Виды саморазвития: особенности направления развития личности. Идейность и восприятие. Зачем заниматься саморазвитием

Современный человек – это успешная личность. Он красив, здоров и строен, точно знает, чего хочет, любит и умеет делать что-то важное, приносящее другим пользу, а ему – и моральное удовлетворение, и доходы. Такая картинка начинает у нас складываться под воздействием современных СМИ, ритма нашей жизни, запросов и желаний.

Однако, сравнивая себя с этим образом, многие остаются неудовлетворёнными – одно не соответствует другому. Поэтому человек приходит к выводу, что ему нужно изменить себя, но зачастую не знает, с чего начать, что такое этот пресловутый личностный рост.

Саморазвитие – что это?

Говоря о саморазвитии, постараемся как можно проще сформулировать, что же это значит. Заняться этим непростым делом предпочитают люди, которые желают изменить свою жизнь в лучшую сторону и делают это. У большинства из нас уже сложился идеальный образ себя самого – подтянутого, активного и успешного человека с отменным чувством юмора, который занимается любимым делом. Но, думая о том, с чего начать процесс самосовершенствования, многие впадают в ступор, откладывая и откладывая это на потом.

Саморазвитие предполагает качественное улучшение какой-либо стороны жизни, личностный рост. Изменить одним махом всё не получится, наверное, ни у кого. Во-первых, на это не хватит ресурсов – ведь у каждого из нас есть важные, но неинтересные дела, от которых уйти просто невозможно. Во-вторых, человек всегда боится резких и кардинальных перемен, а перед картиной полного перекраивания жизни опустятся руки у кого угодно. Поэтому начать метаморфозы в лучшую сторону правильно будет с какой-то одной области, в который мы чувствуем у себя «завал».

Положить начало изменениям: как?

Многие думают, что для запуска процесса изменений, личностного роста необходимо огромное количество времени, средств, таланта и иных возможностей, чего у них просто нет. Поэтому человек или откладывает данное мероприятие, или ежедневно портит себе настроение, ругая себя за слабохарактерность и лень.

Но перед этим важно проанализировать, какая область нуждается в немедленном росте прежде всего.


  • Сфера человеческого духа . Личностный рост – это, в первую очередь, понимание своих недостатков. Изменить себя в этой сфере – это постараться избавиться от гнева и , перестать сплетничать и сводить счёты, поменять в лучшую сторону собственное отношение у окружающим. Говорят, что вокруг светлого человека становится добрее мир.
  • Финансовая сторона жизни . Кто из нас доволен своим доходом и не желает его роста? Однако первопричиной является, обыкновенно, неудовлетворение личности тем местом и той деятельностью, где ей приходится делать ежедневную работу. Спросите себя – вы действительно довольны своей профессией, должностью, корпорацией? Очень часто случается, что нет. Но далеко не каждый может просто уйти с работы или сразу же сменить её на лучшую. Поэтому начать можно с посещения тренингов, курсов или семинаров, обучения онлайн, подачи резюме в другие компании, оставаясь работать на прежнем месте. Многие люди хотят начать собственное дело, но опасаются неудачи. Изменить эту ситуацию постепенно – вот самое разумное решение. Узнайте, какие документы и условия важны в данной области, чего именно вам будет стоить открытие своего бизнеса.
  • Социальная сфера. Зачастую, общаясь по привычке, мы не придаём этому должного значения, а стоит начать это делать. Подумайте, действительно ли те люди, с которыми вы говорите, приятны и нужны вам? Нет ли у вас товарищей, которые тянут вас назад, завидуют вам, выливают на вас негатив постоянными жалобами? Спросите себя, а почему появились проблемы в семье? Может быть, именно вы виноваты в этом, уделяя мало внимания супругу, родителям или детям? Чтобы разобраться во всём этом и продолжить свой личностный рост, хорошо начать вести дневник. Можно составить для себя схему или таблицу, по пунктам расписать, что нужно сделать в этой сфере, а от чего бы вы хотели избавиться. Такая «дорожная карта» прояснит ситуацию и положит начало изменениям в лучшую сторону.
  • Сфера интеллектуального роста личности. К ней имеет отношение развитие внимания и памяти, углубление собственных знаний, абстрактное и творческое мышление, которое необходимо в любой, даже самой прагматической деятельности. С чего начать перемены в лучшую сторону в этой области? Самым главным путём получения знаний и образования на протяжении тысячелетий является книга. Приучив себя 20 минут вечером проводить не перед телевизором и не блуждая в соцсетях, а читая действительно интересный материал, вы повысите грамотность, углубите словарный запас и элементарно успокоите нервы.

