Конфликты между учителями и учениками. Конфликт между учеником и учителем

Васильева В.Н

Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.

Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

Кто виноват в конфликте между учеником и учителем?

Кто виноват, если в магазине продавцу нахамил покупатель, а в парикмахерской мастеру – клиент? Тут действует незыблемое правило: клиент всегда прав. В учебном заведении, как бы хамски не вел себя ребенок, учитель не имеет права ни оскорбить, ни – тем более! – ударить разошедшегося хулигана. Хотя сплошь и рядом это правило нарушается.

Так что любой конфликт между учеником и учителем – от неумения последнего наладить взаимоотношения, от непрофессионализма. Когда говорят о том, что дети нынче «не те», нужно не забывать и другую сторону вопроса: и педагоги нынче другие. Длительное невнимание государства к этой отрасли народного хозяйства привело к тому, что в педвузы идут те, кто не попал в более престижные. Отсюда и внутренняя неготовность к профессии, отсутствие понимания, что педагог – не урокодатель, а воспитатель, как говорили в старину, «инженер человеческих душ». Не обладая навыками психологического анализа, не имея в душе любви к детям, такой учитель порой сам провоцирует учеников на конфликты. А если они возникают по вине ребенка, не видит путей разрешения сложившейся ситуации, не обладает необходимым профессиональным инструментарием.

Тогда в дело вмешиваются родители, начальство, что порой приводит только к стагнации возникшего конфликта.

Как родителям помочь ученику и учителю разрешить конфликт?

Умные родители увидят нарождающийся конфликт между учеником и учителем в зародыше: по отзывам ребенка, по оценкам и записям в дневнике. В этом случае нужно срочно, не откладывая со ссылкой на занятость, идти к учителю. В личной беседе в доброжелательном тоне попытайтесь вникнуть в суть проблемы, не стараясь сразу занять позицию ни защитника ребенка, ни строгого безапелляционного судьи собственного неуча.

Истина, как говорится, всегда посередине. Попытайтесь понять, в чем неправ ваш сын (дочь) и, главное, как исправить ошибку, если таковая имела место. Если он плохо усваивает предмет, что является причиной: проблемы с памятью, лень, непонимание объяснений учителя, отсутствие контроля с вашей стороны. Тогда станет понятно, как исправить ситуацию.

Если ребенок груб и несдержан, поговорите с ним наедине, пусть он вам расскажет причины такого поведения.

Тут роль родителя сродни роли дипломата, который помогает сторонам найти компромиссное решение.

Но если в конфликте ученика и учителя виноват наставник, который к тому же не желает идти на компромисс, тогда не стоит писать жалобы и обивать пороги вышестоящих инстанций. Лучше найдите способ поменять учителя, класс, даже школу. Жалобами и тяжбами конфликт можно только загнать вглубь, а не разрешить.

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

Причины и особенности

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1. Конфликт деятельности . В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2. Конфликт поступков . Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3. Конфликт отношений . Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Существует ряд признаков, по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Как разрешить конфликт между учителем и учеником

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!
  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.
  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

Видео: Конфликты между детьми и учителями

Душа ребенка равно сложна, как и душа взрослого.

Она так же полна подобных противоречий. Она пребывает в тех же трагических вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не могу себя заставить.

На картинках-заставочках учитель смотрит на своего ученика сверху вниз. Так и в реальной жизни. Именно это несовпадение плоскостей обозрения и создает множество причин для нарушения отношений между ними. Практический совет можно дать сразу: если вы хотите установить дружеские отношения с ребенком, держите свои глаза на уровне его глаз. Не «громыхайте» сверху.

Отношения - это взаимные связи между учителем и учениками. От них зависит очень много: как воспринимают дети школу, учителя, свои школьные обязанности, что они могут себе позволить и до какого предела дойти. На отношения учителя со всеми детьми и с каждым отдельным учеником влияют многие факторы: Ситуация в обществе, экономические условия, уровень общественной культуры, профессиональная подготовка педагогов, их нравственность, стиль общения и многие другие. Отношения между учителем и учениками, как подтверждают научные исследования, могут стать и часто становятся причинами отклоняющегося поведения школьников.

В классе учитель входит в два вида отношений: 1) отношения его к классу в целом и 2) отношения его с каждым учеником в отдельности. Оба эти вида отношений необходимы и важны, но важнее все-таки отношения с каждым отдельным ребенком.

