Впр демоверсия по истории. Массовое движение передовиков, новаторов производства


Стахановское движение, массовое движение новаторов социалистического производства в СССР - передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники. Возникло во 2-й пятилетке, в 1935, как новый этап социалистического соревнования. Стахановское движение было подготовлено всем ходом социалистического строительства, успехами индустриализации страны, ростом культурно-технического уровня и материального благосостояния трудящихся. Большинство стахановцев вышло из числа ударников. "Стахановским" движение названо по имени его зачинателя - забойщика шахты "Центральная - Ирмино" (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за смену 102 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был вскоре перекрыт его последователями. Наибольшей выработки в Донбассе достиг Н. А. Изотов, добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля за смену. Стахановское движение, поддержанное и возглавленное Коммунистической партией, за короткое время охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство и распространилось по всему Советскому Союзу.

Зачинателями Стахановского движения были в автомобильной промышленности А. Х. Бусыгин, в обувной - Н. С. Сметанин, в текстильной - Е. В. и М. И. Виноградовы, в станкостроительной - И. И. Гудов, в лесной - В. С. Мусинский, на железнодорожном транспорте - П. Ф. Кривонос, в сельском хозяйстве - П. Н. Ангелина, К. А. Борин, М. С. Демченко и другие. 14-17 ноября 1935 состоялось Первое Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле, которое подчеркнуло выдающуюся роль Стахановского движения в социалистическом строительстве. В декабре 1935 пленум ЦК ВКП (б) специально обсуждал вопросы развития промышленности и транспорта в связи со Стахановским движением резолюции пленума подчёркнуто: "Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих".

В соответствии с решениями Декабрьского пленума ЦК ВКП (б) была организована широкая сеть производственно-технического обучения, для передовиков созданы курсы мастеров социалистического труда. Состоявшиеся в 1936 отраслевые производственно-технические конференции пересмотрели проектные мощности предприятий, были повышены нормы выработки. В 1936 проводились стахановские пятидневки, декады, месячники в масштабе целых предприятий. Создавались стахановские бригады, участки, цехи, достигавшие устойчивой высокой коллективной выработки. Развернувшееся Стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так, если за годы 1-й пятилетки (1929-1932) производительность труда в промышленности СССР выросла на 41%, то за годы 2-й пятилетки (1933-1937) на 82%. С новой силой творческая инициатива новаторов проявилась 5 годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства. Стахановцам принадлежала инициатива движения "двухсотников" (две нормы и более за смену), а затем "тысячников" (1000% нормы), создания "фронтовых бригад".

Опыт Стахановского движения сохранил своё значение и в послевоенный период, когда в условиях непрерывного роста экономики и культуры возникли новые формы социалистического соревнования. Характерное для развитого социалистического общества в СССР движение за коммунистическое отношение к труду использует методы высокопроизводительного труда стахановцев с целью повышения эффективности социалистического производства.

Почему возникло стахановское движение?

Почему в конце 1935 года "вдруг" возникло стахановское движение? Что послужило ему толчком? Почему оно не возникло, скажем, год или два тому назад, когда передовая техника была уже налицо? В своей исключительно плоской речи к стахановцам, Сталин дал этому явлению следующее объяснение. "Жить стало лучше, жить стало веселей. А когда весело живется, работа спорится" ("Правда", 22 ноября 1935 г.). Дело оказывается очень просто: советский рабочий поднимает производительность труда от "веселости", которой осчастливил его, конечно, тот же Сталин. Молотов, который почти каждого оратора допытывал о том, почему он работает стахановскими методами, почему именно теперь, а не раньше, дал более реалистическую оценку: "Во многих местах непосредственным толчком к высокой производительности труда стахановцев является простой интерес к увеличению своего заработка" ("Правда", 19 ноября 1935 г.). Америку, которую не суждено было открыть Сталину, стыдливо открыл Молотов. По всем газетным сообщениям, во всех речах стахановцев, красной нитью проходит: личная материальная заинтересованность. Это есть основной стимул стахановского движения, и именно это, и только это обеспечивает ему несомненный рост в ближайшем будущем.

