Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления школьников средствами теории решения изобретательских задач «ртм-триз в школе. Программа по курсу развития творческого воображения (ртв) на базе теории решения изобретательских задач (

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

РТВ - устный предмет. Работа в Рабочей тетради (в дальнейшем - РТ) занимает не более 1/3 чистого времени на уроке. Остальное - устная работа. При нормальной организации учебного процесса доля "учительского времени" на уроке постепенно снижается за счет отказа от сюжетной мотивировки заданий, а также за счет увеличения активности детей. Вопрос о домашнем задании остается на усмотрение учителя.

ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

Жесткие требования должны быть предъявлены к количеству детей в группе. Оптимально 10 - 15, но не более 20 человек. Это связано с необходимостью уделять внимание продуктивной творческой деятельности всех детей в группе, дать возможность высказаться на уроке каждому ребенку. Исключение может быть сделано для классов, где урок РТВ ведет основной учитель (хорошо зная детей, имея сквозные приемы организации устной работы класса, имея ресурс времени помимо урока РТВ, основной учитель может найти средства для решения указанной выше задачи). Однако и в этом случае работа в классе с числом учащихся более 30 человек вряд ли будет эффективной.

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧЕНИКА

Вопрос о способах оценки работы детей считаю возможным предоставить решать учителю. Следует, однако, сделать ряд замечаний.

  1. Работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход, является безусловно более эффективной. На хорошем уроке РТВ и учитель, и дети забывают об отметках.
  2. Обойтись вообще без отметок относительно легко в классах, обучающихся по системам Занкова или Филякиной (где и на основных уроках отметки не ставятся), в хороших "давыдовских" классах, а также в небольших по численности группах детей, где есть возможность публично подробно обсудить творческие работы каждого ребенка. На практике в авторитарных классах учителю-предметнику порой приходится выбирать между наличием отметок и отсутствием дисциплины труда. Не будем осуждать его, если он выберет первое.
  3. Плохая отметка по РТВ может быть выставлена только в одном случае: за отсутствие работы или откровенную халатность, небрежность в ее выполнении. В остальных случаях учителю придется либо оценивать детей по двубальной системе ("4" или "5"), либо завести свою систему отметок и поощрений. Последний подход, как творческий, конечно для оценки творчества предпочтительней.
ДИСЦИПЛИНА НА УРОКАХ РТВ

Все, кому приходилось вести уроки РТВ в начальной школе, независимо от их педагогического опыта, соглашались, что "держать" класс при активной устной работе детей непросто. Особенно остро стоит эта проблема перед учителями-предметниками, работающими в авторитарных классах. Несколько советов.

  1. Авторитарная дисциплина, дисциплина давления, на уроках РТВ просто невозможна: в этих условиях урок потеряет смысл.
  2. Сразу введите (лучше - совместно с детьми - "правила игры" и строго придерживайтесь этих правил. Однако не вводите слишком жесткие правила: есть большая опасность, что, увлекшись работой, Вы сами не сможете их выдержать. Постарайтесь сделать урок настолько интересным, чтоб "выключение" из работы (из игры, опроса и т.д.) было само по себе достаточным наказанием.
  3. Следите за динамикой урока: чередуйте виды работ, переключайте внимание детей, используя соответствующие игры.
  4. Особый вопрос - инертные дети, не принимающие участия в уроке. Большинство из них просто поначалу испытывает страх перед открытыми проблемными задачами. Как правило, эти дети сами позже включаются в работу, если оказывать им внимание, поддерживая малейший успех. Стоит воздержаться вызывать детей для ответа помимо их желания. Полезно, однако, включать задания, рассчитанные на работу каждого, например, игры-эстафеты, предполагающие высказывания всех детей по очереди или в каком-то определенном порядке. Помогает также групповая работа и индивидуальная - письменная или "предметная" деятельность.
  5. Подчинить класс управлению учителя - не самая сложная задача. Более серьезная проблема - научить ребенка, "загоревшегося" собственной идеей, слышать и воспринимать высказывания одноклассников. В заданиях, предполагающих короткие многовариантные ответы, полезно ввести правило: высказаться можно только после того, как повторишь ответ предшественника. Более органичное для РТВ решение - задания, замыкающие" ответы детей друг на друга или в цепочки (они описаны в программах 2-го и 3-го классов). Кроме того, приучив себя слушать ребенка с большим вниманием, Вы "заразите" этим вниманием весь класс.
  6. Наконец, заметим: учитель, конечно, может испортить отношения с учеником, но вряд ли это поможет ученику добиться успеха.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ РТВ

Учителем РТВ в начальной школе может быть учитель начальных классов, психолог или любой специалист-предметник, знающий психологию детей младшего школьного возраста (независимо от специализации). Для ведения предмета РТВ учителю необходимо пройти подготовку на курсах ТРИЗ-РТВ в объеме на менее 80 часов. Соответствующие курсы организуются в ряде городов России и Беларуси специалистами системы "ТРИЗ-ШАНС" М.С.Гафитулиным, И.Н.Мурашковской, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук. Желательно также прохождение тренингов по НЛП (М.С.Гринфельд, Санкт-Петербург) и театральной педагогике (А.Н.Ершова, Н.К.Букатов, Москва) или психотехнике Е.В.Кожара, Н.И.Заморев, Санкт-Петербург).

