Социальная психология по андреевой. Социальная психология. Андреева Г.М

Издание пятое, исправленное и дополненное

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по направлению и специальности «Психология»

Москва 2003

Рецензенты:

зав. лабораторией Психологического института РАО, докт. психол. наук, профессор Т . Д . Марцинковская

зав . сектором социальной психологии науки ИИЕТ РАН, докт. психол. наукА . В . Юревич

Андреева Г . М .

А 65 Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.ISBN 5-7567-0274-1

Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социаль­ная психология групп, социальная психология личности). Характеризуют­ся предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.

Предназначается для студентов высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК 88.5

ISBN 5 7567-0274-1 © «Аспект Пресс», 2002, 2003

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress.ru

Предисловие к пятому изданию

Настоящий учебник переиздается уже не в первый раз. Если счи­тать рождением старое издание 1980 года, то его «жизнь» определяет­ся в 22 года. Трудно сказать, много это или мало. Для учебников по таким стационарным дисциплинам, как математика или физика, мо­жет быть, срок и небольшой, но для учебников по наукам, связан­ным с изучением общества и человека, да еще и в период глобальных социальных преобразований, пожалуй, срок солидный. С одной сто­роны, это приятно щекочет самолюбие автора, но, с другой сторо­ны, вызывает и некоторую настороженность: уже давно хотелось бы видеть и новые работы других (в частности, более молодых) авторов, возможно, новые альтернативные подходы и т. п. В последние годы появились курсы социальной психологии, написанные коллективами уважаемых мною авторов, но ни один из них не имеет грифа «Учеб­ник для университетов». Поэтому я решаюсь на еще одно переиздание моего учебника.

Доработки и изменения, которые я хочу предложить читателю, мож­но сгруппировать в два блока. Прежде всего, это простое совершенство ­ вание текста , которому всегда есть место. Опираясь на обратную связь, получаемую мною и от студентов, которым я продолжаю читать этот курс, и от коллег, использующих учебник, я хорошо вижу отдельные длинноты, иногда не достаточно аргументированные иллюстрации, не всегда оправданный лаконизм при изложении экспериментов и просто не всегда удачные дидактические конструкции. Все это требует шли­фовки текста, и попытки такой шлифовки разбросаны по всему содер­жанию книги. Второй блок носит более принципиальный характер. Он связан с необходимостью ряда серьезныхдобавлений . Социальная пси­хология настолько динамично развивается в последние годы, что новое издание учебника, конечно, обязано включить в себя и ссылки на но­вую литературу (тем более что переведены на русский язык несколько фундаментальных руководств, на которые я многократно ссылаюсь в тексте), и ознакомление с новыми теоретическими и эксперименталь­ными разработками. В этой связи мне пришлось ввести дополнительные разделы, например, связанные с современными поисками новых пара­дигм в социально-психологическом знании, а также с новыми областя­ми практических приложений науки.

Решая эти задачи, приходится постоянно контролировать себя относительно «масштаба» дополнений и изменений: объем учебника не должен разрастаться до таких размеров, при которых его использо­вание студентами станет попросту невозможным. Пройти между Сциллой и Харибдой потребности в усовершенствовании и оптимальным объемом книги ― задача не легкая, однако ее надо как-то решить. Как всегда, я полагаю, что мне может помочь в этом отношении мое постоянное взаимодействие со студентами и коллегами, которым я не устаю приносить свою благодарность. Именно это взаимодействие и «подвигает» меня на новое переиздание учебника.

Г . Андреева 2002 г .