Как они складываются? какими могут быть? к каким отношениям необходимо стремиться? На эти вопросы мы получим ответы, рассмотрев типичные схемы отношений педагога с учеником, их преимущества и недостатки.

См. картинки П - У. Педагог и ученик нейтральны по отношению друг к другу, близко не общаются. Между ними существуют лишь формальные отношения, соблюдается официальная дистанция. Учитель не интересуется учеником, ученик избегает учителя. Это форма не отношений, а сосуществования. О воспитательном влиянии педагога говорить не приходится. Чувствуя безразличие учителя, ученик платит ему тем же. Если взаимное безразличие продолжается достаточно долго, то ученик привыкает смотреть на школу и на учителя как на формальные атрибуты, которые его ни к чему не обязывают. Причин для возникновения девиантного поведения более чем достаточно. Безразличие учителя - главный стимул для этого.

П - У. Попытка педагога установить отношения с учеником, склонить его к выполнению требований, заданий, распорядка. Со стороны ученика эмоционального ответа нет. Ему безразличны намерения учителя, но тот продолжает настаивать. Эта односторонняя связь весьма неустойчива и не может долго продолжаться.


Побившись, как рыба об лед, учитель большей частью отступает и встает на авторитарную почву приказов, принуждений. Редко у кого хватает ума и сил разобраться, почему ребенок закрыт, как пробить его самоизоляцию. Причины для возникновения отклоняющегося поведения ученика есть.

П - У. Ученик ищет поддержку у педагога, пытается обратить на себя внимание как на уроках, так и на переменах. Он соглашается выполнять любые поручения, задания в школе и дома. Но внимание учителя обращено на других детей или собственные дела. Потому и связь между ними односторонняя, формальная. Ученику остается лишь надеяться. Такой тип отношений, с педагогической точки зрения, недопустим, ведь это прямое нарушение профессиональной этики. Причины для возникновения отклоняющегося поведения есть со стороны учителя.

П - У Стремление обеих сторон к обоюдному контакту. Взаимосвязь существует, она постоянна и углубляется. Развивается сотрудничество, успехи и воспитанность растут. Учитель хорошо знает особенности и возможности ученика. Это оптимальная модель отношений между участниками педагогического процесса. Причин для возникновения школьной дезадаптации, девиантного поведения нет.

П - У. Ухудшение первоначально неплохих отношений между педагогом и учеником, инициируемое педагогом. Причины чаще всего в том, что ученик не оправдывает надежд учителя. Это проявляется в том, что педагог начинает хуже выполнять свои обязанности по отношению к ученику или совсем перестает их выполнять. Действия учителя кажутся ребенку неубедительными. Ситуация благоприятна для возникновения девиантного поведения.

П - У. Ситуация, обратная к предыдущей: ухудшение отношений между педагогом и учеником происходит по инициативе ученика. Причинами чаще всего становятся несправедливые оценки учителя, строгие наказания, неуважение, недоверие, ограничение прав. Ребенок страдает. Одно из ее следствий - депрессия. Отклоняющееся поведение уже возникло. Ситуация трудная для обеих сторон.

П - У. Сильное напряжение в отношениях. Отсутствие наблюдательности со стороны педагога при оценке успехов ученика, глубокого анализа его поступков, неумение проанализировать собственное поведение, нежелание понять ученика поставили учителя в трудное положение. Педагог и ученик либо пребывают в сильном конфликте, либо близки к этому.

П - У. Попытка педагога нарушить не способствующее воспитанию равновесие в отношениях с учеником. В результате самоанализа своих поступков учитель приходит к необходимости пересмотра методов воспитания, стиля общения с учеником, ревизии системы своих действий. Его действия направляются на улучшение контактов с учеником. Но тот еще не понимает намерений педагога, может быть, не верит ему, занимает выжидательную позицию, остается в своем прежнем закрытом положении. Ситуация должна понемногу улучшаться, причин для возникновения отклоняющегося поведения ученика должно становиться меньше.

П - У. Ученик пытается восстановить контакт с учителем, равновесие в их отношениях. Учитель занимает выжидательную позицию. Ситуация сложная и непредсказуемая. После нескольких попыток она может улучшиться, а может и ухудшиться. Педагог либо откажет ученику в своем внимании, покажет, что он сердится, недоволен ребенком, либо приблизит его к себе. Это повод для пересмотра отношений, перехода их в новую фазу и, может быть, на более высокий уровень.

