Все про внутреннюю политику александра 1. Национальная политика в царской россии

Вступая на престол, этот царь заявил: «При мне все будет, как при бабушке» (то есть ). До уровня бабушки он как монарх не дотянул, но сходство правлений все же просматривается. Как и Екатерина, Александр 1 говорил много либеральных слов и делал много деспотических, крепостнических дел.

Внутренняя политика (наследник бабушки)

В начале своего правления Александр 1 много говорил о необходимости реформ в России. Но на каждое его нововведение находилась контрмера.

  1. Александр расширял права купцов и наделял их различными привилегиями – правом являться ко двору, носить классный чин, и др. Но одновременно он сразу же после вступления на престол возобновил действие жалованной грамоты дворянству 1785 года, превращавшей дворянство в привилегированный класс фактически без обязанностей.
  1. Царь неоднократно заявлял о желании расширить права крестьян и в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавших крестьянам по договоренности с помещиками выкупаться с землей. Но этим правом за 20 лет воспользовались… аж 47 тыс. человек (0,5% крестьянского населения), а после войны 1812 года в стране выросли военные поселения, представлявшие собой невиданный ранее уровень крестьянской несвободы.
  2. Царь приближал к себе либералов (таких, как Румянцев или ), но и Аракчеев, ставший символом солдафонского подавления любого инакомыслия, был близким к нему человеком.

Надо отдать должное царю – Александр 1 централизовал и упорядочил управление страной, создав в 1810 году Государственный совет (нечто вроде кабинета министров), аккумулирующий всю информацию по государству и вносивший предложения по решению имеющихся проблем. Он также был покровителем просвещения – в его правление были открыты такие учебные заведения, как Царскосельский лицей, харьковский и казанский университеты, а другие учебные заведения повысили свой класс и увеличили количество кафедр и факультетов. Из казны учебным заведениям оказывалась помощь, и даже финансировались поездки студентов и преподавателей за границу.

Внешняя политика (победитель Наполеона)

Из достижений внешней политики Александра более всего известен этот факт. Правда, успешной для Росси стала только вторая кампания против императора французов, а война 1805-1807 годов закончилась довольно унизительным Тильзитским миром. Но факт: внешняя политика Александра 1 была последовательней внутренней. Он проявил себя последовательным монархистом, желающим прироста своих владений, укрепления авторитета монаршей власти как таковой и своей собственной среди коллег в частности. Россия при нем приросла территориально, и ее международный авторитет вырос.

  1. Александр 1 вел успешные войны , Швецией (1808-1809), . Это не говоря об и последующем разгроме Франции.
  2. При нем к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, Грузия, Абхазия, Дагестан, Закавказье. Лишь часть этих земель были присоединены военным путем; Грузия, к примеру, вошла в состав империи по международному договору.
  3. Александр I стал инициатором создания Священного союза – объединения монархий ради сохранения монархий и борьбы с революционными учениями. Россия потом долго играла роль своеобразного «флагмана контрреволюции».
  4. Император придавал большое значение внешней торговле. В частности, при нем важным торговым партнером России стала Англия.
  5. Александр не желал усиления в Европе германского влияния, и ему в некоторой степени удалось помешать ему, сталкивая во время

Так как отношения у отца и бабки не складывались, императрица забрала внука у его родителей. Екатерина II сразу воспылала большой любовью к внуку и решила, что будет делать из новорожденного идеального императора.

Воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп, которого многие считали убежденным республиканцем. Царевич получил хорошее образование западного образца.

Александр верил в возможность создания идеального, гуманного общества, он симпатизировал французской революции, жалел поляков лишенных государственности, и скептически относился к русскому самодержавию. Время однако, развеяло его веру в такие идеалы…

Александр I стал императором России, после гибели Павла I, в результате дворцового переворота. События, произошедшие в ночь с 11 на 12 число марта 1801 года, отразились на жизни Александра Павловича. Смерть отца он сильно переживал, а чувство вины преследовало его всю жизнь.

Внутренняя политика Александра I

Император видел ошибки, допущенные его отцом во время своего правления. Главная причина заговора против Павла I - это отмена привилегий дворянству, которые ввела Екатерина II. Первым же делом он восстановил эти права.

Внутренняя политика имела строго либеральный оттенок. Он объявил амнистию людям, подвергшимся репрессиям во время правления отца, разрешил свободно выезжать за границу, уменьшил цензуру и возвратил в иностранную прессу.

Провел масштабную реформу государственного управления в России. В 1801 году был создан Непременный совет - орган, который имел право обсуждать и отменять указы императора. Непременный совет имел статус законосовещательного органа.

Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I, большую роль играли начинания . Это был талантливый человек, в голове которого были великие идеи.

Александр I раздавал дворянству всяческие привилегии, но император понимал серьезность крестьянского вопроса. Было приложено множество титанических усилий для того, чтобы облегчить положение русского крестьянства.

В 1801 году был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ разрушал монополию дворянства на владение землей.

В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как - «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Но такая сделка возможна только по согласию обоих сторон.

Свободные крестьяне имели право на собственность. На протяжении всего правления Александра I шла непрерывная работа, направленная на решение важнейшего внутри политического вопроса - крестьянского. Были разработаны различные проекты дарования свободы крестьянству, но они остались лишь на бумаге.

Произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени.

Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. В России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ.

Внешняя политика Александра I

Его внешняя политика прежде всего, «узнаваема» по наполеоновским войнам. Россия воевала с Францией, большую часть правления Александра Павловича. В 1805 году произошло крупное сражение русской и французской армии. Русская армия была разгромлена.

В 1806 году был подписан мир, но Александр I отказался ратифицировать договор. В 1807 году русские войска потерпели поражение под Фридляндом, после которого императору пришлось заключить Тильзитский мир.

Наполеон искренне считал Российскую империю своим единственным союзником в Европе. Александр I и Бонапарт всерьез обсуждали возможность совместных военных действий против Индии и Турции.

Франция признавала права Российской Империи на Финляндию, а Россия, права Франции на Испанию. Но из-за ряда причин Россия и Франция не могли быть союзниками. Интересы стран сталкивались на Балканах.

Также камнем преткновения между двумя державами стало существование Варшавского герцогства, которое мешало России вести выгодную торговлю. В 1810 году Наполеон просил руки сестры Александра Павловича - Анны, но получил отказ.

В 1812 году началась Отечественная Война. После изгнания Наполеона из России, начались заграничные походы русской армии. Во время событий наполеоновских войн, множество достойных людей вписало золотыми буквами свои имена в историю России: , Давыдов, …

Александр I умер 19.11.1825 года в Таганроге. Император скончался от брюшного тифа. Неожиданный уход императора из жизни, породил множество слухов. В народе ходила легенда, будто вместо Александра I похоронили совсем другого человека, а сам император стал странствовать по стране и, достигнув Сибири, обосновался в этой местности ведя образ жизни старца-отшельника.

Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа.

В годы правления Александра I (1801 - 1825), Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. стала олицетворением единства русского народа, перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московская академия экономики и права»

Смоленский филиал

Факультет: юридический

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Национальная политика в царской России»

Смоленск 2008 год

Введение

1. Межнациональные отношения в московской Руси. Царствование Ивана Грозного

2. Императорский период. Национальный вопрос при Петре I

3. Национальный вопрос при Екатерине II. Восстание Пугачёва

4. Национальная политика Александра I

5. Национальная политика Николая I

6. Национальная политика Александра II

7. Национальная политика Александра III

8. Национальная политика Николая II

Литература

Введение

Национальная политика есть всесторонне обоснованная система действий и мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов и разрешение национальных противоречий. Это составная часть политики государства, политических партий, организаций и объединений, указывающая стратегический курс в этническом (национальном) вопросе, в развитии межэтнических отношений, в культурно-языковом развитии этносов (т.е. всей нации государства) и, как правило, нашедшая закрепление в специальных национальных программах и соответствующих разделах конституции государства.

Национальная политика различается по целям, содержанию, направленности, формам и методам осуществления и конечным результатам.

Целью национальной политики могут быть национальная консолидация; межэтническая интеграция; сближение наций или национальное обособление; отстаивание этнической «чистоты»; защита нации от влияния инонациональных факторов; достижение национального суверенитета и т.д. Основной же целью национальной политики являются обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, совершенствование механизма научного управления этническими процессами в стране. Национальная политика в сложных современных условиях основывается на следующих научно обоснованных принципах.

Первый принцип - научный анализ и творческое осмысление осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные положения национальной политики - равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к шовинизму и т.д.

Второй принцип - стабильность территориальных границ национально-государственных образований.

Третий принцип - учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в этнополитической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений являются нормально функционирующие: экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межгосударственный обмен.

Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации должны быть направлены на уважение чести и достоинства каждого человека.

Пятый принцип - оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

Шестой принцип - формирование этики межнациональных отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости. Недостаток нашей прежней национальной политики заключается в том, что задачи в ней выдвигались без глубокого анализа противоречий, без учета материальных условий для их решения, противоречия решались непоследовательно, несвоевременно и формально.

Среди принципов, форм и методов осуществления национальной политики отмечают толерантность, уважительное отношение к народам и этническим группам и дискриминацию, насилие, подавление, репрессии, следование принципу «разделяй и властвуй». Результатами национальной политики могут быть: согласие, единение, сотрудничество, дружба и их противоположности, напряженность, конфронтационность, недоверие, неприязнь.

Структурно национальная политика состоит из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней выражены стратегии, рассчитанные на длительный период, цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, а также ближайшие задачи. В таком случае она является частью долговременной политики, вытекает из нее, регулируя конкретные межнациональные отношения, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. Разрабатывается, исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к этносам должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика. Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений.

1. Межнациональные отношения в московской Руси. Царствование Ивана Грозного

Следующей важной вехой в истории развития межнациональных отношений следует считать царствование Ивана Грозного.

При Иване Грозном начались завоевания новых земель. 1552год - Казань, 1556год - Астрахань. 1583год - Сибирь. Началось переселение на присоединённые земли русскоязычного населения. На завоёванных сибирских землях русские воздвигали крепости-остроги, а затем и города. На эту землю устремились торговые и служилые люди. Присоединение Сибири играло позитивную роль для местных народов. Русские поселенцы знакомили местное население с основами земледелия, с различными сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт. Создавались условия для хозяйственного и культурного развития народов Сибири. Но были и негативные последствия. Так, например, Сибирь должна была платить дань (Ясак). Это обстоятельство подчеркивало зависимость местного населения и создавало предпосылки для межнациональных противоречий в будущем.

Похожие тенденции наблюдались и в только что присоединенном Поволжье. Территория была разделена на 2 воеводства: Казанское и Свияжское. Им принадлежала вся полнота власти.

Одной из важнейших обязанностей «больших воевод» было наделение поместьями служилых людей. Воеводы составляли списки служилых людей на основе «государевых присыльных грамот».

Происходило крестьянское переселение. Их приглашали на свои земли православное духовенство. Чтоб привлечь земледельцев к переселению, для них строили дома и дворовые постройки. Переселившихся крестьян освобождали от повинностей на 3 года. Они переселялись из центральных районов России либо в поисках земли, либо убегая от крепостной зависимости.

Сразу после присоединения Казанского ханства началось наделение русских служилых людей поместьями. Сначала земли раздавались в Казани и близлижайших территориях. Неспокойная обстановка заставляла помещиков селится под защитой кремлёвских стен. Затем началась раздача земель в более отдалённых от Казани уездах. В первую очередь были розданы дворцовые владения бывших ханов, а также погибших или бежавших представителей знати. Уже в первые 15 лет после начала раздачи земель более трети татарских деревень оказались в руках русских помещиков. Этот процесс усилился во второй половине 1560-х годов, когда в Казанский и Свияжский уезды были отправлены многие бояре, попавшие в опалу. При наделении служилых людей поместьями местное население нередко сгонялись с лучших земель. Ему запрещалось селиться близко к водным путям (У Волги и Камы), а также вдоль важнейших дорог. В Казанском царстве к концу XVI века в руках русских дворян находилось 66% всех земель.

Сбор ясака центральная власть нередко получала специально присланным из Москвы на годовую службу знатным людям - годовальщикам. Приказ Казанского дворца ведал сбором податей с нерусского населения края, контролировал составление ясачных книг и уплату населением различных повинностей (ямской, городовых дел и др.). Новому приказу подчинялись все виды служилых людей. Он решал судебные вопросы, ведал сыском разбойников, беглых людей, устанавливал наказания вплоть до смертной казни.

Для окончательного подчинения Иван Грозный начал христианизацию населения Поволжья. Он предложил казанской правящей верхушке принять православную веру. Главной задачей православного пастыря (Гермогена) была христианизация русских народов. Но эта религия не пользовалась популярностью. Для усиления христианизации на мусульман перекладывали часть ясака крестившихся. Земли крещённых было запрещено передавать родственникам-иноверцам. Всё это создавало предпосылки для национального недовольства.

Но в целом присоединение Поволжья (Казанского и Астраханского ханств и других народов) имело положительное значение для народов этих регионов. Они вошли в состав государства, находившегося на более высоком уровне экономического развития. Местный господствующий класс стал со временем частью российского.

«Бунташный» 17 век.

