Музей романовых на варварке. Палаты бояр Романовых (палаты в Зарядье). Романовы. Смутное время

Музей Палаты в Зарядье (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей «Палаты в Зарядье» расположен недалеко от Кремля в центре Москвы. Это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. В 19 веке по указу императора Александра в палатах открылся один из первых музеев Москвы - «Дом бояр Романовых».

Палаты Романовых - это трехэтажное здание, два этажа которого сделаны из камня, а верхний - из дерева. Из-за перепада рельефа со стороны улицы видно только верхний этаж, все три этажа раскрываются только со стороны двора.

В отличие от большинства современных домов-музеев, навевающих на посетителей скуку однообразием экспозиции, в этом музее царит удивительная атмосфера патриархальной Руси, а разнообразие экспозиции не оставит разочарованным даже самого взыскательного посетителя.

Экспозиция музея

По традиции того времени, палаты делятся на мужскую половину, занимающую весь первый этаж, в которой расположились:

«Столовая палата» - самое большое помещение первого этажа, где на стол выставлена вся дорогая посуда, которую появлялась лишь на званых обедах, чтоб показать богатство хозяев дома. В углу стоит подлинный шкаф для посуды с слюдяными створками.

Кабинет боярина, удивляющий кожаными обоями, которыми обтянуты все стены помещения.

Библиотека, которая соединяется отдельным входом с кабинетом боярина. Здесь в больших сундуках хранилось самое дорогое - книги. В музее представлены подлинные фолианты четырехсотлетней давности, среди которых книги по военному делу и первая книга Ветхого завета.

Музей Палаты в Зарядье

По достижении шестилетнего возраста сыновья забирались с женской половины дома в мужскую, где им была оборудована «комната старших сыновей». Здесь дети получали образование, в которое помимо обучения письменности и чтения в числе прочего входила и география, о чем свидетельствует большой напольный глобус, расположенный прямо в комнате.

Особое удовольствие посетителей, обладающих современными представлениями о нашей «плоской земле», рассмотреть глобус, на котором еще не отмечены некоторые страны и почти не изучен океан.

Только из комнаты боярина и комнаты старших сыновей можно по узкой-узкой лестнице (оставляющей незабываемые впечатления) добраться до верхнего, деревянного этажа - женской половины дома. Вопреки расхожему мнению и художественной литературе, описывающих мрачные средневековые уклады быта женщины, третий этаж удивительно светлый и уютный. Состоит он из:

Сеней - небольшого помещения, где сейчас экспонируются предметы гардероба боярыни.

Комнаты боярыни с уголком ребенка и светлицы - самого светлого помещения дома, где боярыня с дочерьми или служанками занималась рукоделием.

Примечательно, что в каждом помещении палат есть красный угол с иконами. Посетив все этажи музея можно спуститься в подвалы-кладовые дома, где сохранилась подлинная каменная кладка полов и представлены сундуки с запасами хозяев от монет до пушек и ружей.

По желанию, в музее можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов (максимальная группа 25 человек), которые словно проводники во времени погружают посетителей в атмосферу четырехсотлетней давности. Рядом с музеем находится Английский двор и Английское посольство, в котором бывала сама Екатерина II.

Координаты музея

Адрес: Москва, ул. Варварка, 10

Проезд: ст. м. «Китай-Город»

Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник.

Вход: Взрослые 350 RUB, школьники 150 RUB, студенты дневной формы обучения 150 RUB, пенсионеры 150 RUB.

Веб-сайт: www.shm.ru Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

  • Родовую усадьбу бояр Романовых (палаты XV–XVII веков) воссоздали в ХIХ веке по указанию Александра I, что было первой научной реставрацией в Москве.
  • В музее представлены подлинные исторические экспонаты : оружие XVI–XVII веков, книги, гравюры, письменные принадлежности, сундуки и другие предметы.
  • Это единственный в России музей , знакомящий посетителей со всеми сторонами патриархального быта московского боярства XVI-XVII в.
  • Из-за особенностей здания нахождение в нем посетителей с детскими или инвалидными колясками невозможно.
  • В данный момент музей закрыт на ремонтно-реставрационные работы.

