Какие инструменты нужны для резьбы по дереву. Стамески для резьбы по дереву. Создаём произведение искусства! Виды ножей по дереву

Самыми главными инструментами для любого резчика, работающего по дереву, являются ножи-косяки. Их должно быть несколько штук с разными углами наклона лезвия и разными размерами.

При работе с ножами-косяками по дереву, используются все их зоны (пятка, носок и лезвие).

Ножи должны иметь следующие параметры:

  • Все ножи обязательно должны иметь идеальную подгонку под руку резчика.
  • Изготавливать ножи нужно из очень хорошей углеродистой стали и хорошо затачивать.

При желании, любой нож-косяк можно сделать самому. Рекомендую прочитать: .

Кроме ножей-косяков для работы с деревом используются и другие вспомогательные ножи, которые могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Некоторые из них понадобятся для грубого вырезания, а другие потребуются для резки мелких деталей.

При выполнении геометрической резьбы по дереву могут пригодиться самые разнообразные стамески, которые могут быть с прямым, треугольным, а также с полукруглым сечением и иметь при этом разную степень выпуклости.

Для удобства иногда полукруглую стамеску могут делать со скошенной режущей кромкой (под углом 45 градусов).

Очень часто резчики по дереву используют клюкарзы, которые являются по сути теми же полукруглыми стамесками, но имеющими изогнутое полотно у режущего конца. С помощью них очень удобно выбирать фон при рельефной резьбе или же делать резьбу различных фигурных поверхностей. Существует специальный резец – ложкарь, который используется для вырезания .

Но резчику нужны не только резаки. Помимо них ему еще пригодятся рашпили, которые работают по принципу рубанка и оставляют гладкую поверхность после себя.

Также обязательно нужны ножовки по дереву и металлу, которые будут делать очень аккуратный и тонкий пропил.

Ну и, конечно же, необходима ручная дрель и рубанок.

Для того, чтобы всегда иметь возможность затачивать инструменты, нужны бруски: алмазный двухсторонний, абразивный двухсторонний, доводочный мягкий и доводочный твердый.

Напоследок мастеру можно посоветовать приобрести инструменты для разметки: циркуль, рулетку, транспортир, штангенциркуль, треугольники и плотницкий угольник.

Люди, предпочитающие создавать предметы декора собственноручно, могут освоить мастерство художественной резки. Древесина - это материал, позволяющие создавать жанровые картины и декоративные композиции. Такие изделия могут стать украшением собственного жилья, а также их можно подарить знакомым. Сегодня деревянные изделия на пике популярности. Уроки резьбы по дереву в большом количестве присутствуют в интернете.

Выбор сырья

От правильного выбора сырья зависит качество полученного изделия. Существуют твердые и мягкие лесоматериалы. Каждый сорт отличается своими плюсами и минусами, для каждого конкретного случая выбирается специфическая технология обработки.

Среди мягких пород чаще всего используют:

  • березу
  • осину
  • сосну
  • можжевельник.

Мягкие сорта проще обрабатывать, однако их легче испортить одним неверным движением режущего инструмента.

Из твердых сортов выделим:

  • красное дерево
  • самшит.

Твердые лесоматериалы имеют более высокую стоимость, но и предметы получаются красивые, необычные и популярные. С такими материалами чаще всего работают мастера с опытом, знающие тонкости обработки твердой поверхности без повреждения инструмента или получения травмы. Поэтому резьба по дереву для начинающих более доступна из мягких сортов древесины.

При выборе стоит обратить внимание не только на твердость, но и на оттенок сырья. Для молодых мастеров идеально подойдут заготовки из березы. Ее можно обрабатывать в разных направлениях. Она отлично сверлится и прорезывается. Для первой работы нужен небольшой набор для резьбы по дереву.