В 17 веке нерешённость социальных и межнациональных проблем вылилась в серию мощных восстаний. Крупнейшим из них стало восстание под предводительством Степана Разина (1667 - 1671)

Оно было обусловлено нерешённостью крестьянского вопроса (правительство не хотело освобождать крестьян от крепостной зависимости). Сущность же национального вопроса заключалась в угнетении жителей Поволжья (дань, насильственная христианизация инородцев, притеснение русскими дворянами местных жителей). В выступлении участвовали чуваши, мари, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Степане Разине то, что каждого участника восстания он объявлял свободным человеком.

Восстание потерпело поражение после того, как зажиточные казаки схватили мятежного атамана в 1671 году и выдали его властям. В результате важнейшие вопросы российской действительности не были решены.

2. Императорский период. Национальный вопрос при Петре I

Башкирское восстание 1705-1711 годов.

Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу в 1704 году царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать как можно больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов. В числе других появился даже налог на карие и серые глаза (которые были практически у всех местных жителей). Издеваясь над башкирами, чиновники оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям. Возглавили восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей повстанцы направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки в Турции.

Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в своё подданство.

Лишь в 1711 году царским властям удалось подавить это выступление и добиться покорности башкирского населения.

В отношении украинцев и белорусов правительство проводило политику русификации. Многие земли, конфискованные у политических противников центральной власти, были розданы русским помещикам, генералам и вельможам. Им были переданы и государственные крестьяне, а также земли и крестьяне католических монастырей. Однако здесь были сохранены как традиционные привилегии городского населения, так и местные церковные приходы. В отношении Левобережной Украины проводилась политика ограничения самоуправления. Но украинское дворянство было уравнено в правах с русскими, а украинские крестьяне стали крепостными.

Не выверенная национальная политика приводила к восстаниям и имела ужасные последствия для представителей других наций и русского народа. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России.

3. Национальный вопрос при Екатерине II . Восстание Пуга чёва

Причиной восстания была нерешённость крестьянского и национального вопросов. Нерусские народы считались людьми «второго сорта».

В 1773 году Пугачёв объявил себя Петром III и начал набирать силы. Он стал брать одну крепость за другой. Среди участников восстания кроме казаков были крестьяне и работные люди, помимо русских в нем участвовали татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усиливавшейся тирании помещиков и царских властей.

Восстание было столь мощным, что подавить его удалось только лишь с помощью регулярной армии. В 1775 году Пугачёв и его соратники были схвачены, привезены в Москву и казнены. Однако антиправительственные выступления продолжались еще в течение года.

Таким образом, «пугачевщина» не изменила к лучшему положение крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Но заставила власти искать пути решения важнейших вопросов российской действительности.

При Екатерине II была введена черта оседлости - граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное место жительства евреям. К этой черте относились украинские, белорусские, польские земли.

4. I

Уже первые годы правления императора Александра I показали его твёрдое намерение изменить положение дел в Российской империи. Реформы, проведённые в стране в этот период, равно как и проекты нереализованных реформ, составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые планы преобразований.

Тяжёлым испытанием для жителей России стала Отечественная война 1812 года, носившая справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими внесли белорусы, украинцы, литовцы, татары, башкиры, грузины, армяне, представители многих других народов. Это означало сплочённость всех народов для борьбы с общей опасностью. В результате великой победы над Наполеоном Российская империя на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой. Она оказывала воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.

При Александре I в Северное Причерноморье перебрались 130 тысяч болгар, греков, гагаузов, а так же почти 70 тысяч немцев. Властям, при выработке национальной политики приходилось учитывать не только интересы единого государства, но и отдельных народов.

А.) Конституция царства польского.

Стремясь привлечь поляков к борьбе против России, Наполеон обещал восстановить их государственность, принять конституцию. Поэтому Александр I после разгрома Бонапарта также объявил о разработке польской конституции и в 1815 г. она была принята. Конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой государства объявлялся российский император, который должен присягать на верность польской конституции. Законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму и царю. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не имел полномочий принимать законы, а мог рекомендовать их царю для вынесения окончательного решения.

Конституция Польши стала одним из первых конституционных актов в России и смогла на время снять напряжённость в отношениях между властями и польским населением империи. Однако если поляки рассматривали принятую конституцию как первый шаг к будущей независимости, то Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Это противоречие вызвало формирование мощного польского национально-освободительного движения, борьба которого сотрясала здание Российской империи на протяжении последующих десятилетий.

Б). Органы управления Финляндии.

С присоединением к России в 1809 году Финляндии Александр I объявил о признании прежней финской конституции. Согласно этому документу без согласия сейма (собрания представителей всех сословий) не мог быть издан, изменён или отменён ни один основной закон.

Для управления Великим княжеством Финляндским царь назначал генерал-губернатора (как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян). Всё делопроизводство должно было вестись на шведском языке. Создавался также Правительственный совет, управляющий судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и местного самоуправления. Все должностные назначения в крае осуществлялись императором.

Такая политика властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи. Бурные протесты финской общественности вызывало лишь откровенное нарушение принятых царём обязательств.

Г). Народы Кавказа .

Карта народов Кавказа всегда была довольно пестрой. К началу XIX века здесь проживало около 50 народов, являвшихся представителями самых разных языковых семей: армянской и иранской группы индоевропейской семьи, картвельской и северокавказской, а так же представители тюркской и монгольской групп алтайской семьи языков. Они не только говорили на разных языках, но и исповедовали разные религии, в основном христианство, мусульманство и буддизм. При этом, у большинства из них (в основном у горских племен) господствовали родоплеменные отношения.

Вся первая четверть XIX века проходила под знаком расширения российского господства на Кавказе. Некоторые народы добровольно присоединялись к России, другие вели борьбу за независимость. Иными словами, каждое из расположенных на Кавказе султанатов, ханств, царств и княжеств имело свою историю вхождения в состав Российской империи.

Присоединение кавказских территорий имело для государства весьма противоречивое значение. С одной стороны, эти территории были надежно гарантированы от попыток подчинения со стороны Турции, с другой, - включение такого сложного и отсталого по уровню развития региона в состав Российской империи обострило ее противоречия с южными соседями.

Д). Народы Сибири .

Население коренных народов Сибири за первую половину XIX века увеличилось втрое, до уровня 600 тысяч человек. Однако, в связи с усилением переселения русских на восток, создалась угроза утраты коренными народами своих самобытных черт. Это также усугублялось и активным расселением самих сибирских народов по огромным просторам Российской империи. Вследствие этих переселений, активно шел процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племен, проживающих в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев и кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Забайкалья и Прибайкалья - бурятский.

