Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях. Ной - неоднозначный, но симпатичный патриарх

познакомить воспитанников с историей проклятия Хама и историей строительства вавилонской башни

Задачи:

  • понять, в чём состоял грех Хама
  • обсудить правильное отношение к родителям
  • понять, для чего люди начали строить башню в Вавилоне
  • узнать, как Бог остановил строительство вавилонской башни
  • понять, в чем состоит грех гордости

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 7.
  2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Урок 5.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, Глава V.

Ключевые понятия:

  • Хамство
  • Вавилон

Ключевые понятия:

  • Иафет
  • Сыновняя любовь
  • Нагота
  • Гордость
  • Столп
  • Столпотворение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что сделал Хам?
  2. Что предсказал Ной?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Дети выполняют коллективную поделку «Поезд ».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя о детях Ноя - Хаме, Симе и Иафете, сопровождаемый иллюстрациями.

Игра: Детям раздаётся равное количество пластилина и ставятся перегородки, чтобы дети не видели друг друга (можно просто развернуть их в разные стороны). После того как дети приготовились – даётся команда «лепить кирпичи». Размеры, формы и другие подробности, как изготавливать кирпичи, говорить не надо. После того как все кирпичи готовы, дети должны попытаться собрать из неё башню. Как правило, кирпичи получаются разные и крепкую высокую башню из них построить нереально.

Рассказ учителя о вавилонской башне, сопровождаемый иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 120. «Жизнь Ноя и его детей после потопа»:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Вавилонская башня»:

  1. Вавилонская башня ».
  2. Телепроект «Остров открытий». Часть «Сим, Хам, Иафет ».
  3. Телепередача «Доброе слово». «Вавилонское столпотворение» .

1) Грех Хама

После Потопа Ной стал возделывать землю, научился выращивать виноград. Однажды он выпил слишком много вина, опьянел и заснул обнаженным, ничем не покрывшись. Увидев это, его сын Хам стал смеяться над ним и рассказал про него своим братьям. Но Сим и Иафет не одобрили поступок своего брата и поступили иначе. Они решили проявить сыновнюю любовь к отцу: пошли в шатер, где лежал Ной, и отводя глаза, чтобы не видеть наготы, заботливо покрыли своего отца.

Когда Ной проснулся и узнал, как вёл себя его сын, он очень огорчился и предсказал, что потомки Хама будут рабами потомков Сима и Иафета. А Сима и Иафета Ной благословил и предсказал, что в потомстве Сима родится Спаситель, и что у Иафета будет большое потомство. Поступок Хама настолько некрасив, что даже имя его люди стали использовать в своей речи для обозначения грубых, дерзких и неприличных поступков по отношению к другим людям. Такие поступки называют хамством.

2) Любовь к родителям

Осуждение родителей, насмешки над ними – очень тяжёлый грех. Для того чтобы маленький ребенок мог вырасти, много нужно родителям положить любви, труда и забот, и часто надо родителям забывать себя и жертвовать собой. Почти всегда дети чувствуют это и любят своих родителей. Наступит день, когда силы детей увеличатся, а силы родителей уйдут, – тогда дети должны будут заботиться о них, чтобы всё у них было: беречь их слабость, охранять их; мы никогда не должны осуждать родителей и тем более смеяться над ними.

А что делать, если родители грешат? Как ребёнку относиться почтительно к родителям, если они на его глазах совершают порочные поступки? Конечно, к таким поступкам нельзя относиться равнодушно. Их нельзя одобрять, нельзя им подражать, но при этом всё равно нужно уважать и любить родителей. Эти их поступки – своего рода духовная болезнь, которой они заболели, может быть, оттого, что их мало любили. В любом случае мы не можем их осуждать. Одна обязанность всегда остается у нас неизменной в отношении родителей: это молитва о них. Даже смерть в этом ничего не меняет. Так и умершие родители не перестают молиться о своих детях, и их молитва утверждает благополучие детей.

3) Строительство вавилонской башни

Сначала все люди жили в Араратской долине и говорили на одном языке. Затем они стали переселяться в другие места, где были благоприятные условия для жизни. Стали возникать первые государства. Один из потомков Хама – Нимрод – основал город, который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов.

И сказали люди, бывшие с Нимродом, друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Возможность по-новому строить наполнила людей гордостью, они казались сами себе необыкновенными. В Библии написано: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя... » (Быт.11:4) «Сделать себе имя» – означает жить вечно. Древние люди верили, что пока имя человека помнится, он ещё живет. Но жизнь земная и вечная жизнь в воле Бога, а потомки Хама хотели получить бессмертие за свои технические достижения. Им казалось, что они делают что-то очень важное, и башня их может достать до небес. Но с высоты Божией они были лишь маленькими человечками, которые суетились внизу на земле. Из-за греха гордости они захотели добраться до неба, то есть, чуть ли не сравняться с Богом. Что же из этого получилось?

