Почему икона называется нечаянная радость. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость

Когда-то давно я очень долго мечтала о ребенке, но так у меня ничего и не получалось. Время шло. Мой любимый человек меня постоянно толкал на лечение. Я ходила по больницам, отдавала огромные деньги на лечение и ничего у меня не получалось. Как-то встретила одну знакомую своего возраста и была огорошена новостью, что она родила дочку. Хотя у этой семейной пары тоже возникли проблемы с ребеночком и она мне сказала: «Найди чудотворную икону «Нечаянная радость. Она есть где-то в Москве и помолись ей. Нам эта икона, как видишь, помогла». Шло время, а я так и не решилась на поиски (наверное все в жизни предопределено и все происходит в нужное время. Однажды, гуляя по Царицыно, зашли рядом в церковь и тут я вспомнила про икону Нечаянная радость, спросила одну женщину о местонахождении иконы и как все оказалось просто. Оказывается недалеко от Храма Спасителя находится храм Илии Пророка и именно там можно помолиться этой чудотворной иконе. Увидев эту икону, я поразилась, сколько от нее идет тепла и веры в лучшее. Твоя душа очищается, ты начинаешь верить в то, о чем давно потерял надежду. Я просила и мне было дано. Через месяц я забеременела. Это было чудо, произошедшее со мной. Чудо, о котором я так мечтала. Моему чуду недавно исполнилось уже 2 года и 4 месяца и я не забываю благодарить Бога и Богородицу за то, что они мне дали почувствовать радость материнства. Если у Вас есть какое-то тайное желание или Вы потеряли веру, обязательно, если будете в Москве, посетите Храм Илии Пророка и поклонитесь этой иконе.

Так что же это за икона. Откуда в ней такая сила? Какова история создания этой иконы?

В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно1. Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный…»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость» помогает обрести душевное равновесие и внутреннюю духовную силу. Как написала Марина Ивановна Цветаева в «Стихах о Москве»:

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
– Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Молитва перед этой иконой помогает получить все, чего мы так долго желали, чего уже не чаяли получить, каждый по своему желанию: для священника это может быть раскаяние грешника в пастве и спасение его души, для молящего о прощении прегрешений – прощение. Родителям помогает в случаях, если необходимо образумить детей, отбившихся от рук, пошедших по порочному пути. По просьбам людей кто-то находит потерянных близких, кто-то примиряется с тем, с кем примирение кажется уже невозможным, и случается многое, многое другое, даже кажущаяся неудача может обернуться счастливым случаем.

Считается, что молитва перед иконой «Нечаянная радость» помогает в исцелении от болезней, особенно связанных с глухотой. Здесь физическая глухота, наверное, подсознательно ассоциируется у верующих с глухотой духовной, с утратой нравственных ориентиров, что очевидно проявляется на телесном уровне.

Также молитва перед иконой Богоматери «Нечаянная радость» помогает обрести именно такую радость, самую удивительную, потому что она – нежданная, внезапная. Известно, что в Великую Отечественную войну многие женщины в тылу молились перед этой иконой (об этом есть сведения) о мужчинах своей семьи, пропавших без вести, а иные – даже о павших, после похоронки. И случалась нечаянная радость – сведения о гибели оказывались ошибочными, боец возвращался домой. Многие верующие знают: проси у Ее иконы «Нечаянная радость» всего, о чем скорбит душа, а Она, Заступница, помогает всем, с верой и молитвой притекающим, даже в том, что кажется уже почти невозможным, возвращая потерянные надежды.

Молитва перед иконой и знание событий, которые связаны с рождением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение, а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дарует надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорбей, если они присутствуют в их жизни.

В православной традиции икона становится особо почитаемой или даже чудотворной после определенных сверхъестественных событий. Но есть один образ, создание которого предварило чудесное происшествие. Сама икона представляет собой не только традиционный лик Божией Матери и Младенца Христа, но являет целую иконографическую композицию.

«Руно орошенное»

Среди многочисленного литературного наследия митрополита Дмитрия Ростовского, по словам академика Д. С. Лихачева, последнего значимого писателя православной Восточной и Южной Европы, имеется описание чудес, бывших от икон Пресвятой Богородицы. Книга называется «Руно орошенное» и повествует о необыкновенных событиях, имевших место в Ильинском монастыре города Чернигова. Святитель Дмитрий рассказывает о многочисленных чудесных исцелениях, происходивших во время чтения молитв перед иконой Матери Божией, чему свидетелем он сам являлся.

