Рабочая программа на тему: программа кружка триз. А что такое триз

Программа по курсу «Мир другими глазами»

на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Маркина Т. С.,

специалист ТРИЗ II уровня,

специалист РТВ II уровня

МОУ «Гимназия №8», г. Пермь

Введение

Обгоняя звук, в небо уходят самолеты. Летят к далеким планетам космические корабли. Это НТР – научно – техническая революция. У станков работают промышленные роботы. На смену деревянному резцу пришел луч лазера. Это тоже НТР. Заводы объединяются в сложные системы, управляемые компьютерами. И это тоже НТР.

Тысяча изобретений в день! Это тысяча шагов в будущее. И каждый такой шаг – победа, завоеванная изобретателями в нелегком бою. Чтобы изобретать, нужны знания и, главное, необходимо умение творчески подходить к техническим заданиям. Это умение не появляется само по себе, его надо развивать. Оно закладывается с раннего детства и непосредственно связано с системой образования.

Еще в 20–е годы английский философ А. Н. Уайтхед отмечал, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества. Главной целью образования и воспитания должна быть интеллектуальная и духовная культура человека: «Культура состоит в активности мыслить и восприимчивости к красоте и человечности чувств». Образование, по его мнению, это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни.

Идеи А. Н. Уайтхеда поддержали многие учителя и профессора всего мира. «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению». «В новой технике обучения материал должен вводиться не как описательный, а как содержащий реальную проблему». «В новой системе обучения фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен». Гальперин в своей работе «Технология обучения творчеству» так раскрыл суть проблемы: «Идеальный результат обучения творчеству можно описать так: учащийся сам находит метод решения поставленной им (или другими) проблемы», при этом Гальперин опирается на статьи Г. С. Альтшуллера. Анализируя патентные фонды, Г.С. Альтшуллер выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.

Главная привлекательность ТРИЗ заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесен на осознанные операции мышления. Таким образом, ТРИЗ:

    Позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.

    Решать задачи с помощью приемов и принципов.

    Позволяет получить сразу несколько идей, из которых осознанно можно выбрать наилучшее.

    Можно реально спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ - раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты. Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

Конечно, мы имеем дело не с инженерами и учеными, а со школьниками, но уже из самой постановки задачи создания ТРИЗ видно, что в педагогике ТРИЗ может быть использована с целью формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыслительной деятельности.

Пояснительная записка.

Цель и задачи курса.

Цель: развитие творческих способностей детей, неординарного мышления; формирование умений решать изобретательские задачи и создавать творческие продукты.

Задачи:

1) познакомить с основами Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), объединяющей три системы: природа, техника и человек;

2) воспитывать интерес к собственному творчеству, к поиску рациональных решений;

3) создать условия для развития творческой личности, учитывая индивидуальные

особенности;

4) учить работать в коллективе.

Принципы построения и реализации программы.

    Принцип диалектичности: Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития.

    Принцип продуктивного выхода: творческая работа должна заканчиваться получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки,...

    Принцип регулярного воспроизводства заданий: Основные операции отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.

    Принцип обратной связи: результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания, через оценку творческих работ.

    Принцип единого понятийного аппарата: Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс.

    Принцип коллективности: воспитание в коллективах дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

    Принцип научности и посильной трудности: дети ориентируются на усвоение конкретного через обобщенные теоретические знания. Происходит приобщение к посильной исследовательской деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности: усвоение знаний, умений и навыков происходит в определенной логической связи, а изучаемое представляет собой систему.

    Принцип сознательности и творческой активности

    Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления

    Принцип положительного эмоционального фона

Программа включает теоретические и практические занятия (в т.ч. разнообразные формы контроля).

Каждое практическое занятие построено на проблемной ситуации , которая характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ (см. список)

Объем курса I ступени - 102 учебных часа (34 занятия в год, 1 занятие - 3 часа).

Объем курса II ступени – 170 учебных часов (68 занятий в год, 1 занятие – 2,5 часа).