4) Смешение языков

Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. Но Господь сошёл посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие, и сказал: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле » (Быт.11:6-8). «Смешение языка» означало, что люди стали разговаривать на разных языках. Не понимая друг друга, они прекратили строительство башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, назван Вавилоном, что значит «смешение», а башню стали называть вавилонской. Само строительство башни (по-другому «столпа») ещё называют столпотворением.

5) Нравственные выводы

Подумай, было ли случайным наказанием то, что возгордившиеся люди перестали понимать друг друга? Подумай, с каким человеком очень трудно дружить? С тем, кто думает, что он лучше других, умнее, богаче, «круче». Вряд ли такой человек захочет понять другого или кому-нибудь помочь. Гордость – причина непонимания людьми друг друга.

А ещё можно сказать, что строители башни хотели создать на Земле рай. Ведь их попытка создать себе имя и была попыткой вернуть вечную райскую жизнь. Только рая без Бога не бывает. Нимрод был очень деспотичным человеком, и если бы Бог не вмешался, люди очень страдали бы под его властью.

Проверочные вопросы:

  1. Что сделал Хам?
  2. Что предсказал Ной?
  3. Как надо относиться к родителям?
  4. Для чего людям понадобилась башня в Вавилоне?
  5. Были ли наказаны Богом строители вавилонской бащни?
  6. Как переводится слово «Вавилон»?

|

(Бытие 6 , 7 , 8 , 9 )

Со времени смерти Адама и Евы прошло много лет. Род человеческий размножился. Дети Божии и дети человеческие сначала жили раздельно, но потом сыновья Божии стали брать в жены дочерей человеческих и следовать их дурному примеру. Все люди стали жить в грехах; забывать Бога, обижать друг друга и заботиться только о земном.

Бог, наконец, разгневался на людей и решил очистить землю от грехов их и поселить на ней новый человеческий род.

Один только человек оставался праведным на земле. Звали его Ной, и у него было 3 сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною:

Наполнилась земля злыми делами людей. Я наведу на землю воду и истребит потоп водный все, что живет на земле. Ты построй себе ковчег (корабль) и войди в него со всем семейством твоим и возьми с собой, ото всех зверей, по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. - Чистыми назывались животные, которых можно было принести в жертву Богу.

Когда ковчег был готов, Ной и его сыновья вошли в него вместе с своими женами и взяли по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых животных, по слову Господню.

ПОТОП

Едва Ной вошел в ковчег, как пошел страшный дождь. 40 дней и 40 ночей он не переставал. Вода покрыла всю землю, даже самые высокие горы. Все люди и все звери погибли. Только те спаслись, кто был в ковчеге. Это ужасное наводнение называется «всемирным потопом».

Наконец, дождь прекратился, и вода начала понемногу спадать, но долго еще не видно было земли, и ковчег Ноев нигде не мог пристать. Когда прошло несколько месяцев, Ной выпустил из ковчега голубя. Голубь полетел и вернулся к Ною: ему еще негде было жить. Через неделю Ной снова его выпустил. Он снова вернулся, но с зеленой веточкой в клюве - значит уже снова была зелень на земле. Через семь дней Ной опять выпустил голубя, и голубь не вернулся. Тогда Ной вышел с семьей из ковчега, выпустил всех зверей и принес жертву Господу. Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему: - Не буду больше проклинать землю за человека и уничтожать всего живущего за грехи его, и вот радуга на облаке будет знак обещания Моего.

Так, Господь, водою потопа, как будто смыл все грехи с земли и на ней снова началась жизнь.

ДЕТИ НОЯ

После потопа Ной стал возделывать землю, научился выращивать виноград. Он не знал, что виноградный сок может сделаться вином и от него можно опьянеть. Однажды он выпил слишком много вина, опьянел и заснул, не покрывшись. Увидев это, его сын Хам стал смеяться над ним и рассказал про него своим братьям. Но Сим и Иафет поступили иначе. Они пошли в шатер, где лежал Ной, и заботливо покрыли своего отца.

Когда Ной проснулся и узнал, что произошло, он проклял Хама и предсказал, что его потомки будут рабами у потомков его братьев, а Сима и Иафета благословил и предсказал, что в потомстве Сима родится Спаситель, и что у Иафета будет большое потомство.

ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ

Осуждение родителей, насмешки над ними - очень тяжелый грех. Для того, чтобы маленький ребенок мог вырасти, много нужно родителям положить любви, труда и забот и часто надо родителям забывать себя и жертвовать собой. Почти всегда дети чувствуют это и любят своих родителей. Наступит день, когда силы детей увеличатся, а силы родителей уйдут, - тогда дети должны будут заботиться о них, чтобы все у них было: беречь их слабость, охранять их; мы никогда не должны осуждать родителей и тем более смеяться над ними.

