии скорее всего предложит вашему вниманию еще много других способов. Описанные в этой статье, мне кажутся наиболее универсальными.

2 мощные техники

И, наконец, хочется сделать вам, дорогие читатели моего блога небольшой подарок. Два великолепные упражнения, помогающие восстановить внутреннюю гармонию и мотивировать себя на активное продвижение к вершинам.

Замечательная техника, с помощью которой можно удивительным образом прокачать жизнь, описана в книге вьетнамского духовного лидера и мастера дзен Тит Нат Хана «Мир в каждом шаге» . Автор предлагает пересмотреть отношение к реальности. «Мы часто задаем себе вопрос: Что не так? И вокруг сразу формируется негативное поле. А что если бы мы научились бы спрашивать у жизни: «Что так?» При этом подольше переживать те ощущения, которые формирует ответ».

«Час силы», техника разработанная Энтони Роббинсом. В основе три кита: планирование дня (десять – пятнадцать минут), концентрация на цели и осмысленное проговаривание установок. Давайте поговорим об установках или их еще называют аффирмации. Именно они определенным образом программируют сознание. Это очень мощный инструмент который удивительным образом пополняет энергические ресурсы и работает как магнит, который притягивает и ресурсы, и людей, и события. Вот несколько подобных установок (аффирмаций):

  • я ощущаю в себе силу, решительность, счастье;
  • я уверен в своем потенциале;
  • я проживаю каждый день энергично и со страстью;
  • все, что я начинаю, довожу до совершенства;
  • я спокоен и уверен в себе;
  • я благодарен за каждый прожитый день;
  • я щедр и с радостью делюсь своим изобилием.

Заключение

Есть множество разных техник и методик саморазвития человека. О лучших из них, я расскажу в следующих публикациях.

Подписывайтесь на обновления, что бы не пропустить выхода новых интересующих Вас новостей, со страницы блога.


Успехов Вам друзья, во всех начинаниях