Распространенное несогласованное определение примеры. Несогласованные определения: примеры. Согласованное и несогласованное определение

В разделе на вопрос распространенное согласованное определение заданный автором Забросить лучший ответ это

Ответ от Двутавровый [активный]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Ваня кириличеноко [новичек]
Сам хз


Ответ от Миша Ворожцов [новичек]
1


Ответ от Посохнуть [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Николай Глухих [новичек]
спс


Ответ от Никита Усков [новичек]
..


Ответ от Паша шулепов [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Вадя Антонов [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.


Обособление на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обособление

Объём понятия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Объём понятия

1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова.

Например: Грянул грязный городской ливень, перемешанный с пылью (Б. Паст.); Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке на Сахалин , проскучал до самого Енисея (Расп.); Мастер, дремавший на травке , встал навстречу и кивнул (Зал.); В жесткой траве, похожей на шерсть козы , цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки (Цвет.); Пыль, розовая от блеска молний , неслась по земле (Пауст.); Рыхлые тучи, напитанные темной водой , низко неслись над морем (Пауст.).

2. Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения, обычно не обособляются , так как образуют одно целое с предшествующим местоимением.

Например: Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду (Лермонтов).

Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно.

Например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин.. . (В. Панова)

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота, тесно примыкая к нему.

Например: Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены; В этом забытом людьми уголке я отдыхал все лето; Ваши написанные от руки строки с трудом можно было прочитать.

Но если определительное местоимение субстантивируется или если причастный оборот имеет характер уточнения либо пояснения, то определение обособляется.

Например: Всё, связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Паустовский); Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня , человеком... (Горький).

Нередко предложения с согласованными определениями допускают варианты пунктуации.

Сравните: Вон тот средний играет лучше других (тот – определение при субстантивированном слове средний ). – Вон тот, средний , играет лучше других (субстантивированное слово тот – подлежащее, при нем обособленное определение средний ).

Не отделяется запятой распространенное определение от предшествующего отрицательного местоимения.

Например: Никто допущенный к олимпиаде последнюю задачу не решил; С этими блюдами не сравнится ничто подаваемое под тем же названием в хваленых харчевнях (хотя такие конструкции встречаются очень редко).

4. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение.

Например: ...Любимые лица, мертвые и живые , приходят на память... (Тургенев); ...Длинные облака, красные и лиловые , сторожили его [солнца] покой... (Чехов).

При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки, а также их местоположения (определения, стоящие между подлежащим и сказуемым, обособляются).

Сравните:

1) ...Особенно понравились мне глаза, большие и грустные (Тургенев); А запорожцы, и пешие и конные , выступали на три дороги к трем воротам (Гоголь); Мать, грустная и тревожная , сидела на толстом узле и молчала... (Гладков);

2) Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (Лермонтов); По дорожке чистой, гладкой я прошел, не наследил (Есенин); Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Маршак).

5. Обособляется согласованное одиночное (нераспространенное) определение:

1) если несет на себе значительную смысловую нагрузку и по значению может быть приравнено к придаточному предложению.

Например: На крик его явился смотритель, заспанный (Тургенев);

2) если имеет добавочное обстоятельственное значение.

Например: Молодому человеку, влюбленному , невозможно не проболтаться, а я Рудину исповедовался во всем (Тургенев) (Сравните: «если он влюблен »); Фата Любочки опять цепляется, и две барышни , взволнованные, подбегают к ней (Чехов);

3) если определение оторвано в тексте от определяемого существительного.

Например: Глаза смыкались и, полузакрытые , тоже улыбались (Тургенев);

4) если определение имеет уточняющее значение.

Например: И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной (Чехов).

6. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное).

Например: Сопровождаемый офицером , комендант вошел в дом (Пушкин); Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (Куприн); Усталые до последней степени , альпинисты не могли продолжать свое восхождение; Предоставленные самим себе , дети окажутся в трудном положении; Широкая, свободная , аллея вдаль влечёт (Брюсов); Взъерошенный, немытый , Нежданов имел вид дикий и странный (Тургенев); Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь , Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа. (Л. Крутикова); Утомленные маминой чистоплотностью , ребята приучались хитрить (В. Панова); Сконфуженный , Миронов поклонился в спину ему (Горький).