Виды резьбы

Резьба по дереву относится к пластическому искусству. Выделяют рельеф и объемную скульптурную резьбу. Начинающим резчикам необходимо освоить вначале приемы создания рельефа. В этой технике возможны такие варианты:

  • геометрическая
  • плоскорельефная
  • ажурная
  • глухая резьба с подобранным фоном
  • прорезная контурная резьба
  • накладная.

Однако это не весь перечень. Классификации часто отличаются вследствие того, что наше государство достаточно большое. В различных регионах названия одной и той же техники могут быть различными. Но суть работы остается неизменной. Все молодые мастера начинают с геометрической резьбы. Она отличается легкостью и красотой.

Выделяют три типа геометрической резьбы:

  • контурная
  • трехгранно-выемчатая
  • ногтевая или скобчатая.

Рисунок можно придумать самостоятельно или скопировать понравившийся узор. Не стоит сразу приступать к вырезанию сложных рисунков. Узор составляют из простых геометри¬ческих фигур, это могут быть полосы, квадраты, треугольники различного вида, многоугольники, круги и сегменты круга. Чтобы из таких простых форм получить красивые комбинации, все одинаковые элементы необходимо сделать одного размера, одной глубины. Только таким образом отдельные вырезанные фигурки станут равномерным рису¬нком, называемым орна¬мент.

Для занятий геометрической резьбой на однородной древесине нужно иметь один резак в ширину 0,2 см и стамески для резьбы по дереву, примерно 5 - 10 штук.

Для начала необходимо разметить поля с каждой стороны при помощи циркуля-разметчика. Полученный внут¬ри полей прямоугольный участок нужно разделить при помощи линейки и уголь¬ника по ширине на требуемое количество отрезков и провести линии.

Нож-резак необходимо установить вертикаль¬но по отношению к заготовке в начале первой линии и врезать его носком на глубину примерно 1,5—2 мм. Резак ведется от противоположного края в направлении «к себе». Резьба выполняется сидя. Для того, чтобы резак не вилял и получалось как можно меньше сколов, пятку резака нужно при-близить к дощечке.

По окончании намеченной линии заготовку нужно повернуть налево и про¬вести резаком по той же линии под углом со второго края. В результате таких действий вы получите ровную бо¬роздку, или канавку, правильного треугольного сечения.

Рабочее место резчика

Деревянная резьба подразумевает работу с острыми предметами, поэтому ее нужно проводить за верстаком, отвечающим необходимым требованиям устойчивости и прочности. Если верстака нет, можно использовать столешницу любого размера. При этом по высоте она не должна превышать уровня пояса резчика. Во время работы часто образуются зазубрины, их необходимо убирать. Доску, на которой осуществляется вырезание орнамента, необходимо прочно закрепить струбцинами.

Также немаловажным является освещение. Для большого количества естественного света, стол нужно поставить около окна. При наличии одного источника освещения наблюдаются глухие темные тени, мешающие сделать чистую резьбу. Профессионалы советуют установить над столом еще 2-3 светильника. Их нужно установить таким образом, чтобы они освещали стол с разных сторон. Источники света должны располагать выше глаз резчика. Комфорт и безопасность - вот результат качественного освещения.

В специализированных магазинах можно приобрести набор инструментов для резьбы по дереву. Он применим почти для всех видов резьбы. При этом качество конечного изделия зависит от качества используемых инструментов.

Инструменты должны быть сделаны на совесть, из стали высокого качества. Кроме этого они должны быть отлично заточены. Инструменты низкого качества крошат и мнут древесину. Основные инструменты для резьбы:

  • ножи-косяки. Их используют для создания небольших углублений. Лезвие такого ножа скошено на 35-400. Ширина полотна может составлять от 4 до 50 мм. По типу заточки различают однофасковые и двуфасковые
  • ножи-резаки необходимы для осуществления геометрической, контурной и скульптурной резьбы. Они подходят для обработки закругленных элементов
  • стамески имеют различную форму. Они могут быть прямые, отлогие, угловые, полукруглые. Прямыми стамесками можно сделать неглубокие пазы, снять фаску. Отлогими и полукруглыми делаются полукруглые выемки. Угловые стамески создают тонкие канавки
  • ложечные ножи необходимы для создания внутренних сферических поверхностей при объемной резьбе
  • скобы и скобли применяются для того, чтобы снять грубую первичную древесину
  • чеканы являются металлическими стержнями, имеющими рабочую поверхность в виде разнообразных геометрических фигур. Их используют для обработки гладких заготовок для того, чтобы придать им фактуру или рисунок.

