Кто такой иуда и что он сделал. Иуда Искариот. За что он ненавидел Иисуса Христа

Каждую среду в году Церковь вспоминает очень скорбный день в Священной истории – предательство человеком Бога, предательство Иудою и старейшинами иудейскими Христа.

Особенно пронзительным, ужасающим это воспоминание становится в Великую среду Страстной седмицы, когда все мы, православные христиане, имеем возможность соприкоснуться со Страстями Христовыми, совершенными Богочеловеком для спасения каждого из нас.

Нужно сказать, что Иудино предательство не было чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении всей Священной истории Ветхого и Нового Заветов и по сей день начиная от святого праотца Адама человечество продолжает предавать и распинать Христа. Вспомним грехопадение первых людей в раю, отлитие золотого тельца под Синайской горой, нежелание древних евреев входить в Землю обетованную, за что они были наказаны сорокалетним странствием по пустыне, и множество других примеров из Ветхого Завета. Вспомним начало XX века – на Святой Руси были казнены тысячи священнослужителей, монахов и верующих людей, разрушено огромное количество храмов.

Почему это происходит? В чем суть? Почему человек отвращается от Бога, упорно терпит наказания, бедствия, но настойчиво продолжает идти дорогой в ад?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере Великой среды.

Итак, Иуда Искариот, иудейские первосвященники Анна и Каиафа, старейшины народа еврейского – книжники, фарисеи, саддукеи, князья…

В чем суть грехопадения святых праотцев Адама и Евы? Если в двух словах, то первые люди преступили Божью заповедь и возлюбили земное паче небесного. Человек, сотворенный Господом для богообщения, для восхождения в горнюю, куда и Ангелы проникнуть желают, отвернулся от этой высочайшей задачи и от этого удивительного дара единения с Богом. Он решил упасть до уровня животных и жить только для удовлетворения низменных инстинктов, углубленных им и превращенных в страсти. Совершилась величайшая трагедия, милостью Божией превращенная в драму со счастливым концом. Человек предал своего Господа.

Иуда Искариот и еврейские первосвященники со старейшинами не были в этом смысле оригинальными. Они пошли по тому же пути.

Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.

Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.

Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.

Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.

Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.

Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.

Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.

Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.

И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут, остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.

В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.

Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.

Потому, конечно же, Великая среда – это урок для всех нас. У каждого из нас есть «потенциальный заряд» Иуды – своя «подленькая страстишка», как писал Федор Михайлович Достоевский, которой мы не должны потакать, дожидаясь, пока она превратиться в Кинг-Конга и разорвет нас изнутри. С ней мы должны мучительно тяжело, но все же бороться с Божьей помощью. Падать, каяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, ожидая, что во время нашего тяжелого труда-странствия по земному морю нам, как и галилейским рыбакам-апостолам, явится Христос на берегу и скажет: «Придите, обедайте» (Ин. 21:12).

А Он обязательно явится. В этом можно не сомневаться.

Вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения: «Радуйтесь!» И немного позже «Не бойтесь» (Мф. 28:9,10).
В этом величие и безмерное счастье Пасхи. Смерть, диавол, грех стали неважны и бессильны.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью научились смотреть не только вниз, но и вверх и чуть-чуть внутрь – в свое сердце, потому что именно там, по словам Спасителя, есть Царствие Небесное.

Иерей Андрей Чиженко

Древнее и ныне не используемое имя Иуда давно уже стало нарицательным. Даже те люди, которые далеки от библейских текстов, прекрасно знакомы с данным персонажем и его деяниями. Но мы решили более подробно разобраться в том, кто такой Иуда, почему он совершил свой злополучный поступок и какие существуют версии его жизненного пути.

Рассказывая долгую историю кратко, чаще всего говорят: «Иуда был одним из двенадцати учеников-апостолов Иисуса Христа, тем самым, что предал своего учителя за 30 серебреников .

