Толерантная личность в экстремальных условиях военной службы. Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. I. Военная служба как особый вид государственной службы
  3. II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
  5. IX. Основные направления государственной политики в области военной безопасности.
  6. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы
  7. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  8. Активизация международных общественных движений антивоенной направленности

В деятельности офицера-командира и воспитателя- главное- работа с людьми. В ней обнаруживается ряд взаимосвязанных неразрывных направлений: руководство воинскими коллективами в дни мирной учебы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. Все эти процессы весьма сложны и динамичны, но управляемы. Они подчиняются определенным закономерностям, которые вскрывают общественные науки - педагогика, психология и другие. Основой успеха воспитательной работы с людьми и коллективами, всесторонней подготовки их к ведению боевых действий является высокая подготовленность офицерских кадров.

В Вооруженных Силах России сегодня идут глубокие перемены. Медленно, болезненно, трудно, но военная реформа постепенно меняет существо наших армий и флота, делает их более гибкими, мобильными, соответствующими требованиям времени. Важнейшей составной частью этого процесса стала реформа системы работы с личным составом. Почему? Прежде всего, потому, что в центре военного строительства был и остается человек, его взгляды, убеждения, действия и поступки. По сути дела, все остальные сферы жизнедеятельности войск и сил флота - производные от результатов процесса воинского воспитания.

Человек, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь, на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо, от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность. Однако было бы неправильно считать личность пассивным продуктом социальной среды и не видеть в ней активного деятеля, процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражаемое отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.



Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это, прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общественные, коллектива, воспитанием и обучением.



Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.

Очень часто человек выявляет сходные качества в различных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее, совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах, выполняемых человеком. При этом, как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общественные, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, а которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но, прежде всего, определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть, выяснив место человека в классовой структуре общества.

Психологический склад личности, сочетание психологических особенностей образуют у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического оклада личности. При непрерывном изменении психических состояний, при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и жизненных различных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием и т.д., психологический склад личности остается в известной мере постоянным. Эта устойчивость связана с известным постоянством совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые конституируют личность, с условиями его жизни, особенностями физического облика и т.д. Однако отмеченное постоянство относительно. Изменения психического склада личности выявлены в многочисленных исследованиях психологов. Эти изменения являются следствием тех изменений, которые происходят в условиях существования человека и его деятельности и обусловлены, прежде всего, процессом общественного воспитания.

Совершенно очевидно, что процесс формирования таких качеств, как верность долгу, профессионализм, дисциплинированность, чувство товарищества занимает много времени. Тем более что становление личности военнослужащего проходит в несколько этапов: первый - когда изучают основы военной службы, второй и третий- время приобретения профессиональных навыков, и в оставшееся время их совершенствование. На каждом из них ставятся общие и конкретные цели и задачи, определяемые как логикой воспитательного процесса в целом, так и частной логической моделью деятельности, свойственной определенному периоду службы.

На первом этапе самое главное, как свидетельствует анализ результатов исследований, изучить личность воина. Это, прежде всего, уровень развития тех его качеств, которые позволят ему овладеть специальностью, а также развить любовь к армии, чувство локтя и товарищества, верность присяге. В дальнейшем работа офицера сводится к "блокированию" и нейтрализации плохих привычек и ошибочных взглядов. Помочь адаптироваться к специфике службы, сформировать интерес к новому делу - вот те задачи, которые стоят перед командиром на этом этапе.

Одним из важных этапов воспитания является период адаптации. Интересы службы требуют, чтобы в войсках он приходился на первые полгода. В противном случае усложняется процесс профессионального совершенствования.

Как показывает практика, первое время молодые люди сильно тоскуют по дому. Учитывая это, опытные командиры предоставляют им возможность связаться с родителями, побыстрее наладить переписку. Затем важно развивать у вновь прибывших необходимые качества, которые позволят успешно преодолевать тяготы службы и армейской жизни. Именно такая целенаправленная работа помогает солдату изменить негативную установку на службу, вызывает желание преодолевать все трудности.