Введение. (3 ч).

Знакомство с учащимися. Анкетирование. Ознакомление с содержанием программы. История ТРИЗ.

Методы активизации творческого мышления.(21 ч).

Мышление логическое и творческое. Инерция, методы снятия психологических барьеров. Приемы РТВ (развитие творческого воображения). Неалгоритмические методы стимулирования творчества (метод проб и ошибок, мозговой штурм, морфологический ящик). Ассоциативные методы (бином фантазии, метод фокальных объектов – МФО).

Понятие о системе и функции.(15 ч).

Система и функция. Функциональный смысл подсистемы и надсистемы. Системная вертикаль. Системная горизонталь. Системный полиэкран. Функциональный подход. «Жизнь» систем.

Приемы развития системного мышления.(6 ч).

Образные, вербальные, игровые. Моделирование, решение задач. Системные приемы фантазирования.

Противоречия. Виды противоречий.(18 ч).

Понятие о противоречии. Виды противоречий. Усиление противоречий. Правила формулирования противоречий. Цепочки противоречий. ИКР – идеальный конечный результат. Способы устранения противоречий. Игра «Хорошо – плохо», метод числовой оси, оператор РВС.

Понятие о ресурсах. (12 ч).

Классификация ресурсов. Использование ресурсов при решении задач. Составление и разрешение противоречий.

Закономерности развития технических систем. (9 ч).

Техническая система. Условия существования технических систем. Закон повышения идеальности систем. Законы развития систем в природе, обществе и технике. Связь ЗРТС с приемами разрешения противоречий.

Понятие о функциональном анализе (9 ч).

Определение и структура функций. недостатки системы. Причинно-следственная связь недостатков. Свертывание ТС. Функционально-идеальная модель технической системы.

Консультации по написанию проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (3 ч).

Защита проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (6 ч).

I ступень

Наименование раздела

Всего часов

теория

практика

контроль

Введение

Творческая работа

Понятие о системе и функции

Проверочная работа

Приемы развития системного мышления

Групповая творческая работа

Противоречие. Виды противоречий.

Проверочная работа (игровая форма)

Понятие о ресурсах

Проверочная работа

Закономерности развития технических систем

Круглый стол

Понятие о функциональном анализе

Проверочная работа

Консультации

Введение. (5 ч).

Знакомство с учащимися. Анкетирование. Ознакомление с содержанием программы. Типовые ошибки в изучении творчества.

Методы активизации творческого мышления.(15 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения: виды мышления, понятие об инерции, приемы РТВ. Неалгоритмические методы стимулирования творчества: метод контрольных вопросов, синектика. Алгоритмические методы стимулирования творчества.

Теория развития творческой личности.(20 ч).

Качества творческой личности. Достойная Цель. Жизненная Стратегия Творческой Личности. Концепция максимального движения вверх. Задачник по ТРТЛ. Психологические барьеры неприятия ЖСТЛ

Основные понятия логики. (20 ч).

Понятия логики. Классификация логических задач. Подходы к решению логических задач.

Противоречия. Виды противоречий.(30 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения. Использование систем – стандартов для решения задач. Знакомство с АРИЗ. Составление картотеки задач по предметам.

Эффекты. Использование эффектов для решения изобретательских задач.(15 ч).

Геометрические эффекты, биологические эффекты, физические эффекты, химические эффекты.

Понятие о ресурсах. (20 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения: ресурсы, классификация ресурсов, составление и разрешение противоречий. Таблица приемов устранения технических противоречий. Метод Робинзона Крузо, идеальный конструктор.

Закономерности развития технических систем. (10 ч).

Четыре этапа становления технических систем. Закон S-образного развития систем.

Вепольный анализ(10 ч).

Веполь. Графическое изображение веполя. Правила вепольного анализа. Вепольная формула. Виды веполей.

Консультации по написанию проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (10 ч).

Защита проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (15 ч).