Одна обязанность всегда остается у нас неизменной в отношении родителей: это молитва о них. Даже смерть в этом ничего не меняет. Так и умершие родители не перестают молиться о своих детях, и их молитва утверждает благополучие детей.


Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.


Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты , к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты ; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

«Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Хам и
Иафет.
Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из
виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел. Потому
что ещё не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнажённым в
шатре своём. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнёсся к отцу
своему, пошёл и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет
взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и
покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего
сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал,
что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и
Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится
истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут
истинную веру от потомков Сима.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой
старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди
могли доживать только до 400 лет. Но и при такой всё ещё долголетней жизни люди быстро размножались».

Всё, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются СЕМИТЫ, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нём одном сохранялась вера в истиннаго Бога. Потомки Иафета называются ИАФЕДИТЫ, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые приняли от евреев веру в истиннаго Бога. Потомки Хама называются ХАМИТЫ; к ним относятся ханаанския племена, первоначально населявшия Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» гл. 9, 18-29; гл. 10

ЖИЗНЬ НОЯ И ЕГО ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПОТОПА.

С Ноем спаслись его три сына:
Сим, Хам, и Иафет
Земля легко плоды родила,
Давал надежды Божий Свет.

Ной стал возделывать ту землю
И виноградник посадил,
Построил тут же винодельню,
Вино впервые получил.

Ной пил вино и восхищался,
Ценя и вкус и аромат.
Он постепенно напивался
И сном глубоким был объят.

В своем шатре, вином сраженный,
Нагой и пьяный Ной лежал,
А Хам, тем видом, удивленный,
Об этом братьям рассказал.

Но Сим и Иафет не стали
Смеяться над отцом своим,
Они его одежду взяли
И сразу же к отцу пошли:

В шатёр вошли так, чтоб не видеть
Отца в невольной наготе,
Чтоб непочтеньем не обидеть,
Набросили одежды те

И наготу отца прикрыли,
И потихонечку ушли,
Хоть этот случай не забыли,
Но пересудов не вели.

Проснувшись, Ной узнал про Хама,
Меньшего сына своего,
Он осудил сына нахала
И проклял навсегда его…

Он его проклял в лице сына,
Какого Ханааном звать,
Чтоб жизнь потомкам отплатила,
Чтобы им всем рабами стать,

Чтоб были в рабстве у потомков
Его хороших сыновей,
И чтоб скиталися с котомкой
В земле чужой, а не своей…

А Сима с братом Иафетом
Благословил и предсказал,
Что их потомки с верой светлой
В землях любых найдут причал,

Что будут истинную веру
Потомки Сима сохранять,
А Иафет один из первых
По всей земле распространять.

Сбылись все предсказанья Ноя:
От Сима род пошёл большой-
Семиты дружною семьёю
Пополнили весь род людской.

Потомки Иафета стали
Другие земли заселять-
Иафетидами их звали,
В Европе нужно их искать.

Ной прожил с истиною верой!
Девять веков, пятьдесят лет -
Аналогичных нет примеров,
Проживших больше Ноя нет!

А веру в истинного Бога
Евреи до сих пор несут -
В Израиль - торная дорога,
Паломники туда идут.

Потомки Хама раньше жили
Все в ханаанских племенах-
Хамиты в древней Палестине,
Им был не ведом Божий страх.

Хамиты были в подчиненьи,
Как раньше Ной им предсказал,
Они не знали обученья
И род их кое-где дичал.

Легенды о единственно выжившем после потопа Ное есть в культурах разных народов мира. В некоторых еврейских мидрашах подробно описываются его праведные поступки во времена, предшествующие потопу. А в Армении до сих пор сохранилась могила Ноаха, к которой еще несколько столетий назад ходило множество паломников, придерживающихся разных авраамических религий. В каноническом христианстве Ной – это библейский патриарх, предок современного человечества и пример высокой нравственности. С его фигурой связаны многие первоосновы современной христианской истории.

Жизнь Ноя до и после потопа

Библейский Ной или с древнееврейского Ноах по христианским представлениям является прямым потомком Адама и прародителем всего современного человечества. В Книге Бытия он описывается как единственный, кто сохранил праведный образ жизни из своих современников. За высокие нравственные качества и любовь к господу, бог, который решил наказать людей за грехопадение, спасает Ноя. Перед тем, как наслать на человечество потоп, он предупреждает последнего из ветхозаветных патриархов о надвигающемся бедствии и рассказывает ему, как спастись.