Совершив столь гнусный поступок, покончил с собой, предварительно вернув уплаченные за предательство деньги первосвященникам». Такую трактовку часто дает Википедия, а также ряд иных источников, которые позволяют бегло ознакомиться с сутью происходящего.

Но больше интересует вопрос о том, кем был этот персонаж ранее, начиная с момента рождения и заканчивая суицидом? Почему решился на предательство собственного наставника? Где же логика в поступках?

Библия очень скупа на описание жизненного пути этого человека, его деяний и помыслов. Писание дает ответы лишь на простейшие вопросы: «Кто это такой – Иуда Искариот?», «Что он сделал?», «Как погиб?». Остальные версии – наработки историков, археологов и исследователей в области старины. Все они одинаково правдивы и додуманы, так как докопаться до истины, увы, наверное уже никто не сможет.

Исходя из длительных поисков, стало достоверно известно, что этот апостол обладал неплохими духовными качествами, был весьма умен и смекалист. А вот загадкой остается тот самый поступок, который не вписывается ни в рамки христианского мировоззрения, ни в логические соображения.

Библейский образ

В самом начале мы рассмотрим, кто такой Иуда в Библии и что пишут его побратимы – такие же ученики Христовы, как он.

Стоит отметить, что из всех двенадцати апостолов о предателе удосужились сделать отметку лишь двое – Иоанн и Матфей. Первый дал характеристику самой крамоле, совершенной отступником, второй же описал момент смерти предателя.

Все 11 учеников Иисуса Христа были выходцами из Галилеи (север Палестины), а вот Иуда – единственный уроженец Иудеи.

Кстати, само название этой земли дано от тезки предателя, – человека, который считается праотцом всего иудейского народа. Более того, во времена жизни Христа данное имя было очень распространенным. Даже в Библии оно встречается более 14 раз в контексте о разных людях.

Какими же еще качествами Иуда Искариот обладает согласно Святому Писанию?

  • Для ведения проповедей и исцеления больных был избран самим Господом. Обладал такими же качествами, как и все остальные ученики Христа, и был полноценным апостолом.
  • Иуда Искариот обладал недурными экономическими навыками и умением считать деньги. За это ему поручили опекать урну с капиталом Христовым, который Спаситель зарабатывал, спасая людей.
  • Сказано, что дата рождения предателя – 1 апреля. Этот день считается неблагоприятным во многих религиях мира.

История же самого предательства описана кратко и сухо. Более того, не сказано, почему Иуда предал Христа и каким был мотив. Но достоверно известно, что, удаляясь с Последней трапезы (Тайной вечери), этот апостол отправился к первосвященникам, которые давно охотились на Мессию.

Приведя их в то самое место, где Христос почивал со своими учениками, он сказал: «Кого поцелую – того и арестуйте». После чего поцеловал Христа, и того отправили на казнь.

После этого некогда Иуда Святой, а теперь проклятый и даже бесноватый, явился вновь к первосвященникам с желанием вернуть плату в 30 серебреников. Промолвив: «Согрешил я, предав кровь невинную», получил ответ «И что с того?». Уходя, предатель бросил деньги на пол и, сожалея о содеянном, покончил с собой. Повесился Иуда на осине (бузине), а внутренности вывалились наружу.

Что же, с библейской версией и фактами мы ознакомились, а теперь давайте обсудим то, что только узнали.

Происхождение апостола и его имени

Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.

Интересно знать! В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указано, что предатель был из некого города Кириафа. Тут весь фокус кроется в расшифровке и транскрипции древних мертвых языков. По одной из версий родиной действительно был некий город под названием то ли Кириаф, то ли Кефира.

Родители по неизвестным причинам увидели в младенце зло и выбросили его в реку. Назло им и природе ребенок выжил и даже неплохо устроился на новом месте. Позднее вернулся на родину, расправился с отцом и совершил грех кровосмешения с матерью.

За это ему пришлось долго расплачиваться, прежде чем стать одним из учеников Мессии, совершая аскетичные поступки.

После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».

Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.

Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.