Тематический план программы по курсу «Мир другими глазами» на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

II ступень

Документ

... глаза на наглость и хамство "звезды". Пора всем миром ставить ее на ... имеют в своих школьных программах курс биологии и 80 ... теории решения изобретательских задач . ТРИЗ , как уже говорилось, развивается почти полвека - с середины сороковых годов. По ...

  • Методические объединения ростов-на-дону феникс 2010 удк 373. 2 Ббк 74. 10 Ктк 4110 Е50 Елжова Н. В

    Документ

    Вместе с ней на курсах по ТРИЗу была и преподаватель... Программа ТРИЗ Сначала это была технология, которая потом стала программой . Основателем теории решения изобретательских задач ... фамилия)», «Мир глазами семьи...», «Наш город», «Мы на отдыхе» 3. ...

  • Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: учеб пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко

    Документ

    Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач , ... других программ и планов-проектов по вовлечению новых и улучшающих технологий в хозяйственный оборот. Основываясь на ...

  • Исследование и формирование креативности в отечественной педагогике (теория и практика) 65

    Исследование

    ... курсы дистанционного обучения и профессионального обучения TAFE. Начальная школа занимается по интегрированной учебной программе по ... компонентами являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ ) (... на основе построения целостной картины мира на базе ...

  • Наименование раздела

    Всего часов

    теория

    практика

    контроль

    Введение

    Методы активизации творческого мышления

    Практическая работа

    Теория развития Творческой Личности

    Проверочная работа

    Основные понятия логики

    Проверочная работа

    Противоречия. Виды противоречий.

    Практическая работа (групповая форма)

    Эффекты. Использование эффектов для решения задач

    Проверочная работа

    Понятие о ресурсах

    Практическая работа

    Закономерности развития технических систем.

    Вепольный анализ

    Практическая работа

    Консультации

    Защита проектных и творческих работ

    Образование, по мысли английского философа А.Н. Уайтхеда, - это обучение искусству пользоваться знаниями. Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем, осознавать необходимость естественной смены научных представлений. Многие теории, эффекты, явления, факты из школьных предметов могут десятилетиями лежать в запасниках памяти, не находя практического применения. Нужен мостик между теоретическими знаниями школьных дисциплин и вариациями их использования. Строится этот мостик с помощью реализации предложенной программы «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ).

    Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей учащихся.

    Отличительные особенности предложенной программы

    Ранее существующие программы, работающие по технологии ТРИЗ, ставили своей целью «оказание юным техникам помощи в овладении основами методики конструирования и поиска новых технических решений для применения их в технической работе … » или «показать учащимся возможности развития их собственных творческих способностей, побудить их к творческой активности, сформировать соответствующие стойкие интересы».

    Программа «Теория решения изобретательских задач» призвана сформировать системно- логическое мышление учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что позволит:

    • сформировать системно-логическое мышление учащихся,
    • решать на более высоком уровне не только научно-технические задачи, но и другие проблемы (социальные, культурологические, бытовые и т. д.),
    • показать потенциальные возможности интеллектуальной деятельности учащихся.

    Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. - всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

    • путь освоения прошлого опыта человечества, т. е. приобретения знаний;
    • самостоятельная реализация своих возможностей и развитие творческого потенциала благодаря изобретательской деятельности.

    Знания основ школьных дисциплин в совокупности с теорией решения изобретательских задач организуются таким образом, что позволяют в течение занятия получать нетрадиционные решения проблем, над которыми в прошлом учёные и инженеры бились многие годы.

    Основное положение ТРИЗ гласит: «Системы развиваются по определённым законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб». То есть решение всякой проблемной задачи считается актом развития некоторой системы.

