Гжель: история возникновения и секреты гжельской росписи. Дизайн и декор интерьеров в стиле гжель. Гжельская роспись: народное творчество


Изготовление гжельского фарфора .

В Гжели трудилось немало мастеров, прошедших обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Владея большим опытом гончарного дела, дополнив его новыми навыками, гжельские умельцы быстро научились изготовлению майолики и начали выпускать подобные изделия у себя. Они делали нарядную посуду, декоративные квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и много другой кухонной утвари. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. По обыкновению в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями.

Сырье для гжел

ьских изделий.

Глина явля ется основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.

Для получения качественного конечного изделия в состав массы помимо глины добавляют и другие компоненты, такие как:

  • Кварцевый песок
  • Нефелинсиенит
  • Перлит
  • полевой шпат

Основные способы изготовления гжельской керамики:Благодаря этим добавкам появляется возможность регулировать пластичность керамической массы, плотность, огнеупорность.

Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.

Литье в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер).

Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - оправке.




В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.




На фото сверху: немецкая камера обжига в цеху по обжигу изделий.


Обжиг гжели

Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды:

Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью(тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и и декоративные качества).

Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этаме на изделии закрепляется нанесенная глазурь.

Наиболее подробно процесс изготовления гжельского фарфора показан в фильме Синяя птица "Гжель":

Интересные факты о гжели:

Искусство гжели существует уже довольно-таки давно. Практически каждый человек, которому удалось посетить выставку искусства гжели, унес оттуда массу положительных впечатлений. А мы предлагаем вам интересные факты про искусство гжели и все, что с ним связано.

Вопреки всеобщему мнению, гжель может быть не только бело-голубых цветов, но и зелено-белой, черно-красно-белой и даже разноцветной;


1.Ставшая традиционной бело-голубая гжель является не исконно русской – данные оттенки заимствованы у голландцев;

2.Традиционные цвета – сочетание голубого и белого, отнюдь не исконно русские, а позаимствованные из голландской культуры

3.Каждое изделие расписывается только и исключительно вручную

4.Бело-голубая роспись получается необычным способом: сперва изделия расписывают при помощи оксида кобальта (он имеет черный цвет), после этого покрывают глазурью белого цвета и ставят в печку. После этого кобальт восстанавливается и приобретает тот самый небесно-голубой оттенок, глазурь же становится прозрачной – вот и секрет чуда;

5.Во время последнего обжига гжель существенно уменьшается

О ГЖЕЛЬСКОМ ФАРФОРОВОМ ЗАВОДЕ

Гжельский ф
арфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.

Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.


Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые,бережно сохраняя старые традиции, используют передовые методы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, внедрение технологических новшеств, высокий художественный уровень, объем выпускаемой продукции - вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди гжельских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

Гжельский фарфоровый завод- постоянный участник выставок-смотров народных художественных промыслов России.

Байка

Знаменитый гжельский фарфор появился в конце XVIII века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. С тем же благоговением к гжельским вещицам относились и в советские времена. Секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции со стороны местных гончаров, строго хранили свои секреты. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать тайны на сторону. Крестьяне же прост

Любит настоящее искусство, а Гжель – это и есть настоящее народное искусство. Красота сине-белого зимнего цвета напоминает русский зимний пейзаж.


Гжель - старинное русское село на берегу реки Гжелки, в Раменском районе, в 60км от Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые умели понимать и чувствовать глину, могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь.



Вокруг Гжели располагаются и другие сёла, жители которых занимаются гончарным делом – Трошк?во, Глебово, Реч?цы, Турыгино, Бахтеево и многие другие. Местность эту природа одарила месторождением огнеупорных глин, поэтому, издавна все жители с детства занимались гончарством. Копать глину – дело не простое, да и находится она не столь близко к поверхности.


Залежи глины чередуются со слоем песка, причём через каждый слой – иной сорт глины. Первой идёт глина простая красная - «ширёвка», второй – «пушнина» (жёлтая), в самом низу глина – «мыловка», которая и используется для изготовления фаянса и фарфора. Последняя глина – самая лучшая, белого цвета, но докопаться до неё не так-то просто.


Сделать посуду было тоже дело не простое, и занимались им мастера со стажем, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали. Технология изготовления в каждой деревне была своя, и её тщательно берегли в секрете от соседей, который передавался сыновьям по наследству.


