Храм казанской иконы божией матери в коломенском. Церковь казанской иконы божьей матери в коломенском


"Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче". Так писалось в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века. Однако под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Эта версия представляется более вероятной.

Церковь Казанской иконы Божией матери была домовой, при Коломенском дворце и соединялась с ним переходом. Приделы: южный Дмитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в т.ч. Казанская Богоматерь начала XVII в.



Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника"Коломенское", деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.
Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых.
Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

http://kolomenskoe.prihod.ru/



Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней - единичный пример в архитектуре XVII века. Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. - «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м. После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие - в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В настоящее время в Храме Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы.

В Москве можно прогуляться в музее-заповеднике «Коломенское» и посетить знаменитую российскую реликвию. Храм Казанской в Коломенском уже четвертое столетие является его главным символом. Это трехэтажное здание давно покоряет сердца людей своим величием и поистине царским масштабом. Оно имеет внушительных размеров лестницу с шатровым крыльцом, а примыкает к основному строению при помощи красивой лестницы, сделанной на склоне, высокая шатровая колокольня. Нередко его путают с бывшим монастырем в Коломне.

Общие сведения

Почти полвека назад в нем последний раз проводилась реставрация, поэтому на сегодняшний день зданию требуется не только косметический, но и капитальный ремонт, чтобы не возникло никакой аварии.

Все противоаварийные и реставрационные работы проводятся на средства Прихода по условиям Охранного договора, Приход является единственным пользователем здания. Но он не располагает достаточной суммой, чтобы восстановить первоначальный вид храма, несмотря на то, что здание является культурным наследием и шедевром русского зодчества. Уже начиная с проектирования ремонтных работ необходимы большие вложения, так как они требуют профессионального подхода. Из-за отсутствия должной суммы , реставрация его откладывается из года в год.

Неравнодушные люди пытаются помочь настоятелям своими пожертвованиями, их можно оставлять не только непосредственно в храме, но и перечислить на его счет. Все реквизиты, куда можно перечислять добровольные пожертвования, указаны на сайте храма.

Почитание Казанской иконы Божией Матери всеми церквями страны было установлено, когда родился Дмитрий Алексеевич. Романовы были уверены, что престолонаследием они обязаны именно заступничеству Казанской Богоматери. Первые 2 года Великой Отечественной войны храм не действовал, но потом службы возобновились и продолжаются до сегодняшнего дня.

Сюда приходят не только помолиться или пройти таинство крещения, но и приносят вещи и продукты для освящения: например, на Пасху – куличи и яйца, на день памяти Параскевы Льняной – льняную ткань и сельскохозяйственные продукты , выращенные на собственных огородах, на Вербное воскресенье – веточки вербы и другие.

История храма в цифрах

  • 1640–1651 гг. Царь Михаил Федорович издал указ об основании церкви Казанской иконы Божией Матери;
  • 1666 г. Прошло освящение церкви при царе Алексее Михайловиче;
  • 1910 г. Голые стены храма украшены росписью;
  • 1941–1942 гг. Церковные двери были закрыты для посещений.

Архитектура

После издания указа о строительстве кирпичного храма прошло не больше четырех лет. Его венцом стали 5 золотых куполов и 2 по бокам, украшала здание шатровая колокольня, а надпись под крестом центральной главы гласила о том, что символизирует данное строение, это был, согласно исторической справке, столетний юбилей взятия Казани.

Деревянное строение , если верить летописям, было построено Лжедмитрием II , когда он был изгнан из Коломны, оставил напоминание о себе. Другой источник гласит, что построить каменную церковь повелел царь Михаил Федорович, как знак памяти освобождения Руси от польской интервенции. Новый храм изначально исполнял роль домовой церкви, по длинным переходам, устланным войлоком, можно было попасть в дворцовые покои царицы. Войлок стелился не только для тепла , но и для шумоизоляции, чтобы не было слышно шагов идущих по коридору людей.

Святыни

В тяжелые для страны времена Чудотворная икона Божией Матери «Державная» была похищена, но в 1990 году возвращена на законное место и остается там по сей день. Расписание работы храма можно посмотреть на его официальном сайте, но для посетителей он открыт ежедневно с 7:30 и до окончания вечерней службы. Изменения в расписании могут возникнуть только из-за праздничных богослужений. Для школьников есть возможность посещать воскресную школу. Любой желающий может посетить библиотеку. Взрослые могут пойти таинство крещения в баптистерии.

Помимо основной части храма , есть 2 придела – северный и южный, названные в честь святых.

В церковных стенах, кроме Чудотворной иконы, есть еще одна святыня – Чтимая Казанская икона Божией Матери, в честь которой и было названо это место. Но к сожалению, это фотокопия оригинальной иконы. Также в храме стоит скульптура Иисуса Христа, выполненная из дерева.

Дни почитания Божьей Матери:

  • 8(21) июля;
  • 22 октября (4 ноября).

Отмена крепостного права оставила свой след: Мемориальный столб, располагающийся недалеко от основного строения, который был построен крестьянами. Он сделан в 1861 году как знак благодарности императору Александру II . Мемориальный столб поменял свое местоположение в 1980 году, с этого момента он стал одной из достопримечательностей Коломенского.

Расписание

Богослужения проводятся ежедневно с раннего утра, независимо от дня недели.

  • В будни богослужения начинаются в 8:00;
  • По воскресеньям богослужения начинаются в 7:00.

Придворная церковь принимает посетителей до 19:30, исключение составляет понедельник, когда двери закрываются в 12:00. В это время в здании проводится генеральная уборка. Редко празднования приходятся на будние дни. Например, в сентябре Рождество Пресвятой Богородицы приходится на четверг 8(21) число. Полное расписание богослужений представлено на сайте храма Казанской иконы Божьей Матери.

Храм на Красной площади

Чуть ранее начала строительства домовой церкви в Коломенском, был построен храм с таким же названием в Москве на Красной площади. Изначально он тоже был деревянным, но, в отличие от коломенского храма, был построен на сбережения Дмитрия Пожарского. Говорят, что простоял он всего десяток лет, после чего был сожжен. Новый кирпичная его версия была возведена по указу Алексея Михайловича, правящего страной в то время. Все обновления и пристройки появились благодаря щедрым пожертвованиям.

В 1936 году правительство решило, что облик строения не соответствует улице, где он стоит, ведь по Красной площади проходили торжественные шествия и различные торжества. В отличие от храма в Коломенском, он занимал не свое место, поэтому общественность приняла решение о его уничтожении. На его месте был построен общественный туалет.

Храм в Казани

В Казани возрождается еще один храм Казанской иконы Богоматер и, подобный коломенскому, но только в 2016 году было принято решение воссоздать разрушенное здание. При этом вид его не должен быть изменен. Революционный период сделал из него склад для хозяйственных нужд, после чего в этом же статусе он был взорван. Храм удастся воссоздать по старым фотодокументам и чертежам.

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.