Клавиатурные тренажеры метод слепой печати. Расположение пальцев на клавиатуре

Быстрая печать на клавиатуре — очень полезный навык. Расскажу какую я выбрал программу для обучения быстрой печати на клавиатуре 10-ю пальцами.

Сегодня очень много времени нам приходится находиться за компьютером и конечно набирать различные тексты, команды и сообщения. Я каждый день отвечаю на сообщения в социальных сетях, по электронной почте, делаю заметки, пишу статьи, оформляю разные документы.

Навык слепой печати нужен каждому

Получается, что каждый день я печатаю на клавиатуре по несколько страниц текста, как на русском, так и на английском языке, а по времени это занимает не меньше двух часов.

Наверное, также у многих из вас. Есть работа, которая связана непосредственно с документированием и соответственно с печатанием, и там это занятие занимает почти весь рабочий день. Но все еще для многих из нас слепая печать 10 пальцами на компьютере остается мечтой, не говоря уже о быстрой печати с той скоростью, которая бы нас устраивала.

Раньше я думал, что нужно очень много времени, чтобы запомнить расположение клавиш клавиатуры и научиться печатать быстро. У нас в школе на информатике было пару уроков обучению быстрой печати на клавиатуре. Не помню уже какие были программы, но они не принесли конечного результата. Несколько раз я начинал заниматься, используя различные программы-тренажеры по тренировке скорости печати. Но у меня не хватало терпения пройти все уровни, набирая определенные буквы и символы снова и снова. Чтобы пройти каждый такой уровень нужно печатать быстро и, как правило, без ошибок.

Помню, как я тратил по несколько часов на то, чтобы пройти очередной уровень. Это было сложно для меня, занимало очень много времени, я сдавался и забрасывал тренировки, так и не добившись результата. Со временем я стал печатать быстрее, но постоянно смотрел на клавиатуру. И все же это очень неудобно, особенно при плохом освещении, я сбивался, терял мысль. Быстрая печать всеми пальцами долгое время оставалось моей мечтой.

И вот недавно, буквально две недели назад, мне попалась замечательный самоучитель быстрой печати — программа «VerseQ», которая сильно отличалась от всех остальных. Мне она очень понравилась, и я решил попробовать снова. И на этот раз все получилось!

Уже в первый день я стал печатать на клавиатуре и не подглядывать на клавиши. Оказалось, что быстрая печать 10 пальцами вслепую на компьютере — не такое уж и сложное дело. Сейчас я уже не особо задумываюсь о том, где находится какая буква. В последнее время я продолжаю тренироваться регулярно и хочу увеличить свою скорость.

С какими программами я сравниваю

  • « ». Это та программа, на которой я пробовал научиться раньше. Она платная, стоит 600 либо 900 руб.
  • « » — бесплатная.
  • «Все 10» — бесплатная, онлайн, по принципу похоже на Соло.
  • «FastKeyboardTyping» — бесплатная, онлайн, по принципу похоже на Соло.
  • «klava.org» — бесплатная, онлайн, тренировка отдельных слов.
  • «keybr.com» — бесплатная, онлайн, для английского языка.
  • «Online VerseQ» — бесплатная, онлайн, но она отличается от VerseQ.
  • « » — бесплатная, онлайн, можно соревнования с другими людьми, для тренировки нужно выбирать словари.
  • «type.slovelas.ru» — бесплатная, онлайн, падают буквы, нужно успевать их набирать.

Есть еще много других, например «Бомбина», «RapidTyping», «iQwer». На этом я закончу свой список.

Почему я выбрал именно VerseQ

VerseQ — это самоучитель. В этой программе для быстрой печати на клавиатуре вы сразу запоминаете все буквы алфавита и тренируетесь их набирать. Сначала это может показаться непросто, но привыкаешь к клавиатуре довольно быстро. В других же тренажерах часто бывает такое, что пока тренируешь новую комбинацию букв, старые забываются и скорость их набора падает. За счет этого уже в первый день можно запомнить все буквы, а в дальнейшем только работать над скоростью и она постепенно будет расти.

Алгоритм каждый раз подбирает комбинацию букв, характерную для выбранного языка, это помогает быстро запоминать наиболее частые сочетания клавиш. Здесь нет уроков, упражнений, не нужно тратить силы на изучение и запоминание, вы просто печатаете ряд букв. Если вы делаете ошибки, вам не придется повторять эту строку еще раз, программа просто скорректирует следующую, и таким образом вы будете незаметно работать над своими слабыми местами.