7. Обособляется согласованное распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова).

Например: И снова, отсеченная от танков огнем , залегла на голом склоне пехота... (Шолохов); Распластанные на траве , сушились заслуженные рубахи и штаны... (В. Панова); За шумом они не сразу расслышали стук в окошко – настойчивый, солидный (Федин) (несколько обособленных определений, чаще в конце предложения, могут отделяться посредством тире).

8. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения.

Например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов); Он повернулся и ушел, а я, растерянный , остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи (Паустовский); От него, ревнивого , заперевшись в комнате, вы меня, ленивого, добрым словом вспомните (Симонов).

Не обособляются определения при личном местоимении:

а) если определение по смыслу и грамматически связано как с подлежащим, так и со сказуемым.

Например: Мы расходились довольные своим вечером (Лермонтов); Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный.. . (Гончаров); До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустовский); Она пришла домой расстроенная , но не павшая духом (Г Николаева);

б) если определение стоит в форме винительного падежа (такая конструкция, с оттенком устарелости, может быть заменена современной конструкцией с творительным падежом).

Например: Я нашел его готового пуститься в дорогу (Пушкин) (сравните «нашел готовым. ..»); И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме бедного соседа (Лермонтов); также: А пьяную ее полицейские по щекам бьют (Горький);

в) в восклицательных предложениях типа: Ах ты миленький ! О я бестолковый !

9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом), в художественной речи обычно обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение.

Например: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах , щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой); Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком , стояла среди двора... (Чехов); Пятеро, без сюртуков, в одних жилетах , играли... (Гончаров).

В нейтральном стиле речи наблюдается устойчивая тенденция к отсутствию обособления таких определений.

Например: Подростки в вязаных шапочках и пуховиках - постоянные обитатели подземных переходов.

Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным.

Например: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака , генерал возвращался с обеда, один (Тургенев).

Обычно подобные несогласованные определения обособляются (на обособление несогласованных определений во всех нижеперечисленных случаях влияет их местоположение):

а) если относятся к собственному имени.

Например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали , сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье , с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой , Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);

б) если относятся к личному местоимению.

Например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой , не чувствуете этого (Л. Толстой); ...Сегодня она, в новом голубом капоте , была особенно молода и внушительно красива (Горький);

в) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения.

Например: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове , сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее (Гончаров) (независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем); На румяном лице его, с прямым большим носом , строго сияли голубоватые глаза (Горький);

г) если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями.

Например: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев); С костистыми лопатками, с шишкой под глазом, согнувшийся и явно трусивший воды , он представлял из себясмешную фигуру (Чехов) (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово).

Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и т.п., поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения.

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (Горький); Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руке , издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Толстой).

Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему.

Например: Бабы, с длинными граблями в руках , бредут в поле (Тургенев); Маляр, в нетрезвом виде , выпил вместо пива чайный стакан лаку (Горький).

Сравните также: ...Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звезды в небе и весь двор, с постройками , поднялся и пошел беззвучно к небу (Федин) (без обособления сочетание с постройками не играло бы роли определения).

10. Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение.

Например: Сила, сильнее его воли , сбросила его оттуда (Тургенев); Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок (А.К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше , называлась залой... (Чехов).

При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется.

Например: Зато в другое время не было человека деятельнее его (Тургенев).

11. Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно».

Например: ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро ! (Чехов); Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть (Брюсов).

Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон.

Например: ...Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких (Кетлинская).

Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается.

Например: Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву , то фельдмаршал должен был выбрать последнее (Л. Толстой).

