Что такое мощи серафима саровского. Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833)

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда , стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось , которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

15 января (по новому стилю) – день блаженной кончины преподобного старца Серафима Саровского (1833 г). В этот же день празднуется второе обретение его честных мощей, которое состоялось в 1991 году.

Кончина старца последовала рано утром. Один из иноков, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем. Голова его была открыта, руки крестообразно сложены; на груди висел медный крест – материнское благословение. Думая, что он уснул, утрудившись молитвою пред келейною своею святынею – иконою Богоматери «Умиление», его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием и счастьем молитвы.

Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина, венец праведной подвижнической жизни. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.

Так с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой первомученик Стефан и многие другие праведники. В то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах Филарет. Его ученик сообщил, что, выходя из храма после утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: «Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!»

Архимандрит Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником в Саровской пустыне и находился при гробе отца Серафима. Он передал Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку отца Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение старца Серафима совершено было игуменом Нифонтом. Тело его предано земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника. (Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).

Затем были чудесные деяния отца Серафима, который он направлял из своих святых обителей на пользу ждущих от него помощи и десятилетия всенародного почитания, которые завершились обретением мощей и церковным прославлением 1 августа 1903 года. Торжества эти стали всенародным праздником, который возглавил император Николай II.

Преподобный Серафим сам предсказывал о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение, причём началось оно не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые останки в неизвестном направлении. Иногда частицы святых мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию. Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.

Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Затем, по свидетельству Патриарха Алексия II, «мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный крест и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас».

При сопоставлении мощей, найденных в музее, с подробным актом, составленным при вскрытии мощей в 1921 году, было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.

После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни.

В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи дивного старца Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих были иконы преподобного Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев.

В Москве святые мощи преподобного Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста преподобному.

23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь – Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

Всюду совершались торжественные богослужения, ночами не умолкало молебное пение. Всюду мощи встречало духовенство и множество народа.. Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения, одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий II. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Вряд ли можно точно определить, каково значение подвига преподобного старца для сохранения православной веры на Руси. Непостижимым останется для нас и то, как смиренный инок, покинувший мир, закрывавшийся от него то в лесной избушке, то в монастырской келье, истребивший в своей душе все мирское и земное, знал как никто другой все язвы мира, знал и то, как от них исцелиться. Затворник, избегающий нахождения в мире, спасает мир и имеет небывалое влияние на его судьбы!

Сколько русских святых, мучеников и исповедников, почитаемых сегодня, жили и спасались советами и заступничеством смиренного Саровского монаха. Только среди новопрославленных Русской Церковью святых – восемь Серафимов. Все они приняли монашеский постриг в честь Саровского чудотворца.

Священник Леонид Чичагов по повелению Серафима Саровского, переданного через блаженную Пашу Дивеевскую, стал организатором его прославления, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и еще в этой, земной, жизни удостоился чудесного посещения старца.

Серафим Вырицкий еще до принятия монашества видел преподобного в пророческом сне. Батюшка вел его лесом, указывая путь в монастырь. В годы Великой Отечественной войны схимонах Серафим Вырицкий, подражая своему небесному покровителю, ночами молился на камне о спасении России.

В честь Серафима Саровского был назван при пострижении и выпускник Московской Духовной Академии, будущий епископ Дмитровский Николай Иванович Звездинский, причисленный к лику святых в сонме новомучеников Российских. Он тоже был участником торжеств по случаю прославления Саровского чудотворца Серафима, состоявшихся 1 августа 1903 года, как и все, обходил с молитвой канавку. И с отцом Серафимом, и с Дивеевским монастырем его связывали прочные, невидимые нити.

Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»…

Мощи преподобного Серафима Саровского находятся:

– Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Частицы мощей преподобного Серафима Саровского:

– храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе (г. Москва)

– храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (г. Москва)

– храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. (Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба:

– храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе с крестильным храмом (г. Москва).

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками:

– храм преподобного Серафима Саровского (г. Москва)

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей:

– храм Илии Пророка в Обыденском переулке (г. Москва)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского: где находятся, как прикладываются, в чем помогают,в каких случаях молятся перед образом Серафима Саровского и его предназначение

Мощи Серафима Саровского: где находятся, как прикладываются, в чем помогают


Православный великомученик Серафим Саровский появился на свет в городе Курске в обычной купеческой семье и назван был Прохором .


Еще будучи маленьким мальчиком, он был вместе с родителями, которые возводили городской собор на стройке и в этот момент произошло настоящее чудо, Прохор упал с крыши храма и не получивши при падении никакого повреждения , именно с этого момента мальчик стал интересоваться Святым Писание, а когда Прохору исполнилось семнадцать лет он решил посвятить свою жизнь Всевышнему.


Спустя немного времени отец и мать Прохора отдали мальчика в Киево-Печерский монастырь, затем Прохор ушел в Саратовскую пустыню, где и принял постриг с именем Серафим Саровский. В данной статье Вы узнаете, в каких случаях молятся Серафиму Саровскому, какое значение икона Святого и где хранятся его мощи.



В каких случаях молятся перед образом Серафима Саровского и его предназначение

Необходимо сразу сказать, что лик Умиление Святого Серафима является очень восхваляемым не только в православии, а и в католическом вероисповедании, потому что вся мирская жизнь Святого считается истинным примером желания праведного человека достичь духовное совершенство.


Серафим Саровский ежедневно переживал разнообразные преграды, страдания и греховные страсти, укрепляя свою веру каждый день все сильнее и сильнее.


