Употребление местоимений в речи. Взаимные местоимения Сообщение на тему местоимение как часть речи

Цели урока: научить учащихся "видеть" место местоимений в речи.

Задачи урока:

  • Определять семантику местоимений в данном предложении, тексте.
  • Определять морфологические, синтаксические признаки местоимений.
  • Воспитать у учащихся чувства гуманности через произведения детской классической литературы, поэтические произведения.

Оборудование:

  • Тексты рассказов Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню", В.Осеевой "Сыновья", А. Гайдара "Тимур и его команда", Л. Мартынова "Есть люди необычной красоты".
  • Иллюстрации к рассказам Л.Н. Толстого, В.Осеевой.
  • Перфокарты по теме "Разряды местоимений".
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук им. В.В. Виноградова/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковик, 1999.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель подготавливает учащихся к уроку, настраивает их на работу.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим. (Обращается к учащимся.)

- О чем?

О самой загадочной части речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов и проследим, как они "ведут" себя в предложении, тексте.

II. Введение в тему

Послушайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

1. Работа с текстом рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

(Ученик рассказывает наизусть отрывок из рассказа Л.Н. Толстого.)

Старик сажал яблони

Его кто-то спросил:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с него яблока.

Старик сказал:

- Ребята, что, по - вашему, мог ответить старик?

(Учащиеся продолжают текст 1-2 предложениями.) (Работа по группам.)

Учитель, выслушав учащихся, зачитывает, как Л.Н. Толстой закончил рассказ:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

- Сейчас я вам, ребята, хочу предложить несколько вопросов по данному тексту. В свои ответы, ребята, включайте местоимения, определяйте их разряд.

(Ребята рассматривают рисунок, где изображен старик, сажающий яблони)

- Для кого же старик сажает эти яблоки?

(Он сажает эти (указательное местоимение) яблони для других (определительное местоимение) людей, которые (относительное местоимение) будут жить после него).

- А какими, по вашему мнению, будут эти другие?

(Приветливыми, заботливыми, добрыми. Они, отведав плодов с яблони, не забудут вспомнить старика и его заботу о них, скажут ему "спасибо").

- А почему писатель не называет по имени человека, спросившего старика, а говорит о нем "кто-то"? Можете ли вы охарактеризовать его. Выскажите свое мнение.

(Индивидуальная работа)

Этот человек не понимает поступка старика. Зачем зря тратить силы на то, чем никогда не воспользуешься.

Может, он и завидует старику. Ему то никто не скажет"спасибо"

Таких людей неопределённое количество, поэтому Л.Н. Толстой и называет этого человека "кто - то".)

- А как бы вы назвали поступок старика?

(Добрым, сердечным:)

- Какова же главная мысль текста, и какие слова указывают на ее раскрытие? Какие это части речи?

(Личные местоимения: я, его, ты, мне - указывают на человека, который, несмотря на свой преклонный возраст, сажает яблони, делая людям добро).

- Так о каких же положительных душевных качествах мы говорим, обсуждая данный рассказ и поступки его героев?

(О доброте, внимании, заботе об окружающих).

Да, мы сегодня будем говорить о гуманности.

2. Работа с "Толковым словарем русского языка".

А вот что входит в данное понятие, мы узнаем, выяснив лексическое значение следующих слов:

Доброта - (общеславянское) - все положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие; дружеское расположение к людям.

Забота - (исконно - русское) - внимание, беспокойство за кого-нибудь.

Внимание - (общеславянское) - заботливое отношение к кому-нибудь.

(Учащиеся работают с "Толковым словарем русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

- Какими местоимениями можно заменить эти слова?

(Учитель записывает на доске слова, которые входят в понятие гуманность. Должна

получиться запись:

доброта (она)

забота (она) гуманность

внимание (оно )

Для чего употребляют местоимения в речи? (Чтобы избежать повторов, чтобы уточнить смысл сказанного).

3. Работа с текстом В. Осеевой "Сыновья".

