Основатель династии правителей в древней руси. Династия рюриковичей начало и становление, история рюриковечей

Рюриковичи были точно, а вот был ли Рюрик… Скорее всего был, но его личность до сих пор вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.

О призвании Рюрика восточными славянами повествует «Повесть временных лет». Было это согласно «Повести» в 862 году (хотя и летоисчесление на Руси в те годы было другое, и год на самом деле был не 862). Некоторые исследователи. и это видно в частности из приведенной ниже схемы, называют Рюрика родоначальником династии, но её основание рассматривается только с его сына Игоря. Вероятно, Рюрик при жизни не успел осознать себя основателем династии, потому как был занят другими делами. А вот потомки поразмыслив, решили назвать себя династией.

Сформировалось трёх основные гипотезы относительно происхождения .

  • Первая — норманнская теория — утверждает, что Рюрик с братьями и дружиной были из викингов. У скандинавских народов в то время, как доказано исследованиями, имя Рюрик действительно существовало (означало «прославленный и знатный муж»). Правда, вот с конкретной кандидатурой, сведения о которой имеются и в других исторических повестях или документах, проблемы. Однозначной отождествления нет ни с кем: так например, описан знатный датский викинг IX века Рёрик Ютландский, или некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, который совершал набеги на прибалтийские земли.
  • Вторая, славянская версия, где Рюрик показан как представитель княжеского рода ободритов из западнославянских земель. Существуют сведения, что варягами тогда называли одно из славянских племён, проживавших на территории исторической Пруссии. Рюрик же — это вариант западнославянского «Ререк, Рарог» — имя не личное, а название ободритского княжеского рода, обозначающего «сокол», Сторонники этой версии считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола.
  • Третья теория полагает, что Рюрика реально вообще не существовало — основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного славянского населения, а спустя лет двести его потомки, чтобы облагородить своё происхождение, заказали автору «Повести временных лет» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

Княжеская династия Рюриковичей с годами раздробилась на множество ветвей. Не много европейских династий могут сравнится с ней в разветленности и многочисленности потомства. Но такова была сама политика этой правящей группы, они не ставили задачу прочно сидеть в столице, наоборот — отправляли своих отпрысков во все уголки страны.

Разветвление Рюриковичей начинается в поколение князя Владимира (кто называет его как Святого, а кто — Кровавый), причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича.

Очень кратко о некоторых из Рюриковичей

После смерти Рюрика власть перешла к Святому Олегу , который стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Вещий Олег объединил русские разрозненные княжества в одно государство. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря:

«Вот сын Рюрика — ваш князь».

Как известно, по легенде умер от укуса змеи.

Далее Игорь вырос и стал Великим князем Киевским. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян, распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Но в итоге оказался алчным правителем, за что и был убит древлянами.

Ольга , жена Игоря, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и покорила себе их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями. На склоне лет своих приняла христианство и позже была причислена к лику святых.

Одна из самых известных княгинь на Руси.

Святослав . Известен как один из самых видных полководцев из рода Рюриковичей, по большей части не сидевший на месте, а находившийся в боевых походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега , который попробовал претендовать на Киевский престол.

Но и Ярополк был убит, причем опять же братом — Владимиром.

Тот самый Владимир , что Русь крестил . Киевский великий князь Владимир Святославович поначалу был фанатичным язычником, ему также приписывают такие черты как мстительность и кровожадность. Брата он по крайней мере не пожалел и избавился от него, дабы занять княжеский престол в Киеве.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Изяслав — I — старший сын Ярослава, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав . После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.

Всеволод — I мог быть полезным правителем и достойным представителем Рюриковичей, но не вышло. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом.

Святополк — II — сын Изяслава-I, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобицы князей за владение городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька.

Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами.

Владимир Мономах . Известный широко представитель династии Рюриковичей. Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был Владимир мономах, который, по словам летописи, «добро хотел братии и всей земле русской». Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им «поучение детям», в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине.

Мстислав — I . Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына.

Ярополк , брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, «мономаховичи» потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича — «Олеговичам».

Всеволод — II . Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.

Изяслав — II . Киевляне признали Изяслава -II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем.