    Развитие решения осуществляется путем преодоления (разрешения) противоречий, мешающих достижению ИКР (идеального конечного результата). В дальнейшем, противоречия устраняются применением системы изученных принципов, приёмов, стандартов, алгоритмов. Эти мыслительные инструменты взяты из истории человеческой мысли, истории открытий и изобретений, когда они применялись стихийно, по озарению, а авторы этих изобретений и открытий даже не задумывались, что они применяют тот или иной приём. При помощи ТРИЗ каждое движение мысли точно выверяется и организуется. Изученные в школе эффекты и явления, вкупе с изобретательскими приёмами, включаются неотъемлемой частью в логическую систему поэтапного, пошагового решения задач.

    Первый год реализации программы включает в себя изучение теоретической основы ТРИЗ и её использование в практике решения изобретательских задач, созданных авторами теории на основе патентов, авторских свидетельств, социальных проблем и художественных произведений. Информационный фонд изобретательских задач огромен.

    Практический опыт построения исследовательских занятий показывает: личный, собственным трудом собранный информационный фонд, мотивирует работу детей гораздо надежнее, чем спущенная «сверху» проблема. Поэтому основным содержанием второго года обучения является формирование умения составлять изобретательские задачи в результате анализа авторских свидетельств, патентов, проблем и достижений человечества.

    ТРИЗ - это алгоритм, которым пользуется человек, а не машина, поэтому теория включает в себя специальные операторы по управлению психологией с целью снятия инерции мышления. Обязательно на каждом занятии затрагивается тот или иной способ развития творческого воображения, чтобы нейтрализовать психологический барьер, заставляющий детей упорно перебирать громоздкие механические решения, даже в том случае, если учащемуся прекрасно известен эффект, дающий красивое физическое, химическое, биологическое или даже психологическое решение предложенной задачи.

    С каждым последующим занятием идёт усложнение материала с целью повторения, расширения и углубления теоретических знаний.

    В содержании курса рассматриваются задачи, затрагивающие основы, этапы и пути развития конкретных предметов и понятий: физических и биологических объектов, исторических периодов, философских представлений, отраслей промышленности, видов художественного искусства и других категорий. Предлагается поиск путей решения наиболее актуальных в наше время проблем, например, таких, как кризис топливной экономики и получения новых видов энергии, проблем охраны окружающей среды, вопросов раскрытия преступлений и др.

    Направлена программа на развитие системно-логического мышления учащихся и реализует систему обучения творчеству в учреждениях дополнительного образования, что даёт возможность эффективного управления процессом творчества обучающихся в качестве стержневого межпредметного курса основной школы. Таким образом, направленность программы социально-педагогическая.

    Актуальность предложенной программы определяется социальным заказом общества на творческую личность, обладающую системно-логическим мышлением, способную осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально - экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современной школе. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности».

    Информационная база программы – теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллера - признана и популярна сейчас не только в России, но и в США, Японии и ряде других зарубежных государств, где она чаще называется «прикладной диалектикой».

    Новизна программы

    Развитие «тризовского» (системно-логического) мышления ещё не стало объектом широкого применения. Причина этого состоит в том, что парадигма системно-логического мышления не нашла собственной смысловой ниши в личностных профессиональных приоритетах большинства педагогов. Её признание должно строиться на основе изучения теоретических аспектов данного вопроса, а также практического овладения теорией решения изобретательских задач. Этот процесс замедляется в связи с тем, что работы, посвященные вопросам ТРИЗ, ориентированы в своем большинстве на деятельность преподавателей, уже владеющих ТРИЗ-аппаратом, и публикуются в специализированных журналах и сборниках, а не для широкого круга педагогов.

    Кандидат педагогических наук Герман Константинович Селевко в своей книге «Современные образовательные технологии» пишет:

    « ... Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

    • выявление и развитие творческих способностей И. П. Волкова;
    • технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова;
    • теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера».

    «Теория решения изобретательских задач» - инновационная теория развития сильного мышления в образовании. Обеспечивая обучающихся «инструментами» творчества она позволяет не только добывать себе знания под руководством педагога, но и способствует их дальнейшему самостоятельному развитию.