Наивно полагать, что у военнослужащего можно сразу воспитать чувство долга или, к примеру, добиться психологической устойчивости. Тут важно хорошо представлять, как этого добиться. Понимать особенности психики и психологии человека и в соответствии с этим отроить воспитательную деятельность на каждом этапе.

Что же подразумевается, когда речь заходит о психологической подготовке личного состава? Под этим термином принято понимать систему мероприятий по формированию у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. Она не является отдельным предметом обучения. Это комплекс специальных мер органически включенных в учебный процесс и повседневную службу, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами их боевого мастерства и реальными требованиями современного боя.

Основу психологической подготовки составляют плановые занятия и учения, максимально приближенные к реальному бою с применением всех средств вооруженной борьбы. В конечном счете, надо добиться такого положения, чтобы каждый военнослужащий отчетливо понимал, что любая опасность в ходе боевой учебы, вызывающая состояние внутренней напряженности, обязательно окажется на его последующих действиях. И не только в отрицательном плане. Нередко она вызывает необходимую активизацию психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, повышает готовность к борьбе в критических ситуациях.

Основные задачи психологической подготовки:

1. Формировать физическую и психологическую выносливость военнослужащих, готовить их к преодолению различных трудностей воинской службы, к действиям в экстремальных условиях с превосходящим по силе противником.

2. Вырабатывать и закреплять у воинов эмоционально-волевую устойчивость и такие качества, как мужество, отвага, боевая активность, упорство, способность противостоять страху и панике.

3. Развивать социально-психологическую сплоченность военнослу­жащих на основе войскового товарищества, взаимопомощи в бою, а также безусловного выполнения приказов командиров.

Общая психологическая подготовка предполагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношение военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнутся в реальной обстановке. При этом непременным условием является знание морально-психологического облика, боевых возможностей подразделений вероятного противника и способов вооруженной борьбы с ним.


Введение

Выводы


Введение


Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно - историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. В последствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении этичности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности и человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторою этапа его развития, мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остаётся различным.

Охарактеризовать личность воина с психической стороны - это значит показать особенности его психики, в структуре которой можно выделить:

психические состояния

психическое образование

психические процессы

психические свойства

Целью курсовой работы является определение психологических свойств личности граждан, поступающих на военную службу.

Для достижения целей исследования решались следующие основные задачи:

Выявить психологические характеристики граждан, поступающих на военную службу.

Изучить процесс развития свойств личности военнослужащего.

Актуальность работы заключается в необходимости анализа влияния военной службы на личность гражданина, так как результат данного анализа может повлиять на дальнейшее развитие армии в целом.

личность военнослужащий военная служба

Глава 1. Психологические свойства личности военнослужащего


1.1 Психологические свойства личности военнослужащего и их характеристика


Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ее главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности. Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека и показывает, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, мотивы и цели.

Потребности - нужда человека как социально-биологического существа в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого активность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).

Мотивы - непосредственное побуждение к совершению конкретного действия для удовлетворения существующей потребности. Они формируются под решающим воздействием мировоззрения человека и имеют личностный смысл. При этом для удовлетворения одной и той же потребности у разных людей могут быть разные мотивы, как, впрочем, и разные цели. Они также могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности как простые (влечения, желания, хотения) и сложные (интересы, склонности, идеалы).

Потребностно-мотивационная сфера направленности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.

Цели - идеальный образ результата деятельности (выполняемого действия). По времени существования они бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило реализация каждой из перечисленных целей осуществляется в соответствии с жизненной целью. В целях неразрывно связаны установки и перспективы.

Установки - настроенность человека на осуществление той или иной деятельности.

Перспективы - эмоционально насыщенное представление желаемого, привлекательного, жизненно важного будущего, отодвинутого во времени, побуждающего человека достичь его.

В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством - темпераментом.

Темперамент - индивидуально-психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения. В нем психика и деятельность взаимосвязаны. Именно психические особенности определяют особенности поведения человека. Темперамент, как психическое свойство личности, изучался многими учеными, но наиболее полно изложен в работах Шелдона, Кречмера, Теплова, Небылицина и некоторых других авторов.

Особенности использования метода наблюдения .