Юрий «Долгорукий» . Князь суздальский с 1125г., Великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг., основатель Москвы. Юрий был шестым сыном князя Владимира Мономаха. После смерти отца он унаследовал Ростово-Суздальское княжество и сразу же начал укреплять границы своего удела, возводя на них крепости. Так, например, при нем возникла крепость Ксянтин, как раньше называлась современная Тверь. По его приказу были заложены города: Дубна, Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород, Городец. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище «Долгорукий» неутомимый сын Мономаха получил за его амбиции, за то, что постоянно вмешивался в чужие дела и за постоянное стремление к захвату чужих земель.
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий все время стремился расширить территорию своего княжества и часто совершал набеги на соседние земли, которыми владели его родственники. Больше всего он мечтал овладеть Киевом. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, откуда и совершал походы на юг, усилив свою дружину наемными половецкими отрядами. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги.
Суздальский князь трижды занимал Киев, но ему ни разу не удавалось задержаться там надолго. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Трижды входил Юрий в Киев в качестве Великого князя, но только в третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян «пришлым», с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.

Андрей Боголюбский . Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.

Александр «Невский» . Великий князь новгородский (1236-1251). Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в «Невской битве» (1240 год), в «Ледовом побоище » (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Юрий — III. Женившись на сестре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явиться для отчета в орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им, в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке).

Дмитрий — II . Дмитрий Михайлович, прозванный «грозные очи», за убийство Юрия -III, был казнен ханом за самоуправство.

Александр Тверской . Родной брат казненного в орде Дмитрия -II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненавистного ханского посла Щелкана. Хан послал 50000 татарского войска против Александра. Александр от ханского гнева бежал во Псков, а оттуда в Литву. Через десять лет Александр тверской вернулся и был прощен ханом. Не поладив, однако, с князем московским Иоанном Калитой, Александр
был им оклеветан перед ханом, хан вызвал его в орду и казнил.

Иоан I Калита . Иоанн -I Данилович князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей Руси для татар и сильно благодаря этому обогатившись, скупал города у удельных князей. В 1326 году митрополия из Владимира, благодаря стараниям Калиты, была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен Успенский собор. С этих пор Москва как место пребывания митрополита всея Руси, приобретает значение российского центра.

Иоанн -II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в Орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.

Василий — I . Деля еще с отцом правления, Василий -I вступил на престол опытным князем и по примеру своих предшественников, деятельно расширяет пределы московского княжества: Приобрел нижний Новгород и другие города. В 1395 году Руси угрожала было опасность вторжения Тимура, грозного татарского хана. Между
тем Василий дани татарам не платил, а собирал ее в великокняжескую казну. В 1408 году татарский мурза Едигей напал на Москву, но получив откуп в 3000 рублей, снял с нее осаду. В том же году после долгих споров между Василием -I и князем литовским Витовтом, обоими осторожными и хитрыми, река Угра была назначена крайней границей литовских владений со стороны Руси.

Василий — II Темный . Малолетством Василия -II воспользовался Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Боярин надеялся выдать за Василия свою дочь, но обманулся в своих надеждах: Обиженный уехал он из Москвы к Юрию Дмитриевичу и оказал ему содействие в овладении великокняжеским престолом, на котором Юрий умер в 1434 году, когда же сын Юрия Василий косой вздумал наследовать отцовскую власть, то против его восстали все князья.

Василий -II взял его в плен и ослепил: Тогда Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия -II, ослепил его и занял московский престол. Скоро однако Шемяка должен был отдать престол Василию -II. Во время правления Василия- II, митрополит из греков Исидор принял флорентийскую унию (1439), за это Василий -II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты поставляются собором русских епископов. За последние годы великокняжения, внутреннее устройство великокняжества составляло предмет главных забот Василия -II.

Иоанн — III . Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн -III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году «за новую проступку» он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при этом вече и
самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и тверское княжество. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. В официальной истории считается, что именно Иоанн -III в 1480 году, вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго.

Василий — III . Сын Иоанна -III от брака с Софьей Палеолог Василий -III отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли».
Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей супругой Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн.

Елена Глинская . Назначенная Василием -III правительницей государства, мать трехлетнего Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной борьбе скоропостижно скончалась.

Иоанн — IV Грозный . Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.

В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.

История основания Руси в IX веке по РХ окутана плотной завесой тайн, которые иногда противоречат утверждениям официальной истории русского государства. С именем князя Рюрика связано множество гипотез и исследований, которые пытаются восстановить цепочку истинных событий того далекого времени.

Может, этих гипотез было бы меньше, если бы не одно главное обстоятельство: с именем Рюрика связано основание правящей династии, представители которой занимали русские престолы вплоть до 1610 г., до Смутного времени, до смены династии Рюриковичей на династию Романовых.

Итак, Рюрик.

Официальные данные:
— год рождения неизвестен, из варяжского княжеского рода, родовой герб – сокол, падающий вниз.
— призван славянами для подавления междоусобицы с финно-угорскими племенами в 862 г. по РХ.
— становится князем Новгородским и родоначальником княжеской, царской династии Рюриковичей.
— умер в 879 г. по РХ.