С целью сохранения самобытности народов Сибири, а так же включения их в хозяйственную и культурную жизнь российского общества, в 1822 году по инициативе М.М. Сперанского был принят Устав об управлении инородцев. Коренные народы делились на бродячих, кочевых и оседлых. При этом бродячие и кочевые народы были уравнены в налогах с государственными крестьянами, но при этом сохраняли свои внутренние порядки в «образе управления». Оседлые были полностью приравнены к государственным крестьянам. При этом, устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и, как следствие, полное уравнивание их в правах с русским крестьянством (кроме несения военной службы). царствование русь либеральный реформа

Таким образом, в первой четверти XIX века значительно расширился национальный состав населения Российского государства. Власть была поставлена перед необходимостью выстраивать национальную политику с учетом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. На этом пути правительство Александра I добилось немалых успехов, важнейшими из которых стали конституция Царства Польского и Устав об управлении инородцев.

5. I

Во второй четверти XIX века Россия находилась на историческом повороте. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидными для передовой части российского общества, которая, не дождавшись перемен от власти, начала решительную борьбу за демократические преобразования. Предпринятые правительством карательные меры заставляли прогрессивно мыслящую часть населения страны покидать родину и уезжать за границу.

Общее ужесточение политического режима в России не могло не сказаться и на национальной политике. В начале 20-х годов начался постепенный отход от положений польской конституции 1815 года, и 14 февраля 1832 года она была полностью отменена; вместо нее появился «Органический статут», в соответствии с которым Польша становилась составной частью Российской империи (с сохранением административно автономии) и, как следствие, лишалась собственной армии и сейма. Для предотвращения выступлений протеста император распорядился построить вокруг Варшавы цитадель, орудия которых постоянно держали под прицелом польскую столицу.

В отличие от Польши, на Украине не стоял так остро вопрос о политической автономии. Главными проблемами были предоставление свободного права изучения и использования украинского языка местным населением. В 1833 году Николай I дал согласия на открытие Киевского университета, где в 1846 году возникло Кирилло-Мефодиевское студенческое общество, участники которого выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации.

В это время в западных губерниях станы вели борьбу за сохранение национальных традиций Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество и Эстонское ученое общество. Прибалтийские народы по-прежнему были лишены каких-либо основ государственности. Пережив аграрную реформу при Александре I, они так и не получили земли. Однако, начавшийся при Николае I промышленный переворот и активизация внешней торговли, со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи.

Положение представителей разных народов и конфессий при Николае I было неодинаковым. По законам Российской империи было разрешено исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что ее последователи признают царскую власть и существующие порядки. При этом положение православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся (а порой и стимулировался) переход в православие представителей другой веры. Так, например, решением «еврейского вопроса» считалось насильственное крещение евреев с присвоением им русских имен и фамилий, приобщение их к русскому языку и культуре, отказ от традиционного религиозного образования и образа жизни. Все это вызывало нарастание недовольства среди еврейского населения.

Аналогичные проблемы преследовали и многочисленные народы Кавказа. Главной причиной Кавказской войны (продолжавшейся без малого 50 лет) стали попытки царского правительства внедрить на Кавказе российские законы и обычаи. Это было столкновение двух непохожих культур, традиций и образов жизни. Больше всего горцы были возмущены запретами на совершение набегов, которые для многих из них служили средством к существованию. Кроме того, кавказцы сопротивлялись введению все новых налогов, истощавших и без того небогатое население.

Непосредственным поводом к войне послужило прибытие на Кавказ генерала Ермолова, многочисленные походы которого для «усмирения» горцев привели к вымиранию целых аулов. Ермолов предложил выселять местное население из равнинной части территорий в горы с одновременной раздачей земель казакам, местным чиновникам и офицерам; все это означало для местного населения потерю своих полей и пастбищ, а значит и средств к существованию. Кавказцам не оставалось другого выбора, кроме как начать сопротивление.

Царское правительство, стремившееся подчинить себе народы Кавказа столкнулось с упорным сопротивлением местных жителей, создавших собственное государство - имамат. Многолетняя кавказская война закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России. Это привело к массовому исходу местного населения из родных краев. Кавказские земли покинуло около трех миллионов человек. Началось интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами и белорусами.

Несмотря на трагичность событий, включение горных районов Кавказа в состав Российской империи имело и позитивное значение. С новой властью сюда пришла более современная техника земледелия, просвещение, здравоохранение, а позже - промышленное производство.

Таким образом, несмотря на явно обостренный национальный вопрос, при Николае I множилась семья народов России, росла их численность, налаживалось хозяйство, получали развитие просвещение и культура. Тем не менее, отсутствие реальных реформ сплотившее передовую часть населения страны, стимулировало решительную борьбу за демократические преобразования и переустройство общества, следствием которой стали либеральные реформы, проводимые в последующие годы Александром II. Эти реформы затрагивали все стороны общественной жизни, закладывая традиции гражданского общества и правового государства. Вместе с тем, они сохранили сословные преимущества, а так же имели ограничения для национальных районов страны.

6. Национальная политика Александра II

Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа - «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.

При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции).

Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений».

Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку.

Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры.

Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели - укрепление единой и могучей Российской империи.

В этом же русле действовал и следующий правитель - Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства.

7. Национальная политика Александра III

Во второй половине XIX века окончательно установились границы Российской империи. После русско-турецкой войны к России были присоединены грузинские и армянские земли, а так же Южная Бессарабия. Были определены территории туркестанских владений России в Средней Азии, разграничены территории между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. В 1875 году за Россией были признаны права на Сахалин.

Проводя внутреннюю политику на сохранение целостности Российского государства, одной из главных своих задач Александр III видел в реформировании системы образования на национальных окраинах и насильственное насаждение русского языка. Так, например, было решено покончить с немецким влиянием в Прибалтике: во всех учебных заведениях преподавание на русском языке стало обязательным, и делопроизводство во всех учреждениях было переведено на русский язык.

Александр III продолжил политику предшествующего царствования и в отношении Польши. Для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям, а польский и литовский языки - изгнаны из государственной школы.

В 1891 году император постановил всю местные законопроекты в Финляндии, касающиеся интересов империи, согласовывать с соответствующими ведомствами в Петербурге. В этом же году вся переписка чиновников была переведена на русский язык.

Ужесточилась политика по отношению к евреям. В 1891 году правительством был издан указ о выселении всех евреев, незаконно проживающих в Москве и Московской губернии. Немногим ранее, 1887 году были введены ограничения для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. Кроме того, существовали ограничения на занятие определенными видами деятельности. Однако все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Таким образом, при Александре III были предприняты попытки усиления православия в жизни страны. Национальная политика была ужесточена по сравнению с предшествующим царствованием; была проведена русификация Прибалтики, Польши, а так же народов Кавказа. Была ограничена национальная самостоятельность Финляндии, еще больше стеснены права евреев.

В октябре 1894 года император Александр III умер, и на престол вступил его сын Николай II, который продолжил курс своего отца и в национальном вопросе.

8. Национальная политика Николая II

Прежде всего, Николай II стремился ликвидировать последние элементы самостоятельности Финляндии. В 1899 году был издан манифест, ограничивающий права сейма, а в 1901 году - расформированы национальные армейские части. Делопроизводство велось исключительно на русском языке, что было так же обязательным не только для государственных учреждений Финляндии, но и для частных компаний в Польше.