ИСТОЧНИКИ ПРОГРАММЫ

В основу данной программы положены методические разработки М.С.Гафитулина, И.Н.Мурашковски, А.А.Нестеренко, С.В. и О.И.Сычевых, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Отдельные задания взяты из практики работы С.И.Гин и Е.А.Драган.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческого мышления школьников средствами теории решения изобретательских задач «РТМ-ТРИЗ в школе» 1. Аннотация 2. Пояснительная записка 3. Организационно-педагогические условия реализации программы 4. Учебно-тематический план 5. Общее содержание программы 6. Подробное содержание основных разделов программы 7. Литература АННОТАЦИЯ Программа «РТМ-ТРИЗ в школе» предназначена для дополнительного образования школьников 1-8 классов. Основной целью преподавания является активизация творческих способностей учащихся путем развития у них специфического, творческого стиля мышления, принципы которого выработаны Теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) и доказали на практике свою высокую эффективность . В процессе обучения школьники: с помощью игр и упражнений, разработанных на базе ТРИЗ, развивают управляемое образно-ассоциативное мышление, осваивают приемы и методы активизации творческого воображения; развивают системную, функциональную и диалектическую компоненты мышления, важные для большинства видов умственной деятельности; изучают основы алгоритмического подхода к решению изобретательских задач, адаптированного школьного возраста; для расширения кругозора и формирования объективного мировидения знакомятся с рядом закономерностей развития систем; учатся использовать полученные знания путем поиска выходов из нестандартных ситуаций, решения практических задач, не имеющих однозначного ответа, анализа жизненных проблем нравственного характера; участвуют в соревнованиях и конкурсах по решению творческих задач, а также викторинах и праздниках разнообразной творческой направленности. На занятиях используются совместная с преподавателем, подгрупповая и индивидуальная формы работы, проводятся игры и соревнования; по возможности задействуются интерактивные компьютерные формы обучения, осуществляется просмотр видеоматериалов по темам программы. При разработке программы учтен 22-летний опыт авторского ведения ТРИЗ в школе, четырехлетий опыт апробации методики развития творческого мышления дошкольников и опыт развития творческого воображения детей, накопленный педагогами-практиками, известными специалистами по ТРИЗ-педагогике Гин СИ. (г. Минск), Таратенко Т.А. (г. Санкт-Петербург), Сидорчук Т.А. (г. Ульяновск), Шустерманом М.Н. (г. Норильск).

4 Пояснительная записка Новые образовательные стандарты направляют внимание педагогов на важность выработки у школьников умения и навыков адекватного реагирования на разнообразные учебные задачи, на необходимость овладения ими для этого универсальными учебными действиями, т.е. на умение учиться. Однако выполнить это требование невозможно без развития у детей творческого стиля мышления. Формирование навыков самостоятельного творческого мышления необходимо начинать как можно раньше, пока ребенок воспринимает мир целостным и дружественным. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение технологии развития творческого мышления (ТРТМ). Эта технология разработана на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) основоположником которой является выдающийся российский ученый, изобретатель, писатель и педагог Генрих Саулович Альтшуллер. Технология развития творческого мышления (ТРТМ) легла в основу данной Программы дополнительного образования по развитию творческого мышления (РТМ) школьников средствами ТРИЗ - «РТМ-ТРИЗ в школе». Кроме того, в программе используются приемы и методы других методологий: ТРТЛ (теории развития творческой личности), РТВ (развития творческого воображения), ФСА (функционально-стоимостного анализа). В результате Программа «РТМ-ТРИЗ в школе» формирует у школьников ряд важных умений и востребованных качеств личности - а именно: организованность, критичность и дивергентность мышления, способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний и навыков, уверенность в своих силах, в способности преодолевать трудности, склонность к системному видению возникающих проблем (стремление «разложить проблему по полочкам», установить причинно-следственные связи между событиями, выделить главное и второстепенное, найти и оценить ресурсы для решения проблемы), умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях, умение адаптироваться в новой социальной среде. Основные блоки программы «РТМ-ТРИЗ в школе»: 1. развитие управляемого образного и ассоциативного мышления, 2. приемы и методы активизации творческого воображения, 3. развитие системно-функционального и функционально-диалектического мышления, 4. алгоритмический метод решения изобретательских задач (в адаптированной для младших школьников форме), 5. закономерности развития систем, 6. использование инструментов ТРИЗ в жизни. Все блоки тесно взаимосвязаны между собой и являются взаимодополняющими. Наполнение блоков при необходимости может корректироваться с учетом уровня развития учащихся, профессиональной подготовки педагога и часового объема, выделенного на обучение. Актуальность Программы определяется тем, что она полностью отвечает задачам, которые ставит перед педагогами Национальный проект "Образование" - готовить нравственно ориентированную, творчески активную молодежь, способную решать сложные проблемы развития нашей страны. Новизна программы «РТМ-ТРИЗ в школе» состоит в том, что программа обладает комплексными свойствами и является системообразующей; она сочетает в себе ряд подходов (системный, функциональный, диалектический, психологический, семантический), дающих в совокупности возможность

5 проводить обучение школьников как в рамках отдельного предмета, так и путем интеграции этих подходов со всеми другими предметами; в результате из самостоятельных предметов может быть выстроена целостная система на единой методологической основе; программа знакомит учащихся с адаптированными для детей алгоритмическими методами обработки информации, которые по существу являются универсальными учебными действиями (УУД) и могут использоваться для освоения любых знаний; посредством использования этих методов учащиеся выполняют задания, формирующие представление о школьных предметах как единой системе знаний; обучение построено на формулировании и решении большого количества задач с неоднозначным ответом, требующим нравственного выбора; Цель Программы состоит в активизации творческих способностей школьников через формирование у них творческого стиля мышления на основе ТРИЗ. Основные задачи Программы: 1) познакомить школьников с рядом базовых инструментов и подходов ТРИЗ; 2) сформировать навыки осознанного использования инструментария ТРИЗ для решения задач в различных областях деятельности (опыт социальной адаптации, самостоятельной творческой работы в учебе и повседневной жизни); 3) сформировать активную жизненную позицию, опирающуюся на внутреннюю мотивацию к обучению: интерес, чувство успеха, уверенность в своих силах и способностях; тем самым помочь в снятии страхов, мешающих самостоятельно решать возникающие проблемы; 4) воспитать потребность в развитии личных творческих способностей для решения задач, связанных с самостоятельным познанием окружающего мира. Ожидаемые результаты освоения программы В результате обучения школьники должны обладать следующими знаниями и умениями. Ученик должен знать КЛАСС О пяти органах чувств О свойствах объектов, их изменчивости и использовании Простейшие алгоритмы описания объектов Простейший алгоритм описания произведений искусств О причинно-следственной связи событий О причинно-следственной связи недостатков, нежелательных явлений + + Понятие ассоциация и виды ассоциаций Понятие веполь + Простейшие приемы фантазирования Основные методы фантазирования Понятия о назначении (функциях) объектов О связи назначения объекта с его свойствами Понятия об инструменте, изделии, их взаимосвязях Понятия о полезных и вредных функциях Понятие о главной полезной функции (ГПФ) + + Понятие «рабочий орган» + + Понятие о границах технической системы + Понятие ключевые недостатки и ключевые задачи + Основные виды вещественно-полевых ресурсов Понятия об объекте и его частях, о системе, подсистеме, надсистеме Понятия полиэкран, системный оператор + + +