Приход Рюрика с родовой дружиной, в историографии, принято называть «Призванием Варягов». С Рюриком пришли братья Синеус и Трувор. После смерти братьев в 864 г., Рюрик становится единоличным правителем Новгородского княжества.

Версии происхождения Рюрика:
— Норманнская версия утверждает, что Рюрик происходит из скандинавских викингов. Одни исследователи ассоциируют Рюрика с Рориком Ютландским из Дании, а другие с Эйриком из Швеции.

— Западнославянская версия утверждает, что Рюрик из вагров или пруссов. Этой теории придерживался М.В. Ломоносов.

После смерти Рюрика в 879 г., ему наследовал сын Игорь. Воспитывал Игоря Вещий Олег, причастность которого к роду Рюрика сомнительна. Скорее всего, Вещий Олег был одним из дружины Рюрика или, по крайней мере, пребывал в отдаленном родстве.

Началось распространение влияния династии Рюрика на все славянские земли к югу от Новгорода.

Прямая линия наследования после Рюрика продолжалась. После Игоря следовали Святослав Игоревич, Владимир Святославич (Великий), Ярослав (Мудрый). По смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начался процесс разветвления генеалогической линии Рюриковичей.

Разделение вызвано Лествичным порядком и нарастанием феодального дробления Руси. Отдельные потомки старших князей ставали полновластными князьями отделившихся княжеств. Сыновья Ярослава мудрого возглавили так называемый «Триумвират»:

  • Изяслав правил Киевом, Новгородом и землями к западнее Днепра.
  • Святослав правил Черниговом и Муромом.
  • Всеволод княжил в Ростове, Суздале и Переяславле.

Из трех этих ответвлений сильнейшим оказалась ветвь Всеволода и его сына Владимира Мономаха. Эта ветвь смогла расширить владения за счет Смоленска, Галича и Волыни. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий. В это время Киевская Русь распалась окончательно. Началось формирование и укрепление местных династий, которые, однако, так же являлись Рюриковичами.

Мы сконцентрируемся на династии Рюриковичей из основной ветви – Мономаховичей.

К этой ветви принадлежали такие известные князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иван Первый Калита, Симеон Иванович Гордый, Иван Второй Красный, Дмитрий Донской; наследные князья: Василий Первый Дмитриевич, Василий Второй Темный, Иван Третий Васильевич, Василий Третий Иванович; московские цари: Иван Четвертый Грозный, Федор Первый Иоаннович.

Правление Федора Иоанновича, третьего сына Ивана Грозного, стало последним в длинной череде отпрысков полулегендарного варяжского князя Рюрика. Со смертью Федора Иоанновича началось кровавое Смутное время для России, которое завершилось взятием Китай-города в Москве 4 ноября 1612 г. и выборами нового царя.

С 4 по 20 ноября в московском Манеже будет проходить довольно необычная выставка «Моя история. Рюриковичи». Организаторы обещают 3D-реконструкции древних городов и сражений. К открытию выставки «РР» собрал несколько странных фактов, связанных с династией

Последний царь

Вопреки распространенному убеждению, последним Рюриковичем на русском престоле был вовсе не бездетный и безвольный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Последним Рюриковичем во главе страны стал Василий Шуйский, правивший в 1606-1610 годах. Поляки его разбили, и он скончался в плену. После этого Россией правили Романовы, вся связь которых с Рюриковичами базировалась на том, что Федор Иоаннович приходился двоюродным дядей Михаилу Романову, первому царю новой династии.

Месть Рюриковичей

Впрочем, у Рюриковичей был еще один краткий период триумфа - премьер-министром России с марта по июль 1917 года был князь Георгий Львов, представитель одной из ветвей Рюриковичей. После отречения императора Николая II он стал министром внутренних дел и министром-председателем Временного правительства. Летом, после провала наступления русских войск в Галиции и попытки большевистского восстания в Петрограде, Львов подал в отставку. Рюриковичи взяли реванш над Романовыми, но воспользоваться плодами победы уже и не смогли.

Лучше Англии, но хуже Японии

Рюриковичи правили на протяжении 748 лет - с 862 по 1610 год. Это не такой плохой результат, вот Бурбоны правили Францией всего 259 лет и то с перерывами на Революцию и Первую империю. Правда, Бурбоны - всего лишь младшая ветвь древней династии Капетингов, которая правила Францией с 987 года. Но результат Рюриковичей явно лучше, чем у английских монархов, где династии меняются примерно раз в столетие. Древнейшей династией мира считается японский императорский дом, чья родословная восходит напрямую к богине Солнца. Основатель династии Дзимму правил начиная с VII века до нашей эры. Впрочем, первые более или менее достоверные сведения об императорской власти касаются лишь V века нашей эры, что, впрочем, тоже недурно.