Все известные в наше время иконы Святого Серафима на самом деле особенные, потому что это довольно редкое явление в церковном изображении, когда чудодейственная икона представляет собой идентичное изображения лица Серафима еще при его жизни, а это в свою очередь дарует образу уникальную выразительность.


Его непоколебимая веры в Господа Бога, неиссякаемая любовь и доброта в полном объеме раскрывается праведным людям с помощью чудотворной иконы Святого Серафима. Для того чтобы помолится возле святых останков и иконой Серафима христианские верующие едут со всех уголках страны и даже с других стран.


А перед праздником в память о Серафиме Саровского четырнадцатого января, многие из верующих посещают церковь с одной целью, пойти с монахами обители по дороги Пресвятой Девы Марии ночью крестным походом с произношением Богородической песнопении, в которой более сотни раз повторяют молитву «Божья Матерь, ликуй!».


Православные верующие считают, что такое богослужение, освященное участием Серафима, дарует особое праздничное ощущение.



О чем молят Святого Серафима:

просят об исцелении внутренних мучений и о послании внутреннего покоя;


Еще в молитвы перед иконой просят об обретении душевного баланса между окружающим и духовным миром, таким способом, отыскать в себе душевное равновесие.


преподобный Серафим сможет указать верующему верный путь, если человек потерялся и свернул не на ту дорогу;


католические верующие тоже молятся Серафиму Саровскому


молитва к данному образу способна помочь пережить отчаянье и победить гордость;


Молятся перед чудодейственной иконой и об избавлении страшных болезней.


Существует письменное подтверждение чудотворной способности Серафима, который еще во время своего жития мог избавлять от смертельноопасных недугов, применяя при этом мольбу и агиасму взятую из родника. В случаях если Вы просите в молитвах к Святому Серафиму, то в частности он сможет избавить от болезни ног, желудочно-кишечного тракта и при других недугах и несчастьях.
Также преподобный исцеляет не только тело, но и душу;


Молодым девушкам,читающим молитвенное прошение от всего сердца, Святой сможет помочь обрести крепкие отношения, заключить брак, поменять свой образ жизни в лучшую сторону, а семейным парам помогает укрепить любовь и наладить отношения;


Кроме этого чудотворный образ помогает и в успешной торговле и в деловой сфере, но, лишь в том случае, если заработанные деньги, идут не только на нужды самого себя, а и на пожертвования и на помощь близким людям.



Когда празднуют день почитания преподобного Серафима

Чествования Святого происходит дважды в год:


Пятнадцатого января по новому (второго января по старому) – в день смерти Святого Серафима в тридцатые годы восемнадцатого века;


Первого августа по новому стилю (девятнадцатого июля по старому) – нахождение святых останков Прохора в дату его рождения. Примечательно, что останки Святого были найдены дважды, второй раз их обрели в начале девяностых и тоже в день появление на свет Серафима.



Где хранятся мощи святого Серафима

нетронутые останки святителя хранятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители;


В российской столице в Патриаршеской обители Дивеевского двора тоже находится частица останков Святого Серафима;


останки преподобного святителя также хранятся в Новоспасской, Сретенской, Донской и в других обителях;


В Даниловской обители вы сможете увидеть не только частичку останков Святого, аи несколько копий его чудотворных икон;


Чудодейственный образ с частицей кирпича, который использовал Святой Серафим для молительного тысячедневного стояния и часть одеяния находятся в Елоховской Богоявленской кафедральной церкви;


В городе Кунцеве также хранится образ преподобного Серафима, который находится в церкви названной в честь Святого;


чудотворная икона Святителя хранится в соборе Пречистой Девы Марии «Всех Скорбящих».


в Петербурге: на Серафимовском погосте в Старом Петергофе находится храм Святого;


кроме того, в Эстонии находится святыня в Нарве в соборе Вознесения Господнего.



Чудесные исцеления, совершенные мощами Серафима Саровского

О чудесных исцелениях, которые случились после поклонения и мольбе пред мощами повествуют довольно большое количество людей.


Об одном из таких чудесных исцелений рассказала девушка из Самары, которая после визита Троицкой Серафимо - Дивеевской обители исцелилась .


Как-то раз девушка почувствовала себя очень плохо. У нее сначала стала отниматься левая нога, а через пару дней она не чувствовала всю свою левую сторону. Доктора сделав кучу анализов и проведя МРТ нашли две межпозвоночные грыжи. Доктора сразу сказали девушке, что необходимо провести операцию. Однако есть очень большой риск.


Если они затронут нервные окончания, то женщина станет неходячей до конца своей жизни. Превозмогая сильнейшие боли в спине, девушка приняла решения нанести визит в село Дивеево. Паломников возле останков преподобного было немного. После вечерней службы у останков преподобного Серафима, один из преподобных отцов мотыжкой священника легкими движениями опускал ее на больные места верующих.


Девушка обратилась к преподобному отцу и рассказала, что она боится операции на спине и поведала о своем случае. Священник легонько постучал ей по больной спине. Женщина не сразу покинула церковь, почему-то она еще раз подошла к останкам святого и помолилась. Путь назад по рассказам девушке стал на удивление легким.


Там все окружающие ее люди дивились чуду, потому как от того визита в монастырь девушка почувствовала себя очень хорошо. Но больше всего удивились доктора, так как недуг полностью исчез.
Необходимо отметить, что мольбы к святому приносили огромное количество избавлений от болезней не лишь после кончины монаха, но еще и во время его бытия.