И просит помочь с выбором стамесок и ножей "для того, чтобы начать". Или, приходит клиент, и просит подобрать стамески "на подарок другу". Попробуем разобраться в этом непростом вопросе, поскольку выбор стамесок и ножей гигантский - что называется "глаза разбегаются".

Статья не претендует на полноценный обучающий материал, а дает краткий экскурс в мир ручного резчицкого инструмента.

Что вы хотите вырезАть?

Самый первый вопрос - "что вы хотите, что вы планируете вырезать?". Подбор стамесок и ножей начинаем от будущих изделий.

Геометрическая резьба

Практически, для этого вида рельефной резьбы, можно обойтись несколькими ножами-косяками.

(В будущем мы планируем освоить выпуск ножей-топориков, они также используются для геометрической резьбы.)

О технике резьбы ножом-косяком (ножом-топориком) можно прочитать, например, в этой статье:

Ножом-косяком работают так (показывает Михаил Ильяев):

Существует еще целый ряд ножей, используемых для геометрической резьбы, если используется другая техника резьбы (европейская)

Таким ножом работают так:

Скульптура и рельеф

Чтобы облегчить выбор стамесок для скульптуры и рельефа, рассмотрим инструмент по характеристикам:

  1. Ударные и не ударные стамески
  2. Длина лезвия
  3. Толщина лезвия

1. Ударные и не ударные стамески

"Ударные" стамески - это, например, стамески фирм Pfei (Швейцария) и Narex (Чехия). По ним можно стучать киянкой:), так как конструкция рукоятки обеспечивает такую возможность.

Стамески кузнеца Корнеева позволяют небольшой удар, постукивание киянкой: http://stameskino.ru/shop/CID_326.html

Стамески марки "Приднестровье" не предусматривают работу с киянкой: http://stameskino.ru/shop/CID_20.html

  • Если вы планируете работать с крупной скульптурой или рельефом, где будет необходима работа киянью - выбирайте ударные стамески.
  • Если вы планируете работать с твердым деревом, то вам, возможно потребуются ударные стамески, чтобы эффективно и быстро убирать лишнюю массу древесины.
  • Если вы планируете работать с мягким деревом и с небольшими формами, то можно выбрать бюджетные стамески марки "Корнеев" и "Приднестровье".
  • Бюджетные стамески марок "Корнеев", "Приднестровье", японские стамески сгодятся для любых деталировочных работ как по мягкому, так и по твердому дереву.

2. Длина лезвия

Определите, какого размера будут ваши резные произведения. Японские стамески с короткими лезвиями хороши для неглубоких рельефов и небольших скульптур, либо для деталировочных работ. Короткое лезвие маневренно и хорошо управляемо, в этом его преимущество.

Стамески Pfeil бывают двух типоразмеров - стандартные (http://stameskino.ru/shop/CID_40.html) и компактные (http://stameskino.ru/shop/CID_41.html). Разница в длине рукояток и лезвий.

Стандартные позволяют работать стамеской, комфортно удерживая ее двумя руками:

Компактные удобны для маленькой руки, или при удержании стамески одной рукой.

3. Толщина лезвия

Если помните из своей бытовой практики заворачивания шурупов, отвертки с толстым лезвием - более мощные, а с тонким лезвием - менее мощные. Со стамесками ситуация аналогичная: чем толще лезвие, тем более силовая стамеска (или нож) и тем более силовые резы ей можно сделать. Для резьбы по твердой древесине используйте силовые стамески и ножи.