Так вот и мы, чтобы научиться избегать повторов, правильно употреблять местоимения в речи, будем работать по теме

Продолжая работать с предложениями и текстами, содержащими местоимения, мы должны будем подтвердить слова К. Чуковского:

(Записано на доске)

Местоимения, подобно
Ярким лучам солнца, озаряя,
Высвечивают все уголки
Родного языка.
К. Чуковский

Ребята, запишем сегодняшнее число и объясним правописание орфограмм в дате

Ше ст надцатое марта.

Класс ная работа.

Употребление местоимений в речи.

Мы всегда восхищаемся писателями, которые умело подбирают слова, когда пишут свои произведения. Вот и мы сейчас, ребята, попробуем себя в роли писателя. Ваша задача - восстановить текст В. Осеевой "Сыновья", на место пропусков вписать подходящие по смыслу текста местоимения, определить их разряд, объяснить орфограммы, данные в местоимениях.

На что указывают данные местоимения?

А. Самостоятельная работа.

У каждого учащегося есть текст рассказа.

В. Осеевой "Сыновья" с пропущенными в нём местоимениями.

Не сколько женщин брали воду из колодца.

И какой-(то) старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина:

Мой сынок ловок да силен, ни кто с ним не сладит.

А мой поет как соловей. Ни (у) кого голоса такого нет.

А третья молчит.

Что же ты про сво его сына ни чего не скажешь? - спрашивают ее соседки.

Что же сказать? - говорит женщина.

Ничего в нем особенного нет.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли.

А старичок - за ними.

Идут женщины, останавливаются.

Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один из них через голову кувыркается, колесом ходит -

Любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается -

Заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного вижу.

Б. (Коллективная аналитическая работа учащихся по проверке выполненной самостоятельной работы.)

(На доске записываются только подходящие по смыслу текста местоимения, объясняется их правописание.)

Не сколько - неопределенное местоимение, указывает на неопределённое количество предметов.

Какой-то - неопределенное местоимение указывает на неопределённый признак.

Ни кто - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Ни у кого - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Сво его- притяжательное местоимение указывает на принадлежность определенному лицу.

Ни чего - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Наши - притяжательное местоимение указывает на принадлежность определённым лицам.

Хорошо. Ребята, вы правильно указали местоимения, подходящие по смыслу текста, и определили их семантическую роль, объяснили их правописание.

(Полностью восстановив текст, учащиеся читают рассказ В.Осеевой "Сыновья" по ролям.)

Местоимения, как и другие самостоятельные части речи, имеют грамматические признаки, которые зависят от того грамматического признака какой частью речи характеризуется местоимение.

Ребята, определите грамматические признаки данных местоимений, выполнив их морфологический разбор

В. Работа учащихся по вариантам с взаимопроверкой.

1 вариант -

Своего 3 (сына) - (чьего?) - местоимение, указывает на принадлежность к определенному лицу.

I. Н.ф. - свой.

II. Притяж., в муж. р., в ед. ч., в вин. п.

III. Своего (чьего?) -определение.

2 вариант

(За) ними 3 (за кем?) - местоимение, указывает на одушевлённый предмет.

I. Н.ф. - они.

II. Личное, 3 лицо, во мн. ч., в тв. п.

III. (За) ними (за кем?) - дополнение.

Г. Коллективная аналитическая работа учащихся.

- Ребята, какова же основная мысль данного текста?

(Только один сын любит свою маму, поэтому помогает ей.)

Какое отрицательное местоимение использовано для характеристики третьего сына?

(Ничего).

О чем это говорит?

- (О том, что ничего в нем особенного нет, он просто помогает маме)

А может ли он быть для кого-нибудь хорошим другом?

- Давайте определим лексическое значение слова "дружба".

(Ученик зачитывает лексическое значение слова "дружба" по "Толковым словарю русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

Дружба - (общеславянское) - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

(Учитель добавляет слово "дружба" в слова, входящие в понятие "гуманность" и вместе с учащимися определяет местоимение, которое указывает на это существительное)

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову "дружба" и запишите их, выделив корни.