Ссыльный колокол

История последнего здорового потомка Ивана Грозного, юного царевича Дмитрия, известна: в 1591 году он погиб в Угличе при крайне подозрительных обстоятельствах. Через 14 лет последовала Смута, впрочем, первые жертвы последовали сразу - по итогам расследования происшествия было казнено двести жителей Углича. Самой необычной жертвой оказался колокол, который оповестил горожан о гибели царевича. Его наказали по всем правилам: высекли плетьми, вырвали язык и отправили в Тобольск. Эта ссылка была самой долгой в истории России - колокол провел там триста лет. Лишь в 1892 году Александр III согласился амнистировать колокол, и колокол вернули обратно в Углич, где его сейчас может увидеть любой желающий.

17 января 1598 года в возрасте 40 лет умер третий сын Ивана Грозного российский царь Федор I Иоаннович, которого также называли Феодором Блаженным. Он стал последним представителем московской ветви династии Рюриковичей, официально находящимся на престоле. Вскоре после смерти Федора Иоанновича власть перейдет к его шурину дворянину Борису Годунову.

В истории России многочисленная и разветвленная династия Рюриковичей, правящая Киевом, Новгородом, Ростовом, Москвой, другими важными городами сыграла огромную роль. Именно при этой династии русское государство окончательно сформировалось, прошло через такие важные этапы своего развития, как феодальная раздробленность, централизация и формирование самодержавной монархии. При этом Рюриковичи, боровшиеся за власть на протяжении семи столетий, всегда были окутаны тайнами и загадками.

Несколько из них - в подборке "РГ " .

1. А был ли Рюрик?

Рюриковичи точно были, а вот существовал ли основатель династии Рюрик, историки так и не могут окончательно сказать. Кем был призванный на княжение в Великий Новгород и откуда пришел Рюрик? Впервые Рюрик упоминается в "Повести временных лет" . Там описывается история о призвании восточными славянами на княжение варяга Рюрика и его братьев в 862 году. С этого года и принято отсчитывать начало династии Рюриковичей, укрепившейся в Новгороде, а потом, после смерти Рюрика, стараниями его родственника Олега, регента при Игоре Рюриковиче, захватившей и Киев. Однако "Повесть временных лет" начала составляться спустя два века после описываемых событий, ее источники не установлены, а в повествовании множество упущений и неясностей.

Это породило гипотезы относительно того, кем был Рюрик. Первая, так называемая норманнская теория, гласит, что Рюрик, его братья и дружина были скандинавами, то есть викингами. Аргументом в пользу этого считается исторически доказанное существование у скандинавских народов того времени имени Рюрик (означавшее "прославленный и знатный муж"). Правда, с конкретной исторической кандидатурой проблемы - ни один из кандидатов (а это знатный датский викинг IX века Рерик Ютландский, жизнь и деяния которого достаточно подробно описаны, и некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, совершавший набеги на прибалтийские земли) не имеет решительных доказательств тождества с летописным Рюриком.

Вторая, славянская теория, которую поддерживали противники норманнской теории, называла Рюрика представителем княжеского рода ободритов, западнославянского племенного союза. Существуют данные, что варягами в те времена называли одно из прибалтийских славянских племен на территории исторической Пруссии. Рюрик же это вариант западнославянского "Ререк, Рарог" - не личного имени, а родового имени ободритского княжеского рода, обозначающего "сокол". Сторонники этого мнения считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола. Наконец, третья теория полагает, что никакого Рюрика в реальности не существовало - основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного населения, а спустя пару столетий его потомки, чтобы облагородить свое происхождение, заказали автору "Повести временных лет" пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

2. Месть Ольги

Осенью 945 года сын Рюрика великий киевский князь Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье). Причем, произвольно увеличил величину дани прежних лет, а при ее сборе дружинники творили насилие над местными жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

"Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину домой, а сам немногочисленными воинами вернулся для того, чтобы еще набрать дани. Древляне же, услышав, что Игорь снова идет к ним, решили на совете: " Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И древляне убили Игоря и его дружинников.

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. Император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

3. От распутника до святого

Великий киевский князь Владимир - креститель Руси - до крещения был известен как "великий распутник" , имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого, он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с Рогнедой, с "чехиней" (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и "болгарыней" (из волжских или дунайских болгар - неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были ее детьми). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался "от двух отцов": Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и,а после ее смерти в 1011, с неизвестной "мачехой Ярослава", попавшей в плен в 1018 году.