Эти условия личной заинтересованности были созданы лишь в самое последнее время, в связи с курсом на стабилизацию рубля, ликвидацией карточной системы и вообще нормировочного снабжения. Еще несколько месяцев тому назад денежный заработок не играл сравнительно большой роли в бюджете рабочего, который в значительной степени был построен на закрытых распределителях, на заводской столовой и пр. Больший или меньший заработок в рублях не имел большого значения в этих условиях. В новых же условиях, когда рубль становится снова "всеобщим эквивалентом" товаров, конечно, крайне несовершенным и еще непрочным, но все же "эквивалентом", у советских рабочих в борьбе за высшую зарплату создался стимул к поднятию производительности труда, ибо сдельная, поштучная плата, повсеместно введенная в СССР, автоматически выражает в рублях рост производительности труда каждого отдельного рабочего. Начавшаяся вводиться уже давно поштучная плата стала доминирующей формой зарплаты в промышленности и на транспорте, даже в тех отраслях, где это вызвало трудности благодаря коллективному "бригадному" характеру труда.

В угольной промышленности, например, хотя уже существовала сдельщина, но частично так называемая бригадная сдельщина, т.-е. бригада рабочих, получала жалование на бригаду, в соответствии с произведенной ею - бригадой - продукцией, внутри, же бригады жалование делилось приблизительно поровну. Сейчас начинается перевод - и он, несомненно, будет быстро завершен там, где этого еще нет - на дифференциальную сдельщину, т.е. каждый рабочий в отдельности будет зарабатывать в соответствии с произведенной им продукцией. В той мере, как новая техника создала предпосылку стахановскому движению, поштучная плата в условиях денежной реформы вызвала это движение к жизни. И в противоречивом советском хозяйстве с элементами социализма и капитализма, стахановское движение стало не только экономически необходимым, но в известной степени - подъем производительности труда - и прогрессивным. Конечно, не как "подготовка условий для перехода от социализма к коммунизму" (Сталин, "Правда", 22 ноября 1935 г.), а именно в рамках существующего переходного и противоречивого хозяйства, как подготовка капиталистическими методами элементарных предпосылок для социалистического общества. Деньги и поштучная заработная плата в до сталинскую эпоху категориями не только коммунизма, но и социализма никогда не считались. Поштучную заработную плату Маркс определял "как наиболее соответствующую капиталистическому способу производства" ("Капитал"). И только потерявший последний марксистский стыд бюрократ может этот вынужденный отход от будто бы уже осуществленного "социализма" к деньгам и поштучной оплате, а, следовательно, к усилению неравенства, к перенапряжению рабочей силы и к удлинению рабочего дня изображать, как "подготовку перехода к коммунизму".

Основатель Стахановского движения

Стаханов Алексей Григорьевич (1905, д. Луговая Орловской губернии - 1977, г. Чистякове Донецкой области) - зачинатель стахановского движения. Родился в бедной крестьянской семье. Батрачил, был пастухом. Три зимы учился в сельской школе, которую не окончил (в анкете в графе "образование" писал о себе "малограмотный"). Не имея возможности выбиться из нужды, в 1927 приехал на работу в г. Кадиевку на шахту "Центральная-Ирмино", мечтая заработать деньги на лошадь. В 1935 парторг шахты К. Г. Петров предложил Стаханову отметить праздник Международного юношеского дня производственным рекордом. В ночь с 30 на 31 авг. Стаханов добыл отбойным молотком за смену 102 т угля, перекрыв норму выработки в 14 раз заработав 200 руб. вместо 25 - 30. Это стало возможным за счет предварительной подготовки (лисогонам поручили спуститься в шахту раньше, чтобы обеспечить лесом костерчиков, укреплявших" лаву., коногоны были вызваны, для бесперебойной вывозки угля) и правильной организации труда; Стаханов всю смену работал отбойным молотком, двое шахтеров крепили за ним уступ, а раньше эту работу делал один человек. Тем не менее, партком шахты, щедро наградив Стаханова, счел необходимым "заранее указать и предупредить всех тех, кто попытается клеветать на товарища Стаханова и его рекорд как на случайный, выдуманный и т.д., что партийным комитетом они будут расценены как самые злейшие враги, выступающие против лучших людей шахты, нашей страны, отдающих все для выполнения указаний вождя нашей партии товарища Сталина "о полном использовании техники".