6 Понятие техническая система (ТС) + О возникновении проблемных ситуаций и о конфликтующей паре (КП) Понятие о противоречии Понятие об идеальном конечном результате (ИКР) Понятие о вещественно-полевых ресурсах (ВПР) О том, что такое открытая задача О возможности решать творческие задачи по правилам" Виды противоречий Основные приёмы разрешения технических противоречий (ТП), не менее: Приёмы разрешения физических противоречий (ФП) Правила перехода от ТП к ФП + + Понятие о закономерностях развития систем + + Основные закономерности (законы) развития систем, не менее: 3 7 Ученик должен уметь КЛАСС Выделять основные свойства объектов, в том числе природных Составлять мини-рассказы, используя алгоритм описания объектов Составлять авторские загадки с использованием свойств объектов Выделять изменчивые свойства объектов и уметь их использовать Составлять по алгоритму мини-рассказы о произведениях искусств Устанавливать ассоциативные связи между объектами Выстраивать цепочки произвольных и направленных ассоциаций Создавать свободные и заданные образы из произвольных объектов Составлять вепольную схему, создавая образную модель задачи + Строить причинно-следственные цепи событий Строить простые причинно-следственные модели нежелательных явлений, + + недостатков ТС Пользоваться приемами развития творческого воображения (РТВ), число изученных приемов не меньше: Пользоваться методами РТВ, число методов не меньше: Решать проблемные ситуации, используя методы РТВ Составлять простейшие рассказы с использованием методов и приёмов РТВ + + Использовать методы РТВ при выполнении исследовательских работ + Использовать приёмы и методы РТВ при создании новых полезных объектов Определять назначение объектов (функции) и изменять его по потребности Составлять загадки на основе функционального подхода Формулировать главную полезную функцию (ГПФ) объекта + + Определять границы ТС с учетом ГПФ + Строить простейшие цепочки взаимодействий, формулировать полезные и вредные функции Строить компонентную модель объекта и составлять матрицу взаимодействия компонентов системы Выделять ключевые недостатки систем + Формулировать задачи по устранению ключевых недостатков + Находить и использовать скрытые свойства объектов (ресурсы) Определять подсистемы и надсистемы объекта Применять системный оператор для отображения объектов в функциональном развитии Рассматривать окружающие объекты как технические системы (ТС) + Формулировать задачу в проблемной 1 ситуации Находить в задаче конфликтующую пару Формулировать техническое п ТП (на основе игры «Хорошо-плохо»), выявлять ТП

7 Использовать основные приёмы разрешения ТП при решении задач Формулировать физическое п ФП (на основе игры «наоборот») Использовать основные приёмы устранения ФП при решении задач Формулировать переход от ТП к ФП + + Формулировать ИКР решения задачи Выявлять и использовать ресурсы идя решения открытых задач Преобразовывать изобретательскую ситуацию в задачу Преобразовывать исследовательскую задачу в изобретательскую + Определять на каком этапе развития находится система + Выявлять основные закономерности развития технической системы при + выявлении и устранении её недостатков Прогнозировать изменения систем на основе закономерностей их развития + Выделять рабочий орган (РО) системы + Определять объекты через ГПФ и РО + ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческого мышления школьников средствами теории решения изобретательских задач «РТМ-ТРИЗ в школе» Категория обучаемых - дети школьного возраста от 7 до 15 лет. Количество обучаемых в группе - до 15 человек. Срок обучения: - 4 года по 68 занятия в год. Занятия начинаются с 1 октября. Учащиеся 6-7 лет изучают программу с 1 по 4 классы. Учащиеся, пришедшие с 9 10 лет, в связи с особенностью мышления, начинают программу обучения со 2 по 4 классы Режим работы - 1 раз в неделю продолжительностью 2 академических часа с 15 минутными перерывами. Занятия проводятся на внебюджетной основе по заявлению обучающегося, после подписания договора на оказание дополнительных образовательных услуг. Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия, проводимые в учебной и игровой форме; Виды деятельности - самостоятельная творческая деятельность; - совместная деятельность с педагогом; - командная работа; - исследовательская деятельность; - практическая изобретательская деятельность. Формы контроля знаний: - тестирование детей; - анализ творческих работ детей; - сопоставление результатов участия в конкурсах, олимпиадах и викторинах по решению творческих задач.

8 п/п Наименование разделов УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческого мышления школьников средствами теории решения изобретательских задач «РТМ-ТРИЗ в школе» Количество учебных часов Классы Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего 1 Развитие управляемого образного и ассоциативного мышления 1.1 Способы восприятия мира. Пять органов чувств. 1.2 Чувства и свойства. Характеристики свойств. 1.3 Наблюдаемые свойства природных объектов. Чувство красоты. 1.4 Алгоритм описания объектов. Загадки на свойства. 1.5 Объекты с изменчивыми свойствами. 1.6 Понятие ассоциации. Произвольные

9 ассоциации. 1.7 Цепочки произвольных ассоциаций. 1.8 Направленные ассоциации Игры на управляемые образные ассоциации Образы в узорах, в фигурах, в объектах окружающего мира Веполь - образная модель задачи Задачи и упражнения на развитие образного мышления Приёмы и методы активизации творческого воображения 2.1 Метод маленьких человечков (ММЧ) Метод фокальных объектов (МФО) Метод морфологического анализа (ММА). 2.4 Метод числовой оси (МЧО) Метод Робинзона

10 Крузо. 2.6 Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов по МРК. 2.7 Метод снежного кома. Написание рассказов по МСК. 2.8 Метод золотой рыбки Алгоритм использование МЗР в исследовательской деятельности Фантазирование с использованием изученных методов Приемы фантазирования (наоборот, оживление, универсализация, дробление, объединение и др.) Задачи и упражнения на активизацию творческого воображения Развитие системно-функционального и функционально-диалектического мышления

11 Функции объектов и их частей. Инструмент, изделие. Взаимодействие, обратимость. Загадки на функции. Построение цепочек взаимодействий. Полезные и вредные функции. Полезные и вредные функции компонентов системы. Недостатки систем. Причинноследственная связь между недостатками. Постановка задач по устранению недостатков систем. Ключевые недостатки систем. Ключевые задачи. Система. Системная вертикаль. Системная горизонталь

