Что изучает синтаксис единицы синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Сочинение и подчинение

Чтобы понять, что именно является единицами синтаксиса, достаточно вникнуть в определение этой науки о языке где указывается, что она изучает правила построения словосочетания, предложения и текста. Именно эти три единицы и являются основными в данной науке. Чтобы действительно хорошо понять структуру русского языка, уметь грамотно строить устную и письменную речь, а также осознанно ставить знаки препинания – школьник должен досконально разобраться в данном вопросе.

Основные единицы синтаксиса

Итак, их три. И первая – словосочетание, оно же – сочетание слов, которые соединяются в его пределах по смыслу и грамматически. Это минимальная единица синтаксиса. который особое внимание уделяет изучению различных форм связи слов в словосочетаниях. Основная функция словосочетания – номинативная.

Следующая единица – это предложение. Оно представляет собой соединения слов, организованное по грамматическому принципу. Два его главных признака – это смысловая и интонационная законченность.

Предложение может состоять только из одного слова и при этом обладать всеми характерными признаками данной синтаксической единицы. Если же в нем больше двух слов, оно легко делится на словосочетания.

Основная функция предложения – коммуникативная.

Ну, и самая крупная синтаксическая единица – это, конечно же текст. Он состоит из ряда предложений (которых должно быть как минимум два), которые объединены не только по смыслу, но также лексически и грамматически. Это развернутое высказывание, где предложения объединены темой и основной мыслью и располагаются в определенном порядке. Смысловая целостность и связность – вот два основных признака текста.

Тема текста – это то, что отображено в тексте, тот предмет речи, который был выбран автором для словесного изображения, а его основная мысль – это отношение автора к данному предмету, то как он его оценивает.

Текст также необходим для того, чтобы обменяться мыслями и чувствами, он необходим для общения, то есть, как и предложение, выполняет коммуникативную функцию. Он обязательно отражает какой-то конкретный фрагмент действительности.

Синтаксис изучает также и отдельные слова, но они интересуют его не как лексические единицы и не как части речи, а как члены предложения.

Что мы узнали?

Синтаксис как раздел науки о языке изучает три основных языковых единицы – это словосочетание, предложение и текст. Все они состоят из слов но они изучаются в пределах данной науки только как структурные элементы более крупных единиц. Самой мелкой единицей, которую изучает синтаксис, является словосочетание, за ним следует предложение (хотя оно и может состоять всего из одного слова), а самой большой является текст. Синтаксис рассматривает все эти единицы и формы связи слов в предложении и словосочетании, а также предложений в тексте. Словосочетание как языковая единица выполняет номинативную функцию, а предложение и текст – коммуникативную, то есть необходимы для общения.

Предмет синтаксиса

Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова. Таким образом, синтаксические единицы состоят из компонентов, которые материально представлены высшими морфологическими единицами. Это дает основание рассматривать синтаксис как грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим.

Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова, но не сами по себе и не во всех своих свойствах, а лишь со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, в которые они входят как компоненты, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.

  • Синтаксические единицы

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц — словосочетания и простого предложения.

В. В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Вслед за многими русскими языковедами он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Ср.: Тут солнце.— Только бы тут было солнце! — Пусть всегда будет солнце! — при почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполнения эти предложения различаются тем, что содержание первого оформлено как сообщение о реальном факте, существующем одновременно с моментом речи, второго — как пожелание, третьего — как побуждение.

В речи каждое предложение имеет модально-временное значение: реального факта, отнесенного к тому или иному времени (а значит, соотнесено с речевым актом — «моментом речи» — как точкой отсчета времени), или определенного вида ирреальности, в частности (как это было в наших примерах) желательности или побудительности. Модальные значения тоже связаны с речевым актом, но не через «момент речи», а через позицию говорящего: они несут в себе значение, отражающее позицию говорящего при соотнесении им содержания предложения с действительностью (в нашем примере — желание, волю или констатирующую объективность позиции говорящего). Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, увидел Виноградов грамматическую сущность предложения Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью, использовав термин, который в истории науки наполнялся разным содержанием, но всегда связывался с предложением, отражая так или иначе понимаемую специфику предложения как синтаксической единицы.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного, или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности ~ непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Известно несколько существенных, но не всеобщих признаков, различающих предложение и словосочетание. Так, предложение может быть однокомпонентным: Пожар!; Светает; Уходи; Холодно; словосочетание же минимум двухкомпонентно. Однако этот различительный признак не обладает всеобщностью, и потому, опираясь на него, нельзя во всех случаях отличить словосочетание от предложения. Есть предложения, для которых двухкомпонентность совершенно обязательна, она необходимое условие построения предложения как предикативной единицы: Я студент; Курить — здоровью вредить; Погода хорошая и т. п.