Исходя из всех этих фактов, некоторые исследователи утверждают, что Иуда предал того, на кого указал Господь. Был своего рода оружием в руках Божьих, благодаря которому Христос смог воскреснуть и вознестись к Небесам, став настоящим и бессмертным Мессией.

Мотивация и нелогичность поступков

Большинство источников, которыми сегодня можно довольствоваться, утверждают, что
предательство Иуды было сделано исключительно из-за денег.

Это была единственная его страсть, более того, будучи казначеем при Христе, апостол нередко подворовывал из общей «копилки».

30 серебреников – сумма весьма внушительная. На эти деньги можно было приобрести участок земли (что, собственно, и сделали первосвященники после того, как получили назад этот «дар»).

Поэтому до момента предательства история ясна и прозрачна. А вот суицид неверного ученика – загадка эпохи, которую никто и никогда еще не отгадывал.

Существуют определенные версии, которые более-менее наглядно и внятно объясняют, в чем состояло предательство Иуды и почему все сложилось именно так:

  • Предателем овладел сатана. Подтверждением тому служат, во-первых, черный нимб над головой Иуды, во-вторых, на многих иконах его изображают сидящим на коленях у черта (или же черт сидит на его плече).
  • Вторая версия имеет более «земное» обоснование. Предательство Иуды было совершено в надежде на то, что Иисуса не осудят и не казнят. Апостол полагал, что Христос вознесется над народом не как дух, воскресший из мертвых, а как человек, который займет трон самого могущественного государства на планете. Он же, как и прежде, будет представителем государственной казны, то есть сможет овладеть таким богатством, которого ранее никто не видывал. Узнав о том, что Христа распяли, он понял, что деваться ему уже некуда, и совершил суицид.

Конечно же, каноническая версия уверяет нас в том, что предатель Христа совершил самоубийство, и теперь душа, грешная и нечестивая, скитается меж мирами, не находя своего места ни в раю, ни в аду.

Более менее даже ясен вопрос о том, на каком дереве повесился Иуда, – это осина, в некоторых источниках говорится, что дерево было бузиной.

Беспокоить начинает иной факт: как случилось так, что его внутренности оказались вывернутыми наизнанку.

Не нужно быть следователем, чтобы предположить, что самоубийство было сымитировано (причем весьма дурно), а самого Иуду убили, и уже мертвым повесили. Подобную версию подтверждает «Мастер и Маргарита», где мы видим, как посланники Афрания – начальника тайной службы при Пилате, убивают предателя с помощью ножа.

Библия и христианство в целом позиционируют Иуду как персонажа негативного, склонного к темной силе . Но вместе с тем утверждается, что его выбрал в сопроводители Христа сам Господь, следовательно, на все была Его воля.

Мы, проживая в веке гуманизма и плюрализма, можем сделать вывод: Иуда – человек, судьба которого была крайне сложной и тяжелой. В нем был как свет, так и тьма, он боролся со своими демонами, но побороть не смог.

Интересно знать! Считается, что с Мессией он пересекался еще в младенческом возрасте. Тогда мальчиком, овладели бесы, и его на исцеление привели к малышу-Иисусу. Бесноватый набросился на Святого ребенка и укусил его за бок (тот самый бок, который проткнули Иисусу копьем на кресте).

Полезное видео: Почему Иуда предал Бога?

Вывод

У медали всегда есть две стороны. Как у крайне добрых и положительных людей бывают свои «скелеты в шкафу», так и у злодеев и предателей можно отыскать светлые качества. Таковыми обладал и Иуда Искариот – некогда Святой апостол, ученик Иисуса, проповедник и целитель. Поддавшись воле лукавого, он сотворил зло, но дорого за это поплатился.

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Иуда Искариот - это тот самый предатель, из-за которого был распят Иисус Христос. Мало кто сомневается в самом факте предательства, однако предметом споров до сих пор является его причина.

Было ли предательство Иуды следствием его сребролюбия? Или же оно оказалось предначертано самим Небом? Ответы на эти вопросы богословы ищут до сих пор.