Гнет испытывало и еврейское население. Не имея возможности проявить себя на государственном поприще, еврейская молодежь активно пополняла ряды революционных организаций. Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 году произошли волнения из-за указа о передаче имущества армянско-грегорианской церкви в ведение властей. Украинские и белорусские земли традиционно рассматривались как исконно русский, вследствие чего украинцы и белорусы причислялись к русскому населению. Сохраняли силу секретные указы Александра II, запрещающие ввозить из-за границы литературу и периодические издания на украинском и белорусском языках, а так же играть на этих языках спектакли. Русификация в конце XIX начале XX века привела к росту украинского национального движения, основной идеей которого было отстаивание права культурного возрождения. В то же время появились радикальные организации, стоящие на позициях национализма.

В начале XX века обострились аграрный и рабочий вопросы. Нерешаемые экономические и социальные проблемы усугублялись в национальных окраинах страны русификационной политикой государства. А с началом русско-Японской войны недовольство нерешенными проблемами усиливалось чувством национального унижения в связи с неудачами на фронте. Под напором национальных выступлений власти вынуждены были частично пересмотреть национальную политику. Весной 1905 года правительство пошло на уступки в польских школах: было разрешено преподавать польский язык и закон божий католического вероисповедания, а в гимназиях - вести ряд предметов на русском языке. В этом же году в Финляндии был утвержден сеймовый устав (фактически конституция), предусматривающий введение парламента, избираемого на основе всеобщего избирательного права. Ввиду сложной обстановки на Кавказе, наместник заручился согласием Николая II на отмену закона 1903 года о конфискации имущества армянской церкви. Некоторые послабления были введены и для других народов. В 1907 году были приняты «Новые Правила о начальных училищах для инородцев», разрешающие использовать родной язык как вспомогательный после двух лет обучения.

Однако, несмотря на некоторые послабления, государственное управление по прежнему оставалось привилегией исконно русского населения. В июне 1907 года, одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. В нем говорилось, что «созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русскою по духу..». В соответствии с этим законом «.. иные народности, входящие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителем вопросов чисто русских..». Кроме того, малые народности на окраинах Российской империи («..где население не достигло достаточного развития гражданственности..») лишалось возможности принимать участие в выборах. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые национальные окраины вырвали в ходе революции.

Изменилась политика и в отношении к Финляндии. Дабы не допустить развития там настроений, ведущих к обособлению, Николай II в 1910 году распустил Финский сейм и назначил новые выборы. Власти так же усилили антипольскую деятельность. Новый избирательный закон резко сократил польское представительство в думе.

Вывод: На протяжении всей истории становления русского государства самодержавие постоянно сталкивалось с необходимостью решать национальный вопрос. Усилением репрессивных мер либо проведением либеральной политики по отношению к тому или иному народу, власти всегда преследовали одну главную цель: расширяя границы государства путем завоевания и присоединения новых территорий, любыми средствами способствовать укреплению положения титульной нации, целостности и мощи Российской империи. При этом следует признать, что многовековая история межнациональных отношений в российском государстве доказала невозможность создания «идеальных» условий существования одновременно многим народностям, исповедующим разную религию, имеющим разные обычаи и традиции.

Литература

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 6 класс. История государства и народов России. М. 2003

2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 7 класс. История государства и народов России. М. 2003

3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 8 класс. История государства и народов России XIX век. М. 2003

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 9 класс. История государства и народов России XX век. М. 2003.

5. Орлов А. С., Основы курса истории России.

6. Кравченко А. И. Социология. М. 2002.

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. 1998.

8. Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю. Человек и общество. Ч.2. М.2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состояние России к началу царствования Ивана Грозного. Внутренняя политика. Состояние хозяйства и экономики. Внешняя политика. Анализ правления и реформ Ивана IV. Опричнина как форма репрессий инакомыслящих. Кризис 80-х годов. Итоги царствования.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Две эпохи царствования Ивана Грозного. Детство, юность, формирования мировоззрения будущего царя. Основные биографические данные. Особенности проведения внутренней политики Грозного: многочисленные реформы, опричнина. Внешняя политика царя: войны, походы.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Особенности развития России в XVI веке: усиление централизации, внешняя и внутренняя политика. Личность и деятельность Ивана Грозного. Историческая оценка начала царствования Ивана IV и реформ Избранной Рады. Опричнина и ее последствия для России.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2013

    Образование и воспитание Ивана Грозного; история его прихода к власти. Оценка внешней политики царя. Описание одностороннего и мнительного направления политической мысли монарха в работах Ключевского. Отрицательное значение царствования Ивана Грозного.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Психологический и политический портрет Ивана Грозного. Характеристика внутренней и внешней политики страны в период правления Ивана Грозного. Описание характера и портрета Ивана Грозного, его характеристика и биография. Сущность реформ 50-х годов XVI в.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Укрепление государственного управления и военной системы, его централизация в первой половине правления Ивана IV; опричнина. Задачи западного и восточного направления во внешней политике царя. Оценки реформ Ивана Грозного современниками и потомками.

    доклад , добавлен 03.04.2012

    Краткая биография Ивана Грозного - первого русского государя, венчавшегося на царство. Эпоха насилия и опричнины, правление Ивана Грозного. Казанские походы 1549-1552 г. Проведение церковной (Стоглавый собор), правовой (Судебник 1550 г.), военной реформ.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Возвышение авторитета царской власти в период правления Ивана IV (Грозного). Принятие нового Судебника Земским собором 1549-1550 гг. Реформа управления на местах. Основные задачи внешней политики. Опричнина (1565-1572 гг.). Итоги правления Ивана Грозного.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Анализ реформ Ивана IV, их роль в формировании централизованного государства. Мероприятия по проведению реформ. Борьба с еретиками и нестяжателями, государственные преобразования. Значение опричнины. Место правления Ивана Грозного в истории России.

    реферат , добавлен 15.12.2015

    Польский вопрос в международной политике 1813-1815 гг. Раздел Польши и образование Польского Царства (Королевства). Конституция Царства Польского 1815 г., основы ее принятия. Отношение к Конституции в обществе, претворение ее принципов в жизнь.

И заменил революционную анархию крепкой военной диктатурой. Убийство Павла в 1801 произошло не без участия англичан, которые хотели предотвратить враждебное им русско-французское сближение. , вступив на престол , основал свою внешнюю политику на отказе от союза с Бонапартом, но не вернулся и в антифранцузскую коалицию, решив, что России пока необходим мир.