Музей «Палаты бояр Романовых» располагается вблизи Кремля, в историческом здании - палатах XV–XVII вв. Он входит в состав уникального средневекового архитектурного ансамбля на . Считается, что именно в этих палатах появился на свет первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович. В помещениях музея представлены тематические экспозиции и реконструкции, посвященные жизни бывших обитателей усадьбы. Музей словно перенесен из XVI в XXI в., и посетить его стоит всем, кому интересна история России.

О музее

Родовая усадьба бояр Романовых была воссоздана в ХIХ в. по указанию императора Александра I, после чего все русские императоры, заканчивая Николаем II, посещали эти палаты, чтобы поклониться памяти своих предков. Под руководством архитектора Ф. Ф. Рихтера были проведены реставрационные работы, в результате которых палатам был возвращен первоначальный облик богатого боярского дома XVI–XVII вв. А в 1859 г. в палатах был открыт музей. Были воссозданы как утраченные архитектурные элементы, так и интерьеры здания: изразцовые печи, деревянная надстройка-горница, «кабинет боярина», «трапезная палата» и прочее. Работы, проведенные Ф. Ф. Рихтером, стали первым случаем научной реставрации здания в Москве.

В настоящее время палаты Романовых снова украшены родовыми символами династии: на северном и восточном фасадах воссоздан родовой герб Романовых - грифон (арх. А. В. Черноусов).

Уникальный характер музею придают подлинные исторические экспонаты. Здесь можно увидеть подлинное оружие (пищали, копья, сабли) XVI–XVII вв., сундуки, книги и гравюры, письменные принадлежности, предметы быта и обихода (мебель, одежду, ткани, украшения, детские игрушки, серебряную посуду). Представлены тематические экспозиции, посвященные разным сторонам жизни бывших обитателей усадьбы. Так, в кабинете боярина - предметы, которые рассказывают об уровне образования хозяина, его увлечениях и службе при дворе, в «девичьей» - о занятиях женщин XVI–XVII вв.: ткачестве, вышивании, воспитании детей. Трапезная палата даст вам представление о традициях гостеприимства и пирах в эпоху средневековой Руси. В экспозиции можно увидеть и подлинную серебряную посуду из коллекции Государственного исторического музея. Стены трапезной палаты обиты парчовой тканью, воссозданной по сохранившимся образцам XIX столетия. На стены помещений палат, затянутые парчой и кожаными обоями, нанесены гербы и вензеля боярского рода.

В подклете представлены реконструкция традиционной русской печи и предметы, относящиеся к домашнему обиходу XVI–XVII вв. Настоящую печь-поварню XVI в., найденную в ходе археологических раскопок Зарядья, можно увидеть в подземной части музейного комплекса. Представлены там и археологические памятники XII–XVI вв., которые расскажут о московском районе Зарядье и усадьбе бояр Романовых в разные периоды истории.

История палат Романовых

До наших дней сохранились главные палаты «на верхних погребах», которые датируются XV–XVII вв. Они неоднократно страдали от московских пожаров и перестраивались. В этих палатах появился на свет первый царь из д инастии Романовых - Михаил Федорович. В 16 лет он был избран на трон, положив тем самым начало 300-летней династии. Именно из этих палат родом была и царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, первая жена и мать Федора Иоанновича - последнего царя из династии Рюриковичей.

Изначально, в XV в., на этом месте располагались подворье купцов Ховриных, построивших белокаменный подклет для хранения дорогостоящих товаров, и первые усадебные строения. Позже хозяевами стали бояре Юрьевы-Романовы, при которых подворье стало обширной усадьбой - появились каменные палаты с многочисленными дворовыми строениями, ледниками и амбарами. Бояре интересовались западной культурой и поддерживали отношения с соседями-англичанами, жившими на , а кроме того, коллекционировали западные книги. Связь с западной культурой и высокая по тем временам образованность этого рода также нашли отражение в экспозиции музея. В XVII в. царь Михаил Федорович приказал заложить на месте фамильной усадьбы монастырь в честь родовой святыни - иконы Знамения Пресвятой Богородицы. А в палатах разместился настоятель монастыря.