Последовательно описывая 24 чуда, автор прилагает к каждому из них по два душеполезных слова с поучительными примерами из жизни святых. В последней главе он приводит описание случая, произошедшего с одним грешником. Источник этих сведений, место событий и имя человека неизвестны. Книга была издана в 1683 году и посвящена прославлению местночтимой иконы Богоматери (правда, информации о том, какой именно, также не сохранилось).

Повествование о чуде в изложении Дмитрия, Митрополита Ростовского

Святитель описывает это так. Один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы словами благовестия Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» После такого благочестивого упражнения он отправлялся совершать некое скверное дело. В один из дней во время молитвы он увидел, как из ран на теле Младенца истекает кровь. Видение повергло несчастного в ужас. В исступлении он обратился к Божией Матери с вопросом: "Кто совершил это преступление?"

Матерь Божия ответила, что грешащие люди уподобляются древним иудеям, приговорившим Христа к мучительной смерти: «Ты и подобные тебе грешники распинаете Сына Моего». Человек стал молить о милосердии и прощении, на что ему был дан ответ: «Называете Меня Матерью милосердия, а в то же время доставляете Мне скорби делами своими». На человека снизошло прозрение о том, что греховные поступки имеют воистину вселенские последствия. Он стал умолять Матерь Божию о заступничестве перед Спасителем.

Только после третьего прошения Младенец Христос согласился принять ходатайство Богородицы. Божественное установление повелевает, чтобы Сын чтил Мать. А Тот, Кто установил Закон, Сам должен его исполнять. Ради мольбы Богородицы, этому человеку были отпущены грехи. Видение исчезло. Очистилась и залитая кровью икона. Нечаянная радость прощения грехов преобразила внутренний мир человека. Вдохновленный сверхъестественным вмешательством и заступничеством, с того момента грешник начал новую жизнь.

Уникальный иконографический извод

Внезапное внутреннее озарение и последовавшие вслед за этим покаяние и исправление грешного человека явились причиной того, что в литургическом обиходе русской Церкви появилась икона «Нечаянная Радость». Значение нового образа было настолько близко верующим, что к концу XVIII века почти в каждом храме имелся список этой иконы. Кто был автором живописного образа чуда - неизвестно. Радостью именуется Сама Богородица, поэтому слово в названии пишется с заглавной буквы.

Икона «Нечаянная Радость» - уникальное явление в церковном изобразительном искусстве. Образ представляет собой динамически развивающийся сюжет. На изображении присутствует икона Богородицы в киоте. Как правило, используется один из трех самых распространенных типов - «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «указывающая путь к спасению души». Изображается как бы икона в иконе, а действие происходит в храме.

В нижней части напольного киота с образом Девы Марии иконописцы размещают начальные фразы повествования о чуде, взятые из книги «Руно Орошенное», или слова Архангельского благовестия, или же отрывок молитвы перед иконой «Нечаянная Радость». Иногда историю спасения грешника в кратком изложении помещают внизу композиции.

Неотъемлемым фрагментом сюжета является фигура стоящего на коленях перед святым образом мужчины. Его покаянный облик обращен к Богородице с Младенцем. На иконе в виде узкой полосы-ленты пишут слова речи самого мужчины к Матери Божией и Ее ответ. Младенец Христос изображается с открытыми кровоточащими ранами-язвами на теле, которые появились у Него впоследствии, при распятии на кресте

Неповторимая особенность иконы именно в том, что образ, к которому взывает мужчина, развернут непосредственно к грешнику. Этим икона «Нечаянная Радость» отличается от канонического изображения Одигитрии, в котором Матерь Божия склоняется над Богомладенцем. Подобный художественный прием позволил отобразить суть чуда - обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Чудотворная икона «Нечаянная Радость» в храме пророка Ильи

На окраине столицы в Острожье более трехсот лет назад на месте ветхого деревянного храма в честь прока Илии был воздвигнут новый каменный. В наши дни эта приходская церковь известна как храм Илии Обыденного. Множество паломников устремляется сюда потому, что здесь находится, пожалуй, самая чтимая в России икона «Нечаянная Радость». О том, кем и когда был написан чудотворный образ, история сведений не сохранила.