  • Pfeil, Narex, скульптурные стамески Корнеева (толщина 2.5 мм) - силовые
  • Японские стамески профессиональной серии (с деревянными рукоятками) - силовые
  • Стамески Корнеева (толщина 1.2 мм) - не силовые.
  • Стамески "Приднестровье" (толщина 1 мм) - не силовые.
  • Ножи Корнеева - силовые
  • Ножи Narex - силовые
  • Японские ремесленные ножи - силовые
  • Ножи Pfeil - не силовые
  • Ножи Кулибина - не силовые

Но при этом следует понимать, что характеристика "силовые-не силовые" не есть синоним "хорошие-плохие". Силовые стамески и ножи хороши для операций съема массы (особенно на твердой древесине), а не силовые лучше использовать для деталировочных работ или при работе с мягкой древесиной.

Стамеска или штихель?

Штихель - это стамеска с грибовидной ручкой. Штихелем удобно вырезать миниатюру, или делать деталировку, удерживая в одной руке заготовку. Вопрос навыка и практики - в одних случаях удобней стамеска, в других штихель. Штихель нельзя взять двумя руками (можно второй рукой только направлять лезвие при фиксированной заготовке), и по штихелю нельзя стучать киянкой. На мой взгляд, штихель более маневренный, чем стамеска при резьбе деталей и миниатюры.

Сколько стамесок нужно для начала?

Здесь возможны 2 стратегии: либо закупиться сразу и основательно, либо выбрать минимальный набор и докупать по мере необходимости. Оба подхода имеют право на жизнь. Все зависит от вашего бюджета. Главное, помните - лишними стамески не бывают. Если немного промахнулись с размером-формой стамесок и ножей при первых закупках, не беда - они пригодятся на других изделиях.


Привет всем любителям самоделок , каждый специалист хорошо знает, что инструмент имеет большую роль в работе, а именно его надежность и качество сборки. Задумываясь на эту тему возникают мысли сделать идеальный удобный инструмент своими руками , в данном случае это резцы по дереву, а вырезание узоров с их помощью вполне увлекательное занятие, что не может не радовать. Главное в создании резцов быть более осторожным, так как работать придется с острыми предметами, а именно с режущей частью. Идея автора сделать резцы по дереву своими руками сопровождалась тем, что по близости данного инструмента не было, да и в местных магазинах их тоже не было.

Свойства, которые должны быть у хорошего ножа для резьбы по дереву следующие:
Высококачественная сталь, повышающая ресурс ножей и долгого сохранения остроты.
Эргономичные (удобные) рукоятки.
Относительная простота изготовления.
Надёжность.

Для создания данной самоделки не нужны какие-то труднодоступные материалы, их тут и не должно быть, так как заранее было задумано, чтобы все детали находились в легкой доступности у большинства столяров и любителей работ по дереву.

Необходимые материалы и инструменты:
* Куски ленточной пилы, выполненные из прочной стали, что из опыта подтверждает о их долгой сохраняемости заточки.
* Остатки дубовых досок, оставшиеся от прошлых работ, так как дуб сам по себе прочный, по-своему красивый и технологичный материал.
Из инструментов понадобится:
* Электрическое точило.
* Ленточная шлифовальная машинка с зернистостью около 40, а также шлифовальная шкурка (зернистостью 80, а для доводки - 240, 800 и 1000).
* Ножовка.
* Средства защиты органов дыхания - респиратор (марлевая маска).
* Столярный клей.

Вот и все детали с нужными инструментами готовы, теперь приступим к поэтапной сборке.

Шаг первый.
Первым делом нужно изготовить клинок. Из кусков полотна пилы длиной около 8 см автор выточил металлические заготовки клинков нужной формы, а у заготовок пооставлял хвостовики, их длина около 4,5-5 см, данные размеры гарантируют достаточную прочность крепления клинка в рукоятке.