    Педагогическая целесообразность программы

    Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера, на основе которой построена программа, позволяет детям самим переоткрывать изучаемые законы и делать изобретения, а не получать их в готовом виде. Истину, как говорил Дистервег, надо учителю не преподносить, а учить её находить. Для этого надо обладать определённым типом мышления и много знать. Теория обучения творчеству на основе ТРИЗ развивает эту тенденцию в обучении и воспитании.

    В большинстве школьных программ наблюдается изрядный уклон в сторону усвоения отдельных важных фактов в ущерб понимания общих закономерностей. Изучение ТРИЗ призвано решить проблему интеграции наук на основе системного подхода и реализует переход от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Происходит выход из системы данного учебного предмета в надсистему, т. е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира.

    С появлением ТРИЗ возникла реальная возможность эффективно управлять процессом мышления и процессом творчества, опираясь на законы развития систем. Развивающее обучение (Эльконина-Давыдова) представляет ученикам мир, различные его объекты в развертке по вертикальной колонке системного оператора (надсистема – система – подсистемы), тогда как мощный мыслительный инструмент ТРИЗ – системный оператор – предусматривает как минимум 9 экранов восприятия, включая аналогичные вертикальные колонки для прошлого и будущего системы. Дополнение до полного системного оператора плюс включение инструментов ТРИЗ в уроки-исследования позволит дать дальнейший импульс системе развивающего обучения.

    Новое в развитии науки часто создаётся на пограничных областях. Основная масса изобретений сделана на стыках учебных наук, а знания детей чётко разграничены по предметам. Эти знания остаются без активного применения и коэффициент их использования весьма низок. Школа, используя в учебном процессе перегруженные научной информацией программы, не имеет возможности включить в изучаемые темы области этих границ. И, конечно, глубину их значения не могут охватить сведения и ссылки на межпредметные связи. ТРИЗ затрагивает и восполняет этот пробел в достаточно увлекательной форме.

    Совместное применение ТРИЗ-педагогики и КСО (коллективный способ обучения) позволит реализовать принцип непрерывной передачи знаний учащимися друг другу.

    Система диалектического обучения (СДО), ранее известная под названием «словесно-логический метод обучения», ставит учащихся в режим частичного (под руководством учителя) переоткрытия знаний. Это хорошо соответствует задаче формирования когнитивной (познавательной) сферы деятельности личности. В то же время ускоряющиеся темпы развития цивилизации требуют развития креативной (творческой) сферы деятельности, что и предлагает ТРИЗ.

    Опираясь на технологию ТРИЗ-исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения школьников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.

    Проектный метод обучения нацеливает учащихся на решение проблемных задач при особой организации этого процесса. Применение ТРИЗ в проектном методе позволяет существенно повысить эффективность выполнения проектов, чаще и эффективнее представлять результаты проектов на научных конференциях школьников.

    Мотивационный план учебной деятельности в образовании решён не полностью. Содержание курса программы наиболее эффективным способом решает эту проблему, как в дополнительном, так и в основном образовании. Если школа учит знаниям, то «ТРИЗ, или теория сильного мышления» умениям их использовать, что повышает авторитет школьных теоретических курсов, позволяет учащимся осознать огромный потенциал получаемых знаний в плане их прикладного значения, способствуют успешной профориентации. В свою очередь, использование знаний как инструментов творчества, даёт возможность лучше запоминать научные теории, факты, эффекты и явления.

    Проблема успешности в обучении решается за счёт того, что учащиеся, анализируя в ходе учебных заданий проблемные задачи, существенно более мотивированы к получению необходимых им знаний.

    Изучение ТРИЗ способствует реализации здоровьесберегающих технологий, т. к. снижается информационный стресс, усиливается эмоциональность занятия, ощущается радость творчества.

    Из главных целей школьного образования (воспитательной, познавательной и развивающей) ТРИЗ-технология блестяще выполняет развивающую. А развитый интеллект сам решит цель познавательную. Что же касается воспитательной цели педагогики, то творчество несет большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека, определяя его активную жизненную позицию.