См. следующую страницу

И.В. ХАЗАНОВА,
г. Москва

Обособление согласованных определений

Материалы к интернет-уроку

Редакция обещала знакомить наших читателей с жизнью Интернета, в частности, с уроками русского языка. Сегодня публикуем первый такой урок, подготовленный И.В. Хазановой, сотрудником НИИРО (Научно-исследовательский институт развития образования) и преподавателем лицея № 525.
Пока мы приводим вариант интернет-урока. Понятно, что в Интернете он будет представлен в другом виде, поскольку это интерактивный урок, в котором дальнейший шаг строится исходя из ответов на предшествующие вопросы.

Определения. Обособленными членами предложения называются такие второстепенные члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения, поэтому логически подчеркнуты и приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире.

Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями и другими согласуемыми словами.

ОБОСОБЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Распространенное согласованное определение обособляется в любой позиции по отношению к определяемому слову, если относится к личному местоимению .

Она , поддержанная коллегами , выступила на собрании.
Поддержанная коллегами, она выступила на собрании.

Распространенное согласованное определение, относящееся к существительному , обособляется в позиции после определяемого слова.

Картина , нарисованная знаменитым художником , находилась в музее.
Нарисованная знаменитым художником картина находилась в музее.

Согласованные распространенные и одиночные определения, относящиеся к существительным нарицательным и собственным, обособляются, если они оторваны от определяемого слова, т.е. дистантно расположены.

Прямо перед окнами, светлый и упорный, каждому прохожему бросал лучи фонарь .
Узенький и прозрачный , выступает на небе месяц .

Проверьте себя

А. К выделенным словам подберите распространенные согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые.

1. Комментарии к событию... не соответствуют истине. 2. Он... ничего не хотел делать сам. 3. ...мальчик просил прощения у родителей. 4. Стена ... имела странный вид. 5. Остров ... сейчас скрывался в тумане. 6. На охоте хорошо служит ружье ... 7. ...он всегда отвечал за все классные проделки. 8. ...она поспешила сообщить все родственникам.

Распространенный в прессе, обрадованный известием, избалованный прислугой, красный от стыда, первый по списку, крашенный масляной краской, находящийся недалеко от берега, испытанный годами (род, падеж, число можно изменять).

Б. Расставьте знаки препинания. В каком случае определение не выделяется?

1. Уставший от ветреного света (1) он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата (П.Вайль, А.Генис) .
2. Наконец прокуратор услышал и долгожданные шаги, и шлепанье на лестнице (2) ведущей к верхней площадке сада (3) перед самым балконом (М.Булгаков) .
3. Между двух мраморных львов показалась сперва голова в капюшоне, а затем и совершенно мокрый человек (4) в облепившем тело (5) плаще (М.Булгаков) .
4. Потрясенный всем этим (6) бухгалтер дошел до секретарской комнаты (7) являвшейся преддверием кабинета председателя комиссии и здесь окончательно поразился (М.Булгаков) .

Ответ : (4), (5), (6) .

ОБОСОБЛЕНИЕ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Одиночные согласованные определения (одно, два и более) обособляются в любой позиции, если относятся к личному местоимению.
Два (или более) согласованных определения обособляются, если они стоят после определяемого существительного, у которого, как правило, уже есть определение.

1. После утомительной дороги , каменистой, разбитой, пыльной , все с удовольствием пошли умываться.
2. Возбужденный , он пугал нас своими рассказами.
3. Он , возбужденный , пугал нас своими рассказами.
4. Яркий, живописный закат уже догорал.

Два (и более) согласованных определения не обособляются, если они стоят перед определяемым существительным.

Проверьте себя

К выделенным словам подберите определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, число, падеж можно изменять).

1. Взгляд его глаз ... поразил всех присутствующих. 2. ...оно выделялось среди зеленеющих молодых деревьев. 3. Бабушкин стакан ... привлек наше внимание. 4. Река ... была запечатлена на его пейзаже.

Глубокий, спокойный, величавый; высокий, узкий, узорчатый; старый, прогнивший, трухлявый; веселый, озорной, смеющийся .

Согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочные обстоятельственные значения.

Какое дополнительное значение имеют эти согласованные определения?

1. Прикрепленный к новому жилищу насильственно , Иван едва руками не всплеснул от развязности женщины и молча ткнул пальцем в пижаму из пунцовой байки (М.Булгаков) .
2. Жизнерадостный и веселый по своей природе , мальчик никогда не общался со своими сверстниками, а только со старшими товарищами.
3. Уставший от пессимистических наблюдений и жары , комиссар вернулся на корабль понурый.

1 – условия, 2 – уступки, 3 – причины.

Проверьте себя

Выберите среди примеров те, которые соответствуют данному правилу, и поставьте запятые.

1. Она глядит: забытый в зале / Кий на бильярде отдыхал (А.Пушкин) .
2. Основанная славным воином шведская династия есть одна из славных в мире.
3. Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами (М.Булгаков) .
4. Чуждый военному искусству Гринев не подозревал, что участь похода решалась в ту минуту.
5. Встревоженные этими слухами гости решили немедленно уехать.
6. Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу... (М.Булгаков) .

Варианты ответа:

1, 3, 4, 6;
1, 2, 5;
2, 4, 5, 6 .

В этом уроке рассмотрены случаи обособления согласованных определений. Они чаще других встречаются в письменных работах учеников, и имеет смысл изучать этот материал в первую очередь. Самостоятельная работа по анализу предложений и формулировке условий обособления помогает лучше понять и усвоить материал. Для закрепления материала целесообразно предложить ученикам составить предложения по указанным примерам.
Теорию обособленных членов предложения разработал А.М. Пешковский. Он же и ввел в научный обиход сам термин.

Ученый и преподаватель Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933) на протяжении всей своей научной деятельности размышлял о взаимодействии науки и школы. Главная книга А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» впервые вышла в 1914 году с подзаголовком «Популярный очерк. Пособие для самообразования и школы». Этот очерк А.М. Пешковский написал после восьмилетней работы учителем в московских гимназиях, стремясь познакомить своих учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Книга выдержала восемь изданий, последнее вышло совсем недавно.

Именно в этой книге ученый посвящает целую главу теории обособленных членов предложения.

Пешковский умел просто, живо и интересно излагать серьезные научные пробемы. Ученый никогда не пытался фальсифицировать языковые факты ради красиво придуманной теории и не упрощал языковую реальность.

Для школы А.М. Пешковский написал книгу в трех частях «Наш язык», где пытается учить детей наблюдать над языком. Например, он приводит текст без пробелов между словами.

Прошлахолоднаязимаднисталидлиннеесолнышкояркосветитворобьивеселочирикают .

К тексту даются вопросы и задания, например: почему рассказик читается труднее, чем другие; понятное ли это будет чтение; сколько перерывов необходимо сделать в рассказе; что происходит с голосом перед перерывом и т.д.
Автор старается подвести ученика к выводу о роли интонации в речи.
Таким образом Пешковский вовлекал учеников в активный процесс исследований и открытий.

Материалы для углубленного изучения

1. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
2. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым .
3. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.
4. Луна в чистом вечернем небе висит полная, видная сквозь ветви клена (М.Булгаков) .

На первый взгляд эти примеры противоречат правилам. В таких позициях определения должны обособляться, но если мы поставим запятые, то разрушатся смысловые отношения между словами. Что значит лицо имело выражение или офицер с лицом ? Слово лицо в таком контексте обязательно требует определения – без него получается абсурд, следовательно, в таких случаях нельзя отделять определение от определяемого слова.
В 3-м и 4-м примерах определения тесно связаны по смыслу как с подлежащим, так и со сказуемым, поэтому мы их не выделяем. Так что любым правилом надо пользоваться осмысленно, а не механически.

Готовимся к Единому государственному экзамену

На месте каких цифр должны быть запятые?

