Какая аллегория в басне стрекоза и муравей. Презентация к уроку « Произведения русских баснописцев» И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей», И. И. Хемницер « Стрекоза», Л. Н. Толстой « Стрекоза и Муравей». Прослушивание басни на грамзаписи

Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов прославился своими произведениями, сюжеты для которых брал из обычных жизненных ситуаций. Им были соблюдены все характерные для написания басен особенности: наличие нравоучения в начале или конце повествования, в роли главных героев выступают животные, особая роль иронии и аллегории как приемов.

Сюжет басни «Стрекоза и Муравей», которую мы сейчас будем анализировать, не оригинален. До Крылова к нему обращались как Эзоп, так и Лафонтен. Иван Андреевич же интерпретировал известную историю на русский лад и ввел в нее привычных нам героев.

Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен.

Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие.

Стрекоза предпочитает развлекаться. Для нее жизнь – это постоянный непрекращающийся праздник. Пока вокруг хватает еды, тепло и хорошо, ей можно ни о чем не беспокоиться. Но вот приходят холода. И уже горой накапливаются проблемы, которые Стрекоза решить попросту не в состоянии. Она сразу вспоминает Муравья и бросается к нему с призывом о помощи. Но строгий трудяга помнит постоянные смешки и колкости в свой адрес и отказывает в поддержке замерзающей Стрекозе. Этот поступок справедлив и за него не стоит судить Муравья.

Мораль басни проста и понятна: только трудолюбием можно добиться тепла, уюта и сытной еды на столе. Причем она не выносится в отдельные строки. Крылов вкладывает ее в слова Муравья, смысл которых таков: летом ты пела, а теперь пойди и попляши.

У других авторов Муравей помогает Стрекозе. Но Крылов решил поступить иначе. Его развязка более драматична. И это верно. Ветреная и беззаботная Стрекоза никогда не научится жизни и трудолюбию, если ее не проучить. Не надо оказывать медвежью услугу. Да и такие люди вряд ли оценят добро.

Образ Муравья вызывает уважение. Этот трудяга не дает лениться себе и побуждает к действию других.

Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.

Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.

Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась. А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме. Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный. Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют. Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.

Мораль басни

Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.

Заключение

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные. Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом - работа, ну а после - отдых и развлечения.

Сценарий урока чтения в 4 классе.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая: р азвивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 СЛАЙД

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. 2-10 СЛАЙД

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)

Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД – биография автора

Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД

Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.

Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. (осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Знакомство с темой урока.

Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)

Назовите героев басен.

Оправдались ли наши предположения?

Как изображена в басне стрекоза?

А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

А) Словарная работа. 12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

Объясните, как вы это понимаете.

А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова.

А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

Открыли глаза, часто поморгали.

Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией .

В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. 13 СЛАЙД

Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились?

Какого оно жанра?

Что такое басня?

Кто главные герои этой басни?

Что высмеивается в баснях?

Чему учат басни?

С какими новыми литературными понятиями познакомились?

Что такое мораль, аллегория, ирония?

К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.

Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2. Биография Крылова – интернет -ресурсы
  1. Интернет –ресурсы. Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» mult pro.net basni krylova strekoza muravej .html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com watch?v=FuYkFCQxBf4 .
  5. Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, › , › Словарная работа
    «Лето красное»
    «Зима катит в глаза»
    «Помертвело чисто поле»
    «Нет уж дней тех светлых боле»
    «Нужда»
    «И кому же в ум пойдет»
    «Удручена»
    «Вешние дни»
    «В мягких
    муравах
    »

    Прослушайте произведение.

    Что такое басня?

    Басня - краткий рассказ нравоучительного характера.

    Басня состоит из двух частей:

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
    Иван

    Андреевич

    Крылов
    Спасибо за работу!
    Урок окончен!
    Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

    К какому герою можно отнести пословицу?
    Делу время, а потехе час.
    Биография баснописца.

    Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
    славянорусского
    словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
    Похоронен в Петербурге.
    Биография

    И.А.Крылова.
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»
    Мораль той
    басни такова…….

    Иван
    Андреевич Крылов

    Басня
    МОРАЛЬ -главная мысль басни, нравоучение.
    ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
    АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. - «иносказание»


    Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

    Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

    Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

    Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

    А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

    Басня «Стрекоза и муравей»

    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела,
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Помертвело чисто поле,
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом.

    Все прошло: с зимой холодной
    Нужда, голод настает,
    Стрекоза уж не поет,
    И кому же в ум пойдет
    На желудок петь голодный!
    Злой тоской удручена,
    К Муравью ползет она:
    Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей!

    Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?
    Говорит ей Муравей.

    До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас —
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило.

    А, так ты…

    Я без души лето целое все пела.

    Ты все пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!

    То самое сочинение школьника:

    Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

    Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

    Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

    А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

    Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

    Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

    Удивляйтесь вместе с !

    Басня — это короткое произведение, иногда — в прозе, чаще — в стихах. Басня в иносказательной форме высмеивает недостатки людей и их поступки. Героями басен обычно являются животные, насекомые, растения или неодушевлённые предметы, в образах которых воплощаются определённые качества людей. Басня «Стрекоза и Муравей» осуждает лень и легкомыслие. Трудолюбие, напротив, заслуживает уважения
    и достойной награды.
    О героях
    СТРЕКОЗА — легкомысленная, беспечная и ленивая. Она целыми днями поёт, веселится и не заботится о будущем. Слабая и глупая Стрекоза осталась зимой без пищи и крова, но она сама в этом виновата. Того, кто не хочет трудиться, ждёт беда.
    МУРАВЕЙ — трудолюбивый, старательный, работящий, ответственный. Каждый его день наполнен трудом и заботами. Он знает, что надо думать о завтрашнем дне, а не проводить время в праздности и безделье. Муравей является воплощением усердия и трудолюбия.