Первоначально икона хранилась в храме св. царей Константина и Елены, у южной стены Кремля в нижнем саду. В конце XIX века здесь служил известный московский проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Амфитеатров. Отец Валентин регулярно читал перед иконой акафисты. Молебны собирали большое количество верующих горожан. После разрушения Константино-Елененского храма в 1928 году образ переправили в Сокольники в Воскресенский храм, в котором имелся придел «Нечаянная Радость». Только в конце войны икона заняла нынешнее почетное место в Ильинской церкви.

Святой образ украшен серебряным окладом и множеством лампад. Украшения, оставленные благодарными верующими, свидетельствуют о многочисленных чудесах, которые оказала икона «Нечаянная Радость». Значение этой святыни поистине всероссийское. На окладе имеется надпись, гласящая о том, что в 1959 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия I на иконе была установлена риза. Перед этим образом очень любил молиться Патриарх Пимен, смиренно считавший себя прихожанином этого храма. Сама церковь в советское время никогда не закрывалась, и службы в ней не прекращались. Здесь сохранялись многие святыни из разрушенных и закрытых храмов и монастырей Москвы.

Одним из сокровищ великого духовного наследия наших благочестивых предков является икона «Нечаянная Радость». Фото этого чудотворного образа, благоговейно почитаемого многими православными верующими, представлено ниже.

Храм в Марьиной роще

К северу от Садового кольца, на улице Шереметьевской, находится построенный в первом десятилетии прошлого века храм иконы «Нечаянная Радость». Благолепная церковь была воздвигнута на пожертвования прихожан слободы Марьина Роща. Участок земли для такого богоугодного дела предоставил сам граф А. Д. Шереметьев. В новую церковь был перевезен написанный в середине XIX столетия чудотворный образ «Нечаянная Радость». Икона, где находится и частица мощей мученика Трифона, весьма почитаема среди верующих Москвы и паломников. Прихожане фиксируют чудеса, происходящие в храме от этой иконы. Одно из самых ярких произошло в 2003 году, когда престарелый иудей захотел креститься.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

В православной литургической традиции есть особая форма песнопений, именуемая акафистом. Впервые подобное произведение было создано в VII веке в Византии. Акафист в переводе с греческого означает "неседальное пение" (то есть такое, при котором нельзя садиться, и слушать нужно очень внимательно). В эллинской богослужебной практике акафистом называют только оригинальное песнопение.

В русской Церкви эта форма получила широкое распространение в конце XIX века. К 1901 году цензорами Синодальной комиссии было допущено к печати и последующему употреблению около ста шестидесяти подобных произведений. К этому времени был написан и акафист иконе «Нечаянная Радость». Как и большинство творений своей эпохи, хвалебный гимн в торжественной форме пересказывает описываемые Дмитрием Ростовским события.

В церковном обиходе акафисты читаются в конце Вечерни, вместо кафизм на Утрени, а чаще всего на молебне после Литургии или по запросам прихожан. Чтение акафиста, как на общественном богослужении, так и индивидуально, помогает усилить молитвенное обращение, собраться с мыслями и четко сформировать внутренний духовный строй.

Почему христиане молятся разным иконам

Христианская вера свидетельствует, что Пресвятая Богородица является самой великой Святой. Молитвы за людей Пречистой Девы, вернее сказать, ходатайства за них перед Богом, наиболее действенны. Верующие в своих воззваниях к Богородице просят Ее не просто помочь или услышать, но и спасти. А ведь спасать может только Христос Бог. В этом нет никакого противоречия или искажения догм. Когда христиане призывают Богородицу спасти, они верят в Ее необычайное духовное могущество.

В связи с этим особую важность для молитвенной практики приобретают иконы. Икона в переводе с греческого, означает образ, не саму суть предмета, но его видимость. Воздавая им почести, верующие тем самым выражают молитвенное благоговение перед той личностью, чей лик присутствует на святыне.

С каждой иконой Богородицы связано одно или несколько сверхъестественных событий. Верующие люди в истории жизни святых и Матери Божией находят примеры чудесного избавления от бедствий, болезней, разрешения проблем. Церковные молитвы и образы лишь помогают правильно оформить и выразить свои духовные нужды. Так и молитва иконе «Нечаянная Радость» имеет свои особенности. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Икона является своеобразным окном в иное измерение. Святые образы можно сравнить с духовным костылем для неокрепших и колеблющихся душ. Эта опора способствует отрешению об обыденной суеты и созданию молитвенного настроения.