В условиях ненаучного планирования, постоянной штурмовщины, диспропорций и неритмичности производства ставка делалась на "трудовой героизм". Вслед за Стахановым в разных отраслях промышленности развернулось стахановское движение. Стаханов был награжден орденом Ленина; в 1936 по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Стаханов был принят в члены ВКП(б) без кандидатского стажа. Назначенный инструктором в тресте "Сергоуголь", он присутствовал на многочисленных митингах, совещаниях, съездах, сидя в почетном президиуме. В 1936 был принят в Промакадемию, избран в Верховный Совет СССР. Ему предоставили квартиру в знаменитом «Доме на Набережной», охрану, служебные машины. Стаханов дружил с сыном вождя всех народов Василием Сталиным... В 1937 вышла в свет книга Стаханов "Рассказ о моей жизни". В 1941 был назначен начальником шахты в г. Караганду. В 1942 стал начальником сектора социалистического соревнования в Наркомате угольной промышленности в Москве. В 1957 вернулся в Донецкую обл., работал заместителем управляющего угольным трестом; потом помощником главного инженера шахтоуправления. В 1970 он был награжден вторым орденом Ленина и удостоен звания Героя Социального Труда. В 1977 г. Кадиевку переименовали в г. Стаханов. 19 сентября г. Стаханов установил новый рекорд, дав 227 тонн угля в смену. Трудовой подвиг Стаханова просто не мог остаться незамеченным, в стране началась настоящая рекордомания, захватившая все сферы жизни страны. Стахановское движение ширилось и подчас доходило до курьезов.

Стахановское движение и дифференциация в рабочем классе

Введение сдельной зарплаты вносит неизбежно глубокое расслоение в среду самого советского рабочего класса. Если это расслоение сдерживалось до последнего времени нормировочным снабжением - продовольственные карточки, заводские распределители и столовые, - то в условиях перехода на денежное хозяйство ему открыт самый широкий простор. Вряд ли в какой - либо из передовых капиталистических стран имеет место столь глубокое различие в зарплате рабочих, как ныне в СССР. Шахтер-забойщик, не-стахановец зарабатывает в месяц 400-500 руб. максимум, стахановец больше 1.600 руб. Вспомогательный же рабочий коногон получает всего 170 руб. (не стахановец) и 400 - стахановец ("Правда", 16 ноября 1935 г.), т.е. один рабочий зарабатывает приблизительно в десять раз больше другого. Между тем, 170 рублей вовсе не самый низкий оклад, а средний по данным советской статистики. Есть рабочие, которые зарабатывают 150, 120 и даже 100 рублей. Разметчик Козлов (Станкостроительный завод, Горький) за половину октября заработал 950 рублей ("Правда", 26 ноября 1935 г.), т.е. в одиннадцать с лишним раз больше рабочего-коногона и в 16 раз больше рабочего, зарабатывающего 120 рублей. Ткачихи-стахановки зарабатывают 500 и больше рублей, нестахановки 150 и меньше ("Правда", 18 ноября 1935 г.).

Приведенные нами примеры не указывают крайних границ в обоих направлениях. Можно было бы без труда показать, что зарплата привилегированных слоев рабочего класса (рабочей аристократии в настоящем смысле этого слова) относится, как 20: 1, а может быть и больше к заработной плате низко оплачиваемых его слоев. А к этому надо еще добавить другие бытовые привилегии стахановцев: преимущественное обслуживание путевками в дома отдыха, санатории; ремонт квартир; бесплатные места детям в детских садах ("Труд", 23-го октября 1935 г.); бесплатные билеты в кино; стахановцев бреют бесплатно и вне очереди (Донбасс, "Труд", 1 ноября 1935 г.); бесплатные домашние учителя для стахановцев и их семей ("Труд", 2 ноября 1935 г.) и др., право на бесплатный вызов врача днём и ночью и пр.

Существует мнение, что сталинское руководство ставит стахановцев в очень привилегированное положение не только в целях поощрения к поднятию производительности труда, но и сознательно содействует дифференциации рабочего класса, с политической целью - опираться на хотя и более узкую, но и более надежную базу: рабочую аристократию. Усиливающаяся дифференциация в рабочем классе, выделение из него привилегированной верхушки, рабочей аристократии, чрезвычайно обостряют внутренние антагонизмы в самом рабочем классе. Неудивительно, поэтому, что стахановское движение рабочей массой встречено враждебно. Этого не в состоянии скрыть и советская печать.

Если же взять зарплату специалистов картина неравенства становится прямо-таки зловещей. Главный инженер шахты (случайной шахты, хорошо выполняющей задания), Остроглядов, зарабатывает 8.600 рублей в месяц; и это рядовой, не крупный специалист и заработок его, следовательно, не может считаться исключительным. Таким образом, специалисты часто зарабатывают в 80-100 раз больше неквалифицированных рабочих и такое неравенство достигнуто теперь, через 18 лет после Октябрьской революции, почти накануне - по Сталину - "перехода от социализма к коммунизму"!