Для большей надежности фиксации (защиты от расшатывания и выпадания ножа из ручки) по бокам хвостовика сделал полукруглые вырезы.
Сечение клинка ножа имеет клиновое сужение, угол которого колеблется от 10 до 15 градусов от обуха к режущей кромке, что и есть спуск клинка. Ну а режущая кромка придается такой форме малой фаской, т.е большим сужением, а следовательно и углом уже под 25-30 градусов вблизи от лезвия клинка.


Большую фаску на ножах нужно делать еще до того момента, когда хвостовик не вклеен в рукоять. Форму фаски нужно придавать с обеих сторон, соблюдая при этом определенный угол, стачивание металла должно происходить симметрично. Из материаловедения известно, что при интенсивном обтачивании металл нагревается, что вызывает его отпуск, а приводит это к тому, что металл становится более мягким и теряет способность сохранять заточку. Чтобы этого не случилось, обтачиваемую заготовку периодически нужно охлаждать в воде, тем самым избегая перегрев. Удобнее всего, когда емкость с холодной водой находится рядом и опустить заготовку не составляет большого труда. Чтобы окончательно сформировать лезвие, а также заточить и отполировать его нужно установить рукоятку, что собственно и будет дальше.

Шаг второй.
После долгих работ с металлом переходим к изготовлению рукоятки, для этого хорошо подошли бруски из дуба, размеры которых составили 12 на 22 мм в сечении, а длина слегка больше 120 мм. Данные бруски были подобраны так, чтобы склеиваемые поверхности были ровными. Для упрощения работы делаем выборку гнезда под хвостовик в одной из половинок будущей рукоятки.


Сперва обрабатывается хвостовик с помощью шлифмашинки по краям, с целью избавиться от заусенцев. Затем приложив хвостовик к подготовленному бруску, обводим его карандашом. С помощью стамесок выбираем гнездо на глубину, что равна толщине заготовки, периодически собирая насухо сборку конструкции для проверки прилегания брусков друг к другу. В случае недостаточной глубины гнезда, рукоять или не склеится или же при плохой стыковки просто расколется при использовании. Также слишком глубокое гнездо приведет к тому, что клинок будет гулять из стороны в сторону, что ведет за собой нежелательные последствия, а именно растрескивание рукоятки или деформация хвостовика. Поэтому к выборке гнезда под хвостовик проявите максимальную точность.

После того как вы убедились при контрольной сборке «насухо» , что все детали плотно сидят,в данном случае хвостовика, а также при отсутствии щелей между брусками-половинками рукоятки, то можно приступать к склеиванию. Столярный лей наносим на поверхность бруска и в гнездо под хвостовик, так как при ручной выборке гнезда точности в глубине достичь нереально, то на всякий случай лучше заполнить ее клеем, после высыхания которого хвостовик будет держаться за счет его твердости, в случае неточности. На прилегающую деталь рукоятки тоже нужно нанести клей, но меньшим слоем.


Шаг третий.
Затем совмещаем детали, (нужно как можно точнее соединить торцы брусочков, расположенных ближе к клинку), и стягиваем их струбцинами. Излишки клея удаляем влажной тряпкой и оставляем на 12 часов до полного высыхания.



Шаг четвертый.
Теперь подгоним рукоятку под подходящую форму для режущего инструмента, обычно это небольшой изгиб на спинке для упора большого пальца.



Но без особенностей данных ручек не обойтись, отличаются они тем, что
их задняя часть более широкая и округлая, чем та, что ближе к клинку, из-за этого все заготовки для рукояток в первой стадии обработки больше похожи на усечённую вытянутую пирамиду, а также имеется выемка под указательный палец.



После склеивания заготовки, ножовкой отпиливается задняя часть, до размера в 12 см.
Потом ленточной шлифовальной машинкой шлифуем торцы ручек, не забываем использовать средства индивидуальной защиты - защитные очки и респиратор, поскольку дубовая пыль может вызвать аллергию.

Шлифование проходит для начала зернистостью 40, а затем по возрастанию, пока заготовка не станет гладкой.
Покрываем нитролаком.