Занимаешься в удобном темпе, после каждой напечатанной строки можно передохнуть и посмотреть статистику. Во время набора статистика прячется и не отвлекает вас. В этой программе обучения быстрой печати есть хорошая инструкция, из которой кроме прочего вы также узнаете кое-что интересное про сон. Языки тренировок – русский, английский, немецкий; для русского целых 3 уровня сложности. Также мне очень нравится интерфейс — ничего лишнего и глазу приятно.

Старайтесь заниматься регулярно, каждый день. Сейчас я тренируюсь 2 раза в день по 20 минут. Рекомендую на первых этапах не беспокоиться о скорости печатания, она сама придет со временем. Очень важно печатать без ошибок, и делать это с высокой ритмичностью.

Вы наверное уже представляете как умение быстро печатать изменит вашу жизнь. Вот лишь некоторые плюсы, которые дает слепая быстрая печать десятью пальцами на компьютере:

  • — вы будете экономить много времени;
  • — увеличите свою производительность и эффективность;
  • — меньше будете уставать;
  • — руки наконец-то смогут успевать за вашими мыслями.

Рекорд скорости печати на клавиатуре около 1000 знаков в минуту. Научиться печатать со скоростью 300-400 сможет каждый. У всех нас разная обучаемость, кто-то выходит на этот уровень через неделю, другому потребуется несколько месяцев.

Как получить эту программу

Официальный сайт программы VerseQ — www.verseq.ru . Там можно ее скачать. Семь дней программой можно пользоваться бесплатно. За это время вы сможете оценить ее эффективность. Потом ее нужно зарегистрировать. Стоит программа 170 руб.

Всем привет, дорогие друзья! В данном уроке вы узнаете, что такое слепая печать , как максимально быстро научиться печатать десятипальцевым методом, а также познакомимся с одним из самых эффективных тренажёров, который сделает вашу работу быстрее, проще и приятней.

Класснуть

Плюсануть

Запинить

Теория слепой печати или слепого метода набора

Прежде, чем мы приступим к основной теме, небольшое, но важное отступление. В мире существует огромное количество клавиатур разной конфигурации и устройства. Мне посчастливилось работать со многими из них - начиная от огромных старинных монстров, заканчивая современными слим-клавиатурами. Разницы на чём учиться слепой печати нет абсолютно никакой. Даже если у вас Mac или PC клавиатура. Разница там небольшая.

Однажды я, по рекомендации знакомых и по незнанию своему использовал в качестве тренажёра слепой печати легендарную - Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000. Проблем особо не заметил в использовании, однако переход на клавиатуры другого типа требовал определённого времени и привыкания. Поэтому в данном выпуске я воздержусь от рекомендаций конкретных клавиатур и мы перейдём сразу к делу. Отмечу только, что работаю я с QWERTY раскладкой, её и рекомендую к изучению.

Скорость слепой печати зависит от множества факторов: конечно-же от тренировок и от физиологических особенностей строения рук. В этом плане, как мне казалось раньше, мне повезло меньше, чем кому бы то ни было. Всё время тренировок меня не покидала мысль, что это вообще не моё, что мои руки просто «не заточены» для слепой печати на клавиатурах современного типа и я был глубоко уверен, что в мире где-то есть идеальная миниатюрная клавиатура, которая подойдёт только мне.

Конечно-же, спустя какое-то время я понял, что физиологически разница между длинной худощавой и небольшой кистью не так важна в контексте размера практически любой клавиатуры и что боль испытывают все, кто тренируется печатать вслепую. Причём боль эта не физическая - для подобных тренировок нужны очень крепкие нервы.

Процесс тренировок слепой печати очень напомнил мне обучение игре на гитаре. То чувство, когда ничего не получается и появляется желание бросить инструмент об стену:-).