Продуктивно – понемногу

Изменить себя раз и навсегда ударными темпами невозможно. Некоторые навыки мы теряем, меняются условия и обстоятельства жизни, а наше тело требует постоянной заботы и работы над собой. Делать помалу, но регулярно – главный принцип, способный изменить внутреннее и внешнее в себе в лучшую сторону, чего мы все желаем. Вот примеры подобных небольших занятий, способных сдвинуть с места горы и положить начало великим переменам в самом себе:

  • Два раза в день делать по 15-20 приседаний.
  • в неделю.
  • Изменить привычку съедать шоколадку после обеда. Вместо неё употреблять какой-либо сезонный фрукт.
  • Выключать телевизор на 20 минут вечером и просто разговаривать со своими детьми.
  • Разделить свою квартиру на небольшие зоны и прибирать одну из них в день – это тоже одно из проявлений личностного роста.
  • Пойти уже на курсы английского или испанского языка, ведь вы мечтали об этом со студенческих лет.
  • Скачать видеозанятия по тому виду фитнеса, который вам нравится – стретчинг, йога или зажигательная зумба – и выполнять один небольшой комплекс в день.
  • Выпивать перед завтраком стакан воды с растворённой в нём ложкой мёда.
  • Гулять перед сном с супругом в течение 15 минут.

Менять свою жизнь в лучшую сторону можно прямо с этого момента. Для этого важно встать и сделать какое-то маленькое, но важное дело, которое поднимет вашу самооценку. Не забывайте хвалить и мотивировать себя. Начинайте только с тех дел, которые вам действительно интересны. В таком случае самосовершенствование захватит вас, меняя жизнь и открывая новые, неизведанные горизонты.

О слове "саморазвитие" слышали все. Каждый вкладывает в него свое значение, а для кого-то оно становится смыслом жизни. Но все же что такое саморазвитие?

Определение

Слово говорит само за себя. Саморазвитие - это личностное развитие (или рост, если говорить по-другому), что является очень популярной темой в психологии. На этом в наши дни зарабатываются большие деньги.

Изначально термин "личностный рост" ввели всеми известные психологи Маслоу и Карл Роджерс. Он относится ко вторичным (высшим) духовным потребностям человека. Как уже говорилось, многие люди хотят развить себя личностно, но далеко не все. Саморазвитие включает в себя большой спектр вещей, таких как карьерный рост, достижение внутренней гармонии, отсутствие негативных мыслей, доброе отношение к другим людям, самоконтроль, реализация своих талантов/желаний/целей, налаживание социальных связей, чтение полезных книг, выход из зоны комфорта, уравновешивание самооценки, борьба со страхами и многое другое. К этому даже можно отнести физическое развитие, так как человек, преследующий цель самосовершенствования, обычно желает постичь его во всем своем многообразии.

Плюсы

Личностное саморазвитие имеет много преимуществ для человека. Например:

  • Достижение духовного успокоения. Сюда же можно отнести избавление от апатии и более серьезных вещей. Очень многие люди не знают, что их тревожит. Им кажется, что они проводят жизнь бесцельно, если каждый день не будут делать что-то полезное для себя и других. И именно для них саморазвитие обычно становится высшим смыслом жизни.
  • Карьерный рост. Человек, работающий над собой, зачастую может найти себя в итоге в каком-нибудь деле или продвинуться по служебной лестнице.
  • Развитие себя может стать приятной частью жизни, влекущей за собой улучшение многих сфер, избавление от большого количества стрессов.