Шаг четвертый.
Доводим режущую часть, нам нужна малая фаска, угол заточки которой составляет для данных ножей примерно 25-30°. Чтобы сформировать малую фаску автор использует шлифовальную шкурку разной зернистости постепенно увеличивая зернистость, начиная от 240, переходя к 800, а затем и к 1000, в конечном итоге все полируется на кожаном ремне, зажатом на бруске. Если заточка вышла удачной, то древесина должна резаться как вдоль, так и поперёк волокон без приложения особых усилий, при этом поверхность среза должна быть ровной и блестящей, так называемый «масляный» рез.
Используя данный шаблон изготовления было сделано несколько ножей, в целом они достаточно надежны и удобны в использовании, что для непрофессионала очень даже прилично.

Резьбу по дереву используют как для создания функциональных изделий, так и декоративных приспособлений. Сегодня, во времена технического процесса, с появлением деревообрабатывающей техники и искусственных материалов, резьба перешла в область досуга и хобби.

Однако инструмент с вековой историей используется практикующими резчиками при реставрации мебели, зданий и других произведений искусств, а также новых изделий.

В резьбе способность изготовить какой-либо продукт высокого качества требует не только врождённых способностей у резчика, но и практических навыков, чтобы работать с неизмеримым разнообразием форм. Для этого созданы как специализированные ручные инструменты, так и электрические приспособления.

Стамески для резьбы по дереву

Основу инструментов для резьбы составляют резцы по дереву для ручной работы. Набор круглых и плоских стамесок может быть представлен 18 формами режущей кромки. Полотна имеют до 5 различных профилей, по размерам они варьируются от 2 до 50 мм.

Круглые и плоские стамески для резки по дереву обозначаются номером и названием . Как правило, название соответствует форме режущей кромки и полотна, при этом сечение режущей кромки различное. Чтобы облегчить идентификацию стамесок в XIX веке приняли систему нумерации.

Изготавливаются специальные стамески, которые применяются для тонких и сложных работ. К ним относятся:

  • плоская угловая клюкарза правосторонняя и левосторонняя;
  • клюкарза с обратным изгибом;
  • клюкарза со ступенчатым изгибом;
  • круглая стамеска «рыбий хвост»;
  • крыловидный уголок;
  • изогнутое полотно с прямоугольным желобом;
  • клюкарза со скруглённым прямоугольным желобом.

Прочие ручные инструменты для резки

Кроме стамесок в резьбе, используются и другие деревообрабатывающие инструменты общего назначения:

Специальные приспособления

Электрические инструменты

Современные резчики широко применяют электрические инструменты по дереву, которые отличаются лёгкостью, функциональностью, мобильностью:

  • Электрическая дрель - основной электроинструмент на рынке. Производятся дрели как с питанием от сети, так и бесшнуровые. Многие по привычке приобретают инструмент с питанием от сети, хотя бесшнуровые модели более удобные в обращении. Они лёгкие, работают бесшумно, имеют съёмные аккумуляторные блоки или поставляются с настенными подставками со встроенным зарядным устройством. Диапазон использования электрической дрели расширяют всевозможные приспособления на неё.
  • Электрический лобзик - это инструмент, который работает как ножовка и ажурная, или лучковая, пила. Современные конструкции укомплектованы электронным управлением скоростью, двигатели обладают высокой балансировкой, имеют маленькую вибрацию. Все электролобзики сконструированы так, чтобы пилы можно было легко менять. Производится большое разнообразие различных видов пилок по дереву со специальной конфигурацией зубьев.
  • Дисковой пилой или циркулярной специалист пользуется, когда нужно пилить древесину в любом направлении, быстро, аккуратно и безопасно. Главное выбрать инструмент с точными направляющими приспособлениями и надёжным ограждением пильного диска. Некоторые модели имеют встроенную систему электронного управления, которая обеспечивает плавный старт при включении и выбор скорости.
  • Электрический рубанок идеально подходит для быстрой подгонки по размеру заготовок или для подрезки. Существует несколько типов ножей, которые просто меняются, если затупились обе кромки. Ножевой блок защищается заграждением, что предотвращает на только работника, но и ножи от повреждения.
  • С помощью электрических шлифовальных машин можно подготовить поверхность изделия для полировки или лакировки. Существуют ленточные и дисковые вибрационные шлифовальные машины.
  • Ручная электрическая фрезерная машина заняла место рубанков, зензубелей, шпунтубелей и фальцгобелей. С её помощью в деревянной заготовке вырезают кромки, пазы, выбирают четверти, снимают фаску.