Метод наблюдения позволяет командиру получить наиболее объективную информацию. Он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив (формы, частоту и содержание межличностных взаимоотношений; распределение "ролей" среди военнослужащих; каналы распространения официальной и неофициальной информации; наличие традиций, ритуалов).

Предмет наблюдения: межличностные контакты членов коллектива, их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование. Наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности военнослужащих. При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с командирами.

Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень форсированности индивидуально-психологических качеств.

Особое внимание следует обратить на развязное поведение, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога воинской части.

При необходимости углубленного изучения военнослужащих следует обращаться к психологу воинской части или специалисту центра (пункта) психологической помощи и реабилитации. Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов изучения личностных особенностей военнослужащих. Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметном разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов. Изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов. Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна превратиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора - они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно молодому офицеру.

При умелом проведении беседы командир может не только оценить потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

Глава 2. Развитие свойств личности в процессе военной службы


2.1 Особенности военно-профессиональной деятельности, взаимоотношений в воинском коллективе


Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а несложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин "взаимоотношения" означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе. психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических свои людей. В воинских коллективах (группах) также осуществляется воспитательный процесс, а отношения между военнослужащими, как правило, складываются на основе взаимного познания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинской службы.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к ДРУГУ - "товарищ".

Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение - на признании высоких нравственных качеств другой личности.

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество.

По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение; "Сам погибай, а товарища выручай".

В далеком 1913 году Главным управлением военно-учебных заведений во все военные училища и кадетские корпуса были разосланы "12 заповедей товарищества". Вот слова из этого исторического документа; "Товариществом называются добрые взаимоотношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью. На службе дружба желательна, товарищество же обязательно. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным. Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу. Товарищество трав собственности не уменьшает. Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества".

С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-"афганцы", участники боевых действий на Северном Кавказе и других "горячих точек" с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.

К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллективах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека. Командир же, призванный руководить воинским коллективом, должен учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных.

Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);

стремление некоторых военнослужащих занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);

другие причины (19%).

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда

являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой конфликт признается позитивным. Его результатом может стать: "

улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;

улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка и др.

Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;

разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;

снижение качества воинской деятельности и социальной активности:

острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:

совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т.д.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;

завышенная самооценка,

эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

негативизм в поведении и отношениях;

отрицательная установка на сослуживцев, командиров;

стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.

Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и ""лица офицера. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно - компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Из каких же основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и полдержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.).

Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу "Культура"); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Уметь извлекать полезное из этих отношений, делающее нас мудрыми и успешными.

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно "автоматизируются" во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.

Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность.

Наряду с признанием важности мотивационно-потребностной сферы личности нельзя обойти вниманием способности - как особое психологическое условие результативности той или иной деятельности.

Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:

публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;

самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии:

индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах; - групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.

Представленный в ходе изучения данного учебного вопроса материал может и должен быть взят за основу длительного, целенаправленного и комплексного процесса самосовершенствования личности военнослужащего с акцентом на формирование его культуры отношений с сослуживцами.

В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается ряд рекомендаций

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом.

Управление конфликтом - это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно,

что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

К объективным условиям, обеспечивающим профилактику деструктивных конфликтов, относятся:

Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности.

Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения пред конфликтных ситуаций заключаются в выработке навыков неконфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими "издержками" выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.

Выводы


Результаты проведенного исследования подтверждают тот факт, что личность человека кардинально меняется в процессе военной службы и человек способен адаптироваться к любым экстремальным условиям

В ходе исследовании я определил, как меняются свойства личности граждан поступающих на военную службу

Как изменяется и развивается психика граждан проходящих военную службу

Изучая психологические качества к, я пришел к выводу, что военную службу выбирают люди с хорошо развитыми волевыми качествами, такими как смелость, решительность, мужество, уверенность в себе, по всем этим показателям респонденты показали завышенные результаты. Как правило эти граждане обладали психической устойчивостью, что составляет главное содержание психической готовности личности воина, предполагающую высокую надежность функционирования у него всех познавательных и эмоционально - волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно при возникновении опасных для жизни, напряженных ситуаций. Высокие результаты, полученные при обследовании по уровню напряженности, свидетельствует о высоком уровне самоконтроля поведения добровольцев, точности и волевом настрое, желании подчинять себе и действовать по осознанному плану, эффективном лидерстве.