    Цель программы

    Главной целью процесса реализации программы является развитие системно- логического мышления обучающихся для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний в учёбе и жизни.

    Задачи программы

    Формирование определённых программой способов умственных действий и умений для развития практического опыта работы с алгоритмизированным материалом в виде анализа и решения изобретательских задач.

    Освоение учащимися широким набором приёмов и методов для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоёмкости процесса получения сильного решения.

    Развитие позиции активного преобразователя мира, творческой деятельной личности, способной не только применять и усваивать знания, но и самостоятельно создавать новые знания в виде ранее неизвестных решений актуальных проблемных задач.

    Формирование у обучающихся гражданского сознания, обусловленного нацеленностью на принципиальное преодоление как технических, так и социальных противоречий (в том числе межличностных конфликтов), когда выигрывают интересы не одного, а всех его участников.

    Формирование экономического и экологического мышления обучающихся, обусловленного представлением о развитии систем как о повышении степени идеальности, т.е. отношения суммы полезных факторов к сумме факторов расплаты.

    Формирование представления о высшем уровне творчества как акте замены решения проблемы её предотвращением.

    Раскрытие потенциальных талантов детей и перевода личности учащегося из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.

    Формализация некоторых процессов творческого мышления для упрощения процесса творчества тем, кому он сложен или даже недоступен, что позволит отстающим, “встав на плечи великих”, двигаться дальше и выше.

    Выявление уровней развития системно-логического мышления учащихся (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) и анализ потенциальных возможностей их интеллектуальной деятельности для последующей профориентации.

    Ожидаемые результаты

    После изучения курса учащиеся должны:

    понимать системную структуру окружающего мира;

    этапы и законы развития систем;

    историю человеческой цивилизации как историю создания изобретений и предметов искусства;

    что движущей силой прогресса является творчество людей;

    что крупные изобретения и шедевры искусства есть результат разрешения противоречий, заключенных в изобретательских задачах, которые в истории науки, культуры и искусства решались разными способами;

    структуру, сущность и основные приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) как научную систему формирования навыков рационального мышления в творческом процессе;

    основные способы решения изобретательских задач;

    основы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) как основного метода ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);

    уметь разъяснять смысл методов изобретательства: проб и ошибок, мозгового штурма (брейнсторминга), синектики, морфологического анализа Ф. Цвикки; эмпатии; ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Альтшуллера);

    пользоваться приёмами и методами АРИЗ для получения оптимального результата согласно поставленной в задаче проблеме;

    определять уровни творчества изобретений и предметов культуры, искусства; использовать o знания основ наук в творческих задачах как инструментов получения решений высших уровней; o системный подход для решения изобретательских задач любой тематики;

    теории, эффекты и явления изученных школьных дисциплин для решения противоречий как в изобретательских задачах, так и в жизненных ситуациях; представлять o сложности, мешающие человеку достичь цели в творческом начинании, знать и применять пути их преодоления.

    Способы проверки и формы подведения итогов

    Каждое занятие предполагает решение учащимися изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) результаты деятельности изучаются и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности учащихся.

    Оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу, внесение творческих решений в реестр и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решённых проблем; награждение грамотами, дипломами; присвоение «званий»; участие в конкурсах, семинарах, учебно-исследовательских конференциях, фестивалях; публикации лучших работ; получение свидетельств и патентов).

    Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, доклады и рефераты, выступления на научно-технических конференциях и результаты участия в олимпиадах.

    Возраст детей

    Изучение ТРИЗ или теории сильного мышления (технологии творчества) осуществляется с помощью изобретательских задач, которые формулируются из патентного фонда открытий, изобретений, а также из содержания предметов культуры и искусства. Поэтому формирование системно-логического мышления можно начинать практически с любого возраста, подбирая для раскрытия тем программы задачи, соответствующие возрасту.