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С. 31-178, 291-345

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.7-78
  2. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.387-391
  3. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182
  4. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. М., 2004. С.69-239
  5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-179
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.72-113, 117-143
  7. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.25-51, 110-133, 163-206, 216-235, 248-260, 280-291, 315-322, 334-353, 379-392, 416-420, 481-501, 514-520, 533-547
  8. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001. С. 17-146, 227-252

Дополнительная литература:

1. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.24-43

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35

3. Новиков В.В. Социальная психология. М., 2003. С.108-122

4. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.7-44

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.14-33

6. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.70-76

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.135-147

8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под.ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1996. С.16-478

Раздел II. Социально-психологические аспекты социализации индивида

Тема: Зависимость человека от социальной среды

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- рассмотрят механизмы зависимости человека от социума

Научаться дифференцировать положительные и отрицательные аспекты зависимости в регуляции социального поведения личности

Приобретут навыки участия в групповой дискуссии

Ход работы: студенты выполняют доклады по предложенным ниже темам. Затем проводится групповая дискуссия-обсуждение по изложенному материалу.

Темы докладов

1. Социальные потребности и социальная мотивация

2. Конформизм и индивидуализм.

3. Бегство от свободы

4. Социализация: основные направления исследований

5. Социальное влияние

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002. С.42-328

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.180-220, 256-276

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.345-365, 391-404

4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.98-135, 194-209

5. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. С.10-154


6. Духовный кризис /Под.ред. Грофа С., Гроф К. М., 2000. С.19-233

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. С.89-109, 115-183

9. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. С.284-285, 390-427

10. Пайнс Э., Маслач К Практикум по социальной психоло­гии. СПб., 2000. С.46-105, 140-240, 282-484

11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.237-307, 365-448

  1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.122-196

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. СПб., 2003. С.261-397

3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.275-428

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

7. Орлов А.Б.Личность и сущность // Вопросы психологии,
1995. №2

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-225

9. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.123-242

10. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.82-84

11. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.177-196, 282-292

12. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С.316-346, 540-614

ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.410-421

Название: Социальная психология.

Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии.
Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого "служения" определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.
Предназначается для студентов высших учебных заведений.

Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений.
Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого общества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не "вообще" обществом, а данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так, утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения социальной психологии как "советской социальной психологии" в связи с радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась. Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди представителей других академических профессий, но также и среди практиков- предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами- социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е. практически всеми, изучающими в ВУЗах этот предмет.

Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания
Глава 2. История формирования социально-психологических идей
Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
Раздел II
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения
Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Раздел III
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Глава 8. Проблема группы в социальной психологии
Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп
Глава 10. Стихийные группы и массовые движения
Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Глава 12. Динамические процессы в малой группе
Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы
Глава 14. Психология межгрупповых отношений
Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 15. Проблема личности в социальной психологии
Глава 16. Социализация
Глава 17. Социальная установка
Глава 18. Личность в группе
Раздел V
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 19. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социальная психология - Андреева - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ПРЕДИСЛОВИЕНастоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений.Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого общества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не «вообще» обществом, а данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так, утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения социальной психологии как «советской социальной психологии» в связи с радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась.Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди представителей других академических профессий, но также и среди практиков-предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами-социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е. практически всеми, изучающими в вузах этот предмет.Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии общего плана к настоящему изданию.Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные экономические, политические и социальные преобразования в нашей стране, мы не можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так и от истории науки, в данном случае социальной психологии, сформировавшейся в конкретных исторических условиях. Может быть, этот факт не так значим для естественных наук, но весьма принципиален для наук, имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому фрагменты исторического развития социальной психологии в условиях СССР считаю необходимым сохранить полностью.

Социальная психология. Андреева Г.М.

или

М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии.

Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого "служения" определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.

Предназначается для студентов высших учебных заведений.

Формат: doc / zip

Размер: 385 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 434 Кб

/ Download файл

Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания
Глава 2. История формирования социально-психологических идей
Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
Раздел II
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения
Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Раздел III
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Глава 8. Проблема группы в социальной психологии
Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп
Глава 10. Стихийные группы и массовые движения
Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Глава 12. Динамические процессы в малой группе
Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы
Глава 14. Психология межгрупповых отношений
Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 15. Проблема личности в социальной психологии
Глава 16. Социализация
Глава 17. Социальная установка
Глава 18. Личность в группе
Раздел V
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 19. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