П - У. Ситуация, в которой обе стороны пытаются улучшить отношения без выяснения, кто и в чем виноват, кто сделает первый шаг. Начать обязан педагог, но так бывает не всегда. Стороны глубже познают свои сильные и слабые стороны. Ученик тоже продвигается в своем познании человеческих отношений, начинает пересмотр собственного «Я».

Как видим, мир отношений между педагогом и учеником сложен. Люди руководствуются не только здравым смыслом, но и личными переживаниями, амбициями. Разум часто идет на поводу эмоций. Если это позволительно ученику, то никак не подходит педагогу. Изучив типичные схемы отношений и отыскав в них себя, педагог поднимется выше обид на детей, признает их право иметь собственное мнение и выражать свое неудовольствие

Главное в преподавательской деятельности - установление между учителем и учеником взаимных доверительных и уважительных отношений, дают возможность передавать знания в непосредственном общении. Для педагога необходимы не только глубокие теоретические знания, почерпнутые им из книг, мудрость и выводы из собственного опыта, но и умение найти у ученика что-то особенное, присущее только ему, а также содействие развитию его способностей, а не сковывая инициативу. Преподаватель любого предмета, и прежде всего социологии, обязан минимум унифицированных знаний, то есть он должен дать основные понятия и суждения, трактовать правила и законы, показать взаимовлияние и взаимодействия социальных явлений, передать приемы работы, а дальше ученики обязаны самостоятельно "развиваться" в нужном для них направлении. В этом им помогает систематическая самостоятельная работа над собой, что способствует усвоению знаний и повышает эффективность обучения. Нужно не забывать выражение немецко-американского психолога, философа и социолога Фромма: "Нельзя сковывать свободу ученика".

Однако, главная задача преподавателя - воспитание ученика, который сам сможет стать учителем и в своем мастерстве даже перерасти его. Тогда Страдивари создаст свою скрипку, а не повторит опыт Амати, Аристотель создаст свою теорию, в чем будет противоречить взглядам его учителя Платона, С. Королев создаст первый космический корабль, подтвердив теорию своего учителя К. Циолковского. История знает многих талантливых учеников, которые пошли дальше своих учителей. Стираются из памяти фамилии учителей, а их воспитанники иногда достигают больших высот и сами становятся учителями. Вспомним таких выдающихся людей, как ученый и писатель М. Ломоносов, физиолог И. Павлов, первая женщина - доктор математических наук С. Ковалевская, украинский писатель Т. Шевченко, советский социальный педагог Макаренко, жизнь и деятельность которых стали образцом для подражания последующих поколений.

Необходимо творческое отношение преподавателя к предмету, который он преподает. Для этого следует, готовясь к очередному занятия, переосмысливать, с чем он должен приходить в аудиторию, способна его лекция, семинар или практическое занятие увлечь студентов, дать им не только новые знания, но и вызвать интерес, побудить к дальнейшему усвоению новых и совершенствования приобретенных ранее знаний.

Огромное значение имеют те учебники и учебные пособия, которыми пользуются преподаватели для подготовки лекций. Так, доктор физико-математических наук, профессор Г. Антонов, оценивая уровень первоисточников для преподавательской деятельности, пишет: "Думаю, до тех пор, пока не появятся труда пользователя просто и понятно, без" кружева ", сплетенных из научных, а то и псевдонаучных терминов, доступные широкому кругу преподавателей, деятельный подход в практике обучения так и будет оставаться на уровне декларативных заявлений ". Поэтому перед Министерством образования и науки Украины, Академией педагогических наук Украины возникают серьезные задачи по разработке и изданию современных учебников для высшей школы, которыми смогли бы воспользоваться и педагоги, и студенты.

Каждая лекция, каждое практическое занятие - процесс творческий. А учитель подобен актера, часть своего вдохновения, собственной увлеченности, если хотите - страсти отдает своим ученикам. Он делится с ними своим пониманием окружающего мира, а когда достигает желаемого успеха, ученики не забывают. Отдавая свои знания, умения, навыки, учитель обогащается сам, потому что взаимное общение, понимание и уважение в пользу и учителю и ученику. На сегодня студенчество высокоэрудированный, информированный, любознательный и требовательное и слабых учителей просто не воспринимает. Чтобы прочитать лекцию на высоком интеллектуальном уровне, преподавателю нужно оставить свои нерешенные проблемы дома, прийти в аудиторию с хорошим настроением, независимо от их переживаний и тревог. Его рабочее время, связанный с общением со студентами, должно быть полностью направлен на передачу знаний. Именно поэтому труд учителя - то же, что и труд актера, который иногда должен смеяться на сцене, заряжая своим смехом зрителей, тогда как на самом деле его душа плачет, например, по болезни или потерю родного человека. Истинно сюда подходит выражение: "Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь".