12 «Жизнь» систем Механизмы развития систем. Конфликты и противоречия Системный оператор (СО) в функциональном представлении Использование СО для расширения представлений о школьных предметах Использование СО для расширения представлений об окружающем мире Техническая система (ТС) как часть природы Человек как часть ТС Прогнозирование на базе СО. Выявление и постановка задач Алгоритмический метод решения изобретательских задач

13 Основные исходные понятия ДАРИЗ3 (КП, ИКР, ВПР, ИР)4. Решение задач с использованием исходных понятий. Ресурсы, виды ресурсов. Использование ресурсов для решении задач. Знакомство с техническим противоречием (ТП). Формулировка и отображение. Решение задач с использованием приёмов устранения ТП. Анализ решений. Составление копилки приёмов. Знакомство с физическим противоречием (ФП). Формулировка и отображение

14 4.6 Практическая работа по составлению ФП. 4.7 Решение задач с использованием приёмов устранения ФП. Анализ решений. Составление копилки приёмов. 4.8 Переход от ТП к ФП Решение задач по ДАРИЗ (упрощенный алгоритм) Решение задач по ДАРИЗ (расширенный алгоритм) Закономерности развития систем 5.1 Развитие систем Закон S-образного развития систем Закон повышения динамичности Закон вытеснения человека из ТС Понятие рабочий орган (РО). Закон опережающего

15 развития рабочего органа Закон повышения согласованности частей системы Закон перехода на микроуровень Решение задач с использованием ЗРТС5. ИТОГО:

16 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческого мышления школьников средствами теории решения изобретательских задач «РТМ-ТРИЗ в школе» Раздел 1. Развитие управляемого образного и ассоциативного мышления. 1.1 Способы восприятия мира. На уроке по данной теме дети закрепляют и расширяют свои знания о пяти органах чувств, с помощью которых человек воспринимает и познаёт окружающий мир. Используются игры «Хитрый мешочек», «Разноцветный мир» и другие игровые упражнения. 1.2 Чувства и свойства. Характеристики свойств. Под руководством педагога учащиеся анализируют, какие свойства объектов (вес, размер, цвет, вкус, звучание, запах и др.) с помощью каких органов чувств мы определяем. Учатся классифицировать свойства объектов (например, запах может быть приятным, резким, нежным, тяжёлым, тонким и др.) и давать им характеристику. 1.3 Наблюдаемые свойства природных объектов. Чувство красоты. Для воспитания в детях чувства прекрасного рекомендуется для рассмотрения свойств использовать объекты природного мира. Это развивает у детей наблюдательность, прививает любовь к природе и расширяет словарный запас. Под руководством педагога дети рассуждают о многообразии природных свойств, обсуждают одно из философских понятии «красота». Учатся чувствовать красоту природы, животного мира и красоту техники как высшую форму целесообразности (по И. Ефремову). Уроки по данной теме можно провести в форме заочной осенней экскурсии или использовать на уроке классические музыкальные и художественные произведения, которые будут способствовать воспитанию чувства красоты. 1.4 Алгоритм описания объектов. Загадки на свойства. Первым шагом является знакомство детей с алгоритмом описания объектов и составление собственных мини-рассказов. Рассказы могут составляться как в устной, так и в письменной форме и сопровождаться иллюстрациями детей. При возможности следует провести конкурс лучших рассказов и составить детскими силами классный сборник рассказов. Вторым шагом работы является знакомство детей с алгоритмом составления загадок. Основная идея алгоритма состоит в выделении явных и скрытых свойств объектов и обыгрывании связанных с этими свойствами прямых образно-вербальных ассоциаций. Для усиления ассоциативных эффектов используется метод эмпатии. Для оформления загадки (в более старшем возрасте) рекомендуется использование стихотворной формы. 1.5 Объекты с изменчивыми свойствами. На предыдущих уроках дети наблюдали за свойствами объектов природного мира. Опираясь на эти наблюдения, теперь они приходят к выводу - некоторые свойства не постоянны, они изменчивы. Под руководством педагога ученики анализируют, какие объекты могут обладать изменчивыми свойствами, какие характеристики свойств могут меняться и как это с пользой можно использовать. На уроке могут быть использованы различные классические произведения изобразительного искусства. 1.6 Понятие ассоциации. Произвольные ассоциации. Данная тема раскрывает перед учащимися понятие «ассоциации». Дети учатся находить произвольные - образные и вербальные - ассоциации между объектами,

17 объяснять логически возникновение данной ассоциации. На уроках можно использовать такие игры как: «Найди пару», «Объяснялки» и другие. 1.7 Цепочки произвольных ассоциаций. Следующим шагом является составление цепочек произвольных ассоциаций. Главное внимание детей необходимо сосредоточить на умении логически объяснить построение цепочки. Важно показать детям необходимость самостоятельного мышления и подбора ассоциаций на примере сравнительного анализа получившихся цепочек у разных детей с одинаковым отправным объектом. В конце урока рекомендуется провести соревнование - кто составит цепочку длиннее (подберёт большее число ассоциаций) за определённый промежуток времени. 1.8 Направленные ассоциации. Эта тема показывает ученикам возможность расширения ассоциативных связей между объектами, их неожиданность и вариативность. Дети учатся подбирать ассоциации с опорой на органы чувств (по цвету, по размеру, по форме, по вкусу, по звучанию, по тактильным признакам) и на главную функцию (назначение объекта). 1.9 Игры на управляемые образные ассоциации. На данном уроке отрабатываются навыки быстрого подбора ассоциаций по различным направлениям. При работе следует обращать внимание детей на два момента - умение быстро подобрать нужную ассоциацию (например, по функции, по форме, по звучанию и т.д.) и на умение объяснить свой выбор. Педагог может провести на уроке соревнования между командами или группами детей «Продолжи цепочку», «Кто быстрее, кто дружнее», а также использовать индивидуальные соревнования между учениками Образы в узорах, в фигурах, в объектах окружающего мира. Для развития образного мышления важно научить детей не только создавать различные образы (с опорой на функциональный подход при создании образа), но и показать возможность видеть (находить) различные образы в привычных, обыденных объектах окружающего мира. Для рассмотрения можно брать природный материал (коряги, пни, ветки, куски коры), узоры на линолеуме, обоях, одежде, кружевных платках, покрытых инеем стёклах и др., дизайнерские украшения из лепки и т.п Веполь - образная модель задачи. Одним из способов наглядного представления задачи является построение веполей. Веполь - это образное отображение конфликта в системе в виде схемы взаимодействия веществ и полей. Дети учатся составлять простейшие веполи, выделять зону конфликта и по виду структуры определять способ устранения конфликта. Это способствует развитию у детей правополушарного и смешанного типов мышления. В более старших классах дети знакомятся с различными видами взаимодействий - механическим, акустическим, тепловым, химическим, магнитным и др Задачи и упражнения на развитие образного мышления. Тема посвящена закреплению навыков «правополушарного фантазирования». Дети выполняют I различные упражнения на развитие образного мышления - «Кто спрятался в этой картине», «Кто это? Что это?» «Дорисуй картинку», «Полезные фантазии» и т.д., учатся решать задачи, требующие образного моделирования проблемной ситуации. Раздел 2. Приёмы и методы активизации творческого воображения Методы РТВ Первые десять тем данного раздела посвящены освоению основных методов развития творческого воображения. Рекомендуемые для изучения в школе методы условно можно разделить на «тризовские» (такие, как «Метод Робинзона Крузо»,