Враждебность принимает разные формы: от шуточек, издевательств до убийств, причем в издевательствах над стахановцами участвуют и коммунисты-рабочие и даже низшие чиновники партии и профессиональных союзов ("Труд", 3 ноября 1935 г.). Вожди призывают к борьбе с "вредителями".

Сталинский председатель Украины, Постышев, заявляет: "Борьба с саботажниками и сопротивленцами стахановскому движению... является сейчас одним из важнейших участков классовой борьбы" ("Правда", 13 ноября 1935 г.). Наместник Сталина в Ленинграде, Жданов, говорит о том же: "На некоторых предприятиях стахановское движение встретило сопротивление, в том числе и со стороны отсталых рабочих.

Партия не остановится ни перед чем, чтобы смести с пути победы стахановского движения всех ему сопротивляющихся" ("Правда", 18 ноября 1935 г.). Подействуют ли эти угрозы на рабочих? Из приводимых ниже выдержек мы, во всяком случае, увидим, что рабочие не склонны уступать без боя там, где вопрос идет об их жизненных интересах. "Труд" от 18 ноября 1935 г. сообщает, что "на шахте № 5 забойщик Кириллов избил начальника участка, который требовал от него правильного крепления за забойщиком стахановцем Замстеевым". Дело в том, что применение стахановских методов в угольных шахтах привело к значительному сокращению забойщиков (например, в шахте самого Стаханова их число сократилось с 36 до 24). Хотя им и не угрожает безработица, но часть из них переведена на подсобную работу крепильщика, значительно хуже оплачиваемую. В таком положении и находился забойщик Кириллов. В том же номере "Труда" рассказывается, как двое рабочих "вели злостную агитацию против стахановских методов. Дягтирев подговорил крепильщика бригады стахановца Курличева не работать. В результате работа на участке сорвана".

Стахановцы жалуются, что только когда "есть надзор, работа идет" ("Труд", 24 сентября 1935 г.). В Одессе на заводе тяжелого машиностроения токарь Поляков набросился на стахановца Коренного с железным бруском. Поляков исключен из союза, выгнан с работы, над ним предполагается устроить показательный суд ("Труд", 23 октября 1935 г.). В Мариуполе, на заводе "Азовстали" двое рабочих, Чистяков и Хоменко приговорены к 4 и к 2 годам тюрьмы за угрозу, убить стахановца-бригадира. На заводе "Красный Штамповщик" стахановка-работница нашла на своем станке грязный веник с прикрепленной запиской: "Товарищу Белой за выполнение трех норм преподносится букет цветов" ("Труд", 1 ноября 1935 г.). Шесть дней понадобилось, чтобы установить "виновных". В их числе оказался и профорг Муравьев. Они сняты с работы. Высшее начальство требует передачи дела суду. "Труд" от 12 ноября 1935 г. сообщает, что "рабочие текстильщики, перешедшие на уплотненную работу, встретили и встречают большие препятствия. Классовая борьба напоминает о себе на каждом шагу". Небольшой пример:..."Открыли окна и выпустили всю влагу, помещение загрязнили до предела". На другой фабрике "у десятков станков челночные коробки смазали мылом. За всем этим мы видим вредительские действия. На фабрике "Большевик" над работницей Одинцовой, работающей на 144 автоматизированных станках, обнаглевший враг (т.-е. тот же рабочий. - М. Н.) издевался самым откровенным образом".