Портрет Александра I. Художник Ф. Жерар, 1817

Однако в следующие несколько лет влияние Наполеона в Европе опасно возросло. Он усилил свою власть и во Франции, провозгласив себя вначале пожизненным консулом (1802), а затем императором (1804) . Считая, что честолюбие Бонапарта грозит уничтожить европейское равновесие, Александр I в конце 1804 – начале 1805 примкнул к новой, Третьей, коалиции против Франции. Кроме России её главными участниками вновь были Англия и Австрия.

Русская армия Кутузова двинулась на Запад, но ещё до её прихода Наполеон успел принудить главную австрийскую армию к капитуляции под Ульмом и вскоре взял Вену. Соотношение сил было теперь таким, что Кутузов советовал уклониться от решающей битвы с французами, но Александр I настоял на том, чтобы дать её у Аустерлица (20 ноября 1805). Наполеон одержал в этом бою полную победу над русскими и остатками австрийцев. Через месяц австрийский император Франц подписал с французами Пресбургский мир, и Третья коалиция прекратила существование.

Наполеон в битве при Аустерлице. Картина Ф. П. С. Жерара, 1810

Неслыханное усиление Франции теперь побудило выступить против неё пруссаков, которые в Третьей коалиционной войне держали себя благожелательно к Наполеону. Летом 1806 усилиями внешней политики Александра I была оформлена Четвёртая коалиция против Франции, чьими главными участниками стали Россия, Пруссия и Англия. Однако Бонапарт, действуя и на сей раз стремительно, успел до прихода русских разбить главную прусскую армию в двойной битве при Йене и Ауэрштедте (14 октября 1806). Большая часть Пруссии была занята французами, а в восточных её провинциях с ними завязали упорную борьбу войска Александра I. 26-27 января 1807 состоялась упорная двухдневная битва французов и русских при Прейсиш-Эйлау – самое кровопролитное сражение из данных доселе Наполеоном. Она закончилась вничью, во многих европейских столицах даже считали победительницей армию Александра I. Но летом 1807 Наполеон сосредоточил в Восточной Пруссии преобладающие силы и 2 июня разбил русского военачальника Беннигсена под Фридландом.

Александр I мог продолжать борьбу, но для России она затруднялась начавшейся в 1806 войной с турками и шедшей с 1804 борьбой на Кавказе против персов . Кроме того Александра возмущало себялюбивое поведение союзников России. Вся основная тяжесть и Третьей, и Четвёртой коалиционной войны легла на русские плечи. Австрия и Пруссия были разбиты, не внеся в борьбу почти никакого вклада, а Англия ограничивалась захватами французских колоний на морях. Турция, участвовавшая во Второй и Третьей коалициях как партнер России, после Аустерлицкой битвы поспешила перейти на сторону Бонапарта.

Понимая, что Россия остаётся весьма грозным противником, Наполеон сам предложил Александру I союз и выгодный мир . По его условиям русские и французы должны были разделить господство над европейским континентом: Наполеону доставалась гегемония на западе, а Александру I на востоке. После подписания русско-французского союза дружественная англичанам Швеция становилась врагом России, и Бонапарт предложил Александру I отнять у неё Финляндию. Франция обещала не препятствовать и разгрому русскими турок. В обмен на это Александр I должен был дать согласие на территориальное урезание Пруссии и присоединиться к континентальной блокаде – торговому бойкоту Англии, который Наполеон предписал устроить во всех западноевропейских гаванях.

Александр I принял эти условия. Лично встретившись 13 июня 1807 с Наполеоном на плотах посреди реки Немана против города Тильзит, царь подписал с ним Тильзитский мир . Этим договором Александр I оставлял прежних европейских друзей и вступал против них в союз с Наполеоном. Однако такой поступок нельзя было считать «предательством»: напротив, во Второй, Третьей и Четвёртой коалициях бывшие друзья царя всегда заботились лишь о собственных выгодах в ущерб интересам внешней политики России.

Последующие годы были отмечены быстрым ростом русского могущества. В войне 1808-1809 армии Александра I отняли у шведов Финляндию. Славным эпизодом этой войны стал героический переход русских войск по льду Ботнического залива к окрестностям Стокгольма. Финляндия была присоединена к России на правах широкой автономии, в качестве особого «великого княжества».

Отступление французов в 1812. Картина И. Прянишникова

В Польше росла оппозиция русской власти, несмотря на всю щедрую благожелательность Александра I (предоставление полякам широкой автономии, собственного правительства, собственного парламента-сейма, разрешение создать особую польскую армию, крупные финансовые и таможенные льготы за счёт русских областей, в считанные годы обеспечившие разорённой в годы наполеоновского господства стране материальное процветание). Польская аристократия стала требовать возрождения независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (по Днепр на востоке). В последние годы Александра I русскую внешнюю политику затруднили несколько столкновений царя с польским сеймом. Они не были слишком острыми, но дальнейший рост польского движения привёл к восстанию 1830-1831 в царствование Николая I. Главным его лозунгом было восстановление границ Речи Посполитой 1772 года и отторжение от России не только собственно польских областей, но и Литвы, Правобережной Украины и большей части Белоруссии.


Правление Александра I (1801 - 1825 гг.).

В ночь на 12 марта 1801 г., в результате последнего в истории России дворцового переворота группой заговорщиков был убит император Павел I. Новым императором стал его сын Александр. В целях укрепления личного авторитета сразу по вступлению на престол Александр ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введенные Павлом. Возвратился к системе дворянских выборов, объявил амнистию, возвратил уволенных Павлом из армии офицеров, разрешил свободный въезд и выезд из России, ввоз иностранных книг. Эти мероприятия, создавшие популярность Александру в дворянской среде, не могли поколебать государственные устои. Главными направлениями внутриполитической деятельности правительства стали: реформы по реорганизации государственного аппарата, крестьянский вопрос, сфера просвещения и образования. Так как российское общество делилось на сторонников и противников преобразовательных процессов, то для этого времени характерна борьба двух общественных течений: консервативно - охранительного (стремившегося к сохранению существовавших порядков) и либерального (возлагавшего надежды на проведение реформ и смягчения режима личной власти царя). Царствование Александра I (с учетом преобладания той или иной тенденции) можно разделить на два этапа. Первый этап, (1801 - 1812 гг.), время преобладания в политике правительства тенденций либеральной направленности; второй, (1815 - 1825 гг.) - изменение политических устремлений царизма в сторону консерватизма, уход царя от власти в сторону религиозности и мистицизма. В этот период страной фактически начинает править всесильный фаворит царя - А. Аракчеев.

В первые годы царствования Александра I произведен ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был создан Непременный (постоянный) совет (совещательный орган при царе). Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Однако идеи преобразований в основном обсуждались в так называемом Негласном комитете (1801 - 1803 гг.). В него вошли представители высшей знати - граф П. Строганов, граф В. Кочубей, польский князь А Чарторыйский, граф Н. Новосильцев. Комитет занимался подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя.