Кому помогает чудотворная икона

Многие люди ошибочно полагают, что чудотворные иконы - это своеобразные аккумуляторы благодати, которой можно пользоваться в случае возникшей необходимости. То есть если добраться до особо чтимого образа, то в обязательном порядке произойдет чудо, и все, что желается, сбудется. Верующие свидетельствуют, что икона «Нечаянная Радость» помогает обрести именно потерянную надежду.

Благодать исходит не от доски, покрытой красками, помощь идет не от образа, а посредством образа. Можно годами прикладываться к иконе, возжигать десятки свечей, проделывать путь в сотни километров и при этом не иметь веры в действенность силы Божией благодати. А можно единожды поклониться святыни, не ожидая при этом никакого чуда, и получить не желаемое, а необходимое.

Другая крайность - излишняя самонадеянность или дерзость. Некоторые полагают, что если усердно исполнить все внешние предписания церковного устава, то автоматически будет ниспослан дар свыше. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» не является своеобразным оберегом, гарантированно обеспечивающим благополучие или невидимую защиту. Это символ благодатной помощи, способный эту самую помощь оказать.

О чем следует молиться перед иконой

С какими прошениями следует обращаться к Богородице перед этой иконой, говорится в канонической молитве. В богослужебном тексте пишется о том, что икона Божией Матери «Нечаянная Радость», а точнее, молитвенное обращение посредством нее к Пречистой Деве, поможет избавиться от многих болезней, в первую очередь связанных со слухом. Имеется в виду не столько физиологическая способность человека, сколько умение слышать ближнего, а самое главное - быть духовно восприимчивым к нравственным призывам Господа и Его святых.

За более чем двухсотлетнюю историю почитания святыни сложилась традиция молиться перед этим образом при долгой разлуке супругов и потере связи с родными. Молитва иконе «Нечаянная Радость» особенно действенна в крайне сложных жизненных невзгодах, в спасении от несправедливых обвинений, в безнадежных обстоятельствах.

Находящиеся в пути и в сложных условиях близкие и родные нуждаются в духовной помощи и защите от опасностей и различных превратностей судьбы. А также в скором и благополучном возвращении. Порой мы сами не можем предположить, какие нас ожидают неприятности. Именно в преодолении подобных препятствий и содействует молитва перед иконой. Нечаянная радость - та, которую мы уже и не ждали, не надеялись, не чаяли - а она нас озарила.

Внезапной радостью для многих является появление на свет ребёнка. Известно множество свидетельств, когда после молитв перед иконой «Нечаянная радость» у отчаявшихся и потерявших всякую надежду супругов рождались дети.

Дни празднования

«Нечаянная радость» — так называется чудотворный лик, икона заступница, помощница. Люди, молящиеся этому образу, знают о её чудодейственной силе.

Она возвращает потерянные надежды, дарует радость всем, кто с искренней молитвой притекает к ней. Верующий человек получает нечаянный, нежданный подарок.

Дни празднования образа «Нечаянная радость»

Место и дата появления иконы неизвестны. Но около трёх веков она украшает православные храмы.

Образ «Нечаянная радость, по церковным канонам, имеет назначение Одигитрии, что означает: Путеводительница к Христу. Она, по сути, является двойной иконой.

Как же выглядит этот святой лик

Фото этого лика можно найти на православных сайтах интернета. На ней изображён грешник, протягивающий руки к образу Матери Божьей, которая держит Своего Сына, Отрока Христа. Тело Богомладенца покрыто кровоточащими ранами

Лик Богородицы устремлён на грешника, из уст которого летит молитва. На нём зелёный хитон, как у ветхозаветных праведников, которые не ведали Божественной благодати.

Молящийся грешник, ожидает своего прощения и благодатного изменения жизни.

Сзади откинута завеса красного цвета, которая символизирует райский вход, царские врата. Красный цвет - цвет воскресения.

Смысл этого изображения в том, что каждый искренно покаявшийся грешник, заслужит радость прощения и очищенный от грехов войдёт в Царствие Небесное.

Удивительна история появления образа

Сюжет лика «Нечаянная радость» был навеян иконописцам на рубеже 1683 года святителем, церковным писателем и просветителем Дмитрием Ростовским, который написал большое количество книг о житие святых, о вере и покаянии, о Чудесах Божьих и множество евангельских сюжетов. Эта удивительная книга в святоотеческой культуре названа «Руно орошённое» .