дружба дружный друг

дружить дружеские дружелюбие

4. Работа с текстом А. Гайдара "Тимур и его команда"

- Во многих произведениях, которые вы изучали, поднимется тема "дружбы". Одно из таких произведений написано А.П. Гайдаром. Назовите это произведение, в котором рассказывается о друзьях, которые помогали нуждающимся в помощи?

("Тимур и его команда")

- Ребята, выкажите свое отношение к поступкам Тимура и его друзей.

(Друзья помогали нуждающимся в помощи людям, приносили им добро)

- Да, Тимур со своими друзьями всегда думал о людях.

Прочитайте высказывание Ольги о Тимуре. Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.

В данном предложении определите синтаксическую роль местоимений

Чем же люди могут оплатить Тимуру за его заботу о них?

(Добром, дружбой)

III. Работа с перфокартой.

1. Индивидуальная работа учащихся

Продолжим разговор о дружеских отношениях, работая над перфокартой/

Какой человек может жить без друзей?

Жил он уединенно, лишь изредка кто-то заходил к нему.

Кто не знает дружбу, тот сам себе враг.

Каждая встреча была для друзей радостней.

Доверяйтесь своим друзьям.

2. Самопроверка перфокарты.

- Ребята, если немного пофантазировать, соединив точки, то какая получится часть речи?

Я - личное местоимение

Указ. Неопр. Вопр. Возвр. Опред. Притяж.

Ребята, можно ли сказать, что от этого местоимения зависит жизнь человека и окружающих его людей. Обоснуйте свой ответ.

(От того, как я буду относиться к другим, будет зависеть, какие будут возле меня люди)

- Да, ребята, человек должен быть внимателен, заботлив, дружелюбен, и люди будут относиться к нему так же.

3. Работа с предложением. Индивидуальная работа.

Ребята, выполните синтаксический разбор предложения:

Жизнь мне дается на дела добрые. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное)

Как вы понимаете смысл данного предложения?

(Если человек желает другому человеку добра, оно к нему и вернется.)

Да, ребята, об этом нужно помнить всегда. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Рубцова. (Ученик читает наизусть, выразительно)

За все добро
Расплатимся добром.
За всю любовь
Расплатимся любовью:

IV. Работа по восстановлению текста с использованием слов для справок. (Коллективная работа учащихся)

Давайте восстановим текст пословиц.

Добро творить - :. веселить

Для другого:: не жаль.

Доброта побеждает:..

Слова для справок: ничего, все, себя

V. Итог урока.

- Итак, ребята, что же необходимо выполнять, чтобы "местоимения озаряли и высвечивали все уголки родного языка"?

(- Правильно использовать местоимения в тексте, предложении.

Правильно определять грамматические признаки местоимения.)

Уметь определять местоимения как слова с меняющимся конкретным содержанием, которое зависит от ситуации речи..)

- Да. Вы научились "видеть" место местоимений в тексте и, употребляя в речи местоимения различных разрядов, указывающих на предметы, признаки или количество предметов, через произведения русской литературы увидели, каким должен быть человек, как он должен относиться к окружающим его людям.

Какого человека можно назвать гуманным? (Учащиеся дают характеристику гуманному человеку. Ребята списывают с доски слова, входящие в понятие "гуманность".

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

VI. Домашнее задание.

Ребята, знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, вы используете при написании сочинений - миниатюр.

Чтобы понять, какова же будет тема сочинения, послушайте внимательно отрывок из стихотворения. (Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения Л.Мартынова.)

Есть люди необычной доброты,
Ее всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом нас согревая.

Ребята, так о ком вы расскажете в своих сочинениях - миниатюрах?

(О людях, которые совершили какое-либо доброе дело).

Правильно, ребята. В работе используйте изученные вами местоимения.

VII. Оценки за урок.

Рефлексия.

Ребята, был ли вам понятен материал, данный на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ребята, устали ли вы за время урока?

Ребята, что данный урок дал вам для вашей дальнейшей жизни?

Значение вопроса для учителей начальных классов »

Местоимение - часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного или наречия, не называющая предмет (явление) или его характеристику, а лишь указывающая на них.

Существуют также классы лексем, обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, - прежде всего, это местоимённые наречия , а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы , - но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями.