  1. Старайтесь выполнять упражнения медленно, каждый палец - отдельная клавиша. Лучше медленно и без ошибок, чем быстро и с ошибками. В противном случае ошибки будут повторяться и запоминаться снова и снова;
  2. У вас никогда не получится всё и сразу. Проявите терпение, даже когда после сотого повторения вы ошибаетесь. Избегайте соблазна вернуться к старому методу печати, который вы использовали ранее или использовать новый метод вперемешку со старым. Одна клавиша - определённый палец, и никак иначе. Это боль и я её помню. Я с вами! :-)
  3. Не старайтесь быстро нарастить темп печати, даже если у вас всё получается. Вспомните, как аккуратно вы учились кататься на велосипеде. Быстро наращивая темп - вы увеличиваете количество ошибок;
  4. Как не одолевала бы лень, каждые пол-часа отвлекайтесь от работы, включайте тренажёр, нащупывайте стартовую позицию для печати и начинайте печатать (об этом чуть позже);
  5. По началу будет казаться, что всё время нужно будет нащупывать позицию и отношение соседних клавиш к ней и это несколько демотивирует. Однако, это не так. Скоро ваши руки будут порхать над клавиатурой. А пока постарайтесь не «уезжать» указательными пальцами далеко от стартовой позиции;
  6. Первое время вам будет казаться, что раскладка настолько непродуманна и неудобна, что инженер разрабатывал её скорее всего под чем-то. Однако, это ощущение в скором времени пройдёт;
  7. Вы впервые почувствуете, насколько слабы ваши пальцы, которым уготована самая сложная участь - это перефирийные клавиши. Ваши безымянный палец и мизинец вечно будут не дотягиваться туда, куда надо и вас это может раздражать в первое время. Этот момент также решается тренировками;
  8. рогресс будет ощущаться не сразу, а «волнами» - сначала вроде получается, а спустя какое-то время вам будет казаться, что вы только сели за тренажёр и некоторые моменты приходится тренировать заново. Это также несколько демотивирует, но с практикой проходит и ваш навыки печати становится относительно ровным и плавным;
  9. Первое время вы будете замечать, что слепая печать у вас получается, но не так равномерно, как хотелось-бы. Печатать вы будете «рывками», делая небольшие паузы, чтобы продумать следующее нажатие или комбинацию нажатий. В этом нет ничего плохого, просто старайтесь выравнивать ваш темп;
  10. Самое главное помните - вас ждёт достойная награда за ваши старания и усилия - это быстрая и легкая печать , от которой вы будете получать удовольствие. Вы сможете более правильно контролировать вашу осанку, не отвлекаясь на процесс печати, меньше утомляться и выполнять вашу работу быстрее, чем раньше.

Постановка рук при слепой печати


Вы наверняка замечали у двух клавиш с русскими буквами А (лат. F) и О (лат. J) небольшие выступы или бугорки. Эти выступы предназначена для определения стартовой позиции указательных пальцев. Положите указательный палец вашей левой руки на русскую «А», а указательный палец правой руки на букву О. Два больших пальца положите на пробел или около него, а остальный распределите в ряд по горизонтали влево и вправо соответственно:


В результате у вас должно получиться следующим образом:

  • Левая рука:
    • Указательный палец левой руки лежит на русской букве А и нащупывает бугорок;
    • Средний палец левой руки лежит на русской букве В;
    • Безымянный палец левой руки лежит на русской букве Ы;
    • Мизинец левой руки лежит на русской букве Ф.
  • Правая рука:
    • Указательный палец правой руки лежит на русской букве О и нащупывает бугорок;
    • Средний палец правой руки лежит на русской букве Л;
    • Безымянный палец правой руки лежит на русской букве Д;
    • Мизинец правой руки лежит на русской букве Ж.

Если посмотреть сверху, обе руки должны лежать на позициях ФЫВА ОЛЛЖ, где А и О являются контрольными клавишами для определения стартовой позиции.

Стоит отметить, что немаловажно и состояние ваших рук. Они не должны быть ни слишком расслаблены, ни слишком скованы. В идеале должно быть ощущение, что вы держите небольшого размера куриное яйцо в расслабленной руке. Только не переусердствуйте при проверке размера на вашей клавиатуре, в противном случае придётся покупать новую:-) Ваша ладонь должна как-бы надвисать над клавиатурой в полусферическом состоянии. Запястья не должны висеть. Положите их на стол или на подставку рядом с клавиатурой (ноутбука, например). Думаю, смысл понятен.