В её основу легли впечатления от божественных чудес, которые удивительным образом происходили благодаря иконе Пресвятой Богородицы в XVII веке в монастыре, носящем название Свято - Ильинский.

Двадцать четыре случая необычного чудесного исцеления описано в книге. Одна история послужила сюжетом для написания в XVIII веке иконы «Нечаянная радость» .

Повествование о беззаконном, грешном человеке, который часто приходил к образу Царицы Небесной помолиться перед совершением своих преступлений, но однажды, когда он увидел израненное кровоточащее тело Святого Младенца. Опустился в ужасе на колени.

На его вопрос, кто это сотворил, Богородица ответила, что это сделали грешники, которые молят о прощении и снова продолжают творить ужасные беззакония. Взмолился грешный человек, умоляя не наказывать его, пообещал не творить злых дел. Затем приложился губами к ранам Младенца и те перестали кровоточить. Уверовал он, от чего получил нечаянный подарок - радость Божественного прощения и стал праведником.

Это событие стало основой написания образа. История, рассказанная святителем Дмитрием Ростовским, нашла отклик в душах и сердцах верующих. В конце XVIII века чудотворный лик находился почти в каждом храме.

Можно иконе «Нечаянная радость» поклониться сегодня в многочисленных церквях России. В Москве есть храм Ильи Пророка , расположен он в Обыденском переулке, находится чудотворная старинная икона из собора Кремля, которая во второй половине XX века перевезена в Сокольники, с 1944 года заняла почётное место в Ильинском храме.

Основанный в 1592 году в Москве, он стал хранилищем святынь из разрушенных большевиками храмов. Господь уберёг церковь Илии Пророка от разорения.

В 2015 году состоялось открытие в городе Санкт-Петербург церкви в честь образа Царицы Небесной «Нечаянная Радость», на мемориальном кладбище, где нашли свой покой восемьсот семьдесят четыре защитника города-героя Ленинграда.

Семь чудесных граней иконы

В XVIII веке иконописцы, вдохновлённые сюжетом, написали первые иконы. Прихожане храмов стали отмечать чудодейственные особенности лика. Икона «Нечаянная радость» в чём помогает, они хорошо знали, потому что от обращения к ней происходили излечения больных людей и защита от напастей , обратившихся в молитве к образу.

Чудеса духовного обновления несёт на себе этот святой лик:

Слабый человек получает в нечаянный подарок - силу и уверенность в одолении препятствий .

Сильным людям даруется смирение и терпение .

Велика духовная значимость этой иконы

Значение и суть образа состоит в уповании на волю, исходящую от Господа . Раскаяние в дурных поступках и недостойных помыслах и избавлении от них, благодарность за радость каждого дня - суть иконы.

Терпение и смирение перед волей Бога, является тайным смыслом лика. От лика «Нечаянная радость» идёт духовное и физическое перерождение, вера в молитвенное обращение к Пресвятой Богородице, которое будет вознаграждено светлым радостным событием. «Нечаянная радость» призывает к молитвенному подвигу и душевному труду. Она дарит радость, в тот момент, когда остаётся надежда только на чудо. И оно даётся молящемуся человеку, как нечаянный благословенный дар.

Как молиться образу «Нечаянная радость»

Богородица, пребывающая неотступно в молитве о роде человеческом, не оставляет людей без прощения от тяжёлых грехов и дарует нечаянный путь любви и веры.

Со своим горем и бедой, которую душа человеческая вынести не может, стекаются люди к иконе. Молитва к иконе «Нечаянная радость» помогает в избавлении от недугов, просьбы прощения несут люди к святому образу Богородицы. Она помогает в семейных, земных и духовных делах . Но не только с горем, но с радостью и благодарностью нужно обращаться к лику .

Обращаться с молитвенными словами к Господу нужно правильно:

  1. Обращение к иконе «Нечаянная радость» необходимо читать всей душой и просьбы должны отдаваться всем сердцем. В этот момент звуки мольбы должны идти ввысь, звонко и ясно.
  2. Нужно просить избавить от душевной скорби, которая мешает жить и дышать. Когда веры почти не осталось, «Нечаянная радость» вернёт надежду.
  3. Самая короткая молитва - Слава, тебе Господи! - вымолвленная покаянным сердцем, быстрее будет услышана, чем бесчувственное правило, протараторенное из молитвослова.
  4. Нужно перед обращением к образу просить у батюшки благословения.
  5. Допускается произносить молитву своими словами, которые должны идти от сердца.
  6. Важно поведать лику о бедах и печалях, не думая в час молитвы о делах другого рода.

