Гаргульи были созданы и служили. Мир и мы

Горгульи - кто такие и почему такие страшные?

Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.

Легенда о Гаргулье появляется окю 7 в.н.э. на территории современной Франции. Имеют место несколько разных вариантов мифа, но вырисовывается примерно такая картина.

В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её.

Святой Роман был реальным епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) - один из подвигов святого.

Хотя, странный он был святой, если посмотреть свежим взглядом...

Усмирил он Горгулью таким образом:

Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Горгулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Горгулья покорно легла у ног святого.

Епископ привел побежденного зверя в город, и что бы вы думали? Отправил на жительство в местный зоопарк? А вот и нет. Радостные жители Руана тут же соорудили громадный костер и поджарили зверюшку...:(

Туловище и хвост горгульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа - сейчас уже не разберешься. Горгульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям...

На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер - там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую - то бишь, химеру.()


Выглядело это примерно так, наверное...:)

или так:

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Эта горгулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.

На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.


Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие горгульи - это все-таки те, что напоминают нам нас самих.

Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык. (с)

Самые знаменитые горгульи всех времен и народов живут на Соборе Парижской Богоматери, канеш, даже студия "Уолт Дисней" не смогла пройти мимо них..:)

Как я уже упоминала, обычно гаргульи на фасадах готических храмов расположены так, что дождевая вода с крыш стекает через их рот.

Но одна из гаргулий фрайбургского Мюнстера, наоборот, держится руками и ногами за стену, а вода выливается через её задний проход.

Согласно городской легенде, во время строительства этого собора городской совет повысил требования к каменщикам без увеличения оплаты труда. Каменщики работу выполнили, но разместили эту испражняющуюся скульптуру напротив окон городского совета.

Мелочь, как говорится, а приятно...)

Химера Нотр-дам-де-Пари

В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Что же это за существа такие?

Слово горгулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).

Легенда о Горгулье восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене, и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Горгулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Горгулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Горгулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост горгульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть, это было распоряжение епископа - сейчас уже не разберешься. Горгульи останки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

Химера Нотр-дам-де-Пари

С 11 века изображения страшных горгулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры горгулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для горгульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Их изображениями стали оформлять водостоки. Стали горгульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из их пасти, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, горгульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки горгульи превратились в элемент декора зданий.

Однако горгульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

Химера Нотр-дам-де-Пари

И снова Нотр-Дам

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тёзок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья"/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи - тоже гротески, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - горгулья, если она использовалась как водосток, и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.

А вот этот напоминает монстрика из фильмов ужасов

В средние века на соборе были только горгульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Всё это - Собор Парижской богоматери

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

Гаргульи на парижской базилике Сен Дени

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение горгулий здесь очевидно

Амьен, Франция

Слева: кафедральный собор Сен-Готье, Тур, Франция

Справа: Раффорд Парк, Ноттингемшир, Соединённое королевство

Сен-Жермен-л"Осеруа / Église Saint-Germain-l"Auxerrois, 12-15 в.в., Париж.

Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция

Слева: Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия

Справа: Ульмский собор, Германия

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия

Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство

Вестминстерское аббатство, Лондон

Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.

Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство

Справа: Замок Химэдзи, Япония

Йоркский собор / York Minster, Йорк, Соединенное королевство

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде

Оксфорд, Соединённое королевство

Эти каменные фигурки появились на оксфордской Бодлианской библиотеке в недавнее время.

Слева Траляля и Труляля из "Алисы в Зазеркалье"

И снова Оксфорд

Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Этот астронавт на стене собора часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Фантастический дракон в Копенгагене

Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага

И в Россию забрели горгульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название "Государственная консерватория". В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы "Зауэр".

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид.

В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали горгулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.

Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл

Справа: Гротескные пожарные-горгульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США

Справа: Нечто в Чикагском университете

Звездные войны на Вашингтонском кафедральном соборе / Washington National Cathedral появились в 1980е годы

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary, США

Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка. Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы

Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.

Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век).

И напоследок - Германия.

Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия

Догадайтесь сами о символике оформления этого водосточного желоба.

P.S. По поводу гОргулья или гАргулья - см. gramota.ru - правила не установлены. В бумажных книгах и справочниках, доступных мне, пишут и гаргулья, и горгулья. Также встретила термин Гаргули в глоссарии Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия, М.: Искусство, 1995, стр. 44. Википедия сообщает еще о гаргуйль и гаргойль.

В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа - сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.

Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

5.

(via , , )

6.

(via: Kevin Trotman)

8.

(изображение: Paul Malone , Ron Hilton)

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья "/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески ), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

10.

Фотографии Harald Hartmann отсюда , продолжение фотографий .

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери .

13.

(via , , , )

В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

14.

(via: Angus McIntyre)

15.

(via , )

Здесь мы видим львов, охраняющих храмы Cathédrale Saint-Étienne de Meaux в Париже (слева) и Catedral de Santa María de Tarragona в испанской Каталонии (справа).

17.

(via , )

Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.
Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle , Соединенное Королевство.
Справа: Замок Химэдзи , Япония.

22.

(via Angria)

23.

(via)

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке.

24.

(via)

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary , США.

25.

(via Jon Dunbar)

Парк в Южной Корее. Не совсем гаргулья, но гаргулеподобный монстр.

26.

(via)

Церковь на Пятой авеню, Нью-Йорк.

27.

(via)

И в Россию забрели гаргульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории.
Фотографию самого здания можно посмотреть:

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название "Государственная консерватория". В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы "Зауэр".

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид. ()

29.

(via , )

30.

(via , )

Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл.
Справа: Гротескные пожарные-гаргульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия. Больше изображений http://northstargallery.com/gargoyles/

31.

(via , , )

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США.
Справа: Нечто в Чикагском университете.

32.

(via: Gemma Longman , Andrea Schaffer)

Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция.

35.

(via)

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия.

36.

(images via , )

Слева: похоже, что человек услышал неприятный звук или просто напуган.

37.

(via: VT Professor)

39.


(via)

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор , Саламанка , Испания.

41.

(via: Paul Malone)

Фантастический дракон в Копенгагене.

42.

(via: Alex)

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.

Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век). Немного об этом есть в статье из "Науки и жизни ".

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде.

44.

Отсюда .

Оксфордская "выставка карикатуры".

45.


(via E. K. Chua , Wenzel)

46.


(via:

Кто такая горгулья - это демоническое существо, которое олицетворяет силы хаоса, подчиненные божественной силе. Служит ангелам ради сохранения упорядоченного мироздания. В переводе с латыни – горгулья - симбиоз слов «глотка» и «водоворот». По одной из версий, их крик напоминал бульканье, по другой – они являлись таким же символом вечности, как и вода.

Горгулья - кто это?

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья - это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света.

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

Как выглядит горгулья?

Горгулья - мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

  • кожистые крылья;
  • острые когти;
  • головы львиные или волчьи, иногда - симбиоз с человеческим лицом.

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

  1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
  2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
  3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.

Как кричит горгулья?

Крик горгульи сегодня считается мифом, авторы игр вовсю упражняются в его создании. Известно лишь, что существа кричали при приближении врагов, будь то захватчики или нечисть. На что это похоже, легенды не сохранили. Церковники убеждали, якобы птица горгулья издает крик, когда житель города совершает грех. Разительно отличаются от прочих статуй изваяния на соборе святого Вита в Праге, это не драконы, а уродливые люди, застывшие в крике. Исследователи объясняют решение зодчих, как стремление напоминать человечеству о грехах и проклятиях, которые могут заточить в камень.

Чем отличается горгулья от химеры?

Очень часто люди считают, что горгулья и – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

  • с фигурой горбуна и когтями орла;
  • крыльями нетопырей;
  • головами козлов или змей.

Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.

Горгулья в мифологии

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.