Учитель традиционно был уважаемым человеком в любом обществе, так как является источником знаний и мудрости. Если он авторитетный для молодежи, то становится для нее не просто учителем, а другом и советчиком. Он формирует и воспитывает молодое поколение путем передачи ему знаний, жизненного опыта, мудрости и одновременно является особым примером своего отношения к окружающему миру.

Учителем может быть только тот человек, который достигает высокого нравственного и духовного уровня. Это нужно для того, чтобы быть примером для своих учеников, чтобы постоянно "подтягивать" их до своего уровня. "Учитель - тот, кто распространяет мораль, преподает знания, объясняет правду", - утверждал Конфуций. Вспомним биографию нашего соотечественника, философа-путешественника Г. Сковороды, ведь он не только учил жить по библейским заповедям, но и сам жил по библейским законам. И когда люди видели это, то его примеру действовал на них лучше, убедительнее, чем любая проповедь, любые найблагопристойниши слова.

В современной системе образования недостаточно используется богатый опыт общения учителя с учеником, заложенный восточной традиции, так как считается, что он не принят из-за ориентации на так называемый западный мир. Однако некоторые элементы восточного обучения достаточно универсальны и не просто могут, а должны использоваться в системе современного образования.

Во-первых, в восточной традиции особое место отведено личности учителя, его нравственному состава. Стать учителем -означает занять один из самых высоких ступеней человеческих достижений. Достижения определенной ступени духовного развития позволяет сначала стать учеником. "Достигая высших уровней развития, ученик получает доступ к знаниям более высокого ранга и постепенно сам становится учителем для других. Так происходит освоение и передача мудрости, берет начало с древних времен, через овладение знаний и умений учителей» .

Во-вторых, восточная школа образования известна особой формой подачи учебного материала, наполненный легендами, сказками, конкретными жизненными ситуациями. Ставя ученика в определенную ситуацию, учитель дает ему возможность почувствовать и осмыслить ее, понять не только умом, но и сердцем. Далее учитель направляет ученика на принятие решения, что может понадобиться ему в дальнейшей практической деятельности.

Каждая наука (математика, химия, социология, медицина, астрономия, психология или демография и т.д.), говоря об окружающем мире своим языком, по-своему подходит к пониманию его гармонии. Все эти науки не противоречат и не противопоставляют законы развития окружающего мира, а подчеркивают его взаимозависимость, универсальность, единство картины. Так, например, "целью обучения социологии должно стать понимание гармонии мира, возможности установить гармоничное общение с этим миром, постижение этой гармонии через все пласты мировой культуры" .

В связи с этим вспоминается высказывание известного ученого Р. Феймана (автора замечательных лекций по физике), адресованное студентам: "Я не ставил себе целью подготовить вас к каким экзаменам или даже к работе в промышленности и в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогла оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о нем, что, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи! ".

Философы воспринимают красоту окружающего мира через призму философских рассуждений о проблемах создания Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле, отношений материи и сознания. Они ищут смысл жизни, занимаются проблемами счастья, удовлетворения в творчестве, саморазвитии и самореализации личности. Философы подарили миру основные законы развития общества, стали общими для всех наук. Вот почему философию называют наукой наук.

Историки узнают гармонию мира через изучение социальной реальности прошлого, ищут причины и выявляют закономерности прошлых исторических событий, связывают прошлое с настоящим, делают серьезные выводы о развитии цивилизаций и т.

Задача социолога сложнее. Он, раскрывая красоту и гармонию физического мира, имеет глубоко проанализировать проблему и противоречия социального устройства общества, его структуру и пути преобразования, причины социального неравенства, проблемы в отношениях разных социальных групп. Социолог обязан доказать, что за внешней гармонией физического мира стоит сложный мир межличностной, межгрупповой коммуникации, сложные отношения различных социальных групп и сообществ, столкновения несовместимых интересов и потребностей, неразрешимых противоречий и конфликтов, которые могут сопровождаться даже открытыми беспорядками и такими негативными социальными явлениями, как революции и войны.

Вводить в этот сложный социальный мир учеников учителю нужно постепенно, по мере изучения сначала основ социологии, изложенных в курсе общей социологии, а также истории социальных теорий и учений, а уже потом специальных социологий, в том числе и социологии образования.