Перед началом тренировок стоит визуально разделить клавиатуру на 2 части - левую (для левой руки) и правую (для правой руки). Внимательно посмотрите на картинку и на линию разделения. Правая рука ни в коем случае не должна нарушать границу левой руки, даже если вам этого очень хочется, а левая - границу правой и залазить на символы, которые предназначены для правой. Это самое первое и самое простое правило. Запомните, на границе каких клавиш проходит разделительная линия.


Пробел в данном случае является единственной общей клавишей, которую необходимо нажимать большим пальцем той руки, которая в настоящее время свободна. Обычно я использую правую руку для нажатия пробела. Но к этому мы ещё вернёмся и обратимся к рекомендациям виртуального тренажёра.

После того, как мы определили позиции для указательных пальцев и визуально разделили клавиатуру для каждой руки, разделим наши участки под каждый конкретный палец.

Давайте посмотрим следующее изображение:


Кроме разделения на 2 части, мы видим расцветку и для каждого пальца и две стартовые точки для указательных пальцев. Если внимательно посмотреть на изображение, то мы видим, что больше всего достаётся именно самому слабенькому пальчику - мизинцу. Такова его участь, что ж. Но и указательные также нагружаются неслабо. В отличие от среднего и безымянного, на которые приходится всего по одному ряду, указательные пальцы обеих рук обслуживают по 2 ряда. Меньше всего на свете повезло несчастному мизинчику правой руки, его «поле деятельности» поистине огромно. Однако следует отдать должное - в этих местах собрались далеко не самые популярные символы для повседневных задач.

Обратите внимание, что функциональные клавиши не подсвечены (control, option, command, Alt и Ctrl на PC раскладке). Связано это с тем, что каждый волен привыкать ими пользоваться так, как ему удобно. Выбор тут невелик - чаще всего это будет многострадальный мизинец, хотя клавиши «Command» вокруг пробела я привык нажимать большими пальцами ввиду их близости к самой широкой клавише «Пробел».

Прежде, чем приступить к следующей части урока, к тренажёру, попробуйте написать какой-либо текст, пользуясь приведённой шпаргалкой и опишите ваши ощущения в комментариях. Первое время можно подсматривать. Не забудьте про стартовую позицию указательных пальцев!

Практика слепой печати

Для практики используйте сервис klava.org

  1. Для начала потренируйтесь в режимах «Русский стартовый» и «Englisg start», пока не добьетесь скорости печати хотя-бы 100 символов в минуту. Чередуйте их между собой;
  2. После этого можно переходить к режимам «Русский тренировка» и «English training».

После того, как ваша скорость печати в тренажёре будет составлять хотя-бы 150-200 символов в минуту, можете пробовать перепечатывать свободный текст и направить все усилия на увеличение скорости печати.

  1. Старайтесь всегда использовать метод слепой печати, даже если вы просто переписываетесь с друзьями в социальных сетях. Да, это будет дольше обычного, но лучшая практика та, которая является необходимостью;
  2. Всегда возвращайтесь к стартовой позиции перед началом набора текста, даже если уверены, что следующий символ будет ожидаемым и вы уверены, что не допустите ошибок;
  3. Во время тренировок не забывайте менять раскладку с Русского на Английский языки («Русский тренировка» и «English training»);
  4. Уделяйте время правильному написанию мизинцем периферийных символов, не допуская ошибок. Эти пальцы больше всего нуждаются в активной тренировке;
  5. Зажимайте Shift только с той стороны, с противоположной которого находится буква или символ, который требуется написать с большой буквы. Например, большая буква «О» справа, соответственно, требуется зажать левый Shift;
  6. Никогда не возвращайтесь к старому способу набору символов, даже когда соблазн велик. Ну, разве только если у вас бутерброд в одной руке:-)
  7. Когда вы начинаете замечать, что всё меньше и меньше думаете о буквах, а руки сами печатаю то, что нужно - вы на финишной прямой и вас можно поздравить:-) Следующий этап - тренировка скорости.

Приветствую, друзья и коллеги! В сегодняшней статье я хочу начать новую серию материалов, посвящённых важнейшим навыкам и умениям, которым необходимо научиться каждому современному человеку. Особенно тем, кто работает удалённо через интернет или строит в нём свой бизнес.

Начну с такого простого навыка, как слепая печать двумя руками. Расскажу, что это такое, как научиться быстро печатать на клавиатуре и какие вспомогательные инструменты для этого существуют.