Озаренные светом (1) неверно (2) и трепетно горевшим (3) они казались диким сонмищем гномов (4) окруженных тяжелым (5) подземным паром (6) в мраке непробудной ночи (Н.Гоголь) .

Варианты ответа:

1, 2, 5, 6;
1, 3, 4, 5, 6;
1, 3, 4, 6;
3, 4.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

(1) В начале XX века в городах России появляется электрический трамвай.
(2) Интересно, что в трамваях тех лет звуковая сигнализация была не электрическая, а ручная. (3) При отправке кондуктор прицепного вагона дергал за веревку, тянувшуюся к звонку, укрепленному на потолке задней площадки моторного вагона. (4) Кондуктор моторного вагона, услышав этот сигнал, дергал свою более короткую веревку, и раздавался звонок на передней площадке. (5) Услышав его, вагоновожатый в свою очередь нажимал ногой звонок, помещенный справа от его сиденья и только после всех этих перезвонов трамвай трогался с места. (6) В пути вагоновожатый почти непрерывно звонил в свой ножной звонок, предостерегая встречный конный транспорт и прохожих.
(7) Пассажиры, стоявшие в вагоне, держались за мягкие кожаные петли, укрепленные на специальных палках по обе стороны вагона (Я.Ривош) .

Ответ: 5.

Итоги урока

Итак, согласованные распространенные и нераспространенные определения обособляются всегда, если определяемым словом является личное местоимение.
Если определяемое слово существительное, то всегда обособляется распространенное определение, стоящее после него.
Перед существительным определение обособляется при условии добавочного обстоятельственного значения.
Два (или более) согласованных определения обособляются, если они стоят после определяемого существительного, у которого, как правило, уже есть определение.

Словарь урока

Пунктуация
Знаки пунктуации
Разделительный пуунктуационный знак
Выделительные пунктуационные знаки
Согласованное определение
Обособленные члены предложения

Пунктуация – это собрание правил употребления знаков препинания.

Знаки пунктуации – это пробел, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки.

Разделительный пунктуационный знак – одиночный, разделяет члены предложения и части сложного предложения.

Выделительные пунктуационные знаки – парные, выделяют члены предложения, которым придается особая синтаксическая значимость. Выделительные пунктуационные знаки могут быть одиночными, если обособленными членами предложение начинается или заканчивается.

Согласованное определение – это определение, стоящее в том же падеже, роде и числе, что и определяемое слово. Согласованное определение может быть выражено полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным.

Обособленные члены предложения – такие, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены выделяются запятыми или тире.

Публикация статьи произведена при поддержке ИП Лесных. Перейдя по ссылке http://posutochno-krasnodar.ru, Вы можете ознакомиться с богатым ассортиментом квартир в Краснодаре, получить полезные советы, касающиеся бронирования жилья посуточно в Краснодаре . Удобная поисковая система поможет найти Вам удобное жилье и подать заявку в считанные минуты. Отправляетесь в командировку в Краснодар, приехали поддержать любимую команду «в гостях» или просто хотите заняться шоппингом? ИП Лесных станет для Вас идеальным вариантом при выборе апартаментов.

8 класс Дата:

Тема : Обособленное согласованное определение.

Цели урока :

– вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.

– дать понятие об обособленном определении;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– воспитывать эстетические чувства учащихся.

Оборудование : раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, «Памятка для начинающего бизнесмена», бланк «Банковский счет», сигнальные карточки, презентация.

Тип урока : урок-деловая игра.

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

– Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. Конечно же, вы поняли, что урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.

Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании «Обособленные члены предложения». Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)

Позвольте познакомить вас с «Памяткой для начинающего бизнесмена». (Обращение к висящему на доске плакату.)

    Досконально и всесторонне изучи дело.

    Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.

    Расширяй свой собственный кругозор.

    Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.

– Обратите внимание на банковский счет.

Банковский счет

– Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковский счет секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего участника. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам надо заработать как можно больше баллов. А зарабатывать их будете благодаря своим знаниям.