18 «Метод числовой оси») и «дотризовские» (например, «Метод фокальных объектов», «Метод морфологического анализа»). «Дотризовские» методы помогают снимать психические барьеры, развивают фантазию, воображение, умение выделять свойства объектов и создавать новые объекты путём объединения, комбинирования и переноса свойств с одного объекта на другой. «Триэовские» методы не только развивают перечисленные выше качества, но и подготавливают детей к изучению и использованию основных инструментов ТРИЗ, связанных с анализом взаимодействия между «изделием» и «инструментом», построением причинно-следственных моделей взаимодействий, постановкой ключевых задач, инициацией вещественно-полевых ресурсов и т.д. На первом-втором году обучения рекомендуются для изучения следующие методы: «Метод фокальных объектов», «Метод числовой оси», «Метод Робинзона Крузо»; во втором классе: «Метод маленьких человечков», «Метод морфологического анализа»; На третьем - «Метод снежного кома», на четвёртом - «Метод золотой рыбки». В зависимости от уровня развития детей и их подготовки педагог может ускорить изучение методов фантазирования, по возможности сохранив указанную последовательность. При освоении методов необходимо не просто познакомить детей с порядком работы по методу, но и показать результативность использования методов в различных областях деятельности. Для этого в раздел включены часы на проведение практических и исследовательских работ. Важное место в практических работах занимает создание не фантастических, а реальных, полезных для людей объектов, которые можно использовать в быту, в учёбе, в дизайне помещения и т.д. В более старших классах ученики знакомятся с комбинированием методов РТВ, которое имеет важное значение для получения наиболее интересных и глубоких идей. Например, при написании фантастических рассказов рекомендуется объединить «Метод числовой оси» с «Методом снежного кома», а при выявлении скрытых ресурсов «Метод Робинзона Крузо» с «Методом маленьких человечков» Приёмы РТВ Последующие уроки данного раздела посвящены изучению приёмов развития творческого воображения. Работа над приёмами ведётся аналогично работе над методами. Для изучения предлагаются следующие приёмы: дробление, объединение, наоборот, оживление, универсализация. Педагог может сам, в зависимости от возраста детей, определять последовательность изучения приёмов, а кроме того, на своё усмотрение добавить и другие приёмы из общего списка (всего в классическом курсе РТВ на базе ТРИЗ описано 12 приёмов). Важно не только познакомить детей со смыслом приёмов, но и показать их работу на примере реальных объектов и ситуаций, с которыми ученики сталкиваются в жизни. Следует избегать использования приёмов только для составления сказок. Дети должны видеть, как применение конкретного приема, стимулирующего воображение, помогает им найти выход в каждом конкретном случае. Раздел 3. Развитие системно-функционального и функционально-диалектического мышления. 3.1 Функции объектов и их частей. Ученики знакомятся с понятием функция как назначение объекта. Учатся правильно формулировать функции объектов. Делают вывод о том, что слов,

19 описывающих действия объектов, в русском языке существует бесчисленное множество, а функций - ограниченное количество, т.к. функция показывает обобщающее смысловое значение, которое могут нести в себе разные действия. 3.2 Инструмент, изделие. Взаимодействие, обратимость. Загадки на функции. На занятиях по этой теме дети изучают понятие изделие и инструмент. В широком смысле инструмент - то, чем мы выполняем действие, с помощью чего изменяем изделие, а изделие - то, над чем мы работаем инструментом, что изменяем инструментом. Важно не только научить детей правильно определять инструмент и изделие во взаимодействующей паре, а ещё называть, что происходит с изделием под действием инструмента, как оно изменяется, т.е. формулировать функцию. Важным моментом является обратимость взаимодействия между изделием и инструментом, когда в рассматриваемой паре изделие и инструмент меняются местами. Это связано с формулированием «прямых» и «обратных» функций. Чаще всего прямая функция - полезная, а обратная функция - вредная. Чтобы облегчить усвоение детьми этой темы, рекомендуется использовать вопросы-загадки. Их отличительная особенность - многочисленные возможности подбора правильного ответа. На первых этапах работы над вопросом-загадкой многочисленность правильных ответов обескураживает детей, а затем они делают для себя открытие обобщающего смысла функции, и это - очень важный момент выработки функциональноориентированного стиля мышления. 3.3 Построение цепочек взаимодействий. Полезные и вредные функции. Для закрепления навыка формулирования функций и для развития причинноследственного стиля мышления дети учатся доставлять схемы (модели) взаимодействий объектов как непрерывной цепочки инструментов и изделий. При составлении цепочки ученики отмечают полезные функции (содержащие полезное действие) и вредные функции (содержащие Нежелательное, разрушительное, отрицательное действие). Эти упражнения доказывают ученикам необходимость обдумывания своих поступков, умение заранее просматривать причинноследственные связи между действием и его результатами Компонентная модель объекта. Взаимодействие и функции компонентов. Недостатки системы, связь между ними. Выделение ключевых недостатков и формулирование ключевых задач. В старшем возрасте ученики знакомятся с представлением функционирующего объекта как системы взаимодействующих компонентов и с методикой построения модели взаимодействия компонентов. Это помогает выявить все взаимодействия и тем самым обеспечить полное описание не только полезных, но и вредных функций системы, которые представляют собой её недостатки. Выявление множества скрытых недостатков в «хорошем» на первый взгляд объекте резко расширяет кругозор учащихся и развивает критичность мышления. При этом важно, чтобы непосредственно следом за вскрытием недостатков был поставлен вопрос об их устранении. Однако прежде, чем «воевать» с недостатками, дети учатся их систематизировать, сопоставляя недостатки-следствия с недостатками-причинами и выстраивая таким образом причинно-следственные цепочки недостатков. Выбирая тот недостаток (ключевой), который при его устранении позволяет разрушить всю цепочку, дети формулируют ключевую задачу: как избавиться от этого недостатка. Эту задачу они учатся решать при освоении следующего раздела Программы. 3.8 Система. Системная вертикаль. Данная тема посвящена знакомству детей с понятием «система», как одним из способов моделирования мира в ТРИЗ. (Система - совокупность элементов,