Работница-стахановка рассказывает, как над ней издеваются: "ко мне подходили с такими словами: Как ты похудела, да побледнела, разве тебе жизни не жаль". "Известия" от 28 октября рассказывают, как в бараке №25 Картонажной фабрики в Москве, рабочие Холмогоровы, отец и сын, "укоряли стахановца Соловина в том, что он своей работой в конце концов добьется снижения расценок... Холмогоровы подговорили живших вместе с ними рабочих Наумова и Непекина и те подожгли в ногах у спавшего Соловина бумагу. В результате этого зверского преступления Соловин получил серьезные ожоги. Преступники арестованы". На заводе "Авиахим" рабочий Крыков систематически перевыполнял норму, в то время как рабочие высшего разряда вырабатывали меньше, чем он. "14 октября все стало ясно. Карпов передал Крыкову следующую записку: Товарищ Крыков, ты не гони так шибко и не превышай норму, а проси еще расценок...". Крыков пожаловался администрации и рабочий Карпов был сперва уволен и после раскаяния восстановлен со строгим выговором ("Правда", 31 октября 1935 г.). В том же номере "Правды" сообщается, что в Смоленске "отсталые рабочие начали травить стахановца токаря Лихорадова... Дело дошло до того, что некто Свиридов сломал шестерню и оборвал ремни на Лихорадовском станке". Сам Лихорадов рассказывает ("Правда", 17 ноября 1935 г.): "Когда я сделал 7 штук бандажей (т.е. значительно перевыполнил норму.) в цеху поднялась такая история, враждебные элементы были готовы меня просто съесть". Рабочих, сопротивляющихся стахановскому движению советские газеты называют "аварийщиками", способствующими авариям и поломкам механизмов: "аварии и поломки механизмов - излюбленное средство борьбы против стахановского движения" ("Труд").

"Правда" от 3 ноября 1935 г. сообщает, что в Тамбове четыре рабочих стахановца "придя на работу, обнаружили, что их инструментальные ящики взломаны, инструменты похищены". Об остроте борьбы говорит и то обстоятельство, что в отдельных, к счастью редких, случаях, она принимает характер террористических актов. "25-го октября вечером убит лучший ударник, слесарь завода "Труд" И. Шмырев... Преступники арестованы" ("Правда", 29 октября 1935 г.). Через несколько недель "Правда" сообщает о том, что "военный трибунал приговорил убийц стахановца Шмырева к расстрелу". На шахте "Иван" Макеевугля, лучший стахановец Николай Цехнов убит "чтобы сорвать перевод участка на стахановскую систему... Преступники арестованы" ("Известия", 30 октября и 2 ноября1935г.). Мы уже упоминали о том, что стахановцы часто работают за счет своих соседей-рабочих. "Труд" от 23 октября 1935 г. сообщает: "Стахановец загружен работой, а его сосед простаивает". И в другом месте: "Успехи стахановцев потребовали сокращения рабочих на некоторых участках, началась новая борьба" 1 . Шура Дмитриева, стахановка, прямо заявила председателю завкома: "Неприятно мне. Либо добейся работы для всех, либо добейся сокращения, иначе перестану так работать". Нетрудно представить себе какое в этих условиях царит настроение на заводах.

Мастер фабрики "1-го Мая" (Ленинград) Солдатов говорит: "Когда не было стахановцев, то и простоев не было, а вместе со стахановцами появились простои" ("Труд", 24 октября). Мы привели так много газетных выдержек, чтобы показать всю остроту борьбы внутри рабочего класса вокруг стахановского движения. Если стахановское движение не грозит пока советскому рабочему безработицей - бурно растущая промышленность пока в состоянии поглотить все освобождающиеся рабочие руки - то оно грозит ему простоями, переводом в подсобники, физическим перенапряжением, снижением зарплаты, и пр., и пр. Дальнейшее расслоение рабочего класса означает усиление экономического неравенства и розни. Абсурдно было бы думать, что большинство или хотя бы значительная часть рабочего класса сможет стать стахановцами. Рост зарплаты стахановцев уже сейчас, несомненно, является объектом беспокойства бюрократии. Занятая стабилизацией советской валюты, она не может "швыряться" рублем. Сталин открыто провозгласил, что нужно пересмотреть нынешние технические нормы "как не соответствующие действительности, они отстали и превратились в тормоз... Необходимо их заменить новыми, более высокими техническими нормами", которые "нужны кроме того для того, чтобы отстающие массы подтягивать к передовым".

Достаточно ясно. Новые нормы эти должны по Сталину "проходить где-нибудь посередине между нынешними техническими нормами и теми нормами, которых добились Стахановы и Бусыгины" ("Правда", 22 ноября). А за подъемом технических норм вскоре, несомненно, последует снижение расценок, т.е. удар по заработной плате. На ряде предприятий расценки были снижены директорами немедленно же после первых рекордов стахановцев. Это чует советский рабочий, это тревожит его, и он ищет путей к самообороне и протестует по своему, как мы это видели, из приведенных фактов. Очень вероятно, что мы стоим в СССР накануне серьезных экономических оборонительных боев рабочего класса. Борьба эта неизбежно будет иметь, по крайней мере, в начале, партизанский и разрозненный характер. Рабочий класс в Советском Союзе не имеет своих профессиональных союзов, не имеет партии. Та совершенно выродившаяся бюрократическая организация, которая именуется профсоюзами, самими бюрократами (из других ведомств) признается совершенно обанкротившимся привеском к хозяйственным организациям. Это признание теперь делается открыто в советской печати. Вопросы защиты профессиональных интересов рабочего класса приобретают в СССР в самом близком будущем огромное значение.