1.Макет. Предположительно, так выглядели палаты после восстановления в 1674 году, ведь за 6 лет до этого дом сильно пострадал во время пожара 1668 года.

Макет музея “Палаты бояр Романовых”. Вид с Варварки (северная сторона).

Следует показать красное крыльцо, по нему поднимаются посетители, чтобы войти в музей.


Макет городской усадьбы бояр Романовых. Южная сторона, Красное крыльцо.

Хозяином дома был Никита Романович Захарьин-Юрьев, царский шурин, брат царицы, первой жены Ивана IV. К сожалению его изображение не сохранилось. Следующим владельцем дома был Фёдор Никитич Романов.

2.На стене справа от “Годунова чертежа” Москвы висит рисунок – это портрет Ф.Н.Романова. Рядом – портрет его жены Ксении Шестовой в иноческом одеянии.


На снимке – Фёдор Никитич Романов. Справа – его супруга в монашеском одеянии

3.Портрет Ф.Н.Романова в зрелом возрасте, в его бытность патриархом, расположен на противоположной плану Москвы стене.

Патриарх Филарет (Ф.Н.Романов) Портрет из титулярника XVII века. Копия

4.Сына Фёдора Никитича и Ксении Ивановны Шестовой (инокини Марфы) Михаила Фёдоровича в 1613 году избрали на царство, он стал первым царём династии Романовых.

Его портрет находится над изображением родителей.

5. “Годунов чертёж” Москвы. В начале XVII века Москва выглядела так, как показано на этом плане. На ней легко увидеть Кремль, Китай город, район Зарядья, Белый город и Земляной город.

Одна из версий происхождения слова Китай-город связано с названием деревянных свай, которыми удерживали земляную насыпь. Чтобы высокий земляной оборонительный вал не осыпался, его укрепляли частоколом – сваями, между которых переплетали прутья. Такое укрепление называлось китай-город. При Елене Глинской построили кирпичные стены Китай-города, строил их архитектор Петрок Малый.

6.Рядом с планом находится увеличенный фрагмент, на котором обозначена усадьба бояр Романовых.

Первое изображение городской усадьбы бояр Романовых. Фрагмент из плана Москвы 1597 г.

7. На стене справа от входа можно обратить внимание на рисунок – так в XVII веке выглядела одна из улиц Москвы.

Улицы Москвы. Гравюра из книги А.Олеария XVII век

Дома стояли плотно друг к другу, но у каждого дома был свой двор. На дворе стояли нежилые постройки – баня, ледник, кухня. Русские всегда блюли чистоту душевную и телесную. Приезжавшие из Европы послы и купцы всегда отмечали, что на западе нет культуры соблюдения личной гигиены. Русские послы писали про Людовика XIV (Короля-Солнце), что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали странными людьми за то, что те слишком часто ходили в баню.
На этом же рисунке же показаны некоторые городские ремёсла.

8.В маленькой витрине показаны монеты того времени – самая крупная – копейка, на ней изображён всадник с копьём. Монетки поменьше – деньга и полушка.(Снимка нет).

9.В этом районе города, в основном, селилась знать. На стене мы видим изображение боярина – знатного служилого человека.

Он одет в шубу. В средние века шубы носили мехом внутрь и использовали очень дорогие меха – соболь, куницу, норку, даже горностая. Сверху шубу покрывали дорогой тканью. Украшением служили пуговицы. Величина пуговиц иногда достигала размеров куриного яйца. Но голове носили высокую меховую шапку. Сапоги были на довольно высоком каблуке. В зазор между каблуком и подошвой свободно проходила крупная слива.

Экспозицию этого зала при желании можно поменять. (Это могут сделать лишь штатные экскурсоводы). При повороте ручки изображения меняются и появляется фрагмент из Лицевого летописного свода, где можно видеть царский пир и свадьбу – в центре изображены жених и невеста. Показана средневековая школа. Далее можно рассмотреть различные ремёсла – перепись книг, кузницу, где чеканят монеты, иконописца, литьё колокола, портного, сапожника, гончара, каменщика, ювелира, в верхнем углу видно, как крестьяне жнут рожь.