Местоимения – это словесные знаки, которые не имеют собственного предметного содержания, не называют лиц, предметов, признаков, а только указывают на них или выступают как заменители слов, их называющих.

В предложении местоимения могут выступать в функции любого члена предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства: Я увидел незнакомого человека (подлежащеее); Учитель был свой (входит в состав сказуемого); Это был их дом (определение), Он узнал нечто (дополнение); Отец куда-то ушёл (обстоятельство).

Термины местоимение и местоимённые слова традиционно употребляются применительно к широкому кругу слов, объединённых общей заместительной функцией. Так, слово он (его, ему и т. д.) может указывать на лицо мужского пола, обозначаемое существительным мужского или общего рода (студент, сластёна), а также на любой предмет, обозначаемый существительным мужского рода : живое существо (отец, птенец, комар), конкретный предмет (телевизор, стул), событие или ситуацию (повтор, конфликт, инструктаж). Слова какой, такой могут указывать на любой признак, а слова где, когда, как – на любое обстоятельство со значением места, времени и характера протекания ситуации или события. Как лексический разряд местоименные слова представляют собой замкнутую, непополняющуюся группу слов.


Существует две точки зрения на положение местоимений в системе частей речи в целом. Согласно первой точке зрения, местоимение – это особая часть речи с категориальным значением указательности. Согласно второй точке зрения, местоимения не составляют единой части речи, а распределяются по тем частям речи, формам и функциям которых они соответствуют.

Местоимения , указывающие на предметы , обладают некоторыми признаками существительных :

    отвечают на вопросы кто? что? : ты, он, некто, нечто, кто-то, чего-нибудь; изменяются по падежам: она - её - ей, что - чего - чему - о чём ; указывают на существительные мужского, женского или среднего рода: кто, некто, кто-то, он - м. р., она - ж. р., оно, что, что-нибудь, кое-что, ничто - ср. р.; указывает на лиц мужского или женского пола: я сделала, я сделал, ты решила, ты решил; указывают на одушевлённые и неодушевлённые предметы: я, ты, мы, вы, кто - одуш., что - неодуш.; могут иметь единственное и множественное число : он, оно, она - они.

Местоимения, указывающие на признак , обладают грамматическими признаками прилагательных :

    отвечают на вопросы какой? чей? : этакий, самый, чей-то, некоторый, ничей; изменяются по падежам: твой - твоего - твоему - о твоём, каждый - каждого - каждому - каждым - о каждом ; изменяются по числам: твой - твои, каждый - каждые; изменяются по родам: твой - твоя - твоё, каждый - каждая - каждое ; согласуются с существительными: какое-либо произведение, некоторых новостей, чьими-то идеями.

В отличие от прилагательных не имеют краткой формы.
Местоимения, указывающие на количество , соотносятся с числительными :

    отвечают на вопрос сколько? : сколько-нибудь, несколько, нисколько; изменяются по падежам: столько - стольких - стольким - столькими.

В школьной грамматике местоимения выделяются в отдельную самостоятельную часть речи.

В русском языке местоимения делятся на личные, возвратные , притяжательные , вопросительные , относительные , указательные , определительные , отрицательные , взаимные и неопределённые .

Личные местоимения

Ед. ч.

Мн. ч.

он
она
оно

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (Я так люблю Татьяну милую мою (Пушкин)). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (Он ни о чём не мог думать, кроме как о ней (Катаев)). Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам.

Возвратное местоимение передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я памятник воздвиг себе нерукотворный (Пушкин); Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

    себя (родительный, винительный падежи), себе (дательный, предложный падежи), собой, собою (творительный падеж ).

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их ) указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов (Мне, собственно, не надо было спрашивать твоё имя (Грин)).


Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым именем существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются.

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

Относительные местоимения. Те же местоимения, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и исполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. (Может быть, это помогло бы тем, кто интересуется литературой…(Каверин); Тот солдат, что нёс на плече снарядный ящик, продолжал идти с ним (Бакланов)).