Установка деревянной заготовки

Ручной инструмент при резьбе по дереву очень острый. Поэтому для безопасной работы важно, чтобы заготовка была закреплена. Используют как специальные фиксирующие приспособления или стандартные струбцины, так и сделанные самостоятельно.

При скульптурной резке основным условием комфортной работы является возможность быстро менять угол расположения изделия. Для этого применяют специальный поворотный зажим, с помощью которого можно быстро менять и фиксировать любой угол расположения заготовки.

Слесарные тиски можно применять для резьбы по дереву, установив на них мягкие губки, чтобы не оставить на будущем изделии следов от металлической губки. Стандартные тиски столярного верстака можно использовать, если закрепить на них струбцин, который и будет в дальнейшем удерживать заготовку.

Для зажима плоской заготовки на поверхности стенда или верстака удобен будет столярный быстродействующий зажим. Между изделием и зажимом обязательно нужно размещать прокладку. С этой же целью можно использовать верстачные упоры.

Тиски для резьбы по дереву похожи на слесарные , но сделаны не из металла, а из дерева. У них более толстые щёки, которые покрываются кожей или пробкой, чтобы не повредить изделие. Модельные тиски являются аналогом металлических тисков. У них большие, облицованные деревом щёки, которые могут поворачиваться.

Для жёсткого крепления на стенде или верстаке заготовок применяется верстачный винт. Конец винта с шурупной резьбой вворачивается в древесину, а другой конец фиксируется гайкой через отверстие в стенде или верстаке.

Стенд резчика представляет собой деревянный верстак, который состоит из четырёх расставленных массивных ножек для надёжной опоры и толстой поверхности. Поверхность сверлится, чтобы использовать на ней приспособления фиксирующие изделия. Для устойчивости стенд нужно утяжелить, прикрепив к нему дополнительный груз.

Основные виды и стили резьбы

От типа материалов и способа его обработки различают такие виды резьбы:

  • плоскорельефная;
  • рельефная;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • пропильная.

У каждого вида свои задачи, приёмы исполнения и результат:

  • В прикладном искусстве и архитектуре применяется плоскорельефная резьба. При этой технике исполнения рисунок и фон выглядят объёмными, хотя находятся в одной плоскости. Достигается это за счёт врезания вглубь полотна по контуру изображения.
  • Наиболее живописной является рельефная резка. Рисунок при этой трудоёмкой технике, относительно фона, будет выпуклым.
  • При плосковыемчатой технике орнамент наносится на плоскую поверхность. Рисунок выводится в виде углублений и выемок.
  • Скульптурный вид обработки древесины создаёт изображения без фона. По этой технике изготавливаются игрушки, сувениры, которые можно рассмотреть со всех сторон.
  • Пропильный способ резьбы предполагает удаление фона полностью. На закреплённую заготовку наносят рисунок и сверлят отверстия для пилы. По контуру делают распил, стамеской снимают фаски и шкурят. Создаётся эффект лёгкости, воздушности.

Существуют авторские стили резьбы по дереву. К таким стилям, запатентованным резчиком Шамилем Сасыковым, относится стиль «Татьянка». Это плоскорельефная резьба, в которой присутствуют плосковыемчатые элементы. С этой техникой можно познакомиться на сайте автора tatianka.ru. Инструмент для резьбы по дереву и учебное пособие можно приобрести в интернет-магазине этого сайта.