У Владимира было от разных женщин 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

4. Братоубийца

Князь Туровский Святополк Владимирович (по одним данным, сын Владимира, крестителя Руси) занял Киевский престол, убив своих сводных братьев.

По рассказу "Повести временных лет", рожден гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна. В таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении. Вместе с ним под стражу была взята его жена. Причиной ареста Святополка, который восстал против Владимира, был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. примечательно, что и другой - старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав, получивший впоследствии прозвище Мудрый, также примерно в это же время восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол: его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира.

В течение того же года были убиты три сводных брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. "Повесть временных лет " обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат еще жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

5. Где останки?

В XX веке саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты "Известия" и "Правда", датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем, составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времен Киевской Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времен скифских поселений. Останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов было написано в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава, в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями церкви, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

6. Сам умер или отравили?

Много загадок не только в жизни и смерти первых, но и последних представителей династии Рюриковичей.

Так, исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты (наросты на костной ткани), причем, до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки антрополог М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.

В феврале и начале марта 1584 года царь еще занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол "в связи с государевым недугом"). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло из-за разложения крови.

Существовали упорные слухи о насильственной смерти Грозного. Летописец XVII века сообщал, что "царю дали отраву ближние люди". По свидетельству дьяка Ивана Тимофеева Борис Годунов и Богдан Бельский "преждевременно прекратили жизнь царя". Коронный гетман Жолкевский также обвинял Годунова: "Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами". Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство. Англичанин Горсей также писал о тайных замыслах Годуновых против царя и выдвинул версию удушения царя: "По-видимому, царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили". Историк Валишевский писал: "Богдан Бельский со своими советниками извел царя Ивана Васильевича, а ныне хочет бояр побити и хочет подыскать под царем Федором Ивановичем царства Московского своему советнику (Годунову)".

Версия об отравлении Грозного проверялась при вскрытии царских гробниц в 1963 году: исследования показали нормальное содержание в останках мышьяка и повышенное содержание ртути, которая, однако, присутствовала во многих лекарственных препаратах XVI века и которой лечили, в частности, сифилис, которым предположительно был болен царь. Версия убийства осталась гипотезой.

В то же время, главный археолог Кремля Татьяна Панова совместно с исследовательницей Еленой Александровской сочли выводы комиссии 1963 года некорректными. По их мнению, допустимая норма мышьяка у Ивана Грозного превышена более, чем в 2 раза. По их мнению, царь был отравлен "коктейлем" из мышьяка и ртути, который давался ему в течение определенного времени.

7. Поранился ножичком?

Не разгадана также и тайна смерти царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Официально он не мог претендовать на престол, так как был от шестой жены Грозного, а церковь признавала только три брака. Погиб Дмитрий во время царствования своего старшего брата, Федора Иоанновича, однако из-за слабого здоровья последнего реальное управление государством осуществлял боярин и шурин царя Борис Годунов. Долгое время была широко распространена версия о том, что именно Годунов, который заранее готовил себе царский престол после смерти бездетного царя Федора, организовал убийство царевича Дмитрия.

Однако есть и другая версия: это был несчастный случай. Первоначальная следственная комиссия установила следующую картину: царевич, которому на тот момент не исполнилось и девяти лет, играл "в ножички" со своими сверстниками. Во время игры у него случился приступ, похожий по описанию на приступ эпилепсии, в результате которой он получил смертельную рану на шею. Судя по показаниям свидетелей, рану Дмитрий получил от ножа, который держал в руках и на который упал после начала приступа. Брат царицы Марии Нагой, которому и было поручено оберегать царевича, испугался возможного наказания за роковой недосмотр и обвинил нескольких человек в том, что они убили Дмитрия. Разгневанная толпа растерзала "убийц", но впоследствии следствие установило, что в момент гибели царевича обвиненные находились на другом конце города.

Впрочем, в этой истории была и еще одна загадка. когда в начале XVII века на восточных границах появился Лжедмитрий I, объявивший себя чудесно спасшимся от подосланных Борисом Годуновым убийц царевичем Дмитрием, значительная часть населения ему поверила. Более того - в нем якобы узнала сына и царица Мария Нагая, к тому времени ставшая монахиней. По иронии судьбы Лжедмитрия I на троне сменил Василий Шуйский, в 1591 году возглавлявший следственную комиссию. На этот раз он заявил, что царевич был убит, но по приказу Бориса Годунова. Так что ясности в вопросе о судьбе последнего из династии Рюриковичей нет до сих пор, хотя современные историки склоняются к мнению, что имел место несчастный случай, а Годунов не вынашивал планов против Дмитрия, не имевшего законных прав на трон.

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.