Указательные местоимения указывают на предметы, качества предметов, их количество: тот день, эта книга, таков обычай, столько дней и т. д.

Местоимения этот и тот различаются тем, что первое обычно указывает на предмет, находящийся вблизи чего-либо или кого-либо, а второе – на более отдалённый. (Это ружьё дорогое (Гоголь). В те поры война была (Пушкин)). Их функции часто близки к функциям жеста, указывающего на предмет.

Местоимение оба (обе ) имеет значение «и тот и этот»: оба друга, обе берёзы.

Местоимения такой , таков на тождество признаков предметов (Каков предмет, таков и ответ).

склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным

(Столько цветов распустилось за ночь!)

этот
это
тот
такой
таков
то
этакий
оный (уст.)
сей (уст.)
экий

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана (Тургенев); В те поры война была (Пушкин); Каков привет, таков и ответ; Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рождён (Пушкин)).

не изменяется

(Вот снова след, размеренный и редкий…(Бунин)).

Определительные местоимения. Местоимение весь указывает на полный объект или полный охват однородных предметов (Нет, весь я не умру (Пушкин); Всё это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить (Паустовский); Мы все чуть со смеха не лопнули (Носов)).

Местоимения каждый , всякий имеют также обобщённое значение – указывают на предмет, выделенный из ряда однородных для того, чтобы показать, что все они, как и он, обладает каким-либо признаком. (Там за стол его сажали. Всяким яством угощали (Пушкин); Это может сделать каждый ученик). Местоимение сам употребляется по отношению к лицам и имеет значение «самостоятельно, без помощи» (Сам Сима понёсся вдоль забора, чтобы задержать на это время бабушку в огороде (Гайдар); Я сам об этом думал (Чехов)). Близкое по значению местоимение – самый. Оно подчёркивает тождество, указывает на предельную близость места, времени (Жил старик со старухой у самого синего моря (Пушкин)).

Местоимение иной указывает на отличие данного предмета или лица от чего-либо или кого-либо (Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. Напоминают мне оне иную жизнь и берег дальний…(Пушкин)).

Отрицательные местоимения. Эти местоимения образованы от относительных при помощи приставок не - и ни -. Они указывают на отсутствие предметов, признаков, количеств, о которых говорится в предложении, и употребляются обычно при отрицательных сказуемых. (Не видать ничьих следов вокруг того пустого места (Пушкин)). Сюда же относят и местоимения некого, нечего (некому, нечему, не о ком, не о чем и т. д.), употребляемые только в формах косвенных падежей в качестве сказуемого с примыкающим к ним инфинитивом. (Пусть смерть мне суждена – Мне нечего жалеть! (Пушкин); Кипренскому некого было рисовать (Паустовский)).

Замечание . В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.

Неопределённые местоимения. Образуются при помощи приставок и постфиксов от относительных местоимений:

    не́кто не́что не́кий не́который не́сколько не́когда (=неведомо когда) неопределённые местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то , -либо , -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, кому-либо, что-нибудь и т. п.

Они указывают на неизвестные или на недостаточно известные, неопределённые предметы, качества, количества. (Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика (Пушкин); Некое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке (Шолохов)). Местоимения с постфиксом –то указывают на предметы, не известные говорящему и слушающему (Тебе кто-то звонил по телефону). Местоимения с постфиксом –нибудь «один из…» (Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова?(Пушкин)). Такое же значение имеют местоимения с постфиксом –либо , они характерны для книжных форм речи. Местоимения с приставкой кое - указывают на предметы или признаки предметов, известных говорящему, но не известных слушающему (Кое -что я уже рассказывал об этом).

Замечание . Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не , с которой пишутся слитно.

Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

1. местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;
Часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи - местоименное существительное , в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных - кто, что , отрицательных - никто, ничто , неопределённо-личных - некто, нечто и др.)

2. местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

3. местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.

4. местоимения, соотносимые с наречиями (местоименные наречия): там, куда.