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

    Внимание! Внимание! Начинаем «Аукцион знаний». Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

    согласованные,

    несогласованные,

    распространенные,

    нераспространенные,

    приложения.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

– Почему главные члены предложения не обособляются?

– Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый – с данным ниже рисунком, второй – с дидактическим материалом.

Дидактический материал

    Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)

    Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)

    Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задание:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

(Определение выделено знаками препинания, обособлено.)

– Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определения обособляются ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания при обособлении определений, надо помнить правила. Используя различные типы определений, и обособленные в том числе, вы обогащаете свою речь, она становится выразительной, эмоциональной.

IV . Объявление темы и цели урока

– Запишите в рабочие тетради дату и тему сегодняшнего урока «Обособленное согласованное определение».

V І. Изучение нового материала.

– Чтобы любая компания процветала, нужно пополнять свои запасы. И мы с вами тоже это сделаем.

    Работа с учебником (теория А, Б).

– Закрепим изученную теорию.

    Работа у доски.

Практическая работа.

Запишите под диктовку предложения. Над определяемым словом поставьте значок х, причастный оборот выделите. Стоимоисть 1 задания – 2 балла.

Озорная тропа , выбитая босыми ногами, уходит в пшеницу. Поглощенный своими заботами, я иду по тропинке лесной. Испуганный внезапным появлением людей, тетерев шумно взлетел и растворился в кроне.

Вывод. Определения обособляются, если: 1) стоят после определяемого слова; 2) выражены причастными оборотами; 3) относятся к личному местоимению.

– Секретаря попрошу отметить работу членов компании.

3. Конструирование предложений

– Часто бывает, что компания нуждается в реконструкции. Что это значит? (Замена ). Мы с вами тоже должны этому научиться. Стоимость 1 задания – 2 балла.

Задание (слайд):

Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, работу выполняйте по образцу, сделайте вывод.

1) В горящ…й костер мы стали класть тонкие сухие листья.

2) На дне реки были видны шевел…щиеся водор…сли.

3) Я пр…слушался к звукам журчащ…го ручья.

4) Проходившая девушка пок…залась мне знакомой.

какой? какой?

Слышен шум падающей воды. – Слышен шум воды, /падающей сверху/.

Проверка:

1) В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.

2) На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.

3) Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.

4) Девушка, проходившая мимо, показалась мне знакомой.

Вывод. Чтобы определение стало обособленным, нужно его распространить и поставить после определяемого слова.

– Секретарь отмечает работу компании, а мы получаем следующее задание. Для дальнейшего развития компании нужно еще пополнить запасы знаний.

4. Работа с учебником (теория В)

– Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой подчиненный не мечтает быть руководителем? А какой ученик не хочет попробовать себя в роли учителя?

5. Игра «Я учитель» (Слайд)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка. Стоимость 1 задания – 2 балла.

    Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

    Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

V ІІ. Проверка домашнего задания

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом «На далёком Севере» дома, помимо письменного упражнения, нужно было подготовить развёрнутый ответ об условиях жизни и быте ненцев, опираясь на текст, справочные пособия и Интернет.

– За это задание сотрудник тоже получает баллы (5 баллов).

V ІІІ. Закрепление материала .

– Вам понравился Север? Тогда мы продолжим знакомиться с культурой и бытом северных племен, потому что компания «Обособленного определения» нам это предоставляет.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 434. Выпишите определяемые слова вместе с обособленными определениями. По 1 баллу за каждое словосочетание.

– Рабочий день компании подходит к концу и у нас осталось еще одно задание.

2. Творческое задание (слайд). Работа с репродукцией картины молодой русской художницы Татьяны Юшмановой «Весной на Севере...»

Задание:

Составьте небольшой текст-описание с использованием обособленных согласованных определений. Вознаграждение – 5 баллов!

Можно воспользоваться подсказкой (дикий, весенний, задумчивый, пустой, зеленый, прозрачный) .

Сочинения зачитываются на уроке.

ІХ. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы. (Слайд)

Запишите в тетрадях слово «Тест». Если вы согласны с утверждением, то пишете «Да», если не согласны, то «Нет». Оценивается в 5 баллов.

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

1) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

2) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

3) обособляются определения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

4) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

5) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

2. Беседа:

– Что вы узнали сегодня нового на уроке?

– Что повторили?

– Что предстоит узнать?

– Что вам больше всего понравилось?

Х. Домашнее задание (слайд).

Выучить теоретический материал занятия 48,49, упражнение 432 (письменно); прочитать текст на с. 263-264, упр.436 (устно).

По желанию: Написать отзыв о заседании бизнес-клуба: свои впечатления и размышления, используя предложения с обособленными определениями.

I. Обособляются определения , стоящие в постпозиции , т. е. после определяемого (или субстантивированного слова):

1. выраженные причастным оборотом .

  • Город , разрушенный в центре , с кое-как прибранными и подметёнными улицами , утомлённо затихал.
  • (В. П. Астафьев)
  • Всё, связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий.
  • (К. Г. Паустовский)

2. выраженные прилагательным с зависимыми от него словами.

  • Стоят и те трое, хмурые все.
  • (М. Горький)

II. Одиночные определения, стоящие после определяемого существительного, обособляются:

1. если перед определяемым существительным уже есть определение . *

  • Весь облик Аркадиева дяди , изящный и породистый , сохранил юношескую стройность.
  • (И. С. Тургенев)
  • Маленькая Анечка, нарядная и красивая , с нетерпением поджидала Деда Мороза.

3. если к одиночному определению относится сравнительный оборот .

  • Список литературы, огромный , как у настоящего старшеклассника , нужно было успеть прочитать за лето.

III. Обособляются распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным (в препозиции), если имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временно́е).

  • Оглушённый тяжким гулом ,
  • Тёркин никнет головой.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Взъерошенный , немытый , Нежданов имел вид дикий и странный.
  • (И. С. Тургенев)

Перед такими определениями можно поставить слово «будучи» или преобразовать их в придаточные обстоятельственные. (Ср.: Будучи оглушённым тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Или: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом.)

IV. Независимо от местоположения в предложении всегда обособляются распространённые или одиночные определения:

  • Она , невозмутимая и спокойная , долго готовилась к предстоящему разговору.
  • Полный раздумья , шёл я однажды по большой дороге.
  • (И. С. Тургенев)
  • А он , мятежный , просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!
  • (М. Ю. Лермонтов)

2. отделённые от определяемого существительного текстом.

  • Юные путешественники очень устали и, обессиленные , еле-еле плелись к своему ночлегу.
  • А на дворе, унылый и докучный ,
  • Раздался колокольчик однозвучный.
  • (М. Ю. Лермонтов)

V. Не обособляются распространённые (или одиночные определения):

1. стоящие в препозиции и не имеющие дополнительного обстоятельственного значения.

  • Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо .
  • (К. А. Федин)
  • Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду .
  • (М. Ю. Лермонтов)

3. выраженные сложной формой имени , т. к. такие формы не образуют оборота и являются неделимым членом предложения.

  • В кружке самом близком к невесте были её две сестры.
  • (Л. Н. Толстой)

* Примечание.

Если перед определяемым существительным определение отсутствует - обособление одиночных определений, стоящих в постпозиции , факультативно : определения обособляются, когда передают значение дополнительной характеристики, и не обособляются, если с определяемым словом имеют тесную интонационно-смысловую связь.

  • А запорожцы, и пешие и конные , выступали на три дороги к трём воротам.
  • (Н. В. Гоголь)
  • Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное ...
  • (М. Ю. Лермонтов)

В первом предложении определения пешие и конные передают значение дополнительной характеристики; их можно опустить без существенного ущерба для смысловой структуры предложения.

Во втором предложении определения страстное и благородное тесно связаны по смыслу с определяемым словом сердце . Герой М. Ю. Лермонтова подчёркивает, что сердце умеет любить, а именно страстное, благородное сердце .