Мастера гончарного дела изготавливали посуду: крынки для молока, миски, квасники, кувшины, горшочки и горшки; да и про забаву детям не забывали – делали свистульки и разные фигурки. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была закреплена за Аптекарским приказом в целях изготовления посуды. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными.



В XVIII веке друг великого М. В. Ломоносова, учёный-химик Дмитрий Виноградов всё-таки разгадал китайский секрет фарфора. В России первая фарфоровая чашечка появилась в 1749 году. Именно Виноградов организовал первую фарфоровую мануфактуру (позднее – Императорский фарфоровый завод – ИФЗ). Даже сегодня в фарфоровом производстве учитываются некоторые тонкости, подмеченные Виноградовым.


С конца XVIII века столовая посуда из фарфора считалась не только вершиной вкуса, но и свидетельствовала о богатстве и статусе хозяина. Хотя в период XVIII - XIX некоторые господа из общества не понимали благородства и изящества фарфоровой посуды, считая её слишком простой, поэтому предпочитали серебро и золото. А у простого люда в обиходе была деревянная, керамическая или металлическая посуда.


Именно из гжельской глины был впервые изготовлен русский фарфор. С тех пор стали возникать артели по производству фарфора, которые перерастали в небольшие фабрики. В 1871 году таких производственных организаций было уже около 100. Гжельские крестьяне жили весьма неплохо, зарабатывая своим трудом, ведь сам Императорский двор заказывал гжельский фарфор. А местных заводчиков награждали серебряными медалями. Гжельские сервизы иногда доходили до150 персон…




Пришло время раскулачивания. После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском районе были национализированы все фабрики. Некоторые из них, самые крупные и хорошо оснащённые, стали государственными. А попросту говоря, отобраны фаянсовые заводы, построенные предками братьев Барминых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых и многих-многих других. Это были гончарные династии, а заводики их были приобретены многолетним трудом.


Вскоре гжельские мастера поняли, что если им никто не окажет помощи, то горшки придётся привозить из других мест. Хорошо, что такие люди нашлись. В 1933 году в село Турыгино, где был заводик братьев Дунашовых, пришли те, кому дорого было древнее ремесло - учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Именно о них следует упомянуть, хотя таких оказалось немало. Они возродили гжельское мастерство и разработали свой стиль – синие узоры на белом фоне, ведь раньше Гжель была разноцветной.


Посуда расписывалась жёлтыми, красными и зелёными красками. И тогда Гжель не была предметом роскоши. Гжельская посуда – кувшины для молока, квасники, миски, кружки предназначались для простого люда, да ещё для трактиров. Сегодня синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба, и т.п. – фирменные цвета гжельской росписи. Но для себя гжельские мастера изредка делают посуду разноцветной.



Инструмент живописца – кисточки, палитра, шпатель для смешивания красок и баночка с окисью кобальта. Кобальт – особая краска по керамике, которая изначально почти чёрная, как сажа, а становится ярко-синей только после обжига. У гжельских мастеров насчитывается свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Теперь можете представить, какие замечательные художники и мастера делают прекрасную Гжель.


Какие сюжеты на Гжели? Это, прежде всего, природа и времена года, особенно русская зима. Могут быть и сценки из городской и деревенской жизни, персонажи из русских сказок, синие птицы, синие цветы и т.п.


К сожалению, среди сине-белой гаммы очень часто попадаются подделки под Гжель. Штампик «хендмейд» на желтоватого цвета изделиях, украшенных синими мотивами – это не Гжель.



Как найти, или отличить настоящую Гжель? Это не просто. Искать надо изделия настоящих мастеров, которые с первого взгляда завораживают. Вглядитесь в рисунок – на изделии настоящего мастера сделано всё с любовью, без спешки, на нём нет случайных размазанных стежков.


На настоящих гжельских изделиях все мельчайшие детали продуманы, отшлифованы, изделия удобны в использовании (если отверстия в посуде таковы, что ими пользоваться затруднительно, или чайник и чашечка неустойчивы, а крышки не плотно прижаты – это не та Гжель). Если вам нужна фарфоровая Гжель, то первое её свойство – она очень лёгкая, если вы этого не почувствуете – это фаянс. Фарфор (от турецкого farfur) – изделие тонкой керамики, в отличие от фаянса, он более прочный и непроницаемый для воды. Это белые, звонкие, просвечивающиеся в самом тонком слое чашечки.