Минусы

Саморазвитие и самосовершенствование - два очень смежных понятия. Гонка за ними как таковой целью может и не являться. Это длительный процесс, не имеющий конца. И в этом заключается очень большой недостаток саморазвития - человек может слишком сильно увлечься этим, но в итоге ни к чему не прийти, потому что развитие личности не имеет конечной цели.

И к сожалению, это не редкость, что люди, увлеченные саморазвитием, переполняются гордыней, чувствуют себя намного выше других людей только от того факта, что они занимаются духовным развитием.

Но перейдем от плохого к хорошему. Даже без трат на тренинги и психологов можно очень продвинуться по пути саморазвития, лучшие и универсальные советы помогут в этом.

Как достичь личностного роста?

Вы уже поняли, что такое саморазвитие и что оно значит именно для вас, а теперь перейдем к действиям. Сначала, конечно же, необходимо настроить себя на нужный лад, осознать, что можно сделать для развития самого себя и составить список (мысленно или на бумаге).

Ниже мы поговорим именно о личностном саморазвитии. Стоит учитывать, что некоторые люди видят смысл именно в духовном самосовершенствовании и религии, так что у всех по-разному.

Теперь перейдем к следующим наиболее популярным шагам.

Медитация

Зачастую люди подвержены стрессам, чтобы расслабиться и успокоиться, нужно кое-что особенное. Медитация не требует много времени, но позволяет человеку побыть наедине с самим собой и своими мыслями. Она поможет отсеивать ненужное и научит концентрироваться. Медитацией можно заниматься всего 1-3 минуты или больше (по желанию). Но стоит учитывать, что такой способ расслабления подойдет не всем, потому что при определенном типе характера медитация совсем не помогает, а даже раздражает.

Здоровый образ жизни

Тут все однозначно просто. В здоровом теле - здоровый дух. При хорошем здоровье можно заниматься уже другими вещами, например, карьерой, социальными отношениями, семьей и другими важными вещами. Также быть здоровым намного дешевле, чем в итоге лечить болезни, от которых все же никто не застрахован. Кстати, можно снизить риски:

    • Правильное питание напрямую влияет на самочувствие. Тут лишь достаточно снизить количество вредных продуктов (например фастфуда) и не пропускать приемов пищи (особенно завтрак).
    • Полноценный сон (6-9 часов в среднем) каждый день.
    • Спорт - достаточно лишь 2-3 раза в неделю выходить на пробежку, заниматься фитнесом или танцами в зависимости от предпочтений и физических показаний для хорошего самочувствия.

Выход из зоны комфорта

Прыгать выше своей головы не стоит. Если же у вас есть определенные цели, которые вы давно планируете осуществить, но все никак не можете начать, то сейчас самое время. Это тоже своеобразный выход из зоны комфорта, но без всяких безумств, которые и не нужны вовсе.

Давно планируете написать книгу, уволиться с работы и стать фрилансером или отправиться в путешествие? Это все куда более реально и очень осуществимо. Главное - начать и сделать первый шаг. В случае с путешествиями - поднакопить, с фрилансом - найти свою нишу и т. д.

Генеральная уборка

Следующий пункт тоже может помочь тем, кто решил заняться саморазвитием. Психология генеральной уборки проста: нужно вычистить и отсеять все лишнее в нашей жизни. И это касается не только жилища, но и окружения, дел и других вещей. Хотя регулярная уборка дома все же лишней не будет никогда.

Мысли

Еще важно себя контролировать и не допускать агрессии, из-за которой могут портиться отношения с людьми.

Следующий пункт, что может человек сделать для своего самосовершенствования, - это отпустить прошлое, если оно сдерживает и мешает. Сделать это не всегда легко, но нужно почаще смотреть в будущее и жить также настоящим. В крайнем случае - к психологу.