Переход местоимений в другие части речи

Некоторые местоимения в определенных условиях могут утрачивать свои указательные функции и приобретать признаки других частей речи. Так, местоимения мои, наши, сам, ничья, тот, этот и другие могут выступать в роли существительных (Сегодня едут мои в деревню (Пушкин); Наши здесь язык свой позабыли, позабыли и наш родной обычай (Пушкин);
Тот сватался - успел, а тот дал промах (Грибоедов); Игроки согласились на ничью .)

Местоимения несколько , столько в современном русском языке употребляются в значении неопределенно-количественных наименований: (По улице бродило несколько куриц (Пушкин); Ни у кого нет столько сил, сколько у нас (Фадеев)).

Употребление других частей речи в роли местоимений

В разряд местоимений функционально переходят следующие слова: существительные (например, сестра, брат, дело, вещь и др.), прилагательные и причастия (например, известный, целый, последний, данный, следующий и др.), числительные (один). Все эти слова в определенных условиях утрачивают свое лексическое значение и выполняют указательную функцию, приобретая черты местоимений, чаще всего указательных или неопределенных ("Это, - говорил он, - необходимо для нашего брата служивого (Пушкин); Мы выехали на охоту. Дело было в сентябре). В обоих случаях существительное употреблено в значении указательного местоимения.

Значение вопроса для учителей начальных классов

На первых уроках изучения местоимения как части речи учитель большое внимание уделяет подбору самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, включающих в себя местоимения разного лица и числа, а также составлению с местоимениями предложений. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника.

В читаемых произведениях младшие школьники встречаются с местоимениями, которые употреблены в разных падежных формах (с предлогами и без предлогов). Перед учителем стоит задача – научить детей практически соотносить косвенные формы местоимений с начальной, довести до понимания обучающихся, что формы меня , мне , мной являются формами известного им личного местоимения я. С этой целью учитель организует наблюдение детей за тем, что местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам, перед местоимениями ставятся те же вопросы, которые обычно ставятся перед существительными (кто? что? кому? чему?).

Программа начальной школы не ставит цели научить школьников определять любую падежную форму местоимений. Однако обучающиеся должны уметь узнавать местоимения 1, 2, 3-го лица.

Чтобы дети научились узнавать местоимения, необходимо проводить систематические упражнения не только в часы, отведенные программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями.

После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме.

Серьезное внимание нужно уделить правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами ...), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часто встречаются в начальной школе.

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?