Лицевой летописный свод меняется на план Москвы XVIII века. Он отличается от первоначального плана, который представлен на постоянной экспозиции – на нём мы видим Петровские бастионы, построенные во время Северной войны, когда существовала опасность шведского вторжения в Первопрестольную.

Это помещение является подклетом. По стенам могли стоять лавки, где слуги ожидали поручений. Также здесь находится печь. Пищу здесь не готовили, могли только разогревать перед подачей на стол. В Москве долгое время действовал царский указ, запрещающий топить печи в летнее время под угрозой сурового наказания – своеобразная противопожарная мера.

В маленькой нише под печью мы видим немного крупы в мисочках. Люди были очень суеверны. Днём ходили в церковь, верили в Спасителя, Божию Матерь, молились святым. С наступлением ночи верили в леших и домовых. Для того, чтобы задобрить домашнего духа – домового, оставляли ему угощение – немного еды.


На снимке в нижней части печи видна ниша, там стоят мисочки с “угощеньем” для домового. Справа – дверь и лестница вниз, проход в следующее помещение.

Переходим в следующее помещение

Палаты бояр Романовых. Кирпичный подвал

В подвале сохранился кирпичный свод XVI века времён Ивана Грозного. Всю конструкцию свода можно хорошо рассмотреть.

В этом помещении могли хранить некоторые продукты. Основные запасы держали в ледниках, а в подвалах находился небольшой запас продовольствия и крупы.

На стене висит плетёная сумка. Если люди отправлялись в путь или на службу, то запас еды с собой брали в таких сумках.


В корзинах хранили фрукты. В железных (медных) чашах с носиком (ендова) подавали горячие напитки. Чай до XVII века не был широко распространён ни на Руси, ни в Европе. В качестве горячего напитка у нас подавали сбитень – настоенный на травах и пряностях напиток с мёдом и добавлением небольшого количества виноградного вина.

На снимке на левой стене вверху видна плетёная сумка. На первом плане слева – медный сосуд с носиком (ендова) для горячих напитков.

Деревянная чаша – капкарь служила для холодных напитков (кваса или студёного взвара). В ступе толкли крупу. Также в ней отделяли зёрна от шелухи, например гречиху. Сухие зёрна хорошо отшелушивались. Потом зерно вместе с шелухой высыпали в деревянные блюда, выносили на улицу и ветер выдувал ненужную шелуху.

В бочках (кадках) хранили соленья. Соль была единственным известным консервантом. Солили овощи, фрукты, мясо, рыбу.

У стены стоит светец. Как правило, знатные бояре в подвал не спускались, поэтому внизу на дорогие свечи не тратились. Светили подвальные комнаты лучиной, помещали её в своеобразную подставку с подносом, куда наливали воду.


В центре хорошо видно ступку с пестиком, у стены – светец с лучиной.

Задачей боярина было преумножение своих богатств. Где он хранил накопленное добро посмотрим в следующем зале.

Казна

В этом помещении обратим внимание на белокаменный свод. Это самое древнее помещение палат, датируется XV веком. Из такого же белого камня в конце XIV века выстроили белокаменную стену Московского Кремля.

Деньги в домах знати хранили в холщовых мешках. Но богатство исчислялось не только монетами. Посуда для пира стоила немалых денег и тоже служила мерой достатка. К богатству относилась и “мягкая рухлядь” – так на Руси называли меха. У стены стоит сундук с мехами.

Меха стоило хранить особенно бережно – следить за влажностью помещения, чтобы в сундук не забралась моль, просушивать одежду, выжаривать на солнце.

Непременным атрибутом каждого знатного человека было оружие – холодное и огнестрельное. Ведь в любую минуту великий князь или царь мог призвать его в военный поход и слуга государев должен был явиться на сбор «конным, людным и оружным». Есть версия, что слово “боярин” происходит от слова «бой».