Оценка корреспондентами социальной значимости военной службы показала, что наряду с материально - прагматической ориентацией, добровольцам в достаточной мере присущи и ориентация на коллектив, и моральная ориентация (доминирование мотивов, связанных с общественной полезностью труда), и статусная ориентация (главенствующая роль мотивов престижа и самоутверждения), и ориентация на самореализацию.

Таким образом, все приведенные результаты свидетельствуют о том, что даже в нынешней обостренной политической обстановке в стране существуют потенциальные и реальные возможности повышения эффективности системы комплектования военнослужащими по контракту, в частности за счет совершенствования мероприятий по профессиональному психологическому отбору и военно - профессиональной ориентации молодежи.

Список используемой литературы


1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 367 с.

Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 378 с.

Морозов А.В. Психология личности. СПб.: Издательство "Союз", 2002.

Барабаш А. Влияние боя на психику воина. Ориентир. - 2004. - №6

Проблемы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин, Москва - 1999. - 273 с.

Психология личности: учеб. пособие для вузов / под общ. ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с.

Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред.А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

Шамаев В.Г., Локтев Е.М. Общественно-государственная подготовка. Воронеж, 2004

Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф. Вечорко. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 160 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1.2 Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных

ситуациях как психологическая проблема

Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» .

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в экстремальной ситуации и способы преодолениястресса, совладания сним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии.

Исследованием особенностей поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях занимались зарубежные и отечественные учёные.

У. Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации .

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок.

В связи с проблемой преодоления личностью экстремальной ситуации, сохранения ею способности к эффективным действиям в условиях данной ситуации в психологии появился термин «копинг-поведение», которое интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека .

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией:

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие .

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.

Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует .

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

Регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

Управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации .

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс психологического разрешения личностью проблем, вызванных экстремальной ситуацией, или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения - стратегий разрешения проблем.

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности .

Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии преодоления стресса, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке военнослужащих к адекватному реагированиюв экстремальных ситуациях.

Л.Д. Битехтина, исследуя поведение военнослужащих в экстремальных ситуациях, пришла к выводу, что оно во многом обусловлено их личностными особенностями. На восприятие военнослужащим ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение военнослужащего в экстремальной ситуации детерминировано особенностями его темперамента (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Исследуя зависимость поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л.Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.По мнению Л.Д. Битехтиной, психологические факторы - индивидуальные качества, способности военнослужащего, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент - в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии .

Действия в экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), угроза для жизни требуют отвоеннослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. По данным В.Н. Смирнова, у психологически подготовленных военнослужащих в боевой обстановке появляется характерное боевое возбуждение, обостряющее внимание, память и мышление, что способствует активности и целеустремленности действий. У военнослужащих, недостаточно подготовленных в психологическом и профессиональном отношениях, под влиянием возникающих в экстремальной ситуации отрицательных чувств и общего состояния психики могут: замедляться реакция, нарушаться координация и устойчивость движений и действий, ослабляться внимание и память. Это снижает и ставит под угрозу результативность их деятельности .

При определении пригодности новобранца к службе в тех или иных войсках необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Психологическая готовность военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации, по мнению В.Н. Смирнова, предполагает:

Осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии;

Желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации являются: отсутствие суетливости либо, наоборот, замкнутости; расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание и т.д.) .

В.Н. Смирнов выделяет три уровня состояния психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником или над ситуацией. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себяперед действиями в экстремальной ситуации (боевыми действиями) средний уровень готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня психологической готовности .

Для поддержания психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации могут быть использованы методы психологической саморегуляции: самоубеждение, самовнушение, управление воображением, вниманием.

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

"Я внимателен и сосредоточен";

"Я спокоен и уверен в себе";

"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т.д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи, что может привести к тяжелым последствиям. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители .

Таким образом, поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях - величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения - основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.