Местоимение друг друга представляет собой неразложимое сочетание, компоненты которого совпадают с формами слова друг, но исторически восходят (как и само слово друг) к неупотребляемым в настоящее время кратким формам местоимения другой [ЭССЯ 1978: 131-132]. Местоимение друг друга изменяется по падежам и сочетается с предлогами, но - подобно возвратному местоимению себя - не имеет форм рода, числа и формы имен.
падежа. Флексия присоединяется ко второй его части, первая же остается неизменной.
В непринужденной речи встречается вариант этого местоимения с уменьшительным суффиксом существительных -к- (что, видимо, свидетельствует о том, что в массовом языковом сознании оно ассоциируется со словом друг); ср.:
  1. На чистом, звездном небе было только два облака (...): одно большое, другое поменьше; они одинокие, точно мать с дитятею, бежали друг за дружкой в ту сторону, где догорала вечерняя заря (А. Чехов. Страх);
  2. Вне детдома они всегда приходят друг дружке на помощь (В. Шефнер. Имя для птицы).
Эта уменьшительная форма вне взаимного местоимения в настоящее время не употребляется: падежные формы существительного дружок имеют другие окончания и/или ударения.
В примерах (193), (195), (196), где одним из симметричных актантов является подлежащее, местоимение друг друга является субъектно-ориентированным, но это местоимение может быть и объектно-ориентированным, если кореферентное симметричное отношение связывает прямое и косвенное дополнения; ср.:
  1. Негромко, бережно отставляя друг от друга слова, она стала читать «Памятник» (Е. Носов. Варька);
  2. Им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем (А. Чехов. Дама с собачкой).
В свою очередь, субъектно-ориентированные конструкции могут относиться к прямому реципроку, если вторым участником отношения кореферентности является прямое дополнение переходного глагола, или к косвенному реципроку, если вторым участником является косвенное дополнение; ср.:
  1. А что такое пятый класс? (...) Они швыряют в лампочки шапками, бьют друг друга портфелями (...) и рвут на части бублики другу друга (М. Рощин. Воспоминание).
Помимо этого, местоимение друг друга может употребляться и в усложненных конструкциях посессивного типа, когда отношениями симметричности связаны, с одной стороны, субъект и объект действия, а с другой стороны, их атрибуты, находящиеся с каждым из них в посессивных (в широком смысле слова) отношениях. В зависимости от того, является ли объект действия прямым или косвенным, можно различать прямой посессивный реципрок и косвенный посессивный реципрок; ср.:
  1. Они поцеловались, а потом картинно, крест-накрест поцеловали друг другу руки (В. Каверин. Освещенные окна);
  2. Гости, стараясь не толкаться и не наступить друг другу на ноги, спешат в столовую (А. Чехов. У предводительши).
Обычно антецедентом местоимения друг друга является подлежащее или прямое дополнение; ср. примеры (197), (198), однако его антецедентом могут быть и другие ИГ; ср.:
  1. Каменистая гора, около которой ехали, была сколочена природою из громадных камней, давивших друг друга с такой страшной силой, что при взгляде на них Самойленко всякий раз невольно кряхтел (А. Чехов. Дуэль);
  2. Судьба хорошо сделала, что пустила между нами черную кошку и поселила в нас неуважение к добродетелям друг друга (А. Чехов. Ненужная победа);
  3. Им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга (А. Чехов. Дама с собачкой);
  4. Саша опять вскакивает и роется около меня в бумагах. Ее жевание и шелест бумаги действуют на меня, как лязганье потираемых друг о друга ножей (А. Чехов. Любовь).
Кроме того, это местоимение может употребляться в деепричастных оборотах, ср. пример (193), в предложениях с отпредикатным именем; ср.:
  1. И была их короткая любовь и преданность друг другу, любовь, которая, как и бывает в таких случаях, умеет уложить все свои стадии в три дня /М. Рощин. Бунин в Ялте);
  2. - Ну, спокойной ночи. Тушите лампу! - Мне еще читать хочется... - Вам читать, а мне спать хочется - Но, я полагаю, не следует стеснять свободу друг друга... - Так вот и
не стесняйте мою свободу... Тушите! (А. Чехов. Флейта и контрабас),
а также в различных безноминативных предложениях: неопределенно-личных; ср.:
  1. У нас так не разговаривают друг с другом [Тестелец 2001:312]; обобщенно-личных; ср.:
  2. Когда друг другу нравишься, ходишь всюду вместе [Ружичка 1978: 22],
но особенно часто в безличных предложениях с личным семантическим субъектом:
  1. Пора покончить с бесчисленными нападками друг на друга (В. Каверин. Освещенные окна);
  2. [Елена Андреевна] Во всех вас сидит бес разрушения. Вам не жаль ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга (А. Чехов. Дядя Ваня);
  3. Мы сидели в креслах рядом, плечи наши касались, я молча брал из ее рук бинокль и в это время чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга (А. Чехов.
О любви).
Обсуждая синтаксические аспекты употребления возвратного местоимения себя, которое тоже может употребляться в таких предложениях, Е. В. Падучева распределяет их между конструкциями с «семантическим подлежащим», «семантическим субъектом» и конструкциями с «подразумеваемым контроллером», куда входят также различные инфинитивные и императивные конструкции [Падучева 1985: 190-197]. В них может употребляться и взаимное местоимение; ср.:
  1. Для нас большая радость - снова видеть друг друга;
  2. Любите друг друга!
Взаимное местоимение может использоваться и в пассивных конструкциях при выражении перекрестной однореферентности между подлежащим и одним из объектов глагола; ср.:
  1. Только что все было связано, приковано друг к другу (В. Каверин. Освещенные окна);
  2. Ящиков много, они навалены друг на друга (В. Каверин. Освещенные окна).
В то же время его употребление в позиции агентивного дополнения затруднительно, хотя предложения с причастиями эмотивных глаголов звучат вполне приемлемо; ср.:
  1. а.7Они были ранены друг другом;
б. Они были очарованы друг другом.
Что же касается лексических и семантических ограничений на употребление взаимного местоимения друг друга, то, как упоминалось в § 3.3.5, оно не сочетается с большинством взаимно-возвратных глаголов; нельзя сказать: *Они толкаются (кусаются, царапаются, обливаются, пинаются, бодаются) друг с другом, хотя с некоторыми из них оно звучит вполне естественно; ср.: Они ругаются (целуются, обнимаются) друг с другом. Кроме того, это местоимение употребляется только в таких реципрокальных конструкция, в которых симметричные актанты имеют разнотипное (несовпадающее) морфологическое оформление, в силу этого оно не сочетается с лексическими реципроками различать, разъединять, разделять, требующими однотипного оформления актантов.