Необходимо помнить, что людям посылаются не одни радости. Страдания также необходимы для духовного становления. Потому надежда на Божию помощь является неиссякаемым источником работы душевной, нечаянным даром.

Даже священнослужители, обращаясь с просьбой в молитвах, накладывают пост, читают псалтырь и Акафист.

Мирянам следует смиренно принимать уроки судьбы, ограничить себя от чрезмерного веселья. Искренность и чистые помыслы даруют спасительную для души радость.

Существуют молитвы и каноны, Акафист лику «Нечаянная радость», полезные для духовного прочтения.

Описание иконы «Нечаянная радость»




Правила чтения акафиста

Акафист - это гимн, хвалебные и радостные слова благодарности.

Он представляет особое поэтическое творчество, сильнейшее молитвенное обращение.

  • В него входят несколько молитв, которые нужно читать стоя.
  • В пост акафисты не служат.
  • Можно его читать по воскресеньям перед иконой.
  • Иногда его произносят подряд несколько дней.
  • Перед тем как читать его, нужно обязательное благословение батюшки. Он даст рекомендации о количестве дней и времени прочтения.
  • Бывает особенный нечаянный момент, дарованная нам радость чудесным светом наполняет душу так, когда уста от избытка сердечных чувств хотят глаголить. В этот момент и нужно вставать перед ликом и читать хвалебный акафист.

Образ «Нечаянная Радость» учит каждого из нас благодарить жизнь за её проявления. Перед ликом Богородицы каждый неприкаян, грешен и жалок. Признать это, нечаянно обрадоваться этому духовному подарку и произнести слова благодарности в молитве.

Жизнь наша соткана из небольших радостей, большая часть из которых происходит нечаянно, важна способность замечать их и неустанно благодарить за них.

Икона «Нечаянная радость» дарит именно радость, причем тогда, когда человек отчаялся ожидать перемен к лучшему, когда у него больше нет никакой надежды в душе, и он не ждет, надеется только на чудо. И чудо на него снисходит, от этой иконы, и даруется молящемуся радость, которой не ждал.

От чего и как может защитить икона

Главное, что «Нечаянная радость» способна услышать и принять молитву, просящую помочь от чьей-то глухоты, впрочем, совсем , что это глухота – физический недостаток. Гораздо чаще встречается духовная, или душевная, глухота, и именно она намного страшнее недуга. Молитва, которую обращают к Богоматери, причем перед иконой «Нечаянной радости», способна защитить количества напастей.

Чтобы молитва дошла до ушей Господа, молиться тоже нужно правильно. Если читать просто молитву, пустое, нужно всей душой отдаться просьбе и отринуть в этот момент все, чтобы звук мольбы шел ввысь, звонкий и ясный.

Если в жизни много печалей, супруги находятся в разлуке или родные где-то потерялись, если преследуют лишения и клевета, все эти ситуации способны быть разрушены молитвой к иконе «Нечаянная радость». Нужно лишь просить около нее и у нее защиту. И тогда обойдут стороной опасности, далеко ушедшим, или уехавшим будет гарантировано благополучное возвращение в родные пенаты.

В чем может быть действенной помощь иконы

Когда-то Марина Цветаева свои «Стихи о Москве», где рассказала о даровании этой чудесной иконой душевного равновесия, об обретении духовной силы внутри себя. Если перед этой иконой истово и , по канонам, молиться, можно получить все, а чаще именно нечто долгожданное, которое ждать уже отчаялся человек.

Родители с наконец-то могут своих заблудших наставить на путь истинный, помочь им свернуть с порочной дороги. И даже то, к чему молящийся стремится, и что ему не , вдруг оказывается именно тем, что и не . То есть неудача была мнимой, а неисполнение того желания или стремления оказалось поистине счастливым случаем.

Если молитва перед иконой «Нечаянная радость» произносилась о том, что кто-то сгинул на тернистых дорогах войны, то сведения о гибели могли оказаться не правдивыми, а человек возвращался домой.

Главное, просить нужно о том, что вызывает в душе великую скорбь, что мешает дышать и нормально жить. И когда вера уже сходит на нет, «Нечаянная радость» возвратит надежды.

"Росли наши грехи и беззакония... Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божьей Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем".