Смысл и важность навыка я понял однажды из разговора с одним успешным интернет-предпринимателем, сидя в маленьком индонезийском варунге на острове Бали.

Давайте с вами поделюсь своими мыслями о его преимуществах, про которые вы возможно даже не догадываетесь.

Зачем учиться печатать вслепую 10 пальцами

Что удивительно, печатать вслепую двумя руками я научился ещё в колледже, пытаясь занять себя хоть чем-то полезным во время уроков. Дело в том, что я учился в обычном российском колледже, куда можно было поступить бесплатно, так как родители не были способны оплачивать моё образование, да я и сам не горел тогда желанием к чему-то стремиться, ограничиваясь стадным мышлением.

Ну и вот, большинство наших преподавателей, не знаю, как в других учебных заведениях, клали большой болт на наши знания и обучение, ведь для них главное — отработать учебные часы, чтобы заработать денег.

Так на парах по одному профильному предмету, пока преподаватель играл в браузерную игру, мы учились печатать на клавиатурных тренажёрах. Современных смартфонов и безлимитного интернета в то время ещё не было, а на колледжских компьютерах стоял только учебный софт и стандартные игры от Windows.

В общем, я считаю, что это один из немногих важных навыков, полученных за 4 года обучения, который мне сейчас помогает зарабатывать большие, по меркам России, деньги.

Экономия времени

Первым плюсом слепого метода печати двумя руками для меня, конечно же, стала скорость печати, которая увеличивается и по сей день. Печатая как попало, вряд ли можно так систематично развивать этот навык, так как приходится постоянно смотреть в монитор и на клавиатуру.

В наше время мы стали больше общаться именно в письменном виде и уметь быстро печатать — уже необходимость. Бывает, что я общаюсь в социальной сети сразу с 10 — 20 людьми одновременно, что нереально сделать при живом общении, так как это абсолютно разные люди, среди которых мои работодатели, клиенты, друзья и читатели. Такой разговор в письменном виде очень сильно экономит время.

Повышение продуктивности

Второй плюс для меня в том, что я стал успевать за собственными мыслями при написании статьи и общении. Когда приходится много писать и общаться, с низкой скоростью печати не всегда успеваешь набрать то, что ты только что сформулировал в своей голове, и мысль теряется. Даже при разговоре бывает такое, а говорим мы куда быстрее, чем печатаем на компьютере.

По этой причине на нашем курсе , где обучаем людей писать тексты, формулировать правильно свои мысли и зарабатывать на этом, не выходя из дома 20 — 30 тыс. рублей в месяц, мы уделяем особое внимание тренировкам правильной печати на клавиатуре.

Сохранение здоровья и энергии

Третий и четвёртый плюсы - это сохранение энергии и здоровья при работе за компьютером. Не нужно стало постоянно переключать внимание с монитора на клавиатуру. Стали меньше уставать глаза и шея, работоспособность увеличилась, а шанс посадить зрение и угробить своё здоровье уменьшился.

Развитие мозга

Закончу на пятом плюсе, суть которого заключается в том, что тренируя все пальцы обеих рук, в мозгу образуются новые нейронные связи, которые также влияют на нашу способность думать, обучаться и запоминать информацию.

Нас с детства родители учат новым навыкам, которые влияют на наше умственное и физическое развитие. Но потом, когда мы взрослеем, почему-то перестаём развивать эти навыки осознанно, решив, что мы уже всё умеем. Про такие «незаметные» навыки, которые нужно постоянно развивать, например: , уметь задавать вопросы, уметь выстраивать отношения и т. д., я и буду рассказывать в этой постоянной рубрике.

Если хотите быть всегда в курсе, . Будем вместе им обучаться.

Как научиться быстро печатать на клавиатуре

Главный секрет здесь скрывается в том, что нужно научиться простой технике, разработанной американским стенографистом более ста лет назад, и в дальнейшем её непрерывно тренировать. Техника заключается в правильном использовании всех 10 пальцев.

Правильное расположение рук на клавиатуре

Буквы и символы на клавиатуре расположены по специальной раскладке и делят её на 2 части — для обеих рук. Достаточно понять и выучить правильное расположение пальцев. Вот, как они должны располагаться.