Выражающая отношение к двум и более лицам или предметам. Например: "Они давно знакомы друг с другом." (имеются в виду два человека), "Они часто видят друг друга." (имеется в виду несколько человек).

В конкретных языках

Взаимные местоимения в русском языке имеют довольно обширный список благодаря различным предлогам . Вот их полный возможный список комбинаций:

  • друг другу;
  • друг (о, в) друге;
  • один (у, за, на, из, из-под, для) другого;
  • друг (у, за, перед) дружкой;
  • друг (у, за, на, из, из-под, для) друга;
  • друг (с, за, над, под, перед) другом;
  • друг (о, в) друге;
  • один (у, за, на, из, для) другого;
  • один (в, за, на) один;
  • один к одному (другому);
  • один (в, за, на) один;
  • друг (с, за, под, перед) дружкой;
  • друг (у, из, из-под) дружки;
  • друг на дружке;
  • раз за (на) раз[ом];
  • от раза к разу;
  • раз к разу;
  • от случая к случаю;
  • каждый (у, за, на, из, для) каждого;
  • каждый за (над, под, перед) каждым.
  • каждый в каждом;
  • тот (у, в, за, на, из, из-под, для) [э]того;
  • от того к [э]тому;
  • в конце концов; от начала к началу; от первого ко второму; от противного к противному;

В английском языке существует только два взаимных местоимения: "each other" (один другого; относится к двум лицам или предметам) и "one another" (друг друга; относится к более чем двум лицам или предметам), которые могут указывать на два и более лиц или предметов, но различие между этими местоимениями часто не соблюдается - предлог , относящийся к "each other" или "one another", ставится перед "each" или "one": "about each other" (друг о друге), "for each other" (друг для друга). Примеры:

  • "We seldom write to each other." (Мы редко пишем друг другу.);
  • "We know everything about each other." (Мы знаем все друг о друге.).

В именительном падеже взаимные местоимения "each other" и "one another" употребляются в функции дополнения: "I think they love each other." (Я думаю, что они любят друг друга.), а в притяжательном падеже взаимные местоимения "each other"s" и "one another"s" употребляются в функции определения: "We couldn"t hear each other"s words for the wind." (Мы не могли расслышать слов друг друга из-за ветра.).

Местоимение "each other" употребляется гораздо чаще.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Взаимные местоимения" в других словарях:

    Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… …

    Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия

    А. Русский язык термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный литературный язык Р., представляющийся в своем основании одним из великорусских наречий. I)… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сандаве. Сандаве Страны: Танзания Регионы … Википедия

    Сандаве Страны: Танзания Регионы: район Кондоа, провинция Додома Общее число носителей: 40 000 (2000) Статус: благополучный Классификация … Википедия

    - (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не выделяя никаких его постоянных свойств. Одно и то же М. соответствует разным предметам или признакам. В значение важнейших М. входит отсылка к речевой ситуации или к самому… … Большая советская энциклопедия

    Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Семантика - (от греч. σημαντικός обозначающий) 1) всё содержание, информация, передаваемые языком или какой либо его единицей (словом, грамматической формой слова, словосочетанием, предложением); 2) раздел языкознания, изучающий это содержание, информацию; … Лингвистический энциклопедический словарь