Чтобы выжить, Ной должен был построить деревянный Ковчег, взять туда всю свою семью и всех известных животных, по одной паре из каждого вида, для продолжения рода.

Тех же животных, которых можно было приносить в жертву, следовало брать больше – чтобы в первые годы после того, как вода отступит и начнется новая жизнь, делать жертвоприношения. У Ноя было три сына (Сим, Хам и Иафет) и несколько жен, но в Книге Бытия ничего не говорится дочерях Ноя и женах его сыновей до потопа, что иногда является предметом антихристианской критики. В последствие от сыновей Ноя произошли все известные народы (от Сима – семиты, от Хама – хамиты, от Иафета – индоевропейцы). Несмотря на то, что сегодня эти термины являются устаревшими, проблема их старшинства до сих пор часто оказывается камнем преткновения в межрелигиозных спорах.

Жизнь Ноя в ковчеге

Вместе со своей семьей с момента начала потопа до нового появления земли Ною пришлось прождать в ковчеге около года. Все это время он скитался по океану, ничего не зная о том, когда отступит вода и покажется земля вместе с растущей на ней пищей. Согласно библейской легенде, чуть более сорока дней перед наводнением он провел в ковчеге в ожидании конца света , затем сорок дней и ночей длился Всемирный потоп. После этого ковчег поднялся и поплыл по воде, которая поднялась выше самых высоких гор, погубив все живое на земле. Полгода (150 библейских дней) Ной провел в ожидании. Затем вода стала медленно уходить, и на седьмой месяц, по преданию, ковчег впервые остановился на скалистом Арарате.

Но для жизни Ною нужна была более пригодная для ведения хозяйства суша. Для ее поисков он стал выпускать из ковчега голубя. В первый раз птица не принесла ему ничего, что означало, что земля еще не показалась. Во второй голубь принес ветку маслины. А в третий птица не вернулась, и вскоре Ноев ковчег оказался около суши. Затем еще некоторое время он и его семья ждали, пока земля «обсохнет», и только тогда покинули корабль. После спасения библейский патриарх заколол и принес в жертву нескольких животных, а после заключил с Богом завет, получив от него наставления к праведной жизни и обещание больше не наказывать человечество потопом за грехи.

Легенда о Нухе в Армении

Гора Арарат, на которую Ной сошел с ковчега после потопа, находится в Армении. Поэтому с фигурой библейского патриарха Ноаха или Нуха здесь связано множество легенд. Один из армянских городов (ныне находящийся в Азербайджане), Нахичевань, по преданию, получил свое имя в честь этого библейского персонажа. Именно в Араратской долине Ной по легенде сделал первое жертвоприношение «чистых животных», после которого бог смилостивился и пообещал больше не наказывать человечество потопом за проступки. Здесь же Нух вместе со своими сыновьями развел первые виноградники.

В XIII веке один из армянских летописцев в работе по географии Армении упоминает, что в Нахичеване находится место упокоения Ноя, а в Маранде – могила его жены. Со временем здесь действительно появляется гробница Ноя. В заметках путешественников XIX века содержится много указаний о том, что она популярна среди паломников. Несмотря на то, что в последствие ученые-исследователи Библии доказали, что отождествление армянского Арарата с библейским может быть ошибочным, в Армении могилу Ноя считают настоящей. В советское время гробница (предположительно построенная в XVI веке) была разрушена. Но с 2006 года началось ее планомерное восстановление, и в 2010 году Мавзолей Ноя (или Гробница пророка Нуха) открылся для посетителей.

Семиты, хамиты и иафеты

Как было сказано выше, от трех сыновей Ноя произошли основные группы библейских народов – семиты, хамиты и иафеты. С некоторыми поправками их потомков соотносят с соответственно современными семитами, африканским и островным населением и индоевропейцами. По одной из библейских легенд, Хам оказался проклят Ноем за то, что насмехался над своим отцом, когда тот был пьян. Согласно преданию, библейский патриарх предсказал, что он вечно будет рабом Сима и Иафета, что в Новое время нередко являлось «законным» христианским оправданием работорговли.

Сегодня определение хамитов, семитов и иафетов как этнических групп не считается релевантным в науке.

Что характерно, в древних шумерских текстах также существовал миф о потопе, в котором боги погубили надоевшее им человечество. И последний праведник у вавилонян также остался в живых. Тем же способом – предупреждением о потопе и рассказом о постройке ковчега – его спас один из небожителей. Ученые, которые всерьез занимаются исследованием вопросов, касающихся историчности Библии, видят в этом доказательство того, что Всемирный потоп действительно имел место быт. Другие же отмечают, что по крайней мере это свидетельствует о том, что на ближнем Востоке существовал единый цикл легенд о до- и послепотопных временах.

Ксения Жарчинская