На следующем изображении разными цветами выделены зоны, обозначающие какой палец на какую кнопку должен нажимать. У нас в колледже рядом с компьютерами всегда висела такая цветная картинка-напоминалка.

Учиться правильно печатать - довольно сложный процесс, это как учиться заново писать или учиться писать другой рукой. Помню, как руки не слушались, пальцы не разгибались и не дотягивались до клавиш.

Метки для слепых

Никогда не задумывались, зачем на клавиатуре на буквах “А” и “О” есть небольшие выступы? Они специально сделаны, чтобы не глядя ставить правильно пальцы. Начинайте печатать, когда их нащупаете.

Нажатие пробела и дублирующих клавиш

Особое внимание хочу уделить нажатию на пробел и дублирующих клавиш (shift, ctrl, alt), когда печатаете заглавную букву или какой-то символ. По правилам нельзя нажимать одной рукой сразу на 2 клавиши. То есть, когда, например, печатаете знак восклицания “!”- это клавиши shift + 1, нужно левым мизинцем нажимать на “1”, а правым — на “shift”.

С пробелом поступаете аналогично, когда печатаете символ левой рукой, ставите последующий пробел правой и наоборот.

Понимаю, что сначала будет казаться дико неудобно, но потом результат вас удивит.

Не нужно торопиться

Не пытайтесь сразу быстро печатать, работайте над техникой. Старайтесь не подглядывать, можете даже прикрыть чем-то клавиатуру. Поначалу скорость будет очень низкой, но когда пальцы “растянутся”, и появится мышечная память, она начнёт расти.

Организация рабочего места

Также рекомендую вам подобрать удобное рабочее место. Это важно не только для освоения метода слепой печати, но и для сохранения здоровья и эффективности. Вот почитайте статью про то, как организовать место для работы и к чему может привести, если вы неправильно сидите (ссылка будет позже).

Постоянная практика

Ну и последний совет — не печатайте больше никогда неправильно! Потратив, начиная с этого момента, месяц-два (может и больше) на то, чтобы научиться, вы сэкономите за всю жизнь десятки и сотни часов.

Тренажёры для обучения

В интернете насчитываются уже десятки различных тренажёров, какие-то из них бесплатные, какие-то платные.

Соло на клавиатуре

СОЛО на клавиатуре (лучший) — это очень старый тренажёр, на котором я учился в колледже. Автор — известный психолог и журналист Владимир Шахиджанян.

Можно установить программу для компьютера или учиться в режиме онлайн. Он постоянно обновляется и недавно разработчики сделали новую версию обучения.

Очень круто, что здесь есть последовательные уроки, тренирующие по отдельности все пальцы рук. Всего нужно пройти 100 занятий.

Кроме курса для русской раскладки, есть ещё и другие языки. Я сейчас прохожу английский, так как на латинице тоже приходится много печатать.

Имеет хорошую функцию — тест скорости печати.

Стамина

Stamina — тоже очень хорошая программа-тренажёр, позволяющия научиться методу десятипальцевой печати. Курс так же основан на прохождении пошаговых занятий.

VerseQ

VerseQ — очень простой тренажёр, подстраивающийся под те ошибки, которые вы допускаете. Нет последовательных уроков и ощущения достижения какой-то цели, но сам по себе он неплох.

VerseQ online - онлайн-версия VerseQ.

Аналоги похуже

  • Бомбина
  • RapidTyping
  • iQwer
  • Весёлые пальчики
  • BabyType
  • Клавогонки — самый популярный в формате игры.
  • Все 10

Заключение

Чтобы овладеть этим навыком, нужно время, на тренировку могут уйти месяцы, пока пальцы не начнут слушаться и нажимать на нужные клавиши автоматически, даже не задумываясь, где находится нужный символ.

В основе обучения, конечно же, лежит правильное нажатие на клавиши, а не скорость. Старайтесь не допускать ошибок, печатать медленно, но правильно.

Мне остаётся пожелать вам успехов и надеяться, что следующий навык, который я буду разбирать на блоге, вы не пропустите.

Оставляйте свои отзывы о том, как вы учились быстро печатать и какими программами пользовались. Пока!

Если вы читаете этот текст, то вы либо мой постоянный читатель (хаха), либо, что более вероятно, сами хотите научиться методу слепой печати на клавиатуре. Что же, меня устраивают оба варианта. Давайте-ка я вам скажу кое что по-секрету: я не научу вас печатать вслепую, НО… СТОЙТЕ, не уходите! Я дам вам несколько советов и вы САМИ научитесь, если захотите!