Традиционное для русской науки понимание объектов синтаксиса характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение.

В функциональном плане оно имеет много общего с простым предложением (что и дало основание сохранить в его наименовании слово «предложение»), но со стороны своей формальной организации сложное предложение является сочетанием предикативных единиц на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложения — предикативностью. В большинстве случаев части отличаются от самостоятельных предложений только тем, что содержат показатели синтаксической связи — союзы и союзные слова: Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт (П.); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных (П.); И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (Бл.).

  • Различительные признаки синтаксических единиц

Итак, в соответствии с общим направлением русской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, прежде всего в концепции В. В. Виноградова, определим синтаксис как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.

Словосочетание — это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью.

Простое предложение — это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение — это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер; по своему вещественному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тождество лексического состава (лексически значимых морфем). Ср.: вечернее рассказывание сказок бабушкой (словосочетание) — Вечером бабушка рассказывала сказки (простое предложение).— Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки (сложное предложение). Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними. Словосочетание, являясь непредикативной единицей, представляет событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом предложении, являющемся предикативной единицей, называемое событие соотнесено с ситуацией речи; причем это соотношение таково, что событие сразу, все в целом оценивается говорящим как реальный факт прошлого. [Ср. тот же смысл, но иную модальную оценку и временную характеристику события говорящим в предложениях: Пусть вечером бабушка рассказывает сказки (побуждение, временной план будущего); Вот бы вечером бабушка рассказывала сказки (желательность, временной план будущего).] В сложном же предложении, каждая из частей которого обладает предикативностью, с ситуацией речи соотнесены порознь оба компонента сообщения о событии, содержащиеся в частях сложного предложения: указание на вечер и на рассказывание сказок бабушкой. При этом оценка говорящим этих составных частей события может и не быть тождественной, как в нашем примере, где в обеих частях значение реальности события и временной план прошлого. Ср.: Вот бы бабушка рассказывала сказки, когда наступит вечер; Пусть бабушка рассказывает сказки, когда наступит вечер — модальная оценка желательности и побудительности относится только к рассказыванию сказок, а наступление вечера оценивается как реальный факт.

Таким образом, различительными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего — непредикати вность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям— полипредикативность (сложное предложение). Эти признаки составляют основные, конституирующие характеристики синтаксических единиц, определяют принципы их формальной организации и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтаксические единицы от других. Но определения синтаксических единиц могут быть уточнены, развиты и дополнены при специальном рассмотрении каждой из них.

Синтаксические единицы - единицы речи и языка

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент). Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.

На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы — вин. п. мн. ч.), т. е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и формы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).

Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.— с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент — прямопереходный глагол, а зависимый — форма винительного падежа существительного с синтаксическим значением ближайшего объекта ". Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VlransN.nt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4 synt — винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа с синтаксическим значением».

Таким образом, на втором этапе анализа обнаруживается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать -(- вин. п. существительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать радость и др.

Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения.

Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.

Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана формулой Pi с: (1М„.,пр-+- когда + Р2), где Р(, Р2 -— предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N — существительное, temp — указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Р| (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я никогда не забуду). Формула читается так: «предикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существительное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица».

Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. В сферу синтаксиса входят также единицы сообщения, которые не имеют собственных грамматических характеристик и объединяются с грамматическими предложениями функционально.

Кроме названных единиц, принадлежащих только синтаксису, в его сферу входят также единицы, принадлежащие другим областям языка и участвующие в образовании синтаксических единиц; это - слово и форма слова. Эти единицы принадлежат не только синтаксису, но также лексике и морфологии; ниже они определяются и характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

Знаменательное слово - это единица, которая, благодаря своим грамматическим и лексикосемантическим свойствам, способна подчинять себе другое слово в той или иной его форме (формах) или в той или иной своей форме (формах) само подчиняться другому слову. Вступая с другими словами в синтаксические связи, слово принимает участие в образовании синтаксических конструкций, которые являются компонентами оформленной единицы сообщения.