Грех имел место быть, ведь Иуда не просто совершил предательство, а отрекся от Господа, продав его за 30 серебренников из-за собственной алчности. Этот грех считается одним из самых страшных. Мы собрали все семь смертных грехов в одну статью, чтобы на Страстной неделе каждый мог позаботиться о своей душе.

Говоря о грехе сребролюбия, церковь не желает своим прихожанам неблагополучия. Именно у Бога стоит просить о финансовом благосостоянии, если вы попали в трудное положение. А важно при этом не впадать в мракобесие и не совершать ради денег неблаговидных поступков. Об этом и о многом другом рассказывают прошедшие через бедность люди , на своем примере убедившиеся в силе молитвы.

Корысть или происки дьявола

Итак, Иуда отрекся от Христа, однако почему он это сделал, не ясно до конца никому, кроме него самого и Бога. Никто из учеников Иисуса Христа и сам Иисус еще при жизни не знали, почему Иуда так поступил. В соответствии писанием, он предал своего учителя и Бога, потому что им овладели алчность и зло или же бес и дьявол. Уступив ему, Иуда поддался искушению и согрешил против своей веры.

По словам Матфея, Иуда предал Иисуса за 30 серебренников, что было в те времена целым состоянием, на которое можно было купить дом. Это свидетельство, тем не менее, оспаривается, так как встречается оно только в Евангелие от Матфея.

Поцелуй Иуды

В соответствии с Библией, Иуда договорился с первосвященниками и старейшинами, что поцелует того, кто именует себя Иисусом. Таким образом этот жест стал условным знаком для стражи, схватившей Христа. Сегодня «поцелуй Иуды» — это самый известный символ предательства.

Что случилось после с Иудой, тоже не до конца известно. По версиям учеников, он повесился, совершив третий грех — самоубийство. Есть и небиблейские версии, что Иуда прожил долгу жизнь и умер от страшной болезни. Но в любом сказании жизнь его весьма печальна, а конец ее безрадостен.

Великий пост посвящен смерти Иисуса и его страданиям. Страстная неделя отражает все события, предшествовавшие смерти Христа и его Воскресению. Именно поэтому весь пост праведные люди стараются вести скромный и смиренный образ жизни. Именно молитвами мы становимся ближе в Богу во время Страстной недели. Узнать тексты лучших молитв для Великого поста вы можете в другой нашей статье.

Замысел Небес

Никто из живущих людей не может даже предположить — была ли смерть Иисуса замыслом Отца нашего Небесного или это были стечения обстоятельств. Конечно, об этом может знать только сам Бог, и в этом мире нам не суждено узнать, что двигало Иудой.

Известно, что замыслом небес было спасение людей от греха. Более того, сам Иисус сказал, что он явит себя миру во второй раз, когда люди погрязнут во грехе и безверии. Это позволяет предположить, Иуда мог продать душу дьяволу, но предательство его все же нужно было и Небесам.

Вызывает вопрос и его последующее раскаяние. Ведь если он продал своего Учителя и получил желаемое, откуда этот запоздавший благородный порыв? А если им двигал дьявол, то почему Иуда все же вешается? Ответить на эти вопросы пока не возможно, и нас остается лишь заботиться от чистоте теперь уже наших душ.

В виду событий Страстей Христовых, к Пасхе священнослужители рекомендуют каждому проходить таинство причастия, чтобы встречать светлое время в душевной чистоте. Сблизиться с Богом поможет только крепкая вера и истинная любовь, чистейшим проявлением которой будет искупление грехов.

Лучше всего исповедаться в Чистый четверг. Подготовка к исповеди должна проходить в чтении молитв и посте. Советы церкви подскажут, как правильно исповедоваться и чего не стоит делать перед этим таинством. Будьте счастливы, верьте в Бога и не забывайте нажимать на кнопки и

27.04.2016 08:16

Каждый верующий человек слышал о смертных грехах. Тем не менее, не всегда приходит осознание что...

I. ОПИСАНИЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ:


Евангелие от Матфея 26:14-25 "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться . При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал ".


Евангелие от Иоанна 13:21-30 "Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана . Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее . Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь ".


Евангелие от Матфея 26:45-50 "Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его ".


II. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИУДЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:


Иоанн 13:18 "Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою " (Псалтирь 40:10). Выражение "поднять пяту" аналогично русскому выражению "замахнуться" или "поднять на кого-то руку".


Псалтирь 40:10 "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту ".


Псалтирь 108:6-20 "Поставь над ним нечестивого, и дьявол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! "

III. МОТИВ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ


Евреи ждали Мессию. Они думали, что Мессия - будет земным царём, который, придя, "восстановит царство Израилю" - освободит Израиль от господства Римской империи.

Ученики Иисуса не были исключением. Сколько раз они спорили о том, кто из них главнее (Марк 9:33-34 , Лука 9:46 "Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? ", Лука 22:24 ), и кто из них имеет право сидеть по левую и правую руки Иисуса в Его царстве: Марк 10:36-37 "Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей ".

Иуда не был исключением. Он тоже верил в такого "земного" Мессию. К тому же Иуда знал, что народ готов был поставить Иисуса на престол и провозгласить Царём Израиля. И народ уже пытался это сделать: Иоанна 6:14-15 "Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один ". Более того, как мы читаем в Евангелии от Матфея: Матф.16:21 "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть ". Это был не тот Мессия, которого они ждали…

IV. ЛИЧНОСТЬ ИУДЫ ИСКАРИОТА.

Евангелие от Иоанна 12:1-6 "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор . Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали ".

Лукавая сущность Иуды, вероятнее всего, потихоньку сформировалась к тому моменту, когда Сатана вошёл в него (Иоанн 13:27 ) и использовал для предательства нашего Господа Иисуса (Иоанн 18:3 ). После всего случившегося он "возрыдал с горечью", выбросил 30 серебряников, полученных за своё предательство, потом "пошёл и удавился" (Матфея 27:5 ).


V. СМЕРТЬ ИУДЫ:

Евангелие от Матфея 27:1-10 "Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись , возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь! ".

На первый взгляд, нам кажется, что Иуда раскаялся в содеянном. Действительно, в Библии написано, что он "возрыдал с горечью". Однако это не было покаяние. Настоящее покаяние в Слове Божьем названо "печаль ради Бога" и заключается в том, что, во-первых , человек осознаёт свою вину, а во-вторых , человек отворачивается от своего греха и поворачивается к Богу. Глядя на Иуду Искариота и его покаяние, мы можем точно сказать, что у него было мирское покаяние - "мирская печаль", потому что он не обратился к Богу, но решил распорядиться своей жизнью сам, взяв на себя роль Бога. О мирском и настоящем покаянии подробно написано во 2-м Послании Коринфянам 7:8-10 "Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога , так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению , а печаль мирская производит смерть ".

Пётр тоже предал Иисуса: он трижды от Него отрёкся. Однако позже он искренне раскаялся. У него было истинное покаяние. А у Иуды Искариота было мирское покаяние, которое, как мы только что прочитали, "производит смерть".

Деяния 1:15-20 "И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его ; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано (Псалтирь 108:6-20 ): да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой ".

Он погиб со своей виной и пошёл "в своё место" (Деяния 1:25 ) Выражение в Деяниях 1:18 "и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его" ни в коем случае не противоречит сказанному в Матфея 27:5 ("пошёл и удавился"). Скорее всего всё произошло таким образом: Иуда повесился над долиной Хинном (на обрыве), но верёвка или ветка под тяжестью веса его тела обломилась. Он упал и разбился о камни внизу.

Почему же такой человек, как Иуда Искариот, был избран Иисусом, чтобы быть одним из Его 12 апостолов, мы не знаем. Нам лишь известно, что Иисусу было точно известно, кем он будет предан (Иоанн 6:64 "…Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его ").