    Данная программа в большей степени ориентирована на средний и старший возраст (14-21 год), т.к. одной из своих задач ставит мотивационный аспект учебной деятельности и, исходя из критериев уровней творчества, предполагает сформировать понятие о том, что изобретения, использующие глубокие знания основ наук, практически всегда являются изобретениями высокого уровня. Практически на каждом занятии присутствует мысль о значении знаний школьных дисциплин для решения изобретательских задач.

    Сроки реализации

    Программа рассчитана на 2 года обучения. С каждым занятием объём информации по темам за счёт анализа и решения новых задач увеличивается и усложняется. Второй год изучения курса позволяет обучающимся повторить пройденный материал, расширить и систематизировать новые знания, создать собственный фонд изобретательских задач, а возможно и сделать изобретение.

    Формы и режим занятий

    Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством педагога. Вторая - самостоятельную работу каждого ученика. Наиболее эффективной является организация групповой работы. Применимы такие формы занятий, как конкурсы, соревнования, игры, практикумы, семинары, консультации, олимпиады. Многообразие форм реализуют основное содержание курса - процесс поисковой, изобретательской деятельности, что способствует проявлению у ребенка стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.

    Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 2 часа, т.е. - 144 часа в год, всего - 216.

    Разработки специалистов ТРИЗ для дошкольного образования:

    От "почемучек" к "потомучкам"
    Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

    ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

    Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

    Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.

    Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач . В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?

    Система методик ТРИЗ, как и другие , имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.

    Краткая история ТРИЗ

    «Надо учить творчество» - был уверен Генрих Саулович Альтшуллер. Эту идею он сделал основоположной в системе своих научных приоритетов. Сегодня его учение вызывает интерес не только обобщением многолетнего разнопланового опыта изобретательства, но и практикой самого автора, который, будучи, помимо ученого, инженером, уже в 17 лет получил первый патент, а к 25 годам имел их 10.

    Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология , причем большинство работ имели предметом . Изучив сам метод, друзья убедились в его неэффективности и приступили к выработке собственной «методики изобретательства». В 1947 г. Г. Альтшуллер и Р. Шапиро принялись анализировать историю развития техники с целью выявления закономерностей открытий. В отличие от психологов, которые изучали познавательную деятельность человека как основу изобретения, они сосредоточили внимание на технических системах созданных самим человеком. После рассмотрения десятков тысяч авторских свидетельств и патентов, в 1948 г. родилась первоначальная теория решения изобретательских задач.

    О разработанной методике Г. Альтшуллер написал в письме на имя Сталина с предложением начать преподавание. Но в некоторой мере резкие оценки ситуации с изобретательством в СССР высшему руководству страны не понравились. В результате - обвинение, следствие, 25 лет ГУЛАГа. В 1954 г., после реабилитации, Альтшуллер снова начал полноценно работать над ТРИЗ. Как итог, в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его первая статья о теории решения изобретательских задач. В 1970-е гг. произошло признание технологии Альтшуллера, появились первые школы. Вышли из печати такие труды как «40 приемов устранения противоречий (принципы изобретательства)», «Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий», «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и другие.

    Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.

    Подробнее о ТРИЗ, в частности, про историю развития теории, вы можете прочитать в книге «Основы ТРИЗ ».

    Цели, задачи и функции

    Основная цель ТРИЗ (или даже миссия ) - выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ - предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.

    Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал 5 принципов современной ТРИЗ-педагогики:

    • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора.
    • Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи - задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей.
    • Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
    • Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
    • Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

    Бизнес и маркетинг. Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ . В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.

    Многие компании обращаются к услугам ТРИЗ-консультантов с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения их . В этом призван помочь особый раздел ТРИЗ, посвященный развитию творческого потенциала человека .

    Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам - в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ - дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.

    Теория находит свое применение и в других областях, таких как юриспруденция, искусство, литература и другие. Чтобы подробнее познакомиться со спектром задач, решаемых при помощи ТРИЗ, вы можете перейти на страницу с заданиями и примерами ТРИЗ (скоро) .

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.