Так, например, слово читать своими лексикосемантическими и грамматическими свойствами (принадлежность к глаголу как части речи, переходность, лексическое значение) предопределяет возможность своей связи с формой вин. п. имени в объектном значении, подчиняет себе эту форму и на основе этой связи образует сочетание (читать книгу, письмо, стихи...), которое входит в единицу сообщения как ее компонент: Он читает книгу; Читать книгу интересно; Сел читать книгу; Читая книгу, уснул; Человек, читающий книгу, поднял голову. Слово город своими категориальными свойствами предопределяет связи типа новый город, город у моря, город ночью, подчиняет себе формы других слов и образует сочетания, которые входят в качестве компонентов в такие конструкции, как Построен новый город; Я хорошо знаю этот город у моря; Город ночью - это совсем не то, что город днем. В этих же соединениях формы слова читать и город могут оказаться подчиненными другим словам: читающий человек, сел читать, знаю город.

Грамматический характер таких связей различен; они объединяются в типы связей, которые называются присловными подчинительными связями. Свойства знаменательного слова подчинять себе другие слова в тех или других формах, весь потенциал связей, принадлежащих слову, составляет область синтаксиса слова (о связях, возникающих на основе подчинения форм слов, см. ниже).

Конструкция, образующаяся на основе реализации подчинительных связей, предопределенных лексикограмматическими свойствами слова, называется словосочетанием. Словосочетание - это то синтаксическое объединение, которое образуется сочетанием знаменательного слова и формы другого знаменательного слова на основе подчинительной связи. Словосочетание состоит из знаменательного слова и формы другого знаменательного слова (или форм других знаменательных слов). Главным (стержневым) компонентом в нем является слово (см. выше), подчиненным (зависимым) - форма (формы) слова. Значение словосочетания - это то отношение между его компонентами, которое лежит в основе его образования.

Словосочетание входит в единицу сообщения как ее компонент, - необходимо в ней присутствующий или распространяющий, расширяющий ее. В условиях языковой или внеязыковой ситуации словосочетание может функционировать и вне сообщения как самостоятельная и законченная называющая (номинативная, именующая) единица - в названиях, подписях. Это сближает словосочетание со словом. Свойства словосочетания входить в единицу сообщения, участвовать в формировании простого и сложного предложения, функционировать в качестве называющей единицы, все его языковые характеристики относятся к области синтаксиса словосочетания.

Форма слова (и словоформа, т. е. форма отдельного конкретного слова) участвует в образовании словосочетаний, простых и сложных предложений, всех видов сообщающих единиц. Форма слова обладает богатыми конструктивными возможностями. Правила ее функционирования в тех или других синтаксических позициях тесно связаны с лексической семантикой: с лексическим значением слова, выступающего в данной форме, и с его лексикосемантическим окружением. В составе словосочетания и предложения синтаксические правила употребления тех или иных форм слов часто ограничены лексикосемантически.

Форма слова имеет свои синтаксические функции, которые или целиком опираются на ее морфологическое значение (такова, например, функция объекта у формы вин. п. при переходном глаголе или функция подлежащего у называющей формы имени - им. п.), или - во многих случаях - выходят за рамки этого значения. В синтаксических конструкциях вступают в сложное взаимодействие морфологическое значение самой формы слова и ее значение как члена такой конструкции. Так, в предложениях Больного бьет дрожь; Ребенка охватил озноб; Юношу обуяло сомнение при формировании значения члена предложения - имени в форме вин. п. взаимодействуют следующие языковые факторы:

1) морфологическое значение самой формы - объектное;

2) лексическая семантика существительного (одушевленность, личность);

3) значение сказуемого (непроизвольное состояние);

4) открывающая (начальная) позиция формы вин. п., в предложениях с подобным лексическим составом предназначенная для формы с субъектным значением (ср.: Больной дрожит; Ребенок в ознобе; Юноша в сомнении, сомневается);

5) регулярная соотносительность такого вин. п. с формой им. п. (см. примеры в п. 4). В результате взаимодействия всех этих факторов такой вин. п. в предложении приобретает значение субъекта непроизвольного состояния. В построениях типа Дай закурить; Принеси поесть (разг.) вступают во взаимодействие грамматическая семантика инфинитива, лексическое значение глагола, позиция, в которой инфинитив оказывается при переходном глаголе со знач. конкретного действия, направленного на объект; в результате взаимодействия всех этих факторов инфинитив приобретает объектное значение, равное значению вин. п. в таких случаях, как Принеси еду; Дай папиросу. Все явления, связанные с синтаксическими возможностями форм слов, с правилами их употребления и функционирования, относятся к синтаксису формы слова.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.

Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

Глагольные

Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу - более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

  1. Предложение как единицы языка и речи. Классификация предложений.

Классификация предложений может происходить по нескольким параметрам:

по целевому назначению: повествовательные (Я пойду в школу), вопросительные (Ты пойдешь в школу?) и побудительные (Иди в школу);

по фиксации отношения к действительности с точки зрения бытия: утвердительные (Я пойду в школу) и отрицательные (Я не пойду в школу);

по тому, состоит предложение из грамматически членимых элементов (-Ты пойдешь в школу? – Еще бы.) или из грамматически нечленимых (Я пойду в школу) элементов;

по наличию или отсутствию дополнительной эмоциональной окраски: Я пойду в школу или Я пойду в школу!

по количеству предикативных единиц: простые (Я пойду в школу) и сложные (Я пойду в школу, и там у меня появится много друзей);

по количеству главных членов: односоставные (Открыли новую школу) и двусоставные (Я хочу открыть свою школу);

по наличию или отсутствию второстепенных членов: распространенные (Завтра я пойду в школу) и нераспространенные (Я пойду);

по полноте или неполноте вербального выражения смысла: полные (Я пойду в школу) и неполные (Я – в школу);

по наличию или отсутствию осложняющих предложение элементов (вводных слов, обращений и так далее);

по характеру структурной схемы (отражающей грамматические свойства предложения): Я пойду в школу – Pronom. + verb + prop. + subst;

по актуальному членению: Коля разбил окно, Коля разбил окно, Коля разбил окно.

В этом списке приведены как предложений, так и высказываний, однако противопоставление данных единиц по приведенным характеристикам действительно существует.

Члены предложения.

Член предложе́ния - синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении.

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Обстоятельство

Дополнение

Приложение

Подлежа́щее (в синтаксисе) - главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Подлежащее и все второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, образуют состав подлежащего.

Выражение подлежащего частями речи

Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Паром подошёл к причалу.

Кроме этого, подлежащее может выражаться:

личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево.

вопросительными местоимениями: Кто не успел, тот опоздал

относительными местоимениями: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу

неопределенными местоимениями: Жил некто человек безродный, одинокий

отрицательными местоимениями: Никто этого не знает

числительным: Семеро одного не ждут

неопределенной формой глагола (независимый инфинитив): Ходить ночью по горам опасно

Именем собственным: Иван - слесарь

Подлежащее может выражаться лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием.

Составные географические наименования: Северный Ледовитый океан

название учреждений: Министерство образования

устойчивые словосочетания: железная дорога, сельское хозяйство

крылатые слова: сизифов труд, филькина грамота

Существительное, выражающее количество, + существительное в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих

Числительное или местоимение сколько, несколько, столько + существительное в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц

Если обозначается приблизительное количество с использованием слов больше, меньше, около и т. п., подлежащее выражается словосочетанием без именительного падежа: свыше шестисот голов, около семи человек

Прилагательное, числительное или местоимение в именительном падеже + из + существительное или местоимение в родительном падеже: лучший из учеников

Неопределённое местоимение + имя прилагательное: что-то родное, нечто загадочное

Существительное (или личное местоимение) в именительном падеже + с + существительное в творительном падеже

Предикативные конструкции. «Поздравляю. Хочу тебя видеть. Может быть, осенью приеду» не вызвало в нём никакой радости

Сказуемое.

Сказу́емое (в синтаксисе) - главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями).

При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Простое сказуемое

[править]

Простое глагольное сказуемое

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении:

Ветер колышет траву.

Солнце скрылось за облаком.

Я пойду в лес.

Он поехал бы в город.

Ты мне напиши письмо сразу же!

В тени долго слышался шёпот.

[править]

Составное сказуемое

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

[править]

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и неопределённой формы глагола. Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал? Связочная часть может быть:

фазисным глаголом (начать, продолжать, стать, бросить);

модальным словом (хочет, готов, вынужден, может, не в состоянии).

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться.

Ты должен учиться.

Я был не в состоянии думать об этом.

[править]

Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из именной части и глагола-связки.

Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, менее употребляемы, но возможны и другие глаголы-связки.

Связка в предложении может быть опущена.

При разборе сказуемое обозначают двумя горизонтальными линиями.

Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:

именем прилагательным: погода была хорошая;

именем существительным: книга - верный друг;

сравнительной степенью имени прилагательного: у него характер твёрже стали;

кратким оборотом страдательного причастия: трава скошена;

кратким прилагательным: вечер тих;

наречием: ошибка была налицо;

именем числительным: дважды два - четыре;

местоимением: эта тетрадь моя;

синтаксически цельным словосочетанием: он сел в лужу;

фразеологизмом: он был притчей во языцех.

Также в примере:

погода была хорошая;

Погода - что делала? - была - какая? - хорошая.

Определе́ние в синтаксисе русского языка - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах:

Петропавловск-Камчатский, Иван Великий, имя существительное, вереск обыкновенный;

в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной

Доволен, впрочем, был судьбой,

Пасто́ра лестью погребальной,

Гербом гробницы феодальной

И эпитафией плохой.

А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. На завтрак дали яйца всмятку. Их объединило желание увидеться. Дом, в котором я живу.

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях.

Обстоя́тельство в синтаксисе русского языка - второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.Обстоятельства Что означают Вопросы Примеры

Времени Время Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Придёт завтра

Образа действия Качественную характеристику действия, способ его совершения Как? Каким образом? работать увлечённо

Меры и степени Степень проявления признака или действия В какой степени? Насколько? очень начитанный

Места Место действия, направление, путь Где? Куда? Откуда? Приехавший из Москвы

Причины Причину, повод Почему? На каком основании? Не пошёл из-за болезни

Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Уедет отдыхать

Условия Условие совершения действия При каком условии? Отложить поездку в случае ухудшения погоды

Уступки Условие, Вопреки чему Вопреки чему? Сделаем, несмотря на трудности

При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром (узор «тире - точка», - ∙ -).

Приложение -это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например:Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например:1)бабушка-старушка из окна глядит.2)возница-киргиз сидит неподвижно на облучке.3)река Дон разлиласьПодчеркивается как определение (волнистой линией).

Имя собственное при сочетании с нарицательным существительным может быть приложением тогда, когда оно не называет лицо. Например, в предложении

Район «Уралмаш» находится на севере Екатеринбурга.

приложением будет слово «Уралмаш». Если же имя собственное указывает на лицо:

Космонавт Терешкова вышла в космос

то имя собственное является подлежащим, с которым согласуется (по женскому роду) сказуемое, а нарицательное существительное космонавт является приложением.

В случае, если рядом с приложением - нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет, Соловей-разбойник.

Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак.

Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия - имена собственные и прозвища.

Если приложение,стоящее перед главным словом можно заменить однокоренным прилагательным, дефис после приложения не ставится. Например: старик сторож(приложение - старик, главное слово сторож, старик можно заменить "старый"-старый сторож.),и сторож-старик(дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные).

[править]

Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

1. Названия - имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

2. Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

3. Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями:Гражданин финиспектор! Простите за беспокойство.

Дополнение в синтаксисе русского языка - второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Выделяют прямое дополнение - беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке - в винительном, иногда в родительном падеже) - и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей):

Тренер вручил юному футболисту его первый футбольный мяч.

В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово мяч - прямым.

Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия[какие?]. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько.

При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром.

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий, с одной стороны, способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения и в синтаксические целые, а с другой — сами словосочетания и предложения (их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия). Исходной единицей синтаксиса, как и морфологии, является слово. В морфологии слова рассматриваются в основном в плане формообразования, морфемного состава, а в синтаксисе — в плане участия слов и словоформ в построении словосочетаний и предложений, связной устной и письменной речи.

Традиционно в русской грамматике выделяют три типа синтаксических единиц: словосочетание, предложение и сложное предложение, хотя отдельно рассматривают обычно еще и сложное синтаксическое целое, называемое также сверхфразовым единством. Поскольку сложное предложение и сложное синтаксическое целое в конечном счете представляют собой синтаксические объединения простых предложений, лишь различным образом модифицируемые, то принципиально важно установить различия именно между простым предложением и словосочетанием. Главным различием между этими синтаксическими единицами является наличие или отсутствие предикативности. Предложение обладает предикативностью, у словосочетания ее нет.

Рассмотрим такие предложения:

  • 1) Проголосовали вы сутра;
  • 2) Проголосовали бы вы сутра;
  • 3) Проголосуйте вы сутра.