Списки и дневники

Выше уже упоминалось, что это очень удобно - записывать все на бумаге. Списки удобны тем, что упорядочивают планы и дела. А дневник порою может заменить психолога. Чем больше открываешь свои мысли бумаге, тем проще разбираться в себе. Дневник может помочь на всем пути. Сначала в нем записывают, что такое саморазвитие для конкретного человека, а также все свои мысли и события. Стоит отметить, что нужно почаще записывать даже небольшие успехи.

Книги

Чтение художественной литературы - невероятно полезное занятие. Лишним не будет читать хотя бы одну книгу в месяц (желательно классику). Это обогащает речь, расширяет кругозор и не только.

  • «Будь лучшей версией себя: как обычные люди становятся выдающимися», Дэн Вальдшмидт;
  • «Монах, который продал свой «Феррари»: история об исполнении желаний и постижении судьбы», Робин С. Шарма;
  • «Transcend: девять шагов на пути к вечной жизни», Реймонд Курцвейл, Тэрри Гроссман;
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь: 21 метод повышения личной эффективности», Брайан Трейси;

Это лишь небольшой список книг. В действительности их существует очень много на любой вкус.

Вместо заключения

Что такое саморазвитие? Оно бывает духовным, физическим, личностным. Это то, что развивает человека в разных смыслах и предотвращает деградирование. Самосовершенствоваться человек может, даже если не думает об этом. Но можно и осознанно постараться сделать себя и свою жизнь чуточку лучше.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Думаю, что мы уже разобрались, в предыдущей статье: « » Поэтому в этой статье мы с вами выясним как выработать маршрут к «себе лучшему», с чего начать движение и на что обратить особое внимание, чтобы уже в ближайшее время получить ощутимые результаты. О том, как заниматься саморазвитием, написано очень много. Я постараюсь выбрать главное, с моей точки зрения, и изложить это главное максимально доступно.

Итак, начнем мы, пожалуй, с изучения этапов, которые традиционно проходит личность в своем развитии. Ведь личностный рост, как и все в этом мире формируется не одномоментно, а проходит в своем развитии ряд фаз.

Этапы саморазвития

  • Самопознание . Еще в IV веке до нашей эры, семеро античных мудрецов сформулировали и начертали на храме бога Аполлона в Дельфах абсолютную и универсальную истину: «Познай самого себя». Человек, мыслящий, должен четко представлять свои жизненные приоритеты, идеалы, качества, которые позволят двигаться «вперед и вверх». Только дав ответ на вопрос: «Кто я в этом мире?», можно пытаться искать ориентиры и направление движения.
  • Постановка целей . Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными, но в любом случае они должны быть гибкими и не должны противоречить друг другу. Кроме того, итогом целеполагания должен быть конкретный результат и процесс – систематические занятия. Сама по себе проблема постановки жизненных целей в аспекте саморазвития – это очень важная и емкая тема, которую мы обсудим в одной из следующих публикаций.
  • Способы достижения поставленных задач. Саморазвитие – это процесс очень индивидуальный. Поэтому универсальных советов по достижению вершин личностного роста просто не может быть. Ответ на вопрос о способе совершенствования себя (физического, ментального или духовного) можно долго искать в умных книгах, а можно получить, как говорится, «просто с неба». На ум приходит история о американском бизнесмене и азартном игроке МС Девисе. Случайно, из-за дорожного затора, попав на детскую лекцию об уничтожении живой природы, он вдруг обрел смысл своей жизни. За двадцать лет бизнесмен-меценат вложил в проект Nokuse, рассчитаный на триста лет, девяносто миллионов долларов. Благодаря чему на землях, выкупленных у деревоперерабатывающих компаний, высадили восемь миллионов саженцев болотной сосны.
  • Действие . Мое любимое выражение: «Дорогу осилит идущий». Ведь только начав действовать, сделав к мечте хотя бы один шаг, можно надеяться на достижения результата.

Программа саморазвития включает в себя различные направления, в том числе, совершенствование характера, формирование волевых качеств, развитие интеллекта, духовности, физической формы. В целом, саморазвитие является как мощным фактором делового успеха, так и успеха в личностной сфере жизни человека.