Фарфоровыми компонентами являются каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. В какой пропорции? – А это уже секрет! Фаянс (от французского faence) – изделия из него также могут быть из тонкой керамики, но плотные и пористые, при ударе издают глухой звук. Фаянс легко впитывает влагу, поэтому все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем глазури. Фаянс легче трескается и бьётся. Если на фаянсовой чашечке треснула глазурь, её уже можно выбрасывать. Компоненты фаянса те же, что у фарфора, но в других пропорциях.


И самое отличительное свойство настоящей Гжели, даже если не приглядываться во все мельчайшие детали, – это цена. Настоящая Гжель авторской работы высокохудожественная, неповторимая, которая не может быть дешёвой, другое дело заводская поточная работа, которая приносит прибыль. Поэтому приходится выбирать – либо дёшево, либо дорого с настоящими художественными традициями.



Однако, большинству из нас нужна и недорогая продукция, но она тоже должна иметь гжельскую марку. На донышке изделия должен быть гжельский штамп (клеймо). У государственного завода «Объединение Гжель» – двуглавый орел с надписью «Гжель». Если работа авторская, тогда на ней есть авторский знак и фамилия мастера-художника.


Если вы «загорелись» приобрести гжельскую посуду, подумайте, как впишется она в ваш интерьер, может быть придётся что-то изменить, ведь Гжель любит сине-белую оправу, то есть интерьер должен сопутствовать Гжели, но ведь это так красиво.


Кстати сказать, вышивка в стиле гжельских росписей поможет создать уникальную атмосферу в вашем доме.


Вышивка Гжель
В узорах вышивки, напоминающих Гжель, чаще всего используются мотивы растительного характера. Узоры могут состоять из мелких или крупных мотивов, в которые включаются цветы, листочки, ягодки, изредка могут быть отдельные рисунки, изображающие людей и животных в окружении растений.


В вышивке применяются различные швы и глади, в основном это стебельчатый шов, «вперёд иголку», шов «за иголку», тамбурный, «крестик», владимирские швы, которые сами по себе довольно разнообразны, и очень часто используется техника мстёрской глади – гладь с настилом, «россыпью».



Вышивка в одном мотиве может быть построена как в одном виде шва или глади, так и в сочетании друг с другом.


Гжель не любит разноцветья в интерьере, – в ней присутствуют оттенки синего и белого, причём в одной вышивке оттенки синего тоже не имеют большого разнообразия, максимум допускается присутствие трёх синих – например, кобальтовый, васильковый и бледно-голубой. Иногда белый цвет заменяет просто белое полотно, на котором вышивается изделие, то есть белые нити не присутствуют в самой вышивке. Вышивается Гжель чаще всего нитками мулине, в зависимости от вида изделия и техники выполнения нити берутся в несколько сложений.


Поэтому, если вы далеки от гончарного искусства, не следует огорчаться, вышитые изделия в стиле Гжели помогут вам. И не только вышивка, но и бисерное плетение.


Для тех, кто любит синий цвет, украшения Гжель – одни из самых лучших. Здесь может быть сочетание бисера или бусин синего цвета и белых перламутровых разных размеров, а белый жемчуг в сочетании с синим – просто сказка!


Вот такая она Гжель – и в гончарном искусстве, и в вышивке, и в сине-белом бисере.


В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» - двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Есть на Руси всего несколько знаменитых художественных промыслов: Хохлома, Жостово, Федоскино, Городецкая и Гжельская роспись. Хохломская роспись - это художественная разрисовка и различных изделий из дерева. Жостовская роспись - это рисунки на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на применении слойного светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись - это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу. Она сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо мирские.

И, наконец, Гжельская роспись - это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.

Гжельская земля бедна черноземом, она неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Годами и десятилетиями старались люди, пахали землю, сеяли. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно - не рожала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.