...). Потребность в безопасности как наиболее древняя и естественная лежит в основании психологии экологического поведения человека . Глава 2. Социально-психологическое исследование экологического сознания военнослужащих 2.1 Программа психологического исследования экологического сознания военнослужащих Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 ...

И участия в психологических экспериментах. Организация и содержание психологической работы 11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по...

Работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на сознание и поведение воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности Сухопут­ных войск). Под повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается це­ленаправленный процесс поддержания...

Климата в воинских коллективах; прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др. 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога Военный психолог призван всей своей профессиональной деятельностью способствовать созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности военнослужащих, членов их семей и...

Основными видами современной воинской деятельности являются боевая и учебно-боевая деятельность.

Боевая деятельность - это вид воинской деятельности, который осуществляется в условиях боя, войны. Бой для воина - всегда экстремальная ситуация. В нём, как ни в одном виде повседневной деятельности, неизмеримо возрастает значение эмоционально-волевых качеств человека, на основе которых формируются морально-боевые качества воина. В бою цена недостатка силы, ловкости, выносливости, замедленной реакции, ошибки в действиях - жизнь и невыполненная боевая задача.

Отважный белорусский лётчик дважды Герой Советского Союза С. И. Грицевец в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол проявил не только исключительное лётное мастерство, сбив 12 самолётов противника, но и высочайшие морально-боевые качества. В одном из воздушных боёв он обнаружил, что самолёт его командира подбит, а сам командир оказался на вражеской территории. Несмотря на крайний риск, Грицевец, не колеблясь, принял решение: спасать командира. В следующие мгновения всё уже решали воля, хладнокровие и мастерство лётчика. Он посадил самолёт на изрытую воронками площадку и буквально втиснул своего командира в одноместную кабину. На виду у опешивших солдат противника Грицевец развернул машину против ветра и с двойной нагрузкой поднялся в воздух.

В основе победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны лежат высокие эмоционально-волевые и морально-боевые качества советских воинов, партизан, подпольщиков.

Чтобы выжить и победить в бою, в мирное время воины учатся, закаляют свою волю, совершенствуют физические качества.

Учебно-боевая деятельность - вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям в условиях войны. В мирное время этот вид деятельности является ведущим.

Определяющее воздействие на формирование моральнобоевых качеств воинов оказывают тактическая, огневая, техническая, специальная, физическая, строевая подготовка. Один из принципов боевой подготовки личного состава в мирное время - учить войска тому, что необходимо на войне.

На тактических и тактико-специальных учениях, учениях с боевой стрельбой в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины учатся мужественно преодолевать трудности походно-полевой обстановки, действовать в экстремальных условиях, закаляются морально, психологически и физически, овладевают на практике наукой побеждать сильного, технически оснащённого противника. На учениях воины днём и ночью, в любую погоду совершают в заданном темпе длительные марши, форсируют водные преграды, ведут учебно-боевые действия, практически выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей. В ходе учебно-боевой деятельности, таким образом, воины осуществляют идеомоторную тренировку - реально в боевой учёбе всё, и только противник «условный».

Вот фрагмент учебно-боевой деятельности одного из подразделений нашей армии. В наступательном бою, заменив офицера, гвардии сержант Игорь Бережной командовал танковым взводом. На рубеже развёртывания во взводные колонны танки уткнулись в болото. Повернуть назад нельзя. Цепкий взгляд Игоря скользнул по болоту. Везде остролист, рогоз, камыш - признак топи. И только в одном месте поблёскивало небольшое зеркало воды, не затянутое тиной. Там, возможно, есть родники, а значит, и дно должно быть твёрдым. «Надо проверить», - решил Бережной и шагнул в болото. Студёная вода обжигала тело, доходила до горла. Но он преодолел водный участок до конца и убедился, что дно прочное, танки пройдут. И они прошли! Взвод гвардии сержанта Бережного своевременно вышел на рубеж атаки.

Юношей в ходе допризывной подготовки ещё не учат всему, что необходимо в армии, но у них развивают эмоционально-волевые и физические качества, которые в любой деятельности полезны, а в военной - необходимы.

Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы . Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, специфична не только боевая и учебно-боевая деятельность. Новыми для них становятся жизнь и быт, взаимоотношения с новыми людьми, в воинском коллективе. Для большинства призванных на военную службу солдат период адаптации к новым условиям жизни проходит безболезненно и быстро.

Но некоторые юноши оказываются неспособными преодолеть наступившие трудности. Новые условия жизни и быта кажутся им настолько выходящими за рамки условий их предыдущей жизни, что вызывают у них состояние эмоциональной напряжённости, граничащей со стрессом. Как правило, это молодые люди с нервно-психической неустойчивостью, слабым здоровьем и физическим развитием, воспитанные в «тепличных» условиях и не привычные трудиться, с ярко выраженным эгоизмом.

Для формирования морально-психологической готовности к предстоящей военной службе юноше следует:

  • чётко сформулировать свои задачи
  • на период военной службы;
  • всесторонне готовить себя к военной службе, добросовестно изучать предмет «Допризывная подготовка»;
  • совершенствовать свою физическую подготовку, всемерно укреплять здоровье;
  • совершенствовать свои эмоционально-волевые качества.
  1. Охарактеризуйте виды воинской деятельности.
  2. В чём, по вашему мнению, состоят основные трудности военной службы? Готовы ли вы преодолеть эти трудности?
  3. Сформулируйте для себя цель и задачи предстоящей военной службы.

Личность, в том числе и личность воина, обладает определёнными психологическими признаками, которые позволяют человеку проявить себя в деятельности и взаимодействии с другими людьми. К основным из них относятся:

1) сознание;

2) самосознание;

3) саморегулирование;

4) активность;

5) индивидуальность;

6) самоопределение;

7) самовыражение;

1) Сознание представляет собой способность человека, воина осознано отражать окружающий мир. Осознание своего воинского долга, личной ответственности за защиту Отечества способствует добросовестному выполнению каждым воином своих служебных обязанностей.

2) Самосознание заключается в способности сознавать самого себя, свою сущность и предназначение, определить своё место в коллективе, в системе выполнения боевых задач подразделением.

3) Саморегулирование является важной чертой личности воина, отражающей способность управлять своим поведением и деятельностью в различных условиях. Саморегулирование – очень важное качество при действиях в неблагоприятных условиях.

4) Активность проявляется в конкретной деятельности. Однако, активность может носить как общественный, так и антиобщественный характер. Поэтому важно, чтобы активность каждого воина имела общественно полезную направленность.

5) Индивидуальность выражается в совокупности неповторимых черт, определяющих социальный облик воина, отличающих его от других военнослужащих.

6) Самоопределение личности воина- это стремление осознать себя, свои интересы, определить своё место в жизни, в обществе, в коллективе. Чёткая организация воинской деятельности, здоровые взаимоотношения между военнослужащими способствует формированию у воинов высокой ответственности за своё поведение, отношение к выполнению воинского долга.

7) С самоопределением военнослужащего неразрывно связано самовыражение, т.е. стремление к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей, своих способностей и качеств.

8) Основой самоутверждения является потребность человека утвердить себя в глазах окружающих и в своём мнении, приобрести определённую общественную и личную зависимость.

9) Авторитет военнослужащего является надёжным индикатором его самоутверждения и представляет собой социально-психологическое влияние одного военнослужащего на других, признание его заслуг, превосходства, добровольное ему подчинение.

Социально-психологические признаки личности, рассмотренные выше, находят своё выражение в статусе и роли личности в коллективе. Статус личности – это её положение в системе межличностных отношений, определяющие её права, обязанности и привилегии. В различных группах одна и та же личность может иметь различный статус. Его существенные различия определяются уровнем группового развития, содержанием деятельности и общения.