20 порождающая новое свойство). Важным этапом работы является объяснение детям понятия «моделирование». Необходимо обратить внимание учеников на то, что в каждой науке существуют свои способы моделирования (например, в математике - цифры и формулы, в литературе - литературные средства выразительности и описания, в химии - уравнения взаимодействий между веществами и др.). Ученики определяют, какую совокупность элементов можно рассматривать как систему, а какую нет и почему, какие новые свойства порождает данная совокупность. Следующим шагом является умение выделять подсистемы (части) системы, способствующие выполнению её главной функции, и определять группу, в которую данная система может сама входить как часть (надсистему), т.е. Встраивать системную вертикаль. Педагог должен обратить внимание учеников на то, что подсистем может быть несколько, и каждая, в свою очередь, тоже может состоять из подсистем. Сложнее обстоит вопрос с надсистемой (дети часто определяют её неправильно). Надсистем тоже может быть несколько, а для их определения необходимо сформулировать функцию системы. Система всегда способствует (помогает) надсистеме выполнять её функцию. Поэтому назначение надсистемы и системы часто совпадает. Для построения системной вертикали можно использовать игру «Системные цепочки», которая помогает вставить длинные цепочки с подподсистемами и в над-надсистемами. 3.9 Системная горизонталь. «Жизнь» систем. Линии жизни систем. Ведущие функции развития. На занятиях по этим темам дети знакомятся с понятиями «будущее системы» и «прошлое системы», «жизнь системы» в узком (рождение и функционирование какойто конкретной системы) и широком смысле (эволюционное развитие системы), учатся выстраивать линии жизни систем в зависимости от определения и совершенствования ведущей функции Механизмы развития систем. Конфликты и противоречия. При построении линий развития систем ученики приходят к выводу, что толчком для перехода от одной системы к другой - более совершенной - является конфликт, который возникает при эксплуатации (использовании) системы. Этот конфликт можно сформулировать как противоречие, разрешение (устранение) которого приводит к переходу системы на следующий уровень развития. Педагогу важно научить детей выделять в системе имеющийся недостаток и пути его устранения при переходе к новой системе. На первых уроках можно использовать более доступные для понимания детей эволюционные цепочки (например, авторучки, машины, лампочки и др.) Системный оператор (СО) в функциональном представлении. Системный оператор позволяет совместить «системную горизонталь» и «системную вертикаль», рассмотрев не только развитие интересующей нас системы, но и развитие надсистемы и подсистем. Особое внимание при составлении СО должно отводиться определению главной функции изучаемой системы, а также тому, что помогает системе на каждом этапе развития выполнять её главную функцию. Важно обращать внимание учеников на то, какие новые подсистемы появляются, а какие отмирают, как изменяется надсистема. При переходе от анализа прошлого системы к прогнозированию её будущего, необходимо следить, чтобы этот прогноз ученики делали не путём пустого фантазирования, а также через устранение накопившихся в процессе развития недостатков, т.е. путём выявления в существующей системе недостатка, мешающего исполнению рассматриваемой функции, и формулирования идей по устранению этого недостатка Использование СО для расширения представлений о школе, семье, окружающем мире.

21 Эти темы связаны с практическим применением системного оператора для исследования важнейших вопросов и понятий, с которыми постоянно сталкиваются дети. Моделируя с помощью СО структуру и эволюцию различных объектов, ученики не только осваивают новый метод познания мира и убеждаются в его эффективности и наглядности, но и делают для себя ряд полезных открытий: о своей роли в семье, о взаимоувязке школьных предметов и взаимопомощи учащихся, о последствиях влияния человека на природу, о жизни родного порода и т.д Техническая система (ТС) как часть природы. Человек как часть ТС. Главная цель данной темы - показать ученикам отличие между системой и технической системой (ТС), или системой с заданной функцией. Техническая система - совокупность элементов, порождающая новую функцию. При изучении данного материала педагогу необходимо помнить об инерции мышления, которая подталкивает детей к мысли, что техническая система - это только технические объекты. Поэтому детям нужно показать на примере природных и смешанных объектов возможность рассмотрения их как технических систем. Например, дерево можно рассматривать как техническую систему, если совокупность некоторых частей дерева позволяет реализовать определённую полезную функцию, «работать» в качестве зонтика, в качестве ограды и т.д. Рассматривая с детьми ТС, включающие совокупность элементов естественного и искусственного происхождения. Необходимо обратить внимание на многочисленные системы, в которые входит человек. Например, автомобиль как ТС для перемещения пассажиров и грузов не может функционировать без водителя, ТС для забивания гвоздя также не существует без человека и т.д. Эти вопросы заставляют детей более пристально вглядываться в повседневно встречающиеся предметы и события Прогнозирование на базе СО. Выявление и постановка задач. В силу важности развития у детей способности прогнозирования (предвидения), эта тема выделена в отдельную, как развитие темы Здесь акцент делается на те задачи прогнозирования, которые волнуют самих детей. При этом важно не «бросаться» с системным оператором на первое попавшееся «почему», а сначала продумать и обосновать проблему, вспомнив, систематизировав и отобразив с помощью СО информацию о «прошлой жизни» системы, без чего приступать к прогнозу нельзя. Результатом прогноза должна быть постановка задачи, решение которой поможет этому прогнозу осуществиться. Как решать такие задачи, рассматривается в следующем разделе. Раздел 4. Алгоритмический метод решения изобретательских задач. 4.1 Основные исходные понятия ДАРИЗ. Решение задач. Подробные методические рекомендации по ознакомлению детей с исходными понятиями ДАРИЗ (КП, ИКР, ВПР, ИР) даны в методическом пособии Е.Л. Пчелкиной «Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ)»,которое рекомендуется в качестве методического сопровождения к 4 разделу Программы. 4.2 Ресурсы, виды ресурсов. Использование ресурсов для решения задач. Уже начиная с первого класса, дети знакомятся с понятием ресурсы и учатся использовать ресурсы при решении задач. С самого начала можно знакомить детей с видами ресурсов (природные, пространственные, временные, системные, надсистемные, даровые и др.) В старшем возрасте детям дается более полная классификация ресурсов. В процессе её изучения можно составить с детьми копилку (картотеку) задач на использование ресурсов разных видов. Важно, чтобы вывод о том, какой ресурс использован (название вида) делали сами дети Техническое противоречие. Составление и выявление ТП. Решение задач с помощью приёмов разрешения ТП и составление их копилки.