Рабочие будут неизбежно стремиться создавать свои организации, пусть чрезвычайно примитивные и кустарные, но все, же способные защищать прямые интересы рабочих в области рабочего дня, отдыха, отпусков и заработной платы и поставить преграду нажиму бюрократии по линии интенсификации под флагом стахановского движения и под иными флагами. Задача большевиков-ленинцев помочь рабочему классу СССР в этой борьбе с чудовищными бюрократическими извращениями в области повышения производительности труда. Надо, в частности, помочь передовому советскому рабочему - на основе активного участия в повышении экономического могущества страны - правильно сформулировать, выдвинуть и популяризировать в массах основные требования-лозунги, своего рода программу-минимум в защиту интересов рабочего класса от бюрократии, ее произвола, насилий, привилегий и коррупции. Весьма вероятно, что на основе промышленных успехов и известного повышения жизненного уровня масс, по крайней мере, их верхних слоев, - повышения крайне отстающего от промышленного роста, - советский рабочий именно с этого конца, т.е. с защиты своих элементарных экономических интересов, приобщится снова к политической борьбе. Тогда перед Октябрьской революцией откроется перспектива возрождения. Другую очень существенную причину рекордов следует искать в том, что мы имеем дело не со средним днем в обыденных производственных условиях, но с совершенно специальной подготовкой, часто в течение довольно длительного срока, и что рекордист работает с чудовищным напряжением, на котором он, конечно, не в состоянии продержаться хоть сколько-нибудь продолжительное время

Итоги стахановского движения

Стахановское движение позволило во многих случаях улучшить положение дел на производстве. Однако в ходе кампании возникло и немало проблем. Руководство страны решило, что новое движение свидетельствует о возможности очередного «большого скачка» - резкого одновременного повышения производительности труда. На предприятиях начали требовать, чтобы достижения отдельных рабочих-маяков превращались в норму для целых коллективов. Подхлестывание «сплошной стахановизации» породило массовую штурмовщину и дезорганизацию, погоню за рекордами в ущерб качеству работы, а в ряде случаев - развал производства. В результате еще одна волна репрессий прокатилась по стране. На этот раз «козлами отпущения» Сталин сделал «саботажников» и «консерваторов» из хозяйственных руководителей, которые якобы не перестроились и мешали работать стахановцам. Технические, организационные проблемы оценивались как политические. «Товарищ Сталин, разъяснял журнал «Советская юстиция» (1936. № 1. С. 3), - говорил, что стахановское движение является в основе своей глубоко-революционным, а поэтому Прокуратура Республики считает, что сознательный срыв стахановского движения является действием контрреволюционным».

«Стахановизация» проникала во все сферы жизни страны, нередко принимая самые дикие формы.

Красноречивым примером этому может служить приказ наркома внутренних дел Киргизской ССР «О результатах соцсоревнования 3-го и 4-го отделов УГБ НКВД республики за февраль 1938 г.» 1 , в котором, в частности, говорилось: «4-й отдел в полтора раза превысил по сравнению с 3-м отделом число арестов за месяц и разоблачил шпионов, участников к. р. (контрреволюционных. - Сост.) организаций на 13 человек больше, чем-3-й отдел... однако 3-й отдел передал 20 дел на Военколлегию и 11 дел на спецколлегию, чего не имеет 4-й отдел, зато 4-й отдел превысил количество законченных его аппаратом дел (не считая периферии), рассмотренных тройкой, почти на сто человек» (Известия ЦК КПСС. 1989. № 5. С.74-75). Сталин объявил также, что дальнейшее развитие движения зависит от решительности борьбы с врагами. Их искали повсюду: и среди рабочих, и, особенно, среди инженерно-технических работников. Поводом для преследования могло стать неосторожное слово в адрес стахановцев, производственные неполадки, невыполнение плана.