На экспозиции присутствует как холодное (стоит у стены), так и огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие появилось примерно в одно и тоже время в Европе и Московии – в XIV веке. Секрет изготовления пороха пришёл к нам из Персии. К XVII веку оно усовершенствовалось, в коллекции музея представлены ружья и пистолеты, они лежат на сундуке.

Рядом с ружьями и пистолетами представлены кошель и пороховница – порох нужно было держать сухим, поэтому о нём особенно заботились.

У стены стоит прапор – прообраз знамени. На прапоре изображён герб Романовых.


На этом осмотр подсобных помещений завершён, для продолжения осмотра надо подняться вверх по лестнице в жилую часть здания.

Красное крыльцо. Палаты бояр Романовых

В каждом знатном доме того времени существовали мужские и женские половины. Мы идём в мужскую половину по Красному крыльцу. На макете в первом зале хорошо было видно, что в старину оно было открытым. На левой стене окна украшены наличниками, напоминая о том, что когда-то здесь была внешняя стена палат.

На ночь окна закрывали ставнями, днём их открывали и в комнатах было светло. Ф.Ф.Рихтер решил сделать крыльцо закрытым.



Трапезная или столовая палата. Палаты бояр Романовых

Трапезная или столовая палата – самое красивое помещение дома. Орнамент потолка был взят из рисунков украшений царских грамот. В основном узор состоит из растительного орнамента.

В элементах ясно читается виноград, вишни, крыжовник, лимон и ананасы. Последние отнюдь не считались чем-то очень диковинным – и лимоны и ананасы выращивали в теплицах, в висячих садах в Москве.

В центре потолка под люстрой (паникадилом) находится государственный герб – двуглавый орёл.

На стене видны изображения грифонов – герба рода Романовых.


Будучи царским воеводой, Никита Романович служил в Пернау или Пернове, современный Пярну (Эстония). Ему очень понравился герб города и он присвоил себе такой символ. Также на стенах и сводах присутствуют монограммы – переплетённые буквы МФР (Михаил Фёдорович Романов).

Обратим внимание на кресло для хозяина, которое стоит в дальнем углу.


Стул хозяина дома стоит слева, обит красной тканью с золотым орнаментом

Почему его не поместили ближе к двери, на противоположной стороне стола? Потому что оно стоит в самом почётном, сакральном месте – под иконами, в Красном углу.

За столом гости размещались в соответствии со строжайшей иерархией. Наиболее важные гости садились рядом с хозяином, причём место по правую руку было более почётным, чем по левую.

Палаты бояр Романовых. Посуда

Отдельными тарелками пользовались только хозяин и особые гости. Все остальные ели из общего блюда. Ложки каждый носил при себе, таков был обычай. На поясе крепился специальный длинный кошель, где всегда при себе держали ложку. Нож и вилку в то время широко не использовали, хоть и знали о них.

У боярина могло быть около сорока перемен блюд (у царя – более 100). Начинался пир около полудня. Заканчивался вечером. Во время пира можно было и объесться, сползти с лавки. Тогда гостя выводили ненадолго на улицу, чтобы он пришёл в себя. Часов тогда не было и время наблюдали по свету за окошком. Когда начинало темнеть, гости благодарили хозяина, прощались и уходили.

На столе представлена посуда для ежедневной, будничной трапезы из олова и меди. Известно, что несколько раз гостем Никиты Романовича был сам царь Иван Грозный. Это редкий случай, когда монарх снисходил до визита хоть и к знатному, хоть и к родственнику (шурину), но к боярину, служилому человеку. Это говорит о том, насколько был уважаем Никита Романович Захарьин-Юрьев. Когда принимали царя, то стол сервировали драгоценной посудой – она представлена в застеклённой витрине (поставце). Ножи и вилки впервые появились в Византии в XII веке. С их помощью вкушали фрукты. В Европу вилка с ножом пришли в XV веке. В Московии в домах знати их стали применять к XVII веку.

В той же витрине представлен наградной ковш.