Способы саморазвития

  1. Выбрать приоритеты . Чтобы идти к вершине, не останавливаясь и не блуждая, человеку нужно четко представлять направление движения. Стивен Кови, известный коуч и бизнес консультант, акцентировал внимание на том, что большинство сегодня главной метафорой своей жизни выбирает часы, тогда как следовало бы ориентироваться, в первую очередь, на компас. Главная задача личности – найти свой истинный путь. Следует в центре внимания держать не скорость, планы и расписания, а приоритеты.
  2. Осознание полноты жизни . Часто в потоке жизни человек воспринимает мир либо как серую вязкую субстанцию, либо в виде пестрого хаотичного калейдоскопа. Чтобы воспринять полноту момента, гармонию мира и его многогранность стоит применить принцип «быть здесь и сейчас». В любой момент можно дать себе команду: «Стоп. Осознай. Почувствуй».
  3. Концентрация внимания. У индейцев есть история, что мозг человека – это маленькая обезьянка. Она постоянно куда-то лезет, чешется, что-то рассматривает, жует, но ее можно приручить. Так же нужно поступить и с сознанием. Когда ум скачет с мысли на мысль, с идеи на идею, скажите ему: «Вернись! Смотри сюда!» Кстати, хочу вас заверить, что этот прием действует безотказно. Я проверил на себе и пришёл к выводу, что с помощью самоконтроля можно полностью сфокусироваться на задаче, отбросив все остальное. Так я аккумулирую сознание и КПД в процессе стает в разы выше.
  4. Записывайте мысли. Чтобы сформировать и укрепить любое намерение, советую фиксировать все гениальные и не очень мысли всплывающие в вашем сознании по поводу той или иной проблемы. Используйте для этого блокнот, органайзер или диктофон. Дав установку своему подсознанию генерировать идеи в заданном направлении, вы вскоре получите очень много подсказок и поймете, что и как делать дальше. Кроме того, при разборе полетов мысли, обращайте внимание на повторяющиеся задачи. Замечено, что отложенная трижды задача не стоит потраченных на ее решение усилий.
  5. Время. Бережно относитесь к такому ценному ресурсу, как время. Используйте методики тайм-менеджмента. Стоит поучиться произвольной забывчивости, так как часть проблем решаются сами собой, и поработать над умением отслеживать и блокировать «пожирателей времени»: пустые разговоры, общение в сетях, поглощение и реакция на ненужную информацию.
  6. Окружение . Общение с людьми, которые могут вас чему-то научить, воодушевить, повести за собой. В то же время, советую ограничить взаимодействие с теми, кто тянет вас вниз, грузит нытьем и жалобами.
  7. Движение к цели . Освоив искусство маленьких шагов, вы будете неукоснительно продвигаться к поставленной цели. Малейшее движение в очерченном направлении уже является результатом.
  8. Многовекторность . Умение за одну единицу времени достигать нескольких результатов. Например, став на беговую дорожку, можно воткнуть в уши наушники с кислотной музыкой, а можно послушать аудиокнигу или повторить слова иностранного языка. Какой вариант эффективнее? Бесспорно – второй! Но тут нельзя увлекаться, если задача серьезная, лучше всецело сконцентрироваться на ней.
  9. Стресс. Автор книги «Как работать 4 часа в неделю» Тим Феррис советует научиться использовать стресс. Звучи парадоксально. Не правда ли? Но именно определенный уровень стресса формирует в вас достаточную мотивацию. Оказывается, есть, так называемый, «хороший» стресс – эмоциональные всплески (не всегда со знаком плюс), которые заставляют выйти из зоны комфорта.

Конечно, способы саморазвития этим списком не исчерпываются. Каждая духовная практика, каждый гуру психологии скорее всего предложит вашему вниманию еще много других способов. Описанные в этой статье, мне кажутся наиболее универсальными.

2 мощные техники

И, наконец, хочется сделать вам, дорогие читатели моего блога небольшой подарок. Два великолепные упражнения, помогающие восстановить внутреннюю гармонию и мотивировать себя на активное продвижение к вершинам.