О взгляде Политбюро на стахановское движение можно судить по следующему высказыванию Жданова 5 апреля 1936 г. на конференции стахановцев - ИТР Ленинграда: «Мы должны... твердо помнить указание нашего вождя, который говорил, что мы должны стахановское движение развивать вширь... с другой стороны, как говорил товарищ Сталин, давать легонько в зубы всем тем, кто станет на пути стахановского движения»



массовое движение новаторов социалистич. произ-ва, один из этапов развития социалистич. соревнования в СССР. С. д. выразилось в резком росте производительности труда в результате овладения рабочими новой техникой и рациональной организации труда. С. д. зародилось в Донбассе. В ночь на 31 авг. 1935 забойщик шахты "Центральная-Ирмино" А. Г. Стаханов (по имени к-рого названо С. д.), разделив труд забойщика и крепильщика, вырубил 102 т угля за смену при норме 7 т. Позднее Стаханов вырубил 227 т, a H. А. Изотов - 240 т, намного превысив выработку на лучших шахтах капиталистич. стран. Почин подхватили во всех отраслях нар. х-ва СССР. Зачинателями С. д. были: в автомобильной пром-сти - кузнец Горьковского автозавода А. X. Бусыгин, в обувной - затяжчик Ленинградской ф-ки "Скороход" Н. С. Сметанин, в текстильной - ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы, на транспорте - машинист П. Ф. Кривонос, в с. х-ве - тракторная бригада П. Н. Ангелиной, колхозница М. С. Демченко и др. Большую роль в развитии С. д. сыграл Декабрьский пленум ЦК ВКП(б) 1935. По его решению началось обучение технич. знаниям всех рабочих, были пересмотрены технич. нормы с учетом опыта передовиков. Партия призывала к переходу от рекордов новаторов к массовому освоению новых методов работы. Были организованы школы передового опыта, шефство передовиков над отстающими рабочими. 14-17 нояб. 1935 в Москве состоялось 1-е Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. К 1937 С. д. охватило 22% тружеников с. х-ва. С. д. привело к росту производительности труда за 1933-37 на 82%, дало 79% прироста пром. продукции, чем способствовало досрочному выполнению 2-й пятилетки. XVIII съезд ВКП(б) 1939 мобилизовал трудящихся на дальнейшее развитие социалистического соревнования. По инициативе комсомольцев Моск. автозавода организуются стахановские пролеты, смены, участки. Рабочие переходят к коллективному стахановскому труду, к-рый во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 и в послевоен. годы стал массовым явлением. Новая техника, рост культурно-технич. уровня трудящихся изменяют характер новаторских починов, порождают новые формы социалистич. соревнования. Лит.: Социалистическое соревнование в СССР. 1918-1964. (Док-ты и мат-лы), М., 1965; Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. Стенографический отчет, М., 1935.

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- История 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов.

Cтахановцы

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2–4.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…» И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий «Север» были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население.
В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы – это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить
и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

2. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССРв этот период.

Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________

В данном отрывке сочинения историка говорится о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.), следовательно —

1) год – 1941 г.;
2) руководитель СССР – И.В. Сталин

3. Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает?

Укажите любые два мнения.

________________________________________________________________________________

Могут быть указаны следующие мнения:
1) о том, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его;
2) о том, что огромные потери СССР в войне сводят на нет значимость достигнутой победы;
3) о том, что потери СССР в годы войны были значительно выше реальных

4. Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам
удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В правильном ответе должно быть указано событие, например:
1) польско-литовская интервенция в период Смутного времени, когда Семибоярщина открыла ворота Москвы полякам
2) Отечественная война 1812 г., когда Кутузов решил сдать Москву французам

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
_____________(А) _______________(Б) Владимир Святой
XX в. _______________(В) _______________(Г)
XVII в. Смутное время _______________(Д)
_____________(Е) Введение опричнины _______________(Ж)
______________(З) _______________(И) Александр II

Пропущенные элементы:
1) XVI в.
2) крещение Руси
3) И.В. Сталин
4) XIX в.
5) Иван IV Грозный
6) X в.
7) отмена крепостного права в России
8) Ярослав Мудрый
9) В.И. Шуйский
10) индустриализация в СССР
11) П.С. Нахимов
12) XIV в.

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
6 (А) 2 (Б) Владимир Святой
XX в. 10 (В) 3 (Г)
XVII в. Смутное время 9 (Д)
1 (Е) Введение опричнины 5 (Ж)
4 (З) 7 (И) Александр II

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

6. Укажите название сражения, обозначенного на схеме.

Ответ: ____________________________________________________________________

Куликовская битва

7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: _____________________________________________________________________

Рассмотрите изображение и выполните задания 8–10.