Говоря современным языком Никита Романович был «орденоносцем», чем немало гордился. В старину награждали не орденами, которых просто не было, а драгоценной посудой русской и иноземной работы. Предметом гордости были и часы – они стоили баснословных денег, часы, представленные в экспозиции, сделали в Нюрнберге.

Интересен шкаф со слюдяными окошками средневековой русской работы.

Если в доме не случалось долгого обильного пира, то день боярина по обычаю начинался рано. Кроме государственной службы у хозяина дома было много личных дел по управлению хозяйством. Решать их удобно в кабинете.

Единственным местом в Москве, где можно ознакомиться с патриархальным бытом аристократии времен, предшествующих эпохе Петра I, являются Палаты бояр Романовых. Здание - филиал Исторического музея - выступает памятником архитектуры XV столетия. Согласно легенде, здесь родился основатель царской династии Романовых - Михаил Федорович.

На территории старинного центра Москвы, за расположенными там торговыми рядами, в местечке, которое в древности называли Зарядье, расположено единственное сохранившееся от огромной вотчины Романовых здание.

Исторический комплекс

Сегодня исторический комплекс предлагает туристам ознакомиться с одиннадцатью постройками XVI-XVIII веков, различными по своему назначению и стилевому решению. Одно из зданий - музей «Палаты бояр Романовых». Это место является одним из первых музеев столицы, ставшим архитектурным памятником по распоряжению Александра II, правившего в тот период царя. Трехэтажное здание в Зарядье (Палаты бояр Романовых) славится своей необычной архитектурой.

Фондовые музейные экспонаты представлены старинным оружием и предметами быта той поры. В подземном уровне размещается археологический музей. Здесь можно увидеть настоящую гончарную мастерскую, в которой работали московские ремесленники XV века.

Другие постройки комплекса

На территории исторического расположены церкви - соборы, храм и Старый Английский двор, относящийся к самым древним постройкам, так же как и Палата бояр Романовых в Москве. Церковь дает название улице - Варварка.

Особенности музея «Дом бояр Романовых»

Вынося указ о создании музея, император поставил задачу воссоздать быт и обстановку в которой жили его предки. Ф. Ф. Рихтер - архитектор при дворе, собирая материалы по имеющимся источникам, смог воплотить идею царя Александра в жизнь, и уже с 1857 года здание было обозначено как исторический памятник. После Октябрьской революции 1917 года в музее частично была произведена реконструкция, и он получил название «Музей боярского быта». В 1932 году стал филиалом Государственного Исторического музея. В первозданном своем виде здание не дошло до наших дней. Прекрасно сохранился подвал из белого камня, построенный в XVI веке. В настоящее время Исторический музей размещает в старинных палатах часть подлинных музейных экспонатов, отражающих культуру и образ жизни российских бояр конца XVII века.

Помещения для боярской семьи

Территории для проживания имели четкое разделение. Выше подвального уровня, там, где обитали мужчины, находились дополнительные комнаты - трапезная, самое большое и просторное помещение. Здесь собиралось все семейство для приема пищи. Тут принимали гостей, приглашенных на пир. На этом же этаже размещался кабинет боярина, просторная комната для старших сыновей и большая библиотека. с 6-7 лет обучали различным наукам. Им преподавали арифметику, географию и учили, с использованием угломера и компаса, чертить карты. Обязательным предметом было изучение иностранных языков, к которым относилась и латынь.

Женщины обитали на верхнем этаже, полностью выполненном из дерева. Такое помещение называлось теремом.

Самая светлая и просторная комната - светлица - имела окна на три стороны, здесь располагались прялки, пяльцы, и всевозможные материалы для рукодельных работ. Шили, пряли, вышивали боярские дочери наравне с прислугой.

В этой атмосфере текла спокойная и размеренная жизнь, где во главу угла ставилось благополучие и лад в семье.

Посещение музея «Палаты бояр Романовых» — экскурсия, очень популярная не только у приезжих. Сюда москвичи приводят своих детей, чтобы познакомить их с историей Древней Руси.