Этот принцип перехода от простого к сложному - характерная черта изучения любой науки, универсальное требование образования.

Очень важно понимание учителем своего ученика. К сожалению, существенным недостатком современного человечества является отсутствие умения слушать и понимать "не свое", толерантно относиться к чужому и, наоборот, "талант" преобразовывать с удивительным упорством "чужое во враждебное". Так сказал М. Кесада, президент Международной федерации философских обществ на Всемирном философском конгрессе в 1993 г.. .

Как свидетельствуют социологические исследования, на старших курсах активность студентов иногда снижается. Скорее всего, это является следствием неправильных установок в обучении и неоптимальных форм общения учителя с учениками. Вот почему современный подход к образованию, особенно в высшей школе, требует огромной самоотдачи учителя, его постоянной работы над собой. Если преподаватель потеряет способность постоянно учиться самому и передавать новые знания студентам, то он постепенно деградирует как личность и в итоге может потерять свой авторитет, что сделать гораздо легче, чем потом его приобретать. Авторитет - свойство переменная, его нужно постоянно поддерживать.

Можно выделить и социальный аспект нарушений оптимальных форм общения учителя и ученика. Современная социальная реальность транзитивного общества Украины, крайне низкая заработная плата учителя в школе и преподавателя в вузе побуждают последних увеличивать учебные часы, не оставляя времени на самоподготовку и совершенствования учебного процесса. Постепенно преподаватель высшей школы превращается в обычного "урокодателя". Где уж там творчество и новаторство! На это у него просто нет ни времени, ни сил. "На педагогов смотрят то как на репетиторов, которые обучают студентов основным навыкам, то как на профессионалов, которые отвечают за всестороннее развитие студента.

В конечном итоге важно не столько определение, сколько качество такой подготовки педагогов, даст им возможность расширить круг своих обязанностей ». Английские социологи обратили внимание на изменение отношения общества к образованию как источника позитивных изменений: период разочарования общества в образовании меняется оптимистичным к ней отношением. "На стадии оптимизма (период подъема и процветания экономики) происходят события, свидетельствующие о позитивном отношении общества к образованию, на стадии разочарования (периоды спада и застоя) - о негативном. В период процветания наблюдается высокая оценка обществом труда педагога, появляется много известных и уважаемых всеми педагогов. В момент перехода от периода спада к периоду застоя на фоне ужесточения реакции появляются "элитарные" новаторы. Государство оказывает на них ставку и начинается повсеместное внедрение их опыта. Постепенно избранные лидеры отрываются. После этого меняется модель управления образованием ».

Нельзя проявлять насилие над личностью педагога. Когда общество в целом находится на стадии поиска форм общественного развития, когда происходит кризис экономической, политической и социальной систем, то очень часто появляются различные школы и учения, новые методы, в том числе и в образовании.

Присущие Украины и такие явления, когда каждого учителя школы и педагога высшего учебного заведения обязывают перенимать приемы и методы кого-то из своих коллег, работа которых была официально признана передовой и прогрессивной.

К процессу переобучения подключали даже СМИ, в том числе и телевидения. В этих случаях редко учитывались особенности педагога, несмотря на то, что одни навыки могли быть им усвоены, а другие были для него неприемлемыми и даже далекими. То, что в устах одного педагога звучит естественно, в устах другого - напряженно и даже фальшиво. Но необходимо было неуклонное внедрение методов, признанных передовыми в сфере образования. Этим каличилася личность преподавателя, сковувалася его инициатива, ломались стереотипы его мышления, что вызвало глухие нарекания и недовольство преподавательской деятельностью в целом.

Экономический кризис и нестабильность экономики, как правило, сопровождаются жестким контролем над деятельностью различных учреждений, социальных служб, бюджетных организаций и, конечно же, учреждений образования. Массовые и частые проверки учебного процесса в школах и высших учебных заведениях редко дают положительные результаты, а вот негативные проявления очевидны: отражается охота к творческому подходу в преподавании, утверждается официально признана идеология, страдает плюралистический подход к решению различных проблем, преобладает конформизм, становится приоритетным догматизм, а отсюда недалеко и до преследования инакомыслящих.

Все должно быть в меру. Нельзя внедрять что-то новое, не проверив это практикой, но нельзя и сковывать новаторство педагогов, нельзя без конца контролировать и запрещать, нужно уметь и поощрять, и видеть то новое, что создает сама жизнь, что принято и стало даже нормой педагогической деятельности.