Итак, данная тема будет небольшой, но вы прочитайте, пожалуйста, ее до конца и в конце все поймете.
Началось все вчера, то есть 28 ноября 12 года. Я сидел на работе (да, я программист на C#, если это кому-то интересно), а так как кроме сроков сдачи больше практически никакого контроля за мной нет, то в свободное время нужно себя чем-то занять. Писать посты на сайт и даже 5й урок в учебник по html мне не хотелось и я вспомнил о своей давней цели (заметьте, я избегаю слова «мечта» и всегда стараюсь заменять его замечательным словом «цель», ибо значение кардинально разное!) — научиться печатать не глядя на клавиатуру, то есть в слепую, как говорится.

Что же, сказано — сделано начато. Стал искать, ведь в Интернетах всяко должно быть что-то полезное на этот счет. И что вы думаете? Да, я наткнулся на парочку чудо методик, естественно, платных. Одна называлась «соло на клавиатуре» по-моему, но, скажу я вам, это такой бред, вы уж меня простите. Бесплатные начальные уроки сводились к набору одной или двух букв, то есть сидишь и тычешь на одну и ту же букву раз 100. Ну что же это такое? А все остальное, то есть нормальные тренировки со словами — платные, либо по одному уроку в день бесплатно. Да катитесь вы колбаской, подумал я и пошел искать дальше.

Практически все руководства были Огромными. Тонны текста, а задания, опять же, сводились к зацикливанию на одной, максимум трех буквах. Ну так же дела не делаются, товарищи. И тут я понял. В этом деле халявы не будет. Никакие методики не работают. Поймите это и вы, чем раньше — тем лучше. Но как же так? — спросите вы и это будет вполне резонный вопрос. А так: научиться печатать вслепую можно только с помощью мышечной памяти плюс подсознания! Именно так! Нужно практиковаться и практиковаться день ото дня примерно неделю по 20-30 минут в день. опять же, НЕ спешите уходить! Я предлагаю вам проследить за мной, получится ли у меня освоить этот метод или нет. Если смогу я, то сможете и вы, а иначе… а никаких иначе, я смогу и все тут!

Что я вам предлагаю? Проследить за моим экспериментом над собой, как я учусь. Я не покупал курсов, не качал программ и вам не советую. Все что нужно, это тренажер. Можете написать его сами, если не лень, а можете воспользоваться сайтом klava.org . Это ни в коем случае не реклама, а то мало ли вы подумаете, смотрите, кто в теме, тот поймет, даже ссылка в nofollow закрыта!
Значит так, прежде чем начать практиковаться, давайте разберем просто ключевые моменты! Это основа, совсем не сложная, но если поймете, то обучение будет в радость!

  • Смотрим на клавиатуру, видим там засечки на русских буквах «а» и «о». Радуемся, запоминаем.
  • Кладем 4 пальца левой руки на буквы «ФЫВА», а пальцы правой руки на «ОЛДЖ». Запоминаем расположение рук.
  • Смотрим на картинку ниже и осознаем, какие пальцы за какие буквы отвечают. НЕ пугайтесь! Вам не обязательно все запоминать сразу! Я в начале только и запомнил что ФЫВА да ОЛДЖ и то путался! Все придет с опытом, очень быстро.

Вот и картинка, просто посмотрите на нее, поймите логику и хватит. Заучивать нет смысла.


Здесь логика простая. Разными цветами обозначены разные пальцы. Соответственно, если вы расположите руки как я учил вас чуть выше, то поймете к каким пальцам какой цвет относится. Я же, в отличие от подавляющего большинства блогеров, верю, что читатели у меня не дураки и смогут сопоставить что к чему.
Ну вот и все, больше вам ничего не нужно, только практика, практика и еще раз практика!

Дневник моих успехов в печати

А так же следите за ходом моего эксперимента, буду обновлять пост каждый день или через день, так что добавьте страницу в закладки, а также подпишитесь на новые статьи в форме сверху справа, где нужно ввести .