В гжельских краях каждый второй человек способен к «рукомеслу» - хоть бочку смастерить, хоть кувшин глинянный. И пошло дело. Сначала несколько мелких кустарных артелей создали, затем покрупнее гончарное производство организовали, посуду стали производить. А посуда должна быть красивой, значит, роспись нужна. В короткий срок появились художники. В то же время глину научились различать. Самые высшие сорта, чисто белые, отправляли в Москву аптекарям для изготовления медицинской посуды. Глина попроще шла на фаянс, тарелки да чаши, а самая белоснежная, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которых была такой красоты, что от нее дух захватывало.

Говорят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется. Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» - значит «жечь», «обжигать». Ну а русский человек любит буквы в словах переставлять. Если кто-то скажет слово «омнибус», то обязательно получится «обнимусь». Вот и переставили: жгель стала гжелью. В 1812 году в Гжельском кусту было уже 25 заводов, которые производили качественную посуду. Попутно в мастерских при заводах выпускались игрушки, декоративные поделки и наборы для праздничных чаепитий. Глины, разных сортов и нескольких оттенков, хватало на все.

Однако в середине XIX века гжельское производство стало приходить в упадок, частично оттого, что посуды уже было сделано много, а может, просто период затишья наступил, как это случается время от времени с большими заводами. Но кризис не затронул художественное производство. Гжельская роспись по-прежнему пользуется спросом. Недавно были созданы специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, картинки которой никогда не повторяются, в настоящее время снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий.

С инее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель - не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание - во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, - перешли на фарфор.

Гжельская глина - стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете - для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х - начало 60-х годов XVIII века

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла - справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Все секреты росписи - в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе - коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге

Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель - да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

Любимый узор гжельских мастеров - роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

Агитфарфор - главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе - до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор - откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» - посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором .

Вконтакте

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в XIX веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:

Politikaner , CC BY-SA 3.0

Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.

Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную ложную этимологию.

Немного истории

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века.

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

Messir , CC BY-SA 3.0

Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и

«Повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет».

В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известных мастеров: Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.

Изделия

Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Отличить от подделок


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

работа авторская.

В разные годы фирменное клеймо меняло свой вид. На экспорт шли изделия с клеймом на английском языке.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Цветная гжель

Мало кто знает, что изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель.


Al Silonov , GNU 1.2

Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Тонкий рисунок отличается своим изяществом. В наше время лишь немногие мастера владеют этим видом гжельской росписи.

Цветная гжель

Производство Гжели в наше время

После распада СССР «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция «под гжель».

Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России. Лишь в последние годы по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать несколько предприятий.

Но ещё продолжает существовать определенная путаница с выбором продукции от этих и других предприятий, которые по-прежнему часто увязываются с самим объединением «Гжель» и её торговой маркой.

Основные центры производства Гжели:

Есть и еще несколько самостоятельных предприятий, в названии которых присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит».

Фотогалерея































ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести лучшие изделия гжели, можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

Значение названия

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,- это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».

Он расположен примерно в 60 км от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гжельские игрушки

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

Секрет фарфора

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы.

Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Возрождение

Только с середины XX век в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.

В послевоенные годы в восстановлении промысла участвовали художница Н. И. Бессарабова и ученый А. Б. Салтыков. Бессарабова считается основоположницей современного гжельского стиля.

Известные художники

Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого».

Уже в то время на изделиях можно было увидеть надпись, символизирующие то или иное событие в жизни страны. Например, "30 лет ВЛКСМ" или "1948 СССР". Среди учениц Бессарабовой - художница Т. С. Дунашова, известная мастерством «цветочной росписи».

Художница Н. Б. Квитницкая работает над созданием скульптур малых форм: «Бабушка и внучек», «Птичница». Н. Б. Квитницкая. «Бабушка и внучка».

Художница Л. П. Азарова создает посуду крупных форм, украшая ее лепными изделиями. Например, на плечиках квасника фигурки петухов, готовых броситься друг на друга. Крышки у чайников украшены цветами. Все ее изделия несмотря на свою красоту сохраняют свое бытовое назначение.

Отличить от подделок

В первую очередь, нужно обращать внимание на маркировку, которая наносится всегда под эмаль, а значит, ее невозможно стереть.

Обозначается на ней или фирменный логотип завода-изготовителя, или имя мастера, если работа авторская.

И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисунке: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, в то время как на поддельные изделия небрежно наносятся несколько синих штрихов.