22 С понятием «техническое противоречие» ученики знакомятся через игру «Хорошо-плохо». На основе этой игры они учатся анализировать проблемную ситуацию, выделять её положительные и отрицательные стороны (качества, параметры объекта, вызвавшего конфликт) и составлять противоречия. Легче дети формулируют техническое противоречие (сам термин «техническое противоречие» педагог в работе с детьми может не употреблять). Следует обратить внимание учеников на то, что техническое противоречие всегда состоит из двух половинок ТП1 и ТП2 и на первом месте в каждой половинке сперва указывается положительное (то, что хорошо), а потом уже отрицательное (то, что плохо). Следующим шагом является знакомство детей с приёмами устранения технических противоречий. Эта работа должна проводиться в процессе решения детьми задач. Дети должны «открывать приёмы» сами, а не получать их «на тарелочке» от педагога. Каждый приём выводится учениками и записывается в копилку Физическое противоречие. Составление и выявление ФП. Решение задач с помощью приёмов устранения ФП и составление их копилки. С детьми более старшего возраста после ознакомления с Техническим противоречием можно вводить понятие «физическое противоречие», формулируя его на основе игр «Хорошо-плохо» и «Наоборот». При построении физического противоречия необходимо обращать внимание детей на то, что формулировка должна быть полной, т.е. с пояснением, зачем необходимо то или иное свойство. Таким образом, дети последовательно осваивают причинно-следственный и парадоксальный стили мышления. Следующий шаг формулирование ФП при решении задач, в процессе которого ученики осваивают 4 приёма устранения ФП и составляют копилку задач на применение приёмов. 4.8 Переход от ТП к ФП. В более сложных задачах формулировки только одного из противоречий может быть недостаточно для того, чтобы глубоко вникнуть в проблему и получить сильные, интересные идеи. Но часто получается, что ФП составляется непродуманно, в силу чего, несмотря на другую форму умозаключения, по содержанию просто дублирует ТП, и поэтому не может дать новых идей решения. Следовательно, важным шагом является продуманный переход от ТП к ФП Решение задач по ДАРИЗ. На первом году обучения для решения задач рекомендуется пользовать упрощённый вариант алгоритма, который основан на самых простых шагах: формулировка исходной ситуации, деление конфликтующий пары (КП), формулировка ИКР к одой половинке КП, выявление ресурсов и получение различных идей решения задачи путём объединения ресурсов с ИKP. Со второго года к перечисленным выше шагам добавляются шаги по составлению технического противоречия, физического противоречия и (на четвёртом году) выделению оперативной зоны и оперативного времени. Обязательной частью уроков, связанных с решением задач, является анализ полученных идей. Дети учатся сравнивать свои идеи по ряду критериев (возможность реализации, сложность, близость к идеальному результату), среди которых главные критерии нравственные (не причинит ли реализация идеи какой-либо вред, не обидит ли кого-то и т.д.). При этом ученики по возможности сами (под наблюдением педагога) должны выделить наиболее сильное решение и обосновать свой выбор.

23 Раздел 5. Закономерности развития систем Развитие систем. Основные законы развития систем. Этот раздел изучается с учениками более старшего возраста начиная с третьего года обучения. При освоении материалов третьего раздела дети научились строить системный оператор с опорой на приоритетную функцию развития системы. Теперь ученики узнают, что технические системы развиваются не просто так, а по своим определённым законам, знание которых может помогать как в решении задач, так и в прогнозировании развития систем. На третьем году рекомендуется познакомить детей с более доступными для их понимания законами: Закон S-образного развития систем Закон повышения динамичности Закон перехода "моно-би-поли-моно". На четвертом году ученики закрепляют знания изученных ранее законов и знакомятся с новыми: Закон вытеснения человека из ТС Закон опережающего развития рабочего органа Закон повышения согласованности частей системы Закон перехода на микроуровень. Необходимо отметить, что данные выше рекомендации условны. Педагог сам может распределить количество и последовательность изучения законов в зависимости от уровня развития детей и собственной подготовки. Знакомство детей с законами должно проходить в форме «открытия» этих законов, которое может быть получено в результате решения задачи или нахождения выхода из проблемной ситуации, при сопоставлении этапов эволюции знакомых объектов, при конструировании каких-либо изделий, в ходе исследовательских работ. Дети могут «открывать законы», изучая другие темы программы. Важно, чтобы педагог обратил их внимание на существование «открытого» ими закона, а когда подойдёт время изучения данного закона по программе, напомнил детям об их открытии.