День 1. 28.11.12 . Скучно, писать учебник не хочется, но и бездельничать, читать хабр или 9gag тоже не вариант. Нужно занять себя чем то полезным. О! Печатать вслепую, как давно хотел. Ищу. Ничего полезного. Нашел пару методик, потыкал одну и ту же букву 20 раз, смысла не увидел, но понял что это не катит, нужно практиковаться на словах. Нашел тренажер, буду практиковаться на нем. Прошло 15 минут, чувствую себя как бабушка, которая видит компьютер впервые, хотя, может быть, я сейчас печатаю даже медленнее нее. 25 минут… надоело, на сегодня достаточно.

День 2. 29.11.12 . Работа на сегодня сделана. Вспомнил про печать, нужно продолжать, уже даже какое-то неуловимое удовольствие начал получать. Припоминаю расположение некоторых букв со вчерашнего дня. Заметил, что основная нагрузка приходится на указательные пальцы и на мизинец правой руки. Начинаю понимать, что буквы расположены на клавиатуре не просто так, а по-уму, самые востребованные ближе всего. Скорость набора чуть подросла, ошибаюсь уже гораздо меньше. Интересно, обгоню ли я сейчас бабушек по скорости…

День 3. 30.11.12 . С самого утра, как пришел, сразу решил попрактиковаться. За ночь знания в голове структурировались, пальцы уже сами просились на клавиатуру:) Обнаружил, что сайт умеет подсчитывать скорость печати и количество ошибок. А также имеет таймер, который по дефолту установлен на 15 минут. Вот я эти 15 минут и оттарабанил. Сделал 4% ошибок, скорость набора была 55 символов в минуту.
После обеда решил попрактиковаться еще, все таки чем больше начинает получаться, тем больше желание повысить скил! Понабирал слова, ошибок стало 1%, и то это накопились промахи. Скорость возросла до 65 символов в минуту. Считаю это хорошим результатом для третьего дня обучения. Также немного попрактиковался в скайпе при переписке, решил что теперь на работе в скайпе только так и буду писать, правда друзья бесятся что я медленный теперь:D Желания смотреть на клавиатуру при наборе у меня нет и не было с первого дня, а друг говорит что у него именно с этим и были проблемы, что мол он все время норовил подсмотреть. Но не знаю, у меня такого нет, я ведь наоборот хочу научиться вслепую, так зачем подглядывать и жульничать. Кстати у друга этого скорость набора более 400 символов в минуту, он вслепую шпарит вовсю. Буду стремиться побить его рекорд, будет стимул:)

День 6. 03.12.12 . Вот уже и декабрь, зима. Дни 4 и 5 выпали, так как на выходных попрактиковаться не удалось. Это только доказывает мою теорию, что дома научиться печатать вслепую у меня не получится, так как постоянно находятся дела «поважнее». Так что я уж лучше как-нибудь на работе. Вот, сегодня как раз понедельник и я с новыми силами уселся за клавиатуру. Получилось в общей сложности минут 25 попрактиковаться. Пальцы уже рефлекторно прыгают по клавишам, но иногда промахиваюсь. А иногда бывает наоборот — впадаю в ступор и не могу вспомнить где находится нужная буква. Таким образом, путем мучительных тренировок, сегодня я добрался до скорости 75 символов в минуту. Ошибок примерно 1%. Протестировал фишку Speed. Мне понравилось, но только там скорость указателя поставлена в 200 символов в минуту и не меняется. Я за ним, естественно, не поспеваю, а когда начинаю торопиться, то вообще сбиваюсь и начинаю косячить. В общем в голове пометку сделал, что функция хорошая, вернусь к ней когда будет порядка 150 символов в минуту, как раз чтобы до 200 дотягивать, а там уже будет комфортная работа и практика будет непосредственно при работе — в скайпе, на почте, при написании статей и так далее. В общем, жду с нетерпением, когда мышечная память укрепится посильнее.

День 14. 11.12.12 . Долго не писал о своих достижениях, так как повода особо не было. Но сегодня я, наконец, преодолел планку в 100 символов в минуту, так что на этом эксперимент считаю оконченным. На работе в скайпе я переписываюсь исключительно вслепую, так что скил растет сам собой. Не бойтесь начинать, главное дисциплина и все получится! Всем удачи в слепой печати;)

А вы освоили слепой метод печати? Если да, то тяжело ли это вам далось? А если нет, то присоединяйтесь к моему эксперименту!

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.