8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится.

Ответ: __________________________________________________________________________

Данный памятник — «Тысячелетие России», следовательно —

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) век – XIX в.;
2) город – Новгород

9. Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник.

Ответ: __________________________________________________________________________

Должно быть указано событие: начало государственности на Руси
(призвание варягов на Русь) или тысячелетие России.

10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Жители Татарстана могут указать следующие пямятники культуры:

  • Раифский монастырь
  • город Болгар
  • остров-град Свияжск
  • башня Сююмбике в городе Казани

Могут быть указаны и другие памятники культуры региона

Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.;
2) Полтавская битва;
3) восстание на Сенатской площади;
4) проведение политики «перестройки» в СССР.

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).

11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один
любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.;

Участник — Ярослав Мудрый. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — разгром печенегов в 1036 году, где в 1037 году на этом же месте он построил Софийский собор в Киеве.

2) Полтавская битва;

Участник — Петр I. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — крупнейшее генеральное сражение Северной войны, разгром шведской армии.

3) восстание на Сенатской площади;

Участник — П.Г. Каховский. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — смертельно ранил генерала М.А Милорадовича.

В элетронном образовании РТ в Сообществе «Методическая помощь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности. ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2 ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут). Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Запишите термин, о котором идёт речь. Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов. Ответ: ____________________________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2-4.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: "Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…" И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше. При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)». Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период. Ответ: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________

1 2 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

4 Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента. Век Событие (процесс) Участник события (процесса) _____________(А) _______________(Б) Владимир Святой XX в. _______________(В) _______________(Г) XVII в. Смутное время _______________(Д) _____________(Е) Введение опричнины _______________(Ж) ______________(З) _______________(И) Александр II Пропущенные элементы: 1) XVI в. 2) крещение Руси 3) И.В. Сталин 4) XIX в. 5) Иван IV Грозный 6) X в. 7) отмена крепостного права в России 8) Ярослав Мудрый 9) В.И. Шуйский 10) индустриализация в СССР 11) П.С. Нахимов 12) XIV в. 3 4 5 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5 Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. Укажите название сражения, обозначенного на схеме. Ответ: ____________________________________________________________________ Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ: _____________________________________________________________________ 6 7 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6 Рассмотрите изображение и выполните задания 8-10. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится. Ответ: __________________________________________________________________________ Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник. Ответ: __________________________________________________________________________ Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8 9 10 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7 Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.; 2) Полтавская битва; 3) восстание на Сенатской площади; 4) проведение политики «перестройки» в СССР. Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс). Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Демоверсия ВПР по истории 11 класс

1. Запишите термин, о котором идет речь
Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства
в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название
получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение
производственных планов.

Ответ ___________________

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2–4.
«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал:
"Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй" И в свете этого
странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях
сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё
население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы
соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены
под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население.
В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.
При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается
вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под
сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили
исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты
войны, цена победы – это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и
других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить
и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо
бульшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие,
как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные
послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о
потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических
вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые,
которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

2. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР
в этот период.

Ответ: ____________________________________________________________

3. Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает?
Укажите любые два мнения.


_____________________________________________________________________________
4. Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам
удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены.
Ответ: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных
элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу
номер нужного элемента.
Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
_____________(А) _______________(Б) Владимир Святой
XX в. _______________(В) _______________(Г)
XVII в. Смутное время _______________(Д)
_____________(Е) Введение опричнины _______________(Ж)
______________(З) _______________(И) Александр II
Пропущенные элементы:
1) XVI в.
2) крещение Руси
3) И.В. Сталин
4) XIX в.
5) Иван IV Грозный
6) X в.
7) отмена крепостного права в России
8) Ярослав Мудрый
9) В.И. Шуйский
10) индустриализация в СССР
11) П.С. Нахимов
12) XIV в.

Рассмотрите схему и выполните задания

6. Укажите название сражения, обозначенного на схеме.
Ответ: ____________________________________________________________________
7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ: _____________________________________________________________________

8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится.
Ответ: __________________________________________________________________________
9. Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник.
Ответ: __________________________________________________________________________
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося
в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом
памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его
указывать не следует, нужно указать другой памятник.
Ответ:

Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.;
2) Полтавская битва;
3) восстание на Сенатской площади;
4) проведение политики «перестройки» в СССР.

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11
и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

11. Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).
Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один
любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю
России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических
фактов.
Ответ: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________