Роль представляет собой социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в группе. Статус, как и роль, может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным). Например, статус подчинённого – это официальный статус номера расчёта (оператора). Однако он может быть лидером в расчёте, т. е. играть роль первого в группе. В ходе исследования было выявлено, что каждый военнослужащий помимо своих должностных обязанностей выполняет ряд функций, соответствующих определённой роли. В коллективе насчитывается в среднем от 10-12 основных ролей: ЛИДЕР, МАСТЕР, ЗНАТОК, ШУТНИК, ЛЕНТЯЙ, МИРОТВОРЕЦ, БУНТАРЬ, СУДЬЯ, ПРАВЕДНИК, КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬ и др. Это – не официальные роли в межличностных отношениях. Какую роль играет воин, зависит от многих факторов – его уровня профессиональной подготовки, общей эрудиции, индивидуально-психологических качеств, его физических данных, традиций, установленных в группе, уровня развития коллектива, роли младших командиров в подразделении и др. Было выявлено, что наиболее конфликтными по отношению к руководителям являются роли ЛИДЕРА, МАСТЕРА, ЗНАТОКА, а роли ЛЕНТЯЯ, БУНТАРЯ, ШУТНИКА менее конфликтными, но всё же не оптимальными.

В условиях формирования Вооружённых Сил ведущей ценностью армии становится личность военнослужащего, что предъявляет повышенные требования к психолого-педагогической компетентности командиров всех уровней, особенно в части, касающейся знаний о сущности, структуре и индивидуально-психологических характеристик личности воина.

Воинский коллектив – высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идёт о боевом расчёте, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.

В своём развитии воинский коллектив проходит определённые стадии. Чаще всего выделяют три основные стадии развития коллектива:

1. социального единства

2. войскового товарищества

3. социальной зрелости.

Первая, начальная стадия социального единства развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии развития военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий.

Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определённые трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных солдат становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому командир подразделения должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.

На второй стадии, стадии войскового товарищества , как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплочённость, дисциплинированность и коллективные привычки. Данная стадия создаёт весьма благоприятные условия для всестороннего развития личности воина.

На этой стадии развития воинского коллектива командир обязан изменить стиль управления. Если на первой стадии офицер воспринимается коллективом как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он должен стать руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчинённых, единоначалие с опорой на коллектив. Поэтому при проведении воспитательной работы командир обязан активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.

Стадия социальной и боевой зрелости является третьей стадией развития воинского коллектива. На данной стадии достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций.

Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Коллектив является неотъемлемой частью общественного организма, поэтому психология каждого конкретного коллектива представляет собой проявление общественной психологии.

Однако следует иметь в виду, что в психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности (особенности решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.). Именно эти частные условия в значительной степени и определяют специфические особенности психологии данного коллектива. Таким образом, хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная» психология неповторима.

В повседневной жизни, когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат , под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.

В структуре социально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив, и их отношение друг к другу. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, офицерами-сослуживцами) и отношения по вертикали в системе руководства и подчинения.

Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью – основой его существования.

Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную , общественно-политическую , неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект – систему межличностных психологических отношений .

Служебные отношения – важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни.

Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне её взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих.

Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления .

Одно из таких явлений – стремление личности к самоутверждению .

Процесс самоутверждения личности – это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играет значимую роль в коллективе.

В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение. Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего связан со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчинённым в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любого коллектива, является коллективное мнение . Коллективное мнение – это один их компонентов морально-психологической атмосферы подразделения (части, корабля).

Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на коллектив (например, командир подразделения), но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает своё место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нём. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Например, для воинского коллектива такими принципами должны являться честность, готовность выполнить воинский долг, товарищеская помощь и взаимовыручка. Поэтому опытные командиры при проведении воспитательной работы всегда учитывают и используют коллективное мнение. Но следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия коллективного мнения может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.

Поэтому в практике нередко случается так, что в повседневной жизни, на общем собрании военнослужащих вдруг обнаруживаются два мнения: одно официальное, внешнее, и другое – внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений.

Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характерным для большинства коллективов, является коллективное настроение .

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности их ратного труда. Командиры обязаны учитывать это в своей работе и проявлять активность в формировании соответствующих коллективных настроений.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата воинского коллектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные традиции .

Роль традиции коллектива в воспитании личности чрезвычайно велика, поскольку человек незаметно для себя усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения. Следовательно, каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения и поддерживать эти традиции, используя их возможности для воспитания своих подчинённых.

«Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины».