Лабораторная работа по биологии номер 9. Лабораторные работы.9 класс. Биология

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

    Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

    Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Типы ног у взрослых насекомых

Конечности насекомых, представляющие систему подвижно соединённых друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям.

Бегательные

Такие конечности можно обнаружить у тех, кто вынужден быстро перемещаться за живой добычей. Например, у пахучего красотела– длинные тонкие ноги, которые позволяют ему проявлять большую проворность.

Копательные

Встречаются у насекомых, живущих в норах или являющихся вредителями корневой системы растений. Широко известный пример – Обыкновенная медведка , первая пара ног которой преобразована в короткие утолщенные конечности, снабженные мощными мускулами и оканчивающиеся закругленной уплощенной с зазубринами. Благодаря этому ей удается разбивать плотные комки почвы и копать в ней ходы.

Плавательные

Этот тип ног – относительная редкость, потому что подобные видоизмененные конечности в форме «весел» необходимы только тем немногочисленным насекомым, что обитают в воде. Например, если посмотреть на водяного клопа , можно увидеть, что у него они отличаются уплощенной, обтекаемой формой без зазубрин и утолщений. Это помогает гораздо быстрее двигаться в воде, но, если жук случайно попадет на сушу (что возможно, как минимум, потому, что все насекомые дышат атмосферным воздухом), такие конечности при передвижении будут даже мешать.

Прыгательные

Четырехчлениковые задние ноги большого зеленого кузнечика , и других представителей Кузнечиковых отличаются большой длиной бедер и голеней, а также их особым соединением («назад коленом»), что позволяет им перемещаться на расстояния, в десятки раз превышающие размер их тела.

Хватательные

Переднюю пару хватательных ног можно увидеть у богомола , который при их помощи «выясняет отношения» с сородичами или охотится на мелких и средних насекомых, причем не только вредителей, но и полезных, например, пчел.


Ходильные

По строению они не особенно сильно

отличаются от бегательных, но

обычно имеют меньшую длину и

меньшую разницу в размере между

Соседними члениками. Ходильные

ноги встречаются у многих жуков,

например, долгоносиков или

Собирательные

На и лапке задних ног медоносной пчелы , находится специальное приспособление – корзиночка для сбора пыльцы.


АГАМА КАВКАЗСКАЯ
(Agama caucasica)



Область распространения которой охватывает все Восточное Закавказье, горный Дагестан, южные районы Туркмении и Таджикистана, а также Северо - Восточную Турцию, Иран и Афганистан. Подобно большинству, она имеет довольно массивную угловатую голову и широкое приплюснутое туловище, покрытое сверху мелкой чешуей, среди которой вдоль спины выделяется дорожка из нескольких рядов увеличенных плоских чешуи. Общий фон ее туловища оливково-серый, грязно-бурый или пепельно-серый, что в значительной мере зависит от колорита окружающей местности. На светлых известковых скалах ящерицы белесые, почти белые, тогда как на темных базальтовых лавах они грязно-бурые или почти черные. По сторонам спины расположен обычно сетчатый узор из темных разводов и линий, а нижняя часть тела грязно-серая с мраморным узором на горле. Длина взрослых особей достигает 36 см вместе с хвостом. Кавказская агама - настоящее горное животное, избирающее для своего местообитания различного рода скалы, каменистые склоны и отдельно лежащие крупные каменные глыбы. Поселяется она также на крутых откосах и склонах вдоль горных дорог и на сложенных из крупных камней заборах и стенах строений. Убежищами ей служат всевозможные трещины и щели между камнями, от которых ящерица не отходит обычно далее чем на несколько метров. Несмотря на свою кажущуюся неуклюжесть, агамы очень подвижны; перебегая открытое пространство, они высоко задирают хвост, а взбираясь на скалы, напротив, плотно прижимают его к камню, используя в качестве опоры хвостовые шипы. Приближающуюся опасность ящерица замечает уже на расстоянии 25-30 м и настороженно обращается в сторону врага, выдавая свое волнение быстрыми наклонами головы. Подпустив врага на 2 - 3 м, она поспешно срывается с места и, подбежав ко входу в убежище, плотно прижимается к камню, скрываясь внутрь лишь в случае крайней опасности. Вытащить забившуюся в щель агаму чрезвычайно трудно, поскольку она сильно раздувает тело, цепляясь многочисленными шипами за малейшие неровности почвы. Нередко животное настолько сильно заклинивается в узкой щели, что оказывается не в состоянии самостоятельно выбраться и погибает от истощения. Пойманная ящерица очень редко пускает в ход зубы, перестает сопротивляться и впадает в полуобморочное состояние. Ее можно положить на спину, подвесить за хвост и даже поставить на голову - животное будет оставаться неподвижным и лишь какой-нибудь резкий звук, например удар в ладони, сейчас же выводит агаму из оцепенения. По утрам агамы появляются из убежищ вскоре после восхода солнца и, взобравшись на камень или выступ скалы, принимают длительные солнечные ванны, высматривая в то же время добычу, состоящую из различных насекомых, пауков, многоножек или небольших ящериц. Значительное место в их кормовом рационе составляют также цветки, листья, сочные плоды растений, отчего осенью челюсти ящериц бывают сплошь вымазаны липким синим соком. Заметив добычу, агама быстро к ней направляется и всегда безошибочно схватывает, иногда слегка подпрыгивая и отрываясь от земли передними лапами, если насекомое находится в воздухе. В конце сентября - начале октября агамы уходят на зимовку, собираясь по нескольку десятков или даже сотен в какой-либо глубокой щели или промоине в скалах. Края таких щелей бывают сглажены шероховатыми телами многих тысяч проползавших из года в год ящериц. Известны случаи массовой гибели зимующих агам в особенно суровые зимы. Однажды на берегу озера Севан в Армении было обнаружено целое кладбище из нескольких десятков замерзших и высохших агам.

ГАМА СТЕПНАЯ
(Agama sanguinolenta)

Принадлежит к числу наиболее характерных ящериц степей и пустынь Казахстана и Средней Азии. От других среднеазиатских представителей своего рода она отличается однородной, ребристой, с приостренными шипиками чешуей туловища и длинного хвоста и небольшим ушным отверстием, в глубине которого расположена барабанная перепонка. Общая длина животного не превышает 30 см, причем взрослые самцы заметно длиннее самок. Молодые агамы сверху светло-серого цвета с проходящим вдоль хребта рядом светло-серых более или менее овальных пятен, распространяющихся на основание хвоста, и двумя рядами таких же вытянутых в длину пятен по бокам туловища. С возрастом расцветка меняется, и взрослые ящерицы становятся серого или желтовато-серого цвета, причем у самцов темные пятна часто почти полностью исчезают. При повышении температуры, а также под влиянием какого-либо нервного возбуждения скромная расцветка половозрелых агам уступает место чрезвычайно яркой окраске, причем обнаруживаются существенные цветовые различия между полами. У самцов горло и вся нижняя поверхность туловища и конечностей становятся темно- или даже черно-синими, на спине появляются кобальтово-синие пятна, а хвост приобретает яркую оранжево-желтую окраску. В этих же условиях у самок основной фон туловища становится голубовато- или зеленовато-желтым, темные пятна на спине ярко-ржаво-оранжевыми, а ноги и хвост приобретают такую же, как у самцов, но менее яркую расцветку. Степная агама населяет песчаные, глинистые и каменистые пустыни и полупустыни, придерживаясь мест с кустарниковой или полудревесной растительностью. Встречается она также и в тугайных лесах по берегам рек, часто в непосредственной близости от воды. В качестве убежищ степные агамы используют норы грызунов, пространства под камнями и трещины в грунте. Реже они вырывают собственные норы, располагающиеся между корнями или у основания камней. Пищей им служат всевозможные насекомые, пауки и мокрицы, а также сочные части растений, в частности цветки. Из насекомых эти ящерицы предпочитают муравьев, которых они ловко захватывают при помощи клейкого языка. Бегают агамы очень быстро, держа тело приподнятым на вытянутых ногах и не касаясь хвостом земли. Чрезвычайно ловко взбираются они по стволам и веткам деревьев и кустарников, перепрыгивая иногда с ветки на ветку на расстояние до полуметра. В селениях их можно видеть бегающими по вертикальным поверхностям глинобитных и каменных заборов и стенам построек. Каждая взрослая ящерица обладает сравнительно небольшим по величине участком обитания, за пределы которого выходит очень редко. Распространена степная агама в пустынной и степной зонах Казахстана, Средней Азии, Афганистана и Северного Ирана до Восточного Предкавказья на западе и Северо - Западного Китая на востоке.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»"

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных

Оборудование: 1) микроскоп

2) готовые микропрепараты растительных и животных тканей

3) клетки спирогиры, эвглены зеленой

4) нервная клетка

5) клетка гладкой мускулатуры

Ход работы:

1. Приведите в рабочее состояние микроскоп.

2. Рассмотрите препараты внутреннего строения листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассотрите отдельные клетки различных тканей.

3. Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности клеток этих тканей в связи с их функциями у растений.

4. Рассмотрите препараты с клетками животных тканей. Укажите особенности строения клеток в связи с их функциями в организме животного.

5. Результаты наблюдений и выводы запишите в таблицу

Оформление результатов:

Клетка ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатая

Губчатая

Покровная

Мышечная

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения"

Цель: изучить делящиеся клетки

Оборудование: 1) микроскоп

2) микропрепараты с делящимися клетками кончика корня

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

2.Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

3.Сосчитайте количество делящихся клеток, которые находятся в поле зрения.

4.Сосчитайте количество неделящихся клеток, находящихся в поле зрения.

5.Зарисуйте делящиеся клетки в таблице по образцу

Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Решение генетических задач "

Цель: - развить умения пользоваться решеткой Пеннета,

Определять гаметы и генотипы потомства.

Оборудование: 1) карточки с заданиями для учащихся

2) сборники задач для школьников по генетике

Ход работы:

1. Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2. Решение задач по дигибридному скрещиванию.

3.Сравнение генотипов родителей и их потомства в первом и втором поколениях.

1.а) Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В F 1 — 50% белых и 50% черных. Определите генотипы родителей и потомства.

б) Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F 1 — все растения среднего размера. Какое будет F 2 ?

в) Скрестили белого кролика с черным кроликом. В F 1 все кролики черные. Какое будет F 2 ?

г) Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F 1 — 25% с черной шерстью, 50% — с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.

2)а) Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F 1 все растения были нормального роста; 75% — с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.

б) Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F 1 получили 25% черных безрогих, 25% черных рогатых, 25% белых рогатых и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.

в) Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?

г) Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?

3)а) Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

б) Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

в) У матери и у отца 3 группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?

г) У матери 1 группа крови, у ребенка — 3 группа. Какая группа крови невозможна для отца?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях"

Цель: изучить наследственные признаки на примере растений

Оборудование: 1) ручная лупа

2) семена гороха разных сортов

3) семена различных растений

4) комнатное растение колеус

Ход работы:

Задание 1.

1.Изучите внешний вид семян разных сортов гороха. Определите общие признаки семян: окраска, форма кожуры и рубчика.

2.Распределите семена по сортам.

3. Найдите общие видовые признаки семян гороха и их сортовые отличия.

Оформление результатов:

Задание 2.

1.Сравните растение колеус, выращиваемое при ярком освещении, с колеусом, произрастающим в затененном месте.

2.Определите генотипические признаки растения (форма листовой пластинки, тип жилкования, тип листорасположения, строение цветка, тип соцветия)

3.Сравните у тех и других растений их фенотипические признаки (количество листьев на побеге, окраска листьев, размеры листовой пластинки, длина междоузлий, наличие и размеры соцветий)

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Генотипический признак

Фенотипический признак

В затенении

форма листовой пластинки и пр. (все генотипические признаки) у этих растений (на свету и в тени) не отличаются, так как они заложены в генотипе и влияние условий произрастания не может повлиять на их геноти в течении их жизни.

колеус светолюбивое растение, окраска листа более якая и пестрая чем у растения произрастающего в тени.

листья крупные, на побеге их много.

листья менее яркие и пестрые. характерна листовая мозаика, для того чтоб все листья получали достаточное количества света.листьев на побеге меньше чем у растений на свету, они мельче.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Изучение изменчивости у организмов"

Цель: доказать, что изменчивость-общее свойство организмов

Оборудование: 1) 15-20 опавших листьев клена

2) 5-7 раковин прудовика большого

3) линейка, лист бумаги в клеточку

Ход работы:

Задание 1. Обнаружение изменчивости у растений и животных.

1.Сравните 5 опавших листьев клена. Найдите у них черты сходства и различия в окраске листа, форме и размерах. Сделайте соответствующие измерения листовой пластинки. Расположите листья в порядке количественного изменения признака.

2.Определите неизменяемые признаки и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

3.Сравните раковины прудовика. Найдите у них черты сходства и различия в форме и размерах, в окраске раковин. Расположите раковины в порядке количественного изменения признака.

4.Определите видовые признаки прудовика и признаки, свидетельствующие о явлении изменчивости у клена.

Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу

Задание 2 . Выявление статистических закономерностей модификационной изменчивости.

1.Возьмите 15-20 листьев клена и расположите их в один ряд в порядке возрастания длины листовой пластинки.

2.Определите частоту встречаемости листьев с короткой, длинной и средней листовой пластинкой. Для этого измерьте длину листовой пластинки всех листьев.

На основе полученных данных постройте на миллиметровой бумаге вариационный ряд длины листовой пластинки. Для этого на оси абсцисс отложите значения длины листовых пластинок каждого листа. Вычислите интервал, в котором лежат все значения длины листовой пластинки. Границы интервала равны наибольшей и наименьшей длине. Разделите полученный интервал на три равных отрезка. На оси абсцисс отметьте точками границы интервалов. Подсчитайте число листьев в каждой из трех получившихся групп. На оси ординат отметьте значения, равные числу листьев с короткой, средней и длинной листовой пластинкой. Соединяя точки, указанные на оси абсцисс и оси ординат, получите диаграмму, состоящую из трех столбцов, которая отражает изменчивость исследуемого признака.

3.Выполните такую же работу по материалам измерений ширины листовой пластинки листа.

Сделайте вывод: сформулируйте выявленную вами закономерность модификационной изменчивости

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6


Предварительный просмотр:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.

Биология.

Общие закономерности

9 класс

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

Изучение результатов искусственного отбора

Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
  1. Заполните таблицу

Сравниваемые признаки

Название сорта яблок

Антоновка

Белый

налив

Пепин шафранный

Дикая яблоня

Окраска плодов

Окраска мякоти

Вкус

Размер

Сроки созревания

  1. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.

Вывод:

Лабораторная работа № 2

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер

Ход работы:

  1. Определите среду обитания каждого из образцов.
  2. Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
  3. Заполните таблицу
  1. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3

Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений

Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные растения.
  2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида

Особенности строения

Ароморфоз

Мох -

Хвощ -

Папоротник -

  1. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу

Название вида

Особенности строения

Идиоадаптации

  1. Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 4

Каталитическая активность ферментов в живых клетках

Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках

Ход работы:

  1. В две пробирки налейте перекись водорода.
  2. В первую пробирку поместите сырой картофель.
  3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
  4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
  1. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 5

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
  3. Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

4. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Митоз в клетках корешков лука

Цель работы:

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
  2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
  3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Название стадии

Особенности стадии

Рисунок

4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

Способы бесполого размножения организмов

Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
  2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.
  3. Заполните таблицу.

Название растения

способы бесполого размножения

Земляника

Лук репчатый

Традесканция

Фиалка

Пырей ползучий

Картофель

Георгин

4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Строение половых клеток

Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
  2. Заполните сравнительную таблицу.

3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

Решение генетических задач. Составление родословной.

Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.

Ход работы:

1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.

2. Составьте свою родословную.

3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 10

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.

Ход работы:

  1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
  2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 11

Изучение фенотипов местных сортов растений

Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.

Ход работы:

1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.

2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.

Особенности сорта

№ 1

№ 2

Фенотипические признаки

Требования к почве

Сроки созревания

Агротехника

Вкусовые качества

Урожайность

Сохранность и транспортабельность

Устойчивость к болезням

3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 12

Составление цепи питания

Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

________________ →________________→_______________→_____________

2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

________________ →________________→_______________→_____________

________________ →________________→_______________→_____________

3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант 1

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

Рис.1 Рис.2

Семейство: Сосновые Семейство: Сосновые

Род: Сосна Род: Сосна

Вид: Сосна обыкновенная Вид: Сосна сибирская кедровая

Признаки

Сосна обыкновенная

Сосна сибирская кедровая

1. Стебель:


– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное).
– окраска;

Простой или сложный;

4. Цветок или соцветие

Вывод:

1.Какой

3.Скрещиваются ли они?

5.Что такое вид?


«Лабораторная работа №39 В-2»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 2

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Бобовые Семейство: Бобовые

Род: Клевер Род: Клевер

Вид: Клевер белый ползучий Вид: Клевер луговой

Признаки

Клевер белый ползучий

Клевер луговой

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);

– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

5.Что такое вид?

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №39 В-3»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 3

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Ивовые Семейство: Ивовые

Род: Тополь Род: Тополь

Вид: Тополь пирамидальный Вид: Тополь дрожащий (осина)

Признаки

Тополь пирамидальный

Тополь дрожащий (осина)

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);
– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);
– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

    В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Отметка "5" ставится, если ученик:



Отметка "4"



Отметка "3" ставится, если ученик:


Отметка "2" ставится, если ученик:

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.