ВЕЛИЧАНИЕ :

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Первые упоминания о самой иконе относятся к 1830-м годам, однако событие, которое дало повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Дмитрием Ростовским.

Некий лихой человек вел грешную жизнь, но тем не менее благоговейно почитал Пречистую, ежедневно молясь перед Ее образом. Однажды, собравшись «идти для преступного дела», он помолился и вдруг увидел, как у Богомладенца стали кровоточить раны на руках, ногах и в боку; и он услышал глас Пречистой: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, и с той поры вернулся к честной и благочестивой жизни.

Согласно преданию о раскаявшемся грешнике на иконе «Нечаянная Радость» пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях перед образом «Одигитрии», под которым начертаны обычно первые слова самого повествования либо особая молитва.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» В НАШЕМ ХРАМЕ

Доподлинно неизвестна история чудотворной иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» до того, как она попала в наш храм. Скорее всего именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Московского Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда вместе с другими множественными святынями Москвы она попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках. Со временем, когда власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось, и многие иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие московские храмы.

Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» протоиерей Александр Толгский получил благословение патриарха Сергия, и в 1944 году икона была торжественно перенесена в наш храм. Это событие произошло в пятницу, и с тех пор по пятницам служится перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

На ризе чудотворной иконы надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».

Покойный Патриарх Пимен особенно любил эту икону и, считая себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто бывал на вечерних службах.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Многие сотни людей на протяжении веков молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой Деве с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах. Ее просят об обращении заблудших, об утверждении в вере, особенно молясь за своих детей.

Образ Божией Матери «Нечаянная Радость» напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничтожит» (Пс. 50,19), — поет пророк Давид. «Нет греха, как бы ни был он велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Днесь, вернии людие, / духовно торжествуем, / прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго, / и, притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: / о, Премилостивая Владычице Богородице, / подаждь нам нечаянную радость, / обремененным грехи и скорбьми многими, / и избави нас от всякаго зла, // молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

КОНДАК, глас 6-й

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице. / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, // да не постыдимся.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти:

Икос 1

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице:
Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.
Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.
Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая.
Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; радуйся, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; радуйся, Радость всему миру родившая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 2

Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословию, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздиныя, грехи человеческими Ему содеянныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая.
Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще всех, призывающих имя Твое святое.
Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая.
Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая.
Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 3

Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся, поюще пред Престолом Божиим: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое:
Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение.
Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделываеши.
Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши.
Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изымаеши.
Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: «Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина надежда и прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуиа».

Икос 4

Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице:
Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших.
Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших возстание.
Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут.
Радуйся, яко Ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет.
Радуйся, яко теми от тины грехов нас изымаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 5

Боготечную звезду, чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейший без сравнения Серафим:
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая.
Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице.
Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти без покаяния и Святаго Причащения избавляющая.
Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; радуйся, и по смерти за отшедшую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая.
Радуйся, Твоим Матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 6

Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная, и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывше, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице:
Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных.
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.
Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; радуйся, гонящих и обидящих правосудная отмстительнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 7

Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради». Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.

Икос 7

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея лику, на дске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая:
Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение.
Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление.
Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая.
Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 8

Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла еси на Небеса с Пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем:
Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая.
Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; радуйся, о всем мире усердная Предстательнице.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; радуйся, благ временных Ходатаице.
Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии, но не богопросвещеннии, суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем:
Радуйся, яко от священнаго лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего.
Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши.
Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши.
Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши.
Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуревамую страну Царствия Христова.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагословенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердым промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо Небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели и всех возглашати Тебе научи:
Радуйся, столпе и ограждение девства; радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице.
Радуйся, добрая девам Наставнице; радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице.
Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; радуйся, матерей детородящих скорое разрешение.
Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая.
Радуйся, матерей скорбящих утешение; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих, к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательную свещу, сущим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих Ю сими:
Радуйся, Луче от Солнца Правды, Христа Бога нашего; радуйся, нечистую совесть просвещающая.
Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая.
Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая.
Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение.
Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; радуйся, всех христиан теплая Ходатаице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и поклоняемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем, с любовию вопиющим Ти сице:
Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих.
Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице.
Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение.
Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая.
Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; радуйся, в час кончины всем нам Помощнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангели и праведных души...» и 1-й кондак: «Избранней от всех родов...».

МОЛИТВА

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей,— вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех—утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадеждным—надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим—милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами—нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум—ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым— заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.