Замечательная техника, с помощью которой можно удивительным образом прокачать жизнь, описана в книге вьетнамского духовного лидера и мастера дзен Тит Нат Хана «Мир в каждом шаге» . Автор предлагает пересмотреть отношение к реальности. «Мы часто задаем себе вопрос: Что не так? И вокруг сразу формируется негативное поле. А что если бы мы научились бы спрашивать у жизни: «Что так?» При этом подольше переживать те ощущения, которые формирует ответ».

«Час силы», техника разработанная Энтони Роббинсом. В основе три кита: планирование дня (десять – пятнадцать минут), концентрация на цели и осмысленное проговаривание установок. Давайте поговорим об установках или их еще называют аффирмации. Именно они определенным образом программируют сознание. Это очень мощный инструмент который удивительным образом пополняет энергические ресурсы и работает как магнит, который притягивает и ресурсы, и людей, и события. Вот несколько подобных установок (аффирмаций):

  • я ощущаю в себе силу, решительность, счастье;
  • я уверен в своем потенциале;
  • я проживаю каждый день энергично и со страстью;
  • все, что я начинаю, довожу до совершенства;
  • я спокоен и уверен в себе;
  • я благодарен за каждый прожитый день;
  • я щедр и с радостью делюсь своим изобилием.

Заключение

Есть множество разных техник и методик саморазвития человека. О лучших из них, я расскажу в следующих публикациях.

Подписывайтесь на обновления, что бы не пропустить выхода новых интересующих Вас новостей, со страницы блога.


Успехов Вам друзья, во всех начинаниях

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить егонеоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделитьпоследовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многимипричинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансыпроцесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение,самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - перваячасть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек,вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться,реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитиев своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремлениеприблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенныйпотенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализоватьв разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития вцелом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться вполной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другойстороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является исамоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развитияиспытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себяесть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы ирезультаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования исамоактулизации.



Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблемсовременной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские,общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах,разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых«подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности,да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виденаркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двухчастей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремлениесделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделатьнечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ниобстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальныезадачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувствевзрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружениюподтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения идеятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, котораясинтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди другихпредставителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как всебыть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотивахарактеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы ужеотмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием,самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сферсамоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одногочеловека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, длятретьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, азначит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер ивидов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все видыжизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-тоэто работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправныедействия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: всвоих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время всеспособы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения исамо отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делаютдругие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Еслипринято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всемдоказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершатьблагородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимостьв группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать вкачестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такиеспособы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счетобладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других формнегативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит кспособам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин вниманиядругих, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенныевыигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенныепреимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижениеутверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своейнужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности;начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своейисключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицаниячеловек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также можетдавать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит болеезначимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личнаяпотребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностьюсвоего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим нетолько от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и какимобразом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторомуидеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает темивидами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - этопроцесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менеетенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой,устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретениесоциально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни идеятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретениипрофессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способыманипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, которыйназывается саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальныеусилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации ирегрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи емуранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования,который называется личностным ростом. В современной психологической литературеимеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, целиличностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рострассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения ксокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающиепарапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая какдвижение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целяхличностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение ксовершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя исаморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означаетприобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости ипсихологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все болеевысших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько целисамоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше,чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены всамых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видамидеятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель- не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот переченьможно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средствсамосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование ссобой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будемговорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенностьсобой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственнымитребованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающимилюдьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя вопределенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имеяво многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих формсостоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизничеловека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация -это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшимипотребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность всамоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнутьи быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы,направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно жедругому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не данычеловеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют тринаиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то,что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваютсясмыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственногосмысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления ксчастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысласобственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития,названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полнотыощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам долженбыл бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния неиспытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всейполноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшуюудовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность,радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.