24 Литература 1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1984, 1985, Я Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск: Скандинавия, Альтшуллер Г.С Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск, Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина. - М.: Вига- I Пресс, Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. К -СПб.: Речь, Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. - Кишинев: Лумина, Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. - Кишинев: Лумина, Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться! изобретать. - М.: Просвещение, Иванов Г.И. Денис - изобретатель. - СПб.: Речь, Камин А.Л., Камин Д.А. Интеллектуальное айкидо. - Луганск, Кислов А.В. Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей. - СПб.: Речь, Кислов А.В. Пчёлкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребёнка. - СПб.: Речь, Кислов А.В. Пчёлкина Е.Л. Задачи для изучающих ТРИЗ. - СПб.: ИПК «Нива», Кислов А.В. Пчёлкина Е.Л. Обратная связь. - СПб.: ИПК «Нива», Меерович М.Н., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. - М.: Альпина, Нестеренко АА Страна загадок. - Ростов - на - Дону: изд. Ростовского университета, Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ) - СПб.: ИПК «Нива», Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ.- Методическое пособие для преподавателей и рабочая тетрадь для детей. СПб., Сидорчук Т.А. Воображаем, умышляем, творим... - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. СПб., Речь, Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб.: Речь, Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. - СПб.: Федин С. Хитрые задачи. - М.: Шрагина Л.И. Логика воображения- Учебное пособие. Одесса: Полис, Шустерман З.Г. Новые похождения Колобка или наука думать для больших и маленьких. М.: Генезис, 2002.

25 29. Шустерман М.Н. Фантастика и реальность. Вып М.:


1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 2. 608 с. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. М.:

Программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» Пояснительная записка Рабочая программа Я - исследователь интеллектуальной направленности. Она соответствует Федеральному государственному образовательному

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы техническая Цель программы развитие творчески мыслящей личности ребенка, способной решать изобретательские задачи, используя инструментарий ТРИЗ. Задачи Обучающие

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весѐлая математика» разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 505 Красносельского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ Педагогическим советом от 24.06. 2016 г. 118-ахв Протокол 14 от

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Я-исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа 29» Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Развитие познавательных способностей» Класс 1а,б Направление

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир загадок» в 1 классе (название курса) Составила: Вологжина Н.

Аннотация к рабочей программе по дополнительному образованию в 3-Б классе Клуб «Эврика!» Работа в клубе «Эврика!» строится по двум направлениям: ествественнонаучное (математика), филологическое (русский

АННОТАЦИЯ Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 5 классов Составитель: Султанова Л.А., учитель биологии. Тольятти 2016 Содержание 1. Пояснительная записка. Общие цели преподавания биологии на ступени основного

3 ВВЕДЕНИЕ Решающим фактором успешной работы специалиста в любой сфере деятельности является его умение быстро и эффективно решать многочисленные проблемы, постоянно возникающие в различных ситуациях.

Пояснительная записка. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В, Кораблина Петровского района Тамбовской области Рассмотрена и рекомендована

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Николаева Надежда Александровна учитель МБОУКШ 7 им. В.В. Кашкадамовой Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Иванова Светлана Каняфиевна воспитатель МБДОУ «Д/С 178» г. Иваново, Ивановская область

Программа «Школа России». Математика. Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерных программ образовательных учреждений, Федерального государственного

Центр развития и обучения «Kid s академия» Утверждаю Директор ЦРиО «Kid s академия» Аверина С. В. 2015 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая Логика» Для детей в возрасте

Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников консультация для педагогов Исполнила воспитатель I кв. категории Амосова М.К Педагогическая копилка г. Ярославль, 2014 0 1 В образовательном

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» Обще интеллектуальное направление. Учитель начальных классов Князева Наталья Юрьевна 205 206 уч. г. Пояснительная записка Рабочая

Учреждение образования Белорусский государственный экономический университет УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования Белорусский государственный экономический университет В.Н.Шимов 2015 г. Регистрационный

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий,

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Маркова Юлия Александровна, преподаватель спец. дисциплин Комплекс Строительства и Предпринимательства ГБПОУ «ЮУМК» г. Челябинск Аннотация:

Пояснительная записка В настоящее время в России увеличивается интерес к внедрению инновационных технологий развивающего обучения. Анализ эффективности их позволяет сделать вывод, что одной из результативных

«Использование педагогической мастерской по ТРИЗ для знакомства с методами решения творческих задач» Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа по информатике ориентирована для детей в возрасте 7-0 лет. Численность группы: 0 чел. оптимальная, 5 чел. предельная. Данная программа имеет техническую направленность.

Содержание рабочей программы I.Пояснительная записка с указанием нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы 1.Общая характеристика предмета Информатика - это естественнонаучная дисциплина

Рабочая программа по внеурочной деятельности (на 4 года) развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов Количество часов: 1 год обучения: 5 классы 2 час в неделю, в год 68 часов. 2 год обучения:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г. о. ЖУКОВСКИЙ УТВЕРЖДЕНО приказом МОУ школа-интернат от 31 августа 2016 г. 107 Рабочая программа

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2015. 8 бщеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Математика Н.Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор Н.Б. ТИХОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Новая школа это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступени творчества» Пояснительная записка Образовательная программа «Ступени творчества» имеет художественноэстетическую направленность. Обучение по данной

Аннотация Цель предмета: формирование научного мировоззрения на основе естественнонаучных знаний, способствующих интеллектуальному, культурному и духовному развитию школьника. Задачи: вооружение учащихся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова» Рабочая программа по изобразительному искусству 1А,Б,В,Г1; 1А2; 1А,Б3; 1А,Б,В5; 1А,Б,В7

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для учащихся 1 класса на 2016-2017 учебный год «Все профессии нужны, все профессии важны» Составитель: Савина В.В. учитель начальных

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» Развитие речи детей с использованием сюжетных картинок. (технология ТРИЗ.) Форма проведения: (из

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 3 А.В. Рябова 2014 г. Рабочая программа подготовки детей к школе на подготовительных занятиях для будущих первоклассников Учитель- Бикметова А.Д. 2014 год Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Размышляем, играем, творим» (4-5 класс) разработчик: Карпова Юлия Валерьевна учитель Нижний Новгород 206 Планируемые результаты В результате реализации данной

Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Занимательная математика» для учащихся 4 классов разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального

Пояснительная записка Информация о предмете. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого

Принято на педагогическом совете протокол 1 дата 24.08.2016 г. Положение 33 об учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии

Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана Специализированный учебно-научный центр ГОУ Лицей 1580 «Утверждаю» Директор Лицея 1580 проф. Граськин С.С. 2015г. Программа Дополнительного

Разработки специалистов ТРИЗ для дошкольного образования:

От "почемучек" к "потомучкам"
Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.