Что рассказывают экспозиции?

Музей «Палаты бояр Романовых» - это не просто место, где выставлены предметы и материалы старины. Здесь проводят театрализованные представления и специально подготовленные экскурсии, рассчитанные на школьников разного возраста. Детям рассказывают и показывают на примере боярской семьи, как велико и ценно благополучие семьи, в которой каждому отведена своя роль. Для ее создания нужен дом, где женщина - хорошая хозяйка и хранительница уклада, а мужчина - слуга царя и Отечества. Как удавалось добиться такой гармонии, представлено в экспозиции.

Тематические экскурсионные программы

Экскурсионный обзор «Здравствуй музей»

Учеников 3 и 4 классов при первом посещении музея в Зарядье «Палаты бояр Романовых» знакомят с такими понятиями, как «музейные экспонаты», «реставрационные работы», «экспозиции». Продуманные технические решения, усиливающие визуальный эффект, интересная экспозиция никогда не оставляют эту категорию посетителей равнодушными.

Школьникам средних и старших классов (обзорная экскурсия)

Регулярно проводятся экскурсии в «Палаты бояр Романовых» в Москве. Ученики 5-11 классов знакомятся с XV-XVII веков. Изучают образ жизни и быт представителей династии Романовых во времена допетровской эпохи. Первый в столице подземный археологический музей, расположенный в подвальном уровне, предоставляет возможность, соприкоснуться с историей Зарядья и больше узнать о самой усадьбе бояр.

Для школьников 8-11 классов - «Первые Романовы»

Ученики ближе познакомятся с историей становления и малоизвестными страницами рода Романовых. Узнают, что избранный на царствие Михаил Федорович стал родоначальником новой царской династии. Во время восшествия на престол ему едва исполнилось 16 лет, но именно с этого времени пришел конец смуты на Руси. При посещении этой экскурсии проводится показ фильма «Первые Романовы» и посетители знакомятся с экспонатами музея. Также ученики больше узнают о подвиге Ивана Сусанина.

Когда музей превращается в театр

Театрализованные представления - одни организованные специально для детей, другие для взрослых - позволяют понять смысл многих выражений, пришедших к нам из древности.

Организуется и специальное мероприятие - театрализованное представление в музее «Палаты бояр Романовых» на Новый год. Отзывы многочисленных посетителей позволяют понять, что музейные работники профессионально, с высоким мастерством и невероятной душевностью справляются с задачей. Ведь не так просто «перенести» посетителей в дни, когда представители династии Романовых отмечали любимые по сей день праздники, такие как Рождество, Святки, Новый год, Масленица. Дети после посещения в праздничные дни музея надолго остаются под впечатлением. К ним здесь особенное отношение. Кроме дней больших праздников, для них разрабатывают развлекательные мероприятия, проводят специальные занятия. Но больше всего дети любят посещать театрализованные экскурсионные представления, в которых организация и сценарий продуманы до мелочей.

Новый год и другие праздники в Палатах бояр Романовых

Отправляясь с детьми в Палаты бояр на новогодние праздники или Рождеств, нужно быть готовым к тому, что это не познавательная экскурсия, в прямом понимании, а все-таки больше развлечение с исторической составляющей.

Для зарубежных туристов

Не оставляют без внимания и иностранных туристов, которые с удивительным восторгом посещают музей. Для них предусмотрена специальная расширенная экскурсионная программа. Во время экскурсии им рассказывают не только об истории становления и многовекового правления семьи Романовых, но и знакомят с основными историческими моментами самой России.

В 2008 году Палаты бояр Романовых на Варварке вновь обзавелись утраченным в смутные времена элементом, являющимся гербом династии Романовых - грифоном. Лепнина выполнена архитектором Черноусовым на стене дома. Воспроизвести в точности царский символ помогли потомки придворного архитектора Рихтера и относящийся к ветви последнего русского царя Павел Куликовский-Романов.

Сотрудники музея «Дом бояр Романовых», которому уже больше 150 лет, смогли создать, завораживающую и столь интригующую современника атмосферу поры династии Романовых.