Во всех трех предложениях говорится об одном и том же событии — голосовании, но говорящий представляет это событие с разных сторон: либо со стороны реального, уже совершившегося факта (проголосовали ), либо со стороны пожелания в совершении этого действия (проголосовали бы ), либо, наконец, со стороны усиленного волеизъявления {проголосуйте ), причем действия во 2-м и 3-м предложениях представляются в будущем времени. Итак, во всех этих высказываниях определенное действие соотнесено с действительностью, хотя и по-разному: как реальное, уже совершившееся, или как желательное, или как обязательное в будущем. Это соотнесение говорящим содержания своего высказывания с действительностью, выражаемого в формах времени, а при употреблении глагола-сказуемого и в формах вида, называется предикативностью. Иначе говоря, предикативность обусловливается в смысловом плане объективной модальностью, в формальном — видо-временной характеристикой, что свойственно именно предложению.

Для словосочетаний предикативность совершенно не характерна. Словосочетание является непредикативной синтаксической единицей. Это его основное, коренное отличие от предложения. Другие различия между этими единицами, хотя и важны, но не столь существенны. Так, предложение может быть однословным [Ночь. Тишина ), двусловным (Темная ночь. Глубокая тишина ) и многословным {Темная , непроглядная ночь окружила нас. Глубокая тишина пугала своей необычностью ). Словосочетание однословным быть не может, при самом минимальном варианте оно состоит из двух компонентов: райское наслаждение; угон самолета; связи с общественностью , общество с ограниченной ответственностью.

Сложное предложение является по существу соединением двух или более синтаксических единиц, обладающих предикативностью, которые отличаются от простых предложений обычно интонационно или наличием формальных компонентов — союзов и союзных слов. Ср.: Я вернусь. Раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. — Я вернусь , когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад (С. Есенин). Интонационная законченность простого предложения Я вернусь и интонационная незаконченность первой части Я вернусь в сложном предложении, а также наличие в последнем союзного слова когда различают сопоставляемые конструкции. Говоря проще: для словосочетания характерна непредикативность, для простого предложения — монопредикативность, для сложного предложения — полипредикативность.

Для обозначения синтаксических единиц употребляется также терминсинтаксическая конструкция. Это как бы родовое название по отношению к словосочетанию (личная неприкосновенность , регулируемая рыночная экономика , реформа экономики , ректор с проректором , находиться в студии ) или предложению (Закон принят. Докладчика приветствовали стоя. Правовые акты не могут применяться , если они не опубликованы ). Синтаксическая конструкция может быть одной словоформой (Светает. Утро ) и сложным предложением с прямой речью ("Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой" , — повторил докладчик , отвечая на вопрос , который задал ему один из слушателей ).

Некоторые авторы, описывая синтаксические конструкции, используют структурные схемы, представляющие, по их мнению, наиболее обобщенный образец построения словосочетания, простого и сложного предложений. Например, сочетания переходных глаголов с прямым дополнением типа сдать экзамен , получить зачет , защитить проект могут быть объединены общей формулой с использованием латиницы: Vtrans + N4synt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4synt — четвертый (винительный) падеж с синтаксическим значением. И формулы, и латинские обозначения в них, широко применяемые представителями структурального направления, дают общее представление о модели синтаксической конструкции и допускают различное лексическое наполнение — от самых частотных слов до периферийных. Приведем употребляемые далее в учебнике буквенные символы (в принципе, это сокращения соответствующих латинских названий частей речи и их морфологических форм):

VT — спрягаемая форма глагола (verbum finitum );

Vf3s — спрягаемый глагол в форме 3 л. ед.ч. (singularis );

Inf — инфинитив (infinitiv );

N — имя существительное (потеп );

Adj — имя прилагательное (adjective );

Pron — местоимение (ргопотетг );

Adv — наречие (adverbum );

Part — причастие (participium );

Сор — связка (copula ).

Цифры от 1 до 6 при символе N обозначают падежные формы существительного; цифра 2 с многоточием при этом же символе (N2...) — существительное в форме одного из косвенных падежей (без предлога или с предлогом).

Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

Словосочетаниями не является:

o грамматическая основа;

o однородные члены предложения;

o служебная часть речи + существительное;

o фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка; 2) красная смородина, железная дорога.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое. Существует три типа связи:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.



Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Классификация словосочетаний по главному слову

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

§ Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

§ Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный.

§ Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

§ Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

§ синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

§ синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

· Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

· Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

· Обобщённо-личное предложение -простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

· Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

· Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Что такое сложное предложение?

Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.