Крестьянский вопрос. Самым сложным для России был крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило развитие страны, но дворянство единодушно выступало за его сохранение. Указ от 12 февраля 1801 г., разрешил купцам, мещанам, и государственным крестьянам приобретать и продавать земли. Он отменял монополию государства и дворянства на владение недвижимостью, простолюдины получили право покупать ненаселённые земли, тем самым, открывались некоторые возможности для развития буржуазных отношений в недрах феодального строя. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды.

Реформы в области реорганизации государственного устройства включали: министерскую и реформу Сената. В 1802 г. издается указ о правах Сената. Сенат объявлялся верховным органом империи, обладающим высшей административной, судебной и контролирующей властью. В 1802 г. вышел Манифест о замене петровских коллегий министерствами. Началось проведение министерской реформы (1802-1811 гг.), ставшей важнейшей в области государственного управления. Введение первых министерств (военного, морского, финансов, народного просвещения, иностранных и внутренних дел, юстиции, коммерции, императорского двора и уделов) завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность в управлении на единовластие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов - чиновников, всецело зависящих от милости царя. Подчинение министров императору способствовало укреплению абсолютизма. Таким образом, введение министерств было осуществлено в интересах самодержавной власти. Для координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Министры вводились в состав Сената. Функции, структура, принципы организации и общий порядок прохождения дел в министерствах четко разграничивались. На должности министров получали назначение как представители старшего поколения, так и " молодые друзья" царя, что выражало политическое единство дворянских кругов. Кабинет Министров координировал деятельность министерств и обсуждал общие проблемы.

Новые проекты реформ государственного управления были представлены крупным государственным деятелем - либералом М. М. Сперанским, который с 1807 г. стал главным советником царя по всем делам управления и законодательства. В 1808 г. царь поручил ему руководство комиссией по составлению законов. В 1809 г. М. М. Сперанский представил Александру проект государственных преобразований, предусматривавший поэтапный переход к конституционной монархии ("Введение к Уложению государственных законов"). Предлагал создать выборную Государственную думу с правом обсуждения законодательных проектов, ввести выборные судебные инстанции и создать Государственный совет (как связующее звено между императором и органами центрального и местного управления). Несмотря на то, что Сперанский не затрагивал социальных проблем и не касался основ крепостного строя, его проект имел прогрессивное значение, так как способствовал началу конституционного процесса в России и сближению ее государственного строя с западноевропейскими политическими системами. Однако этому не суждено было сбыться. Вся крепостническая Россия выступила против либеральных преобразований. Царь, одобривший план М. Сперанского, не решился на его осуществление. Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение Государственного совета (в 1810 гг.), которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. 17 марта 1812 г. Сперанский был уволен со службы, обвинён в предательстве и выслан в Нижний Новгород под надзор полиции. Таким образом, император завершил попытки проведения глобальных реформ. После Отечественной войны 1812 г. в связи с усилением реакционной тенденции в политике Александра I вопрос о дальнейших реформах в области государственного управления не ставился.

Внутриполитический курс российского самодержавия этого периода связан с европейской реакцией. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось. Был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер

Император еще не оставил попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. Завершилось проведение крестьянской реформы в Прибалтике, начало которой было положено в 1804-1805 гг. Так, в 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстонии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. на таких же условиях освобождались крестьяне Эстонии и Латвии (Курляндии и Лифляндии). В 1818-1819 гг. разрабатывались проекты освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). Влиятельный сановник, правая рука царя, граф А. А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. контролировавший деятельность Комитета министров) предложил проект освобождения крестьян от крепостной зависимости, посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землёй за счёт казны. Министр финансов Д. А. Гурьев считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.

В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России"), но так и не увидел свет.

С начала 20-х гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен.. Среди окружавших его сановников выделилась фигура А. А. Аракчеева, ставшего фактическим правителем страны. Именно Аракчеев внёс решающий вклад в продолжившуюся бюрократизацию государственного управления. Господство канцелярии и бумажной волокиты, стремление к мелочной опеке и регламентации - таковы важнейшие составные части политической системы, созданной им. Наиболее уродливым проявлением установившегося режима стали, так называемые, военные поселения.

Политика в области просвещения и культуры

В начале ХIХ в., Россия заметно отставала от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. В 1801-1812 гг. либеральные идеи, преобладавшие в правительстве, затронули и сферу просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Низшей ступенью являлись одногодичные приходские училища, второй - уездные училища, третьей - гимназии в губернских городах, высшей - университеты. С 1804 г. стали открываться новые университеты. Они готовили кадры для гражданской службы, учителей для гимназий и специалистов-медиков. Появились и привилегированные средние учебные заведения - лицеи (одним из них стал Царскосельский лицей, созданный в 1811 г.). В 1804 г. был издан первый цензурный устав. В нем говорилось, что цензура вводится "не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною". После Отечественной войны 1812 г., в силу усиления консервативных тенденций, политика правительства изменилась. Министерство народного просвещения превратилось, по выражению Н. М. Карамзина, в "министерство затемнения". В 1816 г. его возглавил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - "евангелие, религия, мистика". Обучение стало строиться на основе Священного писания, закрывались высшие учебные заведения, в которых обнаруживалась крамола, вводилась жёсткая цензура, запрещалось публиковать в газетах сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны. В стране усиливалась реакция.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ, расширить территорию страны за счёт новых приобретений, повысить международный престиж империи.

Во внешней политике России 1801-1825 гг. можно выделить ряд этапов:

1801-1812 гг. (до Отечественной войны с Наполеоном);

Отечественная война 1812 г.

1813 -1815 гг. (время заграничных походов русской армии, завершение разгрома наполеоновской Франции). Главными направлениями внешней политики России первой четверти Х1Х в. стали: ВОСТОЧНОЕ - целью которого стало укрепление позиций в Закавказье, на Чёрном море и Балканах и западное (европейское) - предполагавшее активное участие России в европейских делах и антинаполеоновских коалициях.

Западное направление.

Активность России в данном направлении диктовалась международной обстановкой, сложившейся в Европе в результате противоборства двух ведущих капиталистических держав - Англии и Франции. Практически все вопросы внешней политики решались с учётом возросшего превосходства Франции, претендовавшей на политическое и экономическое господство в Европе. В 1801-1812 гг. Россия проводила политику лавирования между Францией и Англией, превратившись в своеобразного арбитра в европейских делах. В 1801 г. были подписаны союзнические договоры России с этими державами, которые позволили временно сгладить возникшее противостояние. Мир в Европе, установившийся с 1802 г. был крайне непродолжительным. В мае 1803 г. Наполеон объявил Англии войну, а в 1804 г. провозгласил себя французским императором и стал претендовать не только на европейское, но и мировое господство. Россия отказалась от соблюдения нейтралитета и стала активным членом антифранцузских коалиций (1805-1807 гг.). В апреле 1805 г. сложилась третья коалиция. В нее вошли: Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. В битве при Аустерлице (декабрь 1805г.) союзники были разбиты французской армией. Коалиция распалась.

В 1806 г. была создана новая, четвертая коалиция (Англия, Пруссия, Швеция, Россия), но и она просуществовала недолго. Наполеон взял Берлин, Пруссия капитулировала. Русская армия проиграла сражение под Фридландом (территория в Восточной Пруссии, ныне Калининградская область). В июне 1807 г. и этот союз распался. Франция и Россия подписали Тильзитский мир, по условиям которого Россия согласилась на создание великого княжества Варшавского под протекторатом Франции. Эта территория стала в дальнейшем плацдармом для нападения Франции на Россию. Кроме того, Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии (не выгодной для неё в экономическом отношении). Нежелание России соблюдать условия континентальной блокады явилось через несколько лет одной из причин Отечественной войны 1812 г. Заключение мира с Францией позволило России активизировать действия на восточном и северном направлениях. Одновременно с мирным договором был подписан союз между Россией и Францией. Россия вступила в войну с Англией, но участия в военных действиях против нее не предпринимала. Она была занята решением восточного вопроса.

Восточное направление.

Активные действия России на Ближнем Востоке, с одной стороны, стимулировались усилением внимания западноевропейских держав к этому региону, с другой, обуславливались стремлением власти к освоению юга России и желанием обезопасить южные границы. Кроме того, народы Закавказья подвергались постоянным, опустошительным набегам со стороны Османской империи и Ирана и стремились в лице России получить надежного союзника. Еще в 1801-1804 гг., в состав России вошла Восточная и Западная Грузия (Менгрия, Гурия и Имеретия). Управление этими территориями стал осуществлять царский наместник. Расширение владений России в Закавказье привело к столкновению с Ираном и Турцией.

Русско-иранская война (1804-1813 гг.) началась после отклонения Россией ультиматума Персии о выводе русских войск из Закавказья. Гюлистанский мир (1813 г.), завершивший войну, предоставил России право держать военный флот на Каспийском море. К ней отошли земли нескольких закавказских провинций и ханств. Эти события привели к окончанию первого этапа присоединения Кавказа к России.

Русско-турецкая война (1806-1812 гг.) была вызвана, стремлением Турции возвратить бывшие владения в Северном Причерноморье и на Кавказе. В 1807 г., русская эскадра (под ком. Д. И. Сенявина) одержала победу над османским флотом. В 1811 г. были разгромлены основные силы османской армии на Дунае (ком. Дунайской армии - М. И. Кутузов). В мае 1812 г., был подписан Бухарестский мир. К России отошла Молдавия, которая получила статус Бессарабской области, Сербии была предоставлена автономия, западная часть Молдавии за р. Прут оставалась у Турции (княжество Молдавия). В 1813 г. турецкие войска вторглись в Сербию. Турция потребовала вывода русских войск из Грузии, Мингрелии, Абхазии. В 1816 г. под нажимом России был заключён Турецко-сербский мирный договор, по которому Турция признала независимость Сербии. В 1822 г. Турция вновь нарушила русско - турецкое соглашение: ввела войска в Молдавию и Валахию, закрыла Черноморские проливы для русских торговых кораблей. Англия и Франция поддержали Османскую империю. В феврале - апреле 1825 г., на Петербургской конференции с участием Австрии, Пруссии, Франции и России, Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ и стала готовиться к новой войне с Турцией, не полагаясь на решение греческого вопроса дипломатическими средствами.

Северное направление.

В 1808-1809 гг. проходила русско-шведская война. Россия стремилась установить контроль над Финским и Ботническим заливами, укрепить безопасность Петербурга. В 1808 г. русские войска вступили на территорию Финляндии (ком. М. Б. Барклай - де - Толли). В сентябре 1809г. был подписан Фридрихсгамский мир. К России отошла Финляндия. Русский император получил титул Великого князя Финляндского. Восстанавливалась русско-шведская торговля. Таким образом, в 1801-1812 гг., Россия не смогла достигнуть успехов на Западе (в борьбе с Францией), но одержала ряд побед на других внешнеполитических направлениях и расширила свою территорию за счет новых приобретений.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ и расширить территорию страны за счёт новых территорий, повысила международный престиж империи.

Отечественная война 1812 г.

Отечественную войну 1812 г. следует выделить как особый этап внешнеполитической деятельности России. Война была вызвана обострением отношений между Россией и Францией. Основными причинами войны явились: участие России в континентальной блокаде Англии (к 1812 г. Россия практически перестала выполнять условия блокады); гегемония Франции в Европе как основной источник военной опасности. Характер войны: Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер. Для русского народа - стала освободительной, привела к участию широких народных масс, получив название - Отечественной.

В бою у р. Березины (14-16 ноября 1812 г.), армия Наполеона была разгромлена. 25 декабря 1812 г. Александр выпустил Манифест об окончании войны. России удалось отстоять независимость. Общество ещё острее почувствовало необходимость перемен. Победа укрепила авторитет России и положила начало освобождению народов Центральной и Западной Европы от Наполеона. Франции был нанесён удар, от которого она не смогла оправиться.

Заграничные походы русской армии (1813 - 14 гг.).1 (13) января русская армия под командованием М. И. Кутузова перешла р. Неман и вступила в герцогство Варшавское с целью закрепления победы. Союзниками России в завершении борьбы с Наполеоном стали: Пруссия. Австрия и Швеция. 4-6 (16-18) октября 1813 г. у г. Лейпциг произошло сражение, названное "битвой народов". Эта битва явилась кульминацией военной кампании 1813г. Союзники выиграли сражение и война переместилась на территорию Франции. 18 (30) марта 1814 г. капитулировала столица Франции - Париж. 25 марта (4 апреля) 1814 г. - Наполеон отрёкся от престола.

Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.

Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.

Первое тайное политическое общество - "Союз спасения" - возникло в Петербурге в феврале 1816г. В состав общества входили А. Н. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов "Союза" к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий ("Зеленая книга"). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах. Цели организации остались прежними. Пути их достижения декабристы видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества (в течение 20 лет) к безболезненному революционному перевороту сила -ми военных. Разногласия между радикальными и умеренными членами общества, а также необходимость избавиться от случайных людей привели в январе 1821 г. к решению о роспуске "Союза благоденствия".

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П. И. Пестель, в то же время в Петербурге по инициативе Н. М. Муравьева было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - "Конституцию" Н. М. Муравьева, а Южное - "Русскую правду", написанную П. И. Пестелем.

"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. "Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с требованиями своей программы. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената.

С. П. Трубецкой - руководитель заговорщиков - на площадь не явился. Верные правительству войска были стянуты на Сенатскую площадь и начали обстрел восставших. Выступление было подавлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С. И